игра престолов какие года показывают

Хронология

— Причина, по которой я никогда точно не указываю даты и расстояния, заключается именно в том, что я не хочу, чтобы люди сидели и этим занимались. Предлагаю оставить линейку и секундомер в покое и просто наслаждаться повествованием. Так сказал Мартин

На этой странице представлена общая информация о хронологии событий книг «Песни Льда и Пламени». О предыдущих исторических событиях можно прочитать в статье «История». Данная хронология носит спекулятивный характер — никакие конкретные даты не упоминались в книгах, все они были вычислены читателями.

Содержание

Общая информация

Действие пяти вышедших книг происходит в 298—300 годах от З.Э., охватывая примерно два года — причём первая книга занимает один полный год, а остальные по нескольку месяцев. Многие даты в хронологии ниже получены вычитанием формулировок в духе «это случилось пятнадцать лет назад» или «персонажу такому-то было столько-то лет» из времени действия текущей книги.

В телесериале хронология несколько изменена по сравнению с книжной. Восстание Роберта произошло 17 лет назад (а не 15), и родившиеся в то время герои (Робб Старк, Джон Сноу, Дейнерис Таргариен) на два года старше, чем в книге. Напротив, Теону в сериале семнадцать лет, он ровесник Робба, тогда как в книге между ними почти пять лет разницы. Роберт Баратеон и Эддард Старк на десять лет старше, чем их книжные прообразы. В генеалогии Таргариенов, кратко пересказанной в сериале, отсутствует Джейхейрис II Таргариен, и Эйгон V является отцом Эйриса II.

Допущения и условные обозначения

Каждый месяц состоит из 30 дней. В результате год состоит из 360 дней, а не из 365, однако сочтено, что данной погрешностью можно пренебречь.

В тексте саги нигде и ни в каких случаях не указываются дни биологического рождения персонажей. Говорится только о name day, что переводится как «именины», или дословно «день именования», «день наречения имени». Это дань старинной традиции (на момент действия саги сохранившейся только у одичалых), когда ребёнку дают имя лишь после того, как станет ясно, что он благополучно миновал наиболее опасный период младенческой смертности. В настоящее время в саге, особенно на юге, день биологического рождения и день именования разделяют буквально несколько суток, но, тем не менее, эти две даты не совпадают (об этом упоминается в повести «Присяжный рыцарь»). В Хронологии под именинами подразумеваются исключительно дни именования, ибо только их празднуют в семьях Вестероса.

При дате события указываются фазы луны, но в том и только в том случае, если они описаны в авторском тексте. Принято, что лунный месяц состоит из тридцати дней, как указано автором в главе Арья-3 «Пира стервятников» (Арья Старк служила в Чёрно-белом доме три дня из каждых тридцати [21] ).

Примерно 80 % событий идеально, практически без единого вопроса, ложатся в созданную сетку событий. Те же события, которые выпадают из общей хронологии, отмечены в примечаниях под каждым месяцем.

Соотношение фаз луны и календарных дней получилось следующее:

Принятые в саге меры длины в привычной для нас системе единиц (СИ) выглядят следующим образом:

1 лига = 3 мили = 4828 метров. 1 миля = 1609,3 метра.

Применяются следующие цветовые метки:

При расчётах использовалась фанатская карта theMountainGoat.

При расчётах передвижений по морю принято, что корабли плывут круглосуточно, не приставая к берегу, и при наличии ровного ветра — если особо не оговорено обратное. Именно поэтому скорости кораблей выглядят невысокими: от 1 до 2 лиг/час, или от 5 до 9 км/час.

При расчётах принято, что вороны пролетают за сутки расстояние, равное неделе спокойного конного пути: 50 лиг/сутки, или 240 км/сутки.

При расчётах передвижения войск и отдельных отрядов приняты скорости, указанные Мартином в «Танце с драконами», главы Квентин-2 и Аша-2:

Скорости передвижения армий выглядят несколько завышенными, однако реалии мира Мартина именно таковы.

При передвижении по снегу принято указание автора, содержащееся в Прологе книги «Игра престолов»: расстояние, равное девяти дням летнего пути, проходится по снегу за две недели. Для простоты решено считать, что наличие снежного покрова при хорошей погоде увеличивает время передвижения в 1,5 раза.

Источник

Игра престолов какие года показывают

Но до этого момента оставалось еще как минимум 18 лет: пилот первого сезона «Игры престолов» от НВО увидел свет 17 апреля 2011 года. Из этого материала вы узнаете как сериал про, на первый взгляд, достаточно стандартное альтернативное средневековье стал одним из главных явлений мировой массовой культуры.

Что предшествовало «Игре престолов»

Джордж Мартин приступил к написанию цикла «Песни Льда и Пламени» в далеком 1991 году и изначально задумывал его как трилогию. На данный момент вышло пять книг («Игра престолов», «Битва королей», «Буря мечей», «Пир стервятников» и «Танец с драконами»), последняя из которых вышла в год выпуска первого сезона экранизации от НВО, и теперь из запланированных осталось еще две («Ветра зимы» и «Грезы о весне»).

К моменту написания первого романа цикла Мартин уже давно был известным не только писателем, но сценаристом на телевидении. Свой первый рассказ он опубликовал еще в 1971 году, а первый роман — в 1977. Более подробно о ранних произведениях и карьере Мартина-сценариста вы можете узнать из материала Александра Башкирова.

Его фэнтезийные и научно фантастические произведения весьма хорошо принимались фанатами жанра, но общие продажи книг были не особо впечатляющими: в том числе и по этой причине Мартин подался в сценаристы и успел поработать над возрождением «Сумеречной зоны», сериалом «Красавица и чудовище», а также рядом пилотов и полнометражных фильмов, которые так и не увидели свет.

Будучи фанатом Толкина, Джордж Мартин довольно долгое время хотел попробовать написать какое-то поистине эпическое фэнтези, но никак не мог придумать стоящий сюжет. И вот, под вдохновением от событий Войны Алой и Белой Розы и романов французского писателя Мориса Дрюона «Проклятые короли», появился мир Семи Королевств Вестероса. А книги последнего, кстати, потом даже переиздавали с цитатой от Мартина: «Это — оригинальная Игра престолов!». Подробнее о неочевидных и не очень реальных исторических предпосылках Game of Thrones можно узнать из нашего спецматериала.

На питчинге всех интересовало: «Кто мать Джона Сноу?!»

Уже после выхода второго романа из цикла ПЛиО «Битвы Королей» в 1999 году и успеха экранизации «Властелина Колец» от Питера Джексона на автора буквально посыпались предложения от разных продюсеров и режиссеров о покупке прав на вселенную.

Опыт работы в кино- и телеиндустрии подсказывал Мартину, что его работы слишком объемные для экранизации, и поэтому поначалу он очень скептически относился к этой идее. Так продолжалось до 2007 года, когда в гонку за правами вступил новый игрок: кабельный телеканал НВО, с которым, кстати, Джордж уже работал до этого. Например, его рассказ «Вспоминая Мелоди» был адаптирован для эпизода их сериала «Автостопщик» в ноябре 1984 года.

Вернее, переговоры начались еще в январе 2006, когда Дэвид Бениофф, один из двух будущих шоураннеров, разговорился с литературным агентом Мартина о книгах, которые тот представляет. При этом Бениофф даже не читал до этого момента работ Джорджа, но оказался заинтересован, поскольку в юношестве был фанатом фэнтезийной литературы. Тогда агент выслал ему четыре вышедшие на тот момент книги, Бениофф взялся за чтение и почти моментально поделился впечатлениями с Д. Б. Уайссом, предложив ему попробовать адаптировать книги под формат сериала.

Питчинг идеи длился 5 часов и, по словам шоураннеров, они заполучили одобрение Мартина своим ответом на вопрос: «Кто мать Джона Сноу?».

Изначально планировалось, что в каждом сезоне одну из серий будет писать сам Джордж Мартин, а остальные — Бениофф (который до этого написал, например, «25-й час», «Трою», «Люди-Х: Начало. Росомаха») и Уайсс (не написал ничего значимого и заметного до «Игры Престолов», но успел поработать сценаристом над фильмом по «Хало», приквелом «Я — легенда» и «Игра Эндера», эти сценарии так и не были экранизированы). Но позже к ним присоединились еще Джейн Эспенсон («Баффи — истребительница вампиров», «Звездный Крейсер „Галактика“», «Светлячок», «Эллен») и Брайан Когман.

Первый черновой вариант сценария пилотной серии предложили в августе 2007 года, второй — в июне 2008. НВО понравились оба, но заказали пилот только в ноябре 2008 года.

Такая задержка могла случиться из-за забастовки Американской Гильдии Сценаристов, которая затянула процесс написания. В 2009 году впервые этот эпизод впервые показали внутри НВО и… после очень холодного приема было решено его переснять.

Всего изменения затронули около 90% хронометража эпизода и включали в себя, в том числе, смену актерского состава. По разным данным, пилот стоил, в итоге, от 5 до 10 миллионов долларов США, при запланированном бюджете в 50-60 миллионов на весь сезон в десять эпизодов.

Вообще говоря, бюджеты росли на протяжении всего сериала: уже во втором сезоне они получили прибавку в 15 процентов ради масштабной битвы в эпизоде «Блэкуотер», которая стоила около 8 миллионов долларов, когда остальные серии укладывались в 6 миллионов. На тот момент, это был один из самых дорогих сериалов и, во многом, именно НВО задали тренд на вкладывание большого количества средств, улучшение качества и увеличение масштаба съемок сериалов.

С 2012 по 2015 год бюджеты продолжали расти от 6 миллионов до минимум 8 миллионов за каждую серию. В шестом сезоне, который вышел на экраны в 2016 году, бюджет каждого эпизода уже превышал 10 миллионов. Затраты увеличивались вплоть до последнего, восьмого сезона, в котором, в среднем, уходило около 15 миллионов долларов на каждую из серий, что делает «Игру престолов» самым дорогим в производстве сериалом в истории. Ранее этот скромный «титул» удерживали сериал «Корона» от Netlfix (13 миллионов долларов за серию) и «Скорая помощь», открывшая миру Джорджа Клуни (тоже 13 миллионов долларов за серию).

Это первый сериал, эпизоды которого показали на большом экране в IMAX!

Вернемся к первому сезону, который вот-вот должны были показать зрителям. Премьера состоялась 17 апреля 2011 года и первый сезон собрал у телеэкранов, в среднем за каждый эпизод, около 2,5 миллионов зрителей за первый показ в воскресную ночь. Суммарно, по итогам просмотра на сайте и после повторов, аудитория выросла вплоть до 9,3 миллиона зрителей у каждой серии. Пилотный сезон был прекрасно принят критиками, которые отмечали глубокую проработку мира, высокую бюджетность постановки, прекрасных персонажей и, разумеется, убедительную игру актеров.

Актерский состав «Игры престолов» — это действительно одна из самых сильных сторон сериала: здесь, с первого сезона, можно было найти как действительно именитых актеров с большим опытом (те же Шон Бин в роли Неда Старка и Лена Хиди в роли Серсеи Ланнистер), так и дебютировавшие в сериале.

Например, Мейси Уильямс — всеми обожаемая Арья Старк. Несмотря на то, что это ее первая роль, Мейси будет дважды номинирована на Эмми за «лучшую женская роль второго плана в драматическом сериале» и, возможно, в 2019 году ей все же удастся получить и саму премию.

Подбор актеров, как и в большинстве проектов, осуществлялся по обычной схеме: через прослушивания. Исключение здесь составили только Шон Бин и Питер Динклейдж, их авторы хотели видеть в сериале с самого начала. Правда, при пересъемке пилота произошли некоторые изменения. Например, Кэйтлин Старк изначально должна была играть Дженнифер Эль («Король говорит!», «Гордость и предубеждение», новый «Робокоп»), но на ее место взяли Мишель Фэрли («Чисто английское убийство», «Отбросы», «Другие»). Вместо Эмилии Кларк (которая до «Игры престолов» снималась только в сериале «Врачи», телефильме «Атака из Триасового периода» и короткометражке «Падение собаки») Дейенерис Таргариен изначально играла Тамзин Мерчант («Гордость и предубеждение», «Тюдоры»).

Встречались и случаи смены актера прямо по ходу съемок: всем хорошо запомнившегося, (нельзя, правда, сказать, что полюбившегося) Грегора «Гору» Клигана за время съемок сыграло целых три актера. В первом сезоне это был австралиец Конан Стивенс («Леший», «Настоящая легенда», «Ларго Винч: Заговор в Бирме»), во втором — валлиец Иэн Уайт («Гарри Поттер и Кубок огня», «Чужой против Хищника»), а с четвертого сезона — исландец Хафтор Бьёрнссон, спортсмен и многократный призер конкурсов «Самый сильный человек планеты», который не снимался нигде до «Игры престолов». Кстати говоря, среди актеров сериала есть, как минимум один, и наш с вами соотечественник — Юрий Колокольников, который сыграл магнара теннов Стира в четвертом сезоне.

У последующих сезонов интерес аудитории продолжал стремительно расти, что происходит далеко не со всеми сериалами: мы не найдем здесь ни одного сезона, к которому было бы привлечено меньше внимания, чем к предыдущему. К восьмому сезону цифры выросли до абсолютно космических — до 43 миллионов зрителей на эпизод. Это на 10 миллионов зрителей больше, чем у седьмого сезона (32,8 миллиона) и даже этот «отрыв» сам по себе превышает количество людей, посмотревших первый сезон.

«Игра престолов» стала настоящим феноменом: среди не только сериалов, но и всех медиа в принципе. Да, понятно, что элементы с внезапными смертями, жестокостью и большим количеством откровенных постельных сцен пришли прямиком из книг Мартина, да и на экранах уже видели и пожестче моменты. Тем не менее, для сериала, рассчитанного на массовую аудиторию, это правда было в новинку, ведь обычно такие проекты пытаются быть максимально сглаженными и угодить сразу всем, а не целится только во взрослую аудиторию.

Вернее, так было до «Игры» и НВО, которые задали новую планку и открыли новую ступень в производстве телешоу. Да и шутка ли, это был первый сериал, эпизоды которого показали на большом экране в IMAX!

Как переносили книги на телеэкраны

«Игра престолов» стала по-другому показывать и женских персонажей. Сеттинг, пускай и альтернативного, но все же средневековья — место для женщин далеко не самое простое и приятное, и именно это позволяет показывать сильных девушек и превращать их в сложных героев с непростой судьбой, чьи действия способны переворачивать все с ног на голову и кардинально менять расстановку сил на карте.

Чего стоят хотя бы Дейенерис Таргариен, которая со своими драконами пришла вернуть свой трон, и Серсея Ланнистер, вокруг которой постоянно крутились разного рода, в том числе и кровавые, интриги.

Тем интереснее как происходил перенос книг Джорджа Мартина на телеэкраны: все же объем цикла действительно впечатляющий, даже если брать только те книги, что были выпущены на момент начала съемок, и снимать дословную экранизацию не представлялось возможным, а значит надо было адаптировать имеющийся первоисточник. Для начала Мартин поделился с Бениоффом и Уайсом своими планами на окончание истории и тем, какие ключевые события ждут персонажей и мир в будущем. После этого сценаристы совместно с автором начали выделять важные моменты в сюжетных линиях каждого из героев и как показать их в сериале так, чтобы добиться какой-то определенной объективности: ведь в романах мы, все же, видим так или иначе точку зрения того персонажа, который сейчас переживает эту ситуацию.

Также много работы было проделано по отбору персонажей, которых можно было бы безболезненно вырезать из истории и не перегружать зрителя лишней информацией и именами: даже в окончательном варианте запомнить всех персонажей сразу было ой как не просто. Дирижировал этим процессом именно Джордж Мартин, ведь только он и никто другой мог знать, что из всего этого вдруг сыграет роль через несколько сезонов.

Читатели, знакомые с первоисточником, конечно, заметят, что изменилось и раскрытие персонажей: в каких-то местах попросту добавили больше диалогов, поскольку в сериале очень трудно передать внутренние размышления и монологи героев, где-то добавили или изменили принимаемые решения и совершаемые действия. Больше об основных различиях книг и сериала можно узнать из материала Александра Башкирова.

Все же это сериал, здесь всем верховодит визуализация, ключевой элемент экспозиции. Именно поэтому книжные полунамеки на то, что Ренли и Лорас Тирелл были любовниками, в экранизации превратились в буквальную демонстрацию.

По этой же причине некоторые функции и детали истории одних людей передали в руки других, почти объединив персонажей, например: объединение бастарда Роберта Баратеона — Джендри и другого его же бастарда — Эдрика, что позволило свести сюжетные линии Арии, Мелисандры и Тороса из Мира, лучше раскрыв и самого бастарда. В какой-то момент сериал начал сильно расходиться с книгой и есть все основания полагать, что финал в книжной саге мы увидим другой: возможно, кардинально.

Основные локации для съемок были выбраны в Северной Ирладнии, Марокко, Шотландии и Хорватии. С этим связано сразу две забавные истории. Город Дубровник в Хорватии, где снимают Королевскую Гавань, столицу Семи Королевств Вестероса, после «Игры престолов» оказался перенасыщен туристами. Каждый год поток гостей города увеличивается примерно на 10 процентов, что несет значительный прирост экономики, но угрожает потерей статуса объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО, так что в планах администрации теперь есть пункт про ограничение количества приезжающих туристов.

Северной Ирландии тоже несказанно повезло: все же это одна из главных съемочных локаций. И, по данным местного правительства, за все время съемок с 2010 года сериал от НВО принес региону более 150 миллионов фунтов стерлингов. А это, надо заметить, информация, которая была озвучена после выпуска шестого сезона, так что сейчас эта цифра должна быть еще значительнее.

Восьмой сезон получил рекордно низкие оценки по сравнению с остальными

«Игра престолов» обернулась настоящей золотой жилой для всех, кто принимал участие в ее производстве, и, при этом, умудрялась не разочаровывать фанатов на протяжении всего своего жизненного цикла. Вернее, почти всего. Что-то пошло не так на последнем, восьмом сезоне.

При первоначальной модели выхода фанаты могли каждый год ожидать по новому сезону, но вот последнего пришлось ждать целых два: при этом количество серий уменьшилось до шести. Зрителей успокаивали, что все это необходимо для более качественного процесса съемок, а из-за увеличенного хронометража эпизодов разницы в общей продолжительности не будет. Тем не менее, первое роптание в зрительских рядах начало появляться еще тогда: аудитория начала переживать.

Тем не менее, после выхода первой серии восьмого сезона отзывы зрителей были весьма оптимистичные: люди очень ждали финала истории, за которой они следили уже восемь лет. Но кого-то уже здесь начало смущать то, что в эпизоде, вроде как, ничего особо не происходит, а ведь их всего шесть: когда же авторы успеют нагнать нужного эпика? Как оказалось, это не главная проблема.

С каждой новой серией оценки критиков и зрителей становились все хуже и хуже: многие жаловались на отсутствующую логику персонажей и повествований, экономию в продакшне и неудовлетворительный финал истории для многих героев. Как итог: восьмой сезон получил рекордно низкие оценки по сравнению с остальными сезонами на Rotten Tomatoes — 58% от критиков и 32% от зрителей.

Помимо этого социальные сети бурлили каждый понедельник обсуждением того насколько глубже сможет пасть любимый сериал, пестрели тоннами новых мемов и кадрами с ляпами (например, стаканчик Старбакс на столе у Дейенерис), а кто-то даже создал петицию с требованием переснять восьмой сезон с «компетентным составом авторов». На данный момент ее подписало уже более 1 700 000 человек. Несмотря на такой вал критики, актеры упорно защищали своих сценаристов и шоураннеров до самого конца и говорят, что все закончилось именно так, как и должно было.

Как бы много людей и как бы сильно ни остались разочарованы завершением этой истории, глупо отрицать, что это один из самых культурно значимых сериалов последних десяти лет и действительно тяжело переоценить оказанное «Игрой Престолов» влияние.

Его можно увидеть везде: от тонн мерчендайза (настольные игры, реплики Железного Трона, костюмы, фигурки, кружки и что угодно еще с символикой сериала) до тысяч отсылок в других произведениях, миллиона пародий и, конечно, бесконечного количества тематических мемов. Даже детей называли в честь героев сериала и это далеко не единичные случаи! Про музыку Рамин Джавади, главного композитора, даже нечего и говорить: теперь ее уже узнает почти любой, не обязательно даже смотревший сериал, узнает с двух нот. Наравне с какой-нибудь темой из Гарри Поттера, наверное.

Не обошлось и без положительных последствий. После выхода «Игры Престолов» наметился скачок в желающих изучать историю средних веков в университетах, а в колледже Беркли, совместно с авторами, даже сделали курсы Дотракийского языка. Это, должно быть, очень весомая строчка в резюме.

«Игра Престолов» постоянно с момента своего старта номинируется на самые разные награды, среди которых есть «Эмми», «Золотой Глобус», премия Гильдии сценаристов США, премия Гильдии Киноактеров США и премия Британской Академии. В 2015 году сериал даже поставил рекорд по числу наград «Эмми» за сезон: всего он взял 12 статуэток, из которых 4 — главные.

Что будет дальше?

Вселенная породила и несколько видеоигр по мотивам: здесь вам и классическая игра от Telltale, и RTS от Cyanide, и полноценная RPG от тех же Cyanide, и мобильная Reigns в оболочке «Игры Престолов», и еще какие-то другие мобильные игры, не представляющие какого-то особого интереса. Мы разобрали лучшие игры по Game of Thrones в отдельном материале.

А еще можно поставить на смартфон Reigns: Game of Thrones — выверенная формула предыдущих игр серии, только юмор теперь более тематический, да и фансервиса щедро навалили. Но, опять же, давайте не забывать, что Джордж Мартин теперь работает над сюжетом для новой игры From Software, Elden Ring. Вот там точно должно быть что-то интересное.

К сожалению, основной сериал закончился, для многих так еще и разочаровывающе, но не закончилась история этой вселенной: НВО уже говорило, что они планируют выпустить пять спин-оффов, которые будут рассказывать о разных персонажах в разных временных периодах. Уже известно, что в 2018 году одобрили пилотную серию приквела «Игры престолов», действие которого развернется за несколько тысяч лет до основных событий саги. Его главный сценарист — Джейн Голдман («Расплата», «Пипец», «Звездная пыль»), сам Мартин тоже участвует в процессе.

В каком направлении вселенная пойдет дальше? Это нам еще только предстоит выяснить.

Источник

«Игра престолов» vs реальное средневековье

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Сага Мартина считается реалистичным фэнтези, где достоверно изображены Средние века. Так ли это?

Единые и нерушимые Семь Королевств

Средневековая Европа. На ее основе Мартин создал свой Вестерос. Что первым приходит на ум, когда разговор заходит о той эпохе? Конечно же, войны: крестовые походы, Столетняя война, Война Алой и Белых Роз, Реконкиста — и это далеко не полный перечень только крупных военных конфликтов, раздиравших Евразийский континент. Европа, конечно, не жила от войны до войны, но почти не знала ни одного мирного десятилетия, и кто-то с кем-то воевал постоянно.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Хочешь мира — дрессируй боевого дракона

Вот только умер последний из драконов более чем за полтора века до событий «Игры престолов». В нашей с вами средневековой реальности не прошло бы и пары лет, чтобы кто-нибудь не попытался испытать, крепок ли трон под новой династией, или не попробовал бы свести старые счеты. Потеря главного козыря правящей династии немедленно должна была спровоцировать массу конфликтов!

Почему Семь королевств тут же не рассыпались на самостоятельные враждующие государства — вопрос, на который в книгах ответа нет. А ведь никаких жестких культурно-религиозных скреп, которые могли бы удержать от развала столь огромную страну, здесь нет: Семь королевств отличаются друг от друга и традициями, и культурой, и уровнем развития. Все дворяне Вестероса поголовно настолько миролюбивы? Верится слабо.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Чем заняться воину, когда нет войны?

В нашем мире рыцарство тратило львиную долю своей энергии на завоевательные походы, то есть сражалось и погибало в завоевательных походах в иные земли. Зачем мужчине меч, если он не может пустить его в дело? Каждый хочет приумножить свое состояние или хотя бы блеснуть воинской доблестью! Однако рыцари Вестероса, похоже, отличаются от земных какой-то особой кротостью и отсутствием страсти к обогащению.

В реальности для младших сыновей и безземельных дворян войны были едва ли не единственной возможностью разбогатеть и подняться по социальной лестнице, а порой и просто награбить на пропитание. Но ни своих еретиков, ни неверных соседей в мире «Песни льда и пламени» не наблюдается. Вернее, они есть, но их никто и не думает трогать. Чем, помимо турниров, занималось рыцарство Вестероса большую часть своей тысячелетней истории — остается загадкой.

Вопреки логике, Вестерос оставался на удивление спокоен. За полтора столетия огромный континент, населенный сотнями рыцарей, не знал ни одной действительно крупной войны. Разве что Таргариены попытались завоевать Дорн, один раз побуянили Одичалые, с которыми северяне разобрались своими силами, да внутри правящей династии вспыхивали разногласия, выливавшиеся в локальные восстания. Но и между ними проходило когда десять лет, а когда и все пятьдесят. С реальностью средневековой Европы, в которой пожар войны почти не затухал, эта картина имеет мало общего.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Скучно быть рыцарем в Семи королевствах — никаких развлечений, кроме турниров

Большинство войн в земной истории имели как внутренние, так и внешние причины. Однако у Мартина весь Вестерос и располагающиеся на нем Семь королевств живут будто в вакууме и почти лишены серьезного влияния со стороны соседей. А ведь даже знаменитая Война Алой и Белой Розы, от которой писатель отталкивался, создавая «Песнь», была бы немыслима без вмешательства соседей-французов во внутренние дела Англии.

Поражает и долголетие иных правящих Вестеросом родов. Даже триста лет Таргариенов по меркам нашей истории — срок весьма солидный. А уж непотопляемость Старков, правящих Севером несколько тысяч лет, — вообще что-то невероятное. Стоит только вспомнить, сколько раз менялись династии на престоле Англии или Франции за последнюю тысячу лет.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Понадобился Безумный король, чтобы дворяне Вестероса задали себе логичный вопрос: а нужны ли нам Таргариены?

Такое ощущение, что мир Мартина спал сладким сном и проснулся лишь незадолго до первого романа «Песни». Очень вовремя очередной Таргариен оказался безумцем, и у многих дворян не оставалось иного выбора, кроме восстания. Но если бы в реальности свергали только никудышных королей, в Англии до сих пор могли править Плантагенеты, последний из которых погиб на поле боя в 1485 году.

Дворяне Вестероса проявляют такие чудеса миролюбия, что им бы мог позавидовать сам кот Леопольд. И только после перемены правящей династии понеслось: началась череда жестоких конфликтов, выписанных с изрядным натурализмом, в которых приняли участие буквально все жители континента.

Бойцы-евнухи и доблестные каторжники

Наконец она началась — война, в которую Мартин погружает читателя столь же умело, как в запутанные придворные интриги. Верно? И да, и нет. Начнем разговор с известных воинских орденов мира «Песни».

Ночной Дозор, как известно, должен защищать весь цивилизованный мир от угрозы с Севера. В «Игре престолов» он состоял по большей части из бывших разбойников, насильников и прочих криминальных элементов. Излишне говорить, что все они — едва ли лучшая оборона от родственных им по духу Одичалых. Тем более что у дозорных нет ни малейшей мотивации для честной службы. Нет ни обещания помилования, ни несметных богатств по выходу в отставку. Да и отставки как таковой здесь нет.

Что выходило при схожих обстоятельствах в реальности? Казачья вольница, например: бунт на бунте. Ничего похожего на верный долгу Ночной Дозор, сплошь состоящий из «недолюдей», в учебниках истории не найти.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

В реальности вооружённый до зубов «орден», набранный из отщепенцев, стал бы не надёжным щитом Вестероса, а его главной головной болью

Еще более удивительны Безупречные — наемная армия рабов-евнухов, считающаяся самой сильной в мире. Спор о том, кого можно считать лучшими воинами средних веков, можно вести долго. Неудержимые кочевники или дисциплинированные швейцарцы, французские конные рыцари или английские лучники-пехотинцы… Но среди кандидатов на эту роль абсолютно точно не будет непобедимых евнухов!

Подобная армия выглядит невозможной даже с точки зрения физиологии. Как известно, у евнухов падает агрессивность, повышается склонность к полноте и праздному образу жизни. Из такого теста могучую армию не слепишь. Вот слуги или интриганы из них и правда получались отличные. Но упоминаний о выдающихся воинах-скопцах, тем более в количествах, достаточных для создания армии, история не сохранила.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Евнух — никудышный воин, раб — еще хуже. Неужели минус на минус в этом деле дает плюс?

В чем Мартин преуспел, так это в создании атмосферы мрачной безысходности и разрухи, неминуемо сопровождающей любые крупные войны. И потому читатель подчас не замечает, что как таковой войны в цикле не так уж и много. За все пять томов едва ли наберется более четырех-пяти крупных сражений, которые писатель описывает подробно. Многие битвы — например, бой, в котором был пленен Джейме, или штурм Драконьего Камня, в котором сир Лорас лишился своей красоты, остаются «за кадром», мы узнаем о них лишь постфактум.

Да и те баталии, которые Мартин подробно описывает, показаны по большей части глазами непосредственно участвующих в бою персонажей. А подробными описаниями тактических и стратегических изысков полководцев Мартин предпочитает своих читателей не обременять.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Интриг в «Песни» куда больше, чем войны

Веротерпимое Средневековье

Если не причиной, то формальным поводом чуть ли не каждой крупной средневековой войны — от первого крестового похода и до французской революции — служили религиозные разногласия. Одни шли походами во славу Христа на Константинополь, другие уничтожали соседей, верящих не так, как они, — жителей Лангедока, гуситов или гугенотов… Переоценить роль Церкви и Веры в истории и конфликтах Средних веков сложно.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Почему в рыцарских орденах Вестероса принят целибат, если в этом мире нет христианства с его ограничениями?

Церковь была институтом, определявшим в значительной степени жизнь каждого простого человека. Ордена владели несметными богатствами, святые отцы нередко обладали властью, которой могли позавидовать иные короли. А Святая Инквизиция, которая могла стереть в порошок самых знатных, самых влиятельных, самых сильных? Даже не касаясь вопроса, на что была бы похожа европейская культура без христианства, невозможно не признать, что влияние его на ту эпоху было огромно.

Ничего хотя бы отдаленно напоминающего эту картину в Вестеросе нет и в помине. Хотят северяне верить в старых богов и поклоняться ликам на деревьях — да пожалуйста, никого это не волнует! Не нравятся вам семь богов? Не ходите в септу — ваше дело, никто и слова не скажет. В реальном мире могли прирезать или объявить войну за малейшее искажение или отличную от традиционной трактовку догм даже в рамках одной религии. Отношение же людей к религии в Семи королевствах напоминает скорее веротерпимую Америку дня сегодняшнего, чем старушку Европу века этак тринадцатого.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Либеральные божества Вестероса

Наверное, излишне напоминать, как кардиналы Ришелье и Мазарини фактически правили Францией, как велико было влияние магистров ордена тамплиеров, не говоря уж о Папе Римском. А вот в Королевской гавани, да и в других частях Семи королевств роль септонов чисто косметическая: в лучшем случае они служат советниками, но настоящего могущества в их руках не было и нет. И почему никто из знати Вестероса не пользовался таким замечательным предлогом, как вера в «неправильных» богов, чтобы грабить соседние страны? Это, пожалуй, одна из главных загадок «Песни льда и пламени».

Конечно, есть у Мартина и более агрессивные религии со стандартным набором «прелестей»: сжиганием неверующих на кострах, фанатизмом и желанием принести, предпочтительно огнем и мечом, свою веру всему миру. Разумеется, с исключительно благой целью — этот самый мир спасти. Но сама подача этих религий Мартином выставляет их совершенно неправдоподобными. На протяжении веков религиозные радикалы никого на Вестеросе особо не беспокоили. А как началось действие романов — повылезали, как чертики из табакерок, Утонувшие боги и прочие Рглоры.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Огонь и религия — друзья навек

И если Утонувший бог хотя бы «хорошо забытое старое», то абсолютно новый для Вестероса жестокий Рглор должен был приживаться с большим скрипом и кровью. Достаточно вспомнить, как неохотно расставались наши предки со старыми богами во время Крещения Руси. А тут даже «продавшегося» новому богу Станниса обвиняют в отречении от старой религии как-то вяло и заодно с его прочими прегрешениями. А вассалы отказываются сражаться за него отнюдь не из-за того, что он предал веру предков.

Мелочей не бывает

Традиции, как известно, не рождаются на пустом месте и обычно бывают продолжением культурных и религиозных норм, принятых в обществе. Выбор рыцарем-победителем турнира его королевы был красивой традицией, позволявшей рыцарям проявить свою куртуазность. Нет ничего невероятного и в традиции, перспектива которой так не радовала Тириона и Сансу, — прилюдного раздевания молодоженов перед первой брачной ночью. Но сложно представить, как две столь сильно противоречащие друг другу по духу традиции (одна — превозносящая образ прекрасной леди, вторая — лишенная всякого уважения к женщине) могли существовать одновременно в одной стране.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показывают

Со времен «Межевого рыцаря» прошло много лет, а сами рыцари практически не изменились

Сравним повесть «Межевой рыцарь» и «Игру престолов», действие которых разделяют более полувека. Найти хоть какие-то следы технического прогресса при всем желании не удается. За триста лет правления Таргариенов развития науки, даже военной, не происходило в принципе? Подход Мартина к описанию мира в этом плане обычен для фэнтези и имеет мало общего с исторической действительностью.

Все вышесказанное, вся критика «Песни льда и пламени» с точки зрения истории ни в коей мере не умаляет многочисленных достоинств этого выдающегося цикла и заслуг Джорджа Мартина перед жанром фэнтези. Но все-таки его книги — именно фэнтези; и как фэнтези их стоит воспринимать и оценивать. Хотя между романами этого цикла и земной историей можно провести немало параллелей, но считать историю Семи королевств полным воплощением реальной истории средневековья в фэнтези-антураже — невозможно.

И все-таки оно существует!

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показываютВ последние годы практически любого автора, рискнувшего ввести в свое произведение элементы реальной истории, обвиняют в копировании «Песни». Но это все равно что винить самого Джорджа в подражании Сенкевичу, Дюма или Вальтеру Скотту. Кроме того, вопреки распространенному мнению, Мартин — не единственный и даже не первый автор, работающий в таком жанре.

Во-первых, вспомним цикл «Дерини» скрупулезной Кэтрин Куртц, которая очень внимательно относится ко всем историческим деталям. Она выстраивает свои книги вокруг церковных гонений на расу магов-Дерини и столь печально известного свойства человека — уничтожать всех, кто отличается от тебя. Мир Куртц очень похож на средневековую Британию и выписан очень реалистично.

игра престолов какие года показывают. Смотреть фото игра престолов какие года показывают. Смотреть картинку игра престолов какие года показывают. Картинка про игра престолов какие года показывают. Фото игра престолов какие года показываютВо-вторых, у нас есть профессиональный историк Гарри Тертлдав. Действие его цикла «Пропавший легион» разворачивается в мире, практически списанном с Византии (автор — большой специалист по истории этого государства), куда попадает римский легион времен Цезаря. Можно по-разному относиться к творчеству Тертлдава, но нельзя не признать, что он в совершенстве описывает исторические моменты, в которых великолепно разбирается, — от архитектуры и традиций до мелких бытовых деталей и военного дела.

Из российских авторов, пожалуй, только Вера Камша смогла добиться серьезных успехов на этом поприще. Если в «Хрониках Арции» есть прямые параллели между героями цикла и историческими личностями, то в «Отблесках Этерны» реальная история служит лишь отправной точкой и источником вдохновения. В подробном описании военных кампаний и в рассказе о религиозных распрях Камша не уступит, пожалуй, даже Мартину, в подражании которому ее часто, но незаслуженно обвиняют.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *