Что такое яблочный спас православие

Преображение 2021: почему называют Яблочный Спас, история, традиции, приметы, запреты

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Преображение Господне — один из важнейших христианских праздников. Русская православная церковь отмечает его 19 августа. Западные христиане отметили праздник Преображение Господне 6 августа. Народное название праздника — Яблочный Спас.

Откуда пошло название Яблочный Спас

Праздник Преображение Господне посвящен событиям, связанным с Иисусом Христом, — Спасителем. В конце лета — начале осени (в том числе во время строгого Успенского поста) люди издревле спасались от голода свежими овощами и фруктами, созревавшими к тому времени. Отсюда слово «спас». Праздник Преображение связан с апостольской (а по сути — ветхозаветной) традицией освящения первых плодов: на юге это виноград, а в России — традиционно яблоки. До праздника на Руси свежие яблоки старались не есть, а освященные плоды считались «спасительными», целебными. Вот откуда название Яблочный Спас.

Всего в августе празднуется три Спаса — три праздника урожая, посвященных Христу Спасителю: Медовый (Первый) Спас 14 августа; Яблочный (Второй) Спас 19 августа и Ореховый, или Хлебный, (Третий) Спас 29 августа. Подробнее об этих праздниках — в материалах ФАН.

История праздника Преображение Господне

Событие, описанное в Евангелиях, которое вспоминают 19 августа, произошло вскоре после Вознесения Иисуса Христа в небесные чертоги Бога-отца. Несколько апостолов во время молитвы на горе Фавор увидели воскресшего Иисуса в преображенном божественном виде, а также получили от него наставления для дальнейшей деятельности по распространению учения Христова.

Преображение в христианстве считается символом божественного триединства, а также неразрывной связи божественного и человеческого в Христе.

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Яблочный Спас: традиции и приметы, что можно и нельзя делать

Яблочный Спас (Преображение) — это середина строгого Успенского поста, предваряющего праздник Успение Богородицы, отмечаемый в память окончания земной жизни Девы Марии. Успенский пост очень строг. Преображение — единственный день, когда верующим дозволяется употреблять в пищу рыбу и морепродукты. Взрослым в праздник разрешено немного вина. Подробнее о правилах Успенского поста читайте в материале ФАН.

Согласно народной традиции, до Яблочного Спаса не дозволялось есть плоды нового урожая, особенно яблоки. Считалась, что до 19 августа можно употреблять в пищу только свежие огурцы. Особенно строго осуждали женщин, нарушающих запрет: согласно суеверию, съеденное до Преображения свежее неосвященное яблоко могло привести к болезням и гибели детей села.

Впрочем, «грех» можно было отмолить: по народным верованиям, на Спасы, а особенно на Успение, прощаются все бабьи грехи, совершенные за год.

Запрет на свежие фрукты до Преображения имеет исторические корни. В средиземноморских монастырях монахи по апостольской традиции до праздника не ели виноград нового урожая, который следовало освятить на Преображение и только потом употреблять в пищу. Нарушителей лишали свежих фруктов на две недели.

Традиция освящать виноград, яблоки и другие плоды на Преображение очень распространена до сих пор. Считается, что после специальной молитвы эти плоды можно употреблять в пищу.

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

На Руси главный блюдом и героем Преображения были яблоки: их ели во всех видах, готовили из них блюда и напитки, начинали заготавливать на зиму, дарили полными корзинами, продавали целыми возами и так далее. Вообще на Яблочный Спас было принято проявлять щедрость, скупердяев и жадин сурово осуждали.

Традиция в этот день дарить друг другу яблоки и яблочные пироги, звать в гости на чай с шарлоткой (рецепт смотрите в инфографике ФАН) сохраняется и поныне.

Яблочный Спас на Руси был временем последних гуляний перед осенней страдой и окончательного бесповоротного завершения купального сезона. Сидеть дома в этот день запрещалось: считалось, что отказ от празднования обижает матушку-землю, дарительницу урожая. Купание после 19 августа также строго осуждалось: люди боялись побеспокоить водную нечисть, которая, согласно верованиям, уже начинала засыпать на дне водоемов.

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если погода на Преображение еще летняя — осень будет теплой и долгой, но зато зима — суровой и снежной. Если на Яблочный Спас холодно и дождь — осень не порадует, но зато зима будет мягкой и оттепельной.

Источник

Яблочный Спас в 2021 году

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Что это за праздник?

Так издавна именовали праздник Преображения Господня русские крестьяне, по древней традиции приносившие к храмам для освящения эти плоды земные. Они остро ощущали: в этот день Раю, Царству причастны не только люди, но вся природа. Дата, в которую отмечается Яблочный Спас — 19 августа.

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

История и смысл православного церковного праздника Преображение Господне

Событие, которое отмечает Церковь, произошло, согласно Евангелистам, незадолго до Крестных страданий Спасителя. Древнее предание свидетельствует, что случилось это ровно за 40 дней до них. Тогда Христос, готовя учеников к будущим событиям, стараясь укрепить их веру, повел троих из них, самых ревностных (Петра, Иоанна, Иакова) на «гору высокую» для ночной молитвы. Во время ее ученики внезапно увидели, что их Учитель изменился, преобразился. Евангельское описание говорит об этом так:

«Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:26).

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Преображение Господне. Андрей Рублев.

Евангелисты сравнивают это видение славы Божией с сиянием солнца, белизну одежд Господа – со снегом (Мк. 9:3), светом (Мф. 17:1). «Равви» Которого Апостолы так, кажется, хорошо знали, предстал Тем, Кем был – Богом Живым. Ему предстояли двое благолепных святых. Ученики почему-то сразу узнали пророков Моисея, выведшего иудеев из Египта, и Илию, явившегося из Рая, ведь он с телом был взять на небо.

Вспомнили ли они слова пророка Исайи о виденной им славе Господней:

Возможно, но чувства Апостолов были совсем другими. Преображение было не страшным, но радостным, открывшимся земным людям Царством Небесным «пришедшим в силе». Отсюда слова св. Петра: «Господи! Хорошо нам здесь быть...». В них не страх, а духовный восторг. Ответом на них был глас Самого Бога Отца, никем не слышанный со времен Моисея: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»(2 Пет.1:17-18).

На этих словах видение окончилось. Апостолы вместе с Христом вернулись с горы – к миру, полному зла, скорбей. Сказанное Богом было повелением пройти земной путь, в конце которого ожидало Царство. Но свет его остался с ними – и с находящимися в созданной Господом Церкви.

Когда празднуют Яблочный Спас, в каком месяце

Так как исторически событие случилось незадолго до смерти Спасителя, празднование должно было приходиться на Великий Пост. Однако с древности Церковь посчитала радость этого видения Царства трудно совместимой с его строгостью. Так празднование было перенесено на август. О связи его с крестными страданиями Господа напоминает то, что Преображение отмечается за 40 дней до Воздвижения Креста (27 сентября), праздника, связанного с обретением Честного Древа царицей Еленой в IV в.

Три Спаса в августе: медовый, яблочный, ореховый

Свет Царства, по сути, освещает весь этот месяц, когда особенно остро чувствуется необходимость помощи Божией человеку, который трудится на земле, приносящей свои плоды.

Отсюда народное именование августовских церковных торжеств «Спасами», ведь это слово значит «Спаситель», Христос, Сам освящающий каждый шаг человека, спасающий весь Им сотворенный мир. Какого числа празднуется медовый и ореховый:

Когда начинается Успенский пост

Два из трех празднований приходятся на пост, посвященный Успению Божией Матери. Его начало приходится на «Медовый Спас», 14 августа. Это установление Церкви глубоко символично: Божие благословение стяжевается трудами молитвы, телесного воздержания, малыми по сравнению с Крестной Жертвой Спасителя, но все же очень важными.

Поэтому пост, хотя краток, но достаточно строг, приближаясь даже к Великому.

Лишь на Преображение ради великого праздника Церковь благословляет вкушать рыбную пищу.

Почему в этот день в храмах освящают яблоки

С первых веков Церкви на Преображение было принято освящать виноград. Символика этих плодов земли многообразна, прежде всего, связана с установленным Самим Господом Таинством Причащения, когда вино «от плода виноградного» становится Кровью Христовой.

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Яблочный Спас, освящение яблок в храме

Но в северных широтах виноград не растет, а яблоки как раз поспевали к середине августа. Так появилась не только традиция яблочных базаров на Преображение, но новый смысл освящения плодов земных, ведь яблоки издревле – символ Рая, к которому ныне причастна вся природа.

Горох, репа, огурцы…

Все эти плоды приносились на молебен наряду с яблоками. Их также освящали молитвой с окроплением воды. После службы народ наделял церковнослужителей частью урожая, складывая его в особые корзины. Освящали на Преображение также первые колосья. Их хранили у икон – до весны, когда начнется сев.

Почему нельзя есть яблоки до 19 августа?

Благочестивая традиция русского крестьянства запрещала это весьма категорически. Это было связано с желанием освятить урожай, получить благословение Божие, прежде чем начать пользоваться плодами земли.

Протоиерей Андрей Ефанов упоминает о древнем запрете для иноков вкушать виноград до Преображения. Это, по его словам, «реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной». На Руси то же относилось к яблокам.

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Хорошо знали люди богословские смыслы их освящения, хотя иногда трактовали их наивно. Вот какое народное толкование приводит И.С.Шмелев в книге «Лето Господне»:

Впрочем, современные пастыри скептически относятся к суевериям вроде разговоров о возможности заболеть после употребления яблок до праздничного освящения, или влияния нарушения неписанного запрета на будущий урожай.

Многие священники подчеркивают, что:

Однако, есть священники, которые требуют следования древним правилам. Вот что рассказывает об этом, например, Людмила из Омска: «Однажды на исповеди священник меня спросил, ела ли я виноград, яблоки или иные плоды до их освящения в день Преображения (19 августа). Я ответила утвердительно, и за свою любовь к фруктам получила от батюшки наказание – месяц не есть виноград и яблоки».

Приметы этого дня

Преображение считалось началом осени: «Со Спаса Преображения — погода преображается». Народ издавна примечал особенности погоды, по которым пытался определить, каким будет остаток лета, важный для сбора хлебов, какой – грядущая зима. Вот некоторые из народных примет:

Другие народные традиции и обряды

Среди традиций, которые хранили русские крестьяне, были как благочестивые христианские обычаи, так и остатки язычества «от дедов-прадедов».

Дела милосердия

Они были совершенно обязательны и связаны, прежде всего, с «райскими плодами», освященными яблоками. Их не просто приносили к храму, но после освящения раздавали тем, кто не имел возможности «разговеться яблочком». Это нищие, больные, престарелые.

Нарушителей этого обычая, скупых, немилостивых, народная традиция строго порицает, как изгоев общества:

«А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»

Райские яблоки

Народные предания говорили, что на этот день яблоки получают еще и умершие. Им, утверждали крестьяне, непременно раздают эти райские плоды, но лишь если их родные, оставшиеся на земле, строго блюли «пост на яблоки» до праздника. Поэтому принято было:

Понятно, что здесь тесно переплелись любовь к близким и отголоски языческих тризн.

Обычай садоводов

Те, кто имел яблоневые сады, считали праздник для своей семьи особым. Было принято по окончании праздничной службы приглашать священника непосредственно в сад. Хозяева выносили образ Преображения, после чего совершался особый молебен.

А затем, несмотря на праздник, сразу начиналась уборка урожая – ведь это дело получало Божие благословение.

Особенности стола

Кроме благословляемых Церковью рыбных блюд, на праздник обычно делали самую различную выпечку из других плодов земных. Пироги, блины с яблоками, ягодами, грибами, правда, делались строго из постного теста.

«Что сбудется – не минуется…»

Еще в начале XX в. по деревням было немало связанных с праздником суеверий. Среди них:

Не менее русских, впрочем, суеверны были другие славянские народы, пусть и принявшие христианство на несколько столетий раньше.

Стихи о Яблочном Спасе

Преображение – один из самых, может быть, эстетически прекрасных праздников. Кажется, сама природа священнодействует, принося Господу начатки своих плодов: гнутся ветви под тяжестью яблок, ярких, румяных.

А над всем этим празднично сияют купола храмов, слышатся древние богослужебные распевы. И верно, не наступил ли здесь, на земле – Рай?

Радость праздника не раз отзывалась в душе русских поэтов, которые не могли не видеть его красоты.

Вот как пишет о празднике Александр Блок, чья душа не раз металась ища Истину:

В светлый день Преображенья

Дух безумца поражен:

Из неволи, из смятенья

Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,

В лоне Вечного Отца,

Близ Тебя, в лазури бледной

Жаждет нового конца…

А вот как точно передает атмосферу праздника Борис Пастернак:

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Творчество на тему Яблочного Спаса продолжается и в наши дни. Вот стихотворение современной поэтессы, Лидии Кулешовой

Инициалы Господа
Фаворским светом вышиты
На луговых цветах.
Войду в сиянье росное-
И отойдет все лишнее
В душе
И на устах…

Все лишнее, ненужное,
Все суетно- нездешнее
Развеется, как дым.
Рассеется, закружится
Моя любовь поспешная
К светилам молодым.

Фаворский свет над рощицей
Седьмое небо вытянет
На нитке журавлей!
Летит оно, полощется
Серебряными нитями,
Колосьями полей,

Закатными пожарами,
Озерною осокою
Неспешно и светло…
Ах, если бы душа моя
Сберечь могла высокое
Фаворское тепло!

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Преображение Паоло Веронезе

Эта надежда на будущее изменение мира, свет которого сияет уже сейчас. Так видели этот день наши предки, так чувствуют многие теперь. «Свет без пламени», радость о Боге, слова св. Петра, которые хочется повторить: «Господи, хорошо нам здесь быть…».

Источник

Что такое яблочный спас православие

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Что такое Спас?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова «Спас»

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

Что такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого БогомЧто такое яблочный спас православие. Смотреть фото Что такое яблочный спас православие. Смотреть картинку Что такое яблочный спас православие. Картинка про Что такое яблочный спас православие. Фото Что такое яблочный спас православие. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

О Спасе на Правмире:

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *