ингуши мужчины какие они характер
Как понять ингушей: девять главных слов их культуры
Иллюстрация: Лиза Стрельцова
Ингушетия — самая молодая республика России. При этом ингушский народ имеет очень долгую историю, особую культуру и довольно строгие горские нравы. Пробуем разгадать их «загадочную душу».
Галгай эздел
Галгай — это самоназвание ингушского народа, в переводе означает «строитель башен» (Ингушетия славится своими родовыми башнями, но об этом позже). А вот слово «эздел» дословного перевода на русский язык не имеет. Так называют неписаный комплекс морально-этических правил, прививаемых ингушам с самого детства. Надо сказать, правила довольно строгие. Зато, как гласит местная пословица, «если ты знаешь ингушские законы, уживешься с любым народом».
Придерживаться этих правил очень важно не только для самих ингушей (вне зависимости от пола, возраста и социального положения), но и для всех, кто живет в республике. Их несоблюдение влечет за собой потерю общественного уважения и для самого нарушителя, и для всей его семьи.
В этот кодекс входят такие понятия, как эздел (сдержанность, уважение к окружающим, благородство), эх (стыд, совесть), ях (сразу два значения: чистота помыслов и дух здорового соперничества), а также денал (мужество, сила духа, надежность, верность слову, достоинство).
Еще одно из основополагающих понятий — сий, что можно перевести на русский как «честь». Подразумевает в целом то же самое: настоящий ингуш должен вести себя достойно и соблюдать все национальные и религиозные обычаи. В республике даже говорят: «Один достойный мужчина может поднять честь всего худого рода».
Не менее важными понятиями для ингушского народа является сахал, означающее «человечность», или «милостыня», и кахетам — «сострадание».
Слово тейп чаще всего переводится на русский язык как «род». Но для ингушей (а также для их ближайших соседей чеченцев) это гораздо более обширное и важное понятие. Тейп — своеобразное объединение людей по родству: в нем объединялись представители нескольких фамилий или выходцы из одной исторической местности. По примерным подсчетам, в самый многочисленный тейп — Евлой — входит около 80 тысяч человек.
Согласно ингушским адатам, представители тейпа — практически семья, связанная одной историей и восходящая к единому предку. Родство по тейпу необычайно важно для ингуша: «однотейпчане» всегда могут рассчитывать на поддержку друг друга, даже если познакомились совсем недавно.
Так что при знакомстве в Ингушетии часто задают сразу четыре вопроса: какой у тебя тейп? Какая фамилия? Откуда ты и кто твой отец? Делается это, чтобы установить возможную родственную связь.
Ингуши мужчины какие они характер
Свод негласных законов и правил поведения для Настоящего Ингушского Парня
1. Настоящий Ингушский Парень – опасное лицо ингушской национальности представляющее собой скрытую угрозу для общества (по справкам Яндекс.).
2. Настоящий Ингушский Парень должен выглядеть как благородный представитель ингушской нации с нагло-упертым взглядом и почти всегда сжатыми кулаками готовыми пойти в оборот при любой попытке посягательства на честь и достоинство его любимого (просьба заучить данный термин – Автор.).
6. Настоящий Ингушский Парень обязан, просто обязан, мечтать о 140-ом Мерседесе S600, тут без базара. Помимо 140-ого, Настоящий Ингушский Парень, мечтает об БМВ 7, Мерседес S63 AMG или Brabus, Бентли (не важно как
какой главное Бентли). Мечтая обо всем этом Настоящий Ингушский Парень ездит на черной 14ой, 12ой…причем все это называет Хетчбек. Любое авто Настоящего Ингушского Парня должно быть затонированно на 100%, кроме лобового, лобовик тонирую на 95%. Так же обязателен огромный глушитель с таким ревом как будто это формула-1, именно по этому звуку все узнают, что подъезжает Настоящий Ингушский Парень. Диски на авто от R16 и более, если летом диски меньше то позор. нет дисков нет Респекта. Настоящий Ингушский Парень никогда не стоит в пробке! Если пробка, Настоящий Ингушский Парень выезжает на тротуар и стреляет в пешеходов из травмата, что б уступали дорогу сволочи.
7. Настоящий Ингушских Парень начинает искать себе невесту среди Настоящих Ингушских Девушек с того момента как он осознал, что он Настоящий Ингушский Парень. Все понты, разводки и напряги сводятся именно к этому. Удачная свадьба на самой красивой (как он считает) девушке является его первостепенной задачей, после покупки 140-ого Мерседеса.
8. Все Настоящие Ингушские Парни учатся в ВУЗах… Настоящий Ингушский Парень посещает 10% своих занятий, а именно физру, где занимается самбо. Лекции и почти все семинары для Настоящего Ингушского Парня это то время когда можно тусоваться в универе. В универе Настоящий Ингушский Парень тусуется на Сачке (сачек место тусовок – от Авт.). На сачке все Настоящие Ингушские Парни обсуждают проходящих мимо девушек, слушают Муцураева, лезгинку, и смотрят сфотканные ими авто. Находясь в университетском кафе, Настоящие Ингушские Парни садятся десятиром за 4ех местный столик и ничего не заказывают. Настоящий Ингушский Парень никогда не платит сам, это противоречит всем правилам! Настоящий Ингушский Парень никогда не сдает сессию сам, это не реально! Пропуская занятия в ВУЗе Настоящие Ингушские Парни должны группой из 2ух и более человек посетить как минимум 2 ТЦ, в которых они постараются облазить все мужские магазины, прицениться и ничего не купить, помимо прочего необходимо вертеть головой по сторонам и искать жертву..то есть девушку, если она стреляет глазками, значит все ок. Настоящий Ингушский Парень считает своим долгом ее зацепить, тут уж как повезет.
9. Настоящий Ингушский Парень должен общаться с 4-мя Настоящими Ингушскими Девушками и как минимум с 6-ю другими…при этом он всем говорит, что она для него единственная. Для развода девушек Настоящий Ингушский Парень использует стандартный набор смс-стихов и выражений. Звонить, как и писать смс девушке Настоящий Ингушский Парень обязан со скрытого номера, если она не берет, значит ей нужно звонить еще и еще. До тех пор пока она не начнет отмазываться тем, что якобы ее злой брат, который чемпион России по боксу запретил ей общаться с ним, в таком случае Настоящий Ингушский Парень должен прекратить названивать и писать ей, мало ли, вдруг брат не выдумка.
10. Понты… Настоящий Ингушский Парень должен кидать..нет..нет..он обязан кидать понты всем и всегда, особенно девушкам! Настоящий Ингушский Парень считает, что «Хороший понт дороже денег»… «Ингуш без понтов безпонтовый Ингуш». И как факт – Если б понты Настоящего Ингушского Парня светились, в Москве были б белые ночи.
11. Настоящий Ингушский Парень посещает все концерты и землячества! На концерте Настоящий Ингушский Парень знакомится с девушками осторожно, главное, что б она не была с братом. Сидя в зале, Настоящий Ингушский Парень передает мобильный телефон девушке и надеется, что она запишет номер. 100% успех достигают Настоящие Ингушские Парни, передающие такие телефоны как Нокиа 8800 Сирокко Голд или любой Вертул (посему поводу у группы Настоящих Ингушских Парней из 5 человек должен быть хотя бы один такой телефон, который ходит по кругу). Во время перерыва в фойе, все Настоящие Ингушские Парни пересекаются, кучкуются и рассказывают друг другу байки о том кого и как они кинули на деньги, скольких скинхедов завалили. На ловзаре Настоящий Ингушский Парень обязан станцевать микс лезгинки, ламбады и верхнего брейкданса, при этом ум
«Мужчинам не остается ничего другого, кроме как ходить на охоту, грабить или быть не у дел»
Четверть тысячелетия назад Кавказ был для европейцев примерно такой же манящей экзотикой, как Америка. Иностранные путешественники, посещая Кавказ, интересовались не только природными ресурсами и геополитикой, но и нравами местных жителей, в которых искали черты «естественного человека».
«Ингуши и их соседи в трудах немецких исследователей еков» — так называется сборник, изданный недавно Научной библиотекой Ингушского госуниверситета. Составитель, автор предисловия, комментариев и перевода с немецкого языка Мадина Хадзиева включила в издание отрывки из книг и дневников Иоганна Гюльденштедта, Якоба Рейнеггса, Леонтия Штедера, Юлиуса Клапрота, Морица фон Энгельгардта, Георга Хасселя, Иоганна Бларамберга и Бруно Плечке, побывавших на Кавказе и записавших свои впечатления. Переводы с немецкого выполнены заново из редких изданий, вышедших в разное время в Германии.
«Это Кавказ» публикует несколько фрагментов из сборника.
«Живут без знати и выбирают из своей среды самых богатых старейшинами»
Иоганн Гюльденштедт, член Российской Императорской Академии наук, профессор естествознания, интересовавшийся также медициной и лингвистикой, в труде «Путешествие по России и в Кавказских горах» описал свою экспедицию на Кавказ, которая длилась с 1768 по 1774 год.
«Жители этих округов живут, правда, очень неуживчиво, отчасти в открытой вражде… Некоторые имеют независимых правящих князей, как чеченцы; другие живут без знати и выбирают из своей среды самых богатых, особенно если у них большая родня, старейшинами, которых они все же слушаются ровно настолько, насколько им это нравится. Некоторые подчиняются своим более могущественным соседям отчасти, уплачивая дань, но иногда становятся свободными или переходят к другим повелителям, так, округа Вапи, Ангушт, Галга и Карабулак были подчинены то яксайским… то кабардинским князьям; недавно они присягнули России и в заверение своей преданности отдали заложников (аманатов), которые находятся в Кизляре. Но это не мешает названным князьям иметь на них претензии. В древние времена вся нация была подчинена Грузии».
«Они верят только в одного Бога, которого они называют Дакла, и ничего не знают ни о каких божествах, или второстепенных богах, или святых. Воскресенье они отмечают, как абхазы, лишь прекращением всякой работы. Летом на короткое, а зимой на более длительное время они воздерживаются от употребления мяса. Вся нация почитает одного старого набожного отшельника, который называет себя Цани Стаг (чистый человек) и живет в высоких горах, у старой церкви и после поста благословляет заклание овец в связи с первым употреблением мяса. Но и здесь, а также при рождении детей, заключении брака и погребении происходят самые незначительные церемонии. Они, как мусульмане, берут несколько жен, но, вопреки их обычаю, едят свинину».
«Всем хозяйством занимаются женщины»
Якоб Рейнеггс, саксонский авантюрист, медик, приближенный князя Потемкина, дипломат, естествоиспытатель, ученый секретарь Императорской медицинской коллегии в Санкт-Петербурге, в течение 1781−1783 годов по заданию Российского правительства несколько раз побывал на Кавказе с дипломатическими миссиями и составил «Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа».
«Их скотоводство незначительно; земледелия и пчеловодства тоже хватает в лучшем случае для своего содержания. Земледелием и огородничеством, которое состоит только из ячменя, пшена, редьки, табака, лука, а у чеченцев — немного из турецкой пшеницы, как и вообще всем хозяйством, занимаются женщины. Так, мужчинам не остается ничего другого, кроме как ходить на охоту, грабить или быть не у дел».
«Помимо хорошего ружья они вооружены кинжалом и саблей. Другие кроме этого носят еще копье длиной в четыре фута и овальный щит длиной в один фут, состоящий из двойной твердой и прочной кожи».
Ингуши мужчины какие они характер
Публикуется при поддержке фонда “Русский мир”.
Существуют две разновидности ингушей. Первые считают своих соплеменников худшим народом на земле и приводят в защиту своего мнения веские доводы. Вторые убеждены, что ингушский народ — соль земли и носитель всех достоинств, данных Богом человеку при его сотворении, квинтэссенция всего подлинно человеческого. Нигилисты высказывают свое мнение устно, с большим эмоциональным надрывом и обычно перед большой аудиторией на различных торжествах, но мнение это никогда не озвучивается в средствах массовой информации и различной печатной продукции. Мнением вторых переполнено все, что издается в Ингушетии.
Природа ингушского нигилизма непонятна, но вряд ли найдется на свете народ, который так легко и глупо теряет саму свою сущность. Ингуш предельно легко отказывается от своего прошлого, будь то кухня, архитектура, одежда, а отчасти и язык. Его пренебрежительное отношение к своим уникальным архитектурным памятникам, сохранившимся лишь чудом, может изумить любого европейца. Сотни и тысячи взрослых ингушей никогда не видели своих родовых башенных поселений в горах, ехать до которых всего несколько часов и добраться куда можно практически безо всяких препятствий. Они в этом признаются, ничуть не стесняясь.
В Японии вы не найдете взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не поднялся на Фудзияму. В Ингушетии не найдете и трехсот человек, раз в жизни поднявшихся на священную Столовую гору, на самой вершине которой стоит тысячелетний храм, ныне служащий убежищем для скота.
Ингуш убийственно серьезен и не придает никакого значения таким пустым, на его взгляд, вещам, как музыка, поэзия, танцы, познавательные путешествия и пр. Свадьбы и похороны здесь почти ничем не отличаются друг от друга. Музыки и веселья на свадьбах нет уже десятки лет. В быту полностью утеряна культура танца. Танцы — удел одного или двух государственных ансамблей, очень незначительно пополняющихся свежими силами, так как профессия танцора, мягко говоря, не очень уважаема, как и профессия актера. Старейшины и духовенство, борясь с ингушской музыкой и танцами, видно, сами того не зная, выполняют давние советские установки на изжитие национального духа во всех областях жизни малых народов и на удивление быстро преуспели в этом.
Вопреки устоявшимся мифам ингуш мечтает о крепком государстве, но государстве справедливом, которое перестанет, наконец, без причины бить его по голове с ужасающей методичностью — каждые полвека и чаще. Дикая свобода давно перестала быть его средой, и он это понимает всеми фибрами своей души. А если и не понимает, деваться ему некуда.
Ингуш знает, что любые обращения к Разуму и Закону в нынешней ситуации просто бессмысленны. В отношении ингушей и чеченцев у государства с давних пор сложилась формула: “Своими стать мы вам не позволим, а чужими — тем более”.
Материальное благосостояние и религия — вот два кита, на которых строится мир ингуша. Трудно найти на земле более религиозный в массе своей народ, чем ингушский. Стремление к материальному благосостоянию для ингуша, возможно, важно ничуть не меньше религии, но способы достижения его регулируются религиозными запретами. Быть бедным — стыдно. Спорить с этим ни один современный ингуш не станет. Поставленный в самые неблагоприятные условия, он прилагает бешеные усилия, чтобы не быть беднее основной массы окружающих, а если не получается — то хотя бы казаться таковым. Ни один специалист по экономике не сможет понять, на какие средства среднестатический ингуш построил добротный кирпичный дом. Если у ингуша есть какие-то деньги, то самые большие купюры будут всегда лежать наверху. И тратить их он будет не с меньшим достоинством, чем настоящий миллиардер.
Кирпич и цемент — главные составляющие материальной жизни ингуша. Если бы герб Республики Ингушетии составлял я, то на 90 процентов он состоял бы из изображения кирпичной кладки.
Большой кирпичный дом — это мечта, с которой ни один ингуш не расстается никогда. Все другие материалы и архитектурные изыски исключаются. Дом должен быть таким, как у всех, но желательно чуть-чуть больше, чем у остальных. Какие-то новаторские идеи в обустройстве дома тоже не приветствуются. Зачем? Все должно быть одинаково. Это касается также одежды, посуды, мебели и всего прочего.
“А как же стройные ингушские башни?” — спросите вы. Стройность ингушских башен — это прямизна обнаженного и поднятого вверх меча или готовой сорваться с тетивы стрелы. Они величественны и красивы, но абсолютно одинаковы.
В ингушском языке есть слово “яхь”, точные смысловые оттенки которого невозможно перевести на другой язык. Приблизительно его можно перевести как “соперничество, длящееся всю жизнь”. При этом предполагается соперничество, соревнование только с представителями своего народа. Если раньше в понятие “яхь” входило и соперничество в храбрости, знании тонкостей архисложного ингушского этикета и многое другое, то в современной ингушской среде осталось только соревнование в достижении богатства. Для творческого человека, несмотря на насыщенность событиями и переменами, жизнь в этой среде по большому счету невыносима.
Никакого национального сознания и национальной стратегии развития, кроме “яхь”, у ингушского народа нет. Люди творческих профессий, более или менее талантливые, исчисляются единицами и не очень обласканы народной любовью, как и вниманием власти. Посредственность, умеющая зарабатывать деньги на подобии искусства, более приемлема для менталитета ингуша, чем одаренный художник с возвышенным сознанием. Оправдывать существующее положение вещей бесконечными репрессиями, которым подвергался ингушский народ, нет смысла. В таком случае ни евреи, ни курды, ни поляки и другие народы с трагической историей не имели бы ни литературы, ни искусства.
Недавно Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, готовивший семинар молодых писателей, попросил прислать анкеты молодых ингушских писателей и поэтов и их произведения. Представителям фонда никто не ответил. Промолчал единственный в республике литературный журнал, промолчал Союз писателей… В чем же причина? Дело в том, что ингушских поэтов и писателей в возрасте до 35 лет попросту нет в природе.
Ингушские города и села грязны и безлики. Держа в идеальной чистоте свой дом и двор, в соответствии с идеологией “яхь” (единственной ингушской идеологией), ингуш глубоко безразлично относится к чистоте улицы, квартала, города. Экологическое сознание у него отсутствует. Мусорные свалки вырастают в любом месте. В этом смысле ингуш ничем не отличается от всех остальных жителей России.
В этой теме мы не можем не коснуться чиновников, так как состояние населенных пунктов на 90 процентов зависит от них. Ингушский муниципальный чиновник так же уродлив и вороват, как и общероссийский, но отличается от него тем, что не занимается своими прямыми обязанностями вообще, если это не сулит ему какой-нибудь дополнительной выгоды, помимо зарплаты. Подвалы всех немногочисленных многоквартирных домов в республике, исключая новостройки Магаса, многие годы залиты фекальными водами.
На свадьбы и похороны уходит значительная часть бюджета ингуша, и они чуть ли не главная составляющая его жизни. Ездить и ходить на них приходится почти ежедневно, так как все ингуши — родственники, в той или иной мере. Последовательное сужение территории проживания ингушей в большей мере объясняется тем, что они на уровне подсознания стремятся собраться как можно плотнее, чтобы легче было ездить друг к другу на похороны, свадьбы и иные торжества и события. Соседи ингушей знают об этой черте национального характера и на протяжении многих веков пользуются ею, сначала просто занимая с согласия хозяев пустующие земли, а в последние десятилетия прибегая к более коварным методам.
Земельный голод, приводящий к кровавым междоусобицам, и крайне пренебрежительное отношение к границам своих земель — вот одно из необъяснимых противоречий ингушской ментальности.
На протяжении веков у ингушей не было князей и господ, ни в каком смысле. Военный вождь, избранный на время войны по определенным качествам, был вождем только в том случае, если сражался до конца боя впереди всех. Ни на какую особую долю добычи в случае победы он не мог претендовать. Не знал он также и о том, будет ли избран вождем в следующей войне.
Наличие храбрости и мужества не считалось какой-то особой добродетелью. Замечалось только ее отсутствие. Говорить о том, что кто-то храбр и мужественен, считалось неприличным, так как это подразумевало, что он храбрее и мужественнее присутствующих. Рассказчика встречало холодное равнодушие. Кстати, эта черта ингушского характера сохранилась до наших дней без изменений
А.П.Деникин в своей известной книге “Очерки русской смуты” писал о том, что основным занятием ингушей является скотоводство и грабеж. Генерал очень предвзято относился к ингушам, так как они вместе с чеченцами основательно потрепали его отборные дивизии, по сути сломали хребет всему его воинству. В высказывании генерала Деникина все же есть доля правды. Но походы наездников за добычей практиковались у многих народов мира, если не всех.
Монголо-татарское нашествие, а затем и кровавый поход Тимура хромого заставили остатки ингушского народа после тяжелых боев отступить в горы и выживать в тяжелейших условиях. Именно тогда взметнулись к небу величественные ингушские боевые башни, не имеющие аналогов в мире. Ингуши стали презирать все ремесла, кроме строительства. Все остальное можно было отобрать у других и привезти к себе. Потеряв в страшной и неравной войне на равнине все свои великолепные мастерские, дома, ухоженные поля, дающие богатый урожай, ингуши в дальнейшем стали добывать средства на жизнь угоном кабардинских, ногайских и калмыцких табунов и стад, не испытывая никаких угрызений совести. Впрочем, сами они тоже подвергались постоянным набегам представителей вышеназванных этносов.
К тому времени, когда русские пришли на Кавказ, ингуши уже возвратились на свои плоскостные земли, после долгой и трудной борьбы вытеснив оттуда пришельцев-кабардинцев, многократно превосходивших их численностью, и на самом деле стали, как писал генерал Ермолов в своем письме к митрополиту Феофилакту в 1819 году, “кротким и трудолюбивым народом”, мечтающим только о том, чтобы мирно возделывать возвращенную с таким трудом землю. О сопротивлении русским войскам и администрации, в то время еще не показавшей своего истинного лица, не было и речи. Комплекс завоеванного народа у ингушей и ныне отсутствует, но зато есть злость перманентно обманываемого и избиваемого народа.
Во второй половине девятнадцатого века из маленького ингушского народа, насчитывавшего в то время, по самым смелым предположениям, 15—17 тысяч человек, вышло шесть полных генералов царской армии. В Конвое Его Императорского Величества за короткий срок прошли службу около сорока представителей ингушского народа. Это абсолютный рекорд, если учитывать численность ингушей.
Во всех российских войнах, начиная с Отечественной войны 1812 года и кончая вторжением в Афганистан, ингуши показали себя фантастически храбрыми воинами. Одним из ярких примеров их героизма стала Брестская крепость, о чем до конца
80-х годов писать запрещалось.
Из ингушей очень редко получаются хорошие врачи, учителя и люди творческих профессий. Как уже писалось выше, ремесленников среди них нет совсем. Но из них выходят великолепные спортсмены, военные и дипломаты.
Увидев, в каких залах тренируются в Ингушетии чемпионы и призеры общемировых первенств и чемпионатов, требовательные западные спортсмены будут в шоке. Что касается дипломатии, то ее ингуши изучают с пеленок, и поэтому встреча с человеком самого высокого ранга никогда не приводит их в трепет. Иностранные и российские исследователи в своих трудах всегда отмечали это природное свойство ингушей.
Склонность к военной службе и дипломатическому поприщу ингушу крайне редко давала реализовать Советская власть. Единицы, которые преуспевали в этой области, всегда должны были идти на сделку со своей совестью. Совершенно иное положение дел было и есть там, где живут эмигранты-ингуши трех основных волн эмиграции: конца Кавказской войны, революционных лет и Великой Отечественной войны. В основном это страны Ближнего Востока. Например, в Иордании вся без исключения королевская гвардия состоит из чеченцев, ингушей и других представителей народов Северного Кавказа. Все более или менее известные спортсмены — также из них. Самые лучшие представители дипломатических корпусов этих стран — выходцы из Центрального Кавказа. Возможно, когда-нибудь будут преодолены стереотипы, созданные Сталиным и Берией, которые испытывали к ингушам и чеченцам личную внутреннюю неприязнь, и Россия получит великолепных дипломатов и военных из ингушской среды. Конечно, представители ингушского народа добиваются успехов и в других профессиях, но склонность к вышеназванным профессиям присуща им генетически.
Отношение к гостю и вообще любому человеку, оказавшемуся под его кровом, выделяет ингуша среди всех. Если гостеприимство, включающее в себя только ночлег, теплую беседу и угощение, есть практически у всех народов мира, то, оказавшись в ингушском доме, гость получает не только все это, но и хозяев, готовых в случае опасности биться за него до последнего вздоха. Нередки случаи и в далеком прошлом, и ныне, когда хозяин и его сыновья погибали у порога собственного дома, защищая гостей или любых людей, бежавших от преследования под их крышу.
В 1909 году целый аул Кек был окружен и разрушен царскими войсками за отказ выдать тяжело заболевшего и скрывающегося здесь абрека Зелимхана. Горсточка наездников вывезла Зелимхана в безопасное место, а все жители села с семьями были сосланы в Сибирь.
В 1919 году на ультиматум генерала Деникина выдать представителей советской власти на Кавказе — Кирова, Орджоникидзе и прочих — ингуши ответили яростным сопротивлением и потеряли в боях треть взрослого населения.
Если раньше ингуши легко вступали в межнациональные браки, то сегодня это происходит крайне редко. Тому есть своя причина. После выселения ингушей и чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан советская власть поставила цель — любым путем ассимилировать переселенцев. Было принято постановление: любая представительница репрессированных народов, вышедшая замуж за представителя другого народа, автоматически становилась свободной. Несмотря на то что женщин, желающих воспользоваться данным постановлением, практически не было, старейшины двух народов, чтобы сохранить свои этносы, объявили негласный запрет на межнациональные браки. Запрет этот за редкими исключениями действует и по сегодняшний день.
Выражение “нет пророка в своем отечестве”, кажется, выдумано специально для Ингушетии. Выделившийся какими-то особыми качествами человек никогда не найдет себе здесь места. Самые талантливые врачи, изобретатели, художники чаще всего покидают родные края, так как в сером и унифицированном тусклой ингушской идеологией “яхь” обществе, признающем только материальную сторону жизни, одаренным людям нет места. Они мешают и чиновнику-вору, и “фээсбэшному” мулле, и всем родственникам, у которых начинают болеть глаза от излучаемого ими яркого света.