что здесь такое дырка в сюжете
Откуда берутся «сюжетные дыры» и почему их почти невозможно избежать
Часто ли вы оставались после просмотра фильма с ощущением, что в сюжете «что-то не так»? Что-то туда не вписывается или, наоборот, чего-то не хватает, и это не дает вам покоя, смазывая эффект от картины
Строго говоря, «дырой в сюжете» (plot hole) можно назвать любую ситуацию, которая вызывает у зрителя желание затопать ногами, засвистеть и закричать «не верю!». Но все же виды сюжетных дыр полезно различать. Вот самые основные:
– Персонаж оказывается осведомлен о чем-то, чего ему знать не полагается, либо, напротив, не имеет понятия о вещах, которые в его ситуации просто обязан знать. Либо вдруг заболевает склерозом и перестает помнить какие-то важные вещи, знание которых демонстрировал незадолго до того.
– Новые события не вырастают в логической последовательности из того, что было показано зрителю раньше. Персонажи делают странные, неочевидные, неясно на чем базирующиеся выводы из ситуаций, а мотивация их поступков неубедительна.
– Происходят события, не стыкующиеся друг с другом в рамках одной вселенной.
Понятие «сюжетной дыры» (или «червоточины») перекочевало в кинематограф из литературы. Даже во всеми любимых художественных книгах может хватать неувязок, но в кино их избежать, пожалуй, вовсе невозможно. Авторы вынуждены передавать зрителю любую информацию лишь через видимые действия, причем сделать это нужно за весьма ограниченное время (около двух часов), а сюжетная линия при этом не должна быть скучной – то есть рассказ следует еще насыщать драматическими конфликтами, делая его структуру максимально плотной. В свою очередь, повышенная концентрация событий требует особенного внимания к логике и мотивациям, что налагает на сценаристов ответственность, которую они не всегда могут оправдать, попросту упуская некоторые нестыковки из виду. Потребитель же, взгляд которого не замылен, сюжетные дыры замечает сразу: в отличие от литературы (где принцип «здесь и сейчас» не является главенствующим), кино имеет четкий потоковый нарратив, и следить за течением истории становится попросту сложно, если на каком-то этапе вас начинают мучить вопросы, на которые не дается ответа. Сценаристам не следует обольщаться: если в вашем сюжете есть дыра, то глазастый коллективный зритель обнаружит ее обязательно и очень быстро.
Помимо условий, формирующих питательную среду для появления сюжетных дыр, есть и конкретные причины, приводящие к возникновению подобных червоточин. Давайте их рассмотрим.
– Автор придумал эффектную сцену, которая выглядит бессмысленно в общем контексте. Вместо того чтобы отказаться от нее и придумать что-нибудь другое, он предпочитает изнасиловать сюжет и все-таки снять эту сцену.
– Автор забывает о том, что он сочинил ранее, либо просто не знает, что в базовый сюжет уже вписана определенная логика, которую нельзя нарушать. Частое явление в долгоиграющих сериалах, разные сезоны которых сочиняются разными людьми. Точно так же в книжных сериях, сочиняемых разными анонимными людьми («литературными неграми»), но выпускающихся под одним и тем же брендовым именем, центральный персонаж может «терять память» в каждой новой книге и поступать вразрез со своими прошлыми убеждениями: никто из вновь прибывших авторов не утруждает себя прочтением прошлых книг, на это требуется слишком много времени. То же и в комиксах.
– Авторы, принимающие штурвал у предшественников, намеренно игнорируют прошлые сюжетные перипетии, которые мешают им внедрять свои собственные идеи. Как вариант, сиквелы некоторых фильмов могут продолжать первую ленту, но игнорировать все последующие, создавая альтернативное сюжетное ответвление.
– Сцена, связывающая сюжетные нити воедино или объясняющая логику действий персонажа, изначально присутствует в сценарии, но в итоге оказывается выброшена из-за нехватки времени на ее съемки, либо уже на монтаже – из-за съемочного брака, либо ради уменьшения длительности фильма.
– Адаптаторы, переносящие литературное произведение на большой экран, неверно понимают логику повествования, заложенную автором, и оставляют за бортом важные события. Либо переносят в сценарий событие, забыв дать ему объяснение, что лишает смысла весь сюжетный элемент.
– Сценарист, адаптирующий книгу к экрану, на каком-то этапе вносит в сюжет изменения, но при этом забывает скорректировать все последующие сцены таким образом, чтобы сохранить сюжетную логику.
– То же случается, когда продюсеры поручают кому-то переписать хороший сценарий, добавив туда «побольше секса и шуток», и новый сценарист без зазрения совести (либо просто по невнимательности) ломает идеально выстроенную структуру, создавая своими вставками и правками зияющие «сюжетные дыры». Зато фильм получается более коммерчески успешным – то есть с точки зрения Голливуда подобные трещины в логике вполне оправданны, если они стимулируют доходность.
Кадр из фильма «Люди в черном»
– Некоторые фильмы снимаются по недописанным сценариям, которые спешно доделываются прямо во время съемок (например, «Люди в черном» или вторая часть «Трансформеров»). В этом случае избежать «дыр» просто невозможно, и далеко не все их них можно «закрыть» с помощью разных технических ухищрений на стадии монтажа.
– Студия банально экономит на консультантах, из-за чего правдоподобие некоторых ситуаций, имеющих отношение к науке, начинает стремиться к нулю.
– На съемках работает много людей, координация действий которых не всегда идеальна, и если в сценарии есть невнятности (которые каждый склонен понимать по-своему), эта разница в видении может отразиться на экране – тогда зритель видит перепутанный реквизит, не соответствующие ситуациям костюмы и т.д. Все это усугубляется тем, что из-за неустойчивого финансирования, погодных условий и многих других факторов фильмы зачастую снимаются по частям, урывками, с довольно большими паузами в промежутках, что мешает участникам съемок держать в памяти все детали.
– На съемки некоторых запланированных сцен не находится ни времени, ни денег. Сценам срочно придумывают какую-либо простую замену (например, пересказывают их содержание в поспешно сочиненном диалоге) либо вовсе выбрасывают целую «недоснятую» сюжетную линию, что неминуемо сказывается на основном сюжете.
– На тестовом просмотре зрители могут найти ту или иную важную сцену слишком «скучной» или «грустной» – тогда ее выбросят, оставив некоторые вещи без объяснения. В этом случае ответы на вопросы получат только покупатели «полной режиссерской версии» или диска с дополнительными материалами.
– Какую-то достаточно важную сцену режиссер может выбросить вполне сознательно, если сочтет ее нарушающей ритм повествования – лучше потерять в малом, чем скособочить весь фильм.
– Студия может вдруг потребовать больше сцен с участием какого-то знаменитого актера – сцен, наличие которых не оправданно ничем, кроме желания увеличить доходность ленты. Зачастую они плохо сочетаются с основным сюжетом, зато звезда (часто сама выступающая инициатором расширения своей роли) довольна. А еще некоторые актеры любят импровизировать, что также не помогает сохранению стройного сюжета.
– В некоторых случаях «сюжетная дыра» допускается намеренно – например, в абсурдистских комедиях, где чьи-то алогичные слова и поступки служат основой для шуток.
Кадр из фильма «Один дома»
Понимают ли сценаристы, что любые сюжеты, подразумевающие возможное в принципе, хотя и маловероятное событие (или стечение обстоятельств), способны вызвать шквал критики? Конечно, понимают. Но без подобных допущений было бы просто невозможно рассказать некоторые истории, которые зритель так любит (например, если бы Волк не стал терять времени и съел Красную Шапочку еще в первую их встречу, неминуемо схлопнулся бы весь дальнейший сюжет классической сказки). Весь вопрос в том, в достаточной ли степени авторы фильма увлекли зрителя, чтобы он перестал придираться к подобным моментам. При этом авторы часто даже имеют готовую теорию, способную исчерпывающе объяснить спорную ситуацию или поведение героев. Почему же такое объяснение далеко не всегда вставлено в фильм либо дается лишь в общих словах? Часто это делается, чтобы не перегружать зрителя обилием деталей и не превратить развлекательное кино в скучную научную лекцию (сравните, например, строго дотошный к деталям «Детонатор» с откровенно развлекательной «Петлей времени», и вы поймете, почему «Петлю» обсуждали все любители кино, а «Детонатор» – только законченные нерды).
Кадр из фильма «Код Да Винчи»
Много претензий у зрителей вызывает поведение персонажей – кто-то проявляет неожиданную смекалку, а кто-то, наоборот, поступает как идиот. По большому счету все это можно списать на необычность обстоятельств – любой человек, выбитый из колеи, может перестать действовать в соответствии со своей обычной логикой (жизненный факт, как ни крути, ведь у всех есть свои сильные и слабые места). Кроме того, в кино, как и в жизни, могут сосуществовать как очень умные, так и очень глупые люди, о чем среднестатистический зритель часто забывает, облекая свои претензии в заявления вроде «я бы поступил не так». Например, будь профессор Лэнгдон из «Кода да Винчи» посмышлёней, он не стал бы убегать от французской полиции (у которой не было против него каких-либо серьезных улик), налагая на себя дополнительные подозрения, – но тогда аудитория лишилась бы напряженной сцены погони. Очевидно, что автор прибегнул к такому повороту сознательно – и почему бы, собственно, нет? Даже пришельцам порой позволено проявлять потрясающую наивность – они борются с землянами с помощью старых компьютерных игр («Пиксели»), а их коды защиты может сломать любой талантливый хакер с макбуком («День независимости»). Но эй, если бы не это, Голливуд лишился бы половины своих хеппи-эндов. Да и тот факт, что инопланетяне обладают прогрессивными технологиями, еще не говорит, что они не способны делать ошибки. И разве кто-то способен доказать обратное?
Каждому из нас случалось иметь озарения или, напротив, совершать в пылу эмоций совершенно бредовые поступки – почему же мы отказываем в этом праве героям кинолент? Если допустить, что они более-менее такие же люди, как мы с вами, то многие ситуации, рассматриваемые как «сюжетные дыры», рассосутся сами собой. А кроме того, есть такая простая вещь, как везение. Когда герой боевика выходит из ураганной перестрелки без единой царапины, всегда можно предположить, что ему просто повезло.
Еще одним случаем, когда дыра – не дыра, является резкое перепрыгивание из одной сюжетной точки в другую. Если вам не показали титр «5 лет спустя», это не значит, что режиссер соорудил «дыру». Возможно, он сознательно хочет заставить вас кое-что додумать самим. В конце концов кино – вещь не резиновая, за два часа всего не расскажешь, да и далеко не о каждом событии стоит рассказывать напрямую.
Другое дело, когда за кадром оставляется нечто, что определенно требует ответов на вопросы. Придумать рациональное объяснение некоторым событиям бывает совсем уж сложно – например, фанаты «Кинг Конга» Питера Джексона до сих пор ломают головы над тем, каким образом гигантская обезьяна была доставлена с острова Черепа в Нью-Йорк, если она была крупней, чем корабль, на котором приплыли американцы. После премьеры фильма режиссер даже выложил в Интернет шуточный анимационный ролик, в котором Конг переплывал океан самостоятельно. Но есть и другие, более «легальные» способы исправить сюжетные дыры – например, объясняя их в сиквелах фильма или следующих сериях телешоу (хороший пример такой коррекции – хоррор-франшиза «Пила», в которой получить внятные ответы на оставшиеся без ответов вопросы можно, только посмотрев все семь фильмов серии). Правда, иной раз попытки «продолжателей» надстроить вселенную приводят к возникновению дыр там, где они не предполагались (например, из сиквелов «Терминатора» мы узнали столько новых подробностей о способностях машин-убийц, что сюжет первой ленты стал выглядеть достаточно нелепо и вызывать гораздо больше вопросов, чем изначально).
Кадр из фильма «Форсаж 7»
Закончим анекдотом. Как все помнят, сюжет знаменитой драмы «Гражданин Кейн» строится на том, что репортеры пытаются разгадать смысл последних слов, сказанных умирающим миллионером перед смертью. Загвоздка в том, что умер он по сюжету в одиночестве, так что записать его слова было просто некому. По Голливуду ходит забавная история о том, как коллеги указали режиссеру на этот факт, и Уэллс после долгой паузы ответил: «Не говорите никому об этом». Шило, конечно, все равно выскочило из мешка, но, положа руку на сердце, сделало ли это фильм хуже? Ответ да данный вопрос зависит только от вас, дорогие зрители.
Сюжетообразующая дыра
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Necessary Weasel. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Вкратце Нелогичная и явно искусственная завязка сюжета |
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
« | — Почему индейцы не перестреляли лошадей, чтобы остановить дилижанс? — На этом фильм бы закончился. | » |
— Джон Форд отвечает на вопрос по поводу фильма «Дилижанс» [1] |
В строительном деле структурным элементом называют часть конструкции, на которой держится что-то жизненно-важное. Например, снести в квартире гипсокартонную перегородку можно невозбранно — эта стенка держит лишь репродукцию «Утра в сосновом лесу» и дырку в обоях, которую вышеуказанное загораживает. А вот выпилить кусок капитальной стены просто так нельзя. Рано или поздно в вашу квартиру провалится живущая над вами соседка вместе с её джакузи. Чтобы поменять капитальную стену, нужны инженеры, расчёты, проверки, чертежи и прочая морока, зато взамен в жизни появляется размеренность, надёжность и определённость.
Если всегда и всё делать по чертежу, то не будет… литературы.
Простые сюжетные дыры чаще вводятся автором неосознанно: не додумал логику, не заметил, запамятовал, не знает сеттинга. Структурные дыры — исключительно намеренные. Другое дело, что МТА нередко вводят их по мере надобности, а переписывать лень. Тогда структурная дыра превращается в рояль. В примере выше — рояль (а не джакузи) падает в квартиру в тот самый момент, когда злодей копается в секретных бумагах протагониста, причём убивает злеца на месте.
Борьба с сюжетными дырами
Пробел в повествовании, заметно портящий всю историю, называют сюжетной дырой. Обнаруживается этот недочет очень просто — через вопрос «как»? Герой о чём-то узнал, но непонятно откуда пришла информация. События внезапно потеряли связь при переходе между главами. Что-то произошло безо всяких пояснений и предпосылок. Всё это дыры в повествовании!
Как избавиться от дыры?
Конечно, чрезмерное количество пояснений в тексте тоже плохо. Читатель не идиот, ему не нужно разжёвывать очевидные вещи. Но! Если недосказанность рвёт цельное полотно повествования, это нужно срочно исправлять.
Лучший способ избавиться от сюжетной дыры — составить план произведения ещё до его написания.
Если же развернутый план автору не по силам (нет времени, желания, необходимых навыков), помогут «костыли» — неординарный подход к решению проблемы с дырами.
«Костыли» понадобятся в двух случаях:
«Костыль» №1 — найти причину!
Столкнувшись с дырой в повествовании, нужно первым делом выяснить, почему это случилось? Почти всегда причина — неразрешимая проблема.
Зачастую персонажи начинают жить собственной жизнью. Уводя сюжет от первоначальной авторской задумки. Это прекрасно, потому что тогда сюжет выглядит живым и реалистичным. Но дыры плодятся в геометрической прогрессии!
Если не знаешь, что будет дальше, персонажи оказываются в ситуациях, из которых невозможно выбраться без опущения некоторых деталей.
Самый простой прием в таком случае — ловко отвлечь. Некоторые не заметят, что никаких объяснений автор не дал. Но есть и такие читатели (и их большинство), которые после подобного авторского финта просто выпадут из сюжета.
Никакими уловками не скрыть большие пробелы в информации! События без объяснений всегда выглядят нереально. И хитростями это не замаскируешь. Единственный выход — определить, почему то или иное событие нереально. А для этого автору понадобится «костыль» №2.
«Костыль» №2 — выявить факты!
Здесь всё просто. Автор садится и выписывает на листочек все факты о сложившейся ситуации. Допустим, персонажи в ловушке. Тогда важно понять, что им мешает выбраться? Почему ловушка такая прочная? Какие у них есть навыки и умения, чтобы преодолеть препятствие? Может быть, стоит обратиться за помощью? Если да, то к кому именно и почему?
Как только все элементы сюжета в этом месте повествования прояснятся, изменяется то, что можно легко исправить (скорректировать без искажения логики повествования).
С тем, что изменить сложно или невозможно придётся работать дальше.
«Костыль» №3 — добавить факты
Самое главное не забывать — автор творец мира. Ему в нём подвластно пространство и время. Он может свободно перемещаться из одной точки повествования в другую, и конечно же одаривать персонажей всеми ресурсами, необходимыми для решения предстоящих проблем.
Залатать сюжетную дыру можно, вернувшись в прошлое до момента возникновения безвыходной ситуации. Добавить новые факты и снова шагнуть вперёд. Любое сюжетное ухищрение, введенное в повествование вовремя, читатели воспримут лучше, чем прореху в сюжете безо всяких объяснений.
Как избавиться от недостатка фактов?
Думать над сюжетом заранее. Видеть всю картину целиком, а не только одну конкретную сцену. Тогда автор в состоянии разбросать по всему тексту подсказки, мелкие детали, факты — зерна будущих решений для каждой проблемы.
Если у героя какая-то странность в поведении, это тоже легко объяснить через небольшую историю из жизни (возможно флешбек из детства). Главное понимать, что по-настоящему безвыходных и нереальных ситуаций в сюжете очень мало, даже если кажется, что вообще невозможно найти какое-либо внятное объяснение!
Но даже для таких особых случаев есть два варианта решения: удалить приличный кусок текста полностью или дать невнятно-уклончивое пояснение.
Если дыра в повествовании никак не латается, можно использовать радикальный метод — убрать проблемную ситуацию из сюжета.
В чем смысл такого действия? Вдумчивый читатель, столкнувшийся с сюжетной прорехой, сразу же фокусируется на самом авторе, его ошибках, теряя доверие к вымышленному миру. Поэтому радикальные меры направлены прежде всего на сохранение читательской аудитории. Ведь её можно потерять, даже грамотно прикрыв дыру. Стоит ли так рисковать, решать только вам.
Вырезанные куски текста переписываются заново с учетом всех фактов, позволяющих истории выглядеть реалистично. По крайней мере варианты решения проблемы должны быть втиснуты хотя бы в предысторию.
Если кромсать текст жалко, подойдет ещё один способ — этакая полумера или «костыль» №5.
«Костыль» №5 — уклончивое объяснение
Если автор решает смириться с сюжетной прорехой, все силы придется бросить на «отвлекающие маневры». Чтобы увести читателя от опасного вопроса «как?», делается две вещи:
Простой пример. Героиня, обладающая соответствующими навыками и средствами для победы, по авторской задумке должна проиграть. Проще всего пояснить, опустив детали, что «ситуация оказалась сильнее». Еще пример. Герой, не обладающий начальным потенциалом, должен победить. Его везения обуславливают интуицией или банальным везением.
Такой подход к латанию дыры лучше, чем просто молчание. Не давать никаких пояснений очень плохо! Даже самые доброжелательные читатели не вытерпят подобного отношения.
В заключение
Эти пять нехитрых способов помогут избавиться от большинства дыр или удачно их замаскировать. Конечно, самый лучший способ латания — усовершенствовать сюжет, составив подробный план произведения.
Блог проекта «Курсы писательского мастерства»
Никакой воды, только полезные и действенные материалы для писателей
Как избавиться от сюжетных дыр?
Статья переведена в рамках подготовки к курсу “Марафон: роман за 90 дней”.
Сюжетная дыра — пробел в повествовании, который портит историю. Обычно сюжетные дыры – это отсутствие ответа на вопрос «Как?»: персонаж внезапно, непонятным образом, о чем-то узнает, или без каких-либо объяснений перескакивает между главами произведения.
Разумеется, в любой истории важно избегать чрезмерного количества объяснений, но лишь до тех пор, пока их отсутствие не создаст сюжетную дыру, которая сведет на нет доверие читателей к произведению.
Прежде, чем начать писать, составьте план. Чем подробнее план произведения, тем меньше шансов ошибиться. Конечно, не всегда есть возможность для сложного, развернутого плана, а потому в этой статье я поделюсь с вами пятью советами о том, как избавиться от сюжетных дыр. Если вы затрудняетесь определить, почему ваш персонаж мог бы совершить тот или иной поступок, или вы поставили перед ним невыполнимую задачу, мои советы помогут вам найти неординарный подход к решению проблем.
1. Выявить причину
Наткнувшись на сюжетную дыру, сначала вам нужно выяснить, что ее породило. Сюжетные дыры почти всегда возникают в ответ на неразрешимые проблемы.
Некоторые истории живут собственной жизнью; автор может начать развивать сюжет в одном направлении, а потом обнаружить, что события и персонажи, которых он создал, стремятся утянуть его в совершенно неожиданную сторону. На самом деле, это потрясающе, когда персонажи настолько живые, что начинают сами «писать» свою историю. Читателю передается жизненность и реализм сюжета, но, к сожалению, это также повышает риск возникновения сюжетных дыр. Когда не знаешь, что будет дальше, невозможно ничего спланировать заранее; и тогда авторы частенько обнаруживают, что их персонажи оказались в ситуации, из которой им никак не выбраться, не опустив несколько важных деталей.
Допустим, должно произойти какое-то событие – ситуация А должна перейти в ситуацию Б – и, если у писателя нет возможности дать удовлетворительного объяснения этому переходу, он отвлекает читателя на время, пока ситуация меняется. Это можно сделать очень искусно, и некоторые читатели даже не поймут, что пропустили, но остальные после такого окончательно выпадут из сюжета.
Не важно, насколько умело вы отвлекаете читателя, отсутствие информации вам все равно не скрыть. Если в вашем сюжете происходят нереальные события, никакими уловками их не оправдать. Над чем, действительно, стоит подумать так это – почему то или иное событие нереально. И для этого вам нужно…
2. Выявить факты
Итак, какие могут быть факты в вашей ситуации? Допустим, ваши герои оказались в ловушке; им нужно выбраться, но они почему-то не могут. Почему? Распишите мельчайшие детали ситуации. У героев есть знания, умения, средства, инструменты или, быть может, для побега они могут обратиться к кому-то за помощью? Что делает ловушку такой безвыходной и непроницаемой?
Как только вы подготовите список всех элементов, способных породить сюжетную дыру, измените те, которые возможно исправить. А вот с элементами, которые изменить слишком сложно, нам и предстоит работать дальше.
Теперь изучим возможные решения…
3. Не игнорируйте факты, а добавляйте
Здесь главное помнить, что вы, как автор, можете перемещаться во времени. В любой момент, предшествующий безвыходной ситуации, вы можете вооружить ваших персонажей ресурсами необходимыми, чтобы двигаться дальше. Итак, суть данного решения в том, чтобы вернуться в прошлое, до начала безвыходной ситуации, и добавить в предысторию новые факты.
В греческой мифологии Тезей попадает в лабиринт. По сюжету герой должен сразить монстра, а затем найти выход из лабиринта. Безвыходность ситуации в том, что лабиринт абсолютно непроходим. Факты неизбежны: никто никогда не выбирался из этого лабиринта, но Тезей, не имея никаких специальных навыков, должен найти выход.
Здесь сюжетная дыра могла бы возникнуть, если бы в качестве решения задачи нам предложили представить условно, что Тезей просто очень догадливый везунчик.
Если после сцены победы над Минотавром из рассказа вырезать сцену про то, как именно Тезей выбирается из лабиринта, получится сюжетная дыра. На некоторых читателей это может подействовать удручающе и даже свести на нет их восторги по поводу победы над монстром. Однако, мы знаем, что, на самом деле, еще до входа в лабиринт, Тезей получил клубок ниток, которыми он и отмечал для себя обратный путь. Путеводную нить можно посчитать сюжетным ухищрением, но поскольку она появилась в повествовании заранее, решение проблемы с ее помощью читатели примут охотнее.
Не игнорируйте факты в своем сюжете, потому что читатели скорее всего обратят внимание на детали. Сюжетные дыры возникают, когда авторы не видят дальше одной сцены. Думайте о сюжете, как о едином целом, и вы увидите множество мест, в которые можно заронить зерна будущих решений.
К примеру, если по замыслу ваш персонаж никогда не лжет, вы можете вставить в сюжет небольшую историю из его жизни, которая объясняла бы эту необходимую, но неправдоподобную странность.
Возможно, вам придется проделать много работы, вставить в повествование довольно крупные куски нового текста, чтобы в предыстории обязательно были удовлетворительные предпосылки для разрешения безвыходной ситуации. Главное, знайте, что ситуаций абсолютно нереальных и безвыходных очень мало, даже если поначалу вам покажется, что им невозможно найти объяснение.
Но, если вы все же столкнулись с одной из таких редкостей, для вас, на выбор, есть два варианта. И первый из них…
Если ситуация порождает сюжетную дыру, которую невозможно исправить, самое время принять решение о том, чтобы удалить эту ситуацию из сюжета. Дело в том, что как только читатели замечают сюжетную дыру, они начинают видеть и писателя, стоящего за сюжетом. После этого они вряд ли смогут и дальше доверять вымышленному миру.
Как бы мучительно больно и тяжело вам ни было, придется полностью вырезать из сюжета эту часть. Сделайте это ради читателей, которых вы иначе можете потерять, даже если очень грамотно прикроете сюжетную дыру. Перепишите всё, что вырезали, но на этот раз простройте все так, чтобы неразрешимых ситуаций больше не возникало, или, по крайней мере, так, чтобы варианты решения можно было втиснуть в предысторию. Этот вариант называется ядерным, потому что кусок, который придется удалить, будет немаленьким.
Если для вас это слишком круто, тогда вам придется смириться со вторым вариантом…
5. Полуядерный вариант
Если вы решили смириться с сюжетной дырой, тогда готовьтесь направить все ваши усилия на то, чтобы отвлечь читателей от сюжетной оплошности. Здесь лучший способ – это сочетание неопределенно-уклончивого объяснения с незамедлительно следующим захватывающим событием, которое утянет внимание читателей подальше от опасного вопроса «как».
Допустим, что для нужного вам направления развития сюжета, герой должен, вопреки логике, потерпеть поражение. То есть герой, ради осуществления вашего замысла, пренебрегает средствами или способностями, которые у него есть. Такую утрату трудно объяснить.
В этом случае, опуская детали, можно заявить, что герой «сделал все, что мог, но обстоятельства оказались сильнее».
Ну, а невероятные везение, прозорливость и нехарактерное поведение главного героя в большинстве критических обстоятельств можно попытаться объяснить эфемерной интуицией.
Главное, чтобы сюжетная дыра не была просто проигнорирована. И, если сила вашей истории в чем-то еще, то доброжелательное расположение читателей может мотивировать их принять ваше полу-объяснение, но обойтись без объяснений вовсе – будет уже чересчур.
С помощью этих решений вы сможете избавиться от большинства сюжетных дыр и замаскировать самые сложные. Разумеется, всегда лучше прибегать к помощи критиков: авторы настолько срастаются со своими историями, что некоторые недостатки, которые не имеют никакого значения для читателей, для них кажутся критичными.
Помните, что сюжетные дыры могут исчезнуть сами собой, как только вы усовершенствуете сюжет. Следующий наш перевод – «Зачем нужен черновик?» будет содержать советы о пользе редактирования.
Что из себя представляла самая заметная сюжетная дыра, с которой вам приходилось сталкиваться?
Как вы думаете, могут ли одни сюжетные дыры быть безобиднее или, наоборот, опаснее других?
Мы будем рады, если вы напишите нам свое мнение и поделитесь своим опытом. Пишите нам на info@litcourses.ru. В одной из следующих статей мы разберём самые сложные и невероятные сюжетные дыры.
Оригинал статьи: https://www.standoutbooks.com/5-vital-tips-escaping-plot-holes/
Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»
В сентябре стартует самый масштабный курс проекта «Марафон: роман за 90 дней».
Ещё можно записаться! Подробнее >
Продолжительность: 25 сентября – 24 декабря.
За 90 дней написать полноценный роман: с сильной идеей, интересными персонажами, ярким миром, захватывающими конфликтами, увлекательным сюжетом и запоминающимся финалом.
Об авторе Сергей Пономарев
Основатель проекта «Курсы писательского мастерства»