Что тебе до него ты иди за мной библия
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 21:20
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 20-21 Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща, иже и возлеже на вечери на перси его, и глагола: Господи, сей же что
Для чего напомнил нам о бывшем тогда возлежании? Не просто и не без причины, но – чтобы показать, какое Петр имел дерзновение после своего отречения. Прежде он не смел спросить, но поручил это другому, а теперь ему вверено даже попечение о братии. Теперь он не только не поручает другому того, что до него касается, но уже и сам за другого спрашивает Учителя: Иоанн молчит, а он говорит. Здесь же евангелист показывает и любовь к нему (Петра). Действительно, Петр очень любил Иоанна; это видно и из последующих событий, да и вообще во всем Евангелии и в Деяниях обнаруживается их взаимная любовь. И вот, поелику Христос предсказал Петру величие, вручил ему вселенную, предвозвестил мученичество и засвидетельствовал, что его любовь больше любви других, то Петр, желая иметь его своим общником, говорит: сей же что? Не пойдет ли и он одним с нами путем? Как прежде, не дерзая сам спросить, поручил это Иоанну, так теперь, платя ему тем же и думая, что он хотел бы спросить о себе, но не смеет, сам берет на себя предложить о нем вопрос.
Блж. Феофилакт Болгарский
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя
Евфимий Зигабен
Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща
идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.
Иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя
Это было во время Тайной Вечери. Евангелист упоминает о возлежании на Тайной Вечери и вопросе, чтобы показать, насколько Петр сделался смелым, раскаявшись в своем отречении. Во время Тайной Вечери он не осмелился спросить Господа и воспользовался для этого помощью возлюбленного ученика, а теперь он смело спрашивает о самом возлюбленном ученике.
Лопухин А.П.
Ст. 20-23 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того
На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе апостола Петра – тот должен идти указанным ему путем.
Эти слова Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т. е. христианам (ср. Флп.1:14), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. 1Сол.4:17; Иак.5:7–8). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, которые сказал в отношении к нему Господь.
Нельзя не заметить здесь, что это прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В самом деле, была ли какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер? Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на то место, где он был погребен.
Толковая Библия.
«Что тебе до того? Ты за Мной иди»
В те дни явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых, и говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною.
И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал это; и знаем, что истинно свидетельство его.
Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.
Аминь.
Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. Одновременно это конец Евангелия от Иоанна и всего Четвероевангелия. Нынешний фрагмент мы слышим не только на всенощном бдении под воскресенье несколько раз в году: он также читается в качестве рядового чтения на литургии Троицкой родительской субботы, на утрене в дни памяти апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября / 9 октября) и на литургии в день поклонения веригам апостола Петра (16/29 января).
Последние два стиха Евангелия от Иоанна входят в состав литургийного чтения в дни памяти этого евангелиста.
Основное содержание финальной сцены четвертого Евангелия – диалог Иисуса с Петром, восстановление старшего из учеников в его апостольстве и – сразу же! – новые поручения, новые обязательства, возлагаемые на Петра. А кроме того – и предсказание о судьбе Петра, о его мученической смерти. Но Петр не может не поинтересоваться судьбой своего соученика – «ученика, которого любил Иисус», т. е. Иоанна: «Господи! А он что?»
В ответ Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан. И недоумение, которое породил ответ Иисуса, зафиксировано уже в самом Евангелии (ст. 23).
В качестве одного из вариантов разгадки я хотел бы процитировать Н.Т. Райта: «Ничего конкретного о судьбе Иоанна Иисус никогда не говорил. Он хотел сказать и сказал одно: что бы ни произошло с Иоанном, к Петру это отношения не имеет. Предположим, я позвал девочку: “Приходи, помоги мне в саду”. Девочка медлит, оглядывается на своего брата: “А он что будет делать?” А я отвечу: “Допустим, я попрошу его слетать на Луну, тебе-то что?” Это же не означает, что я в самом деле пошлю ее брата на Луну. Иисус не говорил, что Иоанн будет жить до Его возвращения. Он сказал просто и ясно: Петра это не касается» (Н. Т. Райт. Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий. М.: ББИ, 2009. – С. 278).
Догадка остроумна, а разгадка, согласитесь, довольно прозаична. Не настаиваю именно на таком объяснении, но предлагаю пока что не пускаться в дальнейшие исследования. Так или иначе, суть ответа именно в этом – в его концовке: «…что тебе до того? Ты иди за Мною».
В афористической форме этот ответ неоднократно воспроизведен в «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса: «Я рассказываю каждому только его собственную историю», – говорит Аслан, когда тот или иной персонаж пытается спросить его о своем друге: «А он что?»
Такой ответ, конечно, разочаровывает. И ведь нельзя сказать, что вопрос задавался из одного лишь праздного любопытства: Иоанн – друг Петра, Шаста (герой повести «Конь и его мальчик») – друг Аравиты.
Вполне естественно интересоваться судьбой друзей, их прошлым и будущим. Однако в ответ – отказ. Но, проглотив горечь этого отказа, по некотором размышлении ты понимаешь, что покров тайны, скрывающий жизнь даже самых близких людей, – это по-своему правильно. Это даже хорошо, это просто прекрасно! Это значит, что Бог выстраивает личные отношения с каждым человеком. Это значит, что Он тактично признает за нами право не выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение, побуждая нас, с другой стороны, глубже вникать в эту самую свою собственную – а не чужую – жизнь.
Это значит, что Бог, хотя Он и неизмеримо выше, лучше, добрее, мудрее нас, – тем не менее, готов стать помощником и другом для любого, кто этого захочет. Именно другом, а не повелителем, который с высоты своего престола осматривает массы подвластных ему людей, не давая себе труда вглядеться в лицо и в душу отдельного человека. Но дружба – обоюдна; и потому Бог ожидает и от нас содействия, ожидает следования за Собой – следования не среди толпы, но по нашему личному, осознанному выбору, по дружбе, по любви к Нему.
Когда я читаю эти строки Евангелия (вопрос Петра и ответ Иисуса), мне почему-то всегда представляется устремленная вдаль дорога, не имеющая конца. По дороге идет Иисус, чуть позади – Петр, неподалёку от них Иоанн. Они идут – одновременно вместе и по отдельности. У каждого своя судьба: Иисус через несколько недель или дней взойдет к Отцу; Петр спустя три десятка лет будет распят на кресте; Иоанн переживет друга лет на тридцать-сорок.
И всё же у этой дороги нет конца: путь к Богу, как и путь к самому себе – бесконечен. Но у нас нет недостатка во времени, ведь мы рождены для вечной жизни. И пусть Господь и Спаситель наш Иисус Христос сподобит нас этой жизни в Царстве Отца – молитвами апостолов Петра и Иоанна и всех святых. Аминь.
В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.
Ексапостиларий:
По Божественнем востании,
трижды Петра, любиши ли Мя, вопрошая Господь,
Своих овец предлагает пастыреначальника:
иже видя, егоже любляше Иисус, во след грядуща,
вопрошаше Владыку: сей же что?
Аще хощу, рече, пребывати сему,
дондеже и паки прииду,
что к тебе, друже Петре?
После Своего Божественного воскресения
Господь, трижды вопросив Петра: «Любишь ли ты Меня?»,
назначает его Своих овец пастыреначальником.
Он, увидев того, кого Иисус любил, во след идущим,
спросил Владыку: «А он что?» –
«Если Я и хочу, – сказал Господь, –
чтобы он пребывал, доколе Я вновь не приду,
что тебе до того, друг Петр?»
Богородичен:
О страшное таинство, о преславное чудо!
Кто убо не воспоет; и кто не поклонится Твоему воскресению, Слове,
и чисто рождшей Тя плотию Богородице?
Еяже молитвами, всех геенны избави.
О страшное таинство!
О необычайное чудо!
Кто же не воспоет Тебя,
и кто не поклонится Твоему воскресению, Слово,
и непорочно по плоти родившей Тебя Богородице?
Ее ходатайствами избавь всех от геенны.
Утренняя стихира:
Являя Себе учеником Твоим, Спасе,
по воскресении Симону дал еси овец паству,
за любве воздаяние,
яже о пастве попечения ищя.
Темже и глаголал еси:
аще любиши Мя, Петре,
паси агнцы Моя, паси овцы Моя.
Он же абие показуя друголюбное,
о друзем ученице вопрошаше.
Ихже молитвами, Христе, стадо Твое сохраняй,
от волков губящих е.
Являя Себя ученикам Своим по воскресении, Спаситель,
Ты Симону, в воздаяние за его любовь,
стадо овец вручил, с заботою пасти их требуя.
Потому Ты и говорил:
«Если любишь Меня, Петр,
паси агнцев Моих, паси овец Моих».
Он же, тотчас показывая горячую любовь,
о другом ученике спрашивал.
По их ходатайствам, Христе, паству Твою сохраняй
От Иоанна святое благовествование, глава 21 Иоанна, гл 21
После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу.
Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?
Они отвечали Ему: нет.
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что́ тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 21:22
Свт. Иоанн Златоуст
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе; ты по Мне гряди
Прп. Антоний Великий
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Вопрос: Тогда как Господь говорит Петру о Иоанне евангелисте, что «если Я желаю, то да пребывает до тех пор, пока я приду, что тебе до этого?» Он указует Иоанну, что тот будет жить до конца мира?
Ответ. Сам Иоанн истолковал это до конца в своем Евангелии: «И се сказал Он, говоря ему – то есть Петру – «Иди за Мною». Но Петр обратился и увидел ученика, которого любил Иисус, идущего за ним, который возлежал сверху груди Его, и сказал: «Господи! кто предаст Тебя!» Петр, увидев его, сказал Иисусу: «Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе… ты иди за Мною. Слово понеслось между братиями, что ученик тот не умрет. Но Господь не сказал, что он не умрет, но если Я хочу, то он останется до тех пор, пока Я приду: что тебе». Потому что Он их оторвал от ловли рыбы и велел Петру идти за Ним, тем самым веля и его товарищу идти за Ним. Петр сказал Иисусу: «Сей для чего идет?» И ему повелел Иисус, оставив на рыбную ловлю, когда сказал: «если Я хочу», то он останется до тех пор, «пока Я приду, что тебе»?
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 201.
Прп. Нил Синайский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Письма на разные темы. Квестору Олимпию.
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Евфимий Зигабен
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе
Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?
Ты по Мне гряди
Лопухин А.П.
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Евангелие по Иоанну 21:22
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Евфимий Зигабен
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе
Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?
Ты по Мне гряди
Лопухин А.П.
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Прп. Антоний Великий
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Вопрос: Тогда как Господь говорит Петру о Иоанне евангелисте, что «если Я желаю, то да пребывает до тех пор, пока я приду, что тебе до этого?» Он указует Иоанну, что тот будет жить до конца мира?
Ответ. Сам Иоанн истолковал это до конца в своем Евангелии: «И се сказал Он, говоря ему – то есть Петру – «Иди за Мною». Но Петр обратился и увидел ученика, которого любил Иисус, идущего за ним, который возлежал сверху груди Его, и сказал: «Господи! кто предаст Тебя!» Петр, увидев его, сказал Иисусу: «Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе… ты иди за Мною. Слово понеслось между братиями, что ученик тот не умрет. Но Господь не сказал, что он не умрет, но если Я хочу, то он останется до тех пор, пока Я приду: что тебе». Потому что Он их оторвал от ловли рыбы и велел Петру идти за Ним, тем самым веля и его товарищу идти за Ним. Петр сказал Иисусу: «Сей для чего идет?» И ему повелел Иисус, оставив на рыбную ловлю, когда сказал: «если Я хочу», то он останется до тех пор, «пока Я приду, что тебе»?
Прп. Нил Синайский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Свт. Иоанн Златоуст
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе; ты по Мне гряди