Что такой простой слепой метод
Что такой простой слепой метод
Термин «слепой» означает, что участники испытания, исследователи, представители вспомогательного персонала и комитетов проверки данных, а также статистики не располагают информацией об исследуемом вмешательстве (препарате).
Используют слепой метод (маскировку, или «ослепление») для того, чтобы при анализе данных уменьшить количество ошибок (смещений), вызванных заинтересованностью кого-либо из перечисленных выше лиц в получении определенных результатов клинического исследования. Открытое испытание означает, что маскировка не используется. Примеры открытых испытаний:
• пилотные исследования;
• исследование отдельных случаев в ситуациях, угрожающих жизни;
• необычные исследования, в которых могут быть получены строго определенные данные (например, у пациентов, находящихся в коме);
• клинические исследования, в которых этические соображения не позволяют использовать слепой метод.
В простых слепых клинических испытаниях либо больной, либо исследователь не знают о получаемом лечении. Простые слепые исследования применяются в том случае, когда двойное слепое испытание невозможно или непрактично; они обеспечивают надежность данных, сравнимую с открытыми испытаниями.
В двойных слепых испытаниях ни исследователь, ни пациент не знают, какое лечение получает больной. Это позволяет провести строгую интерпретацию данных, если все другие аспекты испытания правильно спланированы и выполнены, маскировка и протокол не нарушены, мощность исследования адекватная, а больные исполнительные.
Тройной слепой метод — это ситуация, когда любой представитель, отслеживающий результаты и взаимодействующий с пациентом или врачом, не знает, как подобраны группы. Эти исследования обеспечивают самую строгую интерпретацию данных, если все условия соблюдены.
Исследование должно быть спланировано так, чтобы маскировку нельзя было нарушить.
Последнее может произойти вследствие следующих причин:
• выраженные побочные эффекты;
• отсутствие эффекта от лечения;
• изменения в лабораторных анализах;
• ошибки при маркировке; из-за комментариев «неослепленного» персонала исследования;
• информация, представленная в переписке или отчетах, и преднамеренный поиск объяснений тех или иных событий во время исследования.
Типы маскировки клинического исследования:
— Открытое исследование
— Простое слепое
— Двойное слепое
— Полное двойное слепое: «Ослепление» каждого, кто взаимодействуете пациентом
— Полное тройное слепое: «Ослепление» любого, кто взаимодействует с пациентами и исследователями
Слепое исследование
В наших статьях часто можно встретить термин “двойное слепое исследование” или просто “слепое исследование”. Что же там слепого? Кто должен быть слеп? Кого следует ослепить для проведения исследования и почему это важно? Если есть слепое и двойное слепое исследования, то есть ли тройное слепое?
Зачем нужно ослепление?
К СВЕДЕНИЮ: Рандомизированные контролируемые исследования являются золотым стандартом получения научных данных о новых медицинских вмешательствах. Это означает, что выпуская новый лекарственный препарат на рынок, фармацевтическая компания обязана проверить как эффективность, так и безопасность своего препарата, проведя рандомизированное контролируемое исследование (РКИ). Подробнее: РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ
Первый слепой эксперимент был проведен Французской королевской комиссией по магнетизму животных в 1784 году для исследования месмеризма.
В ходе исследований исследователи завязывали глаза месмеристам и просили их идентифицировать объекты, которые другие месмеристы ранее “заполняли жизненной жидкостью”. Испытуемые не смогли этого сделать.
Другой пример ослепления, использованный вне научных кругов:
В 1817 году был проведен первый слепой эксперимент по сравнению музыкальных качеств скрипки Страдивари и другой скрипки. Скрипач играл на каждом инструменте, а группа ученых и музыкантов слушала из другой комнаты, чтобы избежать предубеждений в своих выводах.
Кого же ослепляют в рамках медицинских исследований?
К СВЕДЕНИЮ: несмотря на широкое распространение, термины “слепой (слепое)” или “ослепление”, считаются неэтичными и все чаще используется термин “маскированный”, т.е. “маскированное исследование”, “двойная маскировка” и т.д.
Ослепление испытуемых
Исследование медицинских вмешательств, будь то лечебных или диагностических, предполагает наличие контроля. Т.е. все исследуемые делятся как минимум на две группы:
Ослепление исследуемых значит, что исследуемый не знает, к какой группе он относится, ему неизвестно, получает ли он лечение или, например, плацебо. Ослепление исследуемых важно по множеству причин:
Ослепление исследователей
Очевидно, что исследователь может быть заинтересован в результате исследования, и здесь даже не важно, с каким знаком, положительным или отрицательным. Важно нейтрализовать любое субъективное влияние исследователя на результат исследования. Соответственно, если исследователь не знает, к какой группе относится тот или иной пациент, то с высокой долей вероятности он будет относиться к ним одинаково.
Ослепление аналитиков
Наблюдательная часть исследования завершена, пришло время анализа. Как не допустить ошибок в анализе у желающих подогнать решение под ответ? Все очень просто, и здесь ослепляем (маскируем). Анализирующий не знает, результаты какой группы он анализирует, экспериментальной или контрольной. Таким образом, влияние аналитика на результат сводится к нулю.
Кого еще можно ослепить?
Ослепить можно практически всех. Медперсонал, ухаживающий за больными, чтобы исключить влияние повышенного внимания к тем, кто получает плацебо. Параклинические службы, проводящие дополнительные исследования. Службы, контролирующие исследования, и проч и проч и проч.
Слепое, двойное слепое, тройное слепое…
Итак, если мы ослепили один тип участников исследования, то это исследование называется слепым. Обычно под слепым исследованием подразумевается ослепление испытуемых (т.е. пациентов), но строго говоря, не важно, кто из участников ослеплен. Поэтому, при чтении исследований важно не ограничиваться констатацией факта о том, что исследование слепое, а понять, кто именно был ослеплен.
Двойное слепое исследование предполагает, что ослеплены два типа участников исследования. Обычно это исследуемый и исследователь.
Тройное слепое исследование, соответственно, ослепление трех типов участников исследования. Обычно это исследуемый (пациенты), исследователь (врачи) и аналитики.
Повторим: при чтении результатов исследования нельзя ограничиваться только названием типа исследования, нужно разобраться, кто и как был ослеплен.
К СВЕДЕНИЮ: В систематическом обзоре 250 рандомизированных клинических исследований исследователи наблюдали значительную разницу в величине предполагаемого лечебного эффекта между исследованиями, в которых сообщалось об двойном ослеплении, и исследованиях без двойного ослепления. Результаты этого систематического обзора были подтверждены и другими исследованиями.
Критическая оценка ослепления
К СВЕДЕНИЮ: Метаанализ, проведенный 2018 году, показал, что оценка ослепления проводилась только в 23 из 408 рандомизированных контролируемых исследований хронической боли. В результате анализа объединенных данных исследование пришло к выводу, что общее качество ослепления было плохим, а ослепление было «неудачным»
Зачастую формально слепое исследование таковым не является:
Слепой метод
Слепой метод – это изучение реакции человека на какое-либо воздействие. Суть его заключается в следующем: испытуемые не знают самых важных моментов исследования. Таким образом, слепой метод помогает избежать влияние факторов, которые являются субъективными.
Двойной слепой метод – это слепой метод, когда даже сами экспериментаторы не осведомлены о важных деталях вплоть до окончания испытания. Данный метод исключает влияние лица, проводящего эксперимент, на испытуемого.
Множество медицинских испытаний проводятся слепым методом. Объективные результаты можно получить следующим методом: одна группа людей получает настоящее лекарство или средство, которые испытывают, а другая группа – » пустышку». Конечно, все испытуемые думают, что получили настоящий препарат. Именно таким образом можно исключить эффект плацебо, когда больной думает, что выздоравливает, потому что принимает «волшебную таблетку». Когда применяется двойной слепой метод, врачи, дающую таблетку, также не знают, кто принимает настоящее лекарство, а кто нет.
Таким образом, испытания многих медицинских устройств, приспособлений и даже лекарств проходят слепым и двойным слепым методом.
Образование: Окончил Витебский государственный медицинский университет по специальности «Хирургия». В университете возглавлял Совет студенческого научного общества. Повышение квалификации в 2010 году ‑ по специальности «Онкология» и в 2011 году ‐ по специальности «Маммология, визуальные формы онкологии».
Опыт работы: Работа в общелечебной сети 3 года хирургом (Витебская больница скорой медицинской помощи, Лиозненская ЦРБ) и по совместительству районным онкологом и травматологом. Работа фарм представителем в течении года в компании «Рубикон».
Представил 3 рационализаторских предложения по теме «Оптимизация антибиотикотерапиии в зависимости от видового состава микрофлоры», 2 работы заняли призовые места в республиканском конкурсе-смотре студенческих научных работ (1 и 3 категории).
Понятие слепого метода в клинических испытаниях.
Исследования и разработки в области лекарственных средств
Содержание
Введение
При использовании слепого метода одной или нескольким сторонам испытаний неизвестно, в какую группу лечения были распределены участники, другими словами, какое лечение они получали. Это важная часть любого исследования, необходимая для предотвращения намеренного или ненамеренного допущения погрешностей во время дизайна и проведения клинических испытаний.
Использование слепого метода для недопущения погрешностей
Источником возникновения погрешностей может стать любая из сторон клинических испытаний, в том числе:
Для обеспечения объективности ко всем из указанных сторон может быть применен слепой метод.
Виды слепого метода
Односторонне слепым называется клиническое исследование, в котором слепой метод применяется лишь к одной из сторон, как правило, к участникам. Если слепой метод применяется как к участникам, так и к исследовательскому персоналу, то такое исследование называется двойным слепым. В тройных слепых исследованиях метод также применяется и при анализе данных. Если слепой метод использован не был и всем сторонам была известна группа лечения, то такое испытание называется открытым.
Вид | Описание |
---|---|
Неслепой или открытый | Тип получаемого участниками лечения известен всем сторонам |
Односторонне слепой или односторонне маскированный | Только участникам неизвестен тип получаемого лечения |
Двойной слепой или двойной маскированный | Тип получаемого участниками лечения неизвестен участникам и клиницистам (персоналу, собирающему данные). |
Тройной слепой | Тип получаемого участниками лечения неизвестен участникам, клиницистам (персоналу, собирающему данные и арбитрам (персоналу, анализирующему данные). |
Раскрытие кода — это предоставление участнику и (или) исследовательскому персоналу информации о том, какое лечение получал пациент во время испытаний. Процесс раскрытия кода планируется и включается в протокол. Эта процедура необходима для защиты участников на случай, если такая информация потребуется по медицинским причинам или из соображений безопасности. При необходимости возможно раскрытие информации одному участнику исследования.
Двойной слепой, или Пахнет ли морковный отвар?
Двойной слепой, или Пахнет ли морковный отвар?
Автор
Редактор
В медицине при проверке действия новых лекарств — в самом деле работает или нет? — используют двойной слепой метод: это когда ни те, кого лечат, ни даже те, кто лечит, не в курсе, что за лекарство дают конкретному пациенту: настоящее или «пустышку» (плацебо). Все еще непонятно? Давайте разбираться вместе с Машей и Васей!
Дымящаяся тарелка супа молча стояла на середине стола и притягивала все взгляды.
— Вася, — обреченно повторила Васина мама. — Нет там никакой моркови. Ешь, пожалуйста.
Вася упрямо сжал губы и еще дальше отодвинул тарелку. Маша смотрела на эту сцену во все глаза. Она и не думала, что Вася такой.
— Хоть бы Маши постеснялся, — сказала мама, и Вася с Машей оба смутились.
Повисла долгая пауза, во время которой и Васю, и Васину маму было ужасно жалко. Маша поняла, что ей пора вмешаться. Недаром же они с Васей уже точно решили посвятить себя экспериментальной науке.
— Вася! — произнесла она решительно. — Ты утверждаешь, что чувствуешь в этом супе морковный запах.
— Да, — глядя в стол, мрачно ответил Вася.
— А вы, тетя Марина, говорите, что морковь в этот суп не клали.
— Да, — ответила Васина мама замученным голосом.
— О’кей, — сказала Маша весело. — Мы уже не сможем проверить, была ли в этом супе морковь, но можем проверить кое-что другое. А именно: может ли Вася чувствовать запах сваренной моркови. Если может — значит, морковь в супе была, вот!
— Как мы это сделаем? — угрюмо поинтересовался Вася.
— Очень просто. У вас ведь есть в доме морковь? — спросила Маша у тети Марины.
— Есть, конечно, — ответила Васина мама, указывая подбородком на холодильник. Вася бросил на нее обвиняющий взгляд.
— Тогда мы сделаем вот что. Сейчас, — Маша вскочила из-за стола, вытащила из холодильника пакет моркови и достала из него одну морковку, — мы сварим этот овощ. Нальем отвар в стакан, в другой стакан нальем чистой воды, завяжем Васе глаза и дадим ему понюхать обе жидкости и сравнить.
— А если я ошибусь? — не глядя Маше в глаза, пробурчал Вася.
— Тогда съешь суп как миленький.
— А если он не ошибется? — спросила Васина мама.
— Ну тогда вам придется кое-что признать, — смущенно произнесла Маша.
— А если Вася угадает СЛУЧАЙНО? — возмутилась Васина мама. — Подумаешь, скажет наобум — да или нет, а окажется, что все так и есть?
— Таак, — ответила Маша задумчиво. — Это проблема.
— О! — неожиданно ответил Вася (по его тону Маша сразу поняла, что капризный ребенок в нем уступил место настоящему ученому). — Я могу нюхать эти жидкости не по одному разу, а по многу. Один раз я, может, и скажу правильный ответ случайно. Но если понюхаю сто раз, и все разы угадаю, тогда, мамочка. — (и настоящий ученый снова уступил место капризному ребенку).
— Отлично! — сказала Маша и принялась чистить морковь.
— Стоп, — произнесла Васина мама. — А что мы будем делать, если Вася каждый раз будет говорить, что там морковь. Он, конечно, скажет верно каждый раз, когда морковь там будет. Но то, что моркови там нет, — и мама бросила горький взгляд на тарелку супа, — он ни разу не угадает.
И она составила простенькую табличку:
Морковь есть | Моркови нет | |
Вася сказал «Морковь» | Вася все чувствует | Вася просто выпендривается |
Вася сказал «Нет моркови» | Вася просто выпендривается | Вася все чувствует |
Вася, который все это время заглядывал Маше через плечо, вырвал у нее бумажку и переправил «Вася просто выпендривается» на «Вася заблуждается».
— Заблуждается — так заблуждается! — легко согласилась Маша. — Ну что, начинаем эксперимент? Если Вася все разы ответит правильно, значит.
— Нет, — произнес вдруг Вася. — Вдруг я чувствую морковь, но не всегда? Ее запах слабый, можно ошибиться. Если я в половине случаев отвечу правильно, это будет считаться?
— Еще не хватало, — тут же отозвалась его мама. — В половине случаев можно ответить правильно, даже если вообще ничего не чувствуешь. Даже если просто случайно говорить что попало, в половине случаев ответишь правильно просто по теории вероятности.
— Ладно, — смиренно произнес Вася, — и какую же цифру ты считаешь правильной?
— Ну-у-у, — задумчиво протянула мама, — например, если ты ответишь правильно хотя бы в девяноста процентах случаев.
— В шестидесяти! — быстро парировал Вася.
— В восьмидесяти! — отозвалась его мама.
— В семидесяти! — произнесли они хором.
— Ну уж нет, — неожиданно сказала Маша, которая устала вертеть голову от одного к другому, как на теннисном матче. — Это неправильно. Нет тут такой границы между «да» и «нет». Если 50% — значит, Вася точно не разбирается. Если 100% — точно разбирается. А остальное — оно такое, размытое. Скорее да, чем нет, или, наоборот, скорее нет, чем да.
— Это верно, — согласилась мама. — Но нам с Васькой надо договориться, 70% нас обоих устраивают, так?
— Да! — храбро отозвался Вася. — Вари уже морковь и давай сюда, я буду нюхать.
— Э, нет! — сказала вдруг Васина мама. — Я вас знаю. Если Маша тебе будет давать нюхать, она тебе будет подсказывать.
— Не буду! — возмутилась Маша.
— Маш, — мягко произнесла Васина мама. — Я не хочу тебя обидеть. Просто ты будешь за Васю болеть, и, ну, не знаю, стакан с водой прям под нос ему тыкать, а стакан с морковным отваром от носа отводить, ну или как-то еще, не знаю. И так Вася догадается, чего в этой кружке — не по запаху, а по твоим подсказкам. Конечно, это не специально — так получается само, разве нет?
Маша смущенно опустила глаза в стол: это была правда.
— Тогда ты, мама, сама мне подставляй кружку, — сказал Вася мрачно.
— Нет, это тоже не подходит, — ответила Васина мама. — Я тоже заинтересованное лицо. Я тоже буду как-то наоборот делать. Знаете, что мы сделаем? Мы используем двойной слепой метод.
— Как это? — удивились вместе Вася и Маша.
— Ну, слепнуть нам не придется, — подмигнула мама. — Выражение это из медицины пришло. Дело в том, что когда больному дают лекарство, он как бы настраивается на выздоровление и в результате выздоравливает — но не из-за лекарства, а потому, что организм его мобилизовался. Даже если человеку дать таблетку, в которой нет никаких действующих веществ, ну, просто сахар в таблеточной оболочке, и сказать, что это чудодейственное лекарство, то он почувствует облегчение. Такое явление называется «эффект плацебо». «Плацебо» в переводе с латыни означает «пустышка». В принципе, эффект плацебо — это здорово, он как бы помогает лекарствам работать. Но если лекарство новое и мы только проводим клинические испытания, проверяем, хорошее оно или нет, то тут могут возникнуть большие трудности. Вот даем мы больному это лекарство, видим, что ему стало лучше и делаем вывод, что лекарство полезное. А вдруг это совсем не так? Вдруг лекарство на самом деле вредное, а больному стало лучше из-за эффекта плацебо? Как же понять, чего лекарство стόит на самом деле?
— Ну, — ответила Маша, — надо просто не говорить больным, что их лечат. Подкладывать им лекарство тайком, как. как морковь в суп.
В ответ на эту реплику Вася молча испепелил Машу взглядом, а потом сказал:
— Да надо просто взять двух больных. Или нет, даже не двух больных, а две группы больных, вот! И всем больным сказать, что им дают лекарство. Но на самом деле одним дать настоящее лекарство, а другим — просто пустые таблетки. А потом посмотреть, какая группа лучше выздоровела.
— Отлично, сынок! — сказала Васина мама. — Примерно так в медицине и делают. Это называется слепым методом. Больной как бы слеп, он не знает, получает он лекарство или пустышку. Поэтому у обеих групп больных будет одинаковый эффект плацебо, а вот лекарство будет действовать только на одну группу. Но и тут есть проблема. Исследования показали, что если врач знает, что дает больному настоящее лекарство, то он как бы передает это знание больному. Он, конечно, ничего ему не скажет, но будет так себя вести, что больной сам догадается, что уж ему-то попало то, что взаправду подействует. Ну вот как Маша, которая бы Васе подсовывала морковку совсем не таким жестом, как водичку. Эффект плацебо у этого больного станет сильнее, и мы опять не сможем выяснить, чего же на самом деле стόит лекарство. Как справиться с этой проблемой?
— Двойной слепой метод! — выпалила Маша как можно скорее, чтобы Вася не успел ее перебить. — Мы сделаем так, чтобы и врач был тоже как бы слепой! Чтобы он не знал, какое лекарство дает больному. Пускай где-нибудь будет записано, какому больному чего досталось, а врач пусть этого не знает. Просто дает всем больным вроде бы одинаковые лекарства — но одно настоящее, а другое — пустышка.
— Правильно! Молодчина, Маша! Именно так мы и поступим. Вася будет как слепой, потому что мы ему глаза завяжем. А вместо второго слепого у нас будет дядя Миша, который вообще не знает, чем мы тут занимаемся. Вась, чтобы папа не понял, чем мы тут занимаемся, и не начал влиять на результаты, отвечай только да или нет. Да — морковный отвар, нет — вода. Согласен?
— Прекрасно! — сказала мама. — Маш, вари морковь!
Маша дочистила морковку, кинула ее в кастрюльку с водой и поставила на огонь. Мама в это время поставила чайник, чтобы к нужному моменту был готов стакан чистой воды, такой же горячей, как морковный отвар. Маша встала на цыпочки и достала с полки две одинаковые непрозрачные чашки. Мама, загородившись от Васи, заранее написала на бумажке последовательность, в которой будут подаваться кружки с водой и с морковным отваром — чтобы эту последовательность можно было потом сравнить с Васиными ответами. Вася смотрел на все это сразу и как исследователь, и как подопытный кролик — до тех пор, пока мама не завязала ему глаза шарфом.
— Миииш! — крикнула она в другую комнату, когда все было готово.
На пороге появился Васин папа. Он взглянул на тарелку супа, про которую все как будто забыли, и произнес:
— Нет, дело не в этом, — отозвалась Васина мама. — То есть Васька, конечно, не ест суп. Но мы сейчас как раз разбираемся, имеет ли он на это право.
Васин папа молча и вопросительно оглядел присутствующих. На повязку на Васиных глазах он глядел дольше и недоуменнее всего.
— Ты, главное, не пытайся ничего понять, — сказала Васина мама и завязала Васиному папе глаза. — Сейчас я буду давать тебе кружки с жидкостями, а ты передавай их Васе, а потом мне назад. Маш, приготовься записывать Васины ответы.
Она сверилась со своей бумажкой, выбрала одну из кружек и протянула ее Васиному папе. Васин папа с завязанными глазами и непроницаемым лицом сунул кружку прямо Васе под нос.
— Мор. в смысле, да! — сказал Вася, и Маша записала этот ответ у себя на листочке.
— Даааа, — протянул Васин папа. Его посвятили в порядок эксперимента, и теперь они все вчетвером наконец закончили обсчитывать результаты. Лист бумаги был расчерчен на две колонки — в левой были палочками отмечены все правильные ответы, а в правой — неправильные. — И как же нам это понять?
— Десять процентов — это значит, что ты ничего не чувствовал и все придумал, — сказала Маша Васе.
— А вот и нет, — вдруг отозвалась Васина мама. — Наоборот. Это значит, что ты все прекрасно чувствуешь. Если бы ты ничего не чувствовал, твои ответы были бы где-нибудь вокруг пятидесяти процентов, там у нас сидят все случайности. А десять процентов, так же, как и девяносто процентов, не могут получиться от незнания, от случайных ответов. Эта цифра неслучайная, она что-то значит.
— И что же? — мрачно поинтересовался Вася.
— Я знаю! — вдруг воскликнула Маша. — Она значит. Она значит, что ты все очень хорошо чувствуешь, но только наоборот! Когда моркови нет, ты уверен, что она есть, а когда есть — что ее нету!
Пару минут все молчали, обдумывая это открытие, и вдруг Вася побелел.
— Значит, все супы, которые я ел. Все, которые чувствовал по запаху как безморковные, они.
— Вася, — страдальчески сморщилась мама, — я уже сто лет никуда не кладу морковь, мне уже про морковь кошмары снятся.
Вася медленно перевел взгляд на тарелку с остывшим супом.
— И здесь моркови тоже нет, — ответила мама на его безмолвный вопрос.
— И между прочим, ты кое-что обещал! — сказала Маша.
— Ладно, — Вася медленно придвинул тарелку и зачерпнул первую ложку.
— Приятного аппетита! — пожелала Маша. — Кстати, тетя Марина! Можно мне тоже? Еще одну тарелочку?
Врезка для взрослых
Слепой метод — исследование реакции людей на какое-либо воздействие с условием, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Метод применяется для исключения субъективных факторов, которые могут повлиять на результат эксперимента.
Двойной слепой метод — когда не только испытуемые, но и экспериментаторы не знают важных деталей эксперимента до его окончания. Двойной слепой метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого и субъективизм экспериментатора при оценке результатов.
Слепой метод часто используют при проведении медицинских испытаний для исключения искажений результатов за счет эффекта плацебо, который наблюдается у пациентов (если не чаще). Однако метод не исключает субъективной оценки состояния пациента врачом, проводящим исследование. Поэтому возникает необходимость «ослепить» и врача [Википедия].
Но в доказательной медицине эдакий идеал для клинических испытаний лекарств еще интереснее — двойные слепые рандомизированные многоцентровые плацебо-контролируемые испытания с открытым и заранее зарегистрированным протоколом, с высокой статистической мощностью. Это означает, что и распределение пациентов по группам должно быть случайным и скрытым от исследователей, и эксперименты должны проводиться в нескольких местах (желательно незаинтересованными лицами), и исследование должно соответствовать протоколу (часто загадочным образом что-то меняется, экспериментаторы исключают «неподходящих» и т.п.), и «подопытных» должно быть много — сотни и тысячи. Много ли зарегистрированных в РФ и активно потребляемых препаратов прошли этот путь? К сожалению, нет. Особым «шиком» считается использование в качестве контроля даже не плацебо, а наиболее эффективного на данный момент препарата от искореняемого в эксперименте недуга.
А вот основы проведения «эксперимента в принципе» в доступной форме уже были изложены в предыдущем рассказе «Кое-что из жизни маятников, или Эксперимент и основы статистики».
Статья была опубликована в журнале «Квантик» (2014), № 9, с.