Что такое ярмарочная торговля
ТОРГОВАЯ ЯРМАРКА
Смотреть что такое «ТОРГОВАЯ ЯРМАРКА» в других словарях:
Кёльнская торговая ярмарка — Южный вход Кёльнской торговой ярмарки во время проведения Photokina 2008. Кёльнская торговая ярмарка (англ. Koelnmesse, англ. … Википедия
ЯРМАРКА ТОРГОВАЯ — (см. ТОРГОВАЯ ЯРМАРКА) … Энциклопедический словарь экономики и права
торговая выставка/ярмарка — Выставочно ярмарочное мероприятие, способствующее развитию оптовой торговли и ориентированное, главным образом, на торговых посетителей. Примечание Торговая выставка может быть открыта в определенное время для посещения широкой публики. [ГОСТ Р… … Справочник технического переводчика
Ярмарка выходного дня — … Википедия
ЯРМАРКА РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ — 1) временный или действующий постоянно (ежедневно) торг, разрешенный местными властями в определенном месте, на который представители предприятий и частные торговцы, в основном челноки, свозят различные товары для продажи; 2) большой сельский… … Экономический словарь
Ярмарка Мастеров — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
ЯРМАРКА — (через старопольск. jarmarek от нем. Jahrmarkt – ежегодный рынок; в русск. яз. с XVII в.; англ. fair от лат. feriae – праздники) – рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте, в определенное время года и на установленный срок. Цель Я. –… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ЯРМАРКА, ТОРГОВАЯ — крупный, периодически действующий и открытый рынок, собирающийся регулярно в одних и тех же местах, в определенное время года и установленный срок для демонстрации образцов товаров и заключения коммерческих сделок … Большой экономический словарь
ярмарка розничная торговая — 1) временный или действующий постоянно (ежедневно) торг, разрешенный местными властями в определенном месте, на который представители предприятий и частные торговцы, в основном челноки, свозят различные товары для продажи; 2) большой… … Словарь экономических терминов
Лейпцигская ярмарка — … Википедия
Что такое ярмарочная торговля
Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 369-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
Русские ярмарки: как все начиналось. От древнего торжища до наших дней
Очень уж меня заинтересовала эта тема — ярмарки. Я сама несколько раз участвовала в ставропольских ярмарках в качестве продавца. Это, конечно, очень интересно, масса впечатлений, драйва, эмоций, в основном, положительных. Но это очень «простенькие» мероприятия, со стандартным набором: «шашлык-машлык», море китайского дешевого барахла, несколько «умельцев» (так нас называют в ставропольском Доме народного творчества) и народ, который в основном приходит на такие мероприятия, чтобы поглазеть, сделать пару selfie, попить пивка и купить ребенку свистульку за 50 рублей.
Но ведь раньше ярмарки были серьезным делом и важным и неотъемлемым элементом народного хозяйства страны. Меня очень заинтересовала эта тема, особенно в связи с тем, что наша Ярмарка Мастеров стала занимать в моей жизни одно из ключевых мест.
Эта публикация не претендует на истину в последней инстанции, так как материалы для нее я брала на просторах интернета.
Сначала предлагаю разобраться с тем, что же такое ярмарка? Что за слово такое, ведь оно имеет не русские корни, по-русски ярмарка — «торг, торжище». С немецкого же ярмарка — Jahrmarkt — «ежегодный рынок» — ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).
На Руси рынок, торжище занимал центральное место в поселении. Например, в древнем Киеве было 40 церквей и 8 торжищ. А возникновение широкой ярмарочной деятельности на Руси уходит корнями к периоду княжения в Киеве князя Владимира и его наследника Ярослава Мудрого, потому что именно при них начинается широкое общение с заморскими купцами, на Русь везут свои товары торговые люди из Польши, Венгрии, Чехии.
Торг на берегу Ильмень-озера
Наиболее древней ярмаркой на Руси, известной с середины XIII в., считается Арская (возле Казани). Но в те времена купцы, направлявшиеся на Арскую ярмарку, подвергались нападениям со стороны татар. Чтобы прекратить грабежи караванов, царь Василий III запретил поездки на эту ярмарку. В 1524 г. под Нижним Новгородом у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великий князь Василий III Иванович учредил официальное торжище. Таким образом в России была основана крупнейшая ярмарка, насчитывающая почти пять веков истории.
Позднее, в 1641 г., по указу царя Михаила Федоровича ярмарка была переведена ближе к Нижнему Новгороду под стены монастыря св. Макария, находившегося в 90 км от города. Долгое время ярмарка так и называлась — Макарьевская. Среди участников ярмарочной торговли были богатые русские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, чай, льняные и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, овчинно-меховые, бакалейные, рыбные и др. товары. В 1817 г. решением правительства Макарьевская ярмарка перешла во вновь отстроенный каменный гостиный двор в Нижний Новгород. Она расположилась на «стрелке» — слиянии двух крупнейших российских рек Оки и Волги. Это было идеальное место для торжища.
Нижегородская ярмарка. 19 в.
Пока искала информацию, наткнулась на интересный факт. Как вы думаете, что было обязательным элементом торга, должно было находится рядом с ярмаркой? Оказывается, баня, так как почти все присутствующие гости приезжали издалека, как говорится «Без бани и торг не торг».
Ирбитская ярмарка в течение трёх столетий была второй по своему значению и размаху в России, уступая только Нижегородской. Первые упоминания о ней относятся к 30 годам семнадцатого века. С того времени она проводилась ежегодно вплоть до 1929 года.
В те времена только здесь можно было купить ценнейшие сибирские меха, тончайший китайский шёлк и чай, шкуры ягнят специальной выделки из Средней Азии. Московские купцы привозили ювелирные украшения и мануфактурную продукцию, с Урала везли металлы.
В разные периоды ярмарочные гуляния длились от двух недель до полутора месяцев. Обычно время их проведения попадало на осенне-зимние месяцы. Сегодня ярмарка идёт всего лишь четыре дня и перенесена на последние числа августа.
Прежде всего, Ирбитская ярмарка славилась как место, где покупалась и продавалась сибирская пушнина — дорогой товар, необычайно ценимый в Европе. Однако во тьме истории теряется ещё один интереснейший факт: именно здесь, на Ирбите, в восемнадцатом веке образовалась первая монополия на торговлю чаем. «Великий чайный путь», проходивший по Бабиновскому тракту, сделал ярмарку в небольшом городке монополистом в распределении и ценообразовании на китайское «жидкое золото».
Ирбитская ярмарка. 19 в.
К середине 16 века в Сибири Иркутская ярмарка превращается в ведущую для всего восточно-сибирского края. Оборот ее составлял почти 6% от общероссийского ярмарочною оборота. Ассортимент привозимых на иркутские ярмарки товаров был богат и разнообразен. Товары получали из Москвы, Архангельска, а также с Макарьевской, Ирбитской и Енисейской ярмарок, азиатские товары — из Китая.
Из предметов питания в Иркутске больше всего привозили мед и хмель, сахар, различные сорта чая. Иркутяне могли приобрести и европейские товары — ткани, предметы роскоши и сладости, вина. В привозимых товарах заметно преобладали предметы, предназначенные для массового потребления широкими слоями горожан.
И если на Западе в 18 в. большие национальные ярмарки утрачивают свое значение в связи с образованием товарных бирж и развитием системы торговли через магазины, то в России национальные ярмарки не теряют своего значения вплоть до революции, более того, развиваются и множатся.
С середины 19 в. распространяется идея, что «ярмарочный сбор товаров должен преследовать кроме торговых целей и другие». В уставы российских ярмарок записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства». Поэтому уже тогда крупные ярмарки в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук.
K началу 20 в. вся Россия покрылась большими и малыми ярмарками, 87% из них составляли сельскохозяйственные ярмарки, или «торжки», на которых крестьяне продавали свои запасы и в обмен покупали необходимые для своих нужд продукты (мечта современной России, скорее всего, несбыточная). Около 12% приходилось на ярмарки средних размеров, и лишь немногим более 1 % — на ярмарки, имеющие характер крупных временных оптовых торговых центров. К этому времени ярмарки, продолжающиеся менее 2 недель, были освобождены от налога.
Деятельность ярмарок прекращается после революции, возрождается не на долго во времена нэпа, но полностью ликвидируется в начале 30-х гг.
Конечно, вся публикация — это «галопом по Европам», удалось очень кратко изложить только основные сведения, материал обширный и,если подвергнуть его более глубокому изучению и осмыслению, можно написать еще не одну публикацию.
Что хотелось бы сказать в заключение. Мы ведь с вами тоже на Ярмарке. Думаю, что для многих наша Ярмарка Мастеров —практически дом родной, и представить свою жизнь без нее становится все труднее. А главное, мне кажется, многим здесь удается поддерживать то основное направление, которое еще в 19 веке стало одним из главных в идее национальных ярмарок — обмен опытом, знаниями, искусствами, навыками ремесел, просвещение общества, созидание прекрасного.
А вообще для нас, провинциалов, лишенных доступа к большим современным ярмаркам и вообще сбыту своих товаров в глубинке, где слово handmade воспринимают как ругательство, Ярмарка Мастеров — окно в другой мир, прекрасный мир, где можно не только поглядеть на других и показать себя, но и найти признание, единомышленников, объединиться в один творческий российский народ. Ура!
Приложение. Методические рекомендации по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации
Приложение
к письму Министерства
промышленности и торговли РФ
от 3 марта 2015 г. N ЕВ-3949/08
Методические рекомендации
по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации
1. О ярмарочной торговле
Ключевым отличием ярмарок от иных торговых форматов (кроме розничных рынков) является наличие на одной ярмарочной площадке множества самостоятельных мелких хозяйствующих субъектов и граждан, являющихся собственниками товара, которые реализуют однородные группы товаров, конкурируя друг с другом.
Это обстоятельство дает возможность потребителю выбрать оптимальную цену, торговаться или приобрести товар со значительной скидкой при завершении работы ярмарки. По этой причине чем больше ярмарка, то есть чем больше торговых мест с однородными группами товара на ярмарке, тем выше конкуренция и ниже розничные цены, что подтверждается практикой. И наоборот: чем меньше ярмарка и меньше конкуренция между продавцами однородных групп товаров на ней, тем хуже ассортимент, выше цены и ниже качество обслуживания покупателей.
Указанные обстоятельства следует учитывать при организации и размещении ярмарок.
1.2. Ярмарочная торговля является важнейшим элементом нормальной экономики и комфортной среды (как для предпринимателей, включая производителей, так и для граждан).
Каждая новая ярмарка позволяет вовлечь в торговлю продукты, производимые недалеко от населенного пункта. Это позволяет небольшим производителям в меньшей степени применять технологии, увеличивающие сроки годности продуктов. Соответственно, улучшается качество продуктов питания.
Ряд товаров, прежде всего свежие овощи, фрукты, ягоды, традиционно лучше продаются на открытом воздухе (за исключением территорий с совсем неблагоприятными климатическими условиями). В европейской части и на юге России потребители традиционно предпочитают приобретать свежую плодоовощную продукцию на ярмарках, открытых площадках рынков и с лотков.
На ярмарках, особенно в части сельскохозяйственной продукции, товар, как правило, реализуется без упаковки, вразвес. Это снижает себестоимость товара, уменьшает затраты производителя, но также позволяет не использовать различные средства и консерванты для увеличения срока реализации продукции и довести продукты до покупателя максимально свежими.
Деньги, заработанные торговцами на ярмарках, не выводятся из страны или региона, а тратятся в местах их проживания и работы. Закупка товара производится, в большинстве случаев, у местных производителей или оптовых организаций. То есть деньги, генерируемые ярмарочной торговлей, остаются в экономике города или региона, совершая в ней несколько оборотов, благодаря чему достигается максимальных стимулирующий эффект. Деньги, заработанные крупными торговыми структурами, особенно интернациональными, выводятся из экономики региона и работают на экономику других регионов или стран.
1.3. В зависимости от периодичности проведения ярмарки подразделяются на регулярные ярмарки и разовые.
Под регулярными ярмарками понимаются ярмарки, которые проводятся регулярно (с определенной периодичностью) на определенной ярмарочной площадке. Ввиду регулярного характера размещения на определенной площадке в течение достаточно длительного времени регулярные ярмарки являются важным элементом местной торговой инфраструктуры.
К регулярным ярмаркам относятся: ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки.
Регулярные ярмарки являются постоянным стабильным каналом сбыта для производителей, а также предоставляют стабильную возможность для занятия малым торговым предпринимательством.
Разовые ярмарки не имеют установленной регулярности проведения. К ним, в частности, относятся праздничные, сезонные и тематические ярмарки, если они не носят регулярный характер.
1.4. В зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными.
На универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.
К специализированным ярмаркам, в частности, относятся:
— ярмарки по продаже определенных видов товаров (ярмарки меда, рыбные ярмарки, книжные ярмарки и т.п.);
— любые иные тематические ярмарки.
1.5. Ярмарочная торговля обладает уникальными особенностями, отличающими её от других торговых форматов. Нестационарный, легковозводимый характер размещения торговых объектов (лотков), образующих ярмарку, позволяет организовывать торговлю практических на любых площадках и освобождать их, в случае необходимости, в кратчайшие сроки.
Благодаря низким затратам на проведение ярмарки создается возможность максимально быстро задействовать значительное количество организаторов и участников торговой деятельности и обеспечить значительное увеличение каналов сбыта продовольственных товаров, прежде всего отечественных и местных производителей.
Создание условий для развития регулярных ярмарок является важной мерой, способной улучшить ситуацию для всех участников рынка:
Уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать максимальное содействие для расширения ярмарочной торговли, особенно регулярных ярмарок, как способа вовлечения в оборот продукции мелких производителей и хозяйств, обеспечения роста предпринимательской активности и самозанятости населения, а также действенного фактора для оптимизации и сдерживания розничных цен.
Расширение ярмарочной торговли приведет к значительному ослаблению зависимости продовольственного рынка от импортных товаров, а значит, к большей защищенности населения от негативных экономических изменений, таких, как падение курса рубля.
2. Субъекты ярмарочной торговли
2.1. Субъектами ярмарочной торговли являются организаторы ярмарочной торговли, деятельность которых состоит в создании условий и возможностей для совершения торговых операций (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), и продавцы (участники ярмарки, ярмарочные торговцы), осуществляющие розничную торговлю с использованием оборудованных торговых мест, с использованием автомашин и автомагазинов, а также иных допускаемых средств и приспособлений в рамках проведения ярмарки, в том числе с рук.
2.2. Организаторами ярмарок могут быть:
— органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения;
Поддержка формирования и развития профессиональных организаторов ярмарок является важной задачей органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития ярмарочной торговли.
Основной деятельностью профессиональных организаторов ярмарок должна быть организация разнообразных, востребованных и интересных ярмарочных мероприятий и привлечение для участия в ярмарках максимального количества мелких субъектов торговли, а также производителей продуктов питания и сельскохозяйственных производителей.
Как следствие, будут возникать новые и расширяться существующие каналы сбыта для отечественных производителей, увеличиваться предпринимательская активность, усиливаться конкуренция, а также улучшаться качество организации ярмарок, так как профессиональные организаторы ярмарок будут конкурировать между собой как за покупателя, так и за лучшие условия для участников.
Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны оказывать содействие профессиональным организаторам ярмарок в их желании самостоятельно организовывать ярмарки для своих членов и других желающих.
2.3. Продавцами на ярмарках могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в том числе представители крестьянских (фермерских) хозяйств, а также граждане, ведущие личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством.
Однако, это не означает, что доступ на ярмарки должны иметь только местные производители или «только непосредственные производители», «только фермеры», а «перекупщики» устраняться от торговли.
В ряде сегментов розничная продажа традиционно эффективна, когда осуществляется самим производителем. В частности, это относится к торговле мёдом и продукцией пчеловодства, изделиями народных художественных промыслов, ремесленничества и кустарных производств.
Тем не менее, фермер, владелец личного подсобного хозяйства и иной производитель должен иметь возможность свободно получить нормальное место на ярмарке, если у него возникает желание или необходимость непосредственно продать свой товар. Такие участники являются, как правило, украшением любой ярмарки, и позитивно влияют на общий уровень цен на ярмарке, так как имеют более широкие возможности для торга и снижения цены.
В целях улучшения имиджа ярмарочной и рыночной торговли и устранения несоответствий с реальными отношениями в этой сфере целесообразно не применять к участникам ярмарок, не являющихся производителями, таких обозначений, как «перекупщик».
3. Организация ярмарок
— организация ярмарок органами государственной власти субъектов Российской Федерации и/или органами местного самоуправления муниципальных образований, а также унитарными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями (в дальнейшем указанные ярмарки будут называться государственными или муниципальными ярмарками);
— организация ярмарок иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (профессиональными организаторами ярмарок).
3.2. Ярмарочные площадки подбираются организаторами ярмарок в местах, генерирующих наиболее активные пешеходный и покупательский потоки. К этим местам относятся, в том числе:
— традиционные для населенного пункта местах массового скопления людей (городские площади, улицы, при ограничения движения транспорта, популярные пешеходные бульвары и т.п.);
— территории вблизи функционирующих крупных торговых объектов (торговые центры, гипермаркеты, супермаркеты, прочие крупные торговые объекты);
— оживленные улицы, удобно расположенные как для покупателей, так и для торгующих, при условии ограничения движения транспорта на них на время проведения ярмарки;
— исторически зарекомендовавшие себя места проведения ярмарок, места сложившегося сосредоточения магазинов и других торговых объектов.
Необходимо учитывать, что сосредоточение торговли в сложившихся местах прибавляет оборотов всем предприятиям торговли и торговым объектам, находящимся на этой территории, за счет привлечения дополнительных покупателей. Кроме того, торговля в сложившихся местах не создает дискомфорта жителям. В этой связи, необходимо максимально использовать потенциал сложившихся мест сосредоточения торговых объектов различных форматов, организуя ярмарки именно в таких местах.
Площадка ярмарки должна быть подготовлена организатором ярмарки для обеспечения возможности нормальной ярмарочной торговли, а также с учётом создания условий для соблюдения правил личной гигиены продавцов. На площадке должны быть установлены контейнеры для сбора мусора и биологических отходов, а также обеспечена их уборка и вывоз.
3.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют справочную общедоступную систему ярмарочных площадок, в которую включаются все площадки, на которых проводятся либо ранее проводились ярмарки, а также новые ярмарочные площадки, согласованные органом местного самоуправления по заявлению организатора ярмарки.
В системе ярмарочных площадок указываются адресные ориентиры площадки, ее площадь, возможность подключения к электросетям, примерное количество торговых мест, возможность осуществления торговли с автомашин, ограничения по периодам и времени работы ярмарки на данной площадке, ограничения по специализации ярмарки, а также иная информация, необходимая потенциальным организаторам или участникам ярмарок, а также гражданам.
Ярмарочные площадки (ярмарки) не включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов, формируемую в соответствии со ст. 10 Закона о торговле.
При устойчивом превышении количества заявок на участие в ярмарках над количеством торговых мест соответствующие органы власти должны принять меры к расширению существующих ярмарочных площадок или организации новых с целью удовлетворения спроса.
Ситуации, когда возникает конкурсный или иной отбор участников государственных или муниципальных ярмарок не является нормальной, так как такие ярмарки призваны дать возможность всем желающим, соблюдающим установленные требования, осуществлять торговлю.
Для формирования профессиональных участников ярмарочной торговли целесообразно, чтобы торговые места на государственных и муниципальных ярмарках не поступали каждый раз в перераспределение, а определялись за конкретными участниками, которые смогут в таком случае на долгосрочной основе планировать свой бизнес и, соответственно, вступать в длительные договорные отношения с поставщиками и производителями. При этом участник, пропустивший ярмарочное мероприятие, может быть лишен места и должен получать его заново.
3.5. Принципы организации и функционирования ярмарок, организаторами которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (профессиональные организаторы), следующие:
Организатор обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации и/или местного самоуправления с заявлением о намерении провести разовую или проводить регулярную ярмарку. Организатор подбирает ярмарочную площадку для проведения ярмарки из системы ярмарочных площадок (пункт 3.3.), либо предлагает новую площадку, отвечающую его требованиям и пригодную для проведения ярмарки. В этом случае организатор указывает адресные ориентиры новой площадки, необходимую площадь, период и время работы, а также иные требования к площадке;
Заявки организаторов ярмарок и их параметры (включая место и размер площадки, количество торговых мест, электроснабжение и т.д.) должны удовлетворяться в полном объеме, если заявление организатора соответствует условиям использования площадки, указанной в Системе ярмарочных площадок.
О возможности или невозможности проведения ярмарки с заявленными параметрами на новой площадке, не включенной в систему ярмарочных площадок, организатору должно быть сообщено заблаговременно, с указанием причин отказа и предложениями иного места, схожего по своей привлекательности с заявленным (при невозможности проведения).
Недопустимо необоснованно отказывать заявителям в организации ярмарок в предложенных местах или предлагать взамен заведомо непривлекательные для осуществления торговли (непроходные, «мертвые») места. Такими действиями перекрываются каналы сбыта товаров отечественным производителям, сокращается предложение товаров потребителю и, как следствие, нарушается конкуренция и ухудшается ценовая ситуация. Отказано в организации ярмарки может быть исключительно в случаях объективной невозможности размещения ярмарки в заявленном месте (обременение земельного участка, особые требования безопасности на данной территории и т.д.).
При наличии прав на земельный участок (собственность, аренда) и соответствующей категории и разрешенного использования земельного участка (не исключающих осуществление торговли) организаторы ярмарок организовывают их с согласия правообладателя земельного участка в установленном порядке.
Распределение торговых мест осуществляется профессиональным организатором ярмарки по его усмотрению, в том числе путем предоставления мест исключительно членам соответствующей ассоциации, союза, потребительского кооператива.
Вопрос о размере платы за участие в ярмарке, а также платы за предоставление лотка и иного торгового оборудования, решается организатором ярмарки самостоятельно. В случае, когда организатором ярмарки выступают органы власти или органы местного самоуправления, а также государственные или муниципальные организации и учреждения, размер и порядок взимания платы должен устанавливаться актом соответствующего органа власти, который должен быть опубликован на официальном сайте организатора ярмарки.
Кроме того, размещение ярмарок вблизи существующих магазинов, в том числе крупных торговых центров, а также в местах сложившейся торговли, только стимулирует потребительскую активность, усиливает существующий покупательский поток для всех торговых точек и магазинов вблизи ярмарки. Предположение, что сосредоточение объектов торговли и ярмарки на одной территории ухудшает условия для магазинов, является ошибочным.
Ярмарки не в состоянии конкурировать с розничными сетями по ценам на одинаковую продукцию. Соответственно, ярмарки реализуют другие, не представленные в торговых сетях продукты, или товары иного качества и иных производителей, в том числе мелких и средних производителей, что расширяет ассортимент продукции на одной территории и служит интересам потребителей.
3.8. На сельскохозяйственных ярмарках должна быть предусмотрена возможность осуществления торговли с использованием автомашин и автомагазинов (мобильных торговых объектов), в том числе производителями продуктов питания и их дистрибьюторами.
3.9. Организатор ярмарки может по отдельному договору предоставлять участнику ярмарки стандартный лоток и иное торговое оборудование.
Условия предоставления участнику ярмарки лотка и иного торгового оборудования на государственных (муниципальных) ярмарках должны утверждаться соответствующим органом власти и публиковаться в открытом доступе, в том числе на официальном сайте органа власти в Интернете.
Участнику ярмарки не может быть отказано в участии в государственной или муниципальной ярмарке со своим лотком и торговым оборудованием, если они технически исправны и имеют опрятный внешний вид.
3.10. Органы власти устанавливают общие (рамочные) требования к внешнему виду и оформлению ярмарок, которые любой организатор или участник ярмарки сможет выполнить, используя стандартные, широко распространенные типовые лотки, тенты, торговое оборудование, а также средства декора.
4. Ассортимент реализуемых товаров
Ассортимент реализуемых товаров определяется типом и специализацией ярмарки (пункт 1.4.).
Приоритетными на ярмарках являются следующие специализации торговых мест: овощи и фрукты, мясо, мясная гастрономия, молоко, молочная продукция, рыба, рыбная продукция, морепродукты, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, продукция общественного питания, изделия народных художественных промыслов и ремёсел.
Обязательным условием на ярмарках должна быть конкуренция продавцов. Следовательно, нельзя ограничивать количество мест определенной специализации на одной площадке и нельзя допускать наличие на ярмарке единственного продавца какой-то группы сельскохозяйственной продукции или продуктов питания.
Ассортимент специализированных ярмарок устанавливается в соответствии с их специализацией организатором ярмарки.
5. Реализация и контроль
Уполномоченные в соответствии с законодательством органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальные управления федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляют контроль соблюдения на ярмарках санитарных, ветеринарных и противопожарных норм, а также требований в сфере защиты прав потребителей,
Организаторы ярмарки, в том числе органы местного самоуправления, органы власти субъектов Российской Федерации и профессиональные организаторы ярмарок, должны обеспечить проведение ветеринарного и фитосанитарного контроля продукции, которая в соответствии с действующим законодательством должна проходить соответствующий контроль.
Предъявление излишних требований к организаторам и участникам ярмарок, не предусмотренных действующим законодательством, не допускается.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.