Что творится с теслой
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Акции Tesla: самый большой пузырь на фондовом рынке
Прежде, чем мы проведем небольшой анализ компании, стоит сразу отметить пару моментов. Во-первых, я положительно отношусь к компании Tesla и сам езжу на Tesla Model 3 Performance. Это лучший автомобиль в своем роде на данный момент времени и команда Илона Маска провела отличную работу.
Сколько стоят автомобильные компании?
Выпишем в таблицу сколько сейчас стоят компании на рынке (30 октября 2021).
В таблице представлены 14 крупных автомобильных компаний. Цена компаний указана в миллиардах. Tesla стоит больше всех автомобильных компаний в мире. Столбец Odds показывает, насколько больше стоит Tesla по сравнению с каждой отдельной компанией из списка. Ближайший конкурент Tesla по цене — это Toyota на 283.06%.
Проведем мысленные эксперименты. Какие первичные выводы мы можем сделать, если бы увидели данную таблицу без остальных данных о количестве продаж, выручке и чистой прибыли?
У нас недостаточно данных, чтобы выбрать верное предположение. Давайте посмотрим, сколько компании продают автомобилей в год.
Кто сколько продает авто в мире?
Перенесем в таблицу данные продаж за 2017-2020 год и квартальные продажи за 2021 год.
Как видно из таблицы по количеству проданных автомобилей Tesla находится на 12 месте, а за 2021 год на 11 месте.
За 2020 год Toyota продала в 19 раз больше автомобилей, чем Tesla, а Volkswagen продал в 18,64 раз больше. Tesla стоит больше на 283.06%, чем Toyota и на 686.84%, чем Volkswagen. Разница огромная. Уже здесь можно предположить, что акции Tesla — пузырь. Либо опять же, Tesla стоит справедливо, а все остальные компании сильно недооценены. Опять же, надо смотреть сколько компания зарабатывает выручки. Количество проданных товаров не значит, что компания зарабатывает больше всех денег.
К примеру, iPhone приносит Apple больше денег, чем все остальные производители смартфонов вместе взятые. Хотя по количеству проданных смартфонов компания не на первом месте.
Возможно, у Tesla такая же ситуация как у Apple. Что прояснить ситуацию, давайте посмотрим на финансовые показатели компаний.
Сколько компании зарабатывают?
В таблице автомобильные компании по выручке в млн за 2017-2020. Раз Renault-Nissan-Mitsubishi позиционирует себя как альянс и везде приводят общие данные по количеству проданных автомобилей, то и показатели компании будем суммировать.
В 2021 году Tesla также по выручке лишь на 11 месте. Правда Tesla умудряется расти 3 квартала подряд вместе с Stellantis (Fiat, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, Jeep, Maserati, Opel, Peugeot) и BYD. У всех остальные перебои с выручкой из-за дефицита полупроводников. Надо понимать, что чем больше зарабатывает компания выручки, тем больше денег она может тратить на производство, исследования, разработки, маркетинг, сотрудников и тд. Уже по этим показателям видно, что Tesla сильно переоценена. Посмотрим сколько компании зарабатывают Операционной прибыли.
В таблице сортировка по Операционной прибыли за 2020. Держим в голове, что 2020 год был годом пандемии. Если бы мы Renault-Nissan-Mitsubishi рассматривали отдельно каждую компанию, то Mitsubishi была бы на 9 месте. Tesla по операционной прибыли за 2020 год на 9 месте. Tesla заработала в 9,95 меньше операционной прибыли, чем Toyota и в 7,11 меньше, чем Volkswagen. И это самый плохой год для автопрома и лучший год Tesla за всю историю.
Выводы
Это как купить квартиру за 110 млн, чтобы сдавать в аренду по 600 тысяч рублей в год и ждать 183 года, когда инвестиция окупится. На такую сделку не пойдет ни один разумный инвестор. Нет смысла смотреть на активы компании, количество долгов, объемы рынка и темпы роста компании. Акции Tesla переоценены в десятки раз и растут дальше с каждым днем.
Майкл Бьюрри, который предсказал пузырь на рынке ипотечных облигаций США, который привел к финансовому кризису 2008 года, открыто ставит на понижение акций Tesla и называет ее акции огромным пузырем. По его словам как только лопнет пузырь, акции пойдут вниз с такой скоростью, что люди не успеют понять, как потеряли деньги.
С ним сложно не согласиться и меня лично удивляет текущая ситуация, где рынок покупает акции без анализа только потому, что они все время растут, что в свою очередь снова приводит к росту. Замкнутый круг. Я крайне не рекомендую покупать акции Tesla и обратить внимание на недооцененные компании, которых на рынке не мало.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
На пороге уже куча отличных элетричек от ведущих брендов. А Илон, ну просто обычный постановочный инфоцыганенок с поддержкой от госдепа и скоро тесло-сектанты надолго засядут в яму со своей слепой верой и акциями. Просто людям свойственно сломя голову лететь вперед якобы навстречу будущему.
Никто даже не обсуждает вопрос инфраструктуры для электрокаров, дефицит электроэнергии уже наблюдается, а это еще мизерная доля среди авто с ДВС.
Все топят за зеленую энергию, но никто до сих пор не решил вопрос с утилизацией и переработкой радиоактивных батарей, хотя что тут греха таить, главное бабла срубить на хайпе и затянуть туда хомяков побольше. не скоро эти хомяки осознают, что их надули, прям как акции цыганенка маска
Автор ищет оправдания почему он лх-ся и вышел из Теслы не срубив тонну бабок
Никита, наверное не без этого), но посмотрим на вероятность прогноза.
Согласен со статьей на 100%, только интересно когда они рухнут?
Мишка, посмотрел его видео про теслу и скажу тебе, что невежа этот твой блогер или сказочник который сознательно исковеркает факты с актёрским кривлянием.
АВТОР почему тенденцию и график па продажам с каждым годом не заметил, все компании топчатся или теряют позиции а Тесла за три года утроил свои продажи и наращивает производство. Не красиво врать людям скрываясь за так называемыми общими показателями тем более выдавая их не полноценно.
Инвестидея: Tesla, потому что так больше нельзя
Сегодня спекулятивная идея: дождаться, когда упадут акции производителя электрокаров Tesla, и заработать на отскоке.
Потенциал роста: до 25% в абсолюте.
Срок действия: до года.
Почему акции могут вырасти: Tesla — это модная компания, капитализацию которой после падения акций снова будут накачивать.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.
И что там с прогнозами автора
Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.
Поэтому мы не пытаемся строить сложные модели. Прогноз доходности в статье — это ожидания автора. Этот прогноз мы указываем для ориентира: как и с инвестидеей в целом, читатели решают сами, стоит доверять автору и ориентироваться на прогноз или нет.
На чем компания зарабатывает
Tesla продает и сдает в лизинг электрокары собственного производства. Еще она обслуживает эти автомобили, продает для них различные товары и участвует в продажах на вторичном рынке. Валовая маржа этой части бизнеса — 17% от выручки.
Также у компании есть бизнес по производству солнечных панелей для жилых домов — бывший SolarCity. Его присоединили к Tesla для развития батареек электромобилей, и здесь валовая маржа равна 12% от прибыли.
Почему не стоит брать акции прямо сейчас
Продажи не соответствуют капитализации. Сейчас Tesla — крупнейший автопроизводитель в мире по капитализации. Проблема в том, что продажи не соответствуют столь высокому статусу.
Если посмотреть на статистику по выручке, то из 19 автопроизводителей в США Tesla делает выручки меньше всех. С прибылью ситуация примерно та же.
Фанаты Маска могут возразить, что это молодая, развивающаяся компания, создавшая рынок электрокаров. Когда рынок разовьется, она будет доминировать. Но тут и кроется основная проблема.
Всего в мире в 2019 году продали электрокаров на 162 млрд долларов. При этом Tesla — это далеко не единственный игрок на этом рынке. Ее выручка составила примерно 24,6 млрд долларов. Компания стоит в два с лишним раза дороже своего рынка и при этом занимает на нем меньше трети.
Даже в США у компании не полная монополия: она занимает примерно половину рынка. Рынок электрокаров, конечно, будет расти, но и другие производители будут стараться увеличить свою долю рынка. Продажи других брендов растут и будут расти.
Для сравнения: Toyota при капитализации 189 млрд долларов имеет P / E в районе 13, а ведь у Toyota тоже есть электрокары. При этом Toyota, в отличие от Tesla, платит дивиденды, доходность которых в районе 3% годовых.
Рынок в США дорогой. Один из немногих моментов нашей истории, в котором Tesla не виновата, — это явная перекупленность американского рынка. На дворе техническая рецессия, а индексы растут. Значит, коррекция очень вероятна, и слишком дорогим компаниям вроде Tesla сильно достанется.
Сильная коррекция — это обязательное условие для входа в эти акции. А после падения мы можем ждать отскока.
Инвестиции — это не сложно
Почему акции могут вырасти после падения
Государственные субсидии и протекция. Разумных аргументов в пользу этой компании быть не может. Но здесь мы имеем тот самый случай, когда политическая протекция — это все, что нужно для бизнеса, точнее его успешной имитации.
В течение многих лет производителей электрокаров щедро кормили субсидиями и льготами, которые могли составлять до половины стоимости машины. Во многих штатах Tesla все еще пользуется ощутимыми льготами.
Tesla накачали до неприличия вопреки экономической логике по той же причине, что и Beyond Meat до нее: в рамках навязывания тренда на экологичное потребление. Поэтому акции Tesla росли, пока компания годами терпела убытки и выпускала новые акции.
Хорошим примером политического патронажа Маска будет недавняя история с тем, как он открыл калифорнийский завод Tesla. Он сделал это в период карантина, нарушив указ об ограничениях, и ему за это ничего не было.
На другом случае я даже смог заработать. В конце сентября 2018 года акции Tesla обвалились, потому что регуляторы в США решили наказать Маска за манипуляции рынком. Но вскоре они пришли к Маску с мировым соглашением, суть которого заключалась в небольших санкциях и штрафе. Тут я понял, что акции нужно брать.
Накануне я прочитал в New York Times, что регуляторы уже приходили к Маску со сделкой и он отказался. То есть потом регуляторы пришли к нему с мировой во второй раз, а ведь регуляторы ни за кем в США не бегают с предложением мировой просто так. Возможно, за Маска попросили уважаемые люди.
Я думаю, что власти США через крупных институциональных инвесторов накачивают Tesla и другие стартапы для того, чтобы подвигнуть массовых автопроизводителей к переходу на электрокары. Можно вспомнить о железнодорожном и канальном бумах в 19 веке в Европе и Северной Америке: многие гиганты той эпохи обанкротились, зато стратегически важные и сложные отрасли привлекли достаточно капитала.
При этом сам по себе электрокаровый бизнес не очень привлекателен и низкомаржинален. В этом убедился Джеймс Дайсон, потративший примерно 2 миллиарда фунтов на проект в этой сфере, прежде чем свернуть его без результатов.
У самой Tesla маржа находится в районе 1,5%, и это после долгих лет убытков. Но ничего — акции растут. Более того, появляются еще более наглые и успешные подражатели: акции электрокаровой компании Nikola Motors при полном отсутствии выручки выросли за это лето с момента IPO на 336,5%, и ей пришел заказ на производство 2,5 тысячи электромусоровозов.
Снижение цены сделает акции Tesla более доступными для розничных инвесторов, и они смогут более активно торговать этими бумагами. После серьезного падения акций инвесторы смогут быстро накачать капитализацию компании.
В популярности Tesla среди розничных инвесторов, особенно молодых, немалая заслуга самого Маска, который из кожи вон лезет, чтобы нравиться молодежи: то косяком в прямом эфире пыхнет, то анимешникам подмигнет, то «пасхалочку» в линейке автомобилей оставит. Я считаю, что инвесторы с сайтов вроде Reddit и 4chan поднимут котировки Tesla после падения.
Что может помешать росту
Массовость продукта вызывает сомнения. Самая дешевая модель Tesla стоит 32 тысячи долларов. Это довольно много с учетом того, что большая часть населения США беднеет.
За 20 тысяч долларов потребитель может взять себе обычную подержанную машину, тем более дешевое топливо к этому располагает. Не очень понятно, зачем среднестатистическому американцу, который и так по уши в долгах, дорогой электрокар.
Конкуренция. Выше я уже говорил о факторе конкуренции. И несмотря на то что в 2019 году Tesla увеличила дистанцию между собой и конкурентами, они никуда не делись. С ними придется бороться, что очень плохо скажется на и без того низкой прибыли компании.
Доля Tesla на рынке электрокаров велика, но преимущество компании не абсолютно. Главная ее проблема, как мне видится, — это то, что массовые производители вроде General Motors освоят технологию производства электрокаров и начнут нормально конкурировать с Tesla.
Стоимость ресурсов. Еще одной угрозой можно считать цену лития и кобальта — важного сырья для электрокаров. Это не очень распространенные ресурсы, а при прогнозируемом увеличении производства электрокаров в мире спрос на них увеличится. Это приведет к росту цен и снижению рентабельности бизнеса Tesla — вплоть до получения убытков.
При этом цена лития и кобальта может взлететь и без явных причин: просто кто-то из производителей решит повыкручивать руки покупателям.
Так себе бизнес. С экономической точки зрения Tesla — это средненький бизнес с очень низкой маржой. Учитывая растущую конкуренцию, нет причин считать, что маржа сильно выправится. Компания очень легко может вернуться к привычному для себя убыточному состоянию.
Долги и допэмиссия. Согласно последнему отчету, у Tesla есть задолженности на 25,754 млрд долларов — против примерно 10,1 млрд долларов в распоряжении компании. Учитывая, что она так и норовит скатиться в убыток, это не очень хорошо.
С некоторых пор сумма задолженностей Tesla перестала стремительно увеличиваться, зато компания стала практиковать эмиссию новых акций на крупные суммы. Меня беспокоит сам факт обращения Маска к такому способу финансирования. Это может значить, что «наверху» решили: свои операции Tesla должна финансировать за счет не очень умных инвесторов, минимизируя риски респектабельных финансовых учреждений.
Это плохо: значит, у Tesla нет безусловной поддержки. Момент, когда компания станет не нужна и ей дадут плыть по течению в сторону банкротства, может оказаться ближе, чем мы думали.
Что в итоге
Я считаю, что целевая цена продажи вполне достижима в течение 12 месяцев после падения акций.
Безусловно, эта идея подходит только для тех, кто готов терпеть волатильность. Практически вся идея строится на ожидании отскока по причине жадности инвесторов.
«Будет расти, пока любят Маска». Эксперты о перспективах акций Tesla
Акции Tesla начали сильно расти 21 октября — после выхода отчетности за третий квартал. Компания сообщила почти о пятикратном росте чистой прибыли, которая в третий раз обновила рекордный уровень. Производитель также добился рекордного роста выручки.
В начале недели котировки Tesla ускорили рост на новости о том, что компания получила крупнейший в своей истории заказ на электромобили — 100 тыс. машин от сервиса аренды автомобилей Hertz. В совокупности за три торговые сессии котировки выросли на 18,4%, обновив рекордный максимум января 2021 года.
Означает ли взятие «триллионного барьера», что для акций Tesla открывается новый восходящий тренд? Или компания уже достигла своего предела? Мнения экспертов разошлись.
Продолжат расти, но только в краткосрочной перспективе
По мнению экспертов, опрошенных «РБК Инвестициями», в ближайшее время акции Tesla продолжат рост, однако в более долгосрочной перспективе по ним есть риск снижения.
Так, в частности, считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. «Tesla обладает рядом преимуществ относительно конкурентов в секторе: вертикальная интеграция, сильный бренд, привлекательное для потребителя софт-оснащение машин, включающее автопилот», — отмечает он. По его мнению, источником роста продаж электромобилей Tesla станет повышенный спрос на автомобили в Китае.
«Акции Tesla могут продолжить рост на спекулятивном интересе. Тем не менее текущие уровни капитализации представляются чрезмерно завышенными», — говорит аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.
Компания оценена так, словно она всегда будет очевидным лидером рынка электрокаров. При этом уже сейчас Tesla теряет свою рыночную долю в пользу Volkswagen, Ford и General Motors, отметила Прохорова. По ее мнению, на горизонте трех — пяти лет конкуренция со стороны этих и других автопроизводителей лишь усилится, что окажет давление на маржинальность Tesla. К тому же могут не оправдаться ожидания по темпам роста самой отрасли электромобилей.
«Следующие 12 месяцев могут показать лидерство Tesla в производстве, скачкообразное изменение соотношения затрат и сложности производства и более высокий рост базы пользователей автомобилей», — написал Джонас. Эксперт также обратил внимание на более высокие, чем ожидалось, темпы роста выручки и рентабельности, несмотря на дефицит чипов и проблемы с цепочками поставок.
В целом долгосрочный оптимизм Адама Джонаса в отношении Tesla основан на его уверенности в том, что компания сможет снизить цены на электромобили и стать лидером отрасли в поисках новых революционных способов их производства, пишет CNBC. «Мы считаем, что рынок недооценивает способность Tesla выводить на рынок революционные инновации в дизайне и производстве автомобилей», — сказал эксперт.