Что там лукашенко с интеграцией
Лукашенко об интеграции России и Беларуси: «Никаких пределов нет»
У интеграции России и Беларуси нет никаких пределов, заявил президент Беларуси Александр Лукашенко.
«Ни у одного процесса нет никаких пределов. Философски звучит, но это так. Никаких пределов нет», — сказал он в интервью РИА «Новости».
Также Лукашенко заявил, что когда Россия и Беларусь подойдут к созданию единой валюты в рамках Союзного государства, то эта валюта будет называться рублем.
«Вот российский рубль. Все ж хотят единую валюту — хотя, когда мы с Ельциным подписывали соглашение, мы имели в виду, что это ни белорусский, ни российский будет рубль, а некая валюта другая, третья. Но поскольку у нас рубль и у вас рубль, то зачем нам выдумывать? Называть ее талер какой-то или еще что-то. Да, это будет рубль», — сказал белорусский лидер, добавив, что это более высокий уровень интеграции, к которому страны еще не подошли.
Кроме того, Лукашенко рассказал, что Минск планирует опубликовать проект новой Конституции до Нового года. «Конституция — я ее сам писал. Юристы писали пером, а я диктовал, потому что я видел, я, президент, какие мне нужны полномочия, чтобы удержать страну. Сейчас мы ее опубликуем, около месяца осталось», — заявил он.
Напомним, в сентябре лидеры России и Беларуси Владимир Путин и Лукашенко согласовали 28 программ по интеграции в Союзное государство. Ожидается общее платежное пространство, объединенные рынки нефти и газа, а в перспективе — и переход к единой промышленной и валютной политике.
Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте
«Мы можем быстро решить все вопросы» Лукашенко согласился на интеграцию с Россией. Каким будет Союзное государство?
Фото: Shamil Zhumatov / AP
Переговоры между президентами России и Белоруссии Владимиром Путиным и Александром Лукашенко продолжались несколько часов и завершились поздно вечером девятого сентября. Главный результат этой встречи — уже четвертой с начала года — согласованные программы интеграции, чего в двух странах ждали долгие годы. О том, каких прорывов стоит теперь ожидать в двусторонних отношениях, какую поддержку окажет Россия Белоруссии и каким может стать Союзное государство, «Ленте.ру» рассказал кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
Долгие переговоры
«Лента.ру»: Как вы оцениваете результаты очередных переговоров Путина и Лукашенко?
Кадр: «Место встречи» / НТВ
Станислав Бышок: Результаты встречи говорят о том, что амбиции относительно изначального проекта Союзного государства у сторон явно снизились. Снижение количества одобреных дорожных карт с 31 до 28 как раз это показывает. Как было сказано на итоговой пресс-конференции, вопрос политической интеграции (то есть создания наднациональных органов) поставлен на паузу. На паузу также поставлен вопрос о единой валюте.
В итоге мы видим, что сейчас Путиным и Лукашенко были досогласованы те вопросы интеграции, по которым и ранее имелись четкие договоренности. А вот те вопросы, по которым были трения, — политические вопросы и монетарный вопрос — поставлены на паузу. Впрочем, и это можно считать достижением.
Фото: Alexander Zemlianichenko / Pool / Reuters
То есть встреча не принесла результатов?
Конечно, есть сдержанный оптимизм относительно того, что достигнуто в ходе переговоров. Вроде как подвели экономическую базу под интеграцию и дальше можно говорить о политических шагах. Но, с другой стороны, это ведь отживший марксизм. Можно вспомнить российско-украинские отношения до 2014 года, когда экономическая база доходила до уровня экономического симбиоза.
Тем не менее политическая надстройка оказалась сильнее, а желание украинских властей идти в Европейский союз (ЕС) — весомее завязанной на Россию экономической базы. Поэтому есть опасения, что марксистская вера в экономическую базу застилает президентам России и Белоруссии истинную картину мира, в котором молодые поколения обеих стран хотят гражданских и политических прав, хотят быть услышанными. И к этому вопросу у них двоякое отношение — они считают, что его можно отложить, как и вопросы политической интеграции.
Что означают слова Путина о том, что встреча с Лукашенко никак не связана с текущей политической конъюнктурой?
Очевидно, что это ответ на предположения аналитиков, что внешнеполитическая изоляция режима Лукашенко будет способствовать интеграции России и Белоруссии. Высказывались мнения, что якобы у Лукашенко не осталось никакого другого выбора, кроме как подписать дорожные карты по интеграции. И заявления Путина о том, что эта встреча никак не связана с политической конъюнктурой — попытка дезавуировать подобные заявления, ободрить Лукашенко.
А с чем связана «секретность» дорожных карт по интеграции. Почему их не публикуют?
Тут немного нюансов. Первый — это специфика мировосприятия обоих президентов, которые считают, что все сказанное ими публично будет использовано западными демократиями для разрушения единства России и Белоруссии или совместных проектов между двумя странами. Это такая, если позволите, политическая паранойя.
В то же время есть опасения, что партнер откажется выполнять свои договоренности и в итоге получится, что достигнутые ранее договоренности ничего не стоили. Вроде бы как если ничего никому не обещали, то и взятки гладки. Интеграция двух стран — сложный процесс, и секретность обусловлена тем, что если что-то не сложится, то это легко дезавуировать при условии, что никакой конкретики люди не знают.
Перед началом переговоров Лукашенко заявил, что встреча с Путиным станет «прорывной». Вроде бы согласовали дорожные карты. Но стоит ли в ближайшее время ожидать существенного сближения позиций по вопросам интеграции?
Есть такая точка зрения. Другое дело, что с августа 2020 года мы видим, что, помимо Лукашенко и его чиновников, есть еще и белорусское гражданское общество, и есть определенное разочарование в позиции России, которая помогла Лукашенко и ни разу не высказалась в поддержку оппозиционно настроенной части населения.
Поэтому гипотеза о том, что, удержавшись у власти, Лукашенко отдаст белорусскую независимость России, мне не кажется рабочей
Более того, для ЕС и США, которые не признали Лукашенко легитимным президентом, есть понимание, что он, держась за власть, сохраняет суверенитет Белоруссии. При всей антипатии к Лукашенко, там видят его пускай и как пророссийского политика, но одновременно и сторонника белорусского суверенитета. Поэтому стратегия многовекторности срабатывает. Учитывая, что в последний год среди белорусов уровень поддержки идеи интеграции не увеличился, не могу сказать, что Россия сейчас находится в выгодном положении, чтобы форсировать этот вопрос.
Президент России Борис Ельцин (слева) и президент Белоруссии Александр Лукашенко (справа) во время встречи в аэропорту Бреста 22 июня 1996 года перед заседанием Высшего совета России и Белоруссии. Фото: Владимир Родионов / РИА Новости
По вашему мнению, проект Союзного государства, как он задумывался в конце 1990-х, до сих пор жив и реализуем?
Недавно этот вопрос я задал одному из чиновников, который в конце 1990-х занимался подготовкой изначальных документов по интеграции, тех, что подписывал с российской стороны еще президент Борис Ельцин. И он мне сказал, что не нужно слишком серьезно воспринимать словосочетание «союзное государство». Поскольку тогда не было формата Евразийского союза, разработчики решили так назвать интеграционную идею. И она не предполагает создания именно объединенного государства.
Договоренности предполагали выстраивание союзнических отношений двух суверенных участников международных отношений. Если мы исходим из такой трактовки и не замахиваемся на максимальную интеграцию до степени слияния в одно государство, то тогда глубокая интеграция, в том числе в сфере экономики и безопасности, вполне реальная история. Например, в вопросах безопасности это так и происходит, иллюстрацией чему являются совместные учения войск и операции спецслужб.
Иными словами, если мы отказываемся от идеи объединения России и Белоруссии, а говорим о глубоких союзных отношениях, то нет ничего недостижимого
Загадка отношений
О чем в целом свидетельствуют частые встречи Путина и Лукашенко, которые в последнее время происходят исключительно на территории России?
Во-первых, территория здесь имеет значение просто в силу того, что российской стороне принципиально показать Лукашенко, что именно Россия в значительной степени обеспечивает его легитимность и удержание им власти. Во-вторых, частые и долгие встречи Путина и Лукашенко говорят сразу о двух вещах.
С одной стороны, об интересе двух президентов в продолжении сотрудничества по многим направлениям, с другой, о невозможности, очевидно, прийти к каким-то понятным и устраиваемым форматам дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства. Именно поэтому они постоянно встречаются, но, как правило, без выхода к прессе. То есть есть какая-то интенция, что со стороны Путина, что со стороны Лукашенко, но нет четкого понимания формата развития интеграционных отношений.
Правильно ли понимаю, для Лукашенко важность переговоров связана прежде всего с тем, что Россия, как никто, способна оказать экономическую поддержку Белоруссии?
Конечно, принципиальным союзником Белоруссии является Россия. И, действительно, принципиальный момент — финансовый, поскольку военную и силовую стороны легитимности Лукашенко обеспечивают белорусские правоохранители. Ведь никаких «легионов НАТО», пересекающих границу из Литвы или Польши, конечно, не предвидится. Поэтому, с точки зрения силовой составляющей, Лукашенко и так нормально, а вот с точки зрения финансовой — нет. И Россия является той страной, которая, как предполагается, всегда будет экономически поддерживать Лукашенко.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко (справа) на встрече в Минске с премьер-министром России Михаилом Мишустиным (слева)
Фото: Alexander Astafyev / Sputnik / Pool / Reuters
Какие резоны у России поддерживать Лукашенко?
Принципиальная позиция России — чтобы Белоруссия осталась единственной страной-союзником на наиболее чувствительной западной границе, при этом не членом НАТО, не кандидатом в члены НАТО и даже не другом НАТО, а также не рассматривала бы для себя путь в Европейский союз (ЕС).
Это в значительной степени история про старую смоленскую дорогу: пока ее контролирует Лукашенко, по ней не пройдут воображаемые «легионы НАТО»
То есть это вопрос безопасности. Он предполагает, что нельзя допускать в Белоруссии президентских выборов, на которых победит кандидат, настроенный на нормализацию отношений с западными демократиями. Если это произойдет, как, вероятно, считают в Кремле, то одновременно и все белорусы поймут, что их цивилизационный путь связан с Западом, и, соответственно, Россия потеряет единственного союзника на важнейшем для нее направлении. Потом, конечно, к вопросу безопасности подключается экономика и романтика, связанная с восточно-славянским братством.
Можно ли сказать, что Россия сейчас выступает в роли единственного гаранта выживания Белоруссии?
Выживание — слишком сильный термин, потому что даже такие failed state как Ливия и Афганистан в каком-то виде, но существуют. Что касается Белоруссии, то стоит вопрос о поддержании минимально удовлетворительных доходов подавляющего большинства населения. Конечно, есть сильный и развивающийся IT-сектор, но в ближайшие годы он вряд ли заменит традиционные источники доходов — деньги в бюджет поступают за счет переработки нефтепродуктов и реэкспорта.
Поэтому любой адекватный белорусский политик, как демократический, так и авторитарный, конечно, заинтересован в развитии экономических связей с Россией
Кстати, есть ли политики в Белоруссии, с которыми Россия могла бы наладить контакт?
Тут вопрос желания, а не возможности, потому что оппозиционеры, такие как Валерий Цепкало или Светлана Тихановская, практически в каждом интервью говорили, что хотели бы наладить контакт с российской стороной. И я верю им. Цепкало, например, единственный серьезный белорусский оппозиционер, который ради собственной безопасности покинул Белоруссию и отправился не в Польшу, Литву или на Украину, а в Россию. И в ночь президентских выборов 9 августа 2020 года он находился рядом с посольством Белоруссии в Москве.
При этом, насколько я понимаю, никто из российских официальных лиц с ним не общался. То есть это позиция России, а не отсутствие оппозиционных белорусских политиков, готовых идти на контакт. При этом лоялисты, например, председатель Либерально-демократической партии Белоруссии Олег Гайдукевич, который, конечно, связан с режимом, достаточно регулярно приезжали в Москву и общались здесь в высоких кабинетах. То есть Россия привыкла общаться с ультралоялистами, а не с людьми, занимающими продемократическую позицию.
Фактор конституционной реформы
А есть ли какие-то данные о росте негатива по отношению к России после событий августа 2020 года?
Да, есть данные о росте негативного отношения от источников по всем шести областям Белоруссии — это политологи, экономисты и эксперты, которые пришли к соответствующим выводам не на основании запрещенной в стране социологии, а посредством собственных контактов. Они рисовали одинаковую картину с августа по декабрь 2020 года. Что касается социологии, то на одном из массовых мероприятий Лукашенко сам сказал, что 70 процентов белорусов поддерживают интеграцию. Но откуда появились эти данные — непонятно. Как мы знаем, по официальным данным, 80 процентов за него проголосовали на президентских выборах. Поэтому тут стоит вопрос, кому мы верим.
Акция несогласных с результатами президентских выборов в Минске
Как вы считаете, события августа 2020 года оказали негативное влияние на сближение Белоруссии с Россией?
Кстати, почему в Белоруссии до сих пор не появилось настоящей пророссийской политической силы?
В течение большей части своего правления Лукашенко сам себя позиционировал как единственного пророссийского политика в Белоруссии. Было несколько попыток регистрации политических объединений и партий «просоюзной» направленности. Последнюю попытку предпринимал оргкомитет партии «Союз», которая, с одной стороны, выступала за максимальную интеграцию с Россией, с другой — по своим заявлениям была абсолютно лоялистской. Но она все равно не была зарегистрирована.
Связано это с тем, что Белоруссия — это не партийный, а персоналистский авторитаризм. Поэтому в стране что пророссийские, что антироссийские, что еще какие-то партии не регистрировались с начала 2000-х годов
После проведения конституционной реформы в Белоруссии могут появиться независимые политики и социология?
Дело в том, что про саму конституционную реформу нам с вами ничего не известно. Было несколько субстанциональных предложений. Первое — чтобы в Конституции Белоруссии появился параграф, который говорит, что брак — это союз мужчины и женщины. И второе — что нужно пересмотреть внеблоковый и нейтральный статус Белоруссии, но при этом записать его таким образом, чтобы он оставался. То есть на самом деле это прыжок на месте. Поэтому рассуждать сложно. Более того, в нынешней Конституции Белоруссии нигде не написано, что запрещено создавать новые политические партии, в том числе оппозиционные. В этом парадокс.
Вся конституционная история больше похожа на попытку Лукашенко потянуть время
Что же касается снятия негласного запрета на регистрацию партий, то если это произойдет, всем будет лучше: в Белоруссии огромное количество политически активных людей, которым гораздо интереснее заниматься какой-то творческой и созидательной деятельностью, в том числе партийной, а не мерзнуть на митингах, опасаясь, что они будут задержаны и избиты. Когда люди почувствуют, что форточка открылась, не будет недостатка в новых интересных инициативах.
Акция протеста против президента Белоруссии Александра Лукашенко в Варшаве в июне 2021 года
Фото: Slawomir Kaminski / Agencja Gazeta / Reuters
Подразумевают ли изменения, предлагаемые в Конституцию Белоруссии, возможность проведения президентских выборов раньше, чем через пять лет?
Думаю, что здесь принципиальна позиция вертикали власти в Белоруссии, прежде всего силовиков. Потому что ситуация в стране в чем-то схожа с ситуацией в Венесуэле: сцепка политического руководства в лице Николаса Мадуро и многочисленных и разнообразных силовиков держит всю конструкцию нерушимой. Там были более масштабные и кровавые столкновения между силовиками и протестующими, а воз и ныне там.
Никем не признанный, кроме России, Китая, Кубы и некоторых других стран Мадуро остался на посту, его правительство на месте, при этом число жертв из-за массовых протестов гораздо больше, чем в Белоруссии. Принципиальна также и позиция России. Многие надеются, что Россия будет подталкивать Белоруссию к демократизации. Но странно этого ожидать.
Западное давление
При этом против Белоруссии западными странами введены жесткие санкции. Есть ли у Лукашенко шанс наладить отношения с ЕС и США и вернуться к многовекторной политике?
Есть, но этот шанс парадоксальным образом существует вне зависимости от того, что говорит или делает Лукашенко и признают ли или нет его западные демократии. России подходит ситуация, когда у власти в Белоруссии находится человек нейтральный или пророссийский. Лукашенко как раз и существует последние годы между этими двумя точками.
При этом в России предполагают, что некий оппозиционный кандидат, приди он к власти, существовал бы в другом пространстве — от многовекторности до мягкой антироссийскости. Поскольку в России не уверены, что он будет именно многовекторным, то при выборе между Лукашенко и оппозиционером, который может свернуть на Запад, Кремль продолжает поддерживать Лукашенко. В США и ЕС тоже это понимают.
Поскольку Лукашенко, как ни крути, точно не ставленник России, то пока он держит нейтралитет Белоруссии, он терпим и для тех, и для других. Только терпение России достаточно приглушенное, а в США и ЕС принято критиковать его позицию
Государственный секретарь США Майк Помпео посетил Белоруссию в феврале 2020 года
Фото: Kevin Lamarque / Pool / Reuters
То есть сейчас для Кремля важно не столько стратегическое объединение, сколько демонстративное укрепление статус-кво на белорусском направлении?
Это задача минимум, как я бы ее сформулировал. Кремль требует от Лукашенко большего, но и это будет восприниматься как победа. Если дорожные карты подпишут на Высшем государственном совете, то они более-менее будут просто подтверждать то, что и так уже произошло. В том числе в сферах безопасности и экономики.
Приговор оппозиционерам Марии Колесниковой и Максиму Знаку может стать причиной усиления санкций? После его объявления никаких жестких заявлений со стороны ЕС и США так и не последовало.
По всей видимости, в ЕС и США уже устали от жесткой риторики. Потому что совсем недавно была ситуация с мигрантами из стран Ближнего Востока, которые через Белоруссию попадают в европейские страны. Тут еще и приговор. Думаю, что ранее введенные персональные санкции останутся, а некоторые ограничения обретут силу только через некоторые время. Как в случае того же транзита белорусских товаров через прибалтийские порты. Оно же не сразу прервалось. Но, разумеется, никаких «смертельных ударов» по Лукашенко и его власти в наличии у западных демократий нет и быть не может.
Путин и Лукашенко подписали программу интеграции России и Белоруссии. Каким будет обновленное Союзное государство?
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
На заседании была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. Как заявил во время заседания государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие этого документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для двух стран. «Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом изменения в регионе военно-политической обстановки», — сказал Мезенцев.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В подписанном Путиным и Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. «Актуальность документа по-своему подтверждают и последние события на границе Белоруссии и Европейского союза», — отметил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
По словам Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. На новый уровень планируется вывести также взаимодействие органов государственного управления. Вскоре начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений.
Лукашенко при этом предложил провести реформу союзных СМИ, создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». В этой связи он не обошел стороной российские Telegram-каналы, пожаловавшись, что они критиковали его и сомневались в том, что союзные программы и документы об интеграции будут подписаны.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
Переговоры в 2019-2020 годах касались 31-й дорожной карты по вопросам интеграции в различных сферах экономики и управления. Однако тесную политическую интеграцию стороны отложили. Лукашенко при этом ранее заявлял, что желает сохранить суверенитет Белоруссии в рамках Союзного государства. Он выступил против формирования новых наднациональных органов и предложил рассматривать объединение исключительно в рамках межотраслевого сотрудничества.
«Я не пацан» Зачем Лукашенко тормозит интеграцию с Россией и раскачивает антироссийские протесты
Александр Лукашенко. Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»
Россия и Белоруссия так и не договорились об интеграции. Сперва стороны планировали уладить все противоречия к 20-летию подписания договора о Союзном государстве, потом все перенеслось на конец года, когда истекали контракты на поставки нефти и газа, но тщетно. Белоруссия едва не осталась без энергоносителей, выбив лишь временный контракт, но не сдала позиций. На фоне безуспешных переговоров в самой Белоруссии не утихали уличные протесты. Однако недовольство белорусов адресовано вовсе не президенту Лукашенко и не его правительству, а Москве, которую обвиняют в покушении на суверенитет соседнего государства. Оно и неудивительно, так как эти страхи и опасения постоянно подпитывает сам Александр Лукашенко. Зачем белорусскому лидеру подогревать антироссийские настроения в собственной стране, разбиралась «Лента.ру».
Нескончаемое объединение
«Слушайте, вот нормальный вариант: давайте в состав Белоруссии включим Россию», — заявил, смеясь, Лукашенко в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, это был бы «совсем простой вариант» объединения двух государств. Он считает, что его воспримут и в России, и в Белоруссии. «А что, россияне будут против? Нет. Белорусы, которые так уж возмущаются, — тоже», — добавил политик.
В декабре тема углубленной интеграции в рамках Союзного государства России и Белоруссии не сходила с первых полос газет и с экранов телевизоров обеих стран. Минск и Москва пытаются объединиться уже 20 лет, к годовщине подписания договора эта работа, казалось, активизировалась, но так и не принесла результата. Причем стороны дают весьма уклончивые комментарии по поводу того, почему так происходит.
Договор о Союзном государстве предполагал образование единого политического, экономического, военного, таможенного, юридического, гуманитарного и культурного пространства. Минск и Москва собирались унифицировать законодательство, валюту, государственную символику, создать единый парламент и другие органы власти. С этой идеей о возможности углубленной интеграции выросло целое поколение, однако с 1999 года дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Президенты России и Белоруссии после заседания Высшего государственного совета Союзного государства, 19 июня 2018 года
Через несколько дней сам Лукашенко подтвердил эти слова. «Мы сейчас продвигаем ту интеграцию, которая нисколько не умаляет и не уменьшает суверенитет ни России, ни Белоруссии, — сказал он в интервью «Эху Москвы». — Любой неравноправный союз, империя и прочее были уничтожены. Они просто не существовали. Мы должны попытаться слепить союзное государство так, чтобы не задеть интересы ни россиян, ни белорусов».
Однако такие мирные, успокоительные речи удивительным образом сочетались в одном интервью и с обвинениями в прессинге, и чуть ли не с угрозами войны за суверенитет Белоруссии. И в Минске, похоже, хорошо расслышали именно эти заявления.
Двойная игра
В самой Белоруссии перспективы более тесной интеграции вызвали акции протеста. Весь декабрь оппозиционеры призывали отказаться от этих планов и сохранить суверенитет страны. После Нового года белорусы по доброй постсоветской традиции занимались более мирными делами. Но переговоры о создании Союзного государства так и не пришли к логическому завершению, никто не помешает им мобилизоваться, когда начнется новый раунд дипломатического процесса.
Впрочем, акции были довольно малочисленными — в них принимали участие не больше тысячи человек, к тому же проходили они в крайне тепличных условиях, а не как обычно, с арестами и задержаниями. Только в декабре в Минске прошло пять таких акций протеста — 7, 8, 20, 21 и 29 декабря — и ни одна из них не закончилась разгонами. На месте, разумеется, была милиция, но она практически не вмешивалась в происходящее. Стражи порядка ограничивались просьбами не занимать проезжую часть. По словам одного из очевидцев митинга 7 декабря, по рации один из милиционеров получил указание «максимально культурно работать».
Красивая протестная картинка на руку в первую очередь самому Лукашенко, поскольку дает ему козыри на переговорах с Москвой, с которыми можно попытаться выторговать более выгодные условия. К тому же президент может использовать эти акции накануне президентских выборов 2020 года. Во всяком случае в самой Белоруссии уже ползут слухи, будто администрация президента причастна к организации этих самых демонстраций. Впрочем, такими домыслами занимаются пока только авторы анонимных Telegram-каналов.
Лукашенко заявил еще в середине ноября о том, что он будет баллотироваться на очередной срок. При этом обещал «не держаться синими пальцами» за президентское кресло, поскольку решать вопрос о его участии должны белорусы. Чуть позже он развил эту идею. «Так вот, вы сами должны прийти и сказать: «Баллотируйся, пожалуйста, потому что мы хотим, чтобы наши дети спокойно ходили по улицам»», — описывал ситуацию президент в своем излюбленном стиле откровенного задушевного разговора с собственным народом.
Демонстранты в Минске протестуют против интеграции с Россией, 21 декабря 2019 года
Фото: Сергей Гриц / AP
Во время избирательных кампаний Лукашенко успешно эксплуатирует лозунги защиты белорусского суверенитета. В качестве главной угрозы ранее представали ЕС и США, но на этот раз белорусский президент выбрал на эту роль ближайшего союзника — Россию. В последнее время он не раз отмечал, что отношения с Москвой братские и дружественные, однако им присуща «бешеная напряженка». Говоря о дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства, он подчеркивал, что в первую очередь будет защищать национальные интересы, то есть «суверенитет и независимость общества».
Белорусский лидер любит эпатажные заявления вроде «Под плеткой мы никогда ходить не будем» или «Россия не мытьем, так катаньем хочет поглотить и разрушить нас». Но за несколько дней до встречи с Владимиром Путиным накануне 20-летия со дня подписания Договора о создании Союзного государства белорусский лидер, казалось, превзошел самого себя. «Я не пацан, который отработал президентом три, четыре, пять лет. Я не перечеркну все, что сделал вместе с народом, создав суверенное государство, чтобы его сейчас уложить в ящик с крестом наверху», — заявил Лукашенко, выступая в парламенте Белоруссии.
Предвыборная кампания Лукашенко на этот раз строится на стремлении доказать, что он сумел переломить ситуацию в отношениях с Западом и остается безальтернативным лидером, который способен и дальше оставаться единственным гарантом сохранения белорусской государственности. Если же возникнет какая-то угроза белорусскому суверенитету, то, как уверяет Лукашенко, страны Североатлантического альянса не останутся в стороне. «Этого уже страны НАТО не перенесут, потому что они сочтут это за угрозу им. В этом смысле они будут в чем-то правы», — заявил белорусский лидер, добавив, что «России такая головная боль не нужна».
Угроза со стороны Москвы может возникнуть, когда в Белоруссии будет слабая экономика, пугал соотечественников Лукашенко. «Пока я у власти, это единственная угроза, — заверял президент. — Мы не колоссально огромная страна с огромными ресурсами, но находимся в центре «котла» (…) И будучи в этом «котле», надо себя вести настолько точно, тонко и аккуратно, чтобы тебя не сварили в этом «котле»».
Белоруссия должна быть нейтральной
Учитывая, что больше половины населения Белоруссии уже не помнит, как жили их родители в одной стране с Россией, для них независимая Белоруссия — нечто само собой разумеющееся. Неудивительно, что яркая риторика президента цепляет избирателей.
Несмотря на то что Белоруссия — пророссийская и русскоговорящая страна, мало кто поддержит полное слияние с Российской Федерацией. Почти за 30 лет белорусы привыкли жить в независимом государстве с его правовыми и политическими атрибутами. Это подтверждают опросы общественного мнения, которые публикуют в Минске.
Митинг противников интеграции во время встречи президентов России и Белоруссии, 20 декабря 2019 года
Фото: Сергей Гриц / AP
Российские эксперты, к слову, приводят совершенно другие данные. Так, в конце ноября Центр пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО опубликовал результаты масштабного опроса граждан Белоруссии об их отношении к России. На вопрос, какие отношения с Россией вы считаете наиболее приемлемыми для Белоруссии, 57,6 процента ответили «союзнические», 31,8 процента — «партнерские», 10,2 процента — «нейтральные», и наконец, 0,2 процента опрошенных считают, что отношения двух стран должны быть «враждебными». Такое же число респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
В Институте социологии Национальной академии наук Белоруссии данные МГИМО назвали противозаконными и некорректными, отметив, что громкие заявления не соответствуют данным социологических служб, постоянно работающих на территории Белоруссии. В Институте социологии привели результаты собственного исследования, проведенного в апреле 2019 года.
По его данным, 49,9 процента граждан страны считают, что Белоруссия должна быть независимым государством и строить отношения с Россией на основе международных договоров. При этом 36,1 процента респондентов считают, что два государства должны взаимодействовать друг с другом по принципу равноправного союза с созданием наднациональных органов управления. Число сторонников вхождения Белоруссии в состав России составило лишь 7,7 процента опрошенных. Помимо этого, на 14,9 процента за последние 16 лет выросло число белорусов, выступающих за полную независимость государства, зато на 13,3 процента снизилось число сторонников равноправного союза с Россией.
Как пояснил «Ленте.ру» белорусский эксперт Денис Мельянцов, население страны заинтересовано в тесной экономической интеграции, торговле, культурной и гуманитарной интеграции, но не в политической. Именно поэтому белорусское руководство настолько уверенно чувствует себя на переговорах, поскольку отражает мнение большинства населения. «С 2009 года в стране растет тренд на сохранение нейтрального статуса государства, то есть люди хотят, чтобы Белоруссия придерживалась нейтралитета и не вступала ни в какие союзы — ни с ЕС, ни с Россией», — рассказал политолог.
Нынешнее плачевное состояние белорусской экономики из-за новых цен на российские газ и нефть тоже на руку Лукашенко на предстоящих выборах. Он может спокойно разыгрывать российскую карту, объясняя возникающие трудности давлением со стороны Москвы, от которого он по-прежнему якобы готов защищать белорусский суверенитет.
Мельянцов уверен, что у Лукашенко есть все шансы победить на следующих выборах, и дело не только в том, что политическое поле Белоруссии полностью вычищено от любых оппонентов нынешнего режима. «Он достаточно опытный политик, у него есть и намерение, и силы, и возможности продолжать руководить страной. Рейтинг президента достаточно высок», — пояснил эксперт.
Выступление Александра Лукашенко перед новым парламентом
Фото: Николай Петров / AP
В ноябре 2019 года в Белоруссии прошли парламентские выборы, которые назвали репетицией президентских. Парламенту отведена не самая важная роль в президентской республике, к тому же в органы власти баллотировались в основном пропрезидентские самовыдвиженцы. Однако к голосованию было приковано особое внимание, учитывая, что Лукашенко всерьез задумывается над тем, чтобы поменять конституцию и поделиться с парламентом частью своих полномочий. Многие эксперты посчитали это первым шагом на пути к созданию парламентско-президентской республики.
Так, на этот раз в парламент не попали два главных оппозиционера прошлого созыва Анна Канопацкая и Елена Анисим — их сняли еще на этапе регистрации. Зато 80 из 110 депутатов теперь «новички». Похоже, Лукашенко хочет, чтобы процесс перемен в стране шел максимально управляемо.
По мнению белорусского политолога, руководство страны всерьез задумывается о преемственности власти. «Обдумывается, каким образом децентрализовать власть, чтобы у руля был не один человек, ответственный за все, — уверен эксперт. — Возможно, большее влияние получит парламент, премьер-министр, тогда у президента будет меньше влияния. Возможен казахский сценарий. В обществе возникают спекуляции относительно того, что кресло могут занять старший или младший сын главы государства. Это вряд ли произойдет. Подобная мера не поддерживается в белорусском обществе. Скорее всего, будет реформа с усилением политических партий, возможно, введение пропорциональной системы выборов. Впрочем, пока резких изменений ожидать все-таки не стоит».