Что у цезаря было на голове у
Что Цезарь скрывал лавровым венком
Существуют разные версии
Согласно одной из теорий, Цезарь носил венок вместо короны, ведь он никогда так и не стал царем. Он начал гражданскую войну, отвоевал Рим и тем самым немало сделал для развития государства. За это Цезарь был назначен пожизненным консулом империи, его называли императором, отцом отечества, хвалили его и угождали ему, но для самого полководца главным символом власти был венок из лавра.
Существует и другая версия, согласно которой, Цезарь рано начал лысеть и так как он был статным мужчиной и пользовался успехом у женщин, то пытался всячески скрыть этот недостаток. Лавровый венок подходил для этого как нельзя лучше, ведь по своему положению Цезарь мог носить венок постоянно.
По иронии судьбы, фамилия «Цезарь» происходит от латинского слова «caesaries», что означает «превосходная копна волос».
Что расскажет Светоний
Древнеримский историй Светоний, который описал жизнь Юлия Цезаря, отмечал, что правитель зачесывал изрядно поредевшие волосы с темени на лоб, желая скрыть намечающуюся лысину. Также Светоний писал, что когда сенат дал Цезарю право постоянно носить лавровый венок победителя, он принял это с удовольствием и пользовался этим правом постоянно.
Древнеегипетская царица Клеопатра, которая сочувствовала Цезарю, дала ему рецепт снадобья от лысины. В его состав входили измельченные сожженные мыши, зубы лошади, костный мозг оленя, медвежье сало и другие компоненты. Эту мазь следовало втирать в голову, ожидалось, что она «пустит ростки». По всей видимости, как пишет Светоний, Цезарь воспользоваться советом своей коронованной любовницы (роман Цезаря и Клеопатры считается практически бесспорным историческим фактом). Но снадобье не помогло, поэтому Цезарю пришлось, как и прежде, полагаться на лавровый венок.
Проблема выпадающих волос в исторической перспективе
Согласно историческим данным, Цезарь был не единственным знатным господином, которого мучила намечающаяся лысина. Его коллега по несчастью, Ганнибал, полководец из Карфагена, велел изготовить для себя несколько различных париков, желая таким образом скрыть недостойный с его точки зрения недостаток.
В дальнейшем римская церковь осудила ношение париков, как смертный грех. Правда, спустя несколько столетий это решение было изменено.
Все парики Ганнибала различались по прическе и по цвету, поэтому он мог переодеваться в соответствующие костюмы и очень сильно менять облик. Согласно историческим свидетельствам, близкие друзья порой с трудом узнавали его в новом виде.
Что у цезаря было на голове у
Почему Юлий Цезарь стал носит лавровый венок на голове? голова цезарь венок юлий
Гай Юлий Цезарь постоянно носил лавровый венок по нескольким причинам. Такой головной убор в те времена считался признаком настоящего героя, именно им украшали головы победителей олимпиад. Но только ли символом власти и авторитета был лавровый венок для Цезаря?!
Существуют разные версии. Согласно одной из теорий, Цезарь носил венок вместо короны, ведь он никогда так и не стал царем. Он начал гражданскую войну, отвоевал Рим и тем самым немало сделал для развития государства. За это Цезарь был назначен пожизненным консулом империи, его называли императором, отцом отечества, хвалили его и угождали ему, но для самого полководца главным символом власти был венок из лавра.
Существует и другая версия, согласно которой, Цезарь рано начал лысеть и так как он был статным мужчиной и пользовался успехом у женщин, то пытался всячески скрыть этот недостаток. Лавровый венок подходил для этого как нельзя лучше, ведь по своему положению Цезарь мог носить венок постоянно.
По иронии судьбы, фамилия «Цезарь» происходит от латинского слова «caesaries», что означает «превосходная копна волос».
Древнеримский историк Гай Светоний Транквилл, который описал жизнь Юлия Цезаря, отмечал, что правитель зачесывал изрядно поредевшие волосы с темени на лоб, желая скрыть намечающуюся лысину. Также Светоний писал, что когда сенат дал Цезарю право постоянно носить лавровый венок победителя, он принял это с удовольствием и пользовался этим правом постоянно.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Зачем Юлий Цезарь носил лавровый венок: интересные факты из жизни диктатора
Пришёл, увидел, победил: 12 июля — день рождения выдающегося политического деятеля, полководца и скандально известного «пожизненного диктатора» Римской республики Гая Юлия Цезаря. Amic.ru собрал интересные факты об этой исторической личности.
Уоррен Уильям в роли Юлия Цезаря в фильме «Клеопатра» (1934)
1. Юлий Цезарь имел болезненный вид: кожа его была бледной, а телосложение слабым. Его мучили головные боли и микроинсульты, но врачи того времени приписывали Цезарю припадки эпилепсии, которую в Риме называли «священная болезнь». Также врачи предполагали, что у Юлия был ленточный червь. Сейчас медики склоняются к тому, что у Цезаря были проблемы с сосудами и мигрень, что могло перейти в эпилепсию.
Рекс Харрисон в роли Юлия Цезаря в фильме «Клеопатра» (1963)
2. Вопреки распространенному мнению, Юлий Цезарь никогда не был императором. Потому что в то время Рим был республикой. Юлий Цезарь занимал должность великого понтифика, диктатора, консула и полководца.
Ален Делон в роли Юлия Цезаря «Астерикс на Олимписйких играх» (2008)
3. Диктатор был и литератором: Гай Юлий Цезарь писал трактаты, которые сейчас считаются классикой древнеримской литературы и выступают эталоном для изучения латыни.
Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря»
4. В моменты гнева Юлий Цезарь читал про себя буквы латинского алфавита, чтобы успокоиться.
5. Гай Юлий Цезарь стал носить лавровый венец для того, чтобы скрыть лысину.
6. Несмотря на то, что Юлий был патрицием (родовым аристократом), его судьба и будущее ставились под сомнение, поскольку он был рожден в довольно бедной семье и жил в нищем районе.
Цезарь и Клеопатра
8. Чтобы встретиться с Юлием Цезарем, последняя царица Египта Клеопатра VII Теа Филопатор придумала хитрый план: слуги завернули её в мешок для белья и принесли полководцу. Когда мешок опустили на пол, Клеопатра тут же вскочила на ноги. И в этот миг Юлий Цезарь в неё влюбился.
Луи Кэлхерн в фильме «Юлий Цезарь» (1953)
9. Разница в возрасте между Цезарем и Клеопатрой составляла 31 год.
10. Ни один ребёнок Цезаря не выжил: дочь по имени Юлия, от первой жены Корнелии, умерла при родах, ее новорожденный прожил недолго; а сын от Клеопатры Птолемей XV Цезарион был убит своим же учителем по приказу Октавиана Августа, когда тот стал императором Римской империи.
11. Цезарь был убит в результате заговора. Предатели нанесли ему 23 колотые раны.
Для чего Римский император Юлий Цезарь всегда носил лавровый венок на голове?
Как символ бессмертной власти, лавровый венок венчал голову Юлия Цезаря, когда он появлялся на официальных приемах. В Британии чеканили монеты с изображением монархов с лавровыми венками на головах.
С правлением Цезаря, установившего режим единоличной власти, связаны последние годы римской республики.
Имя Цезаря было превращено в титул римских императоров; впоследствии от него произошли русские слова «царь», «кесарь», немецкое «кайзер».
Светоний о Юлии Цезаре:
«Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным: лишь под конец жизни на него стали нападать внезапные обмороки и ночные страхи, да два раза во время занятий у него были приступы падучей. За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим его многие попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок».
Установлено, что венок,
который носит Цезарь
на монетах, не является
лавровым, как это
думали раньше,
а так называемым
этрусским золотым венком,
бывшим первоначально
знаком отличия римских
царей. Одеяние
триумфатора, которое
Цезарь имел право
носить на официальных
церемониях, тоже
является одеянием
древних царей.
Возможно, все это
указывает на
определенную тенденцию,
и проницательность
Моммзена и здесь
его не подвела.
Он высказал мнение,
что Цезарь стремился
к возрождению
древнеримской
царской власти.
Но вряд ли он думал
принять ненавистный
царский титул.
Скорее Цезарь
сохранил бы
древнеримское
и италийское звание
диктатора и императора.
Православная Жизнь
Об античных наградных венках и о том, как они стали одной из регалий римских императоров.
Император Август в триумфальном венке. Античная камея. I в. по Р. Х. Германия. Ахен. Ризница кафедрального собора
Древнеримское общество было крайне консервативно. И поскольку само римское государство было основано в результате бунта против монархии, то антимонархизм и «республиканские добродетели» являлись в известном смысле идеологией. Потому диадема (о которой мы рассказывали в прошлом очерке) как основной знак царской власти была под запретом.
Более того, обвинение в желании увенчать себя диадемой могло погубить политическую карьеру любого деятеля. Так, например, среди поводов, послуживших гибели законодателя Тиберия Гракха, был и укор в желании царской власти и диадемы. Слово Плутарху: «В это время умер Аттал Филометор [царь Пергамский], и когда пергамец Эвдем привез его завещание, в котором царь назначал своим наследником римский народ, Тиберий, в угоду толпе, немедленно внес предложение доставить царскую казну в Рим и разделить между гражданами, которые получили землю, чтобы те могли обзавестись земледельческими орудиями и начать хозяйствовать. Что же касается городов, принадлежавших Атталу, то их судьбою надлежит распоряжаться не сенату, а потому он, Тиберий, изложит свое мнение перед народом. Последнее оскорбило сенат сверх всякой меры, и Помпей, поднявшись, заявил, что живет рядом с Тиберием, а потому знает, что пергамец Эвдем передал ему из царских сокровищ диадему и багряницу, ибо Тиберий готовится и рассчитывает стать в Риме царем» (1).
Именно поэтому позднее диктатор Сулла, обладавший в Риме практически неограниченной властью, не пытался даже намекать на диадему, чтобы не возбуждать против себя общественное мнение. Но зато в эту ловушку попался сам Гай Юлий Цезарь.
Став в феврале 44 года до Р. Х. пожизненным диктатором (dictator perpetuus) и предполагая, что его власти ничего уже грозить не может, он, по всей видимости, захотел оформить ее официальным принятием царского титула, к чему исподволь стали готовить народ. Сперва сторонники Цезаря украсили диадемами его статуи, во время праздника Марк Антоний должен был поднести Цезарю настоящую диадему и тот, исходя из реакции народа, принял бы ее или же отверг. «И вот Антоний […] приближается с увитою лавром диадемою к возвышению […] протягивает руку с диадемою к голове Цезаря – в знак того, что ему подобает царская власть. Цезарь, однако, принял строгий вид и откинулся назад, и граждане ответили на это радостными рукоплесканиями. Антоний снова поднес ему диадему, Цезарь снова ее отверг, и борьба между ними тянулась долгое время, причем Антонию, который настаивал на своем, рукоплескали всякий раз немногочисленные друзья, а Цезарю, отклонявшему венец, – весь народ. Удивительное дело! Те, что по сути вещей уже находились под царскою властью, страшились царского титула, точно в нем одном была потеря свободы. Венок с диадемой, возложенный на одну из его статуй, несколько народных трибунов сняли, и народ, с громкими криками одобрения, проводил их до дому, зато Цезарь – отрешил от должности» (2).
«Антоний подносит Цезарю диадему». Иллюстрация из «Всемирной истории» 1894 г.
Этот эпизод был одним из многих моментов, спровоцировавших гибель великого диктатора. Недооценивать консерватизм римского общества не стоило. Даже спустя 400 лет после Цезаря, когда зрелище увенчанного диадемой императора никого не могло удивить, историк Аврелий Виктор пишет о Константине Великом следующие симптоматичные строки: «Свою царскую одежду он украсил драгоценными камнями, голова его постоянно была украшена диадемой. Однако он прекрасно выполнил ряд дел: строжайшими законами он пресек клеветничество, поддерживал свободные искусства, особенно занятия литературой, сам много читал, писал, размышлял, выслушивал послов, жалобы провинциалов» (3). Иными словами – Константин, конечно, постоянно носил изукрашенную диадему (а это чудовищно!), зато вот сколько всего хорошего сделал, и это оправдывает его столь «недостойное поведение». Нам, безусловно, такой ригоризм непонятен. Но Аврелий Виктор не одинок. Красной нитью через практически все труды римских историков проходит эта непонятная ненависть к эллинистическим царским регалиям и восточным нарядам. Смешно порой читать, когда в перечне злодеяний очередного тирана помимо убийств, разврата, вымогательств и т. д. встречаются такие «страшные преступления», как ношение шелковых цветных одеяний.
И тем не менее правителям Рима приходилось считаться с подобными предрассудками римского общества даже спустя сотни лет после убийства Цезаря.
Наследник и преемник Цезаря – Октавиан Август учел все ошибки предшественников и основал новую политическую систему – Принципат, суть которой состояла в сохранении всех внешних признаков республики при фактической монархии. Конечно, в такой ситуации ни о каких диадемах на голове правителя Рима речи быть не могло. Но глава государства должен все-таки обладать неким внешним блеском. При этом в римской традиции на вполне законных основаниях существовала система различных головных украшений в виде венков как знаков отличия граждан за различные заслуги:
1. Гражданский венок (corona civica) из дубовых листьев вручался за спасение жизни граждан.
2. Осадный венок (corona obsidionalis) из травы – за освобождение осажденного города.
3. Стенной венок (corona muralis) стилизован под крепостные стены, для тех воинов, кто первым взошел на стену и ворвался во вражеский город.
4. Осадный венок (corona vallaris) – разновидность предыдущего, для тех, кто первым взошел на вал вражеского укрепления.
5. Морской венок (corona navalis) стилизован под ростры (носовой части корабля с тараном), для тех, кто первым ворвался на вражеский корабль.
Иллюстрация из книги Питера Коннолли «Греция и Рим»
Были и другие венки: «лагерный» (corona castrensis) – разновидность осадно-стенного, «овационный» (corona ovalis) – из мирта, для полководцев, торжественно входящих в город в т. н. «овации» после победы над «не очень достойным» противником (пиратами, восставшими рабами и т. п.), и «масличный» (corona oleaginea) – из маслины, для тех, кто удостоился триумфа, но лично в сражении не участвовал (триумф в отличие от «овации» предназначался для полководцев, победивших во внешних войнах).
Но самым почетным был триумфальный венок (corona triumphalis) из лавра.
Среди этого обилия наград в качестве неофициальной регалии римские императоры отобрали для себя два венка – триумфальный и гражданский, как вечные победители и спасители Отечества.
В глубокой древности эти венки в действительности плелись непосредственно из лавра или дубовых листьев, но ближе к эллинистической эпохе венки, предназначавшиеся для особ царской крови (либо для свершения религиозных обрядов), изготовлялись из листового золота.
Древнегреческий золотой лавровый венок. Кипр. IV-III вв. до Р.Х.
Точно так же было и в Риме. И чем дальше, тем пышнее становились эти «венки». Со временем их стали украшать крупными драгоценными камнями.
Впервые в текстах того периода эти украшенные каменьями венки упоминаются, кажется, у Диона Кассия, описывающего подобное украшение императора Коммода, который «облачался в плащ, весь пурпурного цвета и блистающий золотом, скроенный по фасону греческой хламиды, надевал венец, сделанный из золота и индийских камней» (4). Впрочем, в изобразительном искусстве он появляется много раньше царствования Коммода.
Как выглядел этот венец, нам демонстрируют скульптурные императорские портреты, например бюст Траяна в гражданском венке из Мюнхенской глиптотеки.
А также групповой портрет семьи императора Септимия Севера: его самого, супруги Юлии Домны и детей – Геты и Каракаллы (после убийства Геты взошедшим на престол Каракаллой многие изображения первого были уничтожены, в том числе и на этом портрете, ныне хранящемся в Германии в античном собрании в Шарлоттенбурге). Септимий и сыновья были изображены в триумфальных венках.
Групповой портрет семьи императора Септимия Севера
Итак, императорские венки представляли собой имитацию венков, выполненную в металле, которая крепилась на нешироком обруче. Обруч не был замкнутым, и его концы соединялись лентой, которая завязывалась в узел, как в настоящем венке.
В центре (в районе лба) венец украшался медальоном. Такого рода декоративные венцы, как говорилось выше, были известны еще в Древней Греции. Традиция их использования в ритуалах не прекращалась и позднее и, потому, их часто находят в погребениях.
Золотой венок с изображением Афродиты из захоронения в Горгиппии (Боспорской царство) II-III в. по Р. Х.
В отличие от древнегреческих и эллинистических прототипов, римский венок украшался не просто чеканным медальоном, но весьма крупным драгоценным камнем. Таких медальонов, впрочем, могло быть и больше.
Сorona triumphalis императорского периода (рисунок автора)
Удивительна психология римских консерваторов – простая белая лента на голове воспринималась ими как покушение на устои римской государственности, а вот роскошный золотой венец, украшенный драгоценностями, не вызывал особого негатива, ведь он формально оставался венком.
Отдельно стоит упомянуть о т. н. лучевых коронах. Их изображения присутствуют на некоторых императорских изображениях, в частности – на монетах.
Монета с изображением императора Филиппа I Аравитянина в лучевой короне
Свое происхождение этот венец ведет от иконографии солярных божеств: Аполлона, Гелиоса, Элагабала, Митры и «Непобедимого Солнца» (sol Invictus). Культ монарха в эллинистическом мире так или иначе пересекался с культами данных божеств, что и нашло свое отражение в нумизматике.
Монета с изображением Сирийского царя Антиоха VI
Из завоеванных эллинистических стран лучевая корона перекочевала в Рим. На римских императорских монетах она появляется практически сразу – уже у Августа. А начиная с Каракаллы изображение императора в лучевой короне на аверсе стало признаком новой монеты – антониниана.
Интересно, что если на антониниане изображался не император, а императрица, то ее образ сопровождался уже не лучевым венцом, а полумесяцем (ассоциация очевидна: император – образ Солнца, императрица – образ Луны).
Этот момент свидетельствует в пользу того, что, скорее всего, лучевая корона была лишь символом и не использовалась в реальной жизни. К тому же в источниках она не упоминается и в скульптурных портретах не встречается.
1) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тиберий Гракх. 14.
2) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 12.
3) Аврелий Виктор. О цезарях. XLI, 14.
4) Дион Кассий. Римская история. Книга LXXII. 19. 3.