икша какой район московской области
Краткий исторический экскурс поселка Икша
Пожарная каланча (Икша)
Поселок «Икша», как поселение существует с 1900 года, со времени окончания строительства Савеловской железной дороги и прозывается по станции «Икша» означенной дороги. Станция получила свое название от реки Икша, притока Яхромы и стоит на ее левом берегу.
Место, где теперь стоит поселок Икша, в глубокой древности входило в состав Выгородского стана Дмитровского уезда, являясь его границей с Монятиным станом Московского уезда на юге и с 1872 года — в состав Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии, граница с Марфинской волостью Московского уезда.
Вся территория его полностью входила в состав земельных угодий села Игнатово и до Советской власти, хотя уже существовал поселок Икша, но не числился отдельным населенным пунктом, а значился в полицейско-административных книгах, как часть села Игнатово.
Через село Игнатово проходила старинная дорога на Москву. С XVII века эта дорога пролегала по прямой линии села Игнатово на Ростиславские выселки Дмитровского уезда и шла далее к Москве, все время по прямой, через Шолохово и Сухарево, к селу Хлебниково.
Так эта дорога существовала до 1870 года. Таким образом, до XVIII века на том месте, где теперь стоит поселок Икша, не было никакого жилья, и только находился брод через речку Икша, по которому и проходила старинная дорога на Москву, а территория современного поселка, входила, в то время, во владение патриаршего двора как земля села Игнатово.
В самом конце XVIII века, около брода появилось первое здание на Икше — это мельница Дмитровского Борисоглебского монастыря. Сами монахи на мельнице не работали, они сдавали ее в аренду местным крестьянам. Мельница на Икше просуществовала до 1907-го года.
В 1870 году строилось дорога Москва — Дмитров. От столицы она шла через Хлебниково, как старая дорога 18-го века, и должно было идти через Игнатово, Батюшково, Свистуху прямо к Дмитрову, по верху Клинско-Дмитровской гряды. Но по каким-то неизвестным причинам строители от Ростиславских Выселок направили ее по котловине по берегам рек Икши и Яхромы, по болотам и низинам. Говорят, что в этом были заинтересованы два влиятельных лица: представитель старинного родовитого дворянства помещик А. П. Головин и представитель крупного капитала, пайщик и директор Яхромской фабрики Ф. Ф. Бордман. Шоссе при их участии прошло через имение Головина в Деденеве и близ яхромской фабрики. Именно в эти годы деденевский помещик А. П. Головин начинает распродажу земель своих владений (свыше 1000 десятин). Головин продавал свои земли участками, вероятно, с целью образовать из бывшего своего имения — села Деденево — дачный поселок, что впоследствии и было осуществлено.
Лица, приобретавшие земельные участки и строившие на них дачи, были также заинтересованы в создании хорошего транспортного пути из Москвы в Деденево, и, возможно, оказали свое давление на строителей шоссе. Шоссе строилось при участии московского губернского земства, где в то время был и гласный губернского земского собрания А. П. Головин (а после него Ф. А. Головин). В эти же годы быстро развивалась и Яхромская фабрика (товарищества Покровской мануфактуры).
На строительство дороги требовалось большое количество песка, гравия и булыжного камня. Местные крестьяне освоили добычу этих строительных материалов, в толще близлежащих холмов под слоем глины, на территории нынешнего поселка. С момента строительства Савеловской железной дороги это «производство» усилилось (в 1897–1900 гг.), по железной дороге строительный материал увозился в Москву и немало московских улиц замощено икшинским камнем.
Это в свою очередь, и вызвало рождение поселка Икша. Вскоре около станции появились дома трактирщиков, лавочников, приказчиков и подрядчиков. В 1907 году поселок Икша представлял из себя разбросанные по шоссе и параллельно идущей железной дороге на левом берегу реки Икша здания: станция Икша, два пристанционных здания, водокачка, водонапорная башня, два трактира с магазином, кузница, жилые дома и монастырская мельница — всего 14 зданий. население которых жило за счет труда крестьян Игнатово которые добывали строительный камень. Все это в полицейском управлении значилось при селе Игнатово Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии.
С 1907 года на Икше открылось первое предприятие — Икшанский проволочно-гвоздильный завод. Его основал немец, саксонский подданный Юлиус Вильям Пеге. Сначала он работал слесарем на одном из заводов на западе Германии. Однажды Пеге получил приглашение посетить фабрику Товарищества Покровской мануфактуры (Яхромская прядильно-ткацкая фабрика). Через некоторое время его назначили механиком фабрики, на этой должности он проработал до 1913 года. Предприимчивый немец при поддержке владельца чугунно-литейного завода Галкина и немецких фирм основал завод в Икше. На заводе к началу первой мировой войны работало уже более 100 человек, изготовляя колючую проволоку и снаряды для фронта.
В 1909 году в Памятной книге московской губернии местонахождение станции Икша указано в 43 км от Москвы по Московско-Савеловской железной дороге, «поселке при станции Икша» имеется трактир 3-го разряда, рядом — колония Фидлероского отделения Московского городского рукавишниковского приюта (воспитательная и ремесленная школа для малолетних преступников).
В 1911 году купец Федор Седов построил в Икше у железнодорожной станции чайную. Со временем здесь появились другие торговцы — братья Гаврила и Николай Кашехлебовы. После революции 1917 года лавки купцов Кашехлебовых были национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В одной из чайных организовали рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота комитетом бедноты был обложен налогом в 13 тысяч рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад.
В 1919 году при Икшанском заводе создали сельскохозяйственную артель «Пчелка». В ней работали крестьяне села Игнатова и поселка Икша. В 1923 году артель распалась, а ее бывшие работники основали деревню Пчелка.
В годы революции на заводе действовала сильная партийная ячейка в количестве 34 человек. В 20-е годы на заводе были открыты новые цеха: лесопильный, мукомольная мельница и крупорушка, а также переданы конфискованные помещения торговцев. В связи с расширением поселка и увеличением населения при заводе был открыт медицинский приемный покой. В последнее время существования кроме прежнего ассортимента завод изготовлял, сапожную шпильку.
В 1932 году, ввиду прохождения трассы канала им. Москвы по территории Икшанского завода он был перевезен в Москву. Часть рабочих завода и поселилась здесь, построив дома.
С 1932 года начались работы по проведению канала им. Москвы. Трасса канала на участке Икша прошла по той стороне построек, которая была на левом берегу реки Икши, захватывая и шоссе, и русло реки. Поэтому при строительстве пришлось проделать сложную работу — отнести шоссе и сам поселок через железную дорогу. Шоссе прошло на том же расстоянии от станции, как и раньше, но только по другую сторону железной дороги, а поселок еще выше, на гребень холма, куда и были перенесены дома отдельных жителей поселка. Река Икша вместе с впадающей в нее речкой Базаровкой пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы, закрытым туннелем-дюкером. На месте завода построен шлюз № 6, на месте Игнатовской мельницы шлюз № 5. Кроме основных производственных зданий канала были построены здания для нужд обслуживания канала — дома служащих и рабочих, амбулатория, клуб и прочие.
При сооружении канала объем добычи строительных материалов увеличился, были разработаны карьеры: «Гурбан» и «Репечиха». Строительные материалы с этих карьеров отправлялись и в Москву в период Великих Сталинских пятилеток.
В 1939 году, постановлением Правительства, поселок Икша был причислен к составу рабочих поселков, с названием «Рабочий поселок Икша». В территории поселка была включена деревня Ртищево, с 1930 года — колхоз «Ртищево»
В 1950 годы Министерство тяжелой промышленности строит кирпичный завод «Стройдеталь». Местная промышленность представлена войлочной артелью, в которой работает 86 человек. В поселке имеется средняя школа, в которой занимаются 804 ученика. Жилой фонд состоит из 48 ведомственных домов и различных вспомогательных построек. Весь поселок и колхоз освещается электричеством.
Обсудить, дополнить, прокомментировать материал можно у нас на Форуме Икша.
Икша какой район московской области
Современная Икша — одно из самых молодых поселений Дмитровского района. Первоначально населенный пункт назывался рабочим поселком Икша, и возник рядом с железнодорожной станцией Икша Савеловского направления и гвоздильным заводом на реке Икша. А еще раньше на месте гвоздильного завода был брод через речку Икшу на старом тракте из Москвы в Дмитров, а возле брода водяная мельница Дмитровского Борисоглебского монастыря. Речка в этом месте была перегорожена плотиной, и из хозяйственных построек при ней находился добротный бревенчатый дом и амбар.
Незаселенные земли, на которых был построен поселок, долгое время входили в состав земельных угодий села Игнатова, и вместе с ним являлись церковной (патриаршей) вотчиной. Левобережная часть реки Икша (урочище Репчиха), расположенная на 44 м выше террасы, по которой текла река (по ней пустили трассу канала), с давних времен была известна близким расположением к поверхности громадных валунов различных пород. Когда в 1870 г. началось строительство шоссе Москва — Дмитров, то добыча булыжного строительного камня для жителей села Игнатова стало основным промыслом.
В лесу в окрестностях современной Икши игнатовцы искали места, где лежит камень, рыли котлованы, всяк по себе и без особых наделов, и, сняв крепкий глинистый слой, извлекали тяжелый булыжник на поверхность. После чего грузили в колымагу и везли на шоссе, где и принимали у них этот камень. Помимо камня бывшие крестьяне занимались добычей гравия и песка для шоссе. Именно южнее станции Икши были тогда разработаны карьеры, богатые горным песком.
Добыча икшинского камня увеличилась с началом строительства Савеловской железной дороги в I897–I900 гг. Природные богатства окрестностей пошли в Москву вагонами, и немало московских улиц замощено икшинским камнем. Добыча песка, гравия и камня в районе Икши и способствовало рождению поселка. К 1907 году поселок Икша состоял из построенных вдоль шоссе и железной дороги: станции Икши, двух пристанционных зданий, водокачки, водонапорной башни, двух трактиров с магазином, кузницы, монастырской мельницы и нескольких домов. Всего 14 зданий.
Один из старожилов пристанционного поселка, Романов Афанасий Никитич, разбогатев как приказчик Гонсовского, вскоре организовал в районе села Игнатова и станции Икша производство по добыче торфа (с 1906 г.), при котором содержал 60 человек наемных рабочих.
Познакомившись во время охоты с мельником Кубышкиным, при его содействии и при поддержке немецких фирм в Москве Тильманса и Эриксона, предприимчивый механик Яхромской фабрики Юлиус Вильям Пеге самовольно основал в 1907 г. на месте мукомольной мельницы Дмитровского Борисоглебского монастыря на реке Икша гвоздильный завод. Для этого Пеге, поставив водяную турбину, приспособил механизм водяной мельницы под гвоздильное производство. При дальнейшем расширении завода в 1909 г. в помощь турбине было установлено водяное колесо, а в 1910 году — небольшой нефтяной двигатель. В 1910 году выстроена казарма для рабочих, через год — каменный корпус для гвоздильного отдела, еще через год установлен паровой локомобиль системы Вольфа, а в 1913 г. возведен тянульный каменный корпус. Работал завод в две смены, имел около 100 человек рабочих. С июля 1915 г. по декабрь 1917 г. завод выпускал колючую проволоку для военно-инженерного ведомства. Оборудован был завод на производительность 5000 пудов железных гвоздей, 8600 пудов проволоки в месяц. Фактически давал в месяц 4500 гвоздей, 4800 проволоки.
В 1913 г. Икша уже значится поселком, в котором был гвоздильный завод и 3 чайные лавки.
В 1918 г. проезд из Москвы до станции Икша стоил 50 коп. разовый в 3 классе, а дневной заработок подносчика основ на Яхромской фабрике составлял 55 коп.
По данным на 1924 г. на станции Икша и проволочно-гвоздильном заводе (в общежитии) проживали 161 человек, действует смешанная рабочекрестьянская ячейка РКП (б), ячейка РКСМ, работает электростанция, есть рабочий клуб, кинематограф при рабочем клубе, библиотека, сельхоз трудовая артель «Родная доля», механическая мельница и крупорушка, рабочий кооператив, приемный покой, почтовое отделение, пожарная дружина, с 1927 г. в поселке открыта школа.
Когда в 1932 г. в районе станции Икша начались работы по строительству канала им. Москвы, то трасса нового гидросооружения должна была пройти по руслу реки Икша и по ее левому берегу — по самой сердцевине молодого пристанционного поселка. А потому часть участка шоссе Москва — Дмитров и поселок перенесли выше от трассы, вверх на холм, где они сейчас и находятся. Бывшая монастырская мельница, а в то время гвоздильный завод, были разрушены, на их месте выстроен шлюз № 6. Плотина, перегородившая реку Икшу, создала красивейшее в Подмосковье Икшинское водохранилище, а выстроенный заново на гребне холма поселок, в 1939 г. получил название рабочий поселок Икша, в состав которого была включена и деревня Ртищево (с 1930 г. — колхоз «Ртищево»).
В ноябре 1941 г. немецкие войска были остановлены в 3 км от Икши, поселок, оказавшись в зоне военных действий, был подвержен значительным разрушениям. Когда в декабре вражеские войска были оттеснены нашими войсками за пределы Дмитровского районе, близ Икши остались могилы павших в боях советских воинов. Вечная им память!
Земля Икши богата родниками. Один из них был облагорожен — появились дорожка с твердым покрытием, сквер, проведено освещение.
Сегодня Икша — это административный центр городского поселения Икша, здесь находится администрация поселения. Тем, кто не был здесь последние несколько лет, Икшу не узнать! Построен детский сад «Огонек», капитально отремонтированы Дом культуры, школа, поликлиника, фасады домов по улицам Комсомольская, Рабочая, Икшанская, Садовая, полностью заменена теплотрасса на улице Инженерной. Хорошие современные дороги, благоустроенные придомовые территории, освещенные улицы, ухоженные памятники, подъезды в домах, украшенные цветами и картинами, новый ФОК, достаточное число мест в детских садах, детские площадки — кругом порядок и чистота.
Современная Икша похожа на аккуратный европейский городок, в котором ценят каждую «копейку» и тратят ее на пользу общего дела — чтобы жителям было комфортно жить и работать в своей любимой Икше.
Чиатйте также Статьи про Икшу, дополнительные интересные исторические (и не только) факты, возможно, будут вам любопытны.
Икша какой район московской области
И́кша — посёлок городского типа в Дмитровском районе Московской области, административный центр городского поселения Икша. Расположен в 50 км севернее Москвы, на канале имени Москвы, близ Икшинского водохранилища.
Посёлок возник в 1889 году при строительстве железной дороги Москва — Дмитров, развился в связи со строительством канала имени Москвы. В 1939 году присвоен статус посёлка городского типа.
Из достопримечательностей можно отметить каскад шлюзов в стиле сталинского ампира, клуб канала им. Москвы, горнолыжный спортивный парк [4] на основе СДЮШОР (Спортивная Детско-юношеская школа Олимпийского резерва) города Дмитрова.
Вблизи посёлка протекает речка Икшанка, в русловых отложениях которой присутствуют частицы золота (0,1—0,25 г/т). Месторождение не имеет практического значения.
Самое старое здание — заброшенная «пожарка» (1903).
Примечания
Ссылки
Арсаки • Струнино • Александров • Карабаново • Бельково • Киржач • Илейкино • Финеево • Санино • Красный Луч • Ветчи
Орехово-Зуево • Ликино-Дулёво • Давыдово • Куровское • Ильинский Погост • Беззубово • Егорьевск • Фосфоритный • Хорлово • Берендино • Лопатинский • Воскресенск • Ратчино • Непецино • Племхоза «Индустрия» • Лесные Дары • Шманаево • Мякинино • Красная Заря • Малино • Васильевское • Сотниково • Верзилово • Шматово • Жилёво • Михнево • Усады • Повадино • Детково • Столбовая • Сандарово • Чехов-7
Вяткино • Чернецкое • Новогромово • Кресты • Львово • Мачихино • Станции Мачихино • Шеломово • Киевский • Разъезда Пожитково
Бекасово • Дома Отдыха «Бекасово» • Пожитково • Кубинка-10 • Акулово • Кубинка • Ястребки • Звенигород • Саввинская Слобода • Станции Манихино • Манихино-2 • Подпорино • Лисавино • Большевиков • Поварово • Акишево • Белый Раст • Ермолино • Икша • Морозки • Деденево • Яхрома • Дмитров • Драчёво • Притыкино • Большое Прокошево • Пузино • Прокшино • Жёлтиково • Барканово • Бубяково • Сергиев Посад • Наугольное • Леоново • Бужаниново •
Полезное
Смотреть что такое «Икша» в других словарях:
Икша — посёлок городского типа в Московской области РСФСР. Расположен на Икшинском водохранилище канала им. Москвы. Железнодорожная станция в 45 км к С. от Москвы. Комбинат строительных материалов и деталей, сапоговаляльная фабрика … Большая советская энциклопедия
Икша — 141860, Московской, Дмитровского … Населённые пункты и индексы России
Икша (приток Выга) — Икша (Новозерека) Характеристика Длина 18 км Площадь бассейна 133 км² Бассейн Белое море Бассейн рек Выг Водоток … Википедия
Икша (станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Икша (значения). Координаты: 56°10′18.7″ с. ш. 37°30′37.7″ в. д. / 56.171861° с. ш. 37.510472° в. д … Википедия
Икша (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Икша (значения). Икша Характеристика Длина 9,1 км Площадь бассейна 65,6 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Волгуша → Яхрома → Сест … Википедия
Икша (значения) — Топонимы в России: Икша посёлок городского типа в Дмитровском районе Московской области Городское поселение Икша муниципальное образование в Дмитровском районе Московской области. Икша узловая железнодорожная станция… … Википедия
Городское поселение Икша — У этого термина существуют и другие значения, см. Икша (значения). Городское поселение Икша Герб … Википедия
141860 — Икша, Московской, Дмитровского … Населённые пункты и индексы России
Большое кольцо Московской железной дороги — Станция Лукино. Старая платформа … Википедия
Турист (платформа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Турист (значения). Координаты: 56°14′36.8″ с. ш. 37°30′42.8″ в. д. / 56.243556° с. ш. 37.51188 … Википедия
Современная Икша
Поселок Икша, в недалеком прошлом, административный центр городского поселения Икша образованного путем слияния Белорастовского сельского округа с центром в ОПХ «Ермолино» и поселением Икша. В состав городского поселения Икша входит 13 населенных пунктов в которых проживает на 2016-й гоа 6337 человек. Общая площадь земель составляет 7237 га.
Городское поселение Икша — упразднённое в 2018-м году муниципальное образование со статусом городского поселения в Дмитровском районе Московской области Российской Федерации. Подробнее.
Основной достопримечательностью поселения Икша является Икшинское водохранилище, которое образовалось в результате строительства шлюзов на канале им. Москвы. Живописная холмистая местность, купание, рыбалка, в зимнее время горнолыжный спуск на Сапун-горе — многое привлекает отдыхающих в эти места.
Историческим памятником городского поселения является церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст, которая существует сначала 17 века. Именно в ней находится часть иконостаса храма Христа Спасителя. В поселке Икша построена церковь блаженной Матроны, строится Храм святого мученика Серафима Звездинского.
На территории городского поселения расположены:
Крупные промышленные и торговые предприятия предприятия в районе Икши:
Обсудить, дополнить, прокомментировать материал можно у нас на Форуме Икша.
Состав поселения Икша
Муниципальное образование городское поселение Икша в существующих границах было образовано на основании закона Московской области «О статусе и границах Дмитровское муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований». В его состав вошли 13 населённых пунктов:
Информационный портал поселка Икша: Iksha-Town.ru
Хорошо что ты пришёл! Эпиграф.
Информационные технологии развиваются очень быстро, не менее стремительно Москва «подбирается» к поселку Икша. Не далек тот день, когда вместо электрички (от Москвы) до своей квартиры (или дачи) в Икше можно будет доехать на метро. Вполне возможно, кому-то из коренных жителей поселка и многочисленным дачникам будет интересно посетить виртуальное поселение, пообщаться на разнообразные темы на Форуме или в разнообразных блогах социальных сетей. Вполне в духе времени и в темпе современной жизни здесь и сейчас.
Очень быстро совершить экскурсию по поселку можно вместе с корреспондентами телеканала ОРТ, просмотрев фильм из серии Малые города России: Икша. Фильм не новый, но по прежнему актуальный.
Проект содержит на своих страницах достаточно много информации по истории поселения, прошлом и настоящем. населенного пункта Икша (в разное время: рабочий поселок, поселок городского типа, городское поселение, ПГТ, пр.). Исторические статьи, достопримечательности, новости района, справочно-информационные материалы, обзор прессы (применительно к Икше), фото и видео, различные документы. Значительное внимание уделено экологической обстановке в Дмитровском городском округе Московской области.
На сайте есть бесплатная Доска объявлений, где можно разместить рекламные объявления о купле-продаже, работе и пр. Самое время купить и/или продать что-то ненужное.
Мы всегда рады предложениям по улучшению работы этого сайта и будем рады воплотить в жизнь ваши рекомендации и пожелания, опубликовать новые интересные/нужные/полезные материалы. Мы всегда на связи, пишите!