Что такое явление в физике
Справочный материал «Физические явления»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Любая материя находится в постоянном изменении. Одни тела двигаются, другие соприкасаются с третьими, четвертые крутятся. Не зря много лет
назад философом Гераклитом была произнесена фраза «Все течет, все меняется». Физические явления — это изменения, происходящие с физическими телами. Физическим явлениям свойственны изменения агрегатного состояния вещества, размеров и формы тела, положение тел друг относительно друга. При этом новые вещества не образуются. О физическом явлении надо знать:
1. Название явления и основные признаки, по которым оно обнаруживается (или определение).
2. Условия, при которых протекает явление.
3. Объяснение явления на основе имеющихся знаний
4. Связь данного явления с другими.
5. Количественные характеристики явления (величины, которые характеризуют явление).
6. Примеры использования явления на практике (или проявления в природе).
Физические явления делятся на группы:
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
механическим явлениям относятся различные движения и
взаимодействия тел : человек может идти, мяч сталкиваться с
поверхностью земли и отскакивать, планеты двигаться по орбитам вокруг своих звезд, автомобили набирать скорость (ускоряться), лифт подниматься и опускаться.
Электрические и магнитные явления связаны друг с другом, поэтому изучаются совместно. Электрические явления — это явления, возникающие при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов (электрический ток, молния). Магнитные явления — это явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север)
ОПТИЧЕСКИЕ И ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Оптические явления связаны со светом. Это явления, возникающие при распространении, преломлении и отражении света (радуга, миражи, отражение света от зеркала, появление тени).
К звуковым относят явления, связанные с распространением звука в различных средах, поведением звуковых волн при столкновении с препятствиями и другие явления, связанные со звуком
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Тепловые явления — это явления, которые связаны с изменением температуры тел и возникающими вследствие этого изменениями их физического состояния (таяние снега, кипение воды, туман, замерзание воды).
АТОМНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Атомные явления — это явления, которые возникают при изменении внутреннего строения вещества физических тел (свечение Солнца и звезд, атомный взрыв
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный материал можно использовать для оформления физического атласа
Общая информация
Похожие материалы
Справочный материал «Физические величины»
Материал для стенда «Основные физические законы»
Конспект лекции «Равнормерное движение точки по окружности»
Конспект лекции «Движение с постоянным ускорением»
Конспект лекции «Равномерное прямолинейное движение»
Конспект лекции «Механическое движение и его характеристики»
Презентация к исследовательской работе «Исследование поверхностей жидкости»
Исследовательская работа «Исследование поверхностей жидкости»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5369775 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Примеры физических явлений
Всего получено оценок: 158.
Всего получено оценок: 158.
Физика — это наука об окружающей нас природе, она устанавливает самые общие закономерности, существующие между материальными объектами, и описывает их в виде физических законов. Любая из таких закономерностей проявляется в виде событий, называемых физическими явлениями. Поговорим об этих явлениях, рассмотрим их разнообразие и виды.
Физические явления в природе
Природа — это всё, что нас окружает. Земля, Солнце, воздух, предметы, люди, космос — всё это природа. Природа вечна и бесконечна.
Рис. 1. Природа.
Формой существования объектов в природе является движение в широком смысле — то есть всевозможные изменения, происходящие с ними. Не существует объектов, в которых бы никогда не происходило никаких изменений. Форма объекта, положение относительно других объектов, внутренняя структура, взаимодействия — хотя бы часть из этих характеристик любого предмета со временем всегда изменяется.
Изменения, происходящие с объектами в природе, объединяются под общим названием «явления». Большинство из них (но не все) изучает физика, поэтому такие явления называются физическими. Физическое явление — это явление, происходящее с материальными объектами, при котором предметы и вещества меняют своё состояние и характеристики, но при этом не появляется новых веществ.
Виды физических явлений
К физическим явлениям относятся механические, тепловые, звуковые электромагнитные, световые и некоторые другие процессы. Их можно представить в виде таблицы:
Рис. 2. Таблица физических явлений.
Приведём примеры физических явлений разных видов.
Механические явления
Механика изучает движение в узком смысле. То есть изменение положения тел в пространстве со временем и взаимодействие между этими телами.
Примеры механических явлений — это движение и соударение предметов, разгон и торможение, уравновешивание весов, земное притяжение, движения планет, сжатие пружины, всплывание предметов в жидкости.
Тепловые явления
Термодинамика изучает физическую сущность тепла, его источники и перенос между телами.
Примеры тепловых явлений — нагрев и остывание, кипение и конденсация, плавление и затвердевание.
Звуковые явления
Акустика изучает закономерности появления звука и его распространения в различных средах.
К звуковым явлениям относится сам звук, его слышимость, звуковоспроизведение и звукоизоляция.
Электромагнитные явления
Электродинамика изучает все, что относится к особой форме материи — электромагнитному полю.
Примеры электромагнитных явлений — это молния, электризация предметов, работа электрических приборов, движение тока по проводам, магнитные взаимодействия, работа электронных устройств.
Световые явления
Оптика изучает законы распространения света.
К световым явлениям относятся появление теней и полутеней, увеличение линзы, разложение белого света в спектр.
Явления, не изучаемые физикой
В заключение приведём пример явлений, которые физика не изучает. В первую очередь, это явления, относящиеся к смежным наукам. Например, превращения одних веществ в другие изучаются химией. Законы количественных соотношения и закономерностей изучаются математикой. Математика — это фактически «язык физики», физические наблюдения становятся законами только тогда, когда они выражены количественно на языке математики.
Кроме того, вне интересов физики лежат явления, происходящие в обществе, мыслительные процессы, искусство, религия, интересы людей. Эти явления изучаются гуманитарными науками.
Рис. 3. Гуманитарные науки.
Что мы узнали?
Физика изучает природные явления. Природа — это всё, что окружает нас. К физическим явлениям относятся механические, тепловые, звуковые, электромагнитные, световые процессы, происходящие в природе.
Изучаем химию. 8 класс
Физические и химические явления
Все происходящие превращения с веществами можно разделать на два вида.
ЯВЛЕНИЯ | |
Физические | Химические |
Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, а меняются их агрегатные состояния, форма и размеры тел. Примеры:плавление льда, вытягивание проволоки, измельчение гранита, испарение воды. | Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие. Примеры:горение дров, почернение меди,ржавление железа. В дальнейшем химические явления мы будем называть химическими реакциями. |
Итак, физические явления не сопровождаются превращением одних веществ в другие. Например.
2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.
3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.
Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.
К химическим явлениям относят такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие. Химические явления называют иначе химическими реакциями.
Признаки химических реакций
Физическое явление
Фи́зика (от др.-греч. φύσις «природа») — область естествознания, наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.
Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка. Первый отечественный учебник под названием «Краткое начертание физики» был написан первым русским академиком Страховым.
Общенаучные основы физических методов разрабатываются в теории познания и методологии науки
Содержание
Предмет физики
Физика — это наука о природе в самом общем смысле (часть природоведения). Она изучает вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.
Некоторые закономерности являются общими для всех материальных систем, например, сохранение энергии, — такие свойства называют физическими законами. Физику иногда называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия и др.) описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например, химия изучает атомы и образованные из них вещества. Химические же свойства вещества однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, описываемыми в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика.
Физика тесно связана с математикой: математика предоставляет аппарат, с помощью которого физические законы могут быть точно сформулированы. Физические теории почти всегда формулируются в виде математических выражений, причём используются более сложные разделы математики, чем обычно в других науках. И наоборот, развитие многих областей математики стимулировалось потребностями физических теорий (см. математическая физика).
Теоретическая и экспериментальная физика
Главными ветвями физики являются экспериментальная физика и теоретическая физика. И хотя может показаться, что они разделены, поскольку большинство физиков являются или чистыми теоретиками, или чистыми экспериментаторами, на самом деле теоретическая и экспериментальная физика развиваются в постоянном контакте. Над одной и той же проблемой могут работать как теоретики, так и экспериментаторы. Первые описывают существующие экспериментальные данные и делают теоретические предсказания будущих результатов, вторые проводят эксперименты, проверяя существующие теории и получая новые результаты. Многие достижения в физике были вызваны экспериментальным наблюдением явлений, не описываемых существующими теориями (например, экспериментально обнаруженная абсолютность скорости света породила специальную теорию относительности), так же как и некоторым теориям удалось предсказать результаты, проверенные позже (например, открытие позитрона).
Основные теории
Хотя физика имеет дело с разнообразными системами, некоторые физические теории применимы в больших областях физики. Такие теории считаются в целом верными при дополнительных ограничениях. Например, классическая механика верна, если размеры исследуемых объектов намного больше размеров атомов, скорости существенно меньше скорости света, и гравитационные силы малы. Эти теории всё ещё активно исследуются; например, такой аспект классической механики, как теория хаоса был открыт только в XX веке. Они составляют основу для всех физических исследований.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Эпиграф к уроку
Физика в современном состоянии является одной из ведущих наук в природе, изучающая наиболее более простые свойства, общие для всех или для большинства явлений.
С. Вавилов
— ознакомить учащихся с предметом изучения физики; добиться усвоения ими отдельных физических понятий; ознакомиться с оборудованием кабинета физики и типовыми правилами безопасности во время работы в нем;
— вызвать интерес и желание изучать новый предмет; развивать познавательный интерес;
— воспитывать внимательность, наблюдательность.
Основные понятия : природа, физика, физическое тело, физические явления, вещество.
Оборудование: тележка, колба, штатив, спиртовка, резиновый пробка, устройство для демонстрации молнии, магнит, металлический предмет, лист картона. Оптическая скамья, щель, треугольная призма, экран, затемнение окон; оборудование для практической работы № 1.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование практических умений.
Прежде чем приступить к изучению самой физики, необходимо ознакомиться с
техникой безопасности в кабинете физики.
При проведении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой или треснувшей посудой. Если же, каким-то образом вышло так, что посуда была разбита, ни в коем случае нельзя собирать осколки руками (для этого есть щетка и совок).
Теперь поговорим непосредственно о проведении различных работ.
Это только сэкономит время в процессе работы.
На рабочем месте нужно быть предельно внимательным и точно выполнять указания учителя.
Без разрешения учителя нельзя покидать рабочее место.
Очень важно, чтобы на рабочем месте был порядок: приборы, оборудование и материалы нужно располагать в порядке, указанном учителем.
Никаких посторонних предметов на рабочем месте быть не должно.
Нельзя вносить или выносить какое-то оборудование без разрешения учителя.
Все мы разные и одновременно очень похожие. Давайте проверим, кто любит кататься на велосипеде, поднимите вверх правую руку. Кто умеет плавать, покажите левую ладонь.
Кто хорошо отдохнул летом, похлопайте в ладони, а все, у кого есть друзья, улыбнитесь.
Как видите, мы лучше узнали друг друга.
II. Актуализация опорных знаний
С чего же начать изучение физики?
Попробуйте закрыть глаза и вспомнить все, что вы связываете со словом Природа.
Например: Лес Озеро, Парк, Шашлыки – ПРИРОДА.
Полезные ископаемые, Земля, Природоведение –
В первую очередь, рассмотрим самые обычные примеры из жизни: известно, что зимой, при достаточно низких температурах реки и озера замерзают, а летом, при достаточно высоких температурах – наоборот, оттаивают. Эти все явления объясняет физика.
III. Мотивация учебной деятельности
Наука объясняет мифы
. Моисей увидел куст, который горел, но не сгорал.
Как вы считаете, такое могло быть на самом деле?
В 1960 г. газеты сообщили, что в жаркий день куст Моисея вспыхнул красно-голубым пламенем.
IV. Восприятие и усвоение нового материала
1.Что изучает физика?
С давних времен человек задумывался над ходом природных явлений, которые наблюдал вокруг. Сначала они удивляли его, а иногда пугали, потому что человек не мог объяснить, почему то или иное изменение в природе происходит именно так, а не иначе. Со временем от обычного созерцания различных явлений люди перешли к целенаправленному наблюдению за ними.
Впоследствии они начали искать закономерности течения природных явлений, проводить простейшие опыты для выяснения их причин. Логическим продолжением было обобщение полученных результатов, выдвижение предположений и их проверка. Так рождалась наука о природных явлениях и процессах, свойствах живой и неживой материи, из которой состоит окружающий мир .
Физика – это предмет помогающий объяснить многие вещи, с которыми человек сталкивается ежедневно.
ФИЗИКА – это наука о природе
Конечно, существуют и другие науки о природе:
Назовите их: химия, биология, география, астрономия
и так далее, но все они используют законы физики.
2. Основные физические понятия
Понятия и законы физики как самые общие положены в основу всего естествознания и техники.
Так, говоря о движении различных предметов: самолета, человека, мяча и т.п, физик часто может не обращать внимания на то, что именно движется, потому что для изучения движения это во многих случаях не имеет значения. Тогда он говорит, что движется
Физическое тело (или просто тело), понимая под этим любой предмет, например, карандаш, мел, доска, дом и т. д.
Все, что есть во Вселенной, называют материей.
Материя – все, что есть во Вселенной
Материя — это (приведите примеры):
это растения, животные, планеты, Луна, Солнце, звезды;
вода, железо, алюминий, воздух, радиоволны, свет, атомы и т.д.__
Вещество – это то, из чего состоят все физические тела
3. Физические явления
В окружающем мире происходят самые разнообразные изменения или явления.
Явления природы — это изменения, которые постоянно в ней происходят.
В физике такие явления называют физическими явлениями.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ – это любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества.
Мы с вами будем изучать:
МЕХАНИЧЕСКИЕ – движение самолетов, автомобилей, качание маятника
(продемонстрировать опыт, например, движение шарика по наклонной проволоке переходящей в петлю ; тележки по столу; ),
ТЕПЛОВЫЕ – таяние льда, кипение воды, образование снега.
(продемонстрировать опыт, например, с поднятием воды в трубке при нагревании)
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ – притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток
(продемонстрировать опыт, например, молния (у нас есть спец. прибор); электрический разряд между двумя кондукторами электрофорной машины),
МАГНИТНЫЕ – действие магнитов на железо, влияние Земли на стрелку компаса
(продемонстрировать опыт, например, к одной из сторон картонки приложить магнит, а ко второй — металлический предмет (можно маленькую детскую железную машинку). Разместить картонку вертикально и двигать магнитом — при этом будет двигаться и предмет)
ОПТИЧЕСКИЕ (СВЕТОВЫЕ) – отражение света, свечение источников, распространение света
(продемонстрировать опыт, например, крутить картонный черно-белый круг; солнечные зайчики; использовать призму прямого зрения)
Со всеми этими явлениями мы с вами будем знакомиться на уроках физики.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ФИЗИКИ:
открыть законы, которые связывают физические явления,
найти связь и причины явлений
Значительную часть знаний, которыми обладает человечество, люди приобрели с помощью некоторых наблюдений.
Рассмотрим падение тела. Если много раз выпускать мяч из рук, он всегда будет падать на Землю. Но будет ли то же самое происходить с камнем?
Конечно. Если взять перо или листок, то эти тела падают несколько иначе. Соответственно, возникают вопросы: есть ли разница, тяжелое тело мы бросаем или легкое? Имеет ли значение его форма и объём?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно произвести целенаправленные наблюдения.
Такие наблюдения называются опытами (или экспериментами).
ОПЫТ – это наблюдения, которые проводятся в соответствии с некоторым планом
Он провел эксперимент в итальянском городе Пиза, где находится всемирно известная пизанская башня (она стоит под наклоном). Для того чтобы убедить своих современников, что его гипотеза верна, Галилей сбросил с башни мушкетную пулю и пушечное ядро. Вопреки ожиданиям, и ядро, и пуля приземлились практически одновременно. Причина произошедшего будет объяснена в других темах.
V. Рефлексия знаний
Заблаговременно подготовить и продемонстрировать несколько ярких опытов.
1. Оборудование: два стакана (химические 100-миллилитровый стакана), промокательная бумага, остаток тонкой свечи, спички.
Выполнение опыта. В один стакан поставьте свечу и зажгите ее. Смочите водой промокательную бумагу, в которой вырезано отверстие, диаметр которого меньше, чем диаметр стакана, и накройте им стакан. Опрокинув вверх дном другой стакан, поставьте ее на первую так, чтобы их отверстия были точно друг против друга. Через некоторое время свеча погаснет. Верхний стакан осторожно поднимите вверх вместе с ним поднимется и нижний.
2. Оборудование : две стеклянные банки с чистой и соленой водой, две одинаковые картофелины.
Выполнение опыта. Опустите в банки по картофелине. В чистой воде картофель утонет, а в соленой будет плавать.
3. Оборудование: салфетка, вода, спирт, спички.
Выполнение опыта. Салфетку заблаговременно смочите водой, облейте спиртом и подожгите. Пламя со временем погаснет, салфетка остается невредимой.
4. Оборудование: вареное яйцо, кусочек бумаги, спички, стеклянная посуда с горловиной, что имеет диаметр немного меньший, чем диаметр яйца.
Выполнение опыта. Подожгите бумагу и бросьте его на дно сосуда. Очищенное яйцо положите на горловину сосуда, слегка прижав. Через некоторое время яйцо упадет на дно сосуда.
IV. Ученики должны выбрать один из увиденных опытов и попытаться объяснить его.
VI. Обобщение и систематизация знаний
В тетради ученики чертят таблицы. Первая строка заполняется в классе «хором», остальные строки заполнить дома самостоятельно.