Что тяжелее литье или штамповка
Разрушители легенд: миф о том, что литьё легче штамповки
Существует мнение, что литьё легче штамповки на 20-30 процентов. Изучив вопрос (это было непросто, ибо данных про веса дисков практически нет) на примере дисков R14 уверенно заявляю — неправда.
Практически всё «гражданское» (то есть которое покупается простым заказом в магазине) литьё R14 весит от 6 до 7кг, при этом штамповка R14 весит от 7 до 7.5кг. Большинство литья весит порядка 6.5 кг и больше, и лишь очень немногие весят 6.2кг (при этом достоверность этих 6.2 оценить сложно — данные по таким дискам не от производителя).
Самое распространённое литьё (всякие СКАД, КиК и так далее) весит как правило 6.6-6.8 кг (данные от производителя).
Напоминаю, что 20-30% от 7кг — это порядка 2кг, то есть, по мнению из инторнета, литьё R14 должно весить 5кг и менее.
Но даже далеко не всякая ковка столько весит! Например, самые лёгкие из бюджетных кованых дисков — ВСМПО — весят 5.5 кг! СЛИК при этом заметно тяжелее — большинство моделей 6кг и больше. В категории «дешевле 10 тысяч рублей за диск» нет ковки R14. которая весит меньше 5кг.
В общем, миф о том, что литьё заметно легче штамповки, я с этого дня считаю опровергнутым. По крайней мере для размеров R14 и R15 (его тоже изучал).
PS: однако у литья есть ещё пара интересных конструктивных вещей, которые не дают сказать, что функционально у литья нет преимуществ перед штамповкой. Во-первых, масса литья сосредоточена ближе к центру (и это влияет на поведение диска во время езды), во-вторых, баланс литья (качественного) как правило лучше, чем штамповки (из-за технологии изготовления).
Ну и конечно литьё выглядит гораздо красивее, но это таки не функциональное отличие.
«Литье» или «штамповка» — что выбрать? Разбираемся какие диски лучше купить на зиму
«Литье» или «штамповка» — что выбрать? Разбираемся какие диски лучше купить на зиму
Вопрос, что лучше купить на зиму — литые диски или штампованные, так и остался для многих нерешенным. Поэтому, сегодня по многочисленным просьбам мы решили разобраться, что же все-таки лучше — литье или штамповка?
Для начала несколько слов о том, что такое стальные и литые диски
Стальные, или как их еще называют штампованные диски, производятся путем штамповки. То есть, их вырубают из цельного листа прочной листовой стали. После этого отдельные части свариваются и подвергаются покраске. Штампованные диски отличаются бюджетной ценой, высокой прочностью, и стойкостью к различным деформациям. В отличие от литых аналогов, вмятины металлических дисков легко выправить (откатать). Также к преимуществам штамповки можно отнести стойкость к низким температурам.
Недостатком штампованных дисков является непрезентабельный внешний вид и большой вес по сравнению с литыми дисками. Правда первую проблему с лихвой компенсируют колпаки.
Литые диски или «титаны» изготавливаются путем плавления легких сплавов (алюминий) и отливания в формы. Это делает их легкими, прочными и весьма привлекательными. Некоторые диски вытачивают из цельной алюминиевой заготовки. Недостатком литых дисков является их неустойчивость к ударам и повреждениям. После сильного удара, особенно на большой скорости, диск может деформироваться, треснуть или получить многочисленные сколы, которые нельзя будет восстановить. Кроме того, вопреки многочисленным отрицаниям поклонников литья, литые диски все же «боятся» низких температур. Нет, они не трескают от мороза как мокрый пенек, но при отрицательных температурах их прочность существенно снижается и то, что летом вам стоило бы небольших восстановительных работ, зимой может обернуться в полное разрушение колесного диска.
Вообще, эти два типа диска конкурируют между собой давно и это не только «сезонное обострение», существуют как поклонники, так и ярые противники того и другого типа дисков. Поэтому, чтобы не становиться на чью-то сторону, мы попытаемся сохранить нейтралитет и взглянем на спорный вопрос с точки зрения независимых экспертов. В этой статье мы рассмотрим явные преимущества литых и штампованных дисков, если таковые имеются, укажем на недостатки, а выбор как всегда предоставим вам. Только в данном случае мы сделаем акцент на зимней эксплуатации. Итак, поехали…
Как вы знаете, подавляющее большинство недорогих авто, несмотря на популярность литых дисков, комплектуются штампованными аналогами. Кто-то сразу же меняет штамповку на литье, кому-то абсолютно все-равно на чем ездить, а кто-то, вот как мы с вами — ломает голову над вопросом, что же все-таки лучше — купить литые или штампованные диски.
Основные причины, по которым на зиму ставят штамповку
Первая причина, по которой используют штамповку зимой — бюджетность. Штампованные диски за счет своей невысокой стоимости, так сказать «не жалко». Если даже что-то и произойдет с железными «катками», никто сильно расстраиваться не будет. Кроме того, если вы однажды «переобулись» на таких дисках в зимнюю резину, с наступлением тепла вы можете снять диски с резиной и отложить до следующих холодов, что очень удобно и выгодно, если учитывать стоимость шиномонтажа (2 раза в год лето-зима, зима-лето). С литыми дисками в данном вопросе все намного сложнее. Во-первых, цена литых дисков, при условии, что они качественные, довольно высока и не всем по карману, а если представить себе ситуацию с покупкой двух комплектов зима-лето, то и вовсе — дорогое удовольствие. А переобуваться дважды в год — тоже не самый лучший вариант.
Вторая причина, по которой выгодно или, правильнее сказать, удобно использовать штампованные диски зимой – сохранность литых дисков. Агрессивные химикаты, которыми обрабатываются дороги в зимнее время, негативно сказываются не только на кузове автомобиля, но и на колесах. Поэтому целесообразнее и дешевле «уничтожить» более дешевые штампованные диски, нежели дорогие литые аналоги. Кроме того, если учесть, что зимой на дорогах много скрытых ям и препятствий, покрытых льдом, которые повреждают ЛКП литых дисков, то и вовсе можно сделать вывод, что штампованные диски для зимы — самое то!
Причина третья — более открытые литые диски больше забываются снегом, нежели штампованные аналоги. После чего возникает трение, проблемы с тормозными механизмами и т. д.
Попробуем оправдать литые диски?!
Хрупкость литых дисков в мороз, о которой мы говорили выше. В принципе это правда. Действительно алюминиевые сплавы при минусовых температурах становятся более ломкими. Но если взглянуть на это с другой стороны, то можно отметить тот факт, что критические температуры, свойственны определенным регионам в нашей стране, например, где-нибудь в Сибири, но даже там температура не так часто опускается ниже отметки в — 40°C. Так что этот довод можно подвергать сомнению или не учитывать вовсе.
В зимнее время из-за скользких дорог существует большая вероятность бокового удара о препятствие (бордюр, ледяная яма, куски льда и т. д.). После удара литые диски часто повреждаются и требуют дорогостоящего ремонта или вовсе не подлежат восстановлению. Да есть такое дело, однако если вы проживаете в городе, где дороги хоть немного убирают и обрабатывают реагентами, то можно сказать, что вероятность попадания в подобную ситуацию довольно-таки маленькая. К тому же, зимой адекватные люди, которые берегут себя и свой автомобиль, не ездят быстро, и если даже вы и поймаете яму на дороге, то скорее всего литой диск после этого останется целым.
Снег в литых дисках и вправду играет не в пользу литых дисков, из-за их открытой конструкции, мокрый снег и мороз, который часто его сменяет, могут сыграть злую шутку, в случае если вы используете литые катки зимой. Однако в большинстве случаев производители литья работают над ошибками и современные литые диски имеют конструкцию способную выполнять самоочистку от снега во время движения автомобиля. Ко всему прочему, литые диски легче очистить от льда и снега чем металлические, кроме того охлаждение тормозных элементов у литых аналогов намного лучше из-за той-таки открытой конфигурации.
Повреждение ЛКП литых дисков. Данный пункт актуален лишь в тому случае, что диски китайские или покрашенные своими руками. Качественные же фирменные литые диски имеют довольно прочное лакокрасочное покрытие, как правило на порядок выше покрытия многих стальных аналогов. И если вы не собираетесь ездить по бездорожью с толстым льдом или целине, то бояться вам в принципе нечего.
Как видите, и те, и другие диски имеют ряд преимуществ и недостатков друг перед другом, причем некоторые недостатки, если взглянуть на них под другим углом, могут оказаться просто вымыслом или просто мифом. Самое главное — это понять для себя, что для вас и вашего авто будет лучше в тот или иной период времени.
Если вы знаете, что зимы у вас суровые и ездить вы будете по не самым лучшим дорогам, то, пожалуй, более мудрым решением будет поставить на зиму штамповку, их не так жаль в случае повреждения, они более выносливые и стойкие к ударам, нежели литые диски.
Если же у вас качественные литые диски, покрытые заводской краской, вы проживаете в регионе, где слишком низкие температуры — редкость, вы передвигаетесь исключительно по городу, где дороги преимущественно чистые — смело можете использовать литые диски. Аккуратная эксплуатация и бережное отношение вряд ли навредит вашим литым каткам зимой. Единственное о чем стоит задуматься, так это над тем, стоит ли постоянно ездить на шиномонтаж при смене резины, или может быть стоит купить дополнительный комплект литых дисков на зиму.
На этом наш краткий опус подошел к концу, всем осилившим спасибо за внимание, все кто желает дополнить или высказать свое мнение по этому поводу могут сделать это, используя форму для комментов. Всем пока и до новых встреч на Вопрос Авто. Берегите себя!
Тут я, конечно не мог удержаться:
Вроде как, конечно легче (прочнее, жеще, крепче, надежнее …). В чем конечно может убедиться любой, достаточно иметь безмен. Таких горе обзорщиков, телебонькающих безменами с погрешностью измерения вплоть до 500 гр — пруд пруди. И приводимая разница то, выглядит весьма существенно, по 2-3 кг на диск.
Так что вроде как … да. Да, но тут, пользователь с туго набитыми карманами и жаждущий пафоса «на все деньги»
Сам же себе роет яму иллюзий, сравнивая коров и автобусы, накрытых белым одеялом. Ну или, если вы уже готовы высказаться в комментариях «какое отношение коровы имеют к блогу автомобильного сайта», то это как выбирать авто для поездок в детский сад за углом, между Porsche и Toyota. Мало того, что марки разные (технически, идеологически) так еще и внутри выборки дохрена разных сочетаний моделей авто с оснащением, типом двигателя и т.п. Ну, как бы, тут и муки выбора сами по себе абсурдны, так как выбора то и нет
Достоверно сравнивать (варьировать) характеристику(ки) объекта можно только в случае фиксации (постоянства=const) всех остальных значимых параметров.
То бишь, если вы хотите сделать обобщенное утверждение, что кованные диски легче литых, то, мало того, что вам нужно достать репрезентативную выборку, бог с ней. Вы должны сравнивать два абсолютно идентичных диска. Одинаковой геометрии, размера, рисунка, материала, обработки, окраски … но изготовленные двумя разными технологиями – литьем (выбор технологии литься из пулла вариантов) и ОД (выбор технологии обработки давлением из пулла вариантов). И, чем меньше параметров у вас зафиксированы, тем сомнительней результаты полученного сравнения. Ну, т.е. задача трудновыполнимая, хотя, внутри производителя – вполне реализуемая. Но тут, как с маслом, с каждым годом вам его делают всё лучше и лучше, а результат как в анекдоте:
Лось с большого бодунища выходит к реке. Голова трещит, тело ломит, во рту
сухо, короче хуже не бывает. Подошел к воде и начал жадно пить. Пьет,
Пьет, пьет…
А сзади из леса выходит охотник. Видит лося, прицеливается, стреляет
и попадает.
Лось стоит… Охотник опять взводит курок, целиться, стреляет и попадет.
Лось стоит и пьет… Охотник в третий раз прицеливается, стреляет и попадает
в лося. Лось поднимает голову из воды и говорит:
— «Не понимаю. Я пью, пью, а мне все хуже и хуже.
Так вот, когда отсутствует возможность узнать характеристики объекта в лоб, пользуются методом изготовления образцов свидетелей (не путать с эталоном). По правде говоря, воспользоваться им в задуманном виде мы так же не сможем, но сможем взять оттуда идею. Если подобрать детали одного типа таким образом, что бы влияние дизайна минимально, схожесть геометрии и металлоемкости максимальна, а технологии принципиально разные, то, можно попытаться примерно оценить разницу технологий. Вот
matanmaster разумно предложил поршни.
Вполне себе заслуживающий рассмотрения подход. Уж точно, сто крат адекватнее манипуляций безменофилов. Я не проверял, но по словам очевидцев, разница в массе там составляет 20%. Что в принципе, соответствует описанной разнице в характеристиках в статье про кованные диски.
Ну хорошо. Хорошо, да не очень всё же…А что, если еще более упростить задачу, пойти дальше и попытаться сравнить полуфабрикаты. Таким образом, мы полностью исключаем влияние дизайна/геометрии и сравниваем объекты, из которых дальше, неизвестно как, просчитавшие всё всё немецкие(японские) инженеры «лепят» наши авто железки.
Если вы хоть раз посещали справочник материалов, то, не будучи в теме, написанное будет сравни китайской грамоте. Ну вот, например самый обычный (обожаю эту формулировку) авиационный алюминий.
все строчки тут важны, интересны и полезны. Но для начала нам будут интересны механические характеристики, а именно — значения σв (сигма вэ), (МПа). Это так называемый предел прочности материала. О том, что это – чуть позже.
«Легко заметить» как обычно пишут в учебниках…
что предел прочности материала может отличаться очень сильно, не только в зависимости от условий, но и в зависимости от типа обработки. Например, поковка отожженная имеет 300 Мпа, зато лист, после мех обработки (прокатка и плакирование) лучше по механике почти в полтора раза 420 мпа. В бытовой терминологии оба этих вариантов – ковка, а основная механическая характеристика — предел прочности, различается в полтора раза.
Пойдем дальше. А что у нас с литьем?
Ну вот например алюминий для литья АЛ13 имеет предел прочности 150, или вот сплав для изготовления поршней дизелей из алюминия АЛ26 предел прочности 160. Ну, или вот даже вот такой сплав для литья — предел прочности 190
«Ну и не бывает литья 16×7 легче 6кг». Но тут на сцену вылезает литой Advan Racing RG 16×7 с массой 5.8 кг
а, например, кованные Acura NSX аж 7,6 кг.
Пять преимуществ штампованных дисков перед литыми и коваными
Для сравнения, литые и кованые диски после сильного удара, особенно на большой скорости, с большой вероятностью треснут или получат сколы, и привести деталь в первоначальный вид будет непросто.
С таких дисков достаточно быстро облезает краска, появляются очаги коррозии. Неудивительно, что эксперты рекомендуют регулярно, чуть ли не раз в неделю, обрабатывать «литье» и «ковку» специальными средствами против ржавчины.
С «штамповкой», особенно защищенной пластиковыми колпаками, такой химической атаки можно не опасаться, да и тратить время на химзащиту не нужно. Но все же не забывайте зимой почаще мыть колеса со штампованными дисками, поскольку последние изготавливают из низкоуглеродистой стали и при невнимании владельца к их состоянию они могут начать ржаветь.
Через эти «коридоры» в тормозные механизмы и на элементы подвески зимой и в межсезонье набивается снег, песок или грязь.
Таким образом «литые» колеса прежде всего при езде по снежному пухляку с большей вероятностью обрастут снежным наростом, а то и наледью и разбалансируются.
С штамповкой такой сценарий гораздо менее вероятен, поскольку большинство моделей представляет из себя закрытый корпус с небольшими отверстиями для уменьшение массы, увеличения структурной прочности, вентиляции и отвода грязи.
Не секрет, что в очень сильные морозы литые и кованые диски могут преподнести неприятный сюрприз ввиду усиления хрупкости.
Скажем, в крепкий мороз проезд на большой скорости ямы с острыми краями может привести к порче литого или кованого диска.
Штамповка же лишена такого недостатка, поскольку гораздо боле пластична. Кроме того, «литье» и «ковка» не любят резкого перепада температур. Когда вы, например, въехали на мойку с сорокаградусного мороза и мойщик обдает колеса горячей водой (или вы делаете это сами на мойке самообслуживания), покрытие литых дисков может потрескаться.
Какие диски лучше литые или кованые, преимущества и недостатки
Среди автолюбителей часто идут споры о том, какие диски лучше литые или кованые, в чем их преимущества и недостатки. Многие полагают, что эту продукцию делают из совершенно разных металлов. Литые диски — из алюминия. Кованые — из какого-то особого сплава, произведенного чуть ли не по косметическим технологиям. Этим, дескать, объясняется их повышенная прочность и долговечность.
На самом деле это заблуждение. В обоих случаях используется один и тот же материал. Разница заключается в технологиях изготовления. И вот тут важно, что лучше — ковка или литье, и какие свойства они придают конечному продукту.
Из какого материала производятся диски
Оба вида колесных дисков изготавливают из сплава алюминия с магнием и небольшой примесью меди (3—7%). Алюминий легкий, хорошо плавится. Магний придает металлу прочность, износостойкость. Медь добавляют для мягкости.
При этом у каждого производителя есть своя уникальная формула процентного соотношения металлов в сплаве. Она является коммерческой тайной, которую тщательно оберегают. Эта формула во многом определяет, почему кованые или литые диски одного бренда лучше, чем та же самая продукция, но произведенная другой компанией.
Таким образом, на начальном этапе производства литых и кованых дисков работники завода имеют дело с одним и тем же материалом — вот таким штабелированным алюминием, в котором присутствует определенный процент магния и меди:
Алюминиевые блоки плавят в огромных печах при температуре 600–700°C. В процессе нагревания жидкую массу помешивают, очищают от сторонних примесей (шлака). По завершении этого этапа технологии производства литых и кованых дисков идут в кардинально разных направлениях.
При изготовлении литых дисков массу расплавленного алюминия из огромных чаш переливают в специальные формы. Их внутренняя часть имеет нужные очертания, которые буквально формируют будущую заготовку диска.
После остывания заготовку извлекают из формы и дорабатывают на специальных станках. С помощью фрезы ее обтачивают, добавляют нужные отверстия и изгибы, улучшающие скоростные и эстетические характеристики. Иногда готовую продукцию красят (зависит от модели).
Вот и весь процесс изготовления. Металл расплавили → залили в формы → заготовки обточили → получили готовый продукт. Литье содержит мало этапов, является менее трудоемким, более быстрым и дешевым процессом производства, чем ковка.
Однако у него есть один существенный минус. В расплавленном алюминии присутствуют микропузырьки воздуха. При литье они остаются в металле, что существенно уменьшает его прочность. Участки диска с большим скоплением пустот во время езды не выдерживают больших нагрузок и дают трещины.
Для повышения прочности производители увеличивают толщину металла. При этом повышается масса диска и, как следствие, нагрузка на ходовую. Однако от пузырьков воздуха утолщение не избавляет.
Для устранения всех этих недостатков была изобретена ковка. Она избавляет сплав от микропустот и делает его кристаллическую решетку более плотной. Повышается прочность металла, скорость и безопасность езды.
Решая, что лучше литые или кованые диски, опытные водители всегда делают выбор в пользу вторых. Во время ковки используется тот же алюминиево-магниевый сплав. Однако из него отливаются не готовые диски, а длинные цилиндры-заготовки, похожие на столбы.
Сначала их охлаждают, а потом разрезают на небольшие куски. Этот процесс напоминает поперечный распил бревна, в результате которого получаются одинаковые по размеру чурбаки.
Каждый алюминиевый «чурбак» нагревают и отправляют под пресс. Кусок металла плющат под огромным давлением до тех пор, пока он не превращается в толстую лепешку. Затем насадку на прессе меняют. Алюминиевую «лепешку» опять сдавливают, придавая ей форму тарелки. После третьей смены штампа из «тарелки» получают почти готовый диск с бортами и насечками.
Этот процесс отдаленно напоминает традиционную ковку в кузнице. Только в случае с дисками используется на молот и наковальня, а мощный пресс. Путем многократного сильного сдавливания он превращает горячий кусок металла в почти готовый продукт (заготовку-«кастрюлю»).
При этом из сплава удаляются пузырьки воздуха. Его структура становится более мелкозернистой, «волокнистой» и плотной. Все это повышает прочность готового продукта в десятки раз. Теперь сильные удары диску не страшны. В нем нет пустот, которые могли бы привести к образованию трещин.
Перед тем как завершить процесс, заготовки закаляют: 3 раза нагревают и охлаждают. Это делает сплав еще плотнее и крепче, убирает любые, даже самые микроскопические пузырьки. После закалки диск искусственно «старят», чтобы устранить внутреннее механическое напряжение.
На последнем этапе состаренную «кастрюлю» с насечками отправляют на специальный фрезерный станок, которому задана определенная компьютерная программа. С ее помощью можно изготовить диск какой угодно формы. В цехе механической обработки на заготовке вырезают ребра жесткости, сверлят отверстия.
Отвечая на вопрос, какие же диски — кованые или литые — лучше, важно помнить обо всех особенностях их производства. В процессе ковки алюминий несколько раз нагревают, сплющивают, закаляют. Все это делается с одной целью — убрать микропустоты и повысить прочность металла.
Диски кованые или литые, что лучше? Преимущества и недостатки
Первый плюс литых дисков — дешевизна, определяющая высокий спрос на такую продукцию. Второй — мягкость. В процессе эксплуатации литые диски редко портят покрышки. При попадании в яму они просто гнутся, не причиняя вреда резине. В этом же заключается их недостаток: уж слишком литые диски непрочные, чтобы претендовать на звание действительно качественного продукта.
У кованых моделей гораздо больше плюсов:
• Высочайшее качество. Балансировка зачастую не требуется.
• Исключительная прочность, которая достигается многократным сдавливанием и закалкой металла.
• Высокие скоростные характеристики. Диски легкие, отлично сбалансированные.
• Малый вес, обеспечивающий меньшую нагрузку на подвеску.
• Красивый дизайн.
• Меньший расход бензина.
Отвечая на вопрос, какие диски легче кованые или литые, вспомним о том, что производители вторых нередко увеличивают толщину металла. Большой вес повышает нагрузку на ходовую, усиливает износ деталей, увеличивает расход бензина.
Все это не касается кованых моделей, которые на треть легче литых и на 60% — штампованных. В процессе ковки качество дисков много раз проверяется. Готовый продукт получается исключительно износостойким и отлично сбалансированным. Ему не страшны никакие ямы.
Минусы кованых дисков — жесткость и высокая цена. При сильном ударе они не деформируются, но перегружают ходовую и могут повредить покрышку. Владельцам таких моделей придется и шины покупать качественные, иначе проблем не избежать. Стоят кованые варианты почти в 2 раза дороже литых. Однако этот недостаток с лихвой компенсируется их долгим сроком службы.
Подробное описание производства и сравнение характеристик можно посмотреть в видео:
Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!