индонезия какая страна развитая или развивающаяся
Роль и место Индонезии среди новых индустриальных стран
Вы будете перенаправлены на Автор24
Индонезия в мировой экономике
Индонезия является активно развивающейся страной, в которой соседствуют хорошо развитый аграрный комплекс, плантационное хозяйство и промышленность, при значительной роли государства в экономике. После 2010 года темпы роста индонезийской экономики значительно увеличились. В 2019 году ВВП на душу населения составил 4 175 долларов, а инфляция равнялась 2,7%. Несмотря на хорошие темпы, динамика экономического роста, который переживала Индонезия с 2015 года, в 2019 году он замедлился, составив всего 5,02%.
Страна активно участвует в региональных и мировых процессах, в том числе входит в группу G-20, в том числе по причине высоких темпов экономического роста и в целом благодаря размеру экономики. Кроме того, Индонезия входит в состав АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), а также в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), являясь в ней страной с самой большой экономикой.
На протяжении нескольких последних лет идет обсуждение вопроса о вступлении Индонезии в состав БРИКС, за ее членство в организации активно высказывается Китай.
Индонезия относится к числу «новых индустриальных экономик второй волны». Экономические показатели Индонезии в Азии уступают только Индии, Китаю и Малайзии. С конца 1990-х годов ВВП страны увеличился более чем в 3,5 раза. В 2016 году ВВП Индонезии только на 11% было ниже, чем в России. Согласно некоторым прогнозам, Индонезия в перспективе может обогнать многие ведущие страны и к 2030 году выйти на 5-е место в мире по объему своей экономики. Благодаря высокой норме накопления Индонезия способна обеспечить себе устойчивый экономический рост.
В экономику Индонезии активно вкладываются инвестиции, причем как национальные, таки внешние. Только за период с 2006 по 2014 года объем внешних инвестиций вырос с 4,9 до 25,2 млрд. долларов. Сдерживать рост инфляции в стране удается за счет регулирования цен на топливо и продовольствие, поскольку именно цены на эти виды товаров растут быстрее всего. Кроме того, каждый год отмечается рост личного потребления, так, с 2000 года оно выросло более чем в 4 раза.
Готовые работы на аналогичную тему
Делая характеристику социально-экономическому развитию Индонезии стоит отметить, что в стране отмечают высокий уровень социального неравенства, в Азии больше показатель по нему только в Таиланде. Причиной сильного социального расслоения называют быстрые темпы экономического обогащения, низкие ставки на доходы богатых людей и отсутствия контроля над уходом доходов в офшоры.
Внешняя торговля Индонезии
Индонезия стремится к расширению своих внешнеторговых связей, для чего делая ставку на открытость экономики. Долгое время основу внешнеторговых связей Индонезии составлял нефтегазовый сектор, но с 80-х годов, когда произошло мировое падение цен на нефть, Индонезии удалось «слезть с нефтяной иглы» и создать условия для развития своих промышленных секторов экономии, прежде всего горнодобывающей и обрабатывающей. Это отразилось и на структуре экспорта/ импорта, что выразилось в значительном повышении в их структуре продуктов других отраслей. При этом отмечается, что страна из экспортера нефти превратилась в импортера. За 9 месяцев 2018 года Индонезия экспортировала нефти и продуктов нефтегазового сектора на 12,7 млрд. долларов, в то время как их импорт составил 22,1 млрд. долларов.
Структура экспорта Индонезии представлена такими основными товарами, как:
Индонезия занимает лидирующее место в мире по экспорту пальмового масла. Также она продает нефть, уголь, газ. В числе основных покупателей Индия, Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур. Однако в стране постепенно замедляется добыча сырой нефти, что связано с падением мировых цен, низким уровнем инвестиций в разведку и добычу нефти. В итоге Индонезия экспортирует сырую нефть, а импортирует нефтепродукты по более высокой цене из Малайзии, Сингапура, Южной Кореи и Саудовской Аравии.
Сейчас в структуре экспорта Индонезии большое значение приобретает продукция обрабатывающей промышленности. Не перестает играть свою роль продукция сельского хозяйства. Помимо пальмового масла и каучука Индонезия поставляет на мировой рынок какао, табак, кофе, морепродукты, специи и фрукты, что в 2017 году принесло стране 30 млрд. долларов. Страна активно начинает продвигать свои фрукты, треть урожая мангисов была продана в 2017 году. США покупают индонезийский кофе (22% всего кофейного экспорта), креветки (68%), а также какао-бобы.
Проблемы в экономическом развитии страны
Индонезия является одним из лидеров новых индустриальных стран, которая добилась устойчивого развития экономики при обеспечении демократического режима власти. Однако несмотря на наличие сильных сторон, ее экономика не обделена слабыми. Наиболее уязвимыми проблемными точками в экономике Индонезии являются следующие моменты:
Зависимость от импорта нефти создает угрозу энергетической безопасности страны, что в итоге может привести к кризисам – сначала экономическому, а позже и политическому. Сокращение спроса на индонезийские товары на американском или китайском рынках также может являться политическим фактором. Таким образом, несмотря на сильную экономическую базу Индонезия столкнулась с рядом проблем, имеющим не только экономический, но и политический характер. От того, как ей удастся их решить, будет зависеть ее дальнейшее развитие.
Как Индонезия становится экономическим лидером благодаря Интернету
Университет Правительства Москвы продолжает традиционные встречи с представителями государственных органов и крупнейших коммерческих организаций зарубежных стран. 5 апреля Университет посетила делегация из Индонезии, чтобы познакомить студентов с современным развитием страны и ее позицией в мире.
«Мы хотим найти новые направления сотрудничества России и Индонезии в сфере экономики», — сказала Хендри Сапарини, Председатель Комитета по государственной политике Министерства государственных предприятий Индонезии, приветствуя участников встречи. Спикер описала потенциал, текущее экономическое состояние Индонезии и ключевые векторы развития страны.
Индонезия — архипелаг с более чем 17 тысячами островов. Каждый — как отдельная страна, со своей культурой, языком и экономическим потенциалом. Сегодня Индонезия находится на четвертом месте в мире по численности населения и на шестом — по уровню экономического развития. Экономика быстро растет, и к 2020 году страна может занять второе место в мире по уровню ВВП.
Индонезия готовится к завтрашнему дню
Основу ВВП составляет развитие туризма, экспорта, транспорта и телекоммуникационных систем. Рост экономики на крупных островах достигает 7% в год, рассказала Хендри Сапарини. На островах Бали, Суматра, Борнео и других основную часть дохода приносят отдыхающие из других стран, поэтому государство вкладывается в содержание всемирно известных объектов культуры, храмов и заповедников. Индонезия производит больше половины мирового объема пальмового масла. На ряде островов развито рыбное и лесное хозяйство. Активно прогрессируют разработки возобновляемые источники энергии. Улучшается транспортная инфраструктура, строятся дороги и аэропорты для сообщения между островами. Индонезия заинтересована в привлечении иностранных инвестиций практически во все сектора экономики.
Преимуществом Индонезии является ее демографическая ситуация. Больше половины населения страны сегодня — школьники, именно они станут основой рабочей силы и экономического процветания к 2050 году. Индонезия находится в выигрышном положении по сравнению с Таиландом, Японией и другими странами региона, которые уже сейчас вынуждены приглашать рабочую силу извне. Однако в этом заключается и один из ключевых вызовов, который стоит перед Индонезией сегодня. Уровень образования и благосостояния в стране довольно низкий. Повысить их можно, развивая телекоммуникационные системы. Доступность Интернета, онлайн-образования и электронной коммерции могут способствовать развитию страны в будущем. Хендри Сапарини подчеркнула, что из-за географических особенностей и затрудненного транспортного сообщения архипелага они не могут слепо копировать модели развития других стран, а должны идти собственным уникальным путем.
Как в Индонезии проходит развитие телекоммуникаций, подробно рассказал Риналди Фирманшьях. Сегодня в стране больше 150 миллионов пользователей Интернета, доступ в сеть есть почти на 90% территории. Это позволяет выходить за территориальные рамки при развитии коммерции. Кстати, в мировом рейтинге Doing business Индонезия поднялась на 30 строчек за последние 5 лет: вести бизнес здесь становится все удобнее. Развиваются система закупок, информирования населения, электронное правительство, облачные технологии хранения данных и другие виды деятельности, для которых возможен цифровой формат. В основном развит мобильный интернет, так как в стране больше водной территории, чем суши. Риналди Фирманшьях подчеркнул, что для развития Индонезии нужен приток капиталов и талантов.
Вопросы участников встречи
— Какие страны сегодня являются самыми крупными торговыми партнерами Индонезии и в каких сферах перспективно развивать сотрудничество Индонезии и Россией?
Хендри Сапарини : Топ-5 наших партнеров — Китай, Япония, США, Европа и Сингапур. Главные инвесторы — Япония и Сингапур. Мы готовы выходить на новый рынок экспорта и открыты для работы с инвесторами.
Самые перспективные направления сотрудничества — производство и экспорт пальмового масла, продуктов питания и напитков. Также у нас богатая сфера услуг и туризма — мы готовы активно развивать их.
— Какова роль Индонезии в глобальной экономике? За счет каких основных инструментов вы планируете регулировать и увеличивать ВВП?
Риналди Фирманшьях : Сегодня экономика Индонезии находится на 16-м месте в мировом рейтинге. Несмотря на размеры, Индонезия — довольно маленькая островная страна. В будущем мы хотим стать хабом потребления в регионе АСЕАН. Чтобы этого добиться, нам нужно развивать производство. Сейчас мы добываем и экспортируем сырье — кофе, шоколад, пальмовое масло. Но их обработка находится в других странах, поэтому добавочная стоимость на эту продукцию достается не нам. Наша цель — найти инвесторов для организации полного цикла добычи и обработки в нашей стране. Мы развиваем сельское хозяйство — в этой сфере можно создать много новых рабочих мест. Планируем вводить обязательную сертификацию рабочих профессий, чтобы людям было удобнее находить работу. Мы оптимисты: развитие цифровых технологий повлечет за собой рост образованности населения и активизирует торговлю.
— Валерий Виноградов : Для развития важны и телекоммуникации, и реальные коммуникации между островами — дороги, воздушные пути. Как вы оцениваете перспективу развития дорожно-транспортной инфраструктуры Индонезии?
Риналди Фирманшьях : Полностью согласен с вами, это одно из важнейших направлений развития. Для цифровых коммуникаций мы используем все средства — и наземные, и спутниковые. Прокладка кабелей под морем — один из самых дорогих проектов. Уже летом мы планируем благодаря Интернету связать со столицей все, даже самые отдаленные острова. Что касается развития транспорта, главный способ связи — по воздуху. Мы построили больше 400 аэропортов на самых крупных островах и постоянно проводим новые проекты в этом направлении.
— Как Индонезия развивает инфраструктуру на малых островах?
Риналди Фирманшьях : Приглашаем вас посетить нашу страну, чтобы увидеть все своими глазами. Развитие инфраструктуры — очень сложная комплексная задача. Мы начинаем с самых крупных островов, но в последнее время перестраиваем бюджеты в соответствии с интересами остальных. У всех есть большой туристический потенциал. У нас много сырья: например, Индонезия находится на первом месте в мире по добыче тунца, но нам не хватает мощностей для его обработки. Это один из примеров недостатка инфраструктуры, который мы будем исправлять.
Во встрече приняли участие Валерий Виноградов, президент Университета Правительства Москвы, Хендри Сапарини, Председатель Комитета по государственной политике Министерства государственных предприятий Индонезии, Член Комитета по национальной экономике и промышленности, учрежденного Президентом Индонезии ДЖОКО Видодо, Президент телекоммуникационной компании Индонезии Telekomunikasi Индонезия, Tbk, Эксперт по экономическим вопросам Парламента Индонезии; Риналди Фирманшьях, Специальный уполномоченный телекоммуникационной компании «Telekomunicasi Indonesia», Член консультативного совета АО «Daestrum Capital», Управляющий партнер Fidelitas Capital; Энджай Диана, Первый секретарь Посольства, Адигуна Виджая, советник, Полномочный министр, сотрудники посольства и более 60 студентов Университета Правительства Москвы.
Роль и место Индонезии среди новых индустриальных стран
Роль и место Индонезии среди новых индустриальных стран
I. Введение. Общая характеристика страны.
А. Характер экономики НИС.
Б. НИС в международных экономических отношениях.
А. Предпосылки экономического роста.
Б. Основные черты экономики.
В. Проблемы экономического развития.
V. Список использованной литературы.
Введение.
Республика Индонезия в настоящее время, благодаря рациональной экономической политике и успешным реформам, превратилась в аграрно-индустриальное государство. По многим показателям эту страну уже сейчас относят к группе новых индустриальных государств, среди которых она играет все более важную роль.
Индонезия, обладающая огромной территорией, успешно преодолевает трудности, неизбежно возникающие перед развивающейся страной с большим количеством отсталых провинциальных районов, поднимая разрушенную за годы правления Сукарно экономику. В Индонезии в настоящее время совершается “экономическое чудо”, не уступающее по стремительному росту производства аналогичному процессу в Бразилии. Поэтому республика Индонезия является, по моему, одной из наиболее интересных для изучения и описания стран в азиатском регионе.
Общая характеристика страны.
Индонезия играет растущую роль в международных делах, являясь председателем Движения неприсоединения на период 1992-1995 гг., активным членом ООН и Организации Исламская конференция (ОИК). В Юго-Восточной Азии она опирается на партнеров по АСЕАН, энергично содействует завершению процесса камбоджийского урегулирования. Последовательно отстаивая экономические и экологические интересы стран третьего мира, она в то же время поддерживает весьма развитые и взаимовыгодные связи с США, Японией, государствами Европы.
Глава 1.
Характер экономики НИС.
В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.
Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС но больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.
Еще более высокими темпами развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.
В 80-х годах влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой торговли ощутимо возросло. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС и на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству. Основной прирост мирового экспорта обеспечивается за счет динамического увеличения вывоза товаров из НИС, особенно азиатского региона.
Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая промышленность. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его. В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.
Опережающими темпами развиваются внешнеэкономические связи, что привело к росту значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти 1/2 всего вывоза из развивающихся государств.
Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь, одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий, НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.
Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке отличает высокая конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря эффективному использованию передовой техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства, что привело к значительному повышению производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС прежде всего связана с низкими издержками производства, дающими возможность использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.
В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал. Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран. Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.
Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика (см. табл. 1.1).
В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.
НИС в международных экономических отношениях.
Внешнеэкономические связи “новых индустриальных стран” является важнейшим звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является внешняя торговля. Уровень развития внешней торговли НИС, ее характер, структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.
Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что роль внешней торговли в экономике наиболее велика в НИС. Особенно большое значение имеет внешняя торговля для НИС Азии (см. табл. 1.2).
Развитию экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) отводится особое место. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства. С 1970 по 1986 год экспорт НИС увеличился в 14 раз и достиг 200.4 млрд. дол.
Рост валютных доходов НИС от экспортного бума дал им реальную возможность расширить импорт товаров и услуг и использовать их для стимулирования экономики. С 1079 по 1986 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд. дол.
В отличие от других развивающихся государств, НИС смогли наиболее рационально использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в НИС, а, наоборот, дополняет его.
Второй по значимости статьей импорта НИС являются обработанные изделия, прежде всего полуфабрикаты для филиалов ТНК и местных фирм, использующих иностранную технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности. Сюда же включается и импорт сборных комплектов для автомобильной промышленности и других отраслей машиностроительного комплекса.
Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно сельскохозяйственное и минеральное сырье, топливно-энергетические и продовольственные товары. Доля освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 80-м годам составляла 27%.
В последние годы отмечается тенденция к диверсификации внешнеэкономических связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-техническое сотрудничество. Новым явлением в этом процессе стал экспорт предпринимательского капитала из НИС, что отражает новый этап их экономического развития, свидетельствующий о структурных сдвигах в экономике.
Кроме того, активный процесс расширения внешнеэкономических связей НИС, их специализация на экспорте промышленной продукции благоприятно отразились на структуре их ВВП: значительно увеличилась доля обрабатывающей промышленности, что несомненно указывает на рост благосостояния этих стран.
Глава 2.
Поскольку же, однако, местный частный капитал был слаб и к тому же в условиях господствовавшей в стране гиперинфляции крайне неохотно шел в сферу производства, в октябре 1966 г. в Индонезии началось осуществление рассчитанной на 2 года программы стабилизации и восстановления экономики. В ее задачу входило устранение наиболее вопиющих последствий экономического кризиса, в котором находилась страна, и расчистка почвы для последующей организации нормальной хозяйственной деятельности на сбалансированной основе. Главными особенностями этой программы стали отказ от принципов “направляемой экономики”, проводившейся Ахмедом Сукарно, и переход на позиции ее либерализации, а также резкое усиление акцента на использовании внешних факторов роста.
Первым шагом в этом направлении стало создание в стране благоприятного инвестиционного климата для иностранных капиталовложений. В целях урегулирования отношений с теми иностранными компаниями, собственность которых была национализирована или взята под государственный контроль в период до 1966 г., были проведены переговоры о выплате компенсации голландским владельцам в сумме 6000 млн. гульденов и реприватизации английских, американских, бельгийских и прочих компаний, предприятий, плантаций и т. д.
Вторым шагом в деле создания благоприятного для иностранных монополий инвестиционного климата явился закон об иностранных инвестициях, вступивший в силу в начале января 1967 г. В нем были определены сферы национальной экономики, куда допускался иностранный капитал, устанавливался порядок его деятельности и предусматривались соответствующие льготы (гарантии от национализации, разрешение на перевод за границу прибылей в валюте страны-инвестора, освобождение от уплаты налогов на различные сроки и т. д.).
Другим элементом “жесткой финансовой политики” стала борьба за сокращение и ликвидацию бюджетного дефицита, размеры которого в 1966 г. превысили величину доходной части бюджета почти на 30%. С этой целью при составлении государственных бюджетов в 1967-1968 гг. были сокращены многие непроизводственные расходы; кроме того, расходная часть госбюджета была уменьшена за счет существенного сокращения субсидий государственному сектору.
Новые власти активно занялись налаживанием межрегионального сотрудничества, выступив инициатором создания АСЕАН, призванной стимулировать экономическое и культурное сотрудничество стран Юго-Восточной Азии.
Однако у программы стабилизации имелись и отрицательные стороны. Свертывание государственного сектора и объема строительства, отмена ряда протекционистских пошлин и импорт товаров за счет иностранных кредитов, а также конкуренция со стороны возобновивших свою деятельность в Индонезии иностранных фирм пагубно сказались на деятельности сотен мелких и средних национальных предприятий. В 1966-1968 гг. сократился выпуск продукции на предприятиях по производству стройматериалов, бумаги, мыла, спичек и т. д. Даже в текстильной промышленности, развитие которой являлось одной из основных целей программы стабилизации, произошло сокращение производства, а ряд предприятий, не выдержав конкуренции с дешевым импортным текстилем, вынужден был приостановить свою деятельность.
Получив доступ в индонезийскую экономику, иностранные компании, однако, менее всего руководствовались интересами страны. Единственным ориентиром для них. как и следовало ожидать, было получение максимальных прибылей.
Об этом, во-первых, свидетельствовала структура иностранных капиталовложений, больше половины которых в 1967-1969 гг. было направлено в горнодобывающую промышленность, где иностранный капитал привлекли месторождения нефти, бокситов, цветных металлов. Почти 30% общей суммы капиталовложений направлялось в лесную хозяйство, где разработка ценных пород тропической древесины сулила высокие прибыли. В обрабатывающей промышленности иностранные инвесторы приняли участие в развитии тех отраслей производства, которые уже имели относительно сложившейся рынок сбыта и обеспечивали быструю окупаемость капиталовложений при высокой норме прибыли. Ни одна из компаний не проявила интереса к созданию предприятий, производящих средства производства.
Во-вторых, большая часть иностранных капиталовложений в период действия программы стабилизации была заявлена и осуществлена на Яве, в то время, как провинциальные районы на других островах оставались наиболее отсталыми в экономическом отношении.
В-третьих. не оправдались надежды и на то, что с помощью иностранных инвестиций удастся ослабить остроту проблемы безработицы. В 1967-1969 гг. благодаря иностранным капиталовложениям было создано всего 25 тыс. рабочих мест,: тогда как число только полностью безработных увеличилось за эти годы с 2,5 до 3 млн. человек. Объяснялось это тем, что большая часть инвестиций направлялась в отрасли с высоким органическим строением капитала. К тому же разорение местных фирм обострило проблему занятости.
Наконец, серьезное недовольство среди местных предпринимательских кругов вызвало то, что иностранные инвесторы получили, по их мнению, слишком большие льготы, что ставило иностранные компании, по существу, в монопольное положение на индонезийском рынке.
Несомненно, каждая из этих причин сыграла свою роль, обусловив отказ от режима “нового порядка” от проведения хозяйственной политики на принципах рыночной экономики в чистом их виде.
Согласно законодательству, в стране нет ни одного предприятия, полностью принадлежащего иностранному капиталу. Допускается только смешанная форма собственности. Рассматриваются лишь те предложения иностранных инвесторов, которые вписываются в общую стратегию развития страны, способствуют увеличению занятости населения и, как обязательное условие, не загрязняют окружающую среду.
Тем не менее несмотря на определенные трудности проведения реформ, они дали ощутимые положительные результаты: совокупный национальный продукт Индонезии ежегодно прирастает на 7%, а доход на душу населения за 25 лет правления Сухарто возрос в 4 раза.
Основные черты экономики.
Ныне действующая модель экономического развития Индонезии представляет собой один из вариантов “смешанной экономики”, Акцент при этом делается на использование рыночных методов, однако роль государства в экономическом механизме страны достаточно высока.
В значительной степени участие государства в экономике осуществляется через формулирование в виде последовательно выдвигаемых пятилетней планов долгосрочной стратегии национального развития, уточняемой от пятилетия к пятилетию и из года в год. Реализации этой стратегии, а также конкретных положений пятилетних планов государство способствует через разветвленную систему косвенного регулирования, включающую бюджетные, налоговые, лицензионные, таможенные, валютно-финансовые рычаги. Что же касается собственного участия в экономике, то государство берет на себя по преимуществу развитие систем водоснабжения, транспорта, связи, энергоснабжения и других видов производственной инфраструктуры. Предоставляя продукцию и услуги этих отраслей частному сектору по фиксированным ценам государство имеет возможность реально воздействовать на уровень издержек производства, а соответственно и на степень активности частной предпринимательской деятельности. По существу, ту же функцию в хозяйственной деятельности государства несет и производство таких товаров, как минеральные удобрения и цемент.
За последние годы в Индонезии созданы и успешно работают такие современные отрасли промышленности, как самолетостроение, электроника, химическая промышленность. По производству, например, цемента страна входит в первую десятку ведущих государств мира.
Тот факт, что Индонезия добилась статуса наибольшего благоприятствовали в торговле и больших квот на экспорт готовой продукции в страны Запада, особенно США, справедливо считается здесь гораздо важнее любой иностранной помощи и инвестиций.
Успехи в области экономики позволили Индонезии начать переход к новому этапу развития, к достижению в 25-летний срок технологического уровня развития. На место “берклистов” в правительство страны приходят сторонники технологического развития во главе с министром по вопросам исследований и технологий Б. Хабиби.
Таким образом, для экономической деятельности индонезийского государства характерны черты, типологически общие для многих стран развивающегося мира, идущих по капиталистическому пути, а именно то, что государству отводится в этом процессе в целом вспомогательная роль.
Проблемы экономического развития.
Будущее индонезийской экономики вызывает сейчас наибольшие опасения с стране. Необходимость продолжения прогрессивного экономического и политического курса Сухарто совершенно очевидна, но сам Сухарто в связи возрастом не намерен больше переизбираться. Ясно, что под неумелым руководством дальней шее развитие экономики может зайти в тупик.
Примерно 73% этой суммы должно поступить от частного сектора, так как стоит необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику. Рост инвестиций необходим также для поддержания темпов развития экономики страны, которые за последние 25 лет составляли в среднем 6% в год.