Что такое японская каллиграфия
ЯПОНСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ
»Четыре драгоценности кабинета»
Так в Древнем Китае почтительно называли четыре основных «инструмента» мастера каллиграфии. Мастера уделяли большое внимание выбору и бережному использованию этих предметов. Это: 1. Кисть. 2. Чернильница. 3. Тушь. 4. Бумага для каллиграфии.
Мастера каллиграфии современной Японии, где это древнее искусство обрело новое дыхание, используют следующие шесть предметов:
Ситадзики: чёрная, мягкая циновка.
Бунтин: металл для прижатия бумаги во время письма.
Судзури: тяжелый, черный сосуд для чернил.
Овладение каллиграфии включает в себя: 1) изучение основных навыков письма в разной стилистической манере; 2) историю каллиграфии и теорию иероглифики; 3) знакомство с традиционной японской культурой и языком через каллиграфию.
Стили написания иероглифов
Существует три различных стиля написания иероглифов:
Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил громадное распространение культ каллиграфии.
В результате усвоения этих правил написания любой незнакомый иероглиф уже не покажется хаотическим нагромождением черт и линий. Его структура сразу станет понятной, а последовательность написания вполне очевидной.
Древние и современные мастера каллиграфии
Иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия.
В Японии каллиграфическое письмо появилось в VII в. Японские каллиграфы довольно быстро догнали своих учителей и добились немалых успехов. На базе китайских стилей японцы создали несколько новых, отличающихся гораздо большей простотой, эмоциональностью.
История японской каллиграфии начала свой отсчет примерно с V века н.э., когда в островную страну стали проникать с континента первые образцы китайского иероглифического письма. Заимствование китайской письменности было впрямую связано с распространением буддизма. Постепенно японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке. Первыми мастерами каллиграфии в Японии стали монах Кукай (774–834 г.), император Сага (786-842 г.) и придворный Татибана-но Хаянари (ум. в 842), тщательно придерживавшиеся китайской манеры письма. Этих прославленных каллиграфов стали именовать Сампицу — Три (лучшие) кисти. Постепенно японские мастера отходили от навязанных с континента стилей письма, вкладывая в каллиграфию все больше творческих элементов. На смену Трем кистям пришли талантливые ученики. Лучшие из них Оно-но Тофу (894-966), Фудзивара-но Сукэмаса (944-998) и Фудзивара-но Юкинари (972-1028) — приобрели известность под коллективным именем Сансэки — Три следа (кисти). Прибывшие из Китая монахи Эйсай (1141-1215) и Догэн (1200-1253) познакомили японцев с китайским стилем Сонг (северной и южной его вариациями). Эта манера письма дзэнских монахов сохранилась в истории под названием бокусэки (следы туши).
Ёсицунэ получил прекрасное образование, с детства сочинял стихи, изучал китайскую философию и литературу, достиг совершенства в каллиграфии. С 11 лет начал прислуживать при дворе. Ёсицунэ был инициатором многих поэтических состязаний, в которых участвовал и сам наравне с самыми знаменитыми поэтами своего времени. Его роль в обновлении поэзии чрезвычайно велика: хотя непосредственно он не принадлежал к числу составителей «Синкокин(вака)сю«, но всегда оказывал им покровительство. После него осталось около 320 пятистиший, разбросанных по разным антологиям, сохранились и его китайские стихи, а также часть написанного им дневника. Ёсицунэ создал свой стиль каллиграфического искусства, который называется гокёгокурю.
Токонома с каллиграфическим свитком какэмоно в чайном домике Сэн-но Рикю
В Эпоху Эдо (1600-1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзёрури-модзи, использовавшиеся для афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури.
Искусство каллиграфии, в котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма.
Рюсэки Моримото. Иероглиф «До» (путь, Дао)
Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано.
Рюсэки Моримото. Иероглиф «Аи» (любовь)
Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции и на их основе создает и развивает новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в этой области. Ежегодно данная организация устраивает выставки в трех вариантах: на одной демонстрируются копии старинных образцов, другая представляет работы современных мастеров широкого круга, на третьей осуществляется показ произведений каллиграфов высшего класса.
Рюсэки Моримото. Иероглиф «Раку» (радость) на бордовом фоне с золотыми блестками
В 21 веке в Японии под влиянием извне, а также внутренних японских культурных инноваций все чаще в каллиграфию начинают проникать авангардистские приемы, абстрактные и декоративные мотивы, трансформирующие традиционные представления и эстетические стереотипы восприятия этого традиционно японского вида изобразительного искусства.
Рюсэки Моримото. Иероглиф «Кокоро» (душа, сердце) на желтом фоне
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Японская каллиграфия. О духовных основах «пути письма»
Японская каллиграфия или «путь письма» – один из традиционных видов художественного искусства Японии. Каллиграфия по-японски звучит как сёдо: (書道(しょどう)или кратко sho(書(しょ). Истоки искусства японской каллиграфии берут своё начало в иероглифической письменности. Общепринятая научная версия гласит, что иероглифические знаки завезли в Японию с азиатского континента буддийские монахи. До этого момента, как полагают, собственного письма у японцев не было. Те документы, которые написаны на так называемой азбуке Дзиндай модзи (яп. 神代文字(じんだいもじ или かみよもじ)«Письменность Века Богов») – предположительной исконно японской письменности, которая существовала в Японии до проникновения иероглифов, научным миром не признается и считается выдуманной японскими лингвистами в эпоху Эдо.
В современной Японии каллиграфия является обязательным образовательным предметом в младшей школе, а в старших классах – дополнительным предметом на выбор учащегося наряду с живописью и музыкой. Также некоторые японские университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет искусств, Национальный университет в Фукуока имеют специальные факультеты по изучению каллиграфии, которые готовят, главным образом, преподавателей этого вида традиционного искусства Японии.
Японские инструменты для каллиграфии:
1. Черная тушь (墨 – sumi)
2. Традиционная японская бумага (和紙 – washi)
3. Тушечница для растирания твердой туши (硯 – suzuri)
4. Пресс-папье (文鎮 – bunchin)
5. Подложка под бумагу (下敷き– shitajiki)
6. Кисть (筆 fudé)
Стили японской каллиграфии
Как правило, выделяют следующие стили каллиграфии в Японии:
1. Kaisho (кайсё) – означает буквально «правильное написание». Другими словами, это стиль, где каждая линия выполнена преднамеренно ясно и понятно. Знак, написанный в такой манере, напоминает иероглиф печатной версии. Именно, этот стиль изучается прежде остальных, поскольку помогает привыкнуть к кисти. Ниже каждый стиль представлен соответствующим изображением (иероглифы времен года):
2. Gyosho (гёсё) – полукурсив. Стиль более художественно выразительный, линии более плавные и изящные. Текст, написанный в таком стиле, могут прочитать большинство образованных японцев:
3. Sosho (сосё) – курсив или даже скоропись. В данном стиле форма скорее заменяет читаемость текста. Работа, исполненная в таком стиле, более воспринимается как произведение искусства. Прочитать текст, написанный в данном стиле, может, как правило, человек обученный каллиграфии. Еще раз внимательно посмотрите на три разных изображения, презентующих стили каллиграфии, чтобы увидеть разницу написания.
Каллиграфия и Дзэн
Понять смысл и самую суть японской каллиграфии можно при её неразрывном рассмотрении с Дзэн. Японская каллиграфия формировалась под влиянием Дзэн буддизма. Суть японского каллиграфического искусства неразрывно связана с учением Дзэн. У практикующего каллиграфию всегда есть только одна возможность создать с помощью кисти произведение искусства. Исполненные линии не могут быть исправлены, поэтому от мастера требуется максимальная концентрация. Кисть передает состояние духа в определенный момент времени.
В контексте обозначенного выше, уместно будет сказать о направлении Хицудзэндо (筆禅道 / Hitsuzendо: – «путь кисти дзэн»). Как полагают дзэн-буддисты, Хицудзэндо есть один из способов достижения самадхи, вышего просветленного состояния сознания в буддизме, соединения с высшей реальностью. Хицудзэндо – особая школа японской Дзэн каллиграфии, которой чужды ряд элементов (к примеру, нарочитая пропорциональность) современной каллиграфии. Каллиграфия Хицудзэндо призвана выразить энергию переживания вечности и единения с высшей реальностью.
Один из знаковых символов каллиграфии Хицудзэндо – круг энсо (яп. 円相 / enso: ), символизирующий собой истинную сущность и абсолютное просветление. Сотворить подлинный энсо может только тот, кто обладает чистым просветленным духом. Поскольку подлинная линия в Хицудзэндо есть продолжение просветленного сознания творящего её мастера. В энсо, как и в целом в Хицудзэндо находит выражение особая тонкая эстетика японского минимализма.
Дзэн каллиграфия практиковалась среди буддийских монахов. Чтобы создать произведение не должно предпринимать колоссальных усилий, важно достичь такого чистого освобожденного от мирских проблем состояния сознания, чтобы знаки свободно формировались кистью практикующего, словно свободный поток, единый с сознанием. Такое состояние сознание было именовано японским философом Нишида Китаро как mushin (無心). Основывается оно на принципах и идеях пути дзэн и взаимосвязано, прежде всего, с пробужденным сознанием.
Отметим, что даже перед чайной церемонии в Японии (которая связана с дзэн буддизмом), человеку следует уделить некоторое время созерцанию каллиграфических произведений сёдо (shodo: ) в целях очищения своего сознания и сосредоточения. Это, считается, важнейшим шагом в подготовке к чайной церемонии.
Современная каллиграфия в Японии
Современная каллиграфия в Японии, даже если условно абстрагироваться от Дзэн, – это также не простое чистописание или умение красиво писать. Ценность каллиграфических произведений гораздо глубже и не ограничивается внешней эстетикой визуально красивого письма. Приведу интересный пример. При подготовке к норёку в прошлом году сэнсэй выдавала нашей группе много разнообразных текстов. Один из них был про каллиграфию. Казалось бы, учебный текст. Но даже в нем, японцы очень тонко обозначили тот глубокий смысл, который они вкладывают в понятие каллиграфии. Те общие философские аспекты «пути письма», которые затрагивались в учебном тексте оказались, в целом, преемственны и близки в своей основе буддийскому контексту, о котором мы говорили выше.
Приведем некоторые выдержки из текста на японском. Японская каллиграфия – это не только чистописание (書道はただの「字を上手に書く練習」ではありません…). Достижение гармонии в сердце (心) – ключ к постижению каллиграфического искусства. Основа каллиграфии в Японии – концентрация (集中力). Прежде, чем нарисовать знак необходимо привести к полному спокойствию свое сердце, придти к душевному равновесию (心を落ち着かせ、…). Такая концентрация позволит движению кисти и форме знака возникнуть в сознании (字の形と筆の動かし方を頭の中/自分の心中に思い浮かべます). Создаваемые практикующим таким образом линии выражают его состояние сердца и души (心中でイメージ), являются их отражением и продолжением в материальном мире.
В этом, пожалуй, проявляется эстетика истинной красоты каллиграфического знака как отражения красоты души и достигнутой душевной гармонии. В этом философия и внутренний фундамент японских каллиграфических произведений.
Японская каллиграфия Сёдо
Сёдо (書道, «Путь письма») или японская каллиграфия — искусство изящного письма. Как и многие другие японские традиции, сёдо берет свои корни в Китае. Долгое время самым уважаемым каллиграфом в Японии был Ван Сичжи, китайский каллиграф IV века.
Используя только кисти и тушь, эти каллиграфические надписи стали популярными среди высокопоставленных дворян и у самого Императора.
Хорошая каллиграфия считается искусством и требует многолетней самоотверженной практики.
Японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи.
Техники японской каллиграфии
Как мы уже говорили, ранняя японская каллиграфия возникла из китайской каллиграфии, поэтому многие из принципов и методов очень похожи. Основные стили сёдо:
Иероглифы печати Чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII—III веках до н. э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.
Существует два его основных варианта: «большая печать» дачжуань) и «малая печать.
Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
Лишу, официальное письмо — стиль китайского письма, иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.
Этот стиль письма возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань. Лишу был гораздо
позволял экономить время.
Данный стиль отличается квадратной конфигурацией иероглифов, характерной жёсткостью структуры иероглифов и строгой перпендикулярностью горизонтальных и вертикальных черт. Также, в связи с экономией места на бамбуковых пластинках, здесь преобладает широта иероглифа над его длиной.
Стиль лишу сыграл немаловажную роль в развитии образования и науки в Китае.
Кайшу (kǎishū), уста́вное письмо. Этот стиль письма возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг расцвета в эпоху династии Тан (618—907). Стиль был направлен в сторону более стандартного написания иероглифов.
Благодаря тому, что кайшу был еще более удобным по сравнению с лишу, стиль стал популярен и получил широкое распространение.
Синшу (Xíngshū), «бегущий стиль» — исторический стиль китайской каллиграфии, имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом. Кисть почти не отрывают от бумаги. Это самый молодой из стилей, произошедший из кайшу.
Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.
Цаошу (cǎoshū) «быстрое письмо» — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов.
Этому стилю присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и в следствии этого писать становится гораздо быстрее, чем другими стилями. Но такие тексты трудно читать для тех, кто не знаком с цаошу. Данный стиль существует в основном как вид стенографического письма или каллиграфического стиля. Люди, которые могут читать стандартные или печатные формы китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.
Эдомодзи — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.
Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии
В древности люди должны были сами делать свои собственные инструменты, чтобы практиковать Сёдо, но в настоящее время всё изменилось. Сейчас можно найти все необходимые аксессуары в нашем магазине.
Современные технологии позволяют заказать все необходимое онлайн, и через короткий промежуток времени вы можете пробовать свои силы в японской каллиграфии.
Теперь давайте рассмотрим, из чего именно должен состоять набор для каллиграфии Сёдо.
Четыре самых основных инструмента были в совокупности названы четырьмя сокровищами ученого:
Итак, первое сокровище – Кисть — как правило изготавливали из шерсти животных… или из волос маленьких детей (поговаривали, что такие кисти приносили удачу на императорских экзаменах).
Современные кисти изготавливаются в основном из шерсти козы, волка, кролика, ласки или комбинируя их.
Волосы кропотливо сортируются по мягкости, твердости, толщине и длине. Настоящие, профессиональные кисти собираются вручную.
Различные кисти используются для разных стилей каллиграфии и письма.
Бумага Васи (和紙, washi) — японская бумага. Изготавливается из волокон коры дерева гампи в течении длительного и сложного процесса. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.
Бумага васи характеризуется неровной структурой и белым цветом.
Так же эта бумага настолько прочная, что ее использовали для изготовления различных предметов повседневного обихода, таких как одежда, предметов домашнего обихода, игрушек, а также одеяний и ритуальных предметов для священников и статуй Будды. А во время Второй Мировой Войны из бумаги васи изготовлялись оболочки аэростатов-бомбардировщиков, запускаемых через Тихий Океан на территорию США.
Сейчас васи используется, в основном, для японской каллиграфии.
Третья драгоценность ученого – Тушь. В японской каллиграфии и живописи традиционно используют твердую сухую тушь.
Тушь изготавливают в основном из сажи и животного клея, иногда с добавлением благовоний.
Для того чтобы сделать тушь, необходимо растереть тушечный брусочек, смешать с небольшим количеством воды, чтобы получилась темная жидкость. Художники и каллиграфы могут варьировать концентрацию полученной туши в зависимости от своих предпочтений путем уменьшения или увеличения количества сухой туши или воды.
Тушечный камень (тушечница) — четвертая драгоценность ученого, его используют для растирания твердой туши.
Сёдо и Дзэн-буддизм
Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Она основана на принципах, которые подчеркивают связь с духовным, а не с физическим. В дзэн она является и средством медитации. Поэтому сёдо часто используют в дзенских монастырях.
Тот, кто практикует японскую каллиграфию, знает, что вертикальность кисти, положение рук, подготовка туши работа кистью и концентрация на том, что рождается на бумаге, являются ключевыми элементами в написании хорошей каллиграфии.
Чтобы писать дзэнскую каллиграфию мастерски, нужно очистить свой ум и позволить иероглифам течь из себя, а не практиковать и прилагать огромные усилия. Японский философ Нисида Китаро назвал это состояние Мушин (без ума).
Японская каллиграфия сегодня
Сегодня одним из ведущих объединений в области японской каллиграфии является Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая была создана в 1948 году.
В современной Японии, сёдо является популярным классом для начальной школы. Многие родители считают, что целеустремленность и неподвижность детей во время занятий каллиграфией вырабатывают полезные навыки. В средней школе каллиграфия является одним из предметов искусств, наряду с музыкой или живописью.
Некоторые университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет Гакугеи и Университет образования Фукуока, имеют специальные кафедры каллиграфии, которые акцентируют внимание на педагогических программах по каллиграфии сёдо.
Курсы китайской и японской каллиграфии
Сёдо (書道, «Путь письма») или японская каллиграфия — искусство изящного письма. Как и многие другие японские традиции, сёдо берет свои корни в Китае. Долгое время самым уважаемым каллиграфом в Японии был Ван Сичжи, китайский каллиграф IV века.
Используя только кисти и тушь, эти каллиграфические надписи стали популярными среди высокопоставленных дворян и у самого Императора.
Хорошая каллиграфия считается искусством и требует многолетней самоотверженной практики.
Японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи.
Техники японской каллиграфии
Как мы уже говорили, ранняя японская каллиграфия возникла из китайской каллиграфии, поэтому многие из принципов и методов очень похожи. Основные стили сёдо:
Иероглифы печати Чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII—III веках до н. э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.
Существует два его основных варианта: «большая печать» дачжуань) и «малая печать.
Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
Лишу, официальное письмо — стиль китайского письма, иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.
Этот стиль письма возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань. Лишу был гораздо
позволял экономить время.
Данный стиль отличается квадратной конфигурацией иероглифов, характерной жёсткостью структуры иероглифов и строгой перпендикулярностью горизонтальных и вертикальных черт. Также, в связи с экономией места на бамбуковых пластинках, здесь преобладает широта иероглифа над его длиной.
Стиль лишу сыграл немаловажную роль в развитии образования и науки в Китае.
Кайшу (kǎishū), уста́вное письмо. Этот стиль письма возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг расцвета в эпоху династии Тан (618—907). Стиль был направлен в сторону более стандартного написания иероглифов.
Благодаря тому, что кайшу был еще более удобным по сравнению с лишу, стиль стал популярен и получил широкое распространение.
Синшу (Xíngshū), «бегущий стиль» — исторический стиль китайской каллиграфии, имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом. Кисть почти не отрывают от бумаги. Это самый молодой из стилей, произошедший из кайшу.
Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.
Цаошу (cǎoshū) «быстрое письмо» — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов.
Этому стилю присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и в следствии этого писать становится гораздо быстрее, чем другими стилями. Но такие тексты трудно читать для тех, кто не знаком с цаошу. Данный стиль существует в основном как вид стенографического письма или каллиграфического стиля. Люди, которые могут читать стандартные или печатные формы китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.
Эдомодзи — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.
Стили японской каллиграфии
:soon: :soon: :soon: :soon: :soon: :soon: :soon:
:white_flower: :black_nib: :u7981: :u5408: :u6709: :u7533: :sa: :ideograph_advantage: :secret: :u6307: :congratulations: :black_nib: :white_flower:
Хей-хо! На связи An-Ko! Сегодня я хотела бы рассказать о стилях японской каллиграфии.
Характеристики основных стилей
Позаимствовав у китайцев письменные знаки — иероглифы, японцы в 7 веке на основе их каллиграфических стилей создали свои собственные, более простые и эмоционально наполненные.
Каллиграфия, раньше имевшая большое практическое значение, широко использовалась в документах разных литературных стилей. Японцы, как народ, имевший (и имеющий, пожалуй, до сих пор) самое развитое чувство прекрасного, применяли каллиграфическое письмо для записи стихов, поэм, песен и других документов.
Все произведения японской каллиграфии, в настоящее время почти утратившей прикладное значение, имеют огромную, равную с картинами великих мастеров, художественную ценность. Их можно разделить на три (в некоторых источниках — четыре) основных группы, различающиеся между собой стилем написания:
Kaisho (кайсё) означают «устав». Угловатый квадратный по форме иероглиф рисуется четкими и уверенными линиями. В древности уставом kaisho записывали исторические трактаты, в наше время он встречается в печатных изданиях и напоминает катакану.
Yume — «мечта» (стиль гёсё)
Gyosho (гёсё), или полукурсив, характеризуется более быстрым стилем написания, плавными, закругленными линиями, напоминающему по начертанию хирагану.
Sosho (сосё) — курсивное начертание иероглифов, при написании которых кисть совершает несколько плавных штрихов или даже почти не отрывается от бумаги. Кандзи, написанные такими «летящими» штрихами, создают впечатление стремительности и беглости. Кроме иероглифов в таком письме также широко используются знаки каны. Такой скорописью, растянутой в ширину и приплюснутой в высоту, записывались пьесы дзёрури.
Стиль kana (кана), наиболее сложный в исполнении и прочтении, характеризуется вертикальным размещением письма, преимущественно одной или несколькими тонкими извивающимися или «струящимися» чертами. Как раньше, так и сегодня такой скорописью записываются сборники стихов и старинных песен. Эстетическая ценность этих утонченных стихов очевидна, поэтому их основное предназначение сегодня, в основном, — созерцание, потому как прочитать эти произведения сможет даже не каждый японец.
Вака (букв. «японская песнь») — японский средневековый поэтический жанр. Название вака возникло в период Хэйан (794-1185 гг.) для обозначения японского поэтического произведения. Жанр вакаизначально охватывала целый ряд различных форм: танка (краткая песнь), тека (долгая песнь), а также буссокусекика, сэдока и катаута(фрагмент поэмы»). Последние три формы, однако, исчезли еще в период Хэйан, а тека исчезла вскоре после этого. Таким образом, термин вака в настоящее время относится только к стихотворениям танка.
Также рекомендую вам тематическое аниме — «Баракамон», те кто уже его видел, наверняка заметили, что я использовал арты и скрины из этого аниме в данной статье, вы напишите в коментариях, как оно вам?
Также можете написать какой стиль каллиграфии вам нравится больше, мне — кана.
:white_flower: :black_nib: :u7981: :u5408: :u6709: :u7533: :sa: :ideograph_advantage: :secret: :u6307: :congratulations: :black_nib: :white_flower:
Вот и всё, всем спасибо за внимание.
:end: :end: :end: :end: :end: :end: :end:
Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии
В древности люди должны были сами делать свои собственные инструменты, чтобы практиковать Сёдо, но в настоящее время всё изменилось. Сейчас можно найти все необходимые аксессуары в нашем магазине.
Современные технологии позволяют заказать все необходимое онлайн, и через короткий промежуток времени вы можете пробовать свои силы в японской каллиграфии.
Теперь давайте рассмотрим, из чего именно должен состоять набор для каллиграфии Сёдо.
Четыре самых основных инструмента были в совокупности названы четырьмя сокровищами ученого:
Итак, первое сокровище – Кисть — как правило изготавливали из шерсти животных… или из волос маленьких детей (поговаривали, что такие кисти приносили удачу на императорских экзаменах).
Современные кисти изготавливаются в основном из шерсти козы, волка, кролика, ласки или комбинируя их.
Волосы кропотливо сортируются по мягкости, твердости, толщине и длине. Настоящие, профессиональные кисти собираются вручную.
Различные кисти используются для разных стилей каллиграфии и письма.
Бумага Васи (和紙, washi) — японская бумага. Изготавливается из волокон коры дерева гампи в течении длительного и сложного процесса. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.
Бумага васи характеризуется неровной структурой и белым цветом.
Так же эта бумага настолько прочная, что ее использовали для изготовления различных предметов повседневного обихода, таких как одежда, предметов домашнего обихода, игрушек, а также одеяний и ритуальных предметов для священников и статуй Будды. А во время Второй Мировой Войны из бумаги васи изготовлялись оболочки аэростатов-бомбардировщиков, запускаемых через Тихий Океан на территорию США.
Сейчас васи используется, в основном, для японской каллиграфии.
Третья драгоценность ученого – Тушь. В японской каллиграфии и живописи традиционно используют твердую сухую тушь.
Тушь изготавливают в основном из сажи и животного клея, иногда с добавлением благовоний.
Для того чтобы сделать тушь, необходимо растереть тушечный брусочек, смешать с небольшим количеством воды, чтобы получилась темная жидкость. Художники и каллиграфы могут варьировать концентрацию полученной туши в зависимости от своих предпочтений путем уменьшения или увеличения количества сухой туши или воды.
Тушечный камень (тушечница) — четвертая драгоценность ученого, его используют для растирания твердой туши.
Сёдо и Дзэн-буддизм
Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Она основана на принципах, которые подчеркивают связь с духовным, а не с физическим. В дзэн она является и средством медитации. Поэтому сёдо часто используют в дзенских монастырях.
Тот, кто практикует японскую каллиграфию, знает, что вертикальность кисти, положение рук, подготовка туши работа кистью и концентрация на том, что рождается на бумаге, являются ключевыми элементами в написании хорошей каллиграфии.
Чтобы писать дзэнскую каллиграфию мастерски, нужно очистить свой ум и позволить иероглифам течь из себя, а не практиковать и прилагать огромные усилия. Японский философ Нисида Китаро назвал это состояние Мушин (без ума).
Китайская каллиграфия. Практические рекомендации.
Китайская каллиграфия – это не просто умение красиво и бегло писать иероглифы кистью, это интересная внутренняя работа, творческая и насыщенная энергетически. Для тех, кто только начинает осваивать это искусство мы подготовили несколько рекомендаций, которые станут ключом в понимании практики каллиграфии. Тот, кому уже полюбились упражнения с кистью и тушью могут проверить себя: в верном ли направлении они продвигаются.
Ниже мы перечислим, на что стоит обратить особенное и первоочередное внимание. Все пункты равносильны по значимости и невыполнение хотя бы одного из них сведут ваши упражнения к бесполезной имитации каллиграфического письма.
Мастер Му Юйчунь. Постановка руки при занятиях каллиграфией.
Мы не будем отдельно останавливаться на том, что сидеть следует комфортно, сохраняя спину ровной и в то же время ненапряженной, но не стоит забывать, что это важно. Сейчас особенное внимание уделим постановке руки, поскольку возможность выполнения всех дальнейших рекомендаций напрямую зависит именно от этого.
Постановка руки при занятиях каллиграфией
Кисть руки должна быть повернута к нам тыльной стороной, а запястье – согнуто под прямым углом. Одновременно с этим в середине ладони формируется округлое пространство («удерживаем птичку»), теплое и упругое. В процессе письма постоянно удерживаем изгиб запястья – это создает особенное пружинящее ощущение в руке. Саму кисть для письма держим строго перпендикулярно поверхности листа – «соединяем небо и землю».
Желательно, чтобы постановку руки проконтролировал опытный каллиграф. На первых порах гораздо важнее правильно держать кисть, нежели писать аккуратные иероглифы.
Схема движения кисти при написании горизонтали
Каждая линия и каждый иероглиф пишется в строго заданной последовательности, причем даже самые простые базовые черты – по специфической траектории. Горизонталь, к примеру, – это не горизонтальная прямая, а сложная линия с несколькими возвратными движениями кисти. Прежде, чем коснуться кончиком кисти бумаги, надо иметь отчетливое представление о предстоящем «маршруте». Для этого рекомендуется, тренируясь, прописывать иероглифы карандашом или ручкой, палочкой на песке или даже водой на камне или асфальте. Наблюдая за тем, как пишет мастер иногда можно заметить, что он сначала бегло «прописывает» иероглиф концом кисти в воздухе и лишь затем на бумаге. Особое искусство, которое следует развивать любому каллиграфу – искусство понимать, как был написан тот или иной иероглиф, глядя на образцы признанных мастеров. Особенно интересно изучать скорописные примеры: зачастую мастера отступают от канонической последовательности написания иероглифа, чтобы добиться бОльшей выразительности.
Му Юйчунь 舞(wǔ) – танец.
По ходу написания даже одного-единственного элемента меняется темп письма: кисть движется то быстро, то медленно; то словно пританцовывает на одном месте, то стремительно летит; то движется плавно и мягко, то резко разворачивается. Рассматривая образцы хорошей каллиграфии, получаешь особенное наслаждение, прослеживая этот «танец» кисти.
Чтобы создать живой и динамичный иероглиф или каллиграфический текст необходимо понимать и уметь сообщать кисти внутренний ритм, заключенный в иероглифических знаках: тяжелый и медленный «инь» – летящий воздушный «ян». Осваивая технику письма, мы подробно изучаем: где с какой скоростью должна двигаться наша кисть.
Суть данной техники в том, что давление кисти на бумагу по ходу письма то усиливается, то ослабевает. Эта тема тесно связана с предыдущим пунктом о скорости и ритме письма. Владение техникой работы кистью «подъем-нажатие» позволяет создавать объемные знаки: там, где кисть была тяжелой и медленной, остается плотный, насыщенно-черный след; где прикосновение было легким и быстрым – возникает эффект фэйбай ((фэйбо) 飞白) – летящий белый, либо просто след более светлого, прозрачного тушевого тона.
Чжи Юньмин (Zhu Yunming (1460 – 1526)) – поэма написанная стилем цаошу. По плотности и толщине линий хорошо видно, как в процессе письма менялись скорость и сила нажатия на кисть.
В каждом каллиграфическом стиле есть свои требования к композиции: иероглифы чжуаньшу, синцао, цаошу вытянуты по вертикали, лишу – по горизонтали, знаки кайшу вписаны в квадрат. Главным остается одно требование: все компоненты одного иероглифа, все иероглифы текста и все иероглифы свитка (работы в целом) должны быть гармонично скомпонованы. Линии резкие и плавные, заполненность и пустоты, плотные и легкие черты – все в каллиграфии очень тонко сбалансировано. Добиться этой естественной гармонии можно только в ходе длительной практики, причем речь идет не только о наработке техники письма, но и о практике внутренней гармонизации.
В понимании основ композиции каллиграфического произведения очень помогают работы мастеров. Внимательное изучение и копирование образцов – один из важных этапов в освоении искусства каллиграфии.
И, конечно же, необходимое условие – концентрация внимания на процессе письма вкупе с тонким внимание к собственным ощущениям.
Кисть для каллиграфии сконструирована таким образом, что представляет собой довольно внушительный резервуар для туши. Этот резервуар обеспечивает написание, как минимум, одного иероглифа без дополнительного обмакивания в тушь. В скорописных работах на одной «порции» туши пишется по несколько иероглифов. Это важный момент, поскольку с запасом туши мы имеем возможность совершать непрерывное движение – подобно музыканту, играющему на духовом инструменте, которому хорошие легкие позволяют сыграть музыкальную фразу на одном вдохе. Даже отрываясь от бумаги, оставляя пробелы между чертами одного иероглифа и соседними знаками, кисть не движется бездумно, резко и как попало – она продолжает свой танец в воздухе. Это создает ощущение целостности духа каллиграфической работы.
Му Юйчунь на примере показывает значимость игры ритма, скорости и силы нажатия кисти
Надеемся, что этот текст будет полезен тем, кто осваивает искусство каллиграфии. А возможно, пригодится и зрителям для лучшего понимания каллиграфических произведений.
Текст составлен Стеллой Недбаевской на основе рекомендаций мастера Му Юйчуня.
Японская каллиграфия сегодня
Сегодня одним из ведущих объединений в области японской каллиграфии является Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая была создана в 1948 году.
В современной Японии, сёдо является популярным классом для начальной школы. Многие родители считают, что целеустремленность и неподвижность детей во время занятий каллиграфией вырабатывают полезные навыки. В средней школе каллиграфия является одним из предметов искусств, наряду с музыкой или живописью.
Некоторые университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет Гакугеи и Университет образования Фукуока, имеют специальные кафедры каллиграфии, которые акцентируют внимание на педагогических программах по каллиграфии сёдо.
Стили китайской и японской каллиграфии
Главная :: Статьи :: Стили китайской и японской каллиграфии
В статье рассмотрим и сопоставим основные стили китайской каллиграфии и японской каллиграфии, основные особенности письма. А также узнаем, какой стиль лучше выбрать для подписи картин, а какой – для резки на печатях
Китайский язык и китайская письменность – наиболее древние устный и письменный язык, сохранившиеся до наших дней. Китайское письмо – иероглифическое письмо, также используется в Японии и Корее. Рассмотрим самые основные стили изображения иероглифов и их особенности.
цзягувень jiaguwen | Старинный стиль, надписи были найдены на гадательных костях Особенности: Этот стиль наиболее близок к пиктограммам. Форма и размеры иероглифа не постоянные, линии хаотичные Где используется: Используется в исторических документах |
чжуань zhuànshū чжуаньшу тэнсё теншо | Стиль более унифицированный, чем Цзягувень. Различается два основных стиля – большой чжуань и малый чжуань, также есть множество вариаций Особенности: Наиболее часто встречающиеся отличительные черты: форма иероглифа стремится к вертикальному прямоугольнику, линии иероглифа одной ширины. Вид иероглифа отдаленно напоминает пиктографическое изображение Где используется: Основной стиль для резки на печатях. Также используется для написания коротких каллиграфических надписей. Изредка используется для надписей на картинах в стиле се-и. Для заказ печати или для консультации — пишите нам на емейл [email protected] или через форму обратной связи. |
лишу lìshū рэйсё рейшо | Официальное уставное письмо. Развивался из стиля Чжуань. Стиль Лишу – попытка упрощения формы иероглифов и создания стандартов официального письма Особенности: Форма иероглифа – квадрат либо прямоугольник. Линий меньше, чем в иероглифе стиля Чжуаньшу. В горизонтальных и откидных чертах – утолщенный расщиряющийся «хвост» Где используется: Используется для парадных каллиграфических надписей. Крайне редко используется для резки на печатях в Японии |
цаошу caoshu сосё сошо | Травяное письмо» или рукописный курсив Особенности: Иероглифы пишутся без отрыва кисти, многие черты упрощаются и видоизменяются. Главное свойство этого стиля – передать красоту письма. Наиболее художественный стиль Где используется: Стилем Цаошу пишутся авторские каллиграфические надписи. Также иногда используется для подписи картин в стиле се-и. |
кайшу kaishu кайсё кайшо | Уставное письмо. Наиболее распространенный стиль. В настоящее время – официальный стиль письма. Особенности: В иероглифе все черты пишутся четко, с отрывом кисти. Все черты прописываются. Иероглиф имеет квадратную форму, без наклона. Где используется: Изредка используется как менее традиционный и более современный стиль для резки на печатях. Широко используется для создания каллиграфических надписей. Наиболее популярен для подписи картин, созданных в стиле гунби (тщательная кисть) и картин с аккуратной прорисовкой деталей. |
синшу xíngshū гёсё гешо | Ходовая скоропись, рукописное письмо Особенности: Иероглифы близки по внешнему виду к стилю Кайшу, но многие черты пишутся без отрыва кисти. Этот стиль – средний между Кайшу и Цаошу. Когда сравнивают эти три стиля, используют метафору стоящего человека – кайшу, идущего человека – синшу и бегущего человека — цаошу Где используется: Стиль наиболее употребимый для создания подписей к картинам. В современном Китае принято упрощенное написание иероглифов – иероглифы с меньшим числом черт – такое написание разработано для облегчения повседневного использования иероглифов. В Японии, помимо основного иероглифического письма — кандзи, существует и слоговое письмо – кана. Кана имеет две разновидности: — хирагана – используется для написания тех слов, для которых нет соответствующих иероглифов, либо, когда автор не знает нужного иероглифа. В современной Японии используется совместно с иероглифическим письмом, что называется «смешанное письмо» (кандзи-кана-мадзири-бун — «письменность из иероглифов с примесью каны»). — катакана – используется для написания иностранных имен и названий, а также иностранных заимствований. Очень часто в Японии слоговая азбука катакана используется для создания именных печатей ханко для людей, не имеющих японского имени.
|