иерусалим основан в каком году

Иерусалим основан в каком году

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

Иерусалим — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650-840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой. Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.

13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны некоторой частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.

Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.

В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.

Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.

Этимология

Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» — или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».

Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — ‘поселение’ / семитское ири, иарах — ‘основывать, закладывать краеугольный камень’) Шалимом (Шалим, или Шулману — западносемитское божество)». Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был божеством-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».

Древний период

Первое поселение на территории современного Иерусалима было основано между 4500 и 3500 годами до н.э. Возможно, самое раннее письменное упоминание Иерусалима обнаружено в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н.э.

Согласно Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид построил здесь крепость, — «Град Давида» (Ир Давид), — провозгласил её столицей Израильского царства и перенёс в неё величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета. Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля. В 970 году до н. э. на смену Давиду пришёл его сын Соломон, построивший более основательный Святой Храм на том месте, которое Паралипоменон отождествляет с алтарём Давида. Храм Соломона (Первый Храм) продолжил играть центральную роль в еврейской истории как место хранения Ковчега Завета.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

К концу правления Соломона (около 930 года до н. э.) десять северных колен Израилевых откололись от Объединённой Монархии. Южные племена остались в Иерусалиме, который стал столицей Иудейского царства.

В 586 году до н. э. город захватили вавилоняне, которые забрали в плен царя Цедкиягу вместе с высокопоставленными жителями Иудеи, опустошили и сожгли Храм Соломона до самого основания и разрушили городские стены. Ковчег Завета был при этом утерян. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Так завершился период Первого Храма.

Период Второго Храма

В 538 году до н. э. завоевавший Вавилонию персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешивший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Около 333 года до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные городу персидскими правителями. Однако после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, а в 167 году до н. э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского. Это спровоцировало восстание Маккавеев (167—163 годы до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарилась династия Хасмонеев, правившая до 63 года до н. э., когда город стал административным центром римского протектората Иудея. В 37 г. до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим, который принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

В 70 году, при подавлении великого иудейского восстания против римлян, вошедшего в историю как Первая Иудейская война, Иерусалим осадила римская армия во главе с Титом. 9-го Ава Храм запылал. Через некоторое время Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая гора распахана. В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру, а на том месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Это вызвало новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 годы.). Летом 135 г. восстание было подавлено. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город запрещался.

В 325 году римский император Константин I вернул название «Иерусалим» и восстановил город как центр христианского богослужения. Константин распорядился о сооружении в городе христианских святых мест, включая (в 335 году) Храм Гроба Господня.

Средние века

В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.

В 1099 году участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили всё его мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства. В 1187 году, после непродолжительной осады, Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином). Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. В 1229 году Фридриху II удалось на время вернуть Иерусалим христианам, однако в 1244 году Иерусалим захватили хорезмийцы.

Новое время

В 1517 году Иерусалим был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном Иерусалим процветал, переживая период мира и обновления — включая восстановление мощных стен вокруг территории, ныне именуемой Старым городом. Правление Сулеймана и последовавших за ним османских султанов принесло городу период «религиозного мира»; еврей, христианин и мусульманин пользовались свободой вероисповедания, гарантированной османами, и на одной и той же улице можно было найти синагогу, церковь и мечеть. Однако, безграмотное управление империей после Сулеймана обусловило экономическую стагнацию; на протяжении большой части османского периода Иерусалим оставался провинциальным, — хотя и религиозно значимым, — центром.

В 1850-е годы возникают первые постоянные поселения за пределами стен Старого города. По мере того как эти общины росли и соединялись географически, они стали известны под названием «Новый город».

Новейшее время

В 1917—1947 годах Иерусалим являлся административным центром английской подмандатной территории Палестина. 29 ноября 1947 года Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 181 (II) «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединенных Наций через Совет по Опеке. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 году в Палестине была развязана полномасштабная Арабо-израильская война. 15 мая 1948 года Иерусалим был атакован ударными частями трансиорданского Арабского легиона. К концу 1948 года, когда боевые действия в районе утихли, город состоял из двух частей: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточный, включая Старый город — под контролем Трансиордании.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим в составе Западного берега реки Иордан был аннексирован Трансиорданией. Эта аннексия не была признана ООН и большинством стран Лиги арабских государств; её признали только Великобритания, Пакистан и СССР.

3 апреля 1949 года было подписано перемирие с Трансиорданией. Оно предусматривало создание объединенной комиссии для выработки условий возобновления работы Еврейского университета и больницы Хадасса на горе Скопус, предоставление евреям свободного доступа к святым местам в Старом городе и к большому еврейскому кладбищу на Масличной горе. Однако иорданцы не выполнили этих пунктов договора.

В декабре 1949 года Премьер министр Израиля Д. Бен-Гурион объявил «Еврейский Иерусалим» органичной и неотделимой частью государства Израиль и предложил перенести столицу государства из Тель-Авива в Иерусалим. В марте 1950 года состоялось первое заседание Кнессета в Иерусалиме, на котором он был объявлен столицей государства.

Впоследствии Бен-Гурион пояснил своё решение перенести столицу в Иерусалим:

Почему я решил, что это нам удастся? Прежде всего, я знал, что у нас есть союзник — Трансиордания. И если ИМ позволили остаться в Иерусалиме, то почему должны запретить НАМ? Трансиордания никому не позволила выставить её из Иерусалима; следовательно, никто не сможет и нас заставить это сделать. Я был твёрдо убеждён, что все предостережения, которые делала ООН, не больше чем пустые слова.

В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания отступила с Западного берега р. Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля. В 1980 году Израиль принял основной закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей резолюцией № 478 осудил принятие Израилем «основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности и подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права.

Современный Иерусалим

Современный Иерусалим растет и развивается. Новый генеральный план города предусматривает строительство множества высотных зданий, — включая небоскрёбы, — в определённых, предусмотренных для этих целей зонах центральной части Иерусалима.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

В городе действуют автобусные линии, часть из них работает ночью. Начиная с вечера пятницы и заканчивая вечером субботы, городской и междугородний транспорт в еврейской части Иерусалима.

Хотя Иерусалим известен в основном благодаря своей религиозной значимости, город является также местом нахождения многих художественных и культурных площадок.

В Иерусалиме размещаются несколько престижных университетов, предлагающих курсы на иврите, арабском и английском. Основанный в 1925 г., Еврейский университет в Иерусалиме в мировом рейтинге располагается среди первых 200 учебных заведений.

Город превратился в процветающий центр стартапов, акселераторов и инвесторов в областях биомедицинских и чистых технологий, интернета/мобильной связи — а также структур, предоставляющих поддерживающий сервис.

Источник

История Иерусалима от древности до наших дней

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

Иерусалим (аль-Кудс по-арабски) представляет собой сердце трех мировых религий: святое место ислама, иудаизма и христианства, но при этом он также является опасной горячей точкой одного из самых трудноразрешимых конфликтов в мире – палестино-израильской проблемы.

Иерусалим является не только важнейшей святыней христиан и евреев, но и третьей по значимости святыней ислама и домом для мечети Аль-Акса (мусульмане всего мира встречали эту мечеть в молитве до того, как ее направление было изменено на мечеть в Мекке). В нем также находится Купол Скалы, на который Пророк Мухаммед вознесся в своем ночном путешествии на небеса. Аль-Харам аш-Шариф, или Благородное святилище, как его еще называют, как евреи, так и мусульмане считают местом, где Бог помешал пророку Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила (или Исаака у христиан и евреев).

К слову если вы хотите заказать экскурсии в Иерусалим на русском языке, то отличных гидов вы можете найти перейдя по ссылке.

Ранняя история Иерусалима

Но для многих людей на протяжении всей истории Иерусалим был ценным владением, за которое велась борьба. Археологические исследования в этом районе позволяют предположить, что город был населен еще в 4000 г. до н.э.

Его самое раннее известное название может быть Иевусит, что переводится как ханаанский город. Считается, что вместе с прибывшими позже филистимлянами ханааняне были самыми ранними из известных предков современных палестинцев.

«Филистимляне» селились вдоль побережья Средиземного моря, которое простиралось примерно от Яффо до сектора Газа, и многие столетия находились в пределах земель Ханаана. Оставив такой неизгладимый след, земля Филистии, или Палестина, как ее стали называть, сохранилась до наших дней.

Давид

В 1000 г. до н.э. израильский царь Давид вторгся в Иерусалим и обнес стеной и укрепил город от дальнейшего вторжения. Позже, когда царь Соломон построил храм, Иерусалим стал духовной столицей сначала для евреев, а затем и для христиан и мусульман.

В 586 г. до н.э. город пал перед вавилонянами, и храм Соломона был разрушен Навуходоносором, но позже восстановлен. Александр Македонский также захватил всю Палестину в 332 г. до н.э., а в последующие годы Иерусалимом правили потомки его генералов: египетские Птолемейцы и сирийские Селевкиды.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

В I веке город был столицей Маккавейской империи Симона Маккавея, прежде чем уступить место долгому правлению римлян.

В римскую эпоху город Вифлеем недалеко от Иерусалима стал свидетелем рождения Иисуса Христа.

Иерусалим – духовная столица евреев, христиан и мусульман

Иисус проповедовал важность поклонения единому Богу в городах Назарет и Галилея, где Он жил. Но именно в Иерусалиме Его судил римский чиновник Понтий Пилат как мятежника и лжепророка. Именно здесь Он был распят и впоследствии воскрес. Этот акт стал центральным столпом христианства, а место Его (предполагаемого) распятия в Иерусалиме стало самым святым местом в христианском мире.

Первые христиане стекались к этому месту в паломничестве, и вокруг него была построена церковь Гроба Господня. Библейская Палестина стала святой землей для христиан.

Римская столица

После того, как Иерусалим был завоеван римлянами, он стал столицей династии Иродов, правившей под руководством Рима. В 70 году нашей эры римский император Тит разрушил Храм, чтобы наказать и отпугнуть евреев, восставших против его правления.

В 135 году нашей эры римский император Адриан перестроил город, возвел новые стены и официально назвал эту землю Палестиной, а Иерусалим был переименован в Элия Капитолина в честь римского языческого бога Юпитера.

Начиная с 313 года нашей эры, с повсеместным принятием христианства Римом, Иерусалим пережил возрождение, чему в значительной степени способствовала Святая Елена (жена императора Константина), которая спонсировала восстановление города в начале IV века. Он стал центром христианского паломничества.

К 638 году нашей эры, с быстрым распространением новой религии в регионе, ислама, город был захвачен арабской армией во главе с Абу Убайдой при халифате Умара ибн аль-Хаттаба, ислам пришел в Палестину.

Еще со времен Мухаммеда мусульмане считали Иерусалим важным местом паломничества после Мекки из-за его религиозного значения как места чудесного путешествия пророка на небеса.

Между 688 и 691 годами нашей эры была построена мечеть Купол Скалы аль-Валидом ибн Абд аль-Маликом. Два года спустя на том же месте была построена мечеть Аль-Акса в ознаменование места поклонения пророка. Две мечети и их окрестности стали известны как аль-Харам аш-Шариф.

К XI веку ислам существовал в этом регионе более 500 лет. Город получил мировую репутацию города трех конфессий. Но с приходом к власти Фатимидов, их империи, борющейся с христианским экспансионизмом, правители начали ограничивать поток христианских паломников.

В 1095 году нашей эры папа Урбан II провозгласил крестовый поход против мусульман в Палестине. Тем, кто будет сражаться, сказал он, обещано небесное искупление за их грехи.

Крестовые походы

В 1099 году нашей эры Иерусалим был завоеван крестоносцами, и его жители были перебиты (мусульмане, христиане и евреи в равной степени). На протяжении большей части XII века он стал столицей Иерусалимского Латинского королевства – государства крестоносцев.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

В 1187 году под руководством Салах ад-Дина (Саладина), мусульмане отбили город, и, к большому облегчению христианских жителей, не было никаких убийств из мести. Тем, кто хотел уехать, было разрешено это сделать со всем своим имуществом и пожитками, а тем, кто хотел остаться, была гарантирована защита их жизни, имущества и мест отправления культа.

После этого под властью мамлюков, а затем и Османской империи, Иерусалим был перестроен и восстановлен, особенно Сулейманом II (также известным как Сулейман Великолепный), он построил новые стены, ворота, башни и акведуки для города.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

Иерусалим в ХХ веке

Иммиграция европейских евреев в Иерусалим также росла, и некоторые группы евреев рассматривали этот город как свою вотчину. К 1900 году евреи составили самую большую общину в городе и имели разросшееся поселение за стенами Старого города.

В 1914 году Первая мировая война привела к беспорядкам, разрушениям и необходимости расширения и завоеваний со стороны европейских держав. Итак, в 1917 году Иерусалим был захвачен британскими войсками под командованием генерала Эдмунда Алленби.

В том же году министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур заявил о поддержке британским правительством еврейской родины в Палестине богатому и влиятельному сионистскому лорду Ротшильду.

После Второй мировой войны Иерусалим стал столицей Палестины, но находился под британским мандатом. По мере приближения конца мандата арабы и евреи стремились овладеть городом. Но меньшинства в городе, такие как христиане, предпочитали сделать его открытым для всех трех религий.

Этому мнению придали значение европейцы в Организации Объединенных Наций, которая, разделив Палестину на арабское и еврейское государства, заявила, что Иерусалим будет городом под международным управлением, но в качестве предполагаемого арабского государства.

Еще до того, как 14 мая 1948 года произошло разделение, в городе вспыхнули бои между евреями и арабами. 28 мая евреи в Старом городе сдались, но Новый город остался в их руках.

Старый город и все районы, удерживаемые Арабским легионом – сектор, обозначающий Восточный Иерусалим – были аннексированы Иорданией в апреле 1949 года. В ответ вновь созданное государство Израиль отреагировало сохранением территории, которую оно удерживало, а 14 декабря 1949 года – Нового города. Иерусалим был объявлен столицей Израиля, что было политически мотивированной целью, которая символизировала еврейскую историю и власть. (В соответствии с продолжающимися резолюциями ООН, оспаривающими статус города, Израиль позже сделал Тель-Авив своей столицей.)

В 1967 году израильские войска взяли Старый город в Шестидневной войне с Египтом, Сирией и Иорданией. Они официально аннексировали Старый город и передали весь Иерусалим под центральное управление.

иерусалим основан в каком году. Смотреть фото иерусалим основан в каком году. Смотреть картинку иерусалим основан в каком году. Картинка про иерусалим основан в каком году. Фото иерусалим основан в каком году

Арабским жителям Восточного Иерусалима было предложено обычное израильское гражданство, но почти все они предпочли сохранить свой статус иорданцев. Затем Израиль переселил многих арабов из Старого города, но обеспечил доступ к святым местам для мусульман и христиан.

К июлю 1980 года парламент Израиля одобрил законопроект, подтверждающий, что Иерусалим является исторической и неделимой столицей страны для всех евреев, но позиция сменяющих друг друга израильских правительств заключалась в том, чтобы сохранить Тель-Авив в качестве столицы (как признано ООН). Благодаря пригородам и жилищному строительству на территории, ранее находившейся под контролем Иордании, Иерусалим стал крупнейшим городом Израиля. Но раздоры между арабами и евреями продолжаются, к сожалению, и по сей день.

Источник

Возникновение Иерусалима и его место в истории

Согласно древним сообщениям, Иерусалим был сначала небольшой деревней, которую называли Салем и заселяли хананеи, предки палестинцев. Великий и праведный ханаанский правитель превратил эту деревню в город и назвал его Иерусалимом. Он также построил там храм. Об этом говорится в книге «Иудейская война» историка I столетия Иосифа Флавия: «Тот, кто построил (город Иерусалим), был влиятельным человеком среди хананеев. На их языке его называли Мелхиседек, «праведный царь», поскольку именно таким он и был. Он был первым священником и построил (там) первый храм, и назвал город Иерусалимом, который до этого назывался Салем».

Согласно Библии, Мелхиседек был современником пророка Авраама (Ибрахима, мир ему), жившего около 1800 г. до н. э., поэтому считается, что Иерусалим вместе с храмом был изначально построен как ханаанский город ханаанским царем около 3800 лет назад.
С 1600 по 1300 гг. до н. э. город находился под египетским сюзеренитетом, но оставался в руках ханаанских правителей, плативших дань фараонам. В этот период на город часто нападал народ, известный как хапиру, или хабиру. Вероятно, именно они и были древними евреями, которые представлены в Библии предками современных евреев.

В 1897 году были обнаружены древние египетские письмена, известные как Амарнский архив (Тель-эль-Амарнский архив). Среди них была найдена переписка между фараоном XIV ст. до н. э. и Абди-Хебой, ханаанским правителем Урасалима (Иерусалима), в которой последний просит своего египетского сюзерена помочь в защите от набегов хабиру.
Египтяне и хананеи были очень ослаблены моральным разложением, магией и идолопоклонством. Хабиру удалось утвердиться в Северном Ханаане, или Палестине. В то время среди евреев (израильтян), проживавших в Египте на положении рабов, появился пророк Моисей (Муса, мир ему). Муса вывел евреев из Египта, и после него Аарон и Иешуа привели их к Северному Ханаану, где они присоединились к другим евреям и разделили с ними их богатство и свободу.

Несмотря на многочисленные разногласия, идолопоклонство и аморальные практики, традиция Мусы (мир ему) была жива, и время от времени в их среде появлялись пророки. Среди таких людей были царь Давид (Давуд) и его известный сын Соломон (Сулейман) (мир им).
Именно в правление царя Давида евреи смогли установить сильное царство во всей Земле Ханаанской. И тогда (около 1000 г. до н.э.) Иерусалим впервые стал иудейским городом, и Давид (мир ему) провозгласил его столицей. Позже Соломон (мир ему) построил иудейский храм на месте раннего ханаанского святилища, построенного Мелхиседеком.
После смерти Соломона (мир ему) иудейское правление продолжалось в Иерусалиме приблизительно четыре столетия, и в этот период город периодически осаждали и захватывали ассирийцы, филистимляне, арабы, сирийцы и египтяне.

Само Израильское царство стало государством-вассалом и длительное время выплачивало дань Ассирии, Египту и Вавилону. В 587 г. до н. э., когда правитель царства был под сюзеренитетом Вавилона, евреи взбунтовались, и у вавилонян не было другого выбора, кроме как применить против них силу. Они разрушили царство и его столицу, Иерусалим, сожгли Храм Соломона и обратили в рабство самих евреев. Вот что Коран говорит об этом: «Мы предопределили сынам Исраила (Израиля) в Писании: „Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено» (Коран, 17:4–5).

Примерно через пятьдесят лет, в 538 г. до н. э., персидский император Кир разгромил вавилонян и получил контроль над Палестиной. Он благосклонно относился к евреям и разрешил им вернуться в Палестину и отстроить Храм — что они и сделали в 515 г. до н.э.
В правление Ездры и Неемии евреи перестроили и реорганизовали свою религиозную и политическую жизнь и какое то время процветали, а вавилоняне были порабощены персами. Коран пишет следующее об этих событиях: «Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными» (Коран, 17:6).

От персов Палестина и Иерусалим перешли к Александру Великому и находились под греческим правлением с 332 г. до н. э. Конец эпохи греческого правления наступил, когда в 167 г. до н. э. они начали ставить в Храме идолов. Это немудрое действие в целом просветленных греков спровоцировало еврейское восстание Маккавеев, и в 164 г. до н. э. они (евреи) взяли бразды правления в свои руки.

Период собственно еврейского правления городом продлился около ста лет, после чего пришли римляне и установили свой контроль — сначала как язычники, позже как христиане (Византия), до взятия города вторым халифом мусульман Омаром ибн Аль Хатабом.
В эпоху Маккавеев евреи стали очень высокомерны. До этого они также выработали разрушительную тенденцию жить прошлым. Их реакцией на римское правление было слепое и высокомерное неповиновение. Они породили такие движения, как зелотское, которые без предварительной оценки ситуации хотели отобрать власть у значительно превосходящих их римлян.

Евреи также проявили упрямство по отношению к Божьему посланнику, который появился среди них примерно в 30 году нашей эры в лице Иисуса (Исы, мир ему) для того, чтобы научить их человечности, миролюбию, терпению, вере, любви и внутренней чистоте. И Бог наказал евреев снова — на этот раз руками римлян. В 70 г. н. э., в правление императора Тита, сына Веспасиана, римляне взяли Иерусалим. Они стерли город и его Храм с лица земли. После жестокой резни наступил голод, унесший жизни от 200 до 600 тысяч жителей. Позже римляне построили на месте Иерусалима новый город — Элия Капитолина. Под страхом смерти они запретили иудеям вход в него. Коран говорит об этом поражении евреев и разрушении их столицы: «…Когда настанет последний срок наказания [за ваши бесчинства], [то Мы направим против вас новых врагов], чтобы они причинили вам зло, вошли в Храм, подобно тому как вошли [их предшественники] в первый раз, и чтобы они до основания разрушили то, чем завладели» (Коран, 17:7).

Параллельно со всеми религиозными изменениями в древнем городе и его Храме происходили также и изменения в политическом руководстве. Целый ряд религиозных чувств и идей — реальные и выдуманные — оплетали город и Храм. Одна из самых важных возникших идей — это пророчество о том, что Иерусалим и его Храм, который до того имел только региональное значение, однажды станет святым местом для всего мира. Это пророчество записано в нескольких книгах Библии: книгах пророков Исаии, Михея, Иеремии и т. д. (например, Исаии 56:7 и 2:3).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *