икеа бренд какой страны
Наше наследие
Сегодня у бренда ИКЕА миллионы поклонников, а наши товары покупают по всему миру. Но у каждой истории успеха есть свое начало. Вы знали, что когда-то мы были крошечным магазином в Эльмхульте, небольшой деревушке в сельском районе Швеции, а продажи осуществлялись через каталог для заказа по почте? А что штаб-квартира дизайнеров ИКЕА до сих пор расположена там? Вот наша история.
Наши корни
Ингвар Кампрад основал компанию ИКЕА в 1943 году, когда ему было 17 лет. Тогда он занимался продажей всяких мелочей: ручек, кошельков и рамок для фотографий. В Смоланде (регионе, где родился и вырос Ингвар) почва каменистая и не особо плодородная. И в те времена большинству жителей приходилось проявлять чудеса изобретательности, стараясь получить максимум из очень ограниченных ресурсов. Считается, что именно природные условия во многом определили характер жителей Смоланда: они отличаются прижимистостью, изобретательностью и очень практичным подходом к жизни. Эти факторы частично объясняют подход компании ИКЕА к ведению дел и являются залогом ее успеха в бизнесе.
Эволюция логотипа ИКЕА за время существования компании:
У него была Икеа. 50 фактов об основателе крупнейшего мирового ретейлера.
1. Ингвар Кампрад по гороскопу — овен. Он родился 30 марта 1926 года.
2. Он был первым ребёнком в семье.
3. Имя Ингвар означает «охраняющий имя Бога». Ing — скандинавский бог плодородия, varr — «охранять». В русском варианте имя звучит как Игорь.
4. Второе имя Кампрада — Феодор.
5. У Ингвара немецкие корни. Его бабушка с дедушкой со стороны отца приехали в Швецию в 1896 году.
6. Мать Ингвара умерла от рака. В честь неё он основал Фонд для исследования раковых заболеваний.
7. Первые деньги Ингвар заработал в 5 лет. Тётя купила ему 100 коробков спичек по оптовой цене, а он продавал их поштучно. Первыми покупателями были ближайшие родственники.
8. Бабушка Франциска всю жизнь хранила спичечный коробок, который ей продал маленький Ингвар.
9. В 11 лет Ингвар занимался перепродажей семян. После одной крупной сделки он купил новый гоночный велосипед и печатную машинку.
10. Ингвар страдал от дислексии. У него были трудности с чтением и арифметикой.
11. Кампрад не учился в университете, но в 1945 году окончил высшую коммерческую школу в Гётеборге.
12. В юности Ингвар Кампрад поддерживал фашистов и в 1942 году даже стал членом нацистской партии. Ему поручили собирать инвестиции для партии и работать с новичками.
13. Политическим наставником Кампрада был Пер Энгдаль — основатель профашисткой организации «Новошведское движение». Ингвар всю жизнь считал его «великим человеком».
14. Кампрад зарегистрировал «Икею» в 17 лет, в 1943 году. Вначале компания торговала разной мелочью.
15. Слово «Икеа» (IKEA) составное: И — Ингвар, К — Кампрад, Е — Ельмтарюд (название фермы, где Ингвар родился), А — Агуннарюд (название церковного прихода, в котором находится ферма).
16. Первыми сотрудниками «Икеи» были родственники Ингвара. Они отвечали на телефонные звонки, помогали с ведением документации и упаковкой посылок.
17. Кампрад брал кредит в банке всего один раз в жизни — 500 крон ($63) для оптовой покупки французских авторучек.
18. Даже во время службы в армии (в 1946 году) Кампрад не прерывал ведение бизнеса. Командир части разрешил ему брать ночные увольнительные.
19. Первый каталог «Икеи» вышел в 1951 году. Кампрад лично написал для него все тексты.
20. В современном каталоге «Икеи» в качестве бесплатных моделей выступают сотрудники компании.
21. Мебель «Икеа» в этом году отпразднует 65 лет. Первый магазин открылся в 1953 году.
22. Кофейный столик и кресло без подлокотника были первой мебелью, которую начал продавать Кампрад.
23. Фирменными цветами «Икеи» сначала были красный и белый. Сейчас бренд компании окрашен в цвета флага Швеции — синий и жёлтый.
24. Чтобы заставить покупателей приезжать в загородные магазины «Икеи», Кампрад придумал продавать дешёвые багажники на крышу автомобилей.
25. Первый ресторан «Икеа» появился в 1960 году в городе Эльмхульт.
26. 30% посетителей «Икеи» приезжают исключительно для того, чтобы поесть в ресторане.
27. Только 10% своего огромного ассортимента «Икеа» производит сама. Остальное заказывает двум тысячам поставщиков в 55 странах.
28. Ингвар стал давать товарам «Икеи» шведские имена только потому, что не мог запомнить длинные числовые артикулы. Первый диван «Икеи» он назвал «Рут».
29. Мебель — отнюдь не лидер продаж в «Икее». На нее приходится лишь 40%. Остальное — сопутствующие товары.
30. Когда в конце 80-х годов «Икею» обвинили в использовании в производстве формальдегида, компания выделила 3 миллиона долларов на исследовательские программы Greenpeace.
31. Кампрад был категорически против вывода «Икеи» на IPO, заявляя, что это замедлит процесс принятия решений в компании
32. Точной цифры состояния Кампрада никто не знает. Агентство Блумберг в 2012 году оценило его в 42,9 миллиардов долларов.
33. Кампрад всегда демонстрировал экономию и скромность. Он летал эконом-классом, жил в трёхзвездочных отелях, ходил в дешёвые рестораны, в командировках ездил на общественном транспорте, а дома — на стареньком Volvo.
34. Ингвар покупал одежду на блошиных рынках, деловым костюмам предпочитал casual стиль и призывал к тому же сотрудников.
35. Служба безопасности премии «Предприниматель года» в Германии не пустила Кампрада на церемонию вручения, где ему должны были дать награду, потому что увидели, что он приехал на автобусе.
36. Несмотря на пропагандируемую скромность, у Кампрада всё же было поместье в Швеции, вилла с видом на Женевское озеро в Швейцарии и винодельня в Провансе. Он также частенько ездил на Porsche и летал бизнес-джетом.
37. В 1989 году Ингвара Кампрада назвали «Шведом года».
38. Ингвар Кампрад был алкоголиком. Он периодически уходил в запои, однако, планировал их заранее, чтобы не потерять контроль над компанией.
39. Ингвар был дважды женат.
40. У Ингвара Кампрада приёмная дочь Анника и трое сыновей: Питер, Йонас и Матиас. Все сыновья работают в «Икее», они — наследники отца.
41. Сыновья Кампрада поступали на работу в «Икею» на общих основаниях, на низовые позиции и мизерные зарплаты.
42. Сотрудники компании называли Кампрада «папа Ингвар».
43. Кампрад руководил «Икеей» до 83-х лет.
44. У корпорации IKEA Group на 2018 год — 412 магазинов в 49 странах мира.
45. Ежегодный доход «Икеи» — 50 миллиардов евро.
46. Сегодня каждый третий европеец зачат на кроватях «Икеа».
47. «Икеа» пыталась зайти на российский рынок еще во времена СССР. В конце 80-х годов Кампрад уже договорился с советскими руководителями и планировал создать на территории страны комплекс по добыче сырья, производству мебели и открыть сеть магазинов во всех крупных городах. Идея провалилась.
48. Первый российский магазин «Икеа» открылся в 2000 году в подмосковных Химках.
49. Сегодня в России работает 14 магазинов «Икеа».
50. 30 марта 2018 года Ингвару Кампраду исполнилось бы 92 года. Он умер 27 января.
Найдены возможные дубликаты
38. Ингвар Кампрад был алкоголиком. Он периодически уходил в запои, однако, планировал их заранее, чтобы не потерять контроль над компанией.
В первом пункте дата рождения 30 марта, а в последнем 26. ЗанудаМодОфф.
30 марта у него ДР
самое важное то, что он был овном?
на следующий день, как узнал о его смерти, я поехал в Икею и купил там набор свечей.
Эх! Синяя сумка его праху!
8. Бабушка Франциска всю жизнь хранила спичечный коробок, который ей продал маленький Ингвар.
— Изя какие хорошие у тебя часы. — Да, дедушка перед смертью продал.
Интересно, а таки корни у него и пrавда были немецкие?
БИЗНЕС ВОЙНЫ #1: как ИКЕА выставила иск в 480 млн рублей пацанам с доставкой
Шикарная, на мой взгляд история, полностью можно прочитать на vc.ru
Два молодых парня начали возить товары из ИКЕИ своим знакомым, потом все это дело превратили в небольшой бизнес.
Такой наглости ИКЕА простить не смогла и выкатила счет на 480 млн рублей. (На сайте было 96 упоминаний бренда ИКЕА, посчитали ущерб по 5 млн рублей за упоминание).
В суд от ИКЕА пришли 11 адвокатов, требовали все запретить, убрать и вообще.
Российский суд был строг, но справедлив. Суд удовлетворил иск и призвал взыскать с ответчика целых 2000 рублей (да-да, две тысячи).
Так и закончилась великая битва.
Бизнес войны #2 (про Apple) можно почитать в телеграме БИЗНЕС ВОЙНЫ
Почему я продал бизнес?
Недавно продал бизнес, совсем маленький зал персональных тренировок, который работал 4 года в Москве. Мне задали вопрос «почему?» Решил проанализировать. Осторожно, много букв.
Если коротко, то ответ: «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов». Дж. Рокфеллер.
Если бы я эту цитату прочитал два года назад, я бы продал бизнес тогда, а не переживал бы великое коронавирусное потрясение.
Путь к успеху или провалу начинается с первого дня, и, оглядываясь, понимаешь, что у всех достижений и неудач есть первопричина в далёком прошлом. На самом деле я столько ошибок наделал, что удивительно, как не разорился в первый же год. Наверно реагировал быстро и все получалось менять на ходу.
И нужно быть честным и принять тот факт, что некого винить, кроме себя.
3. Ремонт. Тут у всех разные ситуации, поэтому расскажу, какой урок извлёк я. По возможности нужно искать помещение с ремонтом. Затраты на ремонт очень долго отбиваются и в случае, если нужны серьезные переделки, просите каникулы не меньше месяца. За две недели ничего не успеть. Лучше не экономить на оборудовании, брать покруче и понадежнее, чтобы потом не переделывать. На стройматериалы можно сильно не тратиться. Все равно придется через год перекрашивать и ТД. Нам повезло, помещение было отремонтировано, но все равно пришлось отказаться от первоначального плана и переделывать на ходу. Будет круто иметь дизайнера, визуализацию в 3д.
7. Вернитесь к своему бизнес-плану. Посчитайте максимально возможные расходы и минимальные доходы в первый год. Берите самый негативный сценарий и готовьтесь к нему. Скорее всего, он реализуется, а у вас уже будет план, как двигаться дальше. Расходы будут, как минимум, в два раза больше, чем вы рассчитываете. Вы будете вкалывать 24/7. Но потом все наладится. Может на второй или на третий год. Обязательно нужно просчитать, масштабируемость бизнеса. Это одна из основных причин, по которым я продал бизнес. У меня был предел масштабируемости, то есть больше 12-15 клиентов в день я физически не мог обслужить. Если вы не сможете увеличивать свой доход в будущем, то бизнес не получит развития. Будет потолок дохода, а расходы будут расти. И они вас съедят. Вспомните старину Рокфеллера. Повышать цену тоже не решение.
9. Прайс и цены. Никогда, слышите, НИКОГДА не продавайте себе в убыток. На этом правиле я часто прокалывался. Никакие скидки, распродажи, акции не должны быть ниже себестоимости. Да, конкуренция большая, у других может быть дешевле, но на соблазн снизить цену никогда не нужно поддаваться. Я очень много раз на этом прогорел, особенно после пандемии. Даже если клиенты ноют и показывают другие цены, вы не можете себе позволить работать в убыток. Иначе зачем это все? Искренне не понимаю Биглион. Но и задирать цены не нужно, особенно в начале. Заработайте себе имя, работайте клиентуру.
11. Вы должны четко себе представлять своего клиента. Его возраст, доход, пол и ТД. Конечно, вы хотите привлечь всех: и старых, и молодых, и бедных, и богатых. Но так не бывает. У меня основной костяк были женщины 25-35 с доходом выше среднего. То есть флаера в метро не работали, плакаты и скидки тоже. Только целенаправленный таргет. В зависимости от того, насколько точно вы охарактеризуете своего клиента, эффективнее будет работать реклама. И затраты можно сократить. Для этого нужно фиксировать клиентов, уже пришедших к вам, вести анкеты и статистики.
Резюмируя, почему же я продал бизнес, нужно перечислить несколько основных причин:
1. Арендный договор заключался каждый год, продлевать было сложно на тех же условиях.
2. Неудачная ценовая политика. Заниженные цены, скидки ниже себестоимости.
Если вы хотите узнать, как государство мешает вести бизнес, напишите мне, обязательно отвечу.
История ИКЕА
Название «IKEA» расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd», то есть имя основателя и название двух деревень, в которых он жил.
1926 г.
На юге Швеции, в местечке Смоланд, родился основатель ИКЕА Ингвар Кампрад.
1943 г.
Кампрад зарегистрировал компанию ИКЕА, которая торговала карандашами, бумажниками и прочими мелочами. Название ИКЕА состоит из первых букв следующих слов: Ингвар Кампрад, Ельмтарюд, Агуннарюд. Ельмтарюд — название фермы, Агуннарюд — название прихода, где вырос Ингвар Кампрад.
В местной газете появилась первая реклама магазина ИКЕА.
1947 г.
В ассортименте ИКЕА появились первые предметы мебели.
1951 г.
Опубликован первый печатный каталог ИКЕА, содержащий в основном мебельную продукцию.
1952 г.
На ежегодной ярмарке St. Frik в Стокгольме ИКЕА представляет свою мебель по сенсационно низким ценам.
1953 г.
Открыт первый торговый зал по торговле мебелью в г. Эльмхульт.
1955 г.
ИКЕА начинает выпуск собственных моделей мебели.
1956 г.
ИКЕА впервые начинает поставлять товары в плоских упаковках. Это основа низких цен ИКЕА.
1958 г.
Открыт первый магазин ИКЕА в г. Эльмхульт, Швеция. В компании уже 100 сотрудников.
1959 г.
В магазине ИКЕА в г. Эльмхульт открылся ресторанчик для желающих перекусить и приехавших издалека посетителей.
1963 г.
Первый магазин ИКЕА за пределами Швеции открывается в Норвегии, в пригороде Осло.
1964 г.
Благодаря внедрению системы контроля качества в шведском магазине «Все для дома» ИКЕА добивается лидирующих позиций в рейтингах. В этом же году благодаря достижениям дизайнеров и конструкторов начинают продаваться первые стулья, которые покупатели собирают сами. Начинает продаваться стул ОГЛА нового дизайна по более низкой цене.
1965 г.
В Стокгольме открыт для посетителей магазин ИКЕА «Кунгенс Курва». В нем есть склад самообслуживания, что позволяет покупателям экономить деньги и время. Здание круглой формы напоминает музей Гуггенхейма в Нью-Йорке.
1969 г.
Первый магазин открывается в Дании.
1973 г.
Открыт первый магазин за пределами Скандинавии, в окрестностях Цюриха, Швейцария. На сегодняшний день это самый большой магазин ИКЕА.
1974 г.
Открыт магазин в Германии, Мюнхен.
1975 г.
Магазин в Австралии.
1976 г.
1977 г.
1978 г.
Открыт первый магазин ИКЕА в Сингапуре. Стеллаж БИЛЛИ становится частью ассортимента ИКЕА.
1979 г.
Магазин в Голландии.
1980 г.
Магазин на Канарских островах. Запущен в производство диван КЛИППАН — рождается классика с торговой маркой ИКЕА.
1981 г.
Магазины во Франции и Исландии. «Работа с ИКЕА» — начало разработки и производства офисной мебели.
1983 г.
В компании ИКЕА 6000 сотрудников. Магазин
в Саудовской Аравии.
1984 г.
Открыты магазины в Бельгии и Кувейте.
1985 г.
Открывается первый магазин сети ИКЕА в США.
1986 г.
Андерс Муберг сменяет на посту президента IKEA Group основателя компании Ингвара Кампрада.
1987 г.
Магазины в Великобритании и Гонконге.
1989 г.
1990 г.
Магазины в Польше и Венгрии.
1991 г.
Магазины в Чехии и ОАЭ. Группа компаний ИКЕА приобретает собственные лесопилки и заводы, которые дают начало Сведвуд, промышленной группе ИКЕА.
1992 г.
Первые магазины ИКЕА открываются на Майорке
и в Словакии. В Делфте, Голландия открывается пробный магазин ИКЕА.
1993 г.
В сети ИКЕА 114 магазинов в 25 странах.
1994 г.
Магазин на Тайване.
1995 г.
Запущена первая коллекция ИКЕА/ПС.
1996 г.
Магазины в Испании, Финляндии и Малайзии.
1997 г.
ИКЕА для детей — запущена в производство целая линия товаров для детей. ИКЕА создает свой первый веб-сайт в Интернете (www.IKEA.com).
1998 г.
Открывается первый магазин ИКЕА в Китае.
1999 г.
ИКЕА объединяет более 53 000 служащих в 29 странах мира на 4 континентах. Число магазинов превышает 150. Андерс Дальвиг сменяет Андерса Муберга на посту президента IKEA Group.
2000 г.
Открытие первого магазина в России, 22 марта, Химки.
2001 г.
Открытие второго магазина в России, 12 декабря, Теплый Стан.
2002 г.
ИКЕА основывает собственную железнодорожную компанию IKEA Rail для транспортировки своих товаров.
2003 г.
ИКЕА отмечает свое 60-летие! Открытие третьего магазина в России, 12 декабря, Санкт-Петербург (Дыбенко).
2004 г.
Открытие четвертого магазина в России, 22 марта, Казань.
2010 г.
Десять лет присутствия компании ИКЕА в России.
Феномен IKEA: как создавалась самая известная мебельная империя планеты
«Я действительно восхищался Гитлером», — заявил как-то в интервью шведскому журналисту Бертилу Торекулю один из богатейших людей мира Ингвар Кампрад. Его признание и опубликованные в середине 1990-х годов документы шокировали бизнес-сообщество, работников созданной Кампрадом компании и, главное, покупателей, ежегодно оставлявших миллиарды долларов в магазинах с характерными сине-желтыми фасадами. Но история основателя империи IKEA — это не только малопривлекательные «скелеты в шкафу» с нацистским душком. Это история гениальных идей, новаторских концепций, модного дизайна, доступного каждому и проникшего в миллионы квартир и домов по всему миру. Onliner рассказывает, как рождалась уже легендарная мебельная компания, чем она завоевала мир, какую роль в этом сыграли культовые митболы и при чем здесь социалистическая Польша.
«Мне было очень стыдно за то, что я был нацистом»
Ингвар считал себя шведом, и его IKEA, несмотря на штаб-квартиру в Нидерландах, — это нарочито шведская компания. Родился он в семье немецких эмигрантов, к 1926 году испытавшей на себе все «прелести» жизни в пусть и ментально близкой, но чужой стране. Его дед с бабушкой были судетскими немцами, приехавшими из Богемии и купившими в 1896 году ферму Эльмтарюд неподалеку от Эльмхульта. Ферма специализировалась на лесозаготовках, и в этом есть определенный символизм, учитывая, что будущая жизнь Кампрада оказалась связана с мебелью. Но дед миллиардера оказался куда худшим бизнесменом, чем Ингвар. Не получив нужного ему займа, уже через год, в 1897-м, тот застрелился. Через 30 лет застрелится и его младший сын, и эти семейные трагедии, безусловно, наложат на семью Кампрадов свой отпечаток.
Главой клана стала бабушка Франциска, или Фанни, как называли ее в семье. Это была типичная немка старой закалки, суровая, жесткая, порой даже жестокая, упорная и настойчивая, оказавшаяся способной даже в одиночку поднять семью. А еще Фанни Кампрад в 1930-е годы стала поклонницей Гитлера, а Ингвар был ее любимым внуком.
Рождение IKEA
Именно в те годы, когда Кампрад был активистом сначала неошведского движения, а затем Шведского социалистического собрания — местных нацистских организаций, на свет и появилась IKEA. В 1943 году Ингвару исполнилось всего 17 лет, но бизнесом он занимался уже давно. По его собственным воспоминаниям, впервые он заработал деньги всего в 5 лет, на средства тети купив мелким оптом обычные спички в Стокгольме и перепродав их в розницу у себя в Эльмхульте. «Я ловил рыбу, а потом разъезжал на велосипеде и продавал ее в округе. Я собирал бруснику и автобусом посылал ее покупателю в Лиаторп. В 11 лет моим главным делом была продажа семян. Это была моя первая крупная сделка, и я заработал достаточно денег, чтобы сменить старый велосипед моей матери на новую гоночную модель», — говорил Кампрад. Дальше начался этап ручек — сначала авторучек, а потом и новейших шариковых. Именно под этот проект 17-летний Ингвар решил зарегистрировать свою фирму, которую он, недолго думая, назвал IKEA: I — Ингвар, K — Кампрад, E — Эльмтарюд (родная ферма) и A — Агуннарюд (приход, в котором находилась ферма).
Сначала Кампрад импортировал авторучки (из Парижа) и зажигалки (из Швейцарии), затем настал черед новейшего изобретения — венгерских шариковых ручек. Потом были рождественские открытки, бумажники, нейлоновые чулки, пилы. В 1948 году основатель IKEA впервые занялся (по собственному признанию, случайно) рекламой мебели. Кампрад продавал кресла без подлокотников и кофейные столики небольших местных фабрик, расположенных в окрестностях его родной фермы. Все поставки клиентам осуществлялись по почте, и почти каждый день после окончания учебы Ингвар вместе с родственниками занимался упаковкой посылок. И примерно тогда же молодой предприниматель впервые стал рассылать своим покупателям небольшую брошюру, которую назвал «Новости IKEA». Так появилась идея, впоследствии легшая в основу знаменитого каталога компании. Торговля по почте оказалась крайне успешной: продавалось все.
«Таким образом, торговля мебелью, которой я занялся по чистой случайности и исключительно ради того, чтобы утереть нос своим конкурентам, определила мою дальнейшую судьбу. Ни одно другое событие в жизни не доставляет мне такого удовольствия, как эта случайность», — признавался впоследствии миллиардер.
IKEA не была единственной компанией, торгующей по почте, но постоянная борьба с соперниками, вынуждавшая снижать цены, привела к падению качества продукции и все возрастающему потоку жалоб клиентов. Именно в этот момент Кампраду пришла в голову одна из его гениальных идей. Он придумал совместить выпуск рассылавшегося по почте каталога товаров с их постоянно действующей выставкой. В начале 1950-х IKEA приобрела здание старой столярной мастерской в Эльмхульте, и 18 марта 1953 года у компании открылся первый прообраз будущих гипермаркетов — выставка, куда любой желающий мог приехать, чтобы собственными глазами увидеть и потрогать руками понравившиеся предметы из нового каталога.
На этом открытии было испытано и другое ноу-хау Кампрада, ставшее затем обязательным элементом его концепции продаж: всем приехавшим на «смотрины» мебели в Эльмхульт предлагались кофе и булочки.
Переход IKEA исключительно к мебельной торговле формата «каталог плюс выставка» очень удачно совпал с крайне благоприятной конъюнктурой рынка. Экономика Швеции не пострадала в годы Второй мировой войны, страна была нейтральной (хотя и активно торговала с нацистской Германией), боевых действий на ее территории не велось. 1950—1960-е годы стали временем экономического бума и стремительной урбанизации. Молодые шведы активно переезжали из сел в города, в прежних предместьях которых стремительно строилось новое жилье — частные дома и многоэтажки. За первые 20 лет после окончания войны в Швеции появилось больше миллиона новых домов и квартир, и практически все их владельцы — новые горожане — были заинтересованы в том, чтобы обставить свое жилье максимально экономичной, но при этом современно выглядящей мебелью. Кампрад не просто понял тренд — он возглавил его, параллельно придумав еще несколько инноваций, ставших впоследствии основополагающими в концепции работы компании.
Демократично и плоско
«Большим толчком к выработке новых идей стало посещение ярмарки в Милане. Там я встретился с одним крупным производителем ковров, который показал мне обстановку в домах простых итальянцев, рабочих и служащих. То, что я увидел, потрясло меня, — говорил основатель IKEA. — Тяжелая, мрачная мебель, одинокая лампа высоко над обеденным столом и огромная пропасть, разделявшая элегантную мебель на ярмарке и ту, что можно было видеть в домах простых людей». Шокирующие впечатления от архаической мебели итальянского пролетариата натолкнули шведскую компанию на то, что она сама назвала «демократическим дизайном». Ее собственные специалисты (еще одна мысль, пришедшая в голову Кампрада, решившего отказаться от посредников-дизайнеров) предложили клиентам IKEA мебель, проекты которой изначально были оптимизированы для максимально эффективного производства. То есть покупатель получал не только актуально выглядящий на текущий момент диван, но при этом диван еще и дешевый, что не оставляло условной молодой семье другого выбора, чем компания из Эльмхульта.
И тогда же, в начале 1950-х, при фотосъемке для одного из первых каталогов IKEA случилось еще одно важнейшее событие. Кампрад описывал его так: «Гиллис Лундгрен (молодой рекламщик, один из первых сотрудников IKEA и впоследствии ее ведущий дизайнер. — Прим. Onliner) фотографировал стол, который после следовало упаковать. Неожиданно он пробормотал что-то вроде: „О господи, сколько же он занимает места! Давайте открутим у него ножки и положим их под столешницу“».
У IKEA к тому времени накопилось большое количество жалоб на повреждения, которые испытывала их продукция при пересылке по почте. Недовольны были и клиенты, и страховые компании. Разборная мебель, «плоские посылки» стали элегантным выходом. При этом вопрос сборки того или иного изделия перекладывался на плечи покупателей, что позволяло еще больше удешевить продукт. Это была революция. Это было гениально. Шестьдесят пять лет спустя разборность мебели шведской компании и необходимость самостоятельной ее сборки для покупателя — все такой же обязательный элемент шопинга в ее магазинах, а удовольствие, которое получают клиенты в процессе сборки, теперь называется «эффект IKEA».
Ну и, наконец, разборная мебель и плоская упаковка логично привели к тому, что покупатели стали сами забирать свою мебель с собой. Для этого прежний формат «выставки мебели» потребовалось трансформировать в магазин.
Польский след
Первый большой магазин IKEA открылся в Эльмхульте в 1958 году, и это был беспрецедентный успех. Потребности компании начали расти еще быстрее, и шведские мебельные фабрики уже не могли его удовлетворить. Сказывался и бойкот, который объявили Кампраду многие местные производители, недовольные жесткой ценовой политикой. В 1961 году, к примеру, для удовлетворения спроса IKEA нуждалась в 40 тыс. деревянных стульев, но могла получить только половину от этого количества. В поисках альтернативы шведским фабрикам Ингвар обратился к самому неочевидному на первый взгляд варианту, которым стала Польская Народная Республика.
25 января 1961 года Кампрад с отцом и одним из своих коллег впервые приехал в Варшаву. Увиденное шокировало шведов. Устаревшие фабрики, условия труда на них, отсутствие инфраструктуры, проблемы с сырьем, поврежденным в годы войны, осложняли будущее сотрудничество. «Часто не было обычных газет, но было много водки, которую пили утром, днем и вечером», — говорил Ингвар, у которого за годы его польского проекта возникли серьезные проблемы с алкоголем. Но главное шведа устраивало: потрясающе низкие цены и плановая экономика, позволявшая заключать длительные контракты.
В 1960-е годы около половины всей мебели в каталоге IKEA было произведено в ПНР, а для социалистической Польши такое тесное сотрудничество с капиталистом стало источником живительной валюты, позволявшей продлить экономическую агонию.