Что украли старики разбойники
За кадром фильма «Старики-разбойники»: Как комедия Рязанова подсказала идею похищения картины из Третьяковки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Идея нового фильма родилась у Эльдара Рязанова в непростой жизненный период: сначала ему не дали снять фильм «Сирано де Бержерак», о котором он давно мечтал, затем ушла из жизни его мать, случился долгий творческий простой, из-за этих переживаний у режиссера начались проблемы со здоровьем, и в результате Рязанов угодил в больницу. Там он познакомился с пожилым мужчиной, который рассказал ему, как его коллеги из прокуратуры вопреки его желанию выпроводили его на пенсию. Эту историю Рязанов пересказал своему постоянному соавтору – Эмилю Брагинскому, и вместе они решили написать сценарий о 60-летнем следователе, которому очень не хотелось уходить на пенсию, и его друг предложил ему устроить похищение картины из музея, а потом тут же раскрыть это громкое дело, чтобы доказать его незаменимость на службе.
Режиссер не сомневался в том, кого хотел видеть в главных ролях: следователя прокуратуры Мячикова сыграл Юрий Никулин, а его друга, инженера Воробьева, – Евгений Евстигнеев. Главная женская роль – инкассатора Суздалевой – досталась Ольге Аросевой. Правда, в ее кандидатуре Рязанов сомневался – к тому моменту вся страна знала эту актрису как пани Монику из «Кабачка «13 стульев», в образе которой она появлялась на протяжении 14 лет! Рязанов опасался того, что у зрителей неизбежно возникнут ассоциации с этой героиней, а потому предупредил Аросеву: « Если увижу хоть один твой завиток от пани Моники – уберу из фильма! » Такой шанс актриса не могла упустить, ведь именно благодаря Рязанову в ее фильмографии появились знаковые роли в фильмах «Девушка без адреса» и «Берегись автомобиля», которые стали ее путевкой в большое кино. И она активно принялась работать над образом и даже освоила стрельбу из пистолета, что требовалось по сценарию.
Комедия на съемках разворачивалась не только в кадре, но и за пределами съемочной площадки. Юрий Никулин был большим любителем розыгрышей и не упустил шанса разыграть своего коллегу, Евгения Евстигнеева. Тот нередко читал сценарии «по диагонали», не вникая в подробности, а потому не знал всех деталей и поворотов сюжета. Этим Никулин и воспользовался: однажды он как бы между прочим поинтересовался у Евстигнеева, готов ли он к завтрашнему съемочному дню. Тот забеспокоился, ведь не понимал, о чем идет речь. Никулин изобразил удивление: « Как, ты забыл сценарий? Мы же завтра прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью – мало ли что! » Не на шутку озадаченный и встревоженный Евстигнеев тут же отправился к режиссеру, чтобы потребовать себе дублера для опасного трюка. Удивление Рязанова было неподдельным – ни в одном из эпизодов никаких трюков с участием Никулина и Евстигнеева не предусматривалось, тем более прыжков с парашютами!
Комедия продолжалась и после завершения работы над фильмом. Эльдар Рязанов рассказывал: « Как-то Ольга Александровна Аросева давала интервью газете «Правда» и пошутила, мол, Рязанову не хватает снега на съемках. Действительно, во Львове снега не было, и мы использовали для съемок некоторых эпизодов бумажное белое конфетти, которое раздували при помощи специального «ветродуя». Вскоре снег все же выпал. Но Аросева зачем-то сказала, что Рязанов вместо снега использовал мелкие макароны, которые похожи на снежинки. Журналист принял это за правду и написал ругательную статью: мол, Рязанов макаронами разбрасывается! Меня даже в ЦК вызывали для разбирательства ».
У зрителей новая комедия Эльдара Рязанова пользовалась большим успехом: в год выхода ее посмотрели 31,5 млн человек, и фильм стал одним из лидеров советского кинопроката. Уже тогда «Старики-разбойники» начали обрастать легендами: якобы во время съемок во Львове преступники ограбили местный музей, объявив себя артистами, репетирующими сцену из фильма. На самом деле эта история была выдумкой, а вот то, что случилось спустя 47 лет после выхода фильма на экраны, – это уже настоящее ограбление, осуществленное в точности по плану экранных похитителей.
По сюжету, «грабители» выносят картину Рембрандта из музея среди бела дня, на глазах у посетителей, которые принимают их за сотрудников музея, так как на месте картины они оставляют табличку «Картина на реставрации». Никому из свидетелей этого происшествия даже в голову не приходит сообщить о краже, и сотрудники музея тоже не замечают пропажи. Горе-похитителям ничего не остается, как вернуть картину на место, ведь милицию в итоге так никто и не вызвал, и расследовать Мячикову нечего. А вот в реальной жизни события развивались немного иначе.
В конце осени 2018 – начале зимы 2019 г. в Третьяковской галерее проходила выставка картин Архипа Куинджи. 27 января в зал вошел молодой человек, одетый в джинсы и водолазку, на глазах у многочисленных посетителей подошел к картине «Ай-Петри. Крым», снял ее со стены, вынул из рамы и покинул здание. Никто из присутствующих не забил тревогу – все были абсолютно уверены в том, что это сотрудник Третьяковской галереи, выполняющий свою работу. Директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов признавался: « Я не могу, честно говоря, припомнить случай такого дерзкого воровства! Знаете, все проводят аналогию с фильмом «Старики-разбойники», и такое впечатление, что именно по сценарию этого фильма грабители готовились. Как такое может произойти? ».
В фильме Рязанова кражу никто не замечает, а в реальной жизни после похищения картины Куинджи тревогу подняли уже спустя несколько минут. Но к тому моменту похититель уже успел скрыться. Конечно, в отличие от героев фильма, возвращать картину на место он не собирался. Поиски продолжались недолго: уже на следующий день полиция задержала 31-летнего грабителя, спрятавшего картину на территории строящегося объекта в Подмосковье. Свою вину он отрицал. К счастью, на полотне не нашли никаких видимых повреждений и вернули его уже не на выставку, а в Русский музей.
Это происшествие имело очень широкий резонанс, и в результате было принято решение оснащать все картины на последующих выставках тревожными датчиками, которые не позволят незаметно вынести полотно из зала.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Занимательные факты о фильме «Старики-разбойники»
«Старики-разбойники» — советская кинокомедия 1972 года выхода, снятая режиссёром Эльдаром Рязановым на базе киностудии «Мосфильм».
После выхода своего последнего фильма «Зигзаг удачи» в 1968 году у Эльдара Рязанова началась череда неудач — проблемы в семье, творческий кризис и, как итог, проблемы со здоровьем. Тогда же он и оказался в больнице, где познакомился с активным пенсионером, который рассказал, что коллеги его отправили на пенсию из прокуратуры, а он не хочет отдыхать и горит желанием продолжать работать.
После выписки Рязанов встретился со своим другом и коллегой — сценаристом Эмилем Брагинским и они вместе стали придумывать историю про пожилых людей не желающих выходить на пенсию.
На роли главных героев Мячикова и Воробьёва были сразу приглашены известнейшие Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев.
А вот роль Проскудина предложили Анатолию Кузнецову, который после выхода в 1970 году «Белого солнца пустыни» стал всенародным любимцем. Из воспоминаний Анатолия Борисовича: «Я до этого уже сыграл несколько следователей, а тут опять такое предложение. Позже сказал Рязанову, что хочу сыграть одного из стариков». А он отвечает: «Да нет, я уже выбрал, ты будешь на своём месте…» Но я отказался. А когда фильм вышел на экраны, пожалел об отказе».
На пробах на роль Анны Павловны режиссёру очень понравилась Ольга Аросева, но Эльдар Рязанов переживал из-за ассоциаций зрителей с её ролью пани Моники из популярной передачи «Кабачок «13 стульев»». Поэтому ей кардинально изменили причёску, а также отправили на курсы по стрельбе.
Большая часть натурных съёмок проходила во Львове. Лестницу музея снимали на журфаке МГУ. А сцену ограбления Мячикова — в Москве.
На самом деле картина Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои фильма, хранится в Эрмитаже.
Однажды Юрий Никулин знатно разыграл Евгения Евстигнеева. Зная, что товарищ невнимательно читает сценарий, более полагаясь на импровизацию, Никулин у него спросил, готов ли он к завтрашним съёмкам и предупредил ли семью? «А что у нас завтра?» — забеспокоился тот. «Как, ты забыл сценарий? Мы же прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью: мало ли что…» — абсолютно серьёзно сказал Никулин. И Евгений Евстигнеев побежал искать режиссёра и просить себе дублёра на прыжок.
На съёмках Юрий Никулин носил парик с сединой, потому что свои волосы он красил. Однажды Ольга Аросева спросила, зачем он это делает. На что он ответил: «Я в цирке работаю, клоуном. Если дети будут смеяться над старостью — это нехорошо. Когда я, Балбес, падаю, пусть себе хохочут. А если старичок упадет, над ним смеяться грех. Вот я и крашусь в брюнета».
В первый год проката картину посмотрело более 31 млн. советских граждан.
denis polishchuk
О Кино, Одессе и обо Мне
«Преступление века» стариков — разбойников!
В начале семидесятых годов двадцатого века город Львов потрясло сенсационное известие!
Из художественного музея была похищена бесценная картина кисти самого Рембрандта! Кто же осмелился совершить дерзкую кражу?! Каким образом злоумышленникам удалось организовать это «преступление века»?!
Дорогие Друзья, чтобы узнать ответы на все эти вопросы, приглашаю Вас принять участие в расследовании этого сложнейшего и запутанного дела!
Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии и на остальных.
Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал.
Старость надо уважать как свое недалекое будущее. Ведь каждый, если повезет, станет стариком.
«Старики — разбойники» 1971 год.
Режиссер: Эльдар Александрович Рязанов
В ролях: Ю. Никулин, Г. Бурков, В. Талызина, Л. Дуров, Ю. Белов, О. Аросева, А. Миронов, Е. Евстигнеев и многие другие.
Опытного и пожилого следователя Николая Сергеевича Мячикова собираются выпроводить на пенсию. Во-первых, пришло время, а во-вторых, на его должность, по приказу свыше, назначают молодого работника.
Однако, будущий пенсионер полон решимости честно доказать делом свою состоятельность и профессионализм. Понимая всю сложность и обреченность сложившейся ситуации, друг Мячикова — Валентин Петрович Воробьев, предлагает единственный выход: самостоятельно организовать преступление века, раскрыв которое, Николай Сергеевич сохранит свое рабочее место. Именно такой лихо закрученный сюжет ждет зрителя в криминальной комедии неподражаемого Эльдара Рязанова!
Историю о незавидной доли ветеранов труда, которых коллектив всеми силами пытается сослать на пенсию, поведал Эльдару Александровичу сосед по больничной палате. После обработки полученного материала с драматургом Эммануэлем Вениаминовичем Брагинским, родился сценарий будущего киношедевра!
Звездная палитра актеров была сформирована и съемки начались! Где бы Вы думали?! Конечно,во Львове! Архитектура исторического центра города служит прекрасным фоном для подобного рода западных детективных сюжетов с похищениями картин, ограблениями и погонями!
С первых минут фильма на экране появляются панорамы Львова.
Вот так, не менее живописно, проспект имени Т. Г. Шевченко выглядит в наши дни.
А это вид из витрины, ограбленного в начале кинофильма, обувного магазина. Украли столько голландских сапог, что хватило бы на женский кавалерийский полк!
Действие происходило все на том же проспекте Шевченко.
В поисках похищенной обуви главный герой картины Николай Мячиков вместе со своим начальников Федором Федяевым обнаруживают подземный ход.
Который выводит их прямиком на оживленную улицу.
А вот и тот самый люк, из которого на поверхности появляются исполнители ролей: Юрий Владимирович Никулин и Георгий Иванович Бурков!
В течении всего фильма зритель может наблюдать за частыми перемещениями героев по старинным и уютным улицам города.
Сегодня в этом здании располагается музей.
А в кино музей находится совершенно в другом месте!
А именно, в городской ратуше на площади Рынок!
Валя, пойдем грабить музей!
Отреставрированная и ухоженная площадь Рынок — визитная карточка Львова!
Но с первой попытки старикам-разбойникам не удалось осуществить задуманное.
Нам повезло больше — двери главного входа городской администрации были гостеприимно открыты для всех!
В роковой день совершения преступления дорога Валентина Воробьева в музей лежала через арку Дома органной и камерной музыки, бывший костел и монастырь Святой Марии Магдалины.
Та самая арка с калиткой.
Здесь главные герои морально настраиваются, присев на скамейку.
Мы должны доказать, что старики тоже люди. Мы идем защищать святое дело. Вперед!
На том же месте сегодня не присядешь — скамейки нет!
Вторая попытка увенчалась успехом! Под предлогом реставрации Николай Сергеевич и Валентин Петрович запросто крадут картину Харменса ван Рейна Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником» 1634 год!
Любопытен тот факт, что скрыться с места преступления злоумышленникам удается на самом обыкновенном трамвае! Причем, отчаянные старики, пытаясь втиснуться в переполненный городской транспорт, совершенно честно заявляют:
Граждане, пропустите нас вперед! У него в руках картина из музея, а это народное достояние!
Внук того самого трамвая!
Надо сказать, что лично Юрию Никулину его работа в «Стариках-разбойника» не понравилась и казалась неудачной.
А нам очень даже нравится! Что мы и попытались продемонстрировать в современной интерпретации!
Персонаж Евгения Александровича Евстигнеева проходит мимо Пороховой башни 1554 — 1556 годов постройки.
Сегодня все выглядит гораздо лучше, чем в 1971 году.
Однако, совершение «преступления века» в городе никто не заметил. Закадычные друзья за кружкой львовского пива собираются вернуться в музей и выяснить по какой причине там не хватились пропажи мирового шедевра.
Спустя 45 лет все на своих местах. Жаль, только пиво из бочки по соседству уже не наливают.
Старики-разбойники выяснили, что человечество попросту не обратило внимания на похищение века в их исполнении, ведь они представили всю операцию как реставрацию, никому и в голову не могло прийти, что картина была похищена. После этого у неугомонных старичков оставался только один выход — ограбить их приятельницу инкассатора Анну Павловну!
О! Знакомое место. Где-то я его уже видел! Ведь именно здесь дружно пели свою песню Д’Артаньян и три мушкетера! Подробнее об этом кинофильме читайте здесь: Во Львове, как в Париже, с Д’Артаньяном и мушкетерами!
Образ Анны Павловны на экране прекрасно воплотила неподражаемая Ольга Александровна Аросева. В те времена зритель хорошо знал актрису как Пани Монику из юмористической телепередачи «Кабачок » 13 стульев». Режиссер Эльдар Рязанов настоятельно попросил Ольгу Александровну ничего не применять от роли Пани Моники в его кинофильме.
Итак, Ольга Павловна, под покровом ночной темноты, позволяет себя ограбить и даже несколько раз уверенно стреляет, для отвода глаз разумеется! Любопытно, но актриса нажимала на курок пистолета впервые в жизни!
Знакомые все лица! За рулем инкассаторского автомобиля, ни кто иной как, будущий капитан королевских мушкетеров Де Тревиль!
Он же Лев Константинович Дуров, который тот час бросается в погоню за грабителем!
Сейчас место этой душещипательной сцены абсолютно не изменилось.
Но и эту аферу нашим героям не удалось довести до желаемого, логичного завершения. Скрываясь от преследования с мешком полным денег в темной подворотне, Николай Сергеевич был ограблен настоящим злоумышленником. Как честный и порядочный человек он не мог поступить иначе и арестовал сам себя!
Эпизод в арестантской комнате сопровождается неизменным камео от мастера Эльдара Александровича Рязановы.
«-Вымысел и сказка!» — скажите Вы! А вот и нет! Дело в том, что своими действиями герои фильма написали подробную инструкцию для всех желающих совершить кражу произведений искусства из музеев и галерей! История знает множество примеров, когда похитители картин, буквально один в один, повторяли сценарий «Стариков — разбойников», но это уже совсем другая история!
«Кинофакты»: новые подробности о фильме «Старики-разбойники»
Съемки рязановской комедии «Старики-разбойники» спровоцировали настоящее преступление. Музей, где должны были красть картину Никулин и Евстигнеев, действительно был ограблен. Причем украли не только настоящего Рембрандта, но и несколько полотен Рубенса. Музейные работники к киношникам относились, мягко говоря, не очень. Считали, что они делают инструкцию для грабителей – как украсть картину. Однако они и представить себе не могли, что воры воспользуются идеей Рязанова и Брагинского еще до начала съемок. Двое злоумышленников загримировались под артистов, явились в музей чуть раньше съемочной группы и нагло заявили, что им нужно потренироваться, приспособиться к картинам, чтобы точнее сыграть стариков-разбойников. Походили, порепетировали, да и вынесли дорогие картины. Подробности – в программе «Кинофакты».
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».