что значит 12 звезд на флаге адыгеи
Флаг Адыгеи
Символ Адыгеи – исторический флаг черкесов первой трети XIX века – отлично вписался в современную историю республики как знак объединения и единства всех адыгов, проживающих в разных странах и называющихся рассеянной нацией.
Созданный в эпоху объединения адыгских народов в борьбе за независимость Северного Кавказа сейчас он является символом национальной гордости и самобытности горцев. Историческое прошлое, воплощенное в республиканской символике, говорит об общих корнях адыгейских народов, сохраняющих свои традиции и культуру и в наше время.
Изображение
Действующий флаг Республики Адыгея выглядит следующим образом:
История создания флага
Известна точная дата появления черкесского флага – 1830 г. А вот об его авторе спорят до сих пор. Высказывается несколько версий его появления:
После Кавказской войны и поражения адыгов в ней, флаг, будучи запрещенным, не использовался. Его изображение считалось безвозвратно утраченным в советское время.
С восьмидесятых годов XX века этот флаг стал использоваться неофициально. Когда в 1992 г. встал вопрос о разработки республиканской символики, большинство депутатов Адыгеи поддерживали идею возрождения исторического черкесского флага. Его изображение было восстановлено по книжной иллюстрации (Э. Спенсер «Путешествие в Черкесию…» 1838 г. издания).
Споры велись по поводу правомерности включения в региональный флаг части российского триколора. В результате от этой идеи отказались.
Символика флага
Символика флага достаточно проста и состоит из двух элементов золотого цвета – звезд и стрел. Объясняется она так:
Каждая из 12 золотых пятиконечных звезд символизирует собой одно из племен абадзехов, бжедугов, кабардинцев, хатукаевцев, бесленеевцев, натухайцев, чемергоевцев, шапсугов, убыхов, махошевцев, мамхеговцев, егарукаевцев. На протяжении веков они враждовали между собой, но объединились для защиты свободы и независимости своей родины в начале XIX века под общим знаменем.
Несколько трактовок приходится на изображение трех стрел. Согласно им три стрелы:
Общий смысл флаговых элементов заключается в идее объединения перед лицом общей опасности и установлении мира во имя свободы и независимости края. Об этом в 1838 г. в Глазго говорил Уркварт, объясняя, что скрещенные стрелы и каскад звезд — это символ свободы черкесов и воспевание величия небес.
Цветовая символика
Сочетание двух цветов – золотого на зеленом фоне – придает символу черкесов строгий и элегантный вид, сдержанный и вместе с тем яркий, благодаря насыщенности цветовых оттенков:
День Государственного флага Республики Адыгея
Празднование Дня адыгского флага началось за несколько лет до принятия властями официального решения об учреждении данного праздника в 2013 году. В честь 180-летия национального флага черкесов это мероприятие проводилось впервые в 2010 г. Организатором праздника выступала общественная ассоциация «Адыгэ Хасэ».
Тогда организаторами праздника были различные общественные сообщества Адыгеи. Сейчас же праздник имеет официальный статус и отмечается ежегодно 25 апреля очень широко, красочно, масштабно. Автопробег или шествие черкесов-конников, танцы в национальных костюмах, игры и спортивные состязания — всему есть место в этот день.
Этот День празднуется в более 54 странах мира, где проживают адыги. А дата праздника определена произвольно, только приходится на весну, исходя из того, что впервые это знамя было представлено черкесскому народу в теплое время года.
Интересные факты
Являясь символом сплоченности адыгов, во флаге воплощена также идея самостоятельности республики как субъекта РФ, подчеркнуты национальная самобытность народов Адыгеи, истоки ее становления и исторические события прошлого, затрагивающие народы Северного Кавказа.
Флаг Адыгеи
Национальный символ Адыгеи – флаг, на котором изображены двенадцать звезд и три стрелы желтого цвета. Девять звезд расположены полукругом, а три звезды под их куполом в ряд. Каждая из них находится на наконечниках трех стрел, которые пересекаются по центру. Композиция помещена на темно-зеленое полотнище нестандартных параметров – 2:1. Размеры флага: 180 на 90 см.
Значение
Флаг Адыгеи – многозначный символ, который включает в себя все этническое и природное разнообразие территории республики. Автор флага – Дэвид Уркварт, предложивший эмблему в качестве отличительного знака Черкесии во время Кавказской войны.
Уркварт был ярым русофобом и националистом. О создании эмблемы есть записи Э. Спенсера, датированные XIX веком. В них он указывает, что такой символ был избран для независимой Черкессии. К этому стремились британские колонизаторы. В своих дневниках ученый указывает символ, идентичный по форме настоящему, однако на нем стрелы черного цвета.
Изначально основной цвет полотна – темно-бирюзовый, однако позднее было принято решение изменить его на темно-зеленый.
Существует несколько версий, характеризующих звезды и их положение на флаге. Так, по мнению ряда исследователей, три звезды на наконечниках стрел обозначают традиционную дань уважения к трем древнейшим княжеским родам адыгов. А скрещенные стрелы – их вечное побратимство. Другая точка зрения, отражающая значение трех пересеченных стрел – указание на почитаемого адыгскими племенами бога кузнечного ремесла Тлепыша.
По иному мнению, три звезды олицетворяют три стихии, которые имели первостепенное значение для древних поселенцев этих территорий: земля, воздух и вода. Двенадцать звезд – отдельные районы Черкесии и также двенадцать племенных групп, исторически населяющих эти земли.
Зеленый цвет выбран по многим причинам. Во-первых, это плодородие почвы. Сельское хозяйство – основной вид деятельности коренного населения, а 40% территории республики заполнено лесами. Природные богатства считаются ценнейшим ресурсом для народа Адыгеи. Необъятные просторы, поражающие виды.
Здесь произрастает более 2000 растений. Здесь расположена внушительная область биосферного заповедника Кавказа, а многие представители флоры занесены в красную книгу. Кроме того, горная и степная местности обладают уникальными эндемичными видами, которые встречаются исключительно в этих местах. Некоторые из них берут свое начало еще в доледниковом периоде. Сейчас, основным экономическим ресурсом республики является лес. Почти 290 тыс. гектар ценнейших древесных пород заслоняют собой внушительный слой плодородной почвы высшей категории от эрозии и высыхания. Среди популярных деревьев этих лесов значатся не только традиционные для России ели, сосны, березы, но и вековые дубы, клены, буки, ясени. А в горах часто встречается редкий вид дубов – скальный. Эти параметры стали определяющими при выборе колористики полотна флага.
Другая причина выбора зеленого цвета флага – ислам. Зеленый – фундаментальный цвет этой религии. Кроме того, суфийский цветовой символизм помещает этот оттенок в спектральный центр. Это означает, что он не принадлежит к холодным или теплым тонам, что позволяет говорить о нем, как о «надмирном», трансцендентном или проще – божественном. Однако более распространенным мнением о предпочтении мусульманами зеленого цвета является другое.
Дело в том, что исторически важными цветами для мусульман считались белые и черные тона, оттенки красного и т.д. Все они наравне с зеленым распространены в архитектуре и искусстве ислама. А зеленый стал превалировать над другими только в современную эпоху. Вероятно, это связано с основной символикой этого цвета. Важно учитывать: ислам возник в арабской среде, чьи земли были покрыты в основном пустынями и степями. Одной из вероятных причин такой любви к зеленому цвету считают как раз недостаток зеленых культур, который таким образом компенсировался в искусстве. К тому же, в священной книге Коран сказано, что зеленый – любимый цвет пророка. Цветовое решение очень важно для исламских государств по причине запрета к изображению фигур людей и животных. Их место на полотнах занимает орнамент и, конечно, цвет.
Зеленый мог быть выбран именно из ассоциаций с жизнью и процветанием. Адыгея – территория с вековой историей, традицией и богатыми растительным и животным мирами. Важность этих параметров неоспорима. Поэтому трактовка цвета может быть основана на стремлении народа сохранить и приумножить национальные природные богатства. В сельском хозяйстве республики преобладает растениеводство. Здесь выращивают зерновые, зернобобовые и другие культуры: кукуруза, рис, овес, картофель и т.д.
Другие флаги
Примечательно, что зачастую встречается изображение флага Адыгейской республики с фоновым цветом ультрамарин.
Многие связывают это с уникальной водной структурой этих земель. Горные озера и реки – жизненно необходимые параметры успешного выживания в нестабильном климате. Поэтому вода – ценнейший ресурс, что и отражается на таком варианте национальной эмблемы. Другая трактовка ультрамарина – небо.
Кроме указанных цветовых решений на некоторых ресурсах флаг Адыгеи имеет альтернативный внешний вид с желтым фоном и красными элементами. Однако, этот флаг – выдуманный и не имеет связи с аутентичными адыгами и республикой.
Также существует производный флаг, характерный для адыгской диаспоры в Турции. Эмблема является гибридом между флагом Евросоюза и уже известным национальным символом. Все элементы и цвет сохранены, однако двенадцать звезд здесь выстроены в круг, внутри которого расположены перекрещенные стрелы.
В адыгейских музеях также можно встретить ряд исторических эмблематичных полотен, которые украшали флагштоки народов этих земель в XIX веке. Некоторые из них имеют прямоугольный вид с использованием красно-бело-голубого цветового ряда, в центре которого изображены отличительные знаки мусульманских семей. Также можно встретить остроконечные знамена, декорированные одиннадцатью горизонтальными полосами и одной крупной вертикальной полосой красного цвета. Предположительно, они также символизируют племена.
Более других, современный флаг напоминает реконструированный флаг князя Кучука Джанхотова. Сам флаг имел волнообразную трехконечную форму, а на зеленом фоне были изображены две перекрещенные стрелы желтого цвета, между которыми расположились три звезды. Они символизировали три области Кабарды.
Еще одна известная реконструкция – эмблема, принадлежащая Иналидам. Здесь полотно разделено на две области волнообразной желтой линией. Верхняя и нижняя части имеют соответственно зеленый и красный цвет, декорированные иероглифами.
Таким образом, флаг Адыгейской Республики – уникальный артефакт, имеющий сложную историю. Путем множественных преобразований он приобрел современный внешний вид, который в своей многозначности не уступает лучшим образцам искусства создания знамен. Внутри изображения, содержащего не так много элементов, сформировано уникальное культурное поле, раскрывающее перед наблюдателем все разнообразие и богатство этих древних земель, их неповторимую культурную самобытность.
Войдите в ОК
Всё про историю Адыгского флага, с древнейших времен.
Такого вы еще не слышали!;) 😛 (Читать сначала)
Для начала, перечислю современное понимание звезд и стрел!
Флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены 12 золотых звезд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Отношение ширины флага к его длине 1:2.
три стрелы также ассоциируются с богом кузнецов Тлепшом.
В законе от 24 марта 1992 года цвет полотнища был тёмно-зелёным (аквамариновым). (цвета морской волны)
12 звезд на зеленом поле символизируют 12 адыгских племен
1. Абадзехи.
2. Бесленеевцы.
3. Бжедуги.
4. Егерухаевцы.
5. Жанеевцы.
6. Кабардинцы.
7. Камергоевцы.
8. Мамхедовцы.
9. Махошевцы.
10. Натухаевцы.
11. Хатукаевцы.
12. Шапсуги.
Исторический факт, основанный на сообщении Эдмонда Спенсера, цитирую из его книги.
Писал Эдмонд Спенсер, очевидец события. Конец цитаты.
В любом случае, чуть дальше, мы вычислим автора флага.
Когда бы они ни делали вылазку, национальное знамя всегда несут во главе части, и на каждой всенародной ассамблее оно выставляется на самом видном месте. Одним словом, энтузиазм этого самого вспыльчивого народа после всеобщего принятия национального символа превышает воображение. Это обстоятельство, действительно, дало прирост моральной силы и уверенность в справедливости их дела; с уверенностью в конце концов торжествующей, что русским будет крайне трудно победить и это все делает окончательный исход спора более, чем сомнительным, даже если бы горцы были оставлены с их собственными ограниченными ресурсами.
p.s. Тот же 1830 год, тот же Спенсер, та же книга!
Пример Адыгской песни, связанной со знаменем. Из книги Спенсера.
Слушай, о слушай! Дудка и барабан, Вперед, казаки идут.
Звук военного крика, меч и копье!
Поднимай, поднимай, знамя высокое!
Вооружайся! Вооружайтесь все, Аттехей!
Охраняй равнину, охраняй долину!
Очаг и дом, прощай,прощай!
Мы будем отважны в военной борьбе,
Мы будем счастливы рискнуть жизнью
Смерть или свобода — вот наш зов!
Победи день или благородно умри!
Кто бы побежал, когда опасность зовет?
Сердца свободных людей — это стены свободы
Небеса принимают только храброго —
Ангелы охраняют могилу патриота!
Бьется ли здесь сердце предателя,
Обманываемое коварным московским искусством?
Который свою страну за золото бы продал?
Пусть умрет или бездетным живет!
Слушай! О, слушай! Орудия ревут!
Враг встречает врага, умирать, чтобы больше не расстаться
Вы, рабы, бойтесь взгляда свободных людей,
Победа наша! — Вперед! Вперед!
Однако, именно композиции импровизаторов, в которых они проявляли очень буйную фантазию и теплоту чувства, очень заинтересовали меня. Темы были всегда очень романтичны, и живая манера, в которой их импровизированные слова воспринимаются народом, доказывала, что их темперамент образный и поэтический; и показывала, что какими бы необразованными они ни были, они восприимчивы не только к героическому, но и к возвышенному чувству.
Эти странствующие барды занимают высокое положение в обществе: каждый дом по всей стране открыт, чтобы принять их.
Спенсер. 1830 год.
Общенациональный флаг адыгов (черкесов) 1830 года.
Знамя зарисовал в цвете в 1830 году английский «журналист» Э.Спенсер.
В геральдике звезды всегда олицетворяли вечность, высокие стремления, идеалы. В национальной символике они могут иметь свое значение, отличное от общепринятого. Перекрещенные стрелы обычно означают боевое единство, готовность к самозащите.
Более глубокое копание в происхождении Адыгского знамени.
ничего общего не видите?
Хеттский штандарт, символизировавший устройство мира. Символ солнца. До этого, это был Хаттский штандарт. А Хатты, это мы, Адыги, частично переселившиеся, в свое время, на территорию Турции. (подробнее о Хаттах в соответствующей теме)
Вот эта мысль не моя. Нашел на просторах интернета. Но автор этих строк феноменально информирован, учитывая что он их написал очень давно, не имея новых источников.
Цитирую: «Кто придумал Адыгский флаг? Изучайте этнику и может тогда поймете. Изначально был хеттский штандарт( Я ссылку на него чуть ниже дал ). Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлыми. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца РА: греки, хетты, египтяне»
Что значит 12 звезд на флаге адыгеи
Сегодня в регионе отметят День Государственного флага Адыгеи. Об истории главного государственного символа республики, его значении, а также уникальных реликвиях, хранящихся в фондах Национального музея РА, — в материале «СА».
Главный символ
Двенадцать звезд, обозначающих двенадцать адыгских (черкесских) субэтносов. Три стрелы, перекрещенных между собой в знак единства и прекращения войны, — три древнейших адыгских княжеских рода. И зеленое полотнище, символизирующее жизнь, вечность и черкесские леса. Флаг Адыгеи — образ малой родины, который носит в душе каждый адыг, где бы он ни был.
Знамя адыгов — исторический флаг адыгов первой трети XIX века. Он был придуман как символ независимой Черкесии в Кавказской войне (к этому стремились британские колонизаторы) резидентом Великобритании Дэвидом Урквартом в 1836 году. Сейчас полотно является национальным флагом всех черкесов — кабардинцев, адыгов, черкесов, шапсугов и адыгской (черкесской) диаспоры.
Официально праздник адыгского флага появился в 2013 году, когда депутаты Госсовета-Хасэ Адыгеи приняли изменения в закон о праздничных днях и памятных датах республики, добавив в список дат День Государственного флага Республики Адыгея. Однако этот день и до принятия решения несколько лет неофициально отмечался в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии по инициативе адыгских общественных организаций и движений как День черкесского флага. Традиционно 25 апреля активисты организовывали автопробеги, акции, выезд всадников с национальными флагами.
Государственная символика Адыгеи была утверждена вместе со статусом республики. Закон Республики Адыгея «О Государственном флаге Республики Адыгея», принятый 24 марта 1992 года, регламентировал утверждение Государственного флага Республики Адыгея.
Возвращение реликвий
В Национальном музее республики хранятся два уникальных флага с непростой, но интересной историей. Это шапсугское и натухаевское знамена ХIХ века.
Сотрудники музея много лет изучают эти реликвии, по крупицам собирают немногие сведения, относящиеся к их истории и судьбе. Однако некоторые детали прошлого до сих пор остаются неизвестными. Немудрено, ведь флаги насчитывают около двухсот лет, а первые сведения о них относятся к годам Кавказской войны. Боевые знамена шапсугов и натухайцев были захвачены русскими войсками в качестве трофея 26 мая 1840 года при отбитии штурма черкесов на Абинское укрепление.
— Проследить судьбу флагов более детально можно только начиная с 1865 года. Тогда в Тифлисе открылся военно-исторический музей, где натухаевское и шапсугское знамена хранились до конца первой четверти XX века наряду с другим адыгским историческим и этнографическим материалом, — рассказывает заведующая отделом новой истории Национального музея республики Мариет Кудай.
В 1925 году по инициативе Общества изучения Адыгейской автономной области в Краснодаре открылся Адыгейский областной музей. Первый его директор Ибрагим Асланбекович Наврузов занялся формированием фондов, он обращался в музеи Советского Союза, в органы государственной власти с просьбой о передаче экспонатов по истории адыгов.
Благодаря ходатайству Ибрагима Наврузова через Адыгоблисполком и Адыгоблоно перед Главнаукой Наркомпроса Грузии и Обществом истории и этнографии Грузии в октябре 1925 года от Центроархива Грузии натухаевское знамя ХIХ века поступило в музей. Об этом свидетельствует запись, сделанная самим Наврузовым в Общей инвентарной книге Адыгейского областного музея.
Интерес представляет и история возвращения шапсугского флага. В 1922 году после образования автономной области старейшины аулов Панахес, Псейтук, Афипсип и Хаштук обратились к секретарю облисполкома Шахан-Гирею Хакурате с просьбой разыскать знамя предков. Он сообщил о просьбе земляков политическим деятелям Серго Орджоникидзе и Анастасу Микояну. И вот в 1926 году было получено долгожданное письмо из Тбилиси о том, что знамя найдено. За реликвией в Тбилиси отправились Асланбек Бжассо и Мет Тухтух. Флаг был привезен в Краснодар. В сопровождении двухсот всадников оно было доставлено в облисполком.
Возвращение шапсугского знамени на родину отмечалось в Адыгее как большое торжество. В ауле Афипсип под руководством Хакурате устроили большое празднество, которое было запечатлено на фото и на видео. Эти документальные свидетельства сохранены в подтверждение исторического события.
В 1927 году флаги были зарисованы известным художником И.В.Коваленко. Эти эскизы вместе с фотографией сейчас хранятся в фондах музея.
— Любопытно, что в мае 1926 года Шапсугский районный исполнительный комитет ходатайствовал о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ему ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Но ходатайство не удовлетворили, — говорит Мариет Кудай.
Казалось бы, наступило время славы знамен. Они могли занять достойное место в экспозициях. Однако отсутствие у музея достаточных площадей, частые переезды, а позже и перевод в Майкоп в 1936 году, репрессия в отношении Ибрагима Наврузова, Великая Отечественная война стали объективными факторами того, что флаги практически не выставлялись.
В послевоенные годы усилилась цензура в отношении музеев. В 1951 году специальная комиссия в составе представителей партийных, государственных органов, а также сотрудников музея признала шапсугское и натухаевское знамена, а также другие исторические материалы подлежащими изъятию как «идеологически невыдержанные и устаревшие».
— Специальным актом от 14 июня 1952 года эти материалы были переданы в областной архив. Однако знамена не были переданы в архив, а были спрятаны. Их сохранила у себя дома сотрудница музея, в то время заведующая фондами Любовь Лебеденко. Это была удивительно преданная своему делу женщина. В ее трудовой книжке была только одна запись — о принятии на работу в музей, где она и проработала почти всю жизнь. Только спустя годы, в 1965 году, когда исчезла угроза изъятия, она вернула знамена в музей, — рассказывает Мариет Кудай.
Начало перестройки ознаменовало новый период в истории страны. Исчезли многие запреты и цензура. Появилась возможность открыто выставлять исторические знамена, и они неоднократно экспонировались на выставках Национального музея РА. А исследователи получили к ним доступ.
Арабская вязь и цвет родной земли
Историки не раз обращались к флагам с целью изучения малейших деталей, пытались объяснить символику цвета и формы. Натухаевское знамя из чесучовой ткани имеет традиционную форму прямоугольника в длину более 1,4 метра и в ширину почти метр. На полотне вертикально расположены красная, белая и синяя полосы.
— Надо хорошо представлять то время — начало первой половины XIX века. Профессиональные знания о геральдике вряд ли были широко распространены в обществе. Мы можем только предположить, что за основу натухаевского знамени был взят французский триколор, который попал к черкесам во время Отечественной войны 1812 года как трофей, ведь известно, что адыги участвовали в этой войне, — предполагает Мариет Кудай.
Гораздо больший интерес представляет нашивка прямоугольной формы из черного хлопчатобумажного сатина, сделанная в середине флага на белой полосе. По углам прямоугольника золотыми нитями вышиты четыре цветка с шестью лепестками. В центре — арабской вязью сделана надпись «Мухаммед». На белой полосе полотнища имеется еще надпись на арабском языке «Тамык Эль Хадж Бакий». По другой интерпретации — «Тимык Хатзх Цыку — Хадж». Предположительно, это означает имя человека, совершившего хадж. Не исключено, что с этим знаменем вышеупомянутый черкес совершал паломничество в Мекку.
Совсем другой шапсугский флаг. Его коричневое полотно с двумя «языками» (форма ласточкиного хвоста) шириной 60 см и длиной 158 см было сшито из четырех кусков разных материй.
По предположениям, флаг шили из доступных материалов, но старались подобрать ткань той расцветки, которая бы имела символическое значение. Возможно, коричневый цвет символизировал окружающий ландшафт, а именно горы. Тканевая вставка красного цвета была пришита специально и тоже должна была нести особый смысл. Символическое значение цвета у каждого народа особое, связанное с историей, традициями, ландшафтом, особенностями национального менталитета. В геральдике красный цвет чаще всего обозначает цвет родной земли, символизирует любовь, отвагу, мужество и кровь, пролитую за свое Отечество, и т.д.
Кстати, в 1990-е годы шапсугский флаг был отреставрирован специалистами в Москве.
И натухаевское, и шапсугское знамена находятся в хранилище музея, где соблюдается специальный температурно-влажностный режим. Их извлекают для экспозиций нечасто, чтобы сохранить для потомков в лучшем виде. И все же, уверены сотрудники музея, об этих исторических экспонатах люди должны знать.
В ближайшее время увидеть уникальные экспонаты можно будет на выставке «Оплаканная земля», которую сотрудники Национального музея республики планируют приурочить к 21 мая — Дню памяти и скорби по жертвам Кавказской войны.