Что такое ямская гоньба

Музей ямщика

заказ экскурсий и программ 8(920)125-76-95

Что такое «ямская гоньба»?

В Московском государстве «ямской гоньбой» называлась почта. Произошло это название от татарского слова «ям», что означает дорога.

С XV века во многих городах появляются особые поселения — страны, в которых жили ямщики — крестьяне, в обязанность которых входила перевозка на лошадях княжеских гонцов и документов.

В то время в обязанности ямщиков входила также и починка дорог. Ямской гоньбой ведало особое учреждение, которое называлось «ямской избой». Для обслуживания ямских дворов выплачивались специальные суммы, так называемые «ямские деньги».

О качестве работы ямщиков свидетельствуют восторженные отзывы многих иностранцев, посетивших в то время Россию. Немецкий дипломат и путешественник С.Герберштейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня.

Важной датой в истории почты является 1665 год. С этого времени началась регулярная доставка почты между Москвой, Швецией и Польшей. Возившие в мешках почту ямщики были одеты в особые красные кафтаны с бронзовыми орлами. Они получали жалование. Так и началась история государственной почты в России.

ЯМСКАЯ ГОНЬБА — почтовая служба в Московском государстве и в России XIII – XVIII вв. Истоки Я. г. в России восходят ко временам татаро-монгольского правления, когда был введен «ям» — натуральная повинность тягловых людей по перевозке грузов, представлению лошадей для конной почты и т. д. После свержения татаро-монгольского ига тюркское слово «ям» вошло в русский язык в качестве обозначения конно-почтовой повинности. Организатором Я. г. являлся Великий Московский князь Иван III, при котором Я. г. являлась обязанностью (повинностью) крестьян и посадских людей (ямщиков) по перевозке административных лиц — гонцов и их почтовых грузов. Соблюдение повинности контролировалось чиновниками Ямского приказа, за выполнение повинности ямщики освобождались от налогов. Организатором русской государственной почты был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1681), который фактически вплоть до 1671 возглавлял русское правительство.

Курские ямщики вплоть до 18 в. регулярно занимались доставкой почты из Курска в Серпухов, Москву, Киев, Воронеж и даже в зарубежные города. По свидетельству писателя Н. А. Полевого «Лейпциг, Бреславль, Кенигсберг были знакомы им, как соседка Коренная ярмарка».

С учреждением в 1782 Почтового департамента ямы начинают называться почтамтами, а Я. Г. — почтовой связью.

Лит.: И. Я. Гурлянд. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль, 1900; В. Граллерт. Путешествие без виз. Изд-во «Связь», М., 1965.

Источник

Ямская гоньба

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.

Содержание

Происхождение названия

Русские слова «ямской», «ямщик» и «ям» предположительно происходят от тюркского слова jamčy (почтовый гонец). [1] Память о тех далеких временах, когда на Руси была распространена ямская гоньба, сохранилась во многих российских топонимах. [2]

История

Ямская гоньба была введена в северо-восточной Руси во времена монголо-татарского ига. [3] [4]

Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст друг от друга. Ямскую повинность выполняли ямщики, которые должны были держать по три лошади.

В XVI веке для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ (упоминается с 1516 года), переименованный в 1723 году в Ямскую канцелярию.

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн так писал о русской ямской службе XVI века:

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньбаВеликий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе. [5]Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Ангарион: Ангар • Ангария • Виселица • Всемирная почтовая конвенция • Всемирный почтовый союз • Дилижанс • Дистанционный столб • Домарочный период • История почты по странам • Пакетбот • Письмо крестом • Почта инков • Почтовая война • Почтовая регалия • Почтовый голубь • Почтовый рожок • Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба Почта Турн-и-Таксис • Чёрный кабинет

Организации и компании Полиграфия Персоналии Почтовые марки Штемпели и гашения Филателия Каталоги и издания Легендарные марки Марки стран мира Тематическая филателия Непочтовые марки

Полезное

Смотреть что такое «Ямская гоньба» в других словарях:

ЯМСКАЯ ГОНЬБА — система перевозки гонцов и правительственных чиновников, а также доставки письменных известий. Организована в 13 в. в центр, обл. рус. гос ва и просуществовала до конца 18 в., наибольшего расцвета достигла в 80 90 х гг. 17 в. Я. г. по… … Большой филателистический словарь

ЯМСКАЯ ГОНЬБА СКОРАЯ — официальное назв. системы перевозки гонцов и грузов в центр, обл. рус. гос ва с 13 в. Гонцы и грузы перевозились ямщиками. Смена ямщиков и лошадей производилась в ямах по пути следования. Организация и руководство Я. г. с. осуществлялось… … Большой филателистический словарь

Ямская служба — Ямская гоньба (рисунок из книги С. Герберштейна, XVI век). Почтовая марка СССР (1978) Ямская гоньба историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.… … Википедия

Ямская повинность — Ямская повинность государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Царстве Русском в X начале XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а… … Википедия

Ямская слобода — Название Николоямской улицы в Москве произошло от церкви святителя Николая в Рогожской Ямской сло … Википедия

Ям — У этого термина существуют и другие значения, см. Ям (значения) … Википедия

Ямщик — У этого термина существуют и другие значения, см. Ямщик (значения). Ямщик, опирающийся на кнутовище (картина В. Тропинина … Википедия

История почты России — … Википедия

Ямской приказ — Сцена в приказе (с клейма XVII века): марка СССР (1978) … Википедия

История почты в России — Княжеский писец. XV век (марка СССР, 1958) История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе. Содержание 1 Почта на Руси … Википедия

Источник

Ямщик – это… определение и история

Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. В целом это определение недалеко от истины, хотя понятие имеет более широкое значение. Рассмотрим, кто такой ямщик, каковы особенности этой профессии? Что такое «ямская гоньба»?

Значение

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Ямщик – это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие.

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Ямская гоньба

Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.

Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.

Повинность

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях:

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили.

Таким образом, ямщик – это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.

Источник

Что такое ямская гоньба?

Обычай доставлять почту на лошадях возник ещё до нашей эры. Подобные службы существовали в разных странах. Была такая служба и в России.

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

Историки установили, что в период раздробленности и отсутствия русского государства как единого организма на наших землях уже существовала так называемая ямская гоньба.

Если говорить по-простому, то были в те далёкие времена специальные люди, возившие почту и посылки различных князей и бояр.

Ямом же стали называть специальную станцию, где доверенный перевозчик мог отдохнуть и сменить лошадей. Эти станции (как и подводы) обязаны были содержать жители окрестных деревень. Такой был у них своеобразный налог.

Впервые распоряжения относительно ямщиков и ямской гоньбы встречаются в грамотах около 1365 года. То есть к этому времени русская почтовая служба уже существовала.

С объединением русских земель в единый организм потребовалось упорядочить и ямскую гоньбу. Значительные усилия в этом направлении приложил Иван III. Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Затем к 1550 году учреждается ямская изба. Впоследствии она переименовывается в ямской приказ. Как видно из названия, новая структура занималась вопросами почты.

Интересно, что иностранные послы хвалили в это время ямщиков за высокую скорость доставки.

Так австрийский посол Герберштейн сообщал, что из Новгорода до Москвы с помощью ямской гоньбы он добрался за 72 часа, то есть за трое суток. Этот же посол утверждал, что его соотечественник однажды проделал этот же путь за 52 часа. Заметьте, что речь идёт о ХVI столетии, когда мосты и дороги были совсем другими.

Русское государство крепло и развивалось. К середине ХVII века вопрос почтового сообщения с другими странами стал крайне актуальным.

И вот в 1665 году по инициативе русского государственного деятеля Ордин-Нащокина стартовал поиск кандидата на должность руководителя русской почты. Точнее, руководителя, ведавшего бы контактами зарубежных почтовиков с русскими коллегами. Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин
Фото: ru.wikipedia.org

Скоро был подписан договор, согласно которому голландец Ван-Сведен стал человеком, отвечавшим за доставку русской почты за рубежом. В договоре указывалось, что из Польши, Испании, Швеции, Дании и вообще Европы письма будут доставляться два раза в неделю. А из Персии и Индии — по мере необходимости.

Ван-Сведену положили зарплату за его хлопоты — 1000 рублей в год, причём половина из этой суммы выдавалась соболиными шкурами, как высоколиквидным товаром в Европе.

Однако голландец, вначале расположивший к себе наших правителей, вскоре стал принимать к доставке частные письма и посылки. То есть их он возил за государственный счёт, к тому же, стали нарушаться сроки доставки важной корреспонденции.

Ордин-Нащокин узнал о махинациях предприимчивого голландца. Его отстранили от управления вверенным ему подразделением, а на его место позвали датчанина Леонтия Марселиуса. Этот человек зарекомендовал себя на службе с хорошей стороны.

Во-первых, он взялся содержать всю ямскую гоньбу без поддержки государственных денег. То есть на самоокупаемости. Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба Рига в XVI столетии
Фото: Sebastian Münster, ru.wikipedia.org

Во-вторых, Марселиус посетил Ригу и заключил там соглашение по поводу совместных почтовых отправлений. После этого письма стали по определённому графику через Новгород и Псков следовать в Ригу, а оттуда — морем в Данию, Польшу, Швецию и так далее.

Кроме этого, в 1669 году Марселиус (с подачи Ордин-Нащокина) организовал почтовую линию Москва-Вильно (ныне — Вильнюс). Ямщики в этом направлении следовали через Смоленск, Могилёв и Минск. В указанных населённых пунктах (и не только в них) организовали почтовые станции.

Посетив Новгород и Псков с инспекцией, Марселиус ужаснулся состоянию дорог в том направлении и добился того, чтобы мосты и дороги были приведены в надлежащий вид. Сделали это, к слову сказать, силами крестьян из окрестных деревень.

Благодаря Марселиусу в 1693 году учредили важную для страны Архангелогородскую почту. Теперь на русский Север корреспонденция отправлялась дважды в неделю.

В 1698 году открыли очень протяжённую Сибирскую линию. Корреспонденция по ней отправлялась поначалу всего три раза за лето — в Тобольск, а затем — в Нерчинск. Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба Вид на Нерчинск, гравюра 1710 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Так что к началу преобразований Петра Первого в России почта существовала. И действовала вполне эффективно.

Источник

II. Скорая ямская гоньба

II. Скорая ямская гоньба

Что такое ямская гоньба. Смотреть фото Что такое ямская гоньба. Смотреть картинку Что такое ямская гоньба. Картинка про Что такое ямская гоньба. Фото Что такое ямская гоньба

С XIII в. в центральных областях русского государства почта-повоз заменяется новой системой перевозки гонцов и княжеских чиновников — ямской гоньбой.

Слова ям и ямщик[10] пришли на Русь вместе с татаро-монгольскими завоевателями. Татарская система доставки вестников и ханских чиновников мало чем отличалась от русского повоза. Все население необъятных татаро-монгольских владений обязано было представлять средства передвижения по требованию хана и его военачальников.

Джиованни дель Плано Карпини, посещавший в 1245–1247 гг. земли, завоеванные татаро-монголами, так описывал систему перевозки послов в книге «История Монгалов»: «Каких бы, сколько бы и куда бы он (хан) ни отправлял послов, им должно давать без замедления подводы и содержание; откуда бы также ни приходили к нему данники или послы, равным образом им должно давать коней, колесницы и содержание… Также и послам вождей, куды бы те их ни посылали, как подданные императора, так и все другие обязаны давать как подводы, так и продовольствие, а также без всякого противоречия людей для охраны лошадей и для услуг послам». [1]. Плано Карпини пишет далее, что в 120 верстах от Киева, в Каневе, находился татарский почтовый стан. И его начальник дал послу лошадей с проводником до следующего яма.

В Монголии той поры существовала и система доставки спешных гонцов. Она очень красочно описана в «Книге» знаменитого венецианского путешественника Марко Поло. По его рассказу по всем дорогам через 25 миль (около 40 километров) устроены почтовые станции, на которых стоят наготове по 300–400 лошадей. Гонец, приехав на станцию, бросает усталую лошадь и берет свежую. За день гонцы проезжают по 250–300 миль [2].

Захватив земли русских княжеств, татаро-монголы в городах и селах, на месте прежних станов, стали устраивать свои почтовые станции — дзям. На ямах, так их окрестило местное население, жителям приказано было содержать определенное число лошадей для спешной перевозки ханских чиновников.

В официальных документах ям, как повинность, впервые упоминается 1 августа 1267 г. в ярлыке хана Менгу-Тимура. Этим актом русское духовенство навечно освобождалось от ямской и других повинностей.

Ярлык татарского хана определял повинности, которыми в те времена облагалось тяглое население: «Тако молвя по первому пути, которая дань, или полужное, или подвода, или корм кто ни будеть, да не просять; ям, воина, тамга не дають» [3]. Из акта видно, что русский повоз разделился на три подати: подводу, ям и корм. Теперь официальных лиц и гонцов стало возить не население, а специально для того назначенные люди — ямщики. Тяглые крестьяне обязаны были доставлять только грузы. Это называлось подводной повинностью, или просто «подводой». Население, кроме того, обеспечивало проезжающих питанием, а лошадей кормами. Продукты и фураж обычно привозили на ямы.

К середине XVI в. ям и подвода сливаются воедино: с этого времени ямщики стали возить и людей и грузы. Податное же население платило так называемые ямские деньги, налог на содержание ямской гоньбы, и поставляло гужевой транспорт для перевозки грузов в военное время.

Как же назывались люди, возившие почту?

Слово ямщик в старинных документах встречается не часто. Обычно писали ямской охотник или просто охотник. Этот термин произошел от выражения «ямскую гоньбу гоняют своей охотою (добровольно)». Проще говоря, охотник — доброволец. Если ямщик должен был сопровождать какое-то лицо, его в официальных бумагах называли проводником. И совсем редко охотников звали гонщиками.

Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба.

Читайте также

Ямская гоньба

Ямская гоньба Города Киев и Новгород были главными в Киевской Руси. Это славянское государство превратилось в одно из крупнейших в Европе. Развитые торговые пути, водные и сухопутные, связывали Русь с Францией, Германией, Англией. Некоторые русские купцы высаживались на

Скорая расправа в лаогае

Скорая расправа в лаогае В толпе охранников стоял наш парикмахер, закованный в цепи. На шее — петля из шнура, протянутая вниз к брючному поясу. Голова низко опущена, руки заложены за спину. Охранники выставили его перед строем на всеобщее обозрение. Он стоял молча, похожий

Скорая помощь и нескорая

Скорая помощь и нескорая Только в октябре 2000 года мне удалось опубликовать в «Независимой газете» большую статью о целесообразности, даже необходимости переброски части вод, где они в избытке (в Сибири), туда, где их очень недостает (в Средней Азии).Еще через полтора года

«Скорая помощь»

«Скорая помощь» Работать на «скорой» стало тяжело. Начальство, видимо, получило указание избавиться от меня, и придиркам не было числа. По диагностике и лечению ко мне придраться не могли, но тем упорнее искали другие поводы. На еженедельных врачебных конференциях мне

ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА И СКОРАЯ ТАТАРЩИНА

ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА И СКОРАЯ ТАТАРЩИНА Княжение Василия Темного отмечено в истории Москвы длительным периодом внутренних междоусобий, получивших у современников название «Шемякиной смуты». Она началась борьбой за великое княжение между Василием Васильевичем и его дядей

Миусы. Тверская-Ямская

Миусы. Тверская-Ямская МИУСЫ. ЯМСКАЯ ТВЕРСКАЯ СЛОБОДАВ Москве до сих пор сохраняется большое число интересных и много говорящих пытливому уму имен: Патриаршие пруды. Божедомка. Хамовники и другие. Некоторые из них сравнительно легко могут быть объяснены, если знать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *