Что такое юнкерское училище
Юнкерские училища
Полезное
Смотреть что такое «Юнкерские училища» в других словарях:
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА — первоначальное название военных училищ для подготовки к производству в офицерский чии лиц, имевших достаточное общее образование … Казачий словарь-справочник
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА — военно учеб. заведения в России в 1864 – 1910. Создавались, как правило, при штабах воен. округов для подготовки офицеров пехоты, кав и и казачьих войск. В Ю.у.… … Военный энциклопедический словарь
Казачьи юнкерские училища — см. Юнкерские училища … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Училища юнкерские — (воен.) см. Юнкерские У … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кавалерийские училища — специальные военно учебные заведения для приготовления офицеров к службе в кавалерии; существуют почти во всех европейских государствах в Германии, Австро Венгрии, Франции, Италии, Англии. В России они имеются двух родов: 1) Николаевское К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Тверское кавалерийское училище — Главный корпус. Годы существо … Википедия
Виленское военное училище — Виленское военное училище … Википедия
Вольноопределяющийся — Вольноопределяющийся нижний чин Российской императорской армии, поступивший на воинскую службу добровольно и пользовавшийся определёнными льготами. В эпоху рекрутской повинности (до 1874 года) вольноопределяющимися назывались лица,… … Википедия
Тифлисское военное училище — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Военно-учебные заведения — Военно учебные заведения учреждения военно профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил. Содержание 1 История 2 Военно учебные заведения в России 3 … Википедия
Юнкерское училище
История
До середины 1860-х годов военно-учебные заведения давали лишь около трети от всего числа офицеров, необходимого для российской армии, а потому корпус офицеров большей частью комплектовался производством вольноопределяющихся и унтер-офицеров, прослуживших определённый срок и выдержавших весьма лёгкий экзамен.
Неудовлетворительность подготовки этой части офицеров выяснилась ещё до Крымской войны 1853—1856 гг. и тогда же при некоторых штабах, по частному почину военных начальников, были открыты юнкерские школы.
По окончании Крымской войны было предположено устроить юнкерские школы во всех армейских корпусах, но, за недостатком денежных средств и неудобством организации военно-учебных заведений при корпусных штабах, передвигавшихся вместе с войсками с места на место, таких школ было открыто всего три.
Только с преобразованием старших классов кадетских корпусов в военные училища, в 1864—1865 гг. стали открываться окружные юнкерские училища во вновь образованных военных округах. Одним из первых было открыто Виленское военное училище.
Прохождение курса юнкерских училищ было сделано обязательным для всех вольноопределяющихся (а с 1875 года — и жеребьевых), желавших приобрести право на производство в офицеры, и с 1868 года было прекращено производство нижних чинов в офицеры за выслугу лет.
Обучение
В юнкерские училища принимались нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского), при удостаивании их к тому непосредственным начальством. Курс в училищах продолжался два года, причём имевшие аттестаты об окончании средних учебных заведений (7- и 8-классных гимназий и реальных училищ) могли поступать прямо в старший класс, но большинство поступало в младший класс или с поверочным экзаменом по русскому языку (прошедшие 6 классов средних учебных заведений), или с экзаменом по особым облегченным программам (не имеющие этого ценза).
Окончившие курс выпускались в свои полки подпрапорщиками, эстандарт-юнкерами и подхорунжими и производились в офицеры не иначе как по удостаиванию непосредственного начальства: отнесенные по успехам в науках к I разряду производились в офицеры в самый год выпуска из училища, после лагерных сборов, причём в случае неимения вакансий в своем полку могли быть переведены в другие полки; отнесенные ко II разряду производились в офицеры не ранее как в следующем за выпуском году, так же не иначе как на вакансии, причём при производстве разрешалось переводить в другие части только тех из них, которые имели образование не ниже среднего. В общем числе оканчивающих юнкерские училища выпускаемые по I разряду составляли весьма незначительный процент, а большинство выпускаемых по II разряду не имели требуемого образовательного ценза и долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика) тогда, когда их сверстники по выпуску из военных училищ успевали далеко уйти вперед по пути служебной карьеры.
Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускаемые из юнкерских училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров распадался на две группы — окончивших военные и юнкерские училища; последние назначались на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко и обыкновенно заканчивали свою карьеру чином подполковника.
В начале XX века для устранения этой неоднородности в составе корпуса офицеров и для улучшения вообще подготовки офицеров учреждены новые училища — московское и киевское пехотные (в 1900 г.) и елизаветградское кавалерийское (в 1902 г.), для молодых людей с высшим и средним общим образованием; расширены штаты военных училищ, назначенных впредь исключительно для воспитанников кадетских корпусов (число корпусов значительно увеличено, а штаты их расширены), наконец, в 1901 г. преобразованы все окружные юнкерские училища.
По положению на 5 июня 1901 года имелось семь пехотных (петербургское, виленское, тифлисское, одесское, казанское, чугуевское и иркутское), одно кавалерийское (тверское) и три казачьих (новочеркасское, ставропольское и оренбургское) юнкерских училищ, причём они более не назывались окружными; в каждом училище положено по штату от ста (в иркутском) до четырёхсот (в петербургском, виленском и тифлисском) юнкеров, которые делятся в строевом отношении на роты, эскадроны и сотни.
Учебный курс увеличился до трёх лет и делился на три класса — один общий и два специальных. К приёму в училища допускались:
В общий класс принимались: не окончившие курса 6 классов гимназий и реальных училищ, по держании приемного экзамена по особым программам из курса шести классов, а окончившие шесть классов, но не имеющие права на поступление в военные училища (где требуется окончание полного курса), — с экзаменом по русскому языку; в первый специальный класс принимаются: без экзамена — лица, имеющие права на поступление в военные училища, а с поверочным экзаменом по русскому языку, математике и физике — лица, окончившие шесть классов; экзамены производятся в августе месяце и поступающие принимаются по старшинству полученных баллов, причём главный штаб по числу имеющихся вакансий заранее определяет, какое число молодых людей той или другой категории по образованию может быть принято в училища.
Общий класс служил для пополнения среднего образования; в нём преподаются Закон Божий, русский язык, математика, физика, химия, география, история, гигиена, черчение и один из иностранных языков; некоторые из этих предметов заканчивались уже в специальных классах.
Из специально-военных предметов преподавались, по программам почти таким же, как в военных училищах, тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение, военная география и воинские уставы, а в кавалерийских и казачьих училищах, кроме того, конно-саперное дело и иппология.
В неделю полагалось 27 уроков (по 50 минут); кроме того, были установлены практические занятия по тактике, топографическому черчению, военной администрации, законоведению и конно-саперному делу, а также обучение оружейному делу в мастерских.
Летом юнкера вывозились в лагеря, где, независимо от строевых упражнений, занимались в поле военно-глазомерными съемками, решением тактических задач и сапёрными работами.
Окончившие полный курс по результатам выпускных экзаменов, строевому образованию и поведению делились на 3 разряда и производились в офицеры на тех же основаниях, как и юнкера военных училищ, но исключительно в пехотные и кавалерийские части; первый разряд выпускался подпоручиками и корнетами с одним годом старшинства, второй разряд — теми же чинами без старшинства, третий разряд — унтер-офицерами с правом на производство в офицеры без экзамена, но не ранее как через год и не иначе как по ходательству строевого начальства.
Все юнкерские училища состояли в ведении главных начальников военных округов и подчинялись начальникам окружных штабов; высший надзор за учебной частью во всех училищах принадлежал главному начальнику военно-учебных заведений, а за специально-кавалерийским делом — генерал-инспектору кавалерии.
Расплата за «цук»: юнкерские традиции, стоившие Лермонтову жизни
1833 год, Санкт-Петербург, Николаевское кавалерийское училище. Здесь обучалась будущая военная элита Российской империи. Но что творилось в стенах учебного заведения? В спальне юнкеров Михаил Юрьевич Лермонтов – тот самый – едет верхом на первокурснике Николае Мартынове. Через восемь лет он застрелит поэта, а сейчас послушно везет его в уборную посреди ночи.
Мартынов был «зверем» Лермонтова, так называли юнкера-первокурсника. Его считали бесправным существом и прикрепляли к старшему юнкеру в качестве личного «сугубца» под его круглосуточное командование. Сейчас это назвали бы дедовщиной, но в то время в ходу было слово «цук». Что оно означало и какие издевательства терпели первогодки? Почему офицеры поощряли такие традиции? Как поступали с юнкерами, которые смели бунтовать против «Звериады»? Об этом рассказали эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
В такие военные училища, как Николаевское кавалерийское, брали только потомственных дворян. Юнкера обучались всего два года, затем получали младший офицерский чин – корнет – и распределение в полк. Дальше их ждала непыльная служба и полезные знакомства. Жалование серьезного значения не имело, на свое содержание корнет тратил больше, чем ему платило государство.
Офицерство в Российской империи напоминало закрытый мужской клуб, но на пороге этого клуба юнкера ждала серия испытаний, которые называли словом «цук». Этот термин означает резкое движение поводьями в верховой езде. Старшекурсники брали на себя право буквально «объезжать» новичков.
«Новичка встречал дежурный корнет, так себя называли юнкера старшего курса, и спрашивали: «Ну что, зверь, или сугубец, как собираетесь жить, по уставу или по славным традициям?» – рассказал военный историк, председатель совета Общероссийского военно-исторического общественного движения Олег Нельзин.
Жизнь «по славным традициям»
Большинство юнкеров выбирали жизнь «по традициям», а не по уставу. Новобранцев ждал целый год беспрекословного подчинения и муштры, без права на безмятежный сон. Так называемый «зверь» был обязан безошибочно ответить на вопросы «господина корнета» в любом состоянии и в любое время суток. «Зверь»-первогодка должен был на зубок знать не только подробности личной жизни своего «хозяина», но и всю историю русской кавалерии. Были и каверзные вопросы, ответы на которые нужно было зазубрить.
Побои юнкерам не грозили, рукоприкладство считалось уделом плебеев. К тому же за «оскорбление действием» дворянина могли исключить из училища. Если юнкер не угождал «господину корнету», его наказывали изнуряющими приседаниями и отжиманиями.
«Для чего это делалось и почему начальство закрывало на это глаза? Потому что «цук» воспитывал беспрекословное подчинение приказу, это было впоследствии очень важно. Сказали вброд, значит вброд. Сказали в атаку на пулеметы в конном строю, значит в атаку на пулеметы», – поясняет историк Олег Нельзин.
Пропуск в офицерское общество
«Цук» регламентировал все действия юнкера. Каждый свой приказ «господин корнет» сопровождал щелчком пальцами перед носом новичка. Не справился или сделал неуклюже – повтори. И так сотни, а то и тысячи раз, но почти никто из юнкеров не роптал.
«Молодой человек, который решает избежать «цука», тем самым показывает, что не встраивается в фактическую систему отношений, которая имелась в то время. Даже формально будучи офицером, имея чин, такой человек в офицерское общество фактически не входил», – добавляет историк, автор публикаций по отечественной истории XIX–XX веков Игорь Васильев.
«Красный» юнкер Тухачевский
Юнкера, который отказывался соблюдать традиции, называли «красным». Презрительное отношение к нему не менялось даже когда он оканчивал училище и распределялся в полк. Об офицере, который не проходил «цук», тут же узнавали сослуживцы, и на его карьере фактически ставили крест. Исключение – будущий советский маршал Михаил Тухачевский. Он был «красным» юнкером, но это не мешало ему продвигаться по службе. При этом сам Тухачевский, став офицером, не стеснялся муштровать подчиненных.
«Шкура», как говорят солдаты, была изрядная. Он не требовал службы, а гонял, придирался бессердечно, не вникая в жизненные обстоятельства», – комментирует историк Олег Нельзин.
Учеба в белых перчатках
Негласные традиции касались и учебы. На уроках химии юнкера сидели в белых перчатках. Официально – чтобы руки не пострадали от реактивов и порошков. Но сами кадеты считали, что голыми руками прикасаться к мирным, а значит бесполезным, наукам не следует. Саботаж был настолько сильным, что в начале XX века в Николаевском кавалерийском училище просто исключили химию из программы. Возможно, именно потому, что «господа корнеты» осуждали мирские науки, Михаил Лермонтов не написал ничего существенного в свои юнкерские годы.
Интересно, что самого Лермонтова участь «зверя» почти не коснулась: еще в начале обучения он сел на молодую, необъезженную лошадь, а та ударила его копытом в правую ногу и расшибла до кости. Поэт долго лечился, начал хромать и вернулся в училище уже уважаемым «господином корнетом». Именно Лермонтов придумал массу испытаний для юнкеров-первогодок и дополнил новыми правилами «Звериаду», неформальный кодекс Николаевского кавалерийского училища.
«Звериада»
«Звериада» хранила неформальные правила училища и сатирическую песнь о славных годах. Каждый год выпускники дополняли ее своими строками, а первогодки заучивали стихи наизусть. Сборник оберегали как зеницу ока – потерять его означало потерять честь всего учебного заведения.
«Начало у всех «Звериад» было одно и то же: «Когда наш корпус основался, тогда разверзлись небеса, завеса надвое распалась, и были слышны голоса. Курите, пейте, веселитесь, посадят в карцер – не беда, учить уроков не трудитесь, не выйдет толка ни черта. Так наливай кадет кадету, кадеты любят пить вино. Вино и женщины, и карты – все для кадета создано». Дальше проходились по всем офицерам, воспитателям, преподавателям», – рассказал историк Олег Нельзин.
Наставники о «Звериаде» знали, но никогда ее не видели, пока однажды на одну из лекций не пришел с инспекцией великий князь Константин Романов. Юнкер – хранитель «Звериады» как раз был у доски. Гость сел за его парту и случайно обнаружил сборник.
«Великий князь встал после урока и забрал «Звериаду» с собой. Все в один голос говорят, что, когда он умер в 1915 году, у него на письменном столе как раз лежала раскрытая «Звериада», – добавляет Олег Нельзин.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
Правила приема в военные училища Российской Империи
Система военно-учебных заведений, созданная в России в первой половине XIX в., была призвана обеспечивать армию и флот хорошо образованными офицерами. Кроме того, кадетские корпуса несли и важную социальную функцию, давая «путевку в жизнь» детям разорившихся дворян и сиротам погибших на войне офицеров. Для самих кадет и юнкеров получение военного образования было первым шагом к успешной карьере, причем не только военной. Знания, полученные в кадетских корпусах и специальных училищах, могли пригодиться и на гражданской службе.
На приемных экзаменах в кадетский корпус
В двухгодичные военные училища без экзамена принимались: 1) выпускники военных гимназий; 2) потомственные дворяне, получившие среднее образование; 3) молодые люди всех сословий, получившие образование в гражданских и духовных высших учебных заведениях. Выпускники военных гимназий переводились в училища по распоряжению Главного начальника военно-учебных заведений. Выпускники гражданских учебных заведений были допущены к приему на льготных условиях, так как окончивших военные гимназии было слишком мало, чтобы обеспечить набор в училища. При этом абитуриенты с высшим образованием поступали во 2-е военное Константиновское училище на 1 год в учрежденный для них специально-военный класс.
Двери военных училищ были широко раскрыты перед недворянами. Молодые люди, желавшие поступить в училище, являлись лично к начальнику и подавали прошение на высочайшее имя, приложив метрическое свидетельство о рождении и крещении и документы о происхождении; поступавшие без экзамена должны были представить аттестаты и дипломы. Поступавшим в военные училища должно было быть не менее 16 лет; по состоянию здоровья они должны были быть годны к военной службе.
По экзамену во все 3 класса (младший, средний и старший) принимались молодые люди, принадлежавшие к потомственным дворянам или пользовавшиеся правами вольноопределяющихся первого разряда при поступлении на военную службу, а также юнкера и вольноопределяющиеся первого разряда, уже состоявшие на службе в войсках. Поступавшим в младший и средний классы должно было быть от 16 до 20 лет; поступавшим в старший класс — от 17 до 24 лет.
Без экзамена принимались: в младший класс — выпускники военных гимназий, в старший класс — портупей-юнкера и юнкера, окончившие военные училища и отказавшиеся от производства в офицеры ради продолжения образования.
Документы, которые должны были представить молодые люди, не состоявшие на военной службе, были идентичны тем, что представляли родители малолетних, поступавших в военную гимназию (метрическое свидетельство и документы о происхождении). Кроме того, требовалось пройти медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе.
Поступавшие в младший класс экзаменовались в знании закона божия, русского языка, арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, всеобщей и русской истории, географии, рисовании и одного из иностранных языков по выбору — французского, немецкого или английского. Чтобы быть зачисленными, необходимо было по всем предметам экзамена получить не менее 8 баллов в среднем (по 12-балльной шкале) и ни в одном из математических предметов не иметь менее 6 баллов.
Все, принятые в специальные училища, поступали на полное казенное содержание.
Воссозданные в 1882 г. на базе военных гимназий кадетские корпуса имели цель «доставлять малолетним, предназначаемым к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание». Таким образом, средние военно-учебные заведения утратили свой продворянский характер и стали ориентироваться на детей офицеров, доля потомственных дворян среди которых неуклонно падала.
Все кадеты делились на интернов, находившихся на полном содержании корпуса, и экстернов, лишь посещавших занятия. В свою очередь, интерны делились на казеннокоштных, содержавшихся за счет средств правительства, стипендиатов, содержавшихся на проценты с капиталов, пожертвованных разными учреждениями и лицами, и своекоштных, содержавшихся за собственный счет. Стипендиатами становились малолетние, удовлетворявшие требованиям, содержавшимся в положении одной из стипендий.
Положением о военных училищах 1894 г. О был установлен новый порядок поступления. Отныне училища комплектовались выпускниками кадетских корпусов и молодыми людьми, принадлежавшими к категории лиц, которым было предоставлено право на поступление в кадетские корпуса, достигшими 17-летнего возраста и получившими удостоверение в знании полного курса кадетского корпуса или другого среднего учебного заведения.
Учебный курс продолжается три года и делится на 3 класса – 1 общий и 2 специальных. К приему в училища допускаются: 1) молодые люди всех сословий, достигшие 16-летнего возраста и имеющие право поступить на службу вольноопределяющимися, и 2) нижние чины всех сословий, удостоенные начальством. В общий класс принимаются: не окончившие курса 6 классов гимназий и реальных училищ, по держании приемного экзамена по особым программам из курса 6 классов, а окончившие 6 классов, но не имеющие права на поступление в военные училища (где требуется окончание полного курса), – с поверочным экзаменом по русскому языку; в первый специальный класс принимаются: без экзамена – лица, имеющие права на поступление в военные училища, а с поверочным экзаменом по русскому языку, математике и физике – лица, окончившие 6 классов; экзамены производятся в августе месяце и поступающие принимаются по старшинству полученных баллов, причем главный штаб по числу имеющихся вакансий заранее определяет, какое число молодых людей той или другой категории по образованию может быть принято в училища.
Общий класс служит для пополнения среднего образования; в нем преподаются закон божий, русский язык, математика, физика и химия, география, история, гигиена, черчение и один из иностранных языков; некоторые из этих предметов заканчиваются в специальных классах. Из специально-военных предметов преподаются, по программам почти таким же, как в военных училищах, тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение, военная география и воинские уставы, а в кавалерийских и казачьих училищах, кроме того, конно-саперное дело и иппология. В неделю положено 27 уроков (по 50 минут); кроме того, установлены практические занятия по тактике, топографическому черчению, военной администрации, законоведению и конно-саперному делу, а также обучение оружейному делу в мастерских.
Летом юнкера выводятся в лагеря, где, независимо от строевых упражнений, занимаются в поле военно-глазомерными съемками, решением тактических задач и саперными работами. Окончившие полный курс юнкерских училищ по результатам выпускных экзаменов, строевому образованию и поведению делятся на 3 разряда и производятся в офицеры на тех же основаниях, как и юнкера военных училищ, но исключительно в пехотные и кавалерийские части; первый разряд выпускается подпоручиками и корнетами с одним годом старшинства, второй разряд – теми же чинами без старшинства, третий разряд – унтер-офицерами с правом на производство в офицеры без экзамена.
Юнкера жили очень скромно, по‑спартански. Суточный паек юнкеров (около 25 копеек в начале 90‑х годов) был только на 10 копеек выше солдатского. Казенное обмундирование и белье им тоже выдавали солдатское. Большинство юнкеров в юнкерских училищах происходили из семей среднего достатка и получали из дому небольшие суммы денег. Но выходили юнкера и из очень бедных семей, которые довольствовались одним казенным жалованьем (а его едва хватало на табак). Они переносили свое положение стоически. Да и вообще жизнь в училище являлась хорошей школой для будущих офицеров. Представители русского офицерского корпуса в основной своей массе жили небогато.
Накануне первой мировой войны правительство пошло на ряд мер, которые были фактически направлены на превращение корпусов во всесословные учебные заведения. В октябре 1912 г. право казенного воспитания в кадетских корпусах получили дети подпрапорщиков, участвовавших в боях и награжденных знаком отличия военного ордена или состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых по 1 или 2 классу. С ноября 1912 г. на места, остававшиеся после зачисления кадет, имевших право на казенное воспитание, было разрешено принимать своекоштными воспитанниками сыновей лиц всех сословий.
В начале Первой Мировой войны в условиях острой нехватки младших офицеров были понижены требования к образовательному цензу поступавших в военные училища сначала до 6 классов гимназии, потом до 5 классов и, наконец, до городских училищ. Вскоре училища превратились в 4-месячные курсы по ускоренной подготовке офицеров, на которые принимались и недоучившиеся студенты, и мужчины в возрасте 40 — 45 лет, и даже девушки. Несомненно, после окончания боевых действий довоенные правила комплектования военно-учебных заведений были бы восстановлены, однако революция 1917 г. повлекла за собой гибель кадетских корпусов и военных училищ.
Таким образом, стремление создать профессиональный офицерский корпус, в полной мере отвечавший стоявшим перед ним задачам, привело к тому, что правительство отошло от своей традиционной опоры на потомственное дворянство и поставило во главу угла интересы офицерской корпорации. Если военные гимназии позиционировались как дворянские учебные заведения, то пореформенные кадетские корпуса таковыми уже не являлись. Стремясь выстроить четкую схему подготовки офицера: военная гимназия (кадетский корпус) — военное училище, правительство, однако, в 60 — 70-е гг. XIX в. было вынуждено прибегать к приему в военные училища выпускников гражданских учебных заведений.
Но как только ежегодный выпуск из кадетских корпусов позволил заполнять все вакансии в военных училищах, доступ в училища молодых людей «со стороны» был практически прекращен. Такой же временный характер имели и юнкерские училища, готовившие офицеров «второго сорта»: при первой же возможности они были преобразованы в полноценные военные училища. В то же время заинтересованность в привлечении на службу людей с высшим образованием побудила создать для них льготные условия получения военной подготовки в максимально сжатые сроки.
В начале XX в., когда процессы в российском обществе стали расшатывать сословные перегородки, стало ясно, что создать офицерскую касту не удалось. Контингент кадетских корпусов начал расширяться за счет детей тех, кто имел хотя бы какое-то отношение к армии, — они получали право воспитываться в военно-учебных заведениях за счет казны. К началу первой мировой войны сословный строй окончательно разложился, сохранять прежние привилегии уже не было смысла, и кадетские корпуса стали превращаться во всесословные учебные заведения. Возможно, со временем на их основе были бы созданы общедоступные военные школы, но 1917 год поставил точку в истории военного образования Российской империи.
Павловское военное училище
Александровское военное училище
Алексеевское военное училище
Варшавское пехотное юнкерское училище (1864-1887)
Виленское военное училище
Владимирское военное училище
Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище (1846-1879)
Иркутское военное училище
Казанское военное училище
Киевское военное училище
2-е Киевское Николаевское военное училище
Одесское военное училище
Рижское пехотное юнкерское училище (1865-1885)
Ташкентское военное училище
Тифлисское В.К. Михаила Николаевича военное училище
Чугуевское военное училище
Николаевское кавалерийское училище
Тверское кавалерийское училище
Елисаветградское кавалерийское училище
Михайловское артиллерийское училище
Константиновское артиллерийское училище
Сергиевское артиллерийское училище
Николаевское артиллерийское училище
Николаевское инженерное училище
Алексеевское инженерное училище
Ставропольское казачье юнкерское училище (1870-1898)
Новочеркасское казачье училище
Оренбургское казачье училище
Техническое училище артиллерийского ведомства (Техническая артиллерийская школа)
Пиротехническое училище артиллерийского ведомства (Пиротехническая артиллерийская школа)