Что твоя душа мне стала поперек души цветаева

Цветаева Марина

* * *
Повторю в канун разлуки…

Повторю в канун разлуки,
Под конец любви,
Что любила эти руки
Властные твои

И глаза – кого-кого-то
Взглядом не дарят! –
Требующие отчета
За случайный взгляд.

Всю тебя с твоей треклятой
Страстью – видит Бог! –
Требующую расплаты
За случайный вздох.

И еще скажу устало,
— Слушать не спеши! –
Что твоя душа мне встала
Поперек души.

И еще тебе скажу я:
— Все равно – канун! –
Этот рот до поцелуя
Твоего был юн.

Взгляд – до взгляда – смел и светел,
Сердце – лет пяти…
Счастлив, кто тебя не встретил
На своем пути.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Подруга (1-17 — Цветаева)/13

ТочностьВыборочно проверено

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

← Подруга. 12. «Сини подмосковные холмы…»Подруга (1-17 — Цветаева)Подруга. 14. «Есть имена, как душные цветы…» →

Повторю в канун разлуки,
Под конец любви,
Что любила эти руки
Властные твои

И глаза — кого-кого-то
Взглядом не дарят! —
Требующие отчёта
За случайный взгляд.

Всю тебя с твоей треклятой
Страстью — видит Бог! —
Требующую расплаты
За случайный вздох.

И ещё скажу устало,
— Слушать не спеши! —
Что твоя душа мне встала
Поперёк души.

И ещё тебе скажу я:
— Всё равно — канун! —
Этот рот до поцелуя
Твоего был юн.

Взгляд — до взгляда — смел и светел,
Сердце — лет пяти…
Счастлив, кто тебя не встретил
На своём пути.

Источник

Что твоя душа мне стала поперек души цветаева

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Бесправная песня моя». Часть вторая.

У Цветаевой и Парнок встречаются в стихах поразительные переклички, параллели, совпадения образов, строк. Постоянное общение, близость выработало у подруг общий язык со своими пристрастиями к тем или иным словам и оборотам речи, следы которых сохранились в стихах обеих. Это типичное явление клановой языковой общности, которая вырабатывается у близких людей, связанных общей жизнью и духовным родством. Например:

«. словно снег пуховочкой

«. и всё, что голубем Вам воркую

напрасно-тщетно-вотще и всуе,

«как хорошо, что ты воркуешь,

Но надо сказать, что приоритет принадлежал Парнок. Она уже выработала тогда свой стиль в поэзии, резкий, яркий, патетический, оказавший влияние на молодую Цветаеву. Встреча с Парнок имела существенное влияние и на литературное самоопределение Марины — исключительная интелллектуальная и эстетическая независимость позиции Парнок в литературной среде 10-годов стала для Цветаевой примером и прообразом её будущего кредо в литературе.

Весну и лето 1915 года подруги живут вместе, сняв комнату. Сергей Эфрон переезжает с Борисоглебского переулка к сестре, а Марина, оставив маленькую Алю на попечение няни, уезжает к родственникам Парнок на Украину, где они живут на даче, потом гостят в Коктебеле у Волошина. Этот роман не был тайной для их друзей, родных и знакомых. Мудрая Пра (мать Волошина) уговаривает их не принимать никаких мер, ибо они «не в силах разрушить эти чары».

Началась Первая мировая война, и Сергей уходит добровольцем на фронт.

Вовсе не из политических убеждений оказался он в белой гвардии Корнилова.

Эфрон не интересовался политикой, вообще не подлежал призыву из-за туберкулёза лёгких. Ему было всего 18, он учился на первом курсе Литературного института, выпустил первую книжку рассказов. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не эта роковая страсть жены. Он ушёл на войну, потому что не видел другого выхода из семейного тупика, чтобы как-то разрубить этот гордиев узел, дать свободу Марине.

Страсть их с Парнок была бурной, но далеко не безоблачной. Постоянные ссоры, выяснения отношений, неоправданные упрёки начинали стеснять свободу обеих. В это время Цветаева позволяет себе кратковременный роман с Мандельштамом. Что было потом, она довольно откровенно расссказывает в письме к М. Кузмину: «Когда я, пропустив два мандельштамовых дня, к ней пришла — первый пропуск за годы — у неё на постели сидела другая — очень большая, толстая, чёрная». Это была актриса Людмила Эрарская, женщина кавказской крови.

С.Парнок и Л.Эрарская, из-за которой Парнок рассталась с Цветаевой

***
Не хочу тебя сегодня,

пусть язык твой будет нем.

Память, суетная сводня,

не своди меня ни с кем!

Не мани по тёмным тропкам,

к этим дерзким, этим робким

С вдохновеньем святотатцев

из своих любовных святцев

Повторю в канун разлуки,

что любила эти руки

и глаза — кого-кого-то

за случайный взгляд.

Всю тебя с твоей треклятой

за случайный вздох.

что твоя душа мне стала

И ещё тебе скажу я:

этот рот до поцелуя

взгляд до взгляда — смел и светел,

Счастлив, кто тебя не встретил

Цветаева назовёт этот роман «часом своей первой катастрофы». Но эта боль и катастрофа помогли ей стать зрелым поэтом. Отношения с Парнок открыли новую Цветаеву: Цветаеву вёрст, бродяжничества, «разгула и разлуки». С Парнок кончилась её юность. Такая встреча с судьбой даром не проходит. Теперь казалось — всё дозволено. Никакое новое увлечение, никакой грех больше не были невозможны. Неизменным оставалось только её отношение к Эфрону. На следующий день после последнего стихотворения-воспоминания о Парнок, Цветаева принесла покаяние мужу — на жизнь вперёд:

Самозванцами, псами хищными

У палат твоих, царь истинный,

После разрыва с Парнок Цветаева всячески стремилась, чтобы их имена нигде не соприкасались — при жизни она не печатала стихов из «Подруги», сняла все посвящения Парнок и, видимо, требовала возврата своих писем, на что бывшая возлюбленная гневно отвечала в стихах:

Краснеть за посвящённый стих

и требовать возврата писем?

Священен дар и независим

от рук кощунственных твоих!

Что возвращать мне? На, лови,

тетрадь исписанной бумаги,

но не вернуть огня и влаги

и ветра ропотов любви!

В отличие от Цветаевой, Парнок никогда не держала на неё зла, и карточка Марины всегда стояла у неё на столике возле постели.

Тоскую, как тоскуют звери,

тоскует каждый позвонок.

И сердце — как звонок у двери,

и кто-то дёрнул за звонок.

Дрожи, пустая дребезжалка,

звони тревогу, дребезжи.

Пора на свалку! И не жалко

при жизни бросить эту жизнь.

Уж не склоняюсь к изголовью,

и страшно молвить: ни любовью,

ни ненавистью не люблю!

Пройдя через это, Цветаева в конце концов оттолкнула от себя подобную модель отношений и никогда больше не возвращалась к ней. А Парнок осталась верна своим вкусам и пристрастиям в любви до конца своих дней. Такова была её природа, и не нам её судить.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

Цитатник

Есть художники, которые не пишут картины. Они рассказывают истории. За, казалось.

Что вообще такое рок-баллада? Душевная-передушевная песня с кл.

Изюм. В центральном парке. 21 октября 2017 г. Изюм. Дубовая роща и моя любимая.

Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло Единицы разбудят немногих, немно.

Новости

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

» Повторю в канун разлуки … «

Что любила эти руки

За случайный взгляд.

Всю тебя с твоей треклятой

За случайный вздох.

И еще скажу устало,

Что твоя душа мне встала

И еще тебе скажу я :

Этот рот до поцелуя

Взгляд—до взгляда — смел и светел,

Счастлив, кто тебя не встретил

Марина Цветаева, Апрель 1915 г.

В 1914 году Марина Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок.

Та была старше Марины Ивановны на семь лет, отличалась капризностью, ироничностью, умом, обладала необычной внешностью. После неудачного замужества Парнок стала обращать внимание исключительно на женщин.

Цветаеву поэтесса очаровала буквально с первой встречи. Вскоре после знакомства между Мариной Ивановной и Софией Яковлевной завязался роман. От общественности отношения они не скрывали.

Более того – нередко действовали демонстративно, откровенно, напоказ, о чем свидетельствуют воспоминания современников. При этом подавать на развод с законным супругом – Сергеем Яковлевичем Эфроном – Цветаева не собиралась.

Родственники о ее измене знали, но предпочитали оставаться в стороне. Роман двух поэтесс продлился относительно недолго – в 1916 году женщины расстались. Марина Ивановна вернулась к мужу.

Отношения с Парнок она впоследствии назвала « первой катастрофой в своей жизни ».

Софии Яковлевне Цветаева посвятила небольшой цикл « Подруга ». В него включено стихотворение « Повторю в канун разлуки … », написанное в конце апреля 1915 года.

Не слишком привлекательный портрет своей возлюбленной – властные руки, требование отчета даже за случайно брошенный взгляд, страсть, названная треклятой. Сильная, деспотичная женщина, которая явно играет в паре главную роль, руководит партнером.

Этот мучительный роман делает автора по-настоящему взрослой. Рот ее до поцелуя с любовницей был юн, сердце – не старше пяти лет, взгляд – « смел и светел ».

Самые страшные строки стихотворения – финальные. Подобные слова от когда-то родного и близкого человека не хотелось бы услышать никому. Поэтесса провозглашает счастливыми всех тех, кто не встретил ее подругу на своем пути.

Источник

«Повторю в канун разлуки…» М. Цветаева

Повторю в канун разлуки,
Под конец любви,
Что любила эти руки
Властные твои

И глаза – кого-кого-то
Взглядом не дарят! –
Требующие отчёта
За случайный взгляд.

Всю тебя с твоей треклятой
Страстью – видит Бог! –
Требующую расплаты
За случайный вздох.

И ещё скажу устало,
– Слушать не спеши! –
Что твоя душа мне встала
Поперёк души.

И ещё тебе скажу я:
– Всё равно – канун! –
Этот рот до поцелуя
Твоего был юн.

Взгляд – до взгляда – смел и светел,
Сердце – лет пяти…
Счастлив, кто тебя не встретил
На своём пути.

Дата создания: 28 апреля 1915 г.

Анализ стихотворения Цветаевой «Повторю в канун разлуки…»

В 1914 году замужняя Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Яковлевной Парнок. Та была старше Марины Ивановны на семь лет, отличалась капризностью, ироничностью, умом, обладала необычной внешностью. В 1907 году она сочеталась браком с Владимиром Михайловичем Волькенштейном, но прожила с ним не слишком долго. После неудачного замужества Парнок стала обращать внимание исключительно на женщин. Цветаеву поэтесса очаровала буквально с первой встречи. Вскоре после знакомства между Мариной Ивановной и Софией Яковлевной завязался роман. От общественности отношения они не скрывали. Более того – нередко действовали демонстративно, откровенно, напоказ, о чем свидетельствуют воспоминания современников. При этом подавать на развод с законным супругом – Сергеем Яковлевичем Эфроном – Цветаева не собиралась. Родственники о ее измене знали, но предпочитали оставаться в стороне. Роман двух поэтесс продлился относительно недолго – в 1916 году женщины расстались. Марина Ивановна вернулась к мужу. Отношения с Парнок она впоследствии назвала «первой катастрофой в своей жизни».

Софии Яковлевне Цветаева посвятила небольшой цикл «Подруга». В него включено стихотворение «Повторю в канун разлуки…», написанное в конце апреля 1915 года. Его лирическая героиня рисует не слишком привлекательный портрет своей возлюбленной – властные руки, требование отчета даже за случайно брошенный взгляд, страсть, названная треклятой. Перед читателями предстает женщина сильная, деспотичная, которая явно играет в паре главную роль, руководит партнером. Примерно в середине стихотворения появляется образ яркий, запоминающийся и хорошо характеризующий отношения, которые не просто надоели, а высушили досуха, вымотали:
…Что твоя душа мне встала
Поперек души.

Этот мучительный роман сделал лирическую героиню по-настоящему взрослой. Рот ее до поцелуя с описанной в тексте любовницей был юн, сердце – не старше пяти лет, взгляд – «смел и светел». Самые страшные строки стихотворения – финальные. Подобные слова от когда-то родного и близкого человека не хотелось бы услышать никому. Героиня провозглашает счастливыми всех тех, кто не встретил ее подругу на своем пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *