Что такое юмор в литературе 5 класс

Что такое юмор в литературе?

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Юмор – это одно из литературоведческих понятий, означающее в произведении насмешливое отношение к характерам персонажей и их бытовой жизни. Юмор – это достаточно безобидный смех, соединённый с жалостью, снисходительный и даже сочувственный. Можно сказать, что цель юмора в литературе – через смех показать слёзы. Среди наиболее ярких представителей юмористического направления выделяются Н. Гоголь, А. Чехов, В. Шукшин.

Также существуют и другие степени и формы проявления комического в литературных произведениях. Это сатира, ирония и сарказм.

Сатира показана как резко выраженная негативная оценка пороков общественного значения. Наблюдается высмеивание всего отрицательного и защита всего положительного, подлинно живого.

Ирония представляет собой скрытую насмешку, в которой положительное обретает противоположный смысл. К примеру, умной головой можно назвать осла, как это было сделано Лисицей И. Крылова. Ирония основывается на ощущении превосходства говорящего над тем, о чём идёт речь.

Сарказм – это едкая издевка, выражающая негодование и возмущение. Сарказм, имеющий политический оттенок, может трансформироваться в целое отдельное произведение, называемое памфлетом.

Вместе со статьёй «Что такое юмор в литературе?» читают:

Источник

Что такое юмор в литературе 5 класс

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Всего получено оценок: 157.

Всего получено оценок: 157.

В литературе существует несколько видов комического: юмор, ирония, сарказм, сатира. В данной статье, которая может помочь при подготовке к уроку литературы, рассмотрим, что такое юмор, каковы его функции и особенности.

Понятие

Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.

Сложность определения юмора заключается в том, что юмор в повседневной жизни имеет значение всего, что вызывает смех.

В литературе под юмором в узком смысле слова понимается изображение героев в смешном виде. Писатель изображает череду нелепых и смешных ситуаций, в которых человек раскрывает свои безобидные недостатки.

Юмор необходимо отличать от других видов комического.

Функции

С помощью юмора происходит добродушное высмеивание слабых сторон человека.

Отличительным признаком юмора является доброе начало.

Юмор помогает серьезные вещи скрыть под маской смешного. В этом случае смех не задевает чувства, является незлобивым и добрым.

Цель юмора заключается в стремлении через смех показать слезы.

Смех в литературе используется для акцентирования внимания на безобидных явлениях, которые не высмеиваются, а подвергаются легкой шутке.

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 классРис. 1. Отличие сатиры от юмора

В литературе юмор используется не для жестокого обличения пороков, а для мягкого указания на человеческие недостатки. Человек, который подвергся юмору, как правило, не обижается на шутку.

Особенности

Юмор всегда связан с добрым смехом, а также с желанием обратить внимание на определенный недостаток.

Шутка в данном виде комического соединяется с чувствами грусти, жалости и сочувствия, а не с чувством негодования и желанием беспощадного обличения человеческих пороков.

Внешне комическая ситуация имеет внутреннюю серьезность.

Юмор, в отличие от других видов комического, не отрицает наличие положительных сторон. В персонаже совмещаются достоинства и недостатки, о которых напоминается с помощью юмористических элементов описания.

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Что мы узнали?

Юмор – вид комического, построенный в виде незлой шутки, изображение героев в смешных ситуациях. Юмор добродушно высмеивает недостатки человека, не отрицая его достоинства. Смех в юморе является незлобивым и добрым. Он нужен для мягкого указания на человеческие недостатки. Смех, скрывая серьезные вещи под маской смешного, вызывает чувства грусти, жалости и сочувствия.

Источник

Смех спасает нас от жестокости и несправедливости мира, заставляет чувствовать себя живыми и энергичными. Врачами установлено, что во время смеха вырабатываются гормоны эндорфины, которые значительно улучшают здоровье.

Юмор и книги

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

В литературе смешные моменты могут быть представлены еще в трех стилях. Это сатира, сарказм и ирония. Но эти термины значительно отличаются от юмора.

Особенности юмора в литературе

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Происхождение слова «юмор»

Примечательно, что у древних авторов понятия «юмор» не было. Колридж и Жан-Поль отмечали: они слишком радовались жизни и не могли юмористически презирать ее.

Тонкость английского юмора

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Почти все великие английские писатели также были прекрасными юмористами. Так, Джефри Чосер, написавший «Кентерберийские рассказы» тонко вплел юмор в характер персонажей и ситуации, происходившие с ними:

Хоть ревновать мужья не перестанут,
Но им скажу: друзья, напрасный труд.
Вас все равно супруги проведут.

Его перу принадлежат «Как важно быть серьезным», «Кентервильское привидение», «Музыка будет по-немецки, вы все равно не поймете».

Пожалуй, с тонким английским юмором могут соперничать только искрометные испанцы. Один только Дон Кихот Мигеля де Сарвантеса чего стоит! Это уникальное произведение связывают с истоками юмора в литературе.

Среди американских писателей особенно выделяются О. Генри и Марк Твен. Творчество последнего известно всему миру. Его мы обсудим позже.

А вот французской литературе юмор свойственен в меньшей мере. Французские книги богаты иронией и сарказмом.

Юмор в шекспировских трагедиях

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Удивительно, но даже в трагических пьесах Шекспира многие видят комичные и сатирические моменты. Удивительно, но в его пьесах есть все оттенки юмора и сатиры. Еще Вольтер, Гете, Лессинг, Виланд замечали эту «шекспировскую особенность». Они утверждали, что поэт мастерски переплетал драму с юмором. Именно поэтому даже трагические события не вызывают у зрителя чувство отчаяния и безысходности.

Многие положительные персонажи (которые закончили трагически) говорят цветисто и образно. Это подразумевает неожиданные, часто смешные сравнения. Юмор заложен и в самих сюжетах. Например, Лир и Гамлет начинают говорить действительно умные, мудрые вещи только тогда, когда один из них сходит с ума, а другой притворяется сумасшедшим.

Юмор в русской литературе

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое юмор в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое юмор в литературе 5 класс. Картинка про Что такое юмор в литературе 5 класс. Фото Что такое юмор в литературе 5 класс

Юмор в детской литературе

Пушкин, человек невероятно острого ума (и языка), написал множество сказок. Многие из них легли в основу советских мультфильмов. Чудесным, сказочным юмором пропитана поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане». Даже более «взрослые» поэмы Пушкина не лишены тонкого, изящного юмора.

Среди не менее талантливых и «смешных» писателей:

Заключение

В данной статье мы рассмотрели, что такое юмор в литературе. Определение этого термина узко, хотя некоторые относят к нему также иронию, сатиру, сарказм.

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: О смешном в литературном произведении. Юмор

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, актуализация знаний, опрос, физкультминутка, работа по теме, беседа о смешном в литературном произведении, о юморе, итог урока, домашняя работа.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: О смешном в литературном произведении. Юмор

Цель урока: совместно с учащимися на основе анализа рассказа «Хирургия» выяснить, какими средствами писатель создает юмористическую ситуацию, что такое юмор и какую задачу он выполняет.

Задачи: совместно с учащимися на основе анализа рассказа «Хирургия» выяснить, какими средствами писатель создает юмористическую ситуацию, что такое юмор и какую задачу он выполняет; обменяться впечатлениями о прочитанных юмористических рассказах Чехова; учить школьников выразительному и внимательному чтению произведений Чехова, понаблюдать за языком рассказов, смыслом заголовков, особенностями композиции, обратить внимание на «говорящие» фамилии героев.

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … («пять»)

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это настроение через весь урок.

Проверка готовности учащихся к уроку. Для того, чтобы ребята настроились на урок, попросить их записать в тетрадях число. Слайд 1

Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроение вы пришли сегодня на урок. У каждого на парте лежат два цветочка. Если настроение в начале урока у вас хорошее – поднимите красный цветок, если настроение – не очень хорошее – поднимите синий цветок.

2. Актуализация знаний

1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?

2. Что побудило писателя к созданию рассказа – собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или… собственные размышления о провинциальных лекарях?

3. Как выглядела земская больница? Расскажите о пациентах. На что намекает автор, давая своим героям фамилии Вонмигласов, Курятин?

4. Кто из героев вызывает смех? сочувствие?

5. Что такое юмор? Можно ли рассказ назвать юмористическим? На чем основан юмор этого рассказа?

6. Найдите высказывания фельдшера о хирургии. Что хочет сказать герой, и что говорит о нем автор?

7. Обратите внимание на то, как «работает» фельдшер. О чем эти действия рассказывают читателю?

8. Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера, о его культуре?

9. Понятен ли вам язык чеховского рассказа?

Многие рассказы Чехова занимают 2–3 страницы. Но автор умеет кратко и просто изобразить явления жизни и обыкновенных людей, передать глубокое содержание и доставить высокое художественное наслаждение. Чеховская простота – это результат огромного труда писателя. Вот что Чехов однажды посоветовал М. Горькому: «Еще совет: читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов». В основе чеховского юмора не просто наблюдательность автора, живопись языка, но искра смешного высекается, когда сталкивается несовместимое. Чехов смеется над несуразностью поведения своих героев, над их речью. Но чаще всего чеховский смех имеет грустный оттенок.

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

3.Работа по теме урока

Давайте поговорим о смешном в произведении, о роли, которую играет смех.

Но разве смех может «играть роль»? Ведь смех — это просто когда смешно!

Верно. Однако смех смеху рознь, и писателю вовсе не безразлично, каким смехом будет смеяться читатель. Создавая рассказ, он заранее обдумал, на кого и почему направит весёлые стрелы смеха. А эти стрелы разят метко и могут по желанию автора либо задеть легонько, либо уколоть посильнее, а то и пригвоздить к позорному столбу того, кто это заслужил. Весёлые стрелы смеха могут на лету сбить пышные одежды, в которые вырядилось ничтожное, чванливое существо, и показать, каково оно есть на самом деле.

Вот ты читаешь и совсем забыл об авторе, увлечённый событиями. А он тут, с тобой. Это он заставляет тебя смеяться именно на этой, а не на другой странице, и вместе со смехом он дарит тебе мысль и чувство, сквозь шутку помогает что-то зорче разглядеть, понять и самостоятельно критически оценить.

Какие произведения вызывают у вас веселый, добродушный смех? Какие произведения Чехова вы назвали бы юмористическими? Какие рассказы Чехова вы прочитали дома?

Пересказ произведений «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Певчие» и др.

Как вы проиллюстрировали произведения Чехова?

Учащиеся вывешивают свои работы, следует просмотр и обсуждение.

Домашнее задание: прочитать рассказ Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое – прикрепите на доску красный цветок, если ничего нового не узнали – синий. Слайд 6

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Юмор в жизни и литературе. Конспект занятия по курсу «Основы русской словесности»

Ход занятия

Ребята, тему нашего сегодняшнего занятия вы сформулируете сейчас сами, открыв на доске высказывания великих людей.

Ребята открывают высказывания:

Хорошо смеется человек – значит хороший человек. Ф.М. Достоевский.

Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа. Н.В.Гоголь.

Юмор – большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. Л.Н. Толстой.

Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. В.Гюго.

Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мрачный. С.Смайлс.

Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека. Н.И.Новиков.

Да, вы совершенно правы, сегодня мы будем говорить о юморе в жизни и в литературе. А что такое юмор? Ваши соученики обратились к словарям, и сейчас мы узнаем, какие бездны познания им открылись.

Сообщения учащихся:

Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. В отличие от сатиры и иронии, в юморе под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание, что обеспечивает юмору более целостное отображение существа явления. Так о нем говорил Н.В.Гоголь.

Юмор – особый вид комического, отличающийся более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способный вызвать лишь незлобивую улыбку и основывающийся лишь на использовании приемов остроумии и смысловой игры.

Юмор предполагает остроумие и проявляется в соответствующей эмоциональной реакции: улыбке, смехе, веселом настроении.

Сейчас вы получите стихотворения В.Д. Берестова, постараетесь определить, с помощью чего в них создается юмор.

Самая первая песня:

Жил-был игуанодон
Весом восемьдесят тонн.
И дружил он с птицею
Птеродактелицею.
Ничего эта птица не пела,
Лишь зубами ужасно скрипела,
И хрипела она, и стонала,
А других она писем не знала.
Но в восторге хриплый стон
Слушал игуанодон,
Радуясь певице
Птеродактилице,
Ибо звуки ужасные эти
Были первою песней на свете,
Самой первою песней на свете
На безлюдной, на дикой планете.

— Шапка, шапка, где была?
— Я была в кино.
— Что ж ты, шапка, видела?
— Было так темно…
Задремала я нечаянно
На коленях у хозяина.
— Шапка, шапка, где была?
— В цирке шапито.
— Что ты в цирке видела?
— Шапки да пальто,
Номерки, зонты и палки –
Все, что было в раздевалке!

В каждой группе идет обсуждение, а потом выступает один ученик или каждый анализирует пример, возможно чтение по ролям или инсценирование стихотворения. Можно предложить учащимся создать иллюстрации к стихотворению или к приему, который создает в нем комическое, юмор.

Сейчас мы с вами немного отдохнем, проявим свои творческие способности, постараемся с помощью юмора вызвать положительные эмоции, улыбку. Делимся на группы, получаем задания.

Вам предлагается узнать пословицы, которые “перевернуты” с помощью антонимов. Например, петуха песнями да поят. На самом деле пословица звучит так: соловья баснями не кормят. Ребятам предлагаются пословицы: с бездельем утопишь слона в поле (без труда не выловишь и рыбку из пруда), потеряй одну копейку и не потеряешь одного врага (не имей с то рублей, а имей сто друзей), идет юноша из светлицы и хвост под домом (сидит девица в темнице, а коса на улице).

Следующее задание будет творческим. Сочините малый юмористический рассказ по началу и концу. Начало: “И снится Кощею Бессмертному сон…”, конец “…И жили они вместе долго и счастливо”. Ребята выполняют задание либо индивидуально, либо в группах.

Вот какие поэтические творения получились у ребят, Диана Костина так с юмором поведала о судьбе Кощея:

И снится Кощею сон,
Что в цирке был клоуном он,
Что людей смешил
И на помощь к ним спешил.
Но вот оборвался сон,
И забыл Кощей,
Что был клоуном он.
Тут вспомнил Кощей про работу
И связанные с ней заботы:
Людей пугать, невест воровать,
Но что-то мешает ему и думает он:
“Наскучила мне злая работа,
Не хочу, не могу, неохота!”
И пошел к Яге Кощей
И отведал там вкусных щей,
И понравились Кощею щи,
А ведь путь к сердцу мужчины
Через желудок ищи.
Воскликнул Кощей тогда:
“Яга, как прекрасна твоя нога!”
И стала женою его Яга,
И сына Кощею она родила,
Да такого трехголового, большого,
Сначала дымом он дышал,
Затем уж искорки пускал,
А после пламя извергал.
Змеем звать его стали,
Горынычем величали.
Творил он много дел и проказ,
Об этом поведаю в следующий раз.
И некогда было Кощею скучать:
Ведь надо же сына всему обучать
И новые ступы Яге покупать.
Так текли их счастливые дни,
И долго и счастливо жили вместе они.
А второе творение было коллективным:
И снится Кощею сон,
Что в сказочном замке находится он.
С принцессой танцуют они на балу,
Как жаль, что это не наяву!
Проснулся Кощей и всплакнул,
И грустил, потом он принцессу нашел,
И на бал пригласил, и с ней танцевал,
Околдовал, очаровал и замуж позвал,
Принцесса сначала смутилась,
Подумала и … согласилась.
И жили они долго и счастливо.

А в это время все остальные члены команд сыграют во фразеологическое лото. Смысл игры заключается в следующем: в одной коробке находятся записанные на бумаге начала известных фразеологических оборотов, а в другой коробке – их концы.

В первой: зуб, в колесе, сказка про, колено, негде упасть, с собакой, зарубить, аппетит, со смеху, ни к селу.

Во второй: море по, белого бычка, как белка, яблоку, ни к городу, себе на носу, как кошка, кататься, волчий, на один. Ваша задача – правильно соединить начало и конец фразеологизма. Если у вас получатся смешные, полные юмора неофразеологизмы, запишите их, попытайтесь объяснить, что в них комического.

А теперь я прошу вас вспомнить какие-нибудь смешные, юмористические истории из вашей жизни или жизни ваших друзей и знакомых. Ребята рассказывают истории, сами определяют, что в происходящих событиях вызывает добрую улыбку, хорошее настроение, смех.

Итак, мы с вами узнали, что юмор – особый вид комического, отличающийся более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способный вызвать лишь незлобивую улыбку и основывающийся лишь на использовании приемов остроумия и смысловой игры. Юмор предполагает остроумие и проявляется в соответствующей эмоциональной реакции: улыбке, смехе, веселом настроении. И с такой же доброй улыбкой и положительными эмоциями подошло к концу наше занятие, большое спасибо всем, вы – настоящие творцы и волшебники, к следующему занятию принесите любимые прозаические юмористические произведения, объясните, как и с помощью чего в них создается комическое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *