имя какого драматурга связано с малым театром

Имя какого драматурга связано с малым театром

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром
История Государственного Академического Малого Театра
имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.

Таким образом, “прародителем” Малого театра явился театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли “вторым Университетом”, а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего основания является одним из самых важных центров духовной жизни России.

“Московские ведомости” поместили объявление о первом спектакле в Малом: “Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет. ”

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром
Зрительный зал Московского Малого театра 1916г.

Еще при жизни драматурга Малый стали называть “Домом Островского”. Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Источник

А.Н. Островский и Малый театр

С Малым театром теснейшим образом связана жизненная и творческая судьба А.Н. Островского. В юности будущий драматург восхищался игрой великих мастеров – П.С. Мочалова и М.С. Щепкина.

Первым произведением Островского, представленным на сцене, стала комедия «Не в свои сани не садись», премьера состоялась 14 января 1853 года. Спектакль имел очень большой успех. Зрителей поразила правда жизни, сказанная со сцены. Артисты не просто играли, а жили на сцене. Впоследствии сам Островский назовет это «школой естественной и выразительной игры».

С появлением на сцене Малого театра пьес Островского начинается новый этап его истории. На сцене театра были поставлены пьесы «Бедная невеста» (1853), «Бедность не порок» (1854), «В чужом пиру похмелье» (1856), «Гроза» (1859), затем и все последующие пьесы драматурга. Они составляли ведущую часть репертуара.

Под влиянием драматургии Островского сформировался талант замечательного актера П.М. Садовского, большое эмоциональное воздействие на зрителя оказывала игра Л.П. Никулиной-Косицкой. На драматургии Островского выросла плеяда блестящих актеров: С.В. Васильев, Н.В. Рыкалова, Н.М. Медведева, Н.И. Музиль, Н.А. Никулина и др. Блестяще исполняли роли в пьесах Островского Г.Н. Федотова и М.Н. Ермолова.

Многое сделал Островский в совершенствовании массовых сцен, изображении жизни толпы, создания фона сценического действия. Он считал, что создание спектакля – сложная творческая задача, требующая единства усилий всех участников. Для него был очень важен актерский ансамбль. Таким образом, Островский обосновывал значение режиссуры в театре, при этом считал, что режиссер не должен заслонять актера.

Островский всегда боролся за высокий художественный уровень Малого театра и русского театра в целом, так как театр он считал свидетельством духовной зрелости, высокого самосознания нации, видел в нем огромную воспитательную и нравственную силу. Отдавая все силы тому, чтобы Малый театр отвечал самым высоким художественным требованиям, будучи фактически его руководителем, Островский проявлял большую заботу о репертуаре.

Только в конце жизни он добился возможности официально возглавить театр, с января 1886 года приступив к исполнению обязанностей заведующего репертуарной частью московских императорских театров. Островский с энтузиазмом берется за исполнение своих обязанностей, многое успевает сделать, но это были уже последние месяцы его жизни.

К драматургии Островского театр обращался всегда. Начиная с премьеры и до сегодняшних дней его пьесы составляют важную часть репертуара. Малый театр по праву называется «Домом Островского», и памятник великому русскому драматургу не случайно установлен у его фасада.

Источник

От малого до великого: история Малого театра

Театр Гоголя и Островского. На этой сцене впервые увидели свет «Горе от ума» и «Гроза». Театр, где блистали Щепкин и Мочалов. Один из старейших театров России.

Комедий и трагедий театр

История московского Малого театра началась в 1756 году с указа Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Правда, это было время появления лишь труппы театра — ее основали при университете и отдали под чуткое руководство знаменитого поэта и драматурга Хераскова (того самого, который написал эпическую поэму «Россиада»). Университетский Вольный театр послужил основой для создания драматического Петровского театра. Кроме студентов, в труппу входили также актеры из крепостных театров, первым из которых был театр помещика Волкова в Ярославле).

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

Малый театр. Источник: pinterest.com

Здание от Бове и Тона

Как это часто бывало, здание театр сгорело, и только в 1824 архитектор Бове, то самый, что построил Большой театр, создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Сегодня перед зданием театра стоит памятник Островскому. В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.

Театр Мочалова и Щепкина

Объявление о первом спектакле в Малом театре можем найти в «Московских ведомостях» за 1824. Интересно, что там название театра писалось с маленькой буквы, ведь это просто указывало на небольшие размеры театра. Но вскоре Малый стал так популярен, что его название стали уважительно писать с заглавной буквы. Далеко не последнюю роль в растущей славе театра сыграли его знаменитые актеры — Щепкин и Мочалов. Щепкин был бывшим крепостным актером, ему приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова. Мочалов также родился в семье крепостных актеров, и он стал одним из величайших трагиков XIX века. Его герои-одиночки быстро сделали его знаменитым: Гамлет, Ричард III, Чацкий.

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

Театр Гоголя и Островского

Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.

Сохранение традиций

Начало XX века была для театра сложным. Несмотря на новаторские течения, распространившиеся по театрам России, Малый остался верен традициям. В 1918 при театре открылась театральная школа, позже выросшая в Высшее театральное училище имени Щепкина. После революции Малый театр стоял на грани исчезновения: театральный комиссариат считал, что Имперский театр новому зрителю не нужен. Благо, Луначарский вовремя встал на его защиту, и Малый удалось сохранить. В 30-е и 40-е годы театр в основном возвращался к классике, предпочитая не ставить произведения современных авторов. Тогда на сцене снова появились Островский, Гоголь и Грибоедов.

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

«Ревизор», 2019 год. Источник: 2do2go.ru

Во время войны театр не переставал работать. После войны в основном тоже ставили классику: «Васса Железнова» Горького, «Маскарад» Лермонтова, «Макбет» Шекспира, «Федра» Расина», «Госпожа Бовари» Флобера и «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Сегодня в театре также придерживаются традиций, представляю зрителю Островского и Чехова. К тому же труппа театра постоянно гастролирует по всему миру. Малый также был инициатором создания Всероссийского фестиваля «Островский в доме Островского» — «певца Замоскворечья» помнят и чтят в Малом и по сей день.

Источник

Литература. 10 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Комедия — драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее общественные или бытовые пороки; а также представление его на сцене.

Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 367 с.

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература: 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. 95 с.

1. Бак Д. Александр Островский. Пьесы. 2008. // culture.ru: портал культурного наследия и традиций России. URL: https://www.culture.ru/movies/1171/aleksandr-ostrovskii-pesy (дата обращения: 17.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Николаевич Островский — основатель русского национального театра. Гончаров в одном из писем пишет: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться “Театр Островского”».

Великий русский драматург родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье судейского чиновника. Получив хорошее домашнее образование, в 1835 году начинает учёбу в Московскую губернскую гимназию. Молодой человек проводит много времени, читая книги Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на фортепиано. По окончании Московской гимназии в 1840 году он поступает на юридический факультет Московского университета. Однако оставляет занятия, так как решает всерьёз посвятить себя литературе. Он работает в Московском коммерческом суде и начинает свои первые писательские опыты.

С 1847 года Островский создаёт драматургические произведения, приступает к пьесе «Банкрот» или «Свои люди — сочтёмся». Она выходит в журнале «Москвитянин» 16 марта 1850 года и сразу становится популярной. Но эту комедию запрещают печатать, признав, что она «обидна для русского купечества». Автор очень переживает по этому поводу.

Творчество Александра Николаевича признают народным. Литературный критик того времени Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского — это нечто новое, чему дали бы название “пьес жизни”».

О полном понимании изображения современного общества говорит Белинский: «Драматическая русская литература представляла собой странное зрелище. У нас есть комедии Фонвизина, “Горе от ума” Грибоедова, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя — и, кроме них, нет ничего хоть сколько-нибудь замечательного. Островский пытается найти в русской жизни что-то яркое, активное, живое. И он обращается к российской истории».

В 1856–1857 годах писатель привлечён к работе в «Морском сборнике», который издается по инициативе великого князя Константина Николаевича. В этом журнале планируют разместить пособия по географии, истории нашей страны, в частности — от Волги до Нижнего Новгорода. Собранные материалы автор включает в содержание пьес: о жизни приволжских городков рассказывает в «Грозе». Она публикуется в 1859 году.

В дальнейшие годы выходят произведения: «На бойком месте», «Женитьба Бальзаминова», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Тяжёлые дни», «Шутники».

Обращаясь к истории, Островский создаёт такие пьесы, как «Воевода (Сон на Волге)», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».

В конце 1860-х годов Александр Николаевич в своих работах раскрывает распад купеческой и мещанской среды. Писатель испытывает творческий подъем. Он отходит от исторических и фольклорных мотивов и снова возвращается к актуальным и острым современным настроениям. Так, один из главных героев пьесы «Горячее сердце» — богатый купец с говорящей фамилией Курослепов — новый образ самодура, потерявшего всякую связь с реальностью и утратившего человеческий облик.

Обладая хорошими знаниями русского фольклора, в 1873 году, писатель создаёт пьесу «Снегурочка». А в 1881 году Римский-Корсаков сочиняет для не` великолепную музыку: так сюжеты народных сказок и легенд оформляются в знаменитую оперу.

Драматург ведёт борьбу за создание реалистического театра нового типа. Он организует союзы творческих людей: «Артистический кружок», «Общество русских драматических писателей». Островский пишет: «Покажите, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нём есть дикого, грубого, с чем он должен бороться».

В 1868 году он издаёт новые пьесы, которые имеют большой успех. Также его приглашают работать в «Отечественные записки», писатель сотрудничает с журналом «Современник», занимается исследованием истории русского театра. Автор придерживается традиций драматургии: у Гоголя заимствует коллизии — столкновения противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

С Малым театром, который современники называют «вторым московским университетом», связана большая часть жизни Александра Николаевича. Будучи и режиссёром, и постановщиком своих пьес, он проводит репетиции с актёрами и распределяет роли. По его мнению, театру «требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий громкий смех, горячие чувства, живые и сильные характеры». Островский пробует работать с разными жанрами, но основными всё же считает социальную комедию и драму. Он открывает дорогу многим актерам — Александру Евстафьевичу Мартынову, Ольге Осиповне Садовской, Любови Павловне Косицкой.

«Только те произведения, — говорит драматург, — пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света». В последний год жизни Островского под давлением общественности официально признаны его заслуги: он назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища.

Его вклад в развитие отечественной литературы поистине велик и включает создание русского национального театра, школы актёрского мастерства. Писатель своим примером показывает, что талант и любовь к искусству возвышают людей.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Получив хорошее домашнее _______, в 1835 году будущий писатель поступает в Московскую ________ гимназию. Он проводит много времени, читая _______ Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на ______.

образование, губернская, фортепиано, книга

Подсказка: интересы А. Н. Островского-гимназиста.

Получив хорошее домашнее образование, в 1835 году будущий писатель поступает в Московскую губернскую гимназию. Он проводит много времени, читая книги Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на фортепиано.

Пояснение: Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Детство и раннюю юность он провёл в Замоскворечье. Александр получил хорошее домашнее образование, очень любил читать. К 13 годам будущий писатель перечитал большинство книг из отцовской библиотеки.

Соедините между собой термины и их определения

Драматическое произведение для театрального представления;

Литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене;

Это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.

Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Характер — это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Подсказка: Пьеса предназначена для сценического воплощения.

Пояснение: С 1847 года Островский создает драматургические произведения, приступает к пьесе «Банкрот» или «Свои люди — сочтёмся». Она выходит в журнале «Москвитянин» 16 марта 1850 года и сразу становится популярной. Но эту комедию запрещают печатать, признав, что она «обидна для русского купечества». Автор очень переживает по этому поводу.

Творчество Александра Николаевича признают народным. Литературный критик того времени Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского — это нечто новое, чему дали бы название “пьес жизни”».

Будучи и режиссёром, и постановщиком своих пьес, он проводит репетиции с актёрами и распределяет роли. По его мнению, театру «требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий громкий смех, горячие чувства, живые и сильные характеры».

Источник

Государственный академический Малый театр России

Государственный академический
Малый театр России
имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром
Малый театр
Прежние названияИмператорский Московский Малый театр, Академический ордена Ленина ордена Октябрьской Революции Малый театр Союза ССР
Основан1756
ДиректорТ. А. Михайлова
Художественный руководительЮ. М. Соломин
Главный режиссёрдолжность упразднена, завтруппой В. М. Бейлис
Сайтhttp://www.maly.ru
Наградыимя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театромимя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром
Государственный академический
Малый театр России
на Викискладе
имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театромКультурное наследие Российской Федерации, объект № 7710887000 объект № 7710887000

Содержание

История

Краткая предыстория создания

Открытию Малого театра были предпосланы некоторые факты развития театрального дела в Москве.

Первоначальная труппа была создана при Московском университете в 1757 году, сразу после Указа Императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…». Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. С 1759 — публичный театр, получивший название Университетского; в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 годы, претерпев некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал называться московским Российским театром.

В 1759 году итальянский антрепренер Локателли открыл театр в Москве (чуть раньше, в 1757 году, в Петербурге), который просуществовал недолго — до 1762 г.: московская публика ещё не была готова к пониманию и принятию сценического искусства. Затем московскую труппу создал Н. С. Титов, но она долго не просуществовала (1766—1769). Тем не менее Императорский дом, понимая необходимость внедрения в России европейской культуры, настаивал на открытии театра. И в Москве по высочайшему повелению строится помещение для сценических постановок. Однако здание, едва успев быть построенным, сгорает. Дело продолжил английский инженер и антрепренер Майкл Медокс, создав в 1780 году свой частный Петровский театр. Разорившись, Майкл Медокс вынужден был отдать театр в пользу казны, ему же самому была назначена пожизненная пенсия. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. В следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в неё и поступили артисты бывшего Петровского театра. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, в основном арендуя залы в домах у богатых аристократов (Театр на Моховой — с 1806 по 1824 гг.; Арбатский театр архитектора Росси — с 1807 по 1812 гг.; в доме С. С. Апраксина на Знаменке), пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к строительству в Москве театрального комплекса, созданного архитектором О. И. Бове. В 1824 году по проекту Бове архитектор А. Ф. Элькинский [2] перестроил для театра особняк купца Варгина, это здание на Петровской (ныне Театральной) площади и стало постепенно называться Малым театром, и поныне несет это имя.

XVIII век

Малый театр — один из старейших театров России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…». Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. (Первым русским публичным общедоступным профессиональным театром по праву считается Волковский театр в Ярославле).

На основе университетского театра был создан драматический Большой Петровский театр в Москве, где 15 января 1787 прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» — до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы.

Репертуар состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д.Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р.Шеридана и Карло Гольдони). На сцене блистали актёры В. П. Померанцев и А. А. Померанцева, Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семёновна Сандуновы.

XIX век

В начале царствования императора Александра I, вместе с общим подъемом общественной жизни ожило и совсем было упавшее при Павле театральное искусство. В эти годы труппа пополнялась актёрами крепостных театров. В 1805 году здание сгорело. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров, куда поступили артисты бывшего Петровского театра. В 1806, театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актёры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости, как например, С. Мочалов — отец знаменитого трагика, Мочалова П. [3] Своего помещения у труппы ещё долго не было. Сама политическая обстановка в стране к этому не располагала. Страну сотрясали нестабильность и военные конфликты (со Швецией, Турцией). В 1812 году была война с Наполеоном. Прошло ещё несколько лет, когда архитектор Бове был приглашен на строительство в Москве театрального здания. Ещё в 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. В этом разделении огромную роль сыграл Катерино Кавос, ставший по сути дела, основателем русской оперы. Однако на самом деле опера и драма ещё долго соседствовали рядом. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: единая дирекция, одни и те же исполнители, но ещё и долгое время после этого театры были соединены даже подземным ходом, были общие костюмерные и т. д.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название — Малый театр. Понятие «малый», как и находившийся рядом «большой» театр (для оперных и балетных постановок), поначалу обозначало лишь их сравнительные размеры, потребовалось время, чтобы эти определения стали названиями театров.

Днем открытия Малого театра можно считать 14 октября 1824 года: давали новую увертюру А. Н. Верстовского. «„Московские ведомости“ поместили объявление о первом спектакле в Малом: „Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А. Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет…“» (цитируется по: История Государственного Академического Малого Театра).

Театральное искусство сразу пошло на подъем. Помимо прежних, уже известных театральных мастеров, появились новые талантливые артисты.

Один из важных периодов в истории развития Малого театра связан с именем П. С. Мочалова. Этот великий трагик стал выразителем времени надежд и разочарований русского общества 1820—1840 гг., противоречивой эпохи императора Александра I. «П. С. Мочалову, „актеру-плебею“, по выражению воспевшего его критика В. Г. Белинского, удалось преодолеть каноны прежнего стиля, выраженного эстетикой классицизма. Вместо декламации и торжественной позы, актёр привнес на сцену клокочущую лаву горячей страсти и жесты, поражающие страданием и болью. Романтические одиночки Мочалова протестовали и сражались со всем враждебным им миром зла, отчаиваясь, и нередко падали духом» (цитирование по: Кругосвет). Среди ролей П. С. Мочалова: Гамлет, Ричард III, (в одноименных трагедиях В.Шекспира), Чацкий, Фердинанд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера).

В 1822 в труппу пришёл уже известный по провинциальным антрепризам бывший крепостной актёр М. С. Щепкин. «Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», — сказал о Щепкине А. И. Герцен.

Для Малого театра писали И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин, многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Новые реформаторские театральные позиции Островского — бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актёров, а не единого главного героя и т. д. — приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. Но эти новаторские для того времени идеи Островского уже были затребованы временем. Все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Он сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актёрами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов. Для бенефисов Прова Михайловича Садовского были впервые поставлены две пьесы Островского — «В чужом пиру похмелье» — 9 января 1856 года, «Горячее сердце» — 15 января 1869 года. Пьеса «Гроза» была поставлена 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева, а в бенефис его супруги, актрисы Екатерины Николаевны Васильевой, 14 октября 1863 года в Малом театре впервые была поставлена пьеса «Доходное место». Премьера пьесы «На бойком месте» состоялась на сцене Малого театра 29 сентября 1865 года в бенефис Рассказова.

«Бесприданница» первый раз прошла 10 ноября 1878 года в бенефис актёра Н. И. Музиля. В пьесе «Без вины виноватые», 1884, роль Незнамова была написана Островским специально для артиста Малого театра Рыбакова. В 1929 году у дверей Малого театра установлен памятник Островскому. Пьесы драматурга не сходят со сцены Малого театра и по сей день.

С триумфального дебюта в роли Эмилии (Г. Э. Лессинг, «Эмилия Галотти») 30 января 1870 года началась театральная карьера великой русской трагической актрисы М. Н. Ермоловой, блиставшей затем в ролях: Лауренсия — «Овечий источник» Лопе де Вега, Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф.Шиллера; Жанна д’Арк — «Орлеанская дева» этого же автора; Катерина в «Грозе», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые» и многие другие. Это время выпало на расцвет демократических движений в России, к которым и Малый театр не оставался равнодушным. Не раз на спектаклях с участием М. Н. Ермоловой происходили политические манифестации студентов и демократической интеллигенции. В театре тогда работали ставшие ныне легендарными А. П. Ленский, А. И. Южин, О. А. Правдин, К. Н. Рыбаков, Е. К. Лешковская, А. А. Яблочкина, А. А. Остужев, О. О. и М. П. Садовские, Н. М. Медведева, М. Ф. Ленин.

XX век

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

На рубеже XIX—XX веков страна переживала тяжелый кризис, он затронул и театральную жизнь. Малый театр искал новые пути развития. Актёр и режиссёр А. П. Ленский создал в 1898 году Новый театр — филиал Малого театра, где он занимался педагогической деятельностью и экспериментаторскими постановками.

Страну буквально захватили новаторские веяния и течения. Наступило время поиска новых режиссёрских идей. Повсеместно вырастали новые театральные эстетики. Новые театральные реформы принесли Станиславский, Немирович-Данченко, Евреинов, Вахтангов, Фореггер, развивались жанры театральных пародий и капустников; поначалу становлению этих идей способствовала и революционная ситуация в стране, и сама Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 года. Новые художественные веяния напрочь отрицали академичность и старые традиции. В 20-е годы вся страна была захвачена пролетарским театральным движением «Синяя блуза». Тем не менее Малый театр оставался верен своим традициям. В 1918 при театре открывается театральная школа (с 1938 — Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, с 1943 — ВУЗ), а в 1919 Малому театру присвоено звание академического. И в это же самое время по стране звучат призывы отказаться от всего прежнего, старого, не пускать в обновленную революцией жизнь оплот буржуазно-дворянской культуры. Под воздействием этих призывов Малый театр мог быть закрыт, не встань на его защиту первый нарком Просвещения А. В. Луначарский.

В 1926 году Малый театр дал премьеру — спектакль «Любовь Яровая» по пьесе К. А. Тренева (режиссёры И. С. Платон и Л. М. Прозоровский; художник Н. А. Меныпутин, его декорации Театральная энциклопедия называет выдающейся работой [6] ). Этой удачной постановкой театр показал незыблемость и фундаментальность своих основополагающих идей, значений традиционности — роли в тех же трактовках наследовали молодые актёры, перенимая от старшего поколения те же классические приемы и характеры. Роли Г. Н. Федотовой впоследствии перешли А. А. Яблочкиной, а репертуар О. О. Садовской был унаследован В. Н. Рыжовой и В. О. Массалитиновой. Театр хранил традиции не режиссёрских изысков, а классического исполнительского искусства. В 30-е годы, когда один за другим исчезали новые реформаторские театры, а их основатели порой тоже исчезали, но уже в сталинских тюрьмах, Малый театр пополнялся приходившими из закрывавшихся студий актёрами.

Репертуар театра 1930—1940 гг. в основном состоял из возвращения к классике, исполнявшейся когда-то прежде всего на подмостках самого же Малого театра в годы, когда и сам Малый театр, и авторы несли новые реформаторские идеи. Ставятся пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского.

В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал. В 1946 году архитектором А. П. Великановым была проведена реконструкция здания театра.

Из послевоенных постановок: «Васса Железнова» М. А. Горького с участием В. Н. Пашенной (1952); историческая драма А. Н. Степанова и И. Ф. Попова «Порт-Артур» в 1953 [7] ; «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1956); «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1962); «Макбет» Шекспира (1955); инсценировки «Ярмарки тщеславия» У.Теккерея (1958); «Госпожа Бовари» Г.Флобера (1963).

Безыдейность советского периода сделала театр на несколько лет косным и неинтересным. Хотя, безусловно, нельзя не отметить несколько постановок. И конечно, всегда завораживающей была игра актёров, славу театра составляли: И. В. Ильинский, Е. Д. Турчанинова, Б. А. Бабочкин, В. И. Хохряков, М. И. Царев, М. И. Жаров, Э. А. Быстрицкая, В. В. Кенигсон, В. И. Коршунов, И. А. Любезнов, Р. Д. Нифонтова, Е. Н. Гоголева, Е. В. Самойлов, Е. Я. Весник, Ю. И. Каюров, Г. А. Кирюшина, Н. И. Корниенко, А. И. Кочетков, И. А. Ликсо, Т. П. Панкова, Ю. М. Соломин, В. М. Соломин, Л. В. Юдина, В. П. Павлов, Э. Е. Марцевич, К. Ф. Роек, А. С. Эйбоженко, мн. др.

В разные годы Малым театром руководили: А. И. Южин, И. Я. Судаков, П. М. Садовский, К. А. Зубов, М. И. Царев, Е. Р. Симонов, Б. И. Равенских и другие. С 1988 года художественный руководитель театра — Ю. М. Соломин.

Театр сегодня

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского: «Волки и овцы», «Не было гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди — сочтемся!» В былые времена театр не мог найти общего языка с А. П. Чеховым — при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Своего рода «визитной карточкой» Малого театра стала драматическая трилогия А. К. Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В спектаклях по А. К. Толстому звучит музыка Г. В. Свиридова, которую композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим вниманием театр и зарубежную классику — в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба.

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть фото имя какого драматурга связано с малым театром. Смотреть картинку имя какого драматурга связано с малым театром. Картинка про имя какого драматурга связано с малым театром. Фото имя какого драматурга связано с малым театром

Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра — за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился ещё один театральный форум — Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Спектакли

См. Спектакли Малого театра

Труппа

Славу театра в разные годы составляли такие актёры, как:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *