Что такое юстировка объектива и фотоаппарата кэнон
Нужна ли объективу юстировка?
Есть простой «тест на внушаемость» владельцев фотоаппаратов Canon: задайте им вопрос про автофокус и выслушайте ответ. Большинство со вздохом посетуют на Canon EOS – отличная же система, а вот никак с автофокусом не разберутся. Внятного объяснения, что не устраивает и в чем сокрыта «ущербность», чаще всего не последует: начитался человек форумов и обзоров, а там только и разговоров, что про юстировку да про отвратительную Кеноновскую точность.
Поддающемуся внушению фотолюбителю постоянно будут мерещиться страсти и ужасы. И не будет ему покоя до похода в сервис на юстировку – последнего средства избавиться от мучительных сомнений. Особо внушаемые несут фотоаппараты и объективы на юстировку в сервис сразу после покупки.
Canon, смирившись с мнительностью своих пользователей, пошел им навстречу: в последних фотоаппаратах Canon EOS присутствует функция подстройки автофокуса, позволяющая подправить автофокус, если его точность не устраивает владельца. Чак Вестфолл подробно рассказал о методе и процедуре такой подстройки.
Дело оставалось за малым: рассказать пользователям о том, как успокоить себя и удостовериться, что в их объективе проклятые бэк и фронт фокусы отсутствуют. На американском сайте Canon есть раздел, называющийся Canon Digital Learning Center (что-то вроде Цифрового Центра Обучения Canon), где публикуется самая разная информация по возможностям системы EOS и даются зачастую очень полезные советы. Именно там Canon подсказал пользователям, как следует проверять, нуждается ли объектив в подстройке автофокуса или нет. К сожалению, метод подходит только владельцам фотоаппаратов, оборудованных функцией фокусировки Live View.
Live View позволяет увидеть картинку прямо с матрицы фотоаппарата. Это дает возможность очень точной фокусировки, особенно учитывая возможность 10-кратного увеличения изображения на мониторе фотоаппарата. Еще одной неявной полезностью является возможность точного просмотра ГРИП.
Как Live View помогает понять, нужна ли юстировка или нет?
Вот, собственно, и весь процесс поиска гармонии со своим фотоаппаратом и объективами. Кстати, для владельцев фотоаппаратов других систем метод также годится, если на фотоаппарате присутствует Live View.
Александр Дикарев (Friday, 24 February 2017 10:57)
Отличная статья! Спасибо!
Виктор (Thursday, 09 March 2017 02:29)
При использовании старых советских объективов и соответствующего переходника на беззеркальной системной камере, например Sony NEX, можно ли пользоваться при наводке на резкость шкалой расстояний объектива и шкалой ГРИП? Или для этого тоже необходима юстировка объектива и камеры. Может быть я недостаточно ясно изложил, но суть понятна.
Vlador (Saturday, 11 March 2017 10:38)
Всеволод (Canon 70D) (Thursday, 04 May 2017 09:56)
Vlador (Wednesday, 10 May 2017 14:48)
Тем не менее, окончательный вердикт может дать только сервис центр.
US6IBD (Tuesday, 24 September 2019 08:34)
После фокусировки по Live View врядли на AF аппарат будет подстраиваться, а вот если после AF попробовать уточнить попадание в фокус в Live View, то большая вероятность, что придется подкорректировать. Особенно на объективах где угол вращения фокусировочного кольца до 90 градусов.
Иван (Monday, 27 January 2020 15:48)
Можно еще сфокусировать фазовым автофокусом через видоискатель по центральной точке и сделать фото после включить лв и при увеличении масштаба рассмотреть на сколько резкое место в точке фокусировки и контрольно перефокусироваться через лв и сделать фото потом сравнить фотки и изображение на лв стало ли резче после фокуса через лв. Если стало росмотреть куда фокус ушел назад или вперед. Вообще на диафрагмах 1.2-2 с рук фотографируя подвижные объекты легко не попаст в грип и поэтому и фотки мыльные получаются а человек думает железо виновато, виноваты трясущиеся руки и голова модели и мааааленькая полосочка грип в которую нужно воткнуть автофокус а если еще и стекла не лучшего качества то вы в 99% случаев будете мылить, а надо всего лишь увеличить диапазон плоскостей грип путем прикрытия диафрагмы до 2.8 и будет легче жить и радоваться хорошим снимкам и боке при этом сильно не испортите.
Alex (Friday, 11 September 2020 14:37)
Ещё в «плёночную» эпоху, юстируя дальномерные и зеркальные аппараты, заметил особенность распределения передней и задней зон резкости. Опыт подсказал: юстировать надо так, чтобы впереди было 1/3, а сзади – 2/3 резкого пространства. К тому же, светосильные объективы надо юстировать на рабочей диафрагме (как правило, это была 5.6), а если по максимальной, резкость будет уходить назад. Юстировал только при съёмке газетного листа с последующим рассматриванием негатива.
Сейчас на зеркальной цифре столкнулся с проблемой фронт- и бек-фокусов. На Nikon D300, где есть возможность программной подстройки фокусировки, поступаю так: со штатива на открытой диафрагме на максимальном фокусе последовательно снимаю ряд кадров с шагом плюс-минус 1 деление. Как правило, это очень удалённые дома (в моём случае более 2 км). Потом на компьютере выбираю кадр с наилучшей резкость. Устанавливаю сдвиг, соответствующий этому кадру. Всё!
Из моих объективов «0» дали два: M-N AF 60/2.8D, N AF 28-105/3.5-4.5D. На Nikon D200 и Fujifilm S5 Pro, у которых нет программной подстройки, они «стреляют» безошибочно. Коррекции остальных: N AF-S 17-70/3.5-4.5G (+3), N AF 70-210/4-5.6D (+10), N AF 50/1.8D (+15), N AF 35-70/2.8 (+13), Tokina 50-135/2.8 (-7). Понятно, что последние объективы неприменимы на камерах без подстройки автофокуса, что и показывает практика: у Nikon – фронт-фокус (смещение ПФ вперёд), у Tokina – бек-фокус (смещение назад).
Сервисный центр Penall
Ремонтируем и восстанавливаем технику
Сервисный центр в Киеве
Что такое юстировка? В чем суть этой манипуляции?
Юстировка современных объективов — это, по сути, внесение правок в прошивку.
А вот советских “старичков” могут юстировать как в 90-е: с напильником.
О юстировке на форумах:
Почему эта манипуляция на слуху?
Потому что 99% объективов изначально или со временем теряют резкость, не выходят на бесконечность.
Еще — бывает неадекватность тушки — когда в видоискателе видим одно, а на готовом снимке другое.
Идеальное решение — юстировка тушки и объектива (объективов) друг под друга.
Таким образом, именно эти стекла и именно этот фотоаппарата будут снимать идеально.
Что означает “правильно отъюстированная камера и объектив”?
Это такие фотоаппарат и объектив, при работе с которыми снимки:
При этом тушку юстируют “под эталон”, а объектив — под нее.
По каким причинам нужно юстировать объектив?
К нарушению юстировки приводит:
Какие признаки?
О нарушении юстировки сигнализирует то, что :
Всегда ли возможно отъюстировать объектив или тушку? Почему?
Нет.
Тушку невозможно отъюстировать, если фазовые дачтчики вышли из строя. Их можно только заменить, а только потом юстировать.
Объектив не юстируется, если в результате падения нарушились оптические оси.
Это можно выявить только в процессе диагностики.
А в чем состоит юстировка тушки?
В том, чтобы видоискатель, зеркало фазных датчиков и матрица ловили одну и ту же зону резкости.
В каких случаях ее применяют?
Если в видоискателе видим одно, а на снимке — другое.
Какие проблемы тушки устраняет?
Убирает бэк и фронт-фокус.
В чем состоит юстировка объектива?
Это введение констант(цифровая) и механическая — путем регулировки байонета.
Механическая юстировка применяется, если объектив промахивается мимо бесконечности.
В каких случаях ее применяют?
Если объектив промахивается.
Какие проблемы объектива устраняет?
Невыход на бесконечность, промахи.
Обязательно ли юстируемые тушка и объектив должн быть одной марки?
Нет. Юстировка — это соответствиепараметров, а не марок.
Если у вас несколько объективов (парк объективов), которые используете только вы, никому не даете, можно отъюстировать их по принципу “парк объективов — тушка”.
Источник: http://forum.laini.ru/index.php?showtopic=2685&view=findpost&p=169367
Юстировать можно объективы и фотоаппараты разных марок.
Самостоятельная цифровая или механическая юстировка — миф и опасное дело,которое может стоить объектива или камеры.
Юстировка объектива canon своими руками
Процесс заключается в корректировке фокуса, в случаях его сбоя, или по-другому, настройки резкости. Производится с использованием добавления или корректировки положения линз внутри, и представляет собой технически очень сложный процесс, требующий соответствующих знаний, опыта и наличия специального оборудования. Требуется далеко не каждому объективу, особенно если он новый, только если имеется заводской брак. Если у вас возникли сомнения по поводу исправности автофокуса вашей камеры, для начала точно определите, имеется ли хоть какой-то явный дефект. Юстировка объектива в домашних условиях производится без непосредственного вмешательства в сложное устройство оптики.
Когда проводится?
Юстировка нарушается, когда присутствует производственный брак, ещё, когда много люфтов, техника в процессе длительной эксплуатации сильно расшаталась, и образовались сильные зазоры. Ну и если ваш объектив падал или перенёс, какие-либо удары и механические повреждения.
Если явного травмирующего оптику воздействия вы не припомните, а сомнения вас, тем не менее, одолевают, протестируйте свою оптику. Сейчас модели производители снабжают системой Live View, как раз для таких случаев, когда очень хочется «поковыряться», «а вдруг там что-то не так».
Это система для самостоятельного проведения без вмешательства непосредственно в положение деталей, она действует за счёт того, что проводит анализ степени резкости и определяет, необходимо ли то самое вмешательство или нет. Действует она примерно следующим образом:
Если же ваша камера не оборудована Live View, то для определения требуется ли юстировка, проведите следующие манипуляции: сфокусируйте на какой-либо точке, если при этой попытке камера сфокусировалась в совершенно ином месте, это первый сигнал.
Далее, другая особенность, когда фокусировка кадра не симметрична, т.е. какая-то часть кадра в фокусе, а другая нет (разумеется, при условии равного положения этих частей). Ну и самая явная причина проводить юстировку, это если вам вообще не удаётся сфокусироваться ни на чём.
Непосредственно процесс
Выше перечислены все способы и варианты, когда производится юстировка объектива в домашних условиях. Крайне не желательно, да и вообще опасно самостоятельно вмешиваться во внутренности вашей техники.
Для непосредственно процесса у вас в наличии должно быть специальное оборудование, без которого данное действие невозможно в принципе, это, например, микроскоп. И даже если он у вас есть, то вот коллиматор вряд ли, и это далеко не все приборы.
Также необходимо обладать специфическими знаниями по поводу устройства оптических приборов, которыми обладают далеко не все, даже очень профессиональные фотографы. Вывод: не рискуйте «здоровьем» вашей оптики зря и отнесите её на «лечение» к мастеру, а если оборудование на гарантии, то в сервисный центр.
Откажитесь от любых попыток посмотреть, что внутри, иначе ещё и гарантию потеряете, в этом смысле оптика ничем не отличается от любой другой техники.
Если гарантия уже кончилась, то будьте готовы заплатить за ремонт до 5 000 рублей. Сам процесс юстировки много времени не занимает, до трёх суток в мастерской, хотя это зависит от степени «загруженности» конкретного сервиса или мастера.
Есть простой «тест на внушаемость» владельцев фотоаппаратов Canon: задайте им вопрос про автофокус и выслушайте ответ. Большинство со вздохом посетуют на Canon EOS – отличная же система, а вот никак с автофокусом не разберутся. Внятного объяснения, что не устраивает и в чем сокрыта «ущербность», чаще всего не последует: начитался человек форумов и обзоров, а там только и разговоров, что про юстировку да про отвратительную Кеноновскую точность.
Поддающемуся внушению фотолюбителю постоянно будут мерещиться страсти и ужасы. И не будет ему покоя до похода в сервис на юстировку – последнего средства избавиться от мучительных сомнений. Особо внушаемые несут фотоаппараты и объективы на юстировку в сервис сразу после покупки.
Canon, смирившись с мнительностью своих пользователей, пошел им навстречу: в последних фотоаппаратах Canon EOS присутствует функция подстройки автофокуса, позволяющая подправить автофокус, если его точность не устраивает владельца. Чак Вестфолл подробно рассказал о методе и процедуре такой подстройки.
Дело оставалось за малым: рассказать пользователям о том, как успокоить себя и удостовериться, что в их объективе проклятые бэк и фронт фокусы отсутствуют. На американском сайте Canon есть раздел, называющийся Canon Digital Learning Center (что-то вроде Цифрового Центра Обучения Canon), где публикуется самая разная информация по возможностям системы EOS и даются зачастую очень полезные советы. Именно там Canon подсказал пользователям, как следует проверять, нуждается ли объектив в подстройке автофокуса или нет. К сожалению, метод подходит только владельцам фотоаппаратов, оборудованных функцией фокусировки Live View.
Live View позволяет увидеть картинку прямо с матрицы фотоаппарата. Это дает возможность очень точной фокусировки, особенно учитывая возможность 10-кратного увеличения изображения на мониторе фотоаппарата. Еще одной неявной полезностью является возможность точного просмотра ГРИП.
Как Live View помогает понять, нужна ли юстировка или нет?
Вот, собственно, и весь процесс поиска гармонии со своим фотоаппаратом и объективами. Кстати, для владельцев фотоаппаратов других систем метод также годится, если на фотоаппарате присутствует Live View.
Есть простой «тест на внушаемость» владельцев фотоаппаратов Canon: задайте им вопрос про автофокус и выслушайте ответ. Большинство со вздохом посетуют на Canon EOS – отличная же система, а вот никак с автофокусом не разберутся. Внятного объяснения, что не устраивает и в чем сокрыта «ущербность», чаще всего не последует: начитался человек форумов и обзоров, а там только и разговоров, что про юстировку да про отвратительную Кеноновскую точность.
Поддающемуся внушению фотолюбителю постоянно будут мерещиться страсти и ужасы. И не будет ему покоя до похода в сервис на юстировку – последнего средства избавиться от мучительных сомнений. Особо внушаемые несут фотоаппараты и объективы на юстировку в сервис сразу после покупки.
Canon, смирившись с мнительностью своих пользователей, пошел им навстречу: в последних фотоаппаратах Canon EOS присутствует функция подстройки автофокуса, позволяющая подправить автофокус, если его точность не устраивает владельца. Чак Вестфолл подробно рассказал о методе и процедуре такой подстройки.
Дело оставалось за малым: рассказать пользователям о том, как успокоить себя и удостовериться, что в их объективе проклятые бэк и фронт фокусы отсутствуют. На американском сайте Canon есть раздел, называющийся Canon Digital Learning Center (что-то вроде Цифрового Центра Обучения Canon), где публикуется самая разная информация по возможностям системы EOS и даются зачастую очень полезные советы. Именно там Canon подсказал пользователям, как следует проверять, нуждается ли объектив в подстройке автофокуса или нет. К сожалению, метод подходит только владельцам фотоаппаратов, оборудованных функцией фокусировки Live View.
Live View позволяет увидеть картинку прямо с матрицы фотоаппарата. Это дает возможность очень точной фокусировки, особенно учитывая возможность 10-кратного увеличения изображения на мониторе фотоаппарата. Еще одной неявной полезностью является возможность точного просмотра ГРИП.
Как Live View помогает понять, нужна ли юстировка или нет?
Вот, собственно, и весь процесс поиска гармонии со своим фотоаппаратом и объективами. Кстати, для владельцев фотоаппаратов других систем метод также годится, если на фотоаппарате присутствует Live View.
Как протестировать объектив перед покупкой: алгоритм действий
Как протестировать объектив перед покупкой? Таким вопросом задаются те, кому важна техническая сторона фотографии и это не обязательно профи! Фотолюбителю, купившему цифровую зеркалку для «творчества» и освоившему китовый объектив, уже хочется большего: более «светлые» линзы (с большей светосилой), более резкие, с хорошим «рисунком» и т. п. И конечно же приобретенная оптика должна соответствовать своей цене!
Но, как показывает практика, качество объективов может сильно варьироваться от экземпляра к экземпляру. При этом «цифра» более требовательна к оптике чем пленка. Возникает вопрос: как выбрать лучший экземпляр, без бэк-фокуса, резкий, без «мыльных» краев?
С другой стороны начинающему фотографу не всегда по карману покупка нового объектива — как альтернатива поход в комиссионный магазин. На что обратить внимание при проверке б/у оптики? Попробуем разобраться в этих вопросах.
1. Внешний вид
Начинаем проверку с внешнего осмотра (в первую очередь актуально при покупке б/у объектива).
1.1. Потертости и царапины
Если на клеммах есть царапины, значит объектив уже одевали на камеру. По величине царапин можно косвенно судить о том, как часто линза использовалась.
Однако даже чистые клеммы еще ни о чем не говорят, ведь объектив могли никогда не снимать с камеры (если он, например, единственный). Поэтому смотрим дальше: по потертостям и царапинам на кольцах зумирования и байонете также можно судить о «свежести» объектива.
1.2. Следы удара (падения)
Выясняем: не роняли ли объектив? Проверяем, есть ли на корпусе следы падения: вмятины на металлических частях, трещины на пластмассовых и т. п. Падение может привести к смещению оптических элементов, что сделает объектив не годным. Если объектив слегка потрясти, то эти самые элементы (линзы) не должны цокать. В некоторых моделях допускается небольшое «пластиково-металлическое» громыхание, которое обычно издает привод авто-фокуса.
1.3. Был ли в ремонте?
Царапины на винтах могут свидетельствовать о том, что объектив разбирался (был в ремонте). Ремонт в специализированном сервисе не так страшен, хуже, если в оптике ковырялись дилетанты. Осмотрите винты — сорванные и погнутые шлицы говорят о неквалифицированном ремонте.
2. Состояние стекол
Осмотрите стекла на наличие царапин и сколов. Если поднести объектив поближе к лампе (практически вплотную), то можно увидеть внутри пыль, ворсинки, пузырьки и т. п. Чтобы лучше рассмотреть все это «добро», расположите объектив под углом к свету, чтобы за ним образовался темный фон.
Обычно небольшое количество пыли и крохотных пузырьков допустимо. Мне не удалось найти допуски для Canon, Nikon и другой импортной оптики, но вот, что написано в инструкции для отечественного «зенитовского» объектива Юпитер-21М: «на поверхности оптических деталей государственными стандартами допускается наличие следующих незначительных дефектов: царапин шириной не более 0,02 мм на каждой поверхности линзы и суммарной длиной не более двух световых диаметров, точек диаметром до 0,3 мм в количестве не более 5 штук, небольшое количество пылинок и ворсинок ваты длиной не более 3 мм и числом не более двух на весь объектив».
На практике наличие царапин и пузырьков на передней линзе практически не влияет на качество изображения, но может оказывать психологическое воздействие, особенно при покупке дорогостоящей оптики. А вот царапины и пузырьки на задней линзе — это плохо! Тут правильно простое — чем дефекты ближе к матрице, тем большее влияние они оказывают на изображение!
Примечание: если вы внутри оптического блока заметили пыль, то расстраиваться не стоит. Так или иначе она появляется в любом объективе… со временем, даже если это хорошо прорезиненная оптика высокого класса.
3. Механика
Кольца зумирования и фокусировки должны вращаться плавно, без скрипа и заедания, но и не слишком свободно, чтобы фокусировка не сбивалась. Выдвинув «хобот» (выдвигающуюся часть) объектива до упора следует слегка покачать его — чем меньше люфт, тем лучше.
Если объектив направить вертикально вверх/вниз, то двигающийся оптический блок не должен смещаться из выбранного положения (зумирования/фокусировки) под действием силы тяжести (в некоторых моделях телезумов для предотвращения этого делают специальный фиксатор).
Обратите внимание на байонет — установленный объектив должен жестко сидеть на камере (не должно быть сильных люфтов).
4. Работа электроники
Объектив лучше проверять на той камере, на которой он будет использоваться. Бывает, что объектив не состыковывается с «тушкой» и тогда при включении фотоаппарата выдается ошибка (такое, например, было замечено с объективом EF 50/1.8 на 300D).
5. Тесты
Самый лучший тест для объектива — это его использование по назначению с последующим просмотром отснятого материала. То есть если вы планируете снимать «пейзаж», то нужно выйти на улицу и сделать снимок, чтобы в кадр попало много мелких деталей. Потом на компьютере просмотреть отснятое на предмет мыла, хроматических аберраций, дисторсии и т. п. Если объектив нужен для «портрета», то навестись, например, на глаза или лицо, а затем по снимкам оценить точность фокусировки, резкость, боке и так далее в таком духе.
Если же такой возможности нет, то можно попросить в магазине выделить немного места для следующих простых тестов.
5.1. Проверка объектива на бэк-фокус (фронт-фокус)
Понятие бэк-фокус (back-focus, от англ. «back» — задний) означает, что при наведении на точку фокусировки объектив промахнулся назад — глубина резкости (ГРИП) сместилась назад. При фронт-фокусе (front-focus, от англ. «front» — передний) соответственно промах произошел вперед, ГРИП сместилась вперед.
Для тестирования объектива на бэк-фокус используем специальную шкалу с мишенью. Ее несложно изготовить своими руками: распечатать на лазерном принтере, наклеить на плотный картон и сделать прорези для устойчивости. Скачать шкалу можно здесь (разрешение 300 dpi, размер 24×15 см).
Шкала с мишенью для тестирования автофокуса
Отгибаем уголок примерно на 45° и устанавливаем шкалу на стол. Для удобства под мишень можно поставить распорку в виде квадрата со стороной 46 мм (его можно вырезать из картона, он как раз будет соответствовать углу 45°).
Камера на столе или на штативе. Устанавливаем баланс белого (WB) по листу бумаги, покадровый режим автофокусировки (One-Shot). Для теста подойдет режим приоритета диафрагмы (Av) с экспокоррекцией (обычно EV +1,3 … +1,5). Снимки делаем на максимально открытой диафрагме (если объектив «мягок», то можно прикрыть диафрагму: например, для полтинника вместо 1,4 использовать 2,8). Если на объективе есть стабилизатор изображения (IS), то отключаем его. Выбираем в фотоаппарате центральную точку фокусировки и направляем камеру так, чтобы плоскость фокусировочной мишени была перпендикулярна оптической оси объектива.
Дистанция до мишени должна быть выбрана таким образом, чтобы в кадр попали деления шкалы — по ним оцениваем точность работы автофокуса. Фокусировочная метка в видоискателе не должна выходить за пределы мишени с некоторым запасом. Запас по размеру должен быть такой, как и сама метка. Дело в том, что фактически блоки сенсоров автофокуса несколько больше чем обозначены меткой в видоискателе (информация для камер Canon и Nikon, для других камер данных нет). Если более контрастная деталь окажется за пределами метки (на рис. обозначено красным цветом), но в пределах зоны сенсора (обозначено зеленым цветом), то камера сфокусируется по этой контрастной детали. Это источник многих жалоб на бэк/фронт-фокус, хотя на самом деле автофокус срабатывает правильно.
Вначале тестируем режим автофокуса (переключатель в положении AF). Сбиваем фокусировку в одну сторону, затем наводимся на мишень, делаем снимок. Сбиваем фокусировку в другую сторону, наводимся, делаем снимок. Для достоверности измерений эксперимент повторяем несколько раз (10-ти снимков обычно достаточно). Переключаем объектив в ручной режим (MF) — сбиваем фокусировку и теперь уже крутим фокусировочное кольцо вручную до подтверждения фокусировки, делаем снимок.
Просматривать результаты лучше на мониторе компьютера (а не на экране камеры). При этом следует иметь в виду, что на точность работы автофокуса имеются определенные допуски. Для камер Canon типа 10D, 300D, 350D фокусировка осуществляется в пределах глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Камеры типа 1D, 1Ds, 20D, 30D, 400D, 5D имеют более точную систему фокусировки — она задействуется, если на тушку поставили объектив с диафрагмой f/2.8 или светлее (речь идет о вертикальной чувствительности крестового датчика). Для «единичек» (1Dxx) допуск в три раза точнее (меньше) и составляет 1/3 ГРИП. Для 20D, 5D (30D, 400D) в два раза точнее — в пределах 1/2 ГРИП.
При вычислении ГРИП допустимый кружок нерезкости принимается равным 0,035 мм для формата 24×36 мм (1Ds, 5D), что составляет приблизительно 1/1000-1/1500 диагонали кадра при формате отпечатка 5×7 дюймов и расстоянии обзора 25-30 см. На резкость изображения влияет коэффициент увеличения изображения. Соответственно для кропнутых матриц допустимый кружок рассеяния будет меньше, чем для полного кадра в виду того, что для получения отпечатка того же размера, изображение придется увеличивать сильнее (пропорционально кропу). Итак, для кропа 1,3x (1D Mark II, 1D Mark III) допустимый кружок нерезкости будет 0,027 мм, а для кропа 1,6x (30D, 400D) — 0,022 мм. Информация о точности работы автофокуса и допустимом кружке нерезкости взята из книги «EF Lens Work III. Глаза EOS», документации к камерам EOS, а также из публикаций Боба Аткинса (Bob Atkins — известный журналист и апологет фотоаппаратов от фирмы Canon) и Чака Уэстфолла (Chuck Westfall — глава отдела технической информации Canon). Для удобства вычисления ГРИП можно воспользоваться специальной программой.
Если объектив не «попал» в точку, то следует посмотреть, насколько сильно смещена ГРИП и как часто объектив «промахивается» (сделать серию снимков). В соответствии с указанными выше допусками небольшой «промах» может считаться в пределах нормы, как, например, получилось для 100-милиметрового макрика на приведенной ниже фотографии (фронт-фокус в пределах ГРИП). Несмотря на то, что формально Canon не считает это ошибкой, на практике может получиться неприятный результат, например, при съемке человека в полный рост. На таком расстоянии (порядка 7-10 м) навести резкость вручную практически невозможно, а из-за небольшого фронт-фокуса максимальная резкость смещается на передний план, при этом объект съемки оказывается достаточно «мягким».
Если точка фокусировки систематически вылетает за допустимое значение (1 … 1/3 ГРИП в зависимости от точности датчика), то налицо бэк/фронт-фокус. Промахиваться может не только объектив, но и камера. Поэтому, если автофокус «мажет» с разными объективами, есть повод задуматься о юстировке «боди».
5.2. Оцениваем оптические характеристики
После того как удостоверились в отсутствии бэк-фокуса настало время проверить оптические характеристики: резкость и ее равномерность по полю кадра, а также оценить дисторсию и виньетирование. Для этого понадобится специальная мира распечатанная на лазерном принтере — скачать ее можно здесь (600 dpi, 27×18 см). В крайнем случае подойдет равномерно заполненный мелким текстом газетный лист.
Закрепляем миру на стене. Желательно добиться ее равномерного освещения. Камера на штативе, нацелена в центр мишени. Как и в предыдущем тесте устанавливаем баланс белого (WB), покадровый режим автофокусировки (One-Shot), отключаем стабилизатор изображения (если есть). Дистанция до мишени должна быть такой, чтобы мира целиком занимала поле кадра, для очень широкого угла можно расположить рядом несколько листов. При этом важно, чтобы плоскость миры была перпендикулярна оптической оси объектива.
Для тестов подойдет режим Av (приоритет диафрагмы) с положительной экспокоррекцией (EV +1,6 … +2). Чтобы избежать сотрясения камеры лучше использовать автоспуск или дистанционный пульт, если камера позволяет, то включить предварительный подъем зеркала.
Делаем серию снимков на различных значениях диафрагмы — от максимально открытой до f/16. Такой тест позволит не только оценить равномерность резкости по всему полю кадра, но и определить при каком относительном отверстии можно получить наиболее четкую картинку. На полностью открытой диафрагме объектив «мылит» сильнее (аберрации наиболее ярко выражены). По мере уменьшения относительного отверстия аберрации уменьшаются. Примерно начиная с диафрагмы f/11-f/13 происходит плавное падение контраста из-за дифракционных эффектов — идеальная «точка» размывается в дифракционное пятнышко. Размер этого пятнышка становится соизмерим с пикселем матрицы (6-7 мкм для формата APS-C, см. также статью «Из жизни пчел или о макросъемке на природе и глубине резкости»). Поэтому дальнейшее уменьшение относительного отверстия (f/16 и более) обычно не целесообразно («дифракционное размыливание» изображения хорошо заметно на диафрагме f/22 — см. рис. 9).