Что такое южики в псалтири
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 73:8
Свт. Афанасий Великий
Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли
Блж. Феодорит Кирский
«Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли». «Знамения их не видехом: несть ктому Пророка, и нас не познает ктому». В великом между собою согласии устремившись на нас, имели они одну цель – разорить данный Тобою закон. Ибо под словом: «праздники» Пророк разумел житие согласное с законом. Отважились же на это, говорит он, не усматривая чудес, бывших при наших предках, и не будучи обличаемы пророчественною благодатию. Ибо Иудеи внезапно лишены были всего этого. А по возвращении из плена они имели еще многих Пророков, Аггея, Захарию, Малахию; и прежде них бывшие Пророки и народу и царям предсказывали будущее, открывали замыслы врагов, что не трудно дознать из истории.
Евфимий Зигабен
Реша в сердце своем южики их (союзные им народы) вкупе.
Все, говорит, вместе союзные врагам—римлянам народы сказали между собою в сердце своем, то есть, от сердца, иначе сказать —от всего сердца и усердно. Ибо призыв: придите, произносимый ниже, препятствует принятию глагола: сказали, за: помыслили в сердце своем союзники их; разве принимать выражение: примите, не за совет, но за наречие: ну, что ж сказали? Слушай.
Приидите и отставим (истребим) вся праздники Божия от земли.
Придите, говорит, уничтожим законные службы сему Богу, почитаемому иудеями; а это мы сделаем, когда истребим законы и гражданские их постановления и город, в чем они успели, по допущению Божию.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли
Прот. Григорий Разумовский
Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли
См. Толкование на [[old:ps:073:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 73:5]
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
КАФИСМА ДЕСЯТАЯ
Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у еврей, 70
Под «руками» подразумевает владычество живущих в лукавстве и нечестии (Феодорит).
В буквальном смысле эти псаломские слова приличны каждому из нас (Афанасий).
Человек, сам по себе, никогда не возможет достойным образом воздать Богу за Его неизреченные благодеяния. Он должен просить и того, чтобы Господь «исполнил уста» его ангельского «хваления Божия» (Афанасий).
Как «юность» человеческая легко подвижная на грех и не может без помощи Божией воздержаться, так и «старость» немощная устоять против греха без благодати Божией (Псалтирь с толкованием).
Здесь снова Давид проповедует, настолько обязан он Божиим благодеяниям; ибо от самого младенчества из безчисленных опытов научился, что нет ничего более лучшего и спасительного, как уповать на единого Бога (Афанасий).
«Бездною земли» называет Давид глубину искушений, из которой Господь «возводит» кающихся милостью Своею. Будучи уязвляемые обличениями, будем вспоминать грехи свои, пока Господь, взирая на терпение наше, не соблаговолит изгладить их, и угрызающие сердце скорби не претворит в радость (Лествичник).
«Величествие» Божие – есть снисхождение Его к нам. Прославляя пречудный Промысел Божий, Пророк как бы говорит, что все несчастия приключились ему не по какому-либо слепому случаю, но по Божию изволению (Исихий).
«Сосудом псаломским» достоин наименования всякий христианин, имеющий чистое сердце и целомудренный язык (Исихий).
Через различные образы выражений Пророк показывает, что он ни в чем большего увеселения находить не будет, как только в прославлении Бога и в непрестанном «поучении» в законе Его; а таким образом он косвенно порицает безумное веселие тех, которые, оставя Бога, в суетных забавах находят удовольствие (Феодорит).
О Соломоне, псалом Давиду, 71
«Царем и Сыном Царевым» является Владыка Христос; как Бог – Он рожден «Всецарем» Богом, а как Человек – имеет предком царя Давида (Афанасий).
«Нищым» называет весь человеческий род, обнищавший во всем добром, «сынами убогих» – уверовавших во Христа, предки которых бедны были в благочестии и богопознании, а «клеветником» – диавола, который назван так по делам своим (Афанасий).
Как дождь, падая на шерсть ( «руно» ), мягкостью шерсти не производит шума, так и воплощение Бога; Его пришествие на землю было тихо, тайно, чудно, без потрясений, ибо Он тихо и кротко вошел во чрево Девы (Златоуст, Епифаний).
«Лихвою» называет любостяжательность; рост (денег) – сребролюбие, хуже всех страстей; а под «неправдою» именуют всякий грех. И «честно имя» Христа пред христианами настолько, что одни из них презрели богатство, другие – достоинство, третьи и самую жизнь, чтобы только не отпасть от спасительного имени – « «христианин» « (Феодорит, Исихий).
Иными словами, Пророк изображает Божие благословение всем истинно уверовавшим во Христа. «Ливан» – это горний хребет в Палестине, всегда белый или по причине снегов на вершине, или от белого известкового камня горы. «Ливан» в Писании служит образом всего великого и славного (Феодорит).
Оскудеша песни Давида, Сына Иессеова
ОКОНЧИЛИСЬ песни Давида, но не псалмы, ибо все псалмы написаны Давидом, а только прочие не были петы им, но пелись другими псалмопевцами, из числа которых следующие 12 отдал Асафу, который и пел их (Златоуст, Феодорит).
Псалом Асафу, 72
В этом псалме Пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки и неисследимы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: «се сии грешницы и гобзующии» ). Просвещенный Духом Святым, Давид учит затем, какой будет конец самых нечестивых, чтобы, ясно осознавая это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в этой жизни (Афанасий, Ефрем).
«Правые сердцем» это те, которые свою волю соглашают с Божиею волею, а не усиливаются склонить Божию волю к своей воле. Не желай и не усиливайся, чтобы Бог поступал во всем по твоему желанию, но делай то, что Богу угодно (Августин, Иоанн Тобольский).
«Мир» и высокое счастье людей злоречивых и «беззаконных» смущает нередко многих людей. Знай же, что иногда и разногласие лучше мира и надобно пренебрегать самим миром: таков мир людей беззаконных (Григорий Богослов, Иоанн Кронштадтский).
Нет памятования смерти у них и ненадолго приближается к ним скорбное (Феодорит).
Нечестивии не разделяют трудов человеческих и не имеют нужды ежедневно работать для снискания себе необходимого: потому что «труд» рук «человеческих» налагается на людей как бы вместо наказания. Но есть и другие виды отмщений Божиих, которыми поражаются превозшедшие самую высшую степень зла, и на которые были осуждены Дафан, Авирон, Корей, а также все, творящие неподобное ( Рим. 1, 26–28 ), по причине ожесточения сердец их от долговременного пребывания во грехе (Афанасий, Кассиан).
От наслаждения всеми благами впали они в «гордыню» и надмение, и увлеклись в большие беззакония. Чего надлежало бы стыдиться, в том они поставляют свою честь (Феодорит, Исихий).
Изрекают хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и «язык» их на «земли» (Афанасий).
Некоторые верные, но немощные духом, соблазняясь благоденствием нечестивых, скорбят о своем убожестве (Димитрий).
Беззаконные дошли до такого нечестия, что говорили: «како» Бог знает дела наши, и откуда Ему «ведение» иметь о нас? Поскольку они делали зло и не получали за это наказаний, то в безумии своем решили, что нет Бога (Афанасий, Ефрем).
Причина соблазна в том, что нечестивии в настоящей жизни весь «век» проводят в благоденствии (Афанасий).
За правду и необщение с пороком каждый день подвергался оскорблениям и поруганиям (Феодорит).
Пророк, усмотрев превратное нечестие искушающих помыслов, убоялся сообщить их другим, чтобы не быть для них виновником соблазна (Афанасий).
И святые мужи, подобно Давиду, недоумевали благоденствию нечестивых. Но не так, как нечестивые: они не обвиняли Бога и не порицали Его. Давид в другом месте говорит: «правда твоя яко горы Божии» ( Пс. 35, 7 ). И Иов, столь много пострадавший, не произнес слов против Бога; а Иеремия прежде вопроса изложил свой суд: «праведен еси, Господи» ( Иер. 12, 1 ), т.е. знаем, что все Тобою производится праведно, но способа не знаем – Что ж? Узнали они что-либо более? – Нет; даже и ответа не получили на это: «сие труд есть предо мною» – и это для того, чтобы позднейшие научились ни о чем подобном не спрашивать (Григорий Богослов).
Благоденствие нечестивых уподобил Пророк сну. Так и вся наша земная жизнь (Феодорит).
«Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, – (при размышлении о благополучии нечестивых и страданиях благочестивых), – тогда я был невежда и не разумен, как скот, я был пред Тобою», не понимая судеб Божиих.
Всякие опасности для жизни по Богу предстоят мне: съем ли я что лишнее – дух грубеет и холодеет к Богу; посплю ли лишний час – то же; минутное ли пристрастие плотское возымею, почитаю ли газеты и книги с увлечением – опять холодею к Богу и к небу. Так тонка и чувствительна ко всему душа, и столь удобно можно прилепиться к миру и тайно отпасть от любви Божией. Бодрствуй и внимай себе, человек, на всякое время, и храни всяким хранением «сердце» твое. Помни, что один Бог – есть предмет вожделений нашего сердца (Иоанн Кронштадтский).
Какое страшное изречение. Когда мы бываем оставлены Богом, то предаемся диаволу, потому что сами полагаем начало оставлению нас. Итак, прекратим все виды мысленного любодейства и всякой нечистоты, чтобы не подвергнуться нам должному истреблению. Бог даже наказывает нас против Своего желания. Кто «удаляется» от Церкви, тот «удаляется» от света и впадает в непроглядную тьму страстей. Церковь есть лучшая учительница молитвы; в своих ектениях она учит нас любить всех, как себя, и молиться за всех, как за себя (Златоуст, Ефрем, Кирилл, Иоанн Кронштадтск.).
Разума Асафу, 73
Боговдохновенный Пророк предвозвещает в псалме конечную гибель Иерусалима римлянами спустя 40 лет по вознесении Господа, как наказание за совершенное иудеями преступление против Спасителя. Описывает взятие врагами самого города и божественного храма. Достойна же удивления несказанная благость Владыки! Потому что и вполне провидя непокорность иудеев, пророчеством о будущих бедствиях пытается отвратить их от нечестия. Сказывая же о бедствиях иудеев, псалом благовествует о спасении нас – христиан. По причине печального повествования псалом не надписывается ни псалмом, ни песнию, ни пением, согласно с приговором, произнесенным Спасителем: «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23, 38 ) (Евсевий, Феодорит).
Пророк предсказывает будущее, как прошедшее, по свойству пророков. «До конца» – означает совершенное оставление Богом иудеев за их нечестие против Христа. Под «гневом» и «яростию» выражает чрезвычайность отвращения (Дидим).
«Сонм» – еврейский народ, который избрал Себе Бог «исперва» в наследие. «Избавил» от египетского рабства и ввел в землю обетованную, в «гору Сион» – в Церковь Свою святую (Феодорит, Афанасий).
Иудеи сетуют и плачут о том, что римляне сделали с храмом иерусалимским (Феодорит).
Поскольку в день праздника Пасхи иудеи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в этот же день и были преданы врагам за свое нечестие. Ибо в Пасху, когда все иудеи по закону собрались в Иерусалим, была произведена осада, в то именно время, в которое пригвоздили они Господа Иисуса Христа ко кресту (Афанасий).
Описывает разорение Иерусалима и божественного храма, сожжение и осквернение Святилища. «Южики» (союзные римлянам народы) согласились уничтожить все Богом учрежденные праздники в Иудейской земле (Афанасий).
В историческом смысле описывает потопление египтян в Чермнем море. В духовном – возвещает о святом Крещении, потопляющем силу демонов и грехи людские в таинственных водах. Глава древнего «змия» диавола сокрушена силою Креста Христова (Евсевий, Дидим, Исихий).
«Ифам» – страна очень богатая садами и водными потоками, ее часто посещал Соломон. Божественное мановение за умножившееся нечестие жителей «изсушило» эту изобиловавшую водами землю (Пелусиот).
От частных Пророк переходит к благодеяниям общим, научая, что Бог есть Творец всего бытия. Под «жатвой» и «весной» подразумевает время (Феодорит).
А этим указывает на «поношение» – искушение Христа «Господа» от «врага» – диавола в пустыне и на хуление Его Святейшего «имени безумными людьми» (Златоуст).
У неведущих Бога «домы» полны «беззаконий» и следующих за ними наказаний: однако же да не будет отвержен и предан позору весь народ, ибо некоторые имели в себе надежду спасения. Они-то и спасены были апостолами. «Завет» есть Христово обещание помогать верным: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) (Афанасий, Феодорит).
Грешнику не должно быть стыдно обращаться к покаянию, как имеющему особую нужду в Божией помощи (Феодорит).
Умоляют Бога сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине беззакония врагов (Феодорит).
1 В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу, 74
Божественный Псалмопевец заключает в псалме этом пророчество о скончании мира и о праведном суде Божием, о наказании грешников и о чести праведных. Поэтому призывает всех взирать «в конец» жизни и «не растлевать» себя нечистыми помыслами и грехами (Феодорит).
Желая призвать Бога на помощь, мы должны приносить Ему двоякое «исповедание» словами и делами: словами – в молитве, а делами – в отступлении от грехов, в которых мы исповедываемся и раскаиваемся. Ибо тогда Бог принимает наше призывание как от очищенных (Исихий).
Это говорит Спаситель к малодушным, требующим по закону справедливости незамедлительного воздаяния нечестивым: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде».
Учит, что перемены в жизни каждого человека бывают по божественному определению (Феодорит).
«Роги грешных» – сила демонская; «рог праведного» – Крест Христов, который «вознесется» на высоте небесной в день Страшного суда (Афанасий).
1 В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину, 75
Псалом Давиду Духом Святым вдохновенный для сообщения радостного пророчества иудеям о предстоящей победе над Сеннахиримом, царем «Ассирийским» ( 4Цар.19, 35 ), прообразовавшем победу святой Церкви на всех ее гонителей, дарованную от Бога Господом Иисусом Христом ( 1Кор. 15, 57 ). Заметь и то, что Дух Святый с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова эти, и доставить радость христианину, высоко понимающему их. В высшем смысле здесь проповедуется победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, видимыми и невидимыми (Феодорит).
«Иудеей» и «Израилем» назвал душу, познавшую Господа (Афанасий).
В духовном смысле стих означает, что начало победы над врагами невидимыми происходит от внутреннего просвещения, ниспосылаемого от Духа Святаго, посредством которого человек видит как нечистых духов, так и коварства их: видит как «невидимая благая, еже уготовал Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ), так и «невидимая злая, яже уготовал Он ненавидящим Его» (Афанасий).
«Неразумнии сердцем» те, которые не приимут просвещения, подаваемого Духом, и окажутся ничего не имеющими в руках своих по своей безпечности и нерадению, когда откроется Суд Божий (Афанасий).
«Конями» божественное Писание называет безмерно склонных к удовольствиям. «Дремание» – есть безсилие или расслабление и тела и души. Сон души различается от естественного телесного сна. Кто необузданного жеребца своего (тело свое) не наказывает и не подчиняет себе, но дремлет, обольщаясь похотями, тот, как всадник, потопляется этим конем, испытывая гнев Божий (Афанасий).
«Землею» называет здесь все естество человеческое, которое и придет в день Суда в боязнь. Наказываемые не будут иметь никакого оправдания, потому что Бог неоднократно предвозвещал им о Своем божественном суде (Афанасий).
Мы должны будем дать ответ Богу не только за дела и слова, но и за слушание (чужих слов), например: не внял ли ты ложному обвинению на ближнего, ибо сказано: «да не приимеши слуха суетна» ( Исх. 23, 1 ). Дадим Судии отчет даже в том, что имели в намерении. Всякое слово, движение ума и всякий помысл будут «исповеданы» Господу, когда изведется на позор сокровенное. Какое же «помышление человеческое исповестся Тебе?» – То, что не коварно ли и злонамеренно говорил ты с ближним, не хвалил ли его устами и языком, а в сердце не желал ли зла и не завидовал ему? (Златоуст, Афанасий).
Если кто из вас находится в таком положении, которое у людей считается безнадежным, или угнетается какою нуждою или опасностью, пусть «помолится и воздаст Господу Богу нашему» – и он увидит спасительный и блаженный плод этого прекрасного наставления. Если же кто под «молитвою» понимает «обещание», то и в этом случае получает великую пользу. Ибо премудрость говорит: «благо тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся тебе не отдати» ( Екк. 5, 4 ), то есть не давать обета Богу лучше, чем дав обет, обмануть Его. Почему и наставляет: «и да не солжеши слова во время молитвы твоея» (Златоуст).
Бог же настолько страшен, что даже у тех, которые причастились Божественного Духа, но не вели жизнь достойную данной благодати и были злы, Дух отнимается за их лукавство; потому что в том божественном и страшном судилище за грехи у каждого отымется Дух, данный при крещении, и чрез это отнятие преданы они будут наказанию (Афанасий).
1 В конец, о Идифуме, псалом Асафу, 76
Дух Святым устами Давида преподает в этом псалме образец молитвы от лица бедствующего. «Идифум» и «Асаф» – начальники певцов Давидовых, которым Давид и передал этот псалом, чтобы они попеременно с ликами своими воспевали его в честь и славу Божию. Пророк наставляет унывающих в искушениях обращать свой дух в созерцание чудесных дел Божиих, и этим укреплять свою веру и надежду на Бога (Августин, Иероним).
Научает этим Пророк, что Бог близок к призывающим Его и не отстоит далеко от вопиющих (Афанасий, Евсевий).
Воспоминая прошедшие «лета» (сколько людей, городов и царств превратилось в ничто. ), приводил я себе на память и ожидающую нас в безконечной жизни вечность, и какой по продолжительности настанет век будущий, которому не будет конца. (Димитрий).
Наилучшее для размышления время есть ночное, в которое ни слух не увлекается, ни взор не отвлекается к чему-либо другому и не отвлекают ум от созерцания (Исихий).
Этими словами святой Давид упрекает нас за слабость человеческую и малодушие в скорбях и болезнях, когда кто говорит: забыл меня Бог. Господь столь милостив, что изливает щедроты Свои на создание Свое даже тогда, когда люди прогневляют Его: «солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5, 45 ). Ошибка и заблуждение человечества происходит от того, что мы не понимаем намерения Божьего о нас. Господь хочет даровать нам вечное блаженство в Царстве Небесном, а мы, по слепоте своей, ищем благополучия временного на земле. Поэтому Он и вразумляет нас разными скорбями, бедствиями и болезнями, чтобы мы, безропотно пострадавши ради Него, – с Ним (бы) и прославились в вечной жизни (см. Рим. 8, 17 ) (Амвросий Оптинский).
«Избавил» Христос Бог уверовавших в Него от демонского порабощения (Афанасий).
Не предсказывает ли Давид бегство вод Иордана? Не «убояшася» ли воды, увидев Господа, когда вошел Он в них для крещения? (Златоуст, Севир).
Псалом 73
Псалом этот имеет краткое надписание: Разума Асафу, – которое с еврейского переведено словами: «Учение Асафа». Сличая это надписание с содержанием всего псалма, который есть не что иное, как молитва верных израильтян, жалующихся на разорение Иерусалима и храма, можно утвердительно сказать, что псалом этот составлен кем-либо из современников и очевидцев печального события – нашествия на Иудею халдеев или вавилонян, который воспел сей псалом как плач скорбящего сердца, после опустошения Иудеи и разрушения Иерусалима и храма Навуходоносором, оставаясь на развалинах своего отечества. Названный в надписании Асафом, составитель сего псалма был, без сомнения, кто-либо из благочестивых певцов многочисленной фамилии Асафа, от времени Давида непрерывно продолжавшей свое существование до времен Ездры и Неемии и ставшей потом во главе певцов второго храма Иерусалимского ( 1Ездр.2:41 ; и Неем.7 и 11:22). Содержа в себе притом наставление, как с верою и надеждою нужно в бедственных обстоятельствах обращаться к Богу, псалом служит, таким образом, вразумлением для верующих, что и означается словом разума.
Пс.73:1 Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея?
Псалом начинается жалобным воплем псалмопевца, и было на что жаловаться, о чем выражать глубокую скорбь: печальное зрелище представляла Святая Земля для тех немногих, которые по убиении Годолии не переселились в Египет, а остались, избегнув плена вавилонского, на развалинах опустошенной Иудеи ( 4Цар.25:22,25–26 ). Нигде не видно было и следа скорой помощи Божией; напротив, казалось, что на этот раз Бог уже не отвратит наказующего жезла Своего от возлюбленного некогда народа Своего (овцы пажити Твоея). Пажить значит: «пастьба, пастбище, выгон». Палестина была некогда обильным пастбищем, на которое Господь милостиво привел народ Свой и из которого потом изгнал его отведением в плен вавилонский. Зачем Ты, Боже, – вопиет жалобно псалмопевец, – отвергнул Свой народ на веки, окончательно (до конца)? Зачем возгорелся гнев Твой на овец Твоей паствы?
Пс.73:2 Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси.
Сонм значит: «собор, собрание, сходбище». Здесь под сонмом разумеется весь израильский народ, который Господь стяжал, избрал Себе в достояние исперва, т.е. «издревле», еще в лице патриархов Авраама, Исаака и Иакова, и не только избрал, но и усыновил ( Втор.14:1 ). Изведением из Египта, законодательством на Синае Израиль, сделавшийся народом самостоятельным, народом Божиим, стал собственностью Божией, жребием Его, выделенным из других народов, которых Он предоставил самим себе, идти своим путем. Жезл – «межевая мера, сажень для измерения земли», а в переносном значении – «отмеренная часть, наследственный участок», который Бог стяжал, как бы по разделу получил Себе в достояние. Гора Сион – та самая гора, на которой стоял храм Иерусалимский, считавшийся местом особенного благодатного присутствия Божия. При виде опустошенной Иудеи и разрушенного Иерусалима и Храма, псалмопевец, удрученный тяжкой скорбью, умоляет Бога: зачем Ты так разгневался на нас, Господи? Вспомни милостью Своею по-прежнему народ Свой (сонм Твой), который есть Твое старинное достояние и который Ты избавил от рабства египетского жезлом достояния Твоего, вспомни святую гору Сион, на которой поселился и жительствовал Ты и из которой исходили все милости и благодеяния Твои на нас.
Пс.73:3 Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем.
Так как опустошавшие и разрушавшие Иерусалим враги, устремляясь на святилище Божие, свирепствовали со зверскою жестокостью и никому и ничему не давали пощады, то псалмопевец, от лица верных иудеев, выражает моление о конечной погибели их, как бы так говоря: подними, Господи, руки Твои на столь жестокую и зверонравную гордыню врагов и не давай пощады всем тем, которые столько зла сделали против Твоего храма и народа, поступи с ними соответственно тому неисчислимому злу, какое они причинили (елика лукавнова) Твоему святилищу. Сокруши мышцею Твоею в конец то надменное нечестие, какое они проявили по отношению к святыне жилища Твоего. Веруя, что слова молитвы сей вышли из уст псалмопевца-пророка, вдохновенного Духом Божиим, мы должны познать, с одной стороны, беспредельную любовь Божию к нам, по которой Господь благоволит столь строго наказывать врагов за обиды, причиняемые верующим, а с другой – как ревностно Он защищает честь Святого имени Своего, столь жестоко карая презрителей онаго.
Пс.73:4 И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя знамения, и не познаша.
Словами ненавидящие Тя названы здесь те же халдеи, которые, как враги Божии, опустошили, осквернили и разрушили храм Божий в то время, когда в нем во славу Божию отправлялись торжественные праздники. А словами восхвалишася, и не познаша – выражено то, что враги не только не сознавали того, что они делали, оскверняя Храм всемогущего Бога, но еще и возгордились тем и, как львы, по уловлении добычи, возрычали, как переведено с еврейского: «Рыкают враги Твои среди собраний Твоих». Со львами они сравнены здесь для означения жестокости и дикости, каковые проявили они в самом святилище Божием. Ворвавшись в Храм в то время, когда в нем было многочисленное собрание празднующих в честь и славу имени Божия, они дикими криками, как бы звериным рычанием, прервали священные празднества. Выражение положиша знамения своя знамения с еврейского переведено так: «поставили знаки свои вместо знамений наших», и означает, без сомнения, водружение воинских значков или знамен, которые халдеи, в знак своего господства, поставили во всех особенно видных местах, а все, что служило знаменем иудейства или иудейского богослужебного обряда, было ими, вместе с храмом, осквернено, разрушено и уничтожено.
Пс.73:5–8 Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имени Твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли.
Слова яко во исходе относятся к выражению: положиша знамения. Яко значит здесь «как», а потому после слов яко во исходе нужно добавить опущенное: «так и», т.е. так и превыше. Исход, или «выход», то же, что – «дверь, ворота», чрез которые выходят из города, или из храма. Посему в изречениях: положиша знамения, яко во исходе превыше, – заключается такой смысл: победители (халдеи) поставили знаки своего господства, или власти, как в воротах города, так и над ними, и – вообще на высоких местах, например, на вершине масличной горы. У преосвящ. Порфирия это место переведено так: «они поставили свои изображения над выходом (из храма высоко)». Далее в выписанных стихах псалмопевец, от лица верующих израильтян, продолжает описывать разные злодеяния, учиненные врагами их в Иерусалиме, и говорит, что они поступили в сем случае не лучше грабителей и разбойников. Употребив деревянные и железные орудия (сечивом и оскордом, т.е. бердышами и ломами), они разрушили стены города, посекли секирами (топорами) ворота Иерусалима, как посекают и рубят дрова и вообще лесное дерево; и все, что было устроено прекрасным художеством, обезобразили, как лес, и опустошили, но как бы не удовлетворившись и этим, простерли зверство свое до того, что предали огню великолепнейший в целом свете храм, посвященный имени Божию, осквернили самое святилище Божие и сравняли его с землею. И чтобы еще сильнее изобразить жестокость и лютость врагов, псалмопевец говорит, что они вошли в совещание между собою и со всеми союзниками (южики их, т.е. «родня, союзники») разбойнического их нападения о том, чтобы лишить иудеев самого дорогого для них – их священных собраний (праздники Божия), установленных для чтения и толкования пророков, а также для поклонения Богу и призывания святого имени Его. Уничтожив храм Соломонов, нечестивые решились употребить, вместе с тем, все средства к тому, чтобы истребить богослужение в Иудейской земле.
Пс.73:9 Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому.
Выражение знамения их поправлено в славянской Библии словами: «знамений наших». Слово «знамение» употребляется иногда в значении «чудо».
Здесь же слово знамения означает или значки иудейские, уничтоженные врагами, или же все, относящееся к религиозному обряду иудейства, как-то: храм, алтари, субботы, праздники, жертвы и проч., – все это с разрушением храма само собою рушилось и как бы совсем исчезло из опустошенной страны. А потому верные иудеи, при виде развалин Иерусалима и храма, с горестным чувством говорили: «Знамений наших мы не видим; нет уже пророка», и на это могли они теперь жаловаться, потому что Иеремия переселен был в Египет, а Иезекииль и Даниил были в Вавилоне и могли оставаться неизвестными для оставшихся в Палестине. И нас не познает ктому – по переводу с еврейского эти слова читаются так: «и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет», т.е. «доколе будет продолжаться это наше бедствие». Или же слова эти понимаются так: «Бог оставил и уже не хочет знать нас».
Пс.73:10 Доколе, Боже, поносит враг? раздражит противный имя Твое до конца?
Достаточно изобразив, с одной стороны, бедственное состояние Иерусалима и народа иудейского от преобладания нечестивых врагов и, с другой, – необыкновенную дерзость врага, совершавшего ужасные злодеяния не на стогнах только города и не в жилищах только человеческих, но и в самом святилище всемогущего Бога, псалмопевец просит, или как бы возбуждает Бога на отмщение врагам: Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет богохульствовать противник и раздражать имя Твое? Если и впредь будешь терпеть все дерзости их и раздражительные слова против святого имени Твоего, то будут думать, что Ты бездействуешь и не силен спасти народ Свой, попуская им творить всякое злодейство за наши грехи.
Пс.73:11 Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец?
Недро – значит «лоно, пазуха». Недро Божие – это вместилище благости и милости Божией, из которого изливается всякое благо на людей (по человекообразному представлению). Когда Господь желает явить милость Свою, Он простирает руку в пазуху (антропоморфизм) и «исполняет всякое животное благоволения» ( Пс.144:16 ), когда же не благоволит к грешникам, прогневляющим Его, тогда отвращает десницу Свою от среды недра Своего, и они лишаются милости Божией. Выражения: в конец и до конца – неоднократно повторяются в этом псалме (ст. 1, 3, 10, 11 и 19) и имеют значение вечного, или окончательного, определения воли Божией. В этом стихе верные израильтяне устами псалмопевца выражают пред Богом молитвенную скорбь свою о том, зачем Бог, во гневе Своем, отвратил от них прежнее отеческое благоволение и оставляет их беззащитными, а также и опасение, не продлится ли этот гнев Его навеки (в конец)! Или же словами сего стиха верующие молят Бога, как и в предыдущем стихе, о том, чтобы Он поразил и усмирил врагов их: для чего Ты, Господи, говорят они, отклоняешь руку Твою и почему десницею Твоею не поразишь в конец нечестивых, надменно поносящих имя Твое?
Пс.73:12 Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли.
После излияния скорбных чувств, при виде разрушенного Иерусалима и его святилища, и после молитвенной жалобы на нечестивых врагов, псалмопевец несколько успокаивается на мысли, что вечный и всемогущий Бог есть вместе и вседержавный и предвечный Царь Израиля и всего мира. Слова прежде века лучше относить к предыдущим словам: Царь наш, в том же смысле, в каком они читаются во 2-м члене Символа веры, или еще в ирмосе 3-й песни канона на Рождество Христово. Выражение посреде земли нужно понимать не в тесном значении слова средина, а в том общем его значении (на земле, среди людей), в каком оно нередко употребляется в сем же (ст. 4) и в других псалмах ( Пс.21:15,23, 47:10, 100:10 и мн. др.). Под именем спасения, по контексту всей речи, нужно разуметь ту свободу от рабства египетского, какую Бог даровал еврейскому народу еще в начале истории этого народа, до исторического века его (прежде века). Св. Афанасий Великий так толкует этот стих: «древле Бог наш, благоволя именоваться и Царем нашим, соделывал наше спасение, так что видел это всякий на земле. По сему-то поводу утверждали иные, что Иерусалим есть око земли» [3, с. 251]. Другие толковники, как блж. Иероним и св. Иларий, относят это место, как пророчество, к искуплению рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (см. Толкование еп. Палладия).
Пс.73:13–15 Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде: Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем ефиопским. Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки Ифамския.
Море разумеется здесь Красное (в Библии – Чермное), чрез которое чудесным образом проведены были евреи, когда они уходили из Египта. Тогда, говорит псалмопевец, Ты, Господи, утвердил воды Красного моря так, что они, разделясь на две стороны, стали как бы стеною: по правую руку стена, и стена по левую ( Исх.14:22 ), – тогда силою Твоею текучая вода остановилась и как бы сгустилась. Под змиями разумеются здесь враги Божии, египтяне, воспротивившиеся воле Божией об освобождении евреев из рабства египетского, и выражение: стерл еси главы змиев – взято, без сомнения, из того приговора Божественного, которым осужден был древний змий ( Быт.3:15 ), и имеет здесь ту мысль, что Господь сокрушил, т.е. потопил в водах, главы египтян, которых по лукавству речи и их действий псалмопевец назвал змиями. Прежде сказал: главы змиев, а далее говорит, главу змиеву, – и в первом случае разумеет всех египтян, потопленных в море, а во втором царя их, фараона, и сокрушением главы его выражает разрушение власти и царства его. Под именем людей ефиопских разумеются жители соседней с Египтом Ефиопии, и потому словам: дал еси того (змия или фараона) брашно людем ефиопским, – блж. Феодорит дает следующее историческое объяснение: «Ефиопляне, будучи сопредельны с египтянами, вели с ними частые войны; но когда фараон с войском отдан в добычу морю, тогда ефиоплянам нетрудно уже стало одолевать египтян. И как голодный легко истребляет пищу, так без всякого труда побеждали их ефиопляне» [6, с. 353]. Таким образом, египтяне отданы были в пищу (брашно) ефиоплянам или, что то же, людем ефиопским. Некоторые из толковников (св. Афанасий и Евсевий) объясняют это место еще и так, что труп фараона, по извержении его на морской берег, предан был в пищу зверям и хищным птицам, которые и названы здесь людьми ефиопскими [3, с. 252; 7, с. 584). Ты расторгл еси – то же, что «ты разверзал скалы» (см. Исх.17:6 ; Числ.20:8 ), из коих потекли источники и потоки вод. Все это было тогда, когда евреи, выведенные Богом из Египта, странствовали по пустыне Аравийской. Ты изсушил еси реки Ифамския – это изречение, по связи речи, относится к чудесному переходу евреев чрез Иордан, когда они вступали в землю Ханаанскую. В интересе поэтического изображения, вместо единственного (река) употреблено множественное число (реки), и еврейское слово «этан» (что значит «быстрый, сильный, постоянно текущий») LXX толковниками принято за собственное имя и потому оставлено без перевода, и таким образом, вместо речения: Ты изсушил сильныя текучия реки, – образовалось выражение: Ты изсушил еси реки Ифамския.
Пс.73:16–17 Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я.
В предыдущих стихах псалмопевец говорит о чудесах Божиих, сотворенных для израильского народа всемогущею силою Бога, а здесь, продолжая развивать ту же мысль о всемогуществе Божием, он говорит, что во власти всемогущего Бога находятся и день и ночь, потому что Он «сотворил и солнце во область дне, луну же и звезды во область нощи» (так читает священник в одной (7-й) из вечерних светильничных молитв, см. Пс.103:19–20,22 ). Он сотворил и вся пределы земли. Последнее изречение, по словам блж. Феодорита, означает то, что «Бог дал земле бытие, и отделил на ней иное на равнины, а иное на горы и холмы, иное же соделал углубленным для принятия в себя озерных и морских вод» [6, с. 355]. Изречение о сотворении пределов земли можно понимать и вообще, в смысле границ, которыми разделяются одни страны от других, и что Бог распределяет всем народам земным известные пределы для их жительства, как Он же распределяет времена года: весну и жатву, или лето, и другие (осень и зиму), о которых псалмопевец хотя и не упомянул, но, очевидно, подразумевал их. Таким образом, по связи с предыдущим, изречения настоящих стихов, в устах псалмопевца, имеют такой смысл: Ты, Господи, силою Твоею огустив и утвердив воды морские, чудесно провел евреев чрез море и потопил в нем египтян, Ты разверз для них источники в безводной пустыне и сотворил многие другие чудеса. Во всем этом Ты показал не только всемогущество Твое, но и благость и милость Твою к народу Твоему; в Твоей власти и силе находятся день и ночь, потому что Ты сотворил и распределяешь границы и все пространства земные, и Ты же создал и поддерживаешь в установленном Тобою порядке все времена года.
Пс.73:18 Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое.
Желая призвать снова милость Божию к народу своему, псалмопевец не без особого намерения указал на чудеса Божии, в которых обнаружилась не только всемогущая сила Божия, но и Его безмерная благость, а потому и говорит как бы так: если мы, по грехам нашим, и являемся недостойными Твоих милостей и благодеяний, то вспомни (помяни сия) прежние Свои благодеяния, оказанные предкам нашим, обрати внимание и на то, как враг богохульствует, как он из нас поносит святейшее имя Твое, как этот безумный народ дерзает раздражать и хулить Тебя, как бы бессильного, не могущего отомстить и защитить славу имени Своего.
Пс.73:19 Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца.
Здесь псалмопевец умоляет Бога, чтобы Он не предал израильтян во власть врагам, в порабощение тем жестоким халдеям, которые беспощадно разрушили Иерусалим и опустошили всю землю их, и которых за их жестокость называет здесь зверями: хотя народ наш, как бы так говорит он, прогневал Тебя беззакониями и грехами своими, но в среде сего народа есть души верующие, исповедающие святое имя Твое. Таких душ остается немного, и они страшно угнетены (убоги), притеснены врагом, который угрожает им конечной гибелью, истребить их до конца. Но Ты, милостивый Боже, не предай этим зверям душу верующую, признающую Тебя, не забудь окончательно (до конца) душ убогих, угнетенных рабов Твоих.
Пс.73:20–21 Призри на завет Твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамлен: нищ и убог восхвалита имя Твое.
Чтобы лучше преклонить Бога на милость к народу Своему, псалмопевец напоминает о завете, который заключил Бог с Авраамом и его потомством: Призри на завет Твой. По этому завету, потомки Авраама должны победить всех врагов своих, потому что им обещаны покровительство и защита от Самого Бога на земле, которая дарована им милостью Того же Бога. Но т.к. сами же израильтяне не пребыли верными Богу, чем и нарушили завет с Богом, то и подверглись тяжкой участи порабощения не только со стороны врагов видимых, каковы халдеи, но и со стороны невидимого врага, диавола, который убивает душу неправдою и беззаконием и налагает на своих пленников узы мрака и невежества. Это самое и выражено у псалмопевца словами: исполнишася помраченный земли домов беззаконий, т.е.: места земли, омраченные невежеством, исполнились домов беззаконий или, что то же, сделались жилищем беззаконий. В человеке, не имеющем истинного просвещения и омраченном грехами, беззаконие созидает себе дом, в котором и живет беспрепятственно, потому что не тревожат того человека ни чувство раскаяния, ни чувство страха Божия. Беззаконие овладевает душою грешника в такой степени, что распоряжается всеми его чувствами, как хозяин дома – своими домочадцами. Такова участь беззаконика, омраченного греховною жизнью, который сам уготовляет себе посрамление. Но да не будет сего, как бы так взывает псалмопевец, с душами, преданными Тебе, исповедающими святое имя Твое и хранящими завет Твой. Они угнетены (смиренны, нищи и убоги) наравне с омраченными беззаконниками, и им угрожает то же посрамление плена и порабощения, но Ты, всемилостивый Боже, избавь их от сей постыдной участи: да не возвратится смиренный посрамлен: нищь и убог вохвалита имя Твое. Избавясь от стыда и срама, они будут благодарить Тебя и прославлять святое имя Твое.
Пс.73:22–23 Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну.
Еще один, и теперь уже последний, способ для привлечения милости Божией и для возбуждения Бога к восстанию на врагов употребляет псалмопевец. Как и прежде (ст.3 и 4), он говорит, что враги народа израильского не столько враги его, сколько враги Самого Бога: ненавидящие Его и в безумной гордости своей богохульствующие и поносящие святое имя Его. А потому, обращаясь молитвенно к Богу, он просит Его: восстань, Боже, и прояви могущество Твое и правду Твою против богохульных и гордых врагов, которые, опустошив землю нашу и разорив и осквернив святилище Твое, поносят и бесчестят Тебя и, таким образом, имеют дело не столько с нами, сколько с Самим Тобою; вспомни вседневное поношение Твое от безумного и рассуди тяжбу (прю) Твою с ним. Не забудь такой дерзости против Тебя, а по переводу с еврейского: «не забудь крика врагов Твоих: шум востающих против Тебя непрестанно поднимается». Согласно с сим последним переводом, в изречениях последних стихов заключается такой смысл: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день: гласы недругов Твоих не забуди, т.е. гласы, которые хулят Тебя, поносят Тебя в народе Твоем, вследствие чего гордыня ненавидящих Тя восходит выну, т.е. пока Ты откладываешь наказание, они все более и более укореняются в богохульстве.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8