иноземцево какой район ставропольского края
Иноземцы поселка Иноземцево
Фото: Денис Абрамов
Курортный поселок Иноземцево под Пятигорском известен прежде всего благодаря дому Рошке — в этом неказистом с виду здании двести лет назад располагалась кофейня немецкого колониста Рошке, где бывали Пушкин, Глинка, Лев Толстой, а Лермонтов провел последние часы перед роковой дуэлью. Поселок назван в честь инженера Ивана Иноземцева, когда-то управлявшего местной железной дорогой. Но мог бы носить это имя и по другой причине: иноземцы действительно оставили большой след в его истории и нынешнем облике.
Шотландцы из Африки
Фото: Денис Абрамов
Владенный акт Патерсона. Пятигорский краеведческий музей
Сегодня в Иноземцево живут представители 30 национальностей, в том числе армяне, греки, немцы, корейцы. Но первыми иностранцами, скорее всего, были шотландцы. Миссионеры Эдинбургского библейского общества прибыли на Кавказ в 1802 году с жалованной грамотой от императора Александра I о поселении на «вечные времена» с целью «распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». Поселили их в гостевых домах старинного татарского селения Каррас, принадлежавшего одному из потомков крымского султана Гирея.
— Шотландцы имели достаточно туманное представление о положении дел на Кавказе. Генри Брунтон — глава миссии — до этого проповедовал в Африке. В Сьерра-Леоне он изучил местный язык, составил для аборигенов первую азбуку и перевел Библию. Африканская миссия оказалась достаточно успешной, и на волне успеха Эдинбургское общество решило почему-то отправить свою миссию на Кавказ. Но здесь им пришлось достаточно туго, — рассказывает историк Лидия Краснокутская.
Иноземцево какой район ставропольского края
Владикавказская дорога по своему возрасту отстает от первой железной дороги в России на 40 лет. Теперь понадобились надежные руки для огромной новой еще неблагоустроенной железной дороги. Проложены рельсы, построены станции, налажена охрана пути. Акционерное общество запрашивает в Министерстве путей сообщения специалиста. Обществу рекомендуют бывшего начальника подвижного состава и тяги Юго-Западных железных дорог — Ивана Дмитриевича Иноземцева. За плечами которого была еще и служба на Одесской, Киево-Брестской дорогах. Опытным, зрелым специалистом в возрасте 35 лет он взялся за новое дело. Первый контракт был на 3 года, затем оставлен еще на три. И так пролетели все 29 лет безупречной службы Ивана Дмитриевича.
Спустя годы об их наполненности можно лишь судить по сделанному. Данные об определенной многогранной деятельности мы извлекли из юбилейных документов, посвященных 25-летию работы И.Д. Иноземцева в должности управляющего дороги (1904 год).
Много подлинных документов ныне хранится в Минераловодском музее железнодорожников. Например, Аттестат выданный накануне пенсии I Ивану Дмитриевичу Иноземцеву. Исключительно за труды отмечен правительственными наградами — 8 орденов. Всемилостивейше пожалован первым орденом Святого Станислава второй степени (1894 год) — за особые труды по перевозке хлеба для населения местностей, пострадавших от неурожая 1892 года, в 1899 году пожалован орденом Святого Владимира четвертой степени. Приказом по Министерству путей сообщения № 16 от 8.02.1902 объявлена благодарность Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича за содействие летом 1901 года комиссии по сооружению построек для при емки и отправки лошадей, принимаемых в ремонт кавалерии от Донских коннозаводчиков и калмыков. Всемилостивейше разрешено принять и носить Персидские ордена Льва и Солнца трех степеней. С соизволения августейшей покровительницы Общества Красного Креста государыни императрицы Марии Федоровны за содействие этому обществу в деле оказания помощи больным и раненым чинам в Русско-Японской войне пожалован знаком Красного Креста (1908 г.).
Если вспомнить о табеле рангов, то Иван Дмитриевич дослужился до чина тайного советника, что соответствовало воинскому званию генерал-лейтенанта.
Взятое им в управление маленькое, без надежд на процветание, дело достигло колоссальных размеров. Руководимая и управляемая им дорога, служа развитию и процветанию щедро одаренного природою родного ему Кавказского края, привлекает к себе тысячи работников, служащих, доставляя им средства к существованию. Перевозка пассажиров по железной дороге составила в 1913 году около 10 тысяч рублей. Грузов в 1886 году было перевезено 15481 тысяч пудов, а в 1913 году — 519693 тысячи пудов. С 1904 по 1913 годы приезд отдыхающих на курорты Кавминвод увеличился с 6296 до 10981 человека.
В кипучем потоке живого бойкого дела, среди тревог и волнений о нем И. Д. Иноземцев всегда находил и время и возможность для заботы о судьбе большой железнодорожной семьи, о многочисленных неустанных тружениках. Неустанной заботой Ивана Дмитриевича о бытовых нуждах и просветительстве возникли служебные жилые дома, больницы, комнаты отдыха, общежития. На Владикавказской железной дороге, спустя 10 лет после окончания ее строительства, только 31% детей железнодорожников получали начальное образование в крупных городах.
Управление железной дороги приложило усилия к тому, что к 1915 году дорога имела восемнадцать двухклассных и четыре одноклассных училища, два технических училища. Пожалуй, самое красивое здание, построенное Владикавказской железной дорогой при И. Д. Иноземцеве, это курзал в Кисловодске. В настоящее время здание Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, отметившее в 1989 году свой 100-летний юбилей.
Любой, кто бывает в районе Кавказских Минеральных Вод, ощущает удобство железнодорожной ветки Минводы-Кисловодск. Всего за час с небольшим можно доехать из начальной точки в конечную.
Иван Дмитриевич тонко подметил особенность Кавказских Минеральных Вод, где на небольшой терр
Иван Дмитриевич тонко подметил особенность Кавказских Минеральных Вод, где на небольшой территории расположено более 100 целебных источников. В момент строительства железнодорожной ветки Минеральные Воды-Кисловодск семья Ивана Дмитриевича облюбовала для постоянного жительства немецкую колонию Каррас, расположенную у подножия живописной горы Бештау и поражающую своим образцовым порядком, чистотой, уютом от цветов и зелени.
Любопытен факт, у управляющего не было личного недвижимого имущества. Служебная квартира была в Ростове-на-Дону, затем во Владикавказе. В немецком поселении несколько лет снимала семья домик (ныне здесь базовая школа Педагогического училища), затем в его дачной части акционерное общество Владикавказской железной дороги построило ему дачу. Солидный особняк в стиле модерн со всеми хозяйственными постройками: кухней, прачечной, конюшней, сараем. Уйдя на пенсию из-за болезни почек Иван Дмитриевич с семьей навсегда поселился в этом доме. Потомки Ивана Дмитриевича жили здесь до 1930 года, а затем передали его по дарственной записке Наркомпросу, а сами переехали жить в одно из подсобных помещений, где и живут по настоящий день.
Иван Дмитриевич был счастлив в браке с Марией Карловной Де-Лене православного вероисповедания. Познакомился он с ней в Ростове-на-Дону, где она работала кассиром. Брак их долгое время был не зарегистрирован, т. к. Иван Дмитриевич в ранней молодости был связан фиктивным браком с Цитриной О. С. Только в 1910 году церковь разрешила оформить юридически взаимоотношения, а до этого все дети: Иван (1892-1937), Иван (1894-1928), Мария (1895-1965) являлись незаконнорожденными. Это Мария Карловна настояла на том, чтобы назвать в честь отца Иванами обоих сыновей.
Оба сына стали железнодорожниками. Старший сын инженер-мостовик был репрессирован в 1937 году и расстрелян. Другие члены семьи также были репрессированы, но остались живы. Младший сын — дорожный инспектор, работал в Пятигорске, умер от сердечного заболевания (порок митрального клапана) и похоронен в поселке Иноземцево. Дочь Мария вышла замуж и уехала в Москву. Первый муж рано умер. Второй муж Федор Тимофеевич Воротынский работал в Наркомате путей сообщения начальником Управления безопасности дорожного движения.
Вернемся к повествованию об Иване Дмитриевиче Иноземцеве. Здоровье его ухудшалось. В возрасте 65 лет он подает прошение в отставку и ему назначается пожизненная пенсия в сумме 1700 рублей в год из средств Эмерительной кассы инженеров путей сообщения. До 1912 года Иван Дмитриевич безвыездно живет в Каррасе. В 1912 году И. Д. Иноземцев находился на излечении в Москве, где умер в 1913 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1914 году по завещанию умершего его прах перевозится на станцию Каррас. Хлопотами супруги к этому времени возводится домашняя церковь, храм для немногочисленных жителей колонии православного вероисповедания. Нижний этаж этого здания являлся семейной часовней-усыпальницей. Здесь и был помещен прах И. Д. Иноземцева.
В 1928 году по указанию властей снова было произведено перезахоронение останков Ивана Дмитриевича на кладбище колонии Каррас, основанное еще в начале XIX века здешними первопоселенцами — миссионерами из Шотландии.
В 1914 году имя славного инженера увековечивается переименованием станции. А с 1959 года и расположенные рядом поселки Каррас и Николаевка были объединены в поселок городского типа с общим названием Иноземцево.
По словам современников, И. Д. Иноземцева отличали гуманность, корректность и просвещенное стремление. Под его руководством железная дорога была продолжена до Новороссийска и Махачкалы. Это означает, что в становлении этих двух линий принимал непосредственное участие и управляющий дорогой. При его руководстве Владикавказская железная дорога стала образцовой не только в России, но и в Европе. И. Д. Иноземцевым были введены многие технические новшества, разработаны уставы и инструкции для железных дорог, некоторые из них действуют до сих пор.
Еще когда Иван Дмитриевич уходил на пенсию, группа служащих железной дороги объявила
Еще когда Иван Дмитриевич уходил на пенсию, группа служащих железной дороги объявила о сборе средств для создания капитала имени инженера Иноземцева Ивана Дмитриевича, с тем, чтобы проценты с него могли расходоваться: на содержание в общежитиях, на стипендии и на всякого рода пособия учащимся в учебных заведениях Владикавказской железной дороги. А по другому его еще называли «Капиталом памяти об инженере Иноземцеве», который лучшие свои годы посвятил управлению дорогой. А после смерти знаменитого инженера Министерство путей сообщения утвердило 2 стипендии имени инженера Иноземцева в Институте инженерных путей сообщения в Санкт-Петербурге.
В собрании музея Минераловодской железной дороги хранится заявление с требованиями! мастеровых и рабочих депо Минеральных Вод. Просили восьмичасовой рабочий день, оплату сверхурочных работ, свободу собраний, союзов, слова, и так — 34 пункта. На представленные требования последовало «Объявление» через девять дней по каждому пункту за подписью управляющего дороги. Четко и аргументировано по каждому пункту даны объяснения, согласно законодательства и Устава дороги. Естественно, что И. Д. Иноземцев обязан был законодательной идти навстречу требованиям рабочих. Многое было не удовлетворено, тех, кто не вышел на работу в течение трех дней увольняли, а через месяц их семьи обязаны были освободить служебное жилье. Те, кто принес материальную порчу имущества дороги, были либо оштрафованы, либо отданы под суд.
События того времени давно получили и научную, и политическую оценку, и вряд ли нуждаются в их переоценке. Лишь от себя скажем, что И. Д. Иноземцев вел себя в эти дни как настоящий хозяин, спасая свое детище, как принципиальный человек и настоящий службист, и уж Законы России за короткий срок лично он вряд ли мог изменить. Рабочие в целом по стране добились некоторого улучшения своего положения, так же и по Минераловодскому депо Правление Общества Владикавказской железной дороги пошла навстречу требованиям мастеровых и рабочих.
В Железнодорожном музее города Минеральные Воды хранится чернильный прибор, подаренный Ивану Дмитриевичу в честь его 25-летия служению дороге, процветанию Кавказского края (Ростов-на-Дону занял видное место среди торговых центров империи). На крышке прибора — рельсы из серебра.
Зав.кафедрой истории филиала СГПИ г.Железноводска Краснокутская Лидия Ивановна.