что зачем почему для мальчиков
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Детское почему, зачем и как? Часть 1.
Детское почему, зачем и как? Часть 1.
Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестёр и братьев, и даже воспитателей, учителей, случайных знакомых… Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания. Кто же они такие — маленькие почемучки-«приставучки»? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских «Почему?», «Как?» и «Зачем?» И как правильно отвечать на детские вопросы? Давайте вместе искать ответы!
Да, все эти «что» и «почему» — не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации — близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!
Не стоит удивляться, если малыш порой задаёт один и тот же вопрос по нескольку раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остаётся прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксёр, а завтра — как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства, не больше, не меньше. Ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое новое знание расширяет границы мира, а в нём ещё так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности — это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения.
Вопросы про животных
В строении тела слона предусмотрен удивительный орган – хобот, без которого он просто не смог бы существовать. Этот орган выполняет почти те же функции, что и руки у человека. Хобот – это продолжение носа и верхней губы. Он служит слону и рукой, и носом, и губой!
С помощью хобота слон кладет пищу в рот и пьет, набрав воду в хобот, он сгибает его и отправляет воду в рот. Также с помощью хобота слон может освежиться в жару, набрав им воду и выпустив себе на спину, как из душа.
Спячка не похожа на настоящий сон. Во время спячки температура тела животного снижается, дыхание замедляется, а сердце еле бьется. С наступлением весны, погода изменяется, температура воздуха становится выше, из-за этого медведи просыпаются, выползают из берлоги и начинают снова нормально питаться.
И в охоте усы кошке просто незаменимы. Когда кошка охотится, ее усы находятся в вытянутом положении, с их помощью она фиксирует любой шорох. Поймав добычу и держа ее в зубах, с помощью усов кошка контролирует поведение жертвы, ведь видеть она ее в таком положении не может. Так же по усам можно определить и настроение кошки: если усы направлены вперед, это означает дружелюбие и любопытство, а если усы прижаты к мордочке, то кошка настроена агрессивно.
Но в настоящее время существует три вида рыб, у которых есть легкие, которые могут дышать воздухом. В Австралии есть двоякодышащая рыба. Называется она австралийский рогозуб, эта рыба способна жить в стоячей воде, где маленькое содержание кислорода, потому что она может подниматься на поверхность и дышать воздухом. В Южной Америке обитает рыба лепидосирен. У нее совсем нет жабр, она дышит только легкими. А в Африке живет рыба под названьем протоптерус, которая может на некоторое время выбираться на сушу.
Паук плетет свою паутину, используя шёлк. В животе у паука есть специальные железы. На конце желудка расположены вращающиеся органы, внутри них есть множество отверстий, через которые пропускается шёлк. Наружу он выходит жидким, но при контакте с воздухом мгновенно затвердевает.
Шёлк бывает разным и применяется для разных целей, липкий – для паутины, в которую должны попадать насекомые; прочный и не липкий шёлк – для ступенек паутины и есть специальный шёлк – для кокона.
И паутины, которые плетут пауки, бывают разной формы. Чаще всего это – круглая форма, но так же бывают квадратные, плоские, в форме воронки, купола, колокола. А еще бывают паутины с крышками, чтобы попавшееся насекомое не смогло выбраться.
Тли живут на фруктовых деревьях, цветах и овощах, им нравятся их листья, стебли, корни. У тли очень сильный рот и хоботок, который торчит из крохотной головки. Она в буквальном смысле пьет из растения все соки, хоботком протыкая поверхность листка. После поражения тлёй растение быстро увядает и, вскоре, умирает.
У тли есть одна особенность, тело этих насекомых выделяет сладкую жидкость, которая называется «медвяная роса», ее очень любят пить муравьи.
Им на столько нравится эта жидкость, что они захватывают тлей и заботятся о них, словно фермер о коровах. Притащив на себе тлей в свой домик, муравьи начинают ухаживать за ними: снабжают их достаточным количеством листьев и цветов и всячески их оберегают. Когда муравей хочет подоить свою «коровку», он поглаживает брюшко тли своими усиками, на краю брюшка выделяются крошечные капли медвяной росы, которые муравей с удовольствием выпивает.
Если посмотреть на кошку в темноте, то можно увидеть, что глаза её светятся, но на самом деле они не светятся, а лишь отражают свет, который в них попадает. Если посадить кошку в комнату без окон, то в полной темноте её глаза светиться не будут, потому что нечего будет отражать.
Почему мальчикам полезно играть в куклы
В России у мужчин продолжительность жизни на 9,9 года меньше, чем у женщин. Если женщины в среднем доживают до 78,5 года, мужчины — до 68,6. Пик смертности приходится на мужчин в трудоспособном возрасте, и при этом до 70% смертей среди мужчин до 55 лет связаны с алкоголем.
Казалось бы, при чем тут куклы.
Куклы для девочек, машины для мальчиков — стереотипы для родителей
Есть такой стереотип: девочки должны играть в куклы и посудку, а мальчики — в машинки и солдатиков.
Мальчик поиграет в куклы, а потом станет говорить о себе в женском роде, комментарий с родительского форума
Сейчас играет, а когда вырастет, будет жить с мужчиной, комментарий с родительского форума
Мама спрашивает, что делать, если сын просит купить куклу, комментатор считает, что куклы не для мальчиков, из ответов Мэйл-ру
Комментатор переживает, что из-за кукол мужчины становятся немужественными, из ответов Мэйл-ру
Бабушка переживает, что ребенок будет похож на девочку, когда он всего лишь повторяет за отцом. Комментарий к статье о том, как мама купила сыну футболку с блестками и Литл-пони
Стереотипы о том, что мальчики не должны играть с куклами, появляются из-за двух страхов родителей: мальчик станет гомосексуалом или просто женственным.
Игры в куклы не влияют на ориентацию
Если мальчик играет в куклы, это не значит, что он станет гомосексуалом или вырастет женственным, — с тем, что в женственности нет ничего плохого, еще разберемся.
Гомосексуальность. О том, почему родители переживают за ориентацию детей, хорошо рассказала Екатерина Шульман.
Если коротко: проблема в том, что в гомофобном обществе у тех, кто ведет себя как гомосексуал, выше риск пострадать от насилия. Родители видят, что мир вокруг опасен для гомосексуалов, и начинают переживать: а вдруг сын станет геем и его будут ненавидеть, преследовать, бить. Из-за страха за будущее ребенка родители запрещают ему любые проявления другого гендера, например, плакать, играть в куклы, отращивать волосы. Так они надеются защитить его от насилия, но на деле сами превращаются в гомофобов и замыкают круг.
Но игры и воспитание не влияют на ориентацию. В 1973 году Американская психиатрическая ассоциация перестала считать гомосексуальность болезнью, теперь гомосексуальность классифицируется как ориентация. Пока нет точного ответа, как формируется ориентация и от каких факторов зависит. Но современная литература и ученые заявляют, что сексуальная ориентация — это не личный выбор человека. Люди не могут выбирать, быть им гетеро- или гомосексуальными.
О сексуальной ориентации – в официальном журнале американской академии педиатрии
Американская академия педиатрии пишет: есть много теорий о том, что влияет на сексуальную ориентацию, но, скорее всего, ориентация зависит не от одного фактора, а от комбинации генетических, гормональных и биологических. В некоторых исследованиях находят подтверждение тому, что воздействие андрогенов — стероидных мужских половых — гормонов во время беременности может повлиять на ориентацию ребенка. Но при этом количество андрогенов в крови уже родившегося человека не зависит от сексуальной ориентации.
Те знания, что уже есть у исследователей, позволяют предположить, что ориентация формируется в раннем детстве, до трех лет, но нет научных доказательств того, что воспитание, жесткое обращение или неблагоприятные жизненные события влияют на формирование сексуальной ориентации. А значит, игры в куклы тоже не влияют.
Комментарий с родительского форума
Женственность. Под женственностью обычно понимают нежность, умение слушать и договариваться, мягкость, заботу о родных, умение следить за домом и воспитывать детей. Еще одно женское качество — эмпатия, способность поставить себя на место другого человека и распознать его чувства.
Женщины чаще проявляют эмпатию, чем мужчины. Но не потому, что эмпатия — это женское врожденное качество, а из-за социализации. Игрушки, которыми играют девочки, например, те же куклы, способствуют развитию эмпатии: в игре ребенок учится придумывать чувства за куклу и предполагать, что она испытывает в разных ситуациях. А мужские игрушки, например, машинки, солдатики, развивают не эмпатию, а противоположные качества: независимость, стремление к соревнованиям и властность.
В книге «Гендерная психология» автор приводит пример исследования:
У одиноких мужчин, которым по каким-то причинам пришлось самим воспитывать детей, исследователи обнаружили типичные женские черты, например, заботливость, сочувствие. При этом до того, как мужчинам пришлось ухаживать за детьми, таких качеств у них не было.
Автор делает вывод, что мужчины стали ухаживать за детьми не потому, что у них появились женские качества, а наоборот: начали ухаживать — появились женские качества. Это значит, что эмпатия, заботливость, нежность зависят не от пола, а от социальной роли.
Куклы помогают выражать чувства и познавать себя
Исследователь Гарри Лэндрет считает, что куклы решают семь задач:
Задача | Пример |
Помочь родителям установить позитивные отношения с ребенком | Если во время игры родитель замечает чувства ребенка, активно участвует и тоже играет, это помогает сблизиться и весело провести вместе время |
Научиться выражать чувства | Ребенок играет с куклой и выражает чувства за нее — Анабель радуется, грустит, злится, скучает, любит, — так через куклу ребенок учится узнавать, называть и выражать чувства |
Проработать опыт реальной жизни | Ребенок одевает куклу, купает, кормит, учит, водит к врачу — это помогает изучать жизненные ситуации и роли |
Проверить ограничения | Узнает, что если ударить куклу, ей будет больно, сломать ногу — не будет ходить, порвать платье — будет некрасиво |
Развить позитивный образ своего «Я» | Кукла выступает образом человека и ребенка тоже. Он изучает части тела, черты лица, настроение и формирует свой образ по подобию: вот у куклы носик, вот носик у меня |
Познать себя | Ребенок играет от лица куклы, но проецирует на нее свои чувства и страхи. В игре родитель может узнать, почему кукла боится врача, и через игру помочь ребенку справиться с этим страхом |
Развить самоконтроль | В какой-то момент игра должна закончиться: кукла умывается и идет спать, ребенок тоже. Так через игру вырабатываются навыки самоконтроля |
Куклы развивают в детях родительские чувства, закрепляют интерес к другим людям, вызывают чувства нежности, доброжелательности, если это кукла-пупс. В случае с куклами-монстрами игрушка позволяет выплеснуть агрессию и злобу. Еще куклы помогают изучать человеческое тело.
О пользе кукол — диссертация «Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой»
Но кукла работает не сама по себе, а только в процессе игры. Играть можно в четырех направлениях:
Так куклы и мальчикам, и девочкам помогают осваивать мир: ребенок проигрывает с куклой бытовые ситуации, проецирует на нее внутренние переживания и страхи, проговаривает действия и мысли куклы. В игре с куклами родители могут подготовить ребенка к стрессовой ситуации, например, разыграть поход к зубному, чтобы ребенок представлял, что его ждет, и не боялся.
Как играть с ребенком в куклы
Чтобы игра принесла пользу, мало купить куклу и вручить ребенку. Ее нужно оживить, например, показать, как кукла говорит, ест, умывается, знакомится с другими игрушками, выбирает наряды или укладывает спать другую куклу.
Мы собрали несколько игр с куклами для детей разного возраста.
Возраст | Игра | Что развивает |
1 – 2 года | Топ-топ Взрослый берет куклу в руки, ходит ей перед ребенком и читает стишок: ходит ляля ножками, ножками, сапожками, топ-топ, топ-топ | Подражание взрослым: ребенок берет куклу и повторяет за взрослым ее топ-топы |
У где у куклы носик? Нужно взять куклу и показать ребенку, где у нее носик, глазки, ручки, а потом спросить: где у куклы носик? а у тебя? | Помогает изучать тело, ребенок узнает, где носик у куклы и у него. Ребенок учится показывать, где какая часть тела | |
2 – 3 года | Кукла хочет есть Возьмите куклу и скажите ребенку, что она проголодалась. Спросите, как ребенок думает, что бы кукла хотела съесть? Приготовьте это блюдо на игрушечной плите и покормите куклу. После обеда поблагодарите ребенка от имени куклы. И попросите теперь его приготовить что-нибудь и накормить куклу. Также можно играть в сон, умывание, прогулку, мытье | Помогает осваивать бытовые ситуации, правила этикета и общения |
3 – 4 года | Дочки-матери Предложите ребенку поиграть с двумя куклами, одна — мама или папа, а вторая — дочка или сын. Например, папа с сыном идут в магазин, что они купят? Что не станут брать? Или мама с дочкой играют дома — в какую игру? Также можно играть во врача и пациента, покупателя и продавца, учителя и учеников. | Игра дает возможность освоить социальные роли, развивает воображение |
Больше идей для игр с куклами можно найти в книге Елены Разенковой-Третьяковой «Тайны кукольного мира».
И Дима Зицер
Вместо заключения — напутствие Дмитрия Зицера, доктора педагогических наук и директора Института неформального образования.
Статья Правмира «Ты должен быть мужиком. Самое страшное, что можно сказать сыну»
«Допустим, мальчику говорят: „Ты должен защищать семью“. Мальчик вырастает и знает, что его главная роль — защитник. И вот он смотрит вокруг, а вроде бы защищать не от чего. Надо придумать войну. И если эта война не получается вне семьи, он устроит ее дома. Потому что он — защитник.
Есть ли женское качество нежность? Ну есть. А мужской нежности разве не бывает? Разве женщины, если они сейчас сядут и подумают, не хотят, чтобы их мужчина был нежен? Какой мужественности, жестокой свирепости они в них ищут? Это довольно странная штука.
Женщина должна быть слабой? Нет, мне кажется, не должна быть слабой. Ей, возможно, приятно почувствовать себя слабой. Ну отлично, почувствуй. А почему нет? Если в паре прикольно это, чувствуй сколько хочешь. А бывает, что пара устроена абсолютно наоборот. А бывает еще куча вариантов.
То, что я говорю сейчас, вообще не означает отрицания половой основы, сексуальной основы, гендерной основы. Просто это иначе устроено. Это устроено не пошло, понимаете, какая история. А если мы говорим, как у Жванецкого, „тетка должна: а) лежать, б) смирно“, а мужик должен поражать военной свирепостью, выставив нижнюю челюсть вперед, и защищать, ища повсюду позиционные бои — это просто пошло».
Как воспитывали детей на Руси: Зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рождение, и почему девочек пеленали в отцовскую рубаху
Например, сегодня уже мало кто крепко пеленает младенцев, как это делали еще 20-30 лет назад. А в древности за пеленанием следили пристально, считая, что оно убережет ребенка от неправильного развития. При этом для пеленок использовались только старые тряпки, лучше всего чтобы это была одежда родителей. Во многих областях считалось, что идеально подойдет рубаха отца. Завернутый в нее ребенок был защищен от злых сил. Поэтому и мальчиков и девочек пеленали в чистую, но поношенную (а, значит, мягкую) одежду.
Но так делали не везде. В некоторых районах позволялось использовать мужскую рубаху только для мальчика, а женскую только для девочки. Говорили, что если нарушить это правило, то девочка будет бесплодной, а мальчик слабым и глупым.
Первое купание как залог счастья, и что добавляли в воду и с какой целью
И сегодня и раньше матери очень серьезно относились к первому купанию новорожденного. Современные мамочки закупают для этого различные аксессуары, дезинфицируют их, готовят место, где все будет происходить, нагревают воду (по утверждениям врачей она не должна быть горячее 37 градусов). Делают отвары из череды, ромашки для того, чтобы избежать аллергических реакций и сделать нежную кожицу еще более гладкой. В общем, событие однозначно важное и волнующее, но вряд ли оно несет в себе какой-то особый смысл.
В старой Руси считали иначе – от того, как проходит первое купание, могло зависеть будущее ребенка. Чтобы малыш вырос богатым, в воду клали серебряные монетки. Чтобы он никогда не испытывал недостатка в еде и нужных вещах, в воду могли положить кусочек хлеба, яйцо, какую-то стеклянную посуду. Заботясь о внешнем виде и желая своему ребенку нежной белой кожи, родители мыли его в парном молоке.
Что такое крикса и как колыбель защищала от нечисти
Но иногда даже все эти ухищрения не помогали, и ребенок заходился плачем, часто просыпался. Тогда говорили, что это проделки криксы. По преданиям это было противное и злобное существо, бороться с которым можно было, читая заговоры. «Крикса, крикса, уходи из дома, иди в темный лес, на высокую гору, оставь в покое нашего малыша». Не только крикса могла беспокоить ребенка, был еще так называемый зыбочник. Он пугал и мучил новорожденного. Чтобы зыбочник не мешал спокойствию ребеночка, запрещалось качать пустую колыбель, а если младенца вынимали, то люльку прикрывали одеялом.
Как кормили, учили ходить, и что значит «разрезать путы»
Кормили новорожденного исключительно грудным молоком. Если мать этого не делала, она брала на себя грех, поскольку разрывала магическую связь между собой и младенцем. Более того, полагали, что даже если по каким-то ужасным причинам ребенок умер, он еще долго может являться по ночам, чтобы отведать материнского молока.
Ходить учили так же, как и сейчас. Также делали своеобразные ходунки из кожаных ремешков и веревок. Если к году малыш все еще не постигал искусство хождения, нужно было разрезать путы. По преданиям, именно они не давали ребенку шагать. Чтобы это сделать, нужно было поставить ребенка на лавочку, после чего отец должен был взять ножницы или две лучины и сделать движение, которое имитировало разрезание веревок между ногами сына или дочери. К после чего нужно было сказать ребенку, что он может ходить, поскольку «путо разрезано».
Чему учили мальчиков и девочек, и кто такие пестуньи
Девочки начинали заниматься домашней работой лет в шесть. Их учили прясть, ухаживать за домашней птицей, в 7 лет они начинали красиво вышивать, а когда маленькой работнице исполнялось десять, она уже умела доить корову, ухаживать за младшими братьями и сестрами, тщательно мыть полы и посуду, гладить белье, стирать.
Когда же наступало двенадцатилетие, девочки имели право стать нянькой, так называемый пестуньей. Это была не просто работа, а оплачиваемый труд. Пестунью нанимали обычно на время страды, когда с детьми некому было остаться. Стоимость услуг могла достигать 5 рублей. Иногда расплачивались продуктами и вещами, например могли отсыпать несколько пудов муки, или выдать большой отрез для пошива платья, расплатиться яблоками и картошкой. Когда надобность в пестунье отпадала, хозяева делали большой пирог с капустой и дарили маленькой няньке со словами «держи пирог, а няньку за порог».
Кому-то это покажется диким, но так называемое суррогатное материнство существовало издревле. Первое упоминание о нём восходит ко временам Плутарха.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему девочки спокойные и послушные, а мальчики буянят и дерутся (ну, как правило)
Разбираемся, как воспитание формирует различия в навыках, поведении, школьных успехах детей и влияет на биологию мозга.
Известно утверждение, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Девочки быстрее адаптируются к школе, а мальчики медленнее созревают и хуже учатся. Педагоги подтверждают этот факт, ссылаясь на свой опыт. Да всем известно, это не секрет: в учебе девочки, как правило, успевают лучше.
Давайте же порассуждаем, чем вызвана такая разница (спойлер: не биологией).
К мальчикам и девочкам относятся по-разному практически с рождения. По статистике, девочек утешают в 4 раза чаще, чем мальчиков. Если расплачется девочка, скорее всего, родители ее пожалеют, приласкают. Сконтейнируют ее чувства, говоря по-научному. Чувства мальчиков, даже совсем маленьких, подавляют чаще: с ранних лет большинство из них слышит «мальчики не плачут», «будь мужчиной».
В девочках традиционно поощряются «слабые» эмоции: нежность, уступчивость, а в мальчиках — «сильные»: соперничество, агрессия. Даже у двухлетних малышей. Эта традиция с возрастом усиливается и жестко закрепляется обществом.
Избирательное отношение к эмоциональным проявлениям детей приводит к тому, что девочки раньше и лучше учатся распознавать свои и чужие эмоции, а мальчики учатся свои эмоции подавлять, а чужие — игнорировать. Эмоции — это двигатель психологического и когнитивного развития, и при таком воспитательном подходе разница в психологической зрелости и когнитивных навыках между мальчиками и девочками становится очевидна очень рано.
Типичная картина в саду: девочки тихо сидят и играют с куклами или занимаются творчеством — это тренинг мелких движений рук и внимательности. Если девочки играют машинками, то обычно негромко и неагрессивно. Физическая активность девочек часто пресекается.
Мальчики намного чаще девочек играют в подвижные и шумные игры — чем развивают крупную и среднюю моторику, мышечную силу, выносливость.
Все эти занятия тренируют у девочек мелкую моторику и аккуратность, а у мальчиков — крупную моторику, ориентацию в пространстве и силу.
Развитие крупной моторики тренирует в мальчиках силу, ловкость, а также навык решать большую часть трудностей через применение физического превосходства вместо развития навыков сотрудничества и коммуникации. Зачем говорить, когда можно стукнуть хорошенько — или как там Буратино выразился?
Почему же мальчики выбирают бегать, бутузиться и бросаться кубиками?
Уровень фрустрации у девочек в этом возрасте значительно ниже, т.к. их эмоции не подавлены, а пережиты, проработаны и не превращаются в агрессию. Поэтому у девочек достаточно психических сил, чтобы заниматься соответствующей возрасту мелкомоторной и творческой игрой, которая способствует развитию когнитивных и речевых функций.
К домашнему хозяйству чаще привлекают девочек. Девочки намного раньше мальчиков учатся резать салат, вытирать пыль и пришивать пуговицы, считать деньги. Мальчиков тоже учат помогать по дому, но позже и реже, чем девочек.
В итоге к 7 годам большая часть девочек терпеливее, усидчивее, внимательнее к деталям, чем большинство мальчиков. Девочки в 7 лет могут выполнять тонкую работу намного лучше мальчиков.
В школе эта разница становится очевидна.
При этом у мальчиков больше времени для свободных игр и им чаще прощают непослушание, баловство, озорство.
К девочкам же, в связи с их «продвинутостью» в ручном труде, соответственно, вырастают требования и ожидания родителей, появляется больше ограничений, больше обязанностей и меньше времени на свободную игру. В ответ на повышенные требования у многих девочек возрастает тревожность и неуверенность в себе. От мальчиков родители меньше ожидают, чаще оставляют их в покое заниматься тем, что им нравится (потому что с их недоразвитой моторикой от их помощи по хозяйству больше бардака, чем помощи), как следствие, у них развиваются самоуверенность, навык реализовывать свои желания.
Чтобы хорошо учиться в российской школе, нужно быть внимательным, усидчивым, аккуратным, не забывать о деталях, работать по шаблону и уметь подчиняться. Все эти качества тренируют в девочках в течение семи лет до школы! А «мальчиковые» качества (смелость, решительность, соревновательность, дерзость, активность, подвижность) в учебе считаются вредными, и в итоге мальчики оказываются хуже приспособлены к школьной программе.
В первом классе, пока нет оценок, разница еще не слишком бросается в глаза. Когда появляются оценки, можно безошибочно предсказать, дети какого пола будут отличниками и хорошистами. Вернее, отличницами и хорошистками. А педагоги и психологи говорят: понятно, мальчики же созревают позже девочек.
Кроме того, эмоционально более подкованные девочки лучше угадывают по интонации и взгляду учительницы, что она хочет услышать. Это тоже позитивно отражается на успеваемости и подтверждает то, что девочки «развиваются быстрее».
«Используй или потеряешь»
Неиспользуемые нейронные связи подвергаются прунингу (обрезаются, удаляются), а используемые — укрепляются. Следовательно, не биология формирует различия между мальчиками и девочками, а наше воспитание формирует различия в навыках, поведении, школьных успехах и влияет на биологию мозга детей.
Но. Что происходит дальше?
Мы хотели лишь разобраться с расхожим утверждением, что девочки развиваются быстрее. Но теперь не можем пройти мимо того, что в какой-то момент мальчики их «догоняют» и «обгоняют».
В начальной школе девочки быстрее привязываются к учителям, тяжелее переживают низкие оценки, в связи с чем возникают проблемы с самооценкой и уверенностью в себе. Часто девочки предпочитают вообще не пытаться, чем получить среднюю оценку.
Мальчики, натренированные подавлять свои чувства, легче справляются с двойками. Однако в условиях современной школы оказывается, что помимо оценок на их учебное поведение педагог мало чем может повлиять. Существенно урезанный эмоциональный репертуар мальчиков часто не допускает привязанности к учителю, а также ограничивает их возможности увлечься каким-то предметом. Быть отличником (ботаном) для мальчика тоже сомнительная цель, тогда как чуть ли не с рождения он слышал о преимуществе силы, отваги, бесстрашия, а не ума.
Поскольку в девочках изначально поощрялись послушность и старательность, а смелость и дерзость, радость преодоления и достижения не поощрялись, девочки вырастают более конформными и потому чаще принимают, чем нет, предлагаемую им модель.
Понятно, что все дети разные и невозможно оперировать понятиями «всегда» и «никогда», но иногда есть смысл задуматься – а вдруг на воспитание детей можно посмотреть немного под другим углом? Это будет всем только на пользу.