инструментальный концерт имеет какую форму

Инструментальный концерт

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую формуПосетителям филармонии знакома та особая, приподнятая атмосфера, которая царит в зале, где исполняется инструментальный концерт. Особый интерес вызывает соревнование солиста с целым коллективом – оркестром. Действительно, концерт – один из самых сложных инструментальных жанров. Специфика его состоит в том, что солист поставлен в самые трудные условия, которые могут существовать в музыке. Ему предстоит доказать превосходство своего инструмента в состязании с десятками других.

Недаром композиторы придают концертам блестящий, виртуозный характер, стремясь раскрыть все технические и художественные возможности избранного ими инструмента. Концерты, в основном, пишутся для самых развитых и богатых по своим ресурсам инструментов – фортепиано, скрипки, виолончели.

Вместе с тем концерт предполагает не только соревнование участников, но и попеременную согласованность солирующей и аккомпанирующей партий в воплощении общего замысла сочинения.

Таким образом инструментальный концерт содержит в себе, казалось бы, противоречивые тенденции:

И, по-видимому, слово концерт имеет двойное происхождение: от латинского «concertare», что означает «состязаться», и от итальянского «concerto», то есть, «согласие». В этом двойном значении – смысл и специфика данного жанра.

Инструментальный концерт. История возникновения жанра

История концерта как формы ансамблевого исполнения уходит в глубокую древность. Совместная игра на нескольких инструментах с выдвижением солирующего встречается в музыкальной культуре многих народов.

Но сам термин появился в эпоху позднего Возрождения, в XVI веке, в Италии. Так называли вокальные полифонические произведения, исполняющиеся в церкви. Такие произведения были основаны на сопоставлении (состязании) двух или нескольких певческих партий, сопровождавшихся органом, а иногда – инструментальным ансамблем.

В дальнейшем это наименование перешло к камерным сочинениям для нескольких инструментов. Подобные концерты встречаются в начале XVII века, но уже к середине столетия концерт становится оркестровым произведением и принимает новое название – «кончерто гроссо».

Concerto grosso

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую формуСоздателем нового жанра Concerto grosso («большой концерт») был выдающийся итальянский скрипач и композитор XVII – начала XVIII века Арканджело Корелли. В кончерто гроссо уже имелось деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты, причем первых всегда было несколько и назывались они concertino.

Последующее развитие этой формы связано с Антонио Вивальди, младшим современником Корелли. В творчестве Вивальди цикл концерта обрел 3-частную форму, где крайние быстрые части обрамляли среднюю, медленную. Он же создал первые концерты с одним солирующим инструментом, скрипкой. Такие концерты писали Бах и Гендель.

В дальнейшем в качестве солирующего инструмента стал выдвигаться и клавесин, который первоначально выполнял в Concerto grosso аккомпанирующие функции. Постепенно его партия усложнялась, и с течением времени клавесин и оркестр поменялись ролями.

Структура концертов Вольфганга Амадея Моцарта

В творчестве Моцарта окончательно закрепилась 3-частная структура концерта как основная форма. При этом I часть пишется в сонатной форме с двойной экспозицией (первый раз ее излагает оркестр, второй, с некоторыми изменениями – солист). В конце части помещается виртуозная каденция – эпизод, исполняемый одним солистом.

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую формуКак правило, в ту пору каденция не записывалась композитором, а отмечалась особым значком в партии солирующего инструмента. Солисту здесь предоставлялась полная свобода импровизации, демонстрации своих виртуозных способностей. Эта традиция сохранялась довольно долго, и лишь в постбетховенскую эпоху каденция стала записываться авторами, приобретая важное значение в развитии идеи сочинения.

Но если каденция в том или ином виде включается в инструментальный концерт и в наши дни, то двойное экспонирование главных тем постепенно исчезло.

II, медленная часть, не имеет какой-либо прочно установившейся формы, зато III часть, быстрый финал, пишется в сонатной форме либо рондо.

Развитие инструментального концерта в XIX-XX веке

Жанр концерта прошел большой путь становления и развития, подчиняясь стилевым тенденциям того или иного периода времени. Отметим лишь наиболее важные, узловые моменты.

Концерт пережил свое новое рождение в творчестве Бетховена. Если у Моцарта он еще был наделен чертами развлекательности, то Бетховен решительно подчинил его идейным задачам, сблизил с симфонией.

Симфонизацию концерта продолжили композиторы эпохи романтизма. Под влиянием симфонической поэмы части концерта слились в одну непрерывно развивающуюся композицию. Творцом такого 1-частного концерта был Ференц Лист. Он же придал ему блистательно-виртуозный облик.

Инструментальный концерт в творчестве Мендельсона, Шопена, Шумана, Грига обнаруживает стремление к лиризации. Это, в свою очередь, привело к снижению роли виртуозного элемента концерта.Если у Бетховена солирующий инструмент и оркестра были равноправны, то у романтиков первый безраздельно господствует, а второму отводится скромная аккомпанирующая роль.

Между тем бетховенские традиции симфонизированного концерта продолжали развиваться в творчестве Брамса. Влияние лирико-драматической симфонии сказалось на концертах Чайковского и особенно Рахманинова.

Новое слово в возрождении шопеновского концерта сказал Сергей Прокофьев. Его фортепианные концерты имели виртуозный масштаб и заставляли рояль успешно конкурировать с развитой оркестровой партией. Скрипичные концерты Прокофьева лиричны и привлекают прежде всего мелодической интерпретацией солирующего инструмента.

В творчестве композиторов XX века прослеживаются и тенденции возрождения старинного концерта. Так, пышное виртуозное «барокко» расцветает в сочинениях Гершвина и Хачатуряна, ренессанс старинных форм прослеживается в творчестве Хиндемита, Бартока и Стравинского.

Архив нот

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую форму

Источник

Инструментальный концерт имеет какую форму

Что такое инструментальный концерт, история инструментального концерта

Историю инструментального концерта и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое инструментальный концерт?

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую форму

Структура инструментального концерта

Инструментальный концерт – это произведение, включающее в себя несколько частей, количество которых может варьироваться от одной до четырёх. Тем не менее композиторы чаще используют трёхчастное строение, установленное ещё в эпоху классицизма. Как правило, наиболее активная по тематическому материалу первая часть концерта сочиняется в форме сонатного аллегро. Вторая – спокойная, лирическая, окрашенная в пасторальные тона, обычно имеет форму трёхчастной арии. В последнем жизнерадостном финальном разделе авторы отдают предпочтение форме рондо, рондо-сонаты или теме с вариациями. Исходя из вышесказанного, вся структура инструментального концерта напоминает небольшую симфонию с тем отличием, что в нём есть новое действующее лицо – солист, в партию которого помимо основного музыкального материала предусматривается включение большого эпизода, называемого каденцией. Она исполняется без сопровождения оркестра, отличается виртуозностью и играет важную роль в драматургии произведения.

Популярные инструментальные концерты

История

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую форму

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую форму

Прошло несколько десятилетий, в течение которых «Concerto grosso» динамично процветал в творчестве композиторов. Было написано немало прекрасных произведений, среди которых особенно выделялась коллекция скрипичных трёхчастных концертов Томазо Альбинони. Такая новация в форме пришлась по нраву молодому талантливому композитору Антонио Вивальди , сочинившему более пятисот произведений данного жанра и окончательно сформировавшему сольный инструментальный концерт. Его композиции имели три контрастные части: первая и третья – быстрые и динамичные, а средняя – лирическая и напевная. В качестве солирующих инструментов Вивальди использовал не только свою любимую скрипку, но и самые разные духовые инструменты: флейту, гобой, фагот, трубу и валторну. Яркий музыкальный материал своих концертов Вивальди строил на противоборстве всего оркестра и партии солиста, основанной на новой виртуозной исполнительской технике. Кроме того, композитор регулярно стал вводить в текст изящный повторяющийся пассаж ритурнель, который постоянно применялся в музыке балетных спектаклей.

Популярность жанра инструментального концерта продолжала всё больше возрастать. К концу XVIII века получили распространение такие разновидности жанра, как концерт с оркестром для одного солирующего инструмента, двух – «двойной», трёх– «тройной» и даже четырёх, а также концерты без солистов, именуемые рипиено или концерты только для солирующего инструмента без оркестра.

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую форму

инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть фото инструментальный концерт имеет какую форму. Смотреть картинку инструментальный концерт имеет какую форму. Картинка про инструментальный концерт имеет какую форму. Фото инструментальный концерт имеет какую форму

Интересные факты

Инструментальный концерт. Этот жанр, появившийся для воплощения творческих замыслов композиторов несколько веков назад, в нынешнее время пользуется огромной популярностью. Публику инструментальные концерты прельщают нарядной и радостной музыкой, а исполнителей тем, что в этих произведениях они во всём блеске могут продемонстрировать своё виртуозное мастерство.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Музыка. 6 класс

Конспект урока

Жанр инструментального концерта в музыке

А. Вивальди, И. С. Баха, Э. Н. Артемьева

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— концерт как один из инструментальных жанров музыки;

— особенности жанра инструментального концерта;

Виола – (итал. viola) – старинный струнный смычковый музыкальный инструмент различных типов.

Концерт – это публичное исполнение музыкальных произведений, независимо от жанров, направлений, количества исполнителей, по заранее объявленной программе.

Инструментальный концерт – музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партии солиста (или солистов) всему оркестру.

Клавир – общее название клавишных инструментов в Германии XVII – XVIII века.

Синтезатор – электрический музыкальный инструмент с уникальными акустическими возможностями.

Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк.

1. Иллюстрированный словарь иностранных слов. Ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил./ авт.-сост. Е. А. Гришина. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 319.[1] c.ил.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Концерт (в переводе с латинского – состязание) – музыкальный жанр, в основе которого лежит противопоставление солиста (или солистов) всему оркестру. Впервые слово «концерт» было применено в XVI веке в Италии. К началу XVIII века существовало два типа концерта. В концертах первого типа небольшая группа инструментов противопоставлялась большей группе. Такие концерты назывались кончерто гроссо. Автором концертов такого типа является итальянский композитор Арканджело Корелли (1653-1713).

Второй тип инструментального концерта – для солирующего инструмента с оркестром. Он состоял из трёх частей. Первая, быстрая, почти всегда имела форму рондо. Вторая – медленная, сочинялась в свободной форме. В третьей части – финале, композиторы часто возвращались к форме рондо. Антонио Вивальди (1678-1741), один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал около 500 сольных инструментальных концертов.

Вершиной творчества Антонио Вивальди являются четыре концерта для скрипки со струнным оркестром («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»). Они объединены в один цикл «Времена года». Содержание каждого из концертов раскрывают сонеты, написанные самим композитором.

Сонет – это лирическое стихотворение из 14 строк.

В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки.

Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения.

Развитие жанра концерта продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Макса Бруха и многих других композиторов.

На протяжении XVIII – XX веков были созданы концерты не только для инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра, но и для деревянных и медных духовых инструментов. Основоположником инструментального концерта в России является Пётр Ильич Чайковский. Вслед за ним к жанру концерта обращаются С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. Ф. Стравинский и другие.

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – современник Антонио Вивальди. Он никогда не покидал пределов своей Родины, но среди его произведений есть «Итальянский концерт», написанный для клавира.

В XVII – XVIII веках в Германии клавиром называли все клавишные инструменты: клавикорд, клавесин, фортепиано. Бах использовал опыт итальянских мастеров сольного скрипичного концерта и характерные приемы развития: трёхчастное строение и ладовый контраст (мажор-минор-мажор).

Мечтательность и богатое воображение отличало и наших предков.

Загадочное высокое небо издревле влекло к себе русского человека. И свои мечты о полётах он воплощал в сказочных образах летящей в ступе Бабы-Яги, Ивана-царевича на ковре самолёте, героя в сапогах скороходах или на Коньке-горбунке. Время неумолимо двигалось вперёд, на смену героям русских народных сказок пришли герои писателей-фантастов, летающие на другие планеты.

В 1961 году сказочная мечта становится реальностью: в космос запускается космический корабль с человеком на борту. Им стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Это событие не могло оставить равнодушным творцов искусства-писателей, художников и, конечно, композиторов.

Так какая же она, музыка космоса? Ещё до полёта человека в космос американский композитор XX века Чарльз Айвз написал оркестровую пьесу «Космический пейзаж».

Исполняет её небольшой камерный оркестр, который условно можно поделить на три группы: струнные, «рисующие» образ неизвестной планеты, деревянно-духовые, создающие образ космонавтов-исследователей и труба с настойчивой вопросительной интонацией. Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это сочинение: «Вопрос, оставшийся без ответа».

Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов сказал:

«Открылась бездна, звёзд полна;

Звеёздам числа нет – бездне дна…»

Космос – это бездна. Можно ли изучить бездну? Наверное, нет. Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.

В наше время – век технического прогресса и развития компьютерных технологий – появляются новые электрические музыкальные инструменты –синтезаторы, акустические возможности которого уникальны. Они расширяют выразительные возможности музыки для создания образов внеземных цивилизаций. Наш современник, композитор Эдуард Николаевич Артемьев, автор музыки к кинофильмам, создаёт в своих произведениях образы Вселенной.

Одно из его произведений, написанных для синтезатора – «Мозаика», что в переводе с латинского означает «Посвящённое Музам».

В изобразительном искусстве мозаика – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева или других материалов.

«Мозаика» Эдуарда Артемьева написана для синтезатора – современного музыкального инструмента, возможности которого позволяют передать красочность, неповторимость и гармонию Вселенной.

Загадка гениальности до сих пор не разгадана. 1875 год подарил миру Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, в творчестве которого нашли гениальное воплощение музыка, живопись и поэзия. «Я полечу в очень далёкие миры, в края вечной красоты, солнца, сказки, в зачарованную страну…», говорил композитор.

Изучая литовский фольклор, древнеиндийскую философию, черпая сюжеты из античной мифологии, он в своих произведениях выражал представление о мироздании, о состоянии человеческой души звуками, красками, словом. Картины его музыкальны, музыка – живописна. Переход от музыки к живописи уловить трудно. Они едины.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Какую музыкальную форму имеет инструментальный концерт в творчестве И. С. Баха?

Вариаций, рондо; трёхчастная; одночастная; двухчастная; сонатная

На уроке были прослушаны фрагменты из каждой части инструментального концерта Иоганна Себастьяна Баха. Всего было три фрагмента, и, соответственно, частей тоже три. Отсюда вывод: музыкальная форма инструментального концерта трёхчастная.

№ 2. Определите основоположника жанра инструментального концерта в России. Выберите правильный ответ:

Все эти композиторы писали инструментальные концерты. Но: Антонио Вивальди – итальянский композитор, а Сергей Прокофьев и Сергей Рахманинов – последователи П. И. Чайковского, композиторы XX века. Следовательно, основоположником жанра инструментального концерта в России является русский композитор XIX века Пётр Ильич Чайковский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *