иллюстрацией к какой музыкальной пьесе сюиты метель григория свиридова может быть эта картина
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова
http://festival.1september.ru не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:
Тройка
Пастораль
Вальс
Венчание
Марш
Весна и осень
Романс
Отзвуки вальса
Зимняя дорога
– ВАЛЬС
.Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости » Весна и осень»
Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!
Романс
Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?
“Зимняя дорога”.зимняя дорога
Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречиКогда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести
А. С. Пушкина «Метель»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— многообразие музыкальных жанров и возможности симфонического оркестра;
— музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Александра Пушкина «Метель»;
— ассоциативные связи между музыкальными образами и художественными других видов искусства;
— особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.
Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.
Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.
Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.
Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.
1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
2.АзимовЭ.Г.Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теория и практика обучения языкам).//Э.Г.Азимов, А. Н. Щукин.–М.:ИКАР,2009.–448с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Метель».
В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.
В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по этой повести кинофильм «Метель».Он говорил: «В «Метели» меня привлекла возможность перенести на экран неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Волновала чистота и прозрачность, мягкий лиризм пушкинского слога, непридуманность событий, о которых повествуется с глубоким раздумьем и лёгкой грустью. Фильм снимался цветным, широкоформатным, и всё богатство средств кино мы старались подчинить главной цели – создать своеобразную симфонию о России».
После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.
В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту «Метель».
Оркестровая сюита «Метель» появилась в 1974 году. Она состоит из девяти пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор назвал сюиту музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель». Так родился новый музыкальный жанр – музыкальные иллюстрации.
Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события. Слушатель ярко представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель. Он не только слышит, но и как будто бы видит колокольчики, звенящие на дугах, и как под копытами лошадей трещат снежные сугробы.
В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.
Второе произведение – «Вальс», одна из самых известных мелодий из сюиты «Метель». Звуки фанфар возвещают о начале праздника: приподнятое настроение и радостное волнение буквально захватывают. Приятный мотив звучит под характерный для вальса аккомпанемент. Вальс имеет трёхчастную форму, во второй части мелодию играют деревянные духовые инструменты, а в первой и последней частях она звучит в исполнении скрипок.
Третий номер – «Весна и осень» – состоит из двух миниатюр.
В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».
Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо.
В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.
Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.
Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.
Четвёртый номер – «Романс».
Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.
Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.
В продолжении лирической линии в «Пасторали» негромко звучит мелодия в исполнении гобоя, рисуя образы простой и спокойной сельской местности. На смену деревянным духовым инструментам приходят скрипки, наполняя произведение большей звучностью, и тема вновь возвращается к деревянным духовым инструментам.
Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.
На контрасте с другими лирическими частями сюиты «Военный марш» звучит мощно в исполнении духового состава симфонического оркестра. Композитор «рисует» образ удали и жизнелюбия молодых офицеров.
«Военный марш» имеет трёхчастную форму с идентичными первой и третьей частями. Музыка посвящена Отечественной войне 1812 года и созвучна русским песням, воспевающим подвиги: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды».
Седьмой номер – «Венчание».
Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.
Мелодические линии без аккомпанемента переплетаются между собой. Вдруг в конце появляются восклицательные интонации, отражающие ход сюжета. В музыке подчеркивается драматизм ситуации, когда молодых людей обвенчали и Мария, взглянув на жениха, кричит: «Ай, не он, не он!».
Восьмая часть сюиты – «Отзвуки вальса».
Знакомая мелодия теперь звучит в другой инструментовке, с облегчённым аккомпанементом. Её исполняют солирующие инструменты, а не группы, как это было во втором номере сюиты. Часть «Отзвуки вальса» звучит менее торжественно, менее наполнено, как воспоминание о былом.
Завершает сюиту «Зимняя дорога».
Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.
Сюита не случайно названа «музыкальными иллюстрациями». Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.
Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.
Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.
№1. Какие пьесы входят в состав сюиты «Метель»?
«Время, вперёд!»
«Вальс»
«Марш»
«Первая симфония»
«Престо. Фа мажор»
«Весна и осень»
«Пастораль»
Для правильного ответа необходимо вспомнить сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Пьесы, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова, являются музыкальными иллюстрациями к повести. В произведении звучат музыкальные образы, в которых угадывается лёгкий перезвон бубенцов, интонации русского романса, нежные напевы, русская музыка. Сюита стала жемчужиной классической музыки.
«Вальс»
«Марш»
«Весна и осень»
«Пастораль»
№2. Иллюстрацией к какой музыкальной пьесе сюиты «Метель» Григория Свиридова может быть эта картина?
Художник Ефрем Иванович Зверьков
На уроке были прослушаны все произведения, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова «Метель». Вспомните, с какой пьесой можно сопоставить задумчивую и печальную осень, изображенную на картине Ефрема Ивановича Зверькова «Золотая осень»? В какой пьесе проникновенное звучание оркестра и акцент на струнных и деревянных инструментах создают лирический колорит?
Музыка. 6 класс
Повесть
Какую повесть написал А. С. Пушкин в 1830 году?
Сюита «Метель»
Какие номера не входят в состав сюиты «Метель»?
Деятели искусства
Подставьте к изображениям верные подписи.
Музыкальная иллюстрация
Подставьте слова в пропуски в тексте.
Первое произведение оркестровой Г. В. Свиридова « » называется « ».
Инструментальная музыка Г. В. Свиридова
Установите соответствие между названиями частей сюиты «Метель» и изображениями. Соедините линиями верные сочетания.
Музыкальная пьеса
Закончите определение. Выберите правильный ответ.
Музыка как искусство
Заполните кроссворд. Ответы вписывайте строчными буквами.
Оркестровая сюита «Метель»
Какие произведения входят в сюиту «Метель»? Выделите цветом правильные ответы.
Музыкальные понятия
Установите соответствие между музыкальным понятием и его определением. Соедините линиями верные сочетания.
камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
вид музыкального творчества, определяемый происхождением, условиями исполнения и восприятия.
музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.
музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.
Иллюстрация
Иллюстрацией к какой музыкальной пьесе сюиты «Метель» Григория Свиридова может быть эта картина? Выберите правильный ответ.
«Золотая осень» Художник Е. Зверьков
Новый музыкальный жанр
К какому жанру относится сюита «Метель»? Выберите правильный ответ.
«Метель» – произведение на все времена
Вставьте пропущенные элементы в таблицу.
«Метель»
Распределите правильно события на временной шкале.
Авторы и их произведения
Установите соответствие между фамилиями авторов и названиями их произведений. Соедините линиями верные сочетания.
Музыка. 6 класс
Повесть
Какую повесть написал А. С. Пушкин в 1830 году?
Сюита «Метель»
Какие номера не входят в состав сюиты «Метель»?
Деятели искусства
Подставьте к изображениям верные подписи.
Музыкальная иллюстрация
Подставьте слова в пропуски в тексте.
Первое произведение оркестровой Г. В. Свиридова « » называется « ».
Инструментальная музыка Г. В. Свиридова
Установите соответствие между названиями частей сюиты «Метель» и изображениями. Соедините линиями верные сочетания.
Музыкальная пьеса
Закончите определение. Выберите правильный ответ.
Музыка как искусство
Заполните кроссворд. Ответы вписывайте строчными буквами.
Оркестровая сюита «Метель»
Какие произведения входят в сюиту «Метель»? Выделите цветом правильные ответы.
Музыкальные понятия
Установите соответствие между музыкальным понятием и его определением. Соедините линиями верные сочетания.
музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.
камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.
вид музыкального творчества, определяемый происхождением, условиями исполнения и восприятия.
Музыка. 6 класс
Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»
Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина А.С. «Метель»
Необходимо запомнить
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Метель», в которой сплелись роковые обстоятельства и судьбы обычных людей. В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по мотивам этой повести кинофильм. В результате музыка получилась столь образной и эффектной, что критики назвали её музыкальной версией литературного произведения.
В 1973 году композитор отредактировал партитуру для кинофильма и объединил музыкальные фрагменты в оркестровую сюиту. Она включает девять пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор назвал сюиту «музыкальными иллюстрациями» к повести А. С. Пушкина «Метель». Так зародился новый музыкальный жанр – музыкальные иллюстрации.
Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.
История создания сюиты «Метель»
Режиссёр В. Басов предложил композитору Г. Свиридову сотрудничество, приступая к работе над кинолентой «Метель» по повести А. С. Пушкина.
В этой ироничной истории в судьбы главных героев вмешивается сама природа, и из-за сильной метели всё меняется коренным образом. Девушка случайно выходит замуж совсем за другого, а в итоге оказывается ещё более счастливой!
Георгий Свиридов с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму. Она была написана в 1964 году и очень полюбилась публике.
Г. В. Свиридов «Тройка»
После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем сам сюжет.
В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту «Метель». Она появилась в 1974 году и состоит из девяти пьес. Композитор назвал это произведение музыкальными иллюстрациями к повести А. С. Пушкина «Метель».
После того как эту сюиту исполнил Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского под управлением В. И. Федосеева, к Г. Свиридову пришли мировая популярность и признание публики.
- что значит could not load opengl subsystem
- что делают для предупреждения вмятин выпучивания появления трещин при гибке труб