ифз клеймо с какого года
Ифз клеймо с какого года
Данное клеймо ИФЗ, сделанное в соответствием с печатью Временного правительства, ставилось на продукцию завода с мая по декабрь 1917 года. То есть весь срок пребывания Керенского у власти и даже пару месяцев после.
Для удобства это клеймо можно условно назвать КЛЕЙМОМ КЕРЕНСКОГО.
Уже в марте 1917 г. во Временное правительство начали поступать запросы от различных учреждений, финансовых ведомств и торговых фирм – с какой печатью должен быть подлинный документ или платежное обязательство? Особое совещание по делам искусств при комиссаре Временного правительства создало Комиссию по делам искусств, возглавленную А.М.Горьким.
Он привлёк к созданию нового герба художников из «Мира искусства», в частности И.Я.Билибина и Г.И.Нарбута. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов власти и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла и нарисовал Иван Билибин, впрочем особо не заморачиваясь:
у двуглавой птицы просто отобрали скипетр и державу, а также сняли с неё три властные короны, которыми её наградил ещё царь Пётр Великий. В результате этой «художественной» вивисекции получилось омерзительное изображение, тут же названное народом «ощипанной курицей».
В результате, каждая найденная плошка с «клеймом Керенского» представляет исторический интерес. Например, вот это клеймо ИФЗ принадлежит пестику для растирания специй либо лекарств (были такие раньше наборы: пестик и ступка, до появления всяких электромельниц).
Причём на самой ступке стоит уже советское «серпасто-молоткастое» клеймо ГФЗ 1919 года.
Видимо на заводе что-то успели промаркировать ещё при Временном правительстве, а что-то уже при большевиках.
Глядя на фотографию этого «гибрида» хочется сказать: «Так оно всё начиналось» (в смысле для ЛФЗ). А можно и сказать: «Так оно всё закончилось!» (в случае для ИФЗ). Картина прямо таки эпическая и даже. эротическая. Пестик Керенского бессильно утонул в большевисткой ступке!
Сейчас вот смешно, а тогда было не до смеха.
Кстати, в большинстве марочников об этом переходном клейме нет даже упоминания.
В них обычно говорят о введении нового серпасто-молоткастого клейма начиная с 1918 года (впрочем, без уточнения месяца ввода). Информацию о переходном клейме я нашёл лишь на одном интернет-ресурсе, где есть фото страниц какого-то старого марочника (http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?act=attac..).
Отсюда и такое размытое фото. Вживую это, судя по всему, очень редкое клеймо мне не попадалось, хотя исторические объяснения его возможному существованию могу предоставить.
Дело в том, что ИФЗ начиная с февраля 1917 года был практически предоставлен сам себе, и финансово и административно. Завод умирал без заказов, без денег, без топлива для печей.
Ни у Керенского, ни у Ленина руки до него не доходили вплоть до весны 1918 года, пока большевики не придумали наконец применение любимой царской игрушке и не решили сделать из неё рупор своей пропаганды, передав фарфоровый завод наряду с театрами. художественными мастерскими и прочими «очагами старой культуры» (как тогда выражались) в ведение знаменитого Наркомпроса.
Первая попытка помочь ИФЗ была предпринята уже в декабре 1917 года, когда завод ещё не был встроен в новую систему управления. Тогда в связи с сокращением военных заказов проходила так называемая “демобилизация промышленности” (ИФЗ исправно работал на войну с Германией, производя автосвечи, электроизоляторы и прочую продукцию военно-технического назначения).
В декабре 1917 вышел приказ народного комиссара труда, согласно которому ИФЗ должен был «возобновить производство фарфора». Тогда же и произошло первое переименование завода, его окрестили “Испытательной керамической лабораторией республиканского значения” (Е. Я. Данько, 1917-1937, с. 23) Возможно, именно эти «возобно
АТРИБУЦИЯ | ОЦЕНКА | ПРОДАЖА | ФОРУМ
Клейма ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ
Клейма ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ
Сообщение Влад Коллекционер » 12 мар 2018, 22:23
Многовековая история.
СОЗДАНИЕ ПОРЦЕЛИНОВОЙ МАНУФАКТУРЫ.
В середине 18 века в России не существовало не только легендарного Императорского фарфорового завода, но и какого бы то ни было предприятия по производству фарфора. Многие мечтали узнать секрет «белого золота», однако европейские производители фарфора тщательно охраняли его. Тогда российская императрица Елизавета Петровна поручила открыть рецепт фарфора и организовать в стране фарфоровое производство приглашенному заграничному мастеру Х. Гунгеру и приставленному к нему Д.И. Виноградову.
Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.
Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство. Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами. Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.
РАСЦВЕТ ИФЗ.
Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию. Ее стараниями в конце 18 века Невская порцелиновая мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), стала одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий.
Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства. Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея). Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.
ГФЗ И ЛФЗ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ.
В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова. Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний. В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.
ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.
Вид на главное здание ГФЗ.
Стефания Лоретти — художественная керамика и фарфор
Клейма фарфора Императорского завода
Как отмечено в статье Императорский фарфоровый завод: история и современность, завод всегда развивался под патронажем правящей верхушки — монархов или, позднее, государства. По-этому маркировка выпускаемых изделий всегда включала государственную символику: монограмму императора, гербовые или монархические символы.
Клейма Императорского фарфора периода Елизаветы (1744 — 1761)
С момента основания в 1744 году завод носил название «Невская порцелиновая мануфактура». Русский химик Д.И. Виноградов, родоначальник русского фарфора, помечал первые изделия заглавной буквой своей фамилии, добавляя год или точную дату их изготовления. Некоторые метки включают номер рецептуры фарфоровой смеси.
Позже с середины 1750-х марка приобретает вид двуглавого орла. Изображение наносилось методом вдавливания в массу или в виде подглазурной или надглазурной росписи синего, черного или золотого цвета.
… Екатерины II (1762 — 1796)
С воцарением Екатерины II марка изображалась в виде императорской монограммы: буквы «Е» с римской цифрой II. Цвет — синий или золотой, нанесенный под глазурь или поверх нее.
В это период начинается массовое производство фарфоровой посуды для нужд двора и дворцов Екатерины, такие изделия маркировались символами «Придвор», «ПК» — что означает «Придворная Контора», или изображением короны над решеткой. Иногда вместе с ними ставился год изготовления.
… Павла I (1796 — 1801)
Видим, что маркировка фарфоровых изделий продолжает традицию в виде монограммы императора Павла I, увенчанной короной. Посуда для придворных также маркируется символами «ПК». но уже с буквой «П» наверху. Цвета — те же: синий или золотой, над глазурью или под нею.
… Александра I (1801 — 1825)
При Александре I марка предсказуемо принимает вид буквы «А» с короной. Как можно заметить, если имя императора уникально на момент его воцарения, то цифра I нигде не ставилась. Большое разнообразие начертаний символов объясняется преимущественно ручным нанесением марки в этот период. Цвета и место нанесения продолжают традицию: синий или золотой, над глазурью или под нею.
… Николая I (1825 — 1855)
Николай I несколько меняет традицию: монограмма в различном начертании с короной остается. но добавляется цифра I к имени императора. На некоторых марках корона выполнена очень живописно с тщательной прорисовкой деталей. Цвета остаются: золотой или синий.
… Александра II (1855 — 1881)
Меняется цвет маркировки: он становится оливково-зеленым под глазурью, иногда золотым по глазури. Изображение представляет собой букву А и римскую цифру II над которой парит корона, в некоторых случаях монограмма заключается в лавровый венок.
… Александра III (1881 — 1894)
Марка при Александре III, как не сложно догадаться, отличается от предыдущей римской цифрой III. Цвета — те же: оливково-зеленый под глазурью или золото по глазури. При последних двух императорах марку фарфора иногда дополняют последние две цифры года выпуска изделия.
… и Николая II (1894 — 1917)
Марка имеет вид буквы H с короной наверху и римской цифры II внизу. Иногда ставится год выпуска. Цвета: оливково-зеленый под глазурью или золото по глазури.
Клейма Государственного фарфорового завода (1917 — 1925)
После февральской революции 1917 года и отречения Николая II от престола огромная страна вдруг осталась без флага, герба и государственных символов. Поэтому первые несколько месяцев фарфор маркировали просто годом выпуска. С этого периода название предприятия меняется на «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ). С 21 марта 1917 года до 10 июля 1918 года гербом Российской республики становится двуглавый орел, лишенный имперских регалий, и он же появляется на марках ГФЗ в этот период. Далее марки завода становятся отражением политической жизни страны.
Октябрьская революция 1917 года подарила стране новый государственный символ — скрещенные серп и молот, именно его видим на вариациях заводских марок ГФЗ. На рисунках представлены также знаки посвященные помощи голодающим Поволжья, юбилеям Октябрьской революции, экспортные варианты с надписями «made in Russia» и «made in Russia USSR».
Клейма Ломоносовского фарфорового завода (1925 — 2005)
В 1925 году, в связи с юбилеем Российской Академии наук, заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова, с этого момента он становится «Ленинградским Государственным фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова», сокращенно его называют «Ломоносовским фарфоровым заводом» (ЛФЗ). В этот период аббревиатура «ЛФЗ» присутствует практически на всех марках завода, хотя начертание символов меняется. Экспортные варианты так же сопровождаются надписями «made in Russia» и «made in Russia USSR». С 1970 по 1989 годы на марке указывается сортность продукции и группа сложности изделия. Красным цветом маркировали 1 сорт, синим — 2 и зеленым — 3. Марки юбилейных выпусков снабжались лавровым венком. С 2002 по 2006 год изделия с ручной отмечались маркой с надписью «hand decorated ЛФЗ 1744 St.Peterburg Russia».
Современное клеймо Императорского фарфорового завода с 2005
В 2005 предприятие возвращает свое историческое название «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). Современная марка ИФЗ темно-синего (кобальтового) цвета, приведена к единому стандарту и не допускает вариаций.
История и клейма Императорского фарфорового завода
Золотой век русского фарфора
Фото 3.1. Табакерка времени Екатерины.
Руководить заводом был назначен один из приближённых императрицы А. Щепотьев, участник заговора, приведшего Екатерину к власти. Он был человеком образованным, изучал фарфоровое дело и смог реорганизовать мануфактуру. Правительство определило заводу ежегодную субсидию на развитие производства в размере 15 тысяч рублей.
В 1773-1792 годах Императорским заводом руководил генерал-прокурор Сената А.Вяземский, управлявший государственными финансами. При нём завод был расширен и реорганизован, упорядочена хозяйственная отчётность, приглашены иностранные мастера. Частные предприятия старались не отставать от «флагмана», и производители русского фарфора становятся известными в Европе.
Огромную роль в судьбах русского фарфора сыграл Жан-Доминик Рашет, французский скульптор, модельмейстер ИФЗ с 1779 года. С его приходом утверждается влияние классицизма, а художественный уровень изделий поднимается на невиданную ранее высоту. Рашет создал знаменитую скульптурную серию «Народы Российской империи» (1780-е годы), по его эскизам изготавливаются великолепные сервизные ансамбли «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», «Юсуповский» и другие, включавшие до 1000 предметов. Эти сервизы прогремели на всю Европу и стали гордостью завода. Рашет, руководивший скульптурным отделением завода до 1804 года, является также автором бюста Екатерины (с мраморного оригинала работы Ф. И. Шубина) высотой 27 см., который выпускается до сих пор.
Фото 3.2. Предметы сервиза «Арабесковый» (1784 г.)
Фото 3.3. Предметы сервиза «Арабесковый»
Фото 3.4. Бюст Екатерины II (1783 г.)
Фото 3.5. Ваза с портретом Екатерины II (1780-е)
Фото 3.6. Статуэтки из серии «Народы России»
Фото 3.7. Предметы Яхтинского сервиза (1785-1787)
Фото 3.8. Предметы Кабинетского сервиза
Именно к периоду правления Екатерины относятся образцы антикварного фарфора России, наиболее высоко оцениваемые в наше время на мировых аукционах.
При Екатерине двуглавый орёл в фарфоровом клейме ИФЗ заменяется вензелем императрицы. Подглазурные марки наносились кобальтом от руки. Изредка встречаются надглазурные золотые клейма. Вензель изображался без короны, на некоторых изделиях рядом с ним ставилась звёздочка. На копиях изделий Севрского завода рядом с маркой ИФЗ ставилось золотое французское клеймо.
3.9. Вензель Екатерины II
3.10. Клейма Екатерины II
Сын и преемник Екатерины Павел I унаследовал её интерес к фарфору. Подростком он приезжал на завод знакомиться с производством, а, вступив на трон, всегда привозил на ИФЗ именитых зарубежных гостей. Павел всячески поддерживал императорское фарфоровое производство – делал крупные заказы, открыл при заводе больницу и хлебный магазин.
Во времена Павла I заводом руководил большой ценитель фарфора князь Н. Б. Юсупов, при котором завод переживает свой наивысший расцвет. Численность работников ИФЗ превысила 200 человек, а годовое производство достигло 38 тысяч предметов. В это время появляются изделия высочайшей художественной ценности, в том числе сервизы «Рафаэлевской» серии, на предметах которых помещались копии фресок лоджий Рафаэля в Ватикане. На это потребовалось разрешение папы римского.
Фото 3.11. «Юсуповский» сервиз 1799
Фото 3.12. Предметы сервиза «Рафаэлевской» серии
Фото 3.13. Чашка с «помпеянской» росписью (конец 1790-х)
Большой популярностью в царствования Екатерины и Павла пользовались античные сюжеты, навеянные произведениями искусства, найденными при раскопках Помпеи.
При Павле I на фарфоровых клеймах над императорским вензелем появляется корона. Марки выполнялись от руки кобальтовой краской. На некоторых изделиях, сделанных по заказам двора, есть надпись «Придвор».
Ифз клеймо с какого года
Императорский фарфоровый завод — явление уникальное. Его продукция – художественный фарфор – лидирует в России по времени своего возникновения, качеству и по значительности вклада в российскую и мировую культуру.
Изделия завода своими лучшими образцами декоративно-прикладного искусства завоевывали высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене. Они представлены в собраниях крупнейших музеев мира и в частных коллекциях. За право обладать ими борются на престижных международных аукционах «Сотбис» и «Кристи».
Художественное реноме императорского фарфора значительно возросло после того, как коллекция заводского музея, которая включает образцы продукции завода с середины XVIII века до современных работ художников, перешла под патронат Государственного Эрмитажа, а музей, оставаясь на заводе, стал филиалом мировой сокровищницы культуры.
Императорский фарфоровый завод — один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры и всей России.
Создание мануфактуры при Елизавете Петровне
Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.
Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.
С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы. По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха.
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм
С воцарением Екатерины II (1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.
Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,— отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».
С вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские: они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.
Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм
В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.
Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как, например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.
Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.