ибо если вы будете любить любящих вас какая вам награда
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
«Просящему у тебя дай, – говорит Господь, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем не желающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина – любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.
Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 6, 7–8 ). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».
Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.
Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы – чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род – злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 5:46
Свт. Иоанн Златоуст
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление ревностно стараться об уподоблении себя Богу, и между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? В самом деле, если и мытари, и грешники, и язычники любят любящих, а мы и этого не делаем (а не делаем мы этого, когда завидуем доброй славе наших братьев), то какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников? Как же, скажи мне, мы можем узреть царство? Как взойдем в его священные преддверия, будучи ничем не лучше мытарей? На это и указывает Спаситель, говоря: “Не то же ли делают и мытари”? Что особенно удивительно в учении Христа, так это то, что награды за подвиги Он предлагает повсюду в великом множестве: обещает подвизающимся, что они и узрят Бога, и царствие небесное наследят, и будут сынами Божиими и подобными Богу, и помилованы будут, и утешатся, и получат многую мзду на небесах; а если где нужно было упомянуть о прискорбном, то упоминает об этом кратко, так что имя геенны, например, Он употребил в столь продолжительной беседе всего лишь один раз. В других случаях Он исправляет слушателя кроткими вразумлениями, убеждая его более увещаниями, нежели угрозами, например, когда говорит: “Не то же ли делают и мытари”? Или: “Если же соль потеряет силу” (Мф. 5:13); Или: “Малейшим наречется в Царстве Небесном” (Мф. 5:19). Иногда полагает Он вместо наказания грехи, предоставляя самому слушателю заключать из тяжести последних о тяжести наказания, например, когда говорит: “прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5:28); или: “кто разводится с женою своею, …тот подает ей повод прелюбодействовать” (Мф. 5:32). Для вразумления имеющих ум не нужно упоминать о наказании, а довольно только представить тяжесть греха. Вот почему и в настоящем случае Он представляет в пример язычников и мытарей, чтобы ученики Его устыдились, видя, с какими людьми Он их сравнивает. Тоже делал и Павел, когда говорил: “Дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды” (1 Фес. 4:13), и “как и язычники, не знающие Бога” (1Фес. 4:5).
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 18-я.
Что для огня – вода, то для гнева кротость и ласковость. Поэтому-то и Христос сказал ученикам: «аще любите любящие вас, кую мзду имате?». И желая убедить примером и подействовать на людей беспечных, присовокупил: «не и мытари ли тожде творят?» То есть, и из беспечных кого ни возьми, не тоже ли они делают? Не тоже ли делают с усердием и самые мытари? Что хуже мытаря? Однако ты найдешь, что и у мытарей это совершенно исполняется; да и невозможно, чтобы и любимый не любил (любящего его). А я, желая, чтобы вы были выше и имели нечто большее, не это только внушаю вам, но хочу, чтобы вы любили и врагов.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.
Свт. Тихон Задонский
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Блаж. Иероним Стридонский
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Будем трепетать, так как мы не походим и на мытарей, но ненавидим даже и тех, кто любит нас.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ст. 46-47 Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други вашя токмо, что лишше творите? не и язычницы ли такожде творят
Любить того, кто вас любит, не есть добродетель, а дело согласное с природою, потому что и мытари тожде творят, у которых нет и следа добродетели. Мытари – это были сборщики податей и торговли (κομερκιαριοι); занимающиеся этим делом пользовались дурною славою, как несправедливые, корыстолюбивые и преступные. Поэтому в учении на равном месте Христос назвал их грешниками, а не мытарями. Но какого осуждения мы будем достойны, когда не любим и тех, которые нас любят, и ненавидим тех, которые нам желают добра! Нам повелено превзойти в правде книжников и фарисеев, а мы стоим ниже мытарей, которых даже они порицают.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Какая вам награда? Источник любви только к тем, которые сами нас любят, есть более или менее наше самолюбие; это не есть еще вполне чистая любовь, совершенная; это свойственно и греховной, поврежденной природе человека, и потому такая любовь не заслуживает такой высокой награды, так как в ней еще нет особенного подвига.
И мытари. Сборщики податей, иногда в виде откупщиков. Иудея была в то время римской провинцией, и иудеи с ненавистью переносили это порабощение и с неудовольствием платили подати римлянам; ненависть эту и неудовольствие перенесли они и на тех людей, которые собирали эти подати, тем более что и между ними, иногда природными евреями, встречались люди своекорыстные, которые напрасно притесняли народ разными несправедливостями, люди безнравственные, и евреи причисляли их к разряду людей дурных — воров, прелюбодеев, отъявленных нечестивцев. Господь говорит, что даже и эти люди любят любящих их; следовательно, добродетель любви к любящим нас не заслуживает высокой награды.
Толковое Евангелие.
Анонимный комментарий
Ст. 46-48 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
Архим. Фаддей (Витовницкий)
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Прот. Иоанн Бухарев
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Любить тех, которые любят нас, легко; в этой любви нет особенного подвига, – тут ты любишь себя же самого: посему, что же и награждать за такую любовь? Такую любовь имеют и мытари: не и мытари ли тожде творят? Мытари – это сборщики податей. «Мыто» – древне-славянское слово и значит «подать». Иудеи во времена Христовы были под властью Римлян, с ненавистью сносили это порабощение и с неудовольствием платили подати Римлянам. Эту ненависть и неудовольствие имели они и к тем, которые собирали подати. Тем более Иудеи ненавидели мытарей – сборщиков, что между ними встречались люди, которые из-за особенной корысти, т.е. чтобы больше выручить в свою пользу, притесняли народ при сборе податей, и при этом еще были людьми безнравственными. По этим причинам Евреи причисляли мытарей к разряду самых дурных людей – воров и прелюбодеев. Даже и эти люди, – мытари – любят любящих их, значит, это дело нетрудное; за что же поэтому и награждать тут? – какая вам награда?
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Лк. 6:32, “мытари” заменены у Луки словом грешники. Слово “мытари” нашего русского и славянского текстов менее вероятно, чем “язычники”, имеющееся в Синайском, BD, около 18 курсивных, большей части латинских переводов, Вульгате и проч. и принятое Тишендорфом, Вестк. Хортом и издателями английской пересмотренной Библии. В том и другом случае смысл почти одинаков, потому что мытари считались не лучше язычников. Ученики Христа должны быть выше книжников и фарисеев. Но если они будут любить только тех, которые их любят, то не станут выше даже язычников (или мытарей), которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека.
Троицкие листки
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Спаситель побуждает тебя к этой добродетели не только примером благости Божией, но и от противного: Ибо если вы будете любить, – говорит Он, – только любящих вас, какая вам награда? Тут нет еще никакого подвига: ты за то их и любишь, что они тебя любят, значит, ты при этом любишь только себя же самого. Не то же ли делают и мытари?
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
«Просящему у тебя дай, – говорит Господь, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем не желающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина – любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.
Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 6, 7–8 ). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».
Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.
Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы – чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род – злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.
Любовь
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Ин. 13,34–35
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Мф.5,46
Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся. Сол 24,17
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». Притч.24,29
Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку. Притч.27,19
Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Тов.4,15
Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15,13
Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Лк.6,27
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим.13,10
..благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Лк.6,28
..возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Лк.10,25–28
..истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Мк.12–32,33
Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 2Ин.1,6
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. 1Ин.2,10
Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской. Втор.10,19
Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. 2Ин.6
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Рим.8,30
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Рим.8,33
Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет.4,8
И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 1Кор.13.3
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. 1Кор.13,8
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. 1Кор.13,1
Всё у вас да будет с любовью. 1Кор.16,14
Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Рим.5,7
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Кол.3,14
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. 1Кор.13,4–8
Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть. Притч.15,17
И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Еф.5,2
Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Отк.2,4
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. 1Кор.13,2
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 6:32
Блж. Феофилакт Болгарский
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 32-34 И аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящыя их любят. И аще благотворите благотворящым вам, кая вам благодать есть? ибо и грешницы тожде творят. И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти, кая вам благодать есть, ибо и грешницы грешником взаим давают, да восприимут равная
Любить тех, которые любят нас, легко; в этой любви нет особенного подвига: посему что же и награждать за такую любовь? Кая вам благодать (благодарность) есть, по еванг. Матфею (Мф. 5:46): кую мзду имате (какая вам награда)? Такую любовь имеют и грешники, по Матфею, мытари. И грешницы любящия их любят; по Матфею, не то же ли делают и мытари? Грешники, это – все те, которые не суть последователи истинной веры, веры Христовой, а руководящиеся в своей деятельности побуждениями природы. И такие люди делают добро, напр, любят тех, кто их любит; но это – не добродетель в строгом христианском смысле, не подвиг, и потому не заслуживает особенной награды (Max.). О мытарях чит. в объясн. (Лк. 3:12).
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
Ст. 32-36 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд
Речь Христа о бескорыстии в делах любви у евангелиста Луки приведена в более полном виде, чем у Матфея.
«Какая вам благодарность?» Т.е. оценит ли высоко ваше дело Бог?
«Грешники» – необращенные ко Христу люди, те, которые руководствуются в своих делах эгоистическими соображениями.
«Не ожидая ничего», т. е. не ожидая возмещения своих трат. Некоторые толкователи, впрочем, выражение μηδὲν ἀπελπίζοντες на основании того, как оно употребляется в позднейшем греческом языке, переводят так: «ни в чем не отчаиваясь», т. е. не считая свое добро безвозвратно потерянным, потому что награда за него будет дана Богом: «и будет вам награда великая…»
«Будете сынами Всевышнего» (см. Мф.5:45). Евангелист Лука это «сыновство» изображает как награду, тогда как у Матфея оно является результатом любви к врагам, если ее будут проявлять ученики Христа.
«Ибо Он благ…» Надежду на Богосыновство в Царстве Мессии могут иметь только те, которые в этой, временной, жизни поступают так же, как делает в отношении ко всем людям Бог: они по делам своим и теперь походят на Отца своего – Бога (ср. 1Ин.5:1).
«Милосерды». У евангелиста Матфея – «совершенны» (Мф.5:48). Евангелист Лука заменил последнее выражение другим ввиду того, что далее он говорит о делах милосердия.
Митр. Иларион (Алфеев)
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят