что значит flat в музыке
«Rock», «Classic»… FLAT! Введение в трудности правильного воспроизведения музыки
Многие видели такие пресеты на «эквалайзерах»¹ непрофессиональной аппаратуры. Моим любимым с детства был «Rock»² — там всегда басов больше, а верхи ласкают слух. Ну, нравится и ладно, казалось бы. Многие его любят. Но почему? Как позже выяснилось (выяснилось для меня, а не вообще), это из-за того, что человеческое ухо по-разному чувствительно к спектру на разных уровнях звукового давления (именно давления, а не «громкости»). Есть т.н. кривые равной громкости, которые изображают эту чувствительность (их же называют ещё кривыми Флетчера-Мэнсона).
Хоть эти «кривые» и имеют неточности, но общая картина такова. Что отсюда видно? Например, что при малых уровнях средние частоты мы слышим куда лучше низких и высоких. Поэтому «голый» необработанный звук слушать нет никакого кайфа. Всё усугубляется неидеальностями акустики и помещения. Большинство просто врубает «Rock» и блаженствует. Здесь есть существенная проблема: обычно такие «эквалайзеры» работают с одинаковой интенсивностью на любой громкости. В итоге помимо итак далеко неидеального выравнивания кривой мы имеем ещё и жуткое усугубление этих неидеальностей на более высокой громкости и недостаточную корректировку на более низкой. А это ведёт к утомляемости слуха и перегрузке техники на высоких уровнях. С вытягиванием ВЧ субъективно улучшается детальность звука. Но тут важно понимать, что многие детали есть и ниже ВЧ (скажем, от 3 до 6 КГц). Типичные «эквалайзеры» что только ни делают с этим диапазоном на разных уровнях громкости. Это тоже в копилку факторов перегрузки слуха и техники.
Разумеется, проблема стара как мир и давно известна. Поэтому в аппаратуре классом повыше всякого ширпотреба предусматривается такая функция, как «Loudness» (на отечественной технике подписывалась как ТК — тон-компенсация; в английском же, скорее всего, является производным от Equal Loudness — равная громкость). Приписывать её ко всем этим «эквалайзерам», с их «Rock», «Classic» и т.д., не стоит. Именно эта штука настроена таким образом, чтобы выравнивать изображенные на рисунке кривые. Грубо говоря, чем тише, тем сильнее тон-компенсация усиливает НЧ/ВЧ и наоборот. Поэтому при рассмотрении техники не стоит считать проблемой, что «басы на высокой громкости отключаются». Такое впечатление создается из-за плохой настройки, часто из-за несогласованности по уровням. Последнее означает, что Loudness усилителя будет давать не те результаты, если на входе усилителя слишком большой или слишком малый уровень. Поэтому тон-компенсация должна всегда работать в одном блоке с регулятором уровня, с учетом громкости на последнем этапе и с номинальным уровнем на входе.
Про тряпку… Дело в том, что у моих колонок фазоинверторы (дырки которые) находятся сзади. Поэтому очень важно было не располагать колонки близко к углу и вообще к стенам. От одной колонки шёл весь гул, от другой его просто не было. Ну, я и заткнул фазоинвертор гудящей колонки тряпкой 🙂 Гул пропал. Вообще. Только не теряйте голову — это побуждение к обдуманному действию, а не к возведению тряпки в фазоинверторе в ранг панацеи.
Желаю всем линейной АЧХ (ну или с небольшой коррекцией «под себя») с равномерным распределением громкости при любом уровне сигнала. Потому что именно тогда музыка будет звучать как задумывалось и радовать на любом уровне громкости.
1. «Equalize» можно перевести как «выравнивать». Поэтому те фильтры, что подписаны «Rock», «Classic» и т.д., трудно назвать эквалайзерами, т.к. они мало подходят для задач выравнивания АЧХ. Потому и приведены в скобках.
2. Речь конечно же о названии пресета на «эквалайзерах», а не о музыкальном жанре.
Rock, Pop, Classic, Flat.
Чаще всего в быту встречается графический эквалайзер — банк последовательно включенных фильтров. Назначение эквалайзера от числа фильтров в нём не зависит. Даже если это простой регулятор тембра из двух ручек, он по-прежнему должен использоваться для выравнивания амплитудно-частотной характеристики.
Однако в бытовой технике уже не первый десяток лет навязывают совершенно иное применение эквалайзера — делать так, чтобы один жанр звучал как другой. вроде бы. Вы это неоднократно видели: Rock, Pop, Classic, Jazz и т.п. Выбрать из списка, конечно же, проще, чем настраивать всё ручками. Тем не менее, я так и не смог понять, как этим правильно пользоваться. Слушая рок, я должен выбрать «Rock»? Но тогда и без того громыхающая музыка становится совсем дубовой, средние частоты тонут в обилии высоких с низкими. Или, может, слушая джаз, я должен выбрать «Rock» потому что по спектру это как бы противоположность и таким образом я скорректирую звучание джаза? Но ведь джаз звучит как джаз не по ошибке — так задумано, и следовательно, в исправлении не нуждается. И вообще, что мне делать с дабстепом, трип-хопом и прочим эмбиентом?
Хорошо. Допустим, эти предустановки нужны ради индивидуальных пристрастий к басам и верхам. Но почему тогда этот регулятор называется «EQ»? Что он эквализирует, что выравнивает? Ближайшее, что я откопал, это предустановки яркости, контрастности и цветовой температуры в своём мониторе. Там есть варианты для фильмов, игр, офисной работы и нейтральный. Казалось бы, та же проблема, но нет — эти режимы действительно сделаны под то, чем названы. Игровой неплох для шутеров или гонок, а офисный меньше напрягает глаза в ворде.
Именовать режимы «эквалайзера» следовало бы иначе. Например, вместо EQ: pop вполне сошло бы Tone: soft. Но увы.
Правильный звук, бриллианс и эмоциональные оттенки — разбираемся с аудиофильской терминологией
Как разговаривать с любителями High End на одном языке – словарь-шапаргалка
Правильный звук, бриллианс и эмоциональные оттенки — разбираемся с аудиофильской терминологией.
Как разговаривать с любителями High End на одном языке – словарь-шапаргалка
Порой бывает, что новичок или просто увлеченный музыкой человек теряется в компании аудиофилов или придя в салон Hi-Fi/High End техники. Слишком много специальных терминов, особый сленг, жаргон – такое вполне может отпугнуть от темы. Не стоит пугаться, тут все просто – разобраться в деталях поможет наш новый словарь начинающего аудиофила.
Воздух – характеристика пространственной картины записи, ощущение объема и панорамы
Стен нет – наивысшая характеристика воздуха – ощущение того, что границы зоны прослушивания исчезли, вы ощущаете себя на концерте
Распахнутое окно – характеристика, сравнимая с оценкой «стен нет»
Локализация – точность позиционирования инструментов в пространстве
Твердость звуковых образов – эталонная характеристика локализации, стабильность пространственной звуковой картины, ощущение, что музыканты расположены четко на своих местах, а их инструменты не фантомны, а физически воссозданы в пространстве
Пустотелая подача – недостаточная твердость звуковых образов
Тембральная картина – соответствие тембров звучания инструментов реальным, важнейшая характеристика натуральности звучания
Живой звук – саунд, который похож на реальное исполнение
Бриллианс – характеристика Ultra High End систем, лоск и шарм при исполнении, обеспечивающие особенное удовольствие от прослушивания; изысканность и филигранность в подаче материала
Микродинамика – способность системы обеспечить скоростное нарастание сигнала у самой нижней границы уровня звука, точность в передаче тихих звуков
Макродинамика – динамический диапазон, разница между самым тихим и наивысшим уровнем звукового давления; критически важная характеристика для воспроизведения БСО прежде всего
Эмоциональные оттенки – точность в передаче системой эмоций и чувств исполнителя
Правильное звучание – саунд, к которому сложно придраться
Звук из коридора – эталонное звучание системы, высочайшее качество, которое заметно даже не из точки прослушивания
Атака – первый импульс, скорость всплесков звука
Slam (в буквальном переводе – хлопок) – атака на НЧ
Sound wall (стена звука) – эффект материализации инструментов «в полный рост»
Ртутная подача – очень подвижный звук, объединяющий отличную атаку, а также превосходные макро- и микродинамику
Шелковый звук – легкая подача материала с детальными, но не навязчивыми высокими частотами
Хрустальный верх – высочайшее разрешение на ВЧ
Мутный звук – слабо детализированный саунд с плохой динамикой
Ватный звук (звук через одеяло, звук через покрывало) – то же самое, что и «мутный звук»
Удержание ритма – способность системы не сбиваться на композициях со сложным ритмом
Фактура баса – качество и детализация басовых нот
Цифра – термин, объединяющий все цифровое аудио (CD, SACD, стриминг)
Аналог – термин, объединяющий все аналоговое аудио (винил, магнитную ленту, компакт-кассету)
Обвязка – коммутация системы, кабельное хозяйство
Колкий звук – саунд, в котором превалируют высокие частоты
Провал – искажения АЧХ на определенных отрезках
Теплый ламповый звук – насыщенное и неутомляющее звучание с использованием в системе, как правило, лампового усилителя
Уровень – буквально – звуковое давление в точке прослушивания, зачастую – характеристика качества системы (звук высокого уровня)
Вылизанная система – комплекс, в котором правильно подобраны не только компоненты и акустика, но и кабельная обвязка, стойки, аксессуары; а также помещение подготовлено для звука
Вышка – Ultra High End система референсного уровня
Первопресс – первое издание альбома на виниловой пластинке (LP), имеет не только коллекционную ценность, но и отличается наивысшим в сравнении с другими прессами, качеством звучания
Пласты – виниловые пластинки
Презерватив – защитный конверт для конверта виниловой пластинки, пакет для защиты от пыли самой виниловой пластинки
Пыльник – защитный колпак для проигрывателя виниловых дисков или магнитофона
Мастер – прямая запись с мастер-ленты
Мост – мостовое включение усилителей
Питалово усилил – замена импульсных блоков питания для цифровой техники на линейные, как правило обеспечивает более высокое качество звучания
Линию провел – оборудование выделенной линии электропроводки от щитка до системы
Комп не играет – интегральная оценка использования ПК как источника в стереосистеме для стриминга звука
Шредер – звукорассеивающие панели, используемые для доводки комнаты прослушивания
Углы заводятся – описание возникновения басовых мод в углах зала, обычно указывающее на необходимость применения басовых ловушек в помещении
ИКЕА поможет – рекомендация купить шкаф для пластинок или другую полезную мебель в комнату прослушивания в сети магазинов ИКЕА
БСО – большой симфонический оркестр, наиболее сложный материал для воспроизведения любой системой
Фокус – точность позиционирования звуковых образов в точке прослушивания, неверный фокус указывает не некорректную установку колонок в помещении
Сибилянты – формально, согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами, реально – указание на недостаток в передаче вокала и ВЧ
Опоры – антивибрационные ножки, путь для апгрейда любой техники
Надеемся теперь сложностей в разговорах с аудиофилами у вас не возникнет! Мы постарались охватить все распространенные жаргонизмы на этом рынке, так что теперь беседовать с людьми, увлеченными высоким качеством звучания, вы сможете на одном языке.
Буквенное обозначение нот и тональностей
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Таблица буквенных обозначений звуков
Нота | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль | |
ДО | c | cis | cisis | ces | ceses |
РЕ | d | dis | disis | des | deses |
МИ | e | eis | eisis | es | eses |
ФА | f | fis | fisis | fes | feses |
СОЛЬ | g | gis | gisis | ges | geses |
ЛЯ | a | ais | aisis | as | ases |
СИ | h | his | hisis | b | heses |
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Обозначение октав по буквенной системе
Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.
Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.
Итак, правила следующие:
На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.
Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.
А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.
Список музыкальных обозначений
В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка.
Содержание
Цифры
См. также
Литература
Примечания
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность
Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия
Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф
Полезное
Смотреть что такое «Список музыкальных обозначений» в других словарях:
Каталог тематический музыкальных обозначений — Содержание 1 Темпы 1.1 Характеристики темпа 1.1.1 Медленные темпы … Википедия
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Темп (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Темп. Запрос «Allegro» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Темп в музыке скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго,… … Википедия
Современная музыкальная нотация — Нотная запись … Википедия
Динамика (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика. Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) … Википедия
Меццо-пиано — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
Меццо-форте — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
Пианиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
Пиано-пианиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
Форте — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия