что такое узбекский айван

айван

айван, эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар — девичья комната.

Смотреть что такое «айван» в других словарях:

Айван — эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания… … Художественная энциклопедия

айван — ливан, терраса, эйван, навес, храм, галерея Словарь русских синонимов. айван сущ., кол во синонимов: 6 • галерея (40) • ливан … Словарь синонимов

АЙВАН — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Современная энциклопедия

АЙВАН — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь

Айван — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Айван — Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия

айван — эйван (перс.), иван, ливан, 1) в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях … Энциклопедический словарь

Айван — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь

Айван — эйван, иван, ливан, 1) терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Обширное сводчатое помещение, открытое с одной стороны во внутренний двор. В… … Большая советская энциклопедия

Айван — м. 1. Терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах (в среднеазиатских жилищах, мечетях и т.п.). 2. Просторный сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (в мечетях и дворцах Средней Азии в эпоху Средневековья, а также Ирана,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Айван

что такое узбекский айван. Смотреть фото что такое узбекский айван. Смотреть картинку что такое узбекский айван. Картинка про что такое узбекский айван. Фото что такое узбекский айван

Смотреть что такое «Айван» в других словарях:

Айван — эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания… … Художественная энциклопедия

айван — ливан, терраса, эйван, навес, храм, галерея Словарь русских синонимов. айван сущ., кол во синонимов: 6 • галерея (40) • ливан … Словарь синонимов

АЙВАН — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Современная энциклопедия

АЙВАН — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь

Айван — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

айван — айван, эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар — девичья комната … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Айван — Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия

айван — эйван (перс.), иван, ливан, 1) в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях … Энциклопедический словарь

Айван — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь

Айван — м. 1. Терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах (в среднеазиатских жилищах, мечетях и т.п.). 2. Просторный сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (в мечетях и дворцах Средней Азии в эпоху Средневековья, а также Ирана,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Традиции строительства айванов

В зодчестве Центральной Азии большое внимание уделялось тому, чтобы максимально приблизить помещение к природе двора, композиционно связать его с ландшафтной средой. В решении этой задачи айван стал самым оптимальным выходом. Он выполнял роль связующего звена между помещением и внешней средой. Айван, открытый во двор, будто вносил живую природу в помещение или, наоборот, будто выносил пространство помещения на природу. Так, основным элементом резного орнамента декоративного панно на одной из стен Варахшского дворца V-VII вв. является веточка, верхний конец которой раздвоен и устремлен в разные стороны. В результате наложения таких веток одна на другую по вертикальным линиям возник причудливый сетчатый узор, напоминающий густую рощицу.

В зодчестве Центральной Азии айваны сооружались еще в эпоху бронзового века. К примеру, дом в Алтынтепа в Бактрии, известный в науке под № 10, имел два двора, которые с трех сторон были застроены айванами. В доме Кызылча под № 6, относящемуся к четвертому строительному периоду, двор со всех сторон застроен помещениями, а с одной стороны построен айван. План застройки двора с четырех сторон одним рядом помещений, а затем айванами, характерен также для жилого здания названного “Квадратный дом” в Нисе ( II в. до н.э.) (3, с. 356). План, в котором в композицию жилого дома прямой прямоугольной формы включен айван, мы видим также во дворце Халчаян I в. до н.э.. Айван этого дворца окружает в плане зал и другие помещения, выстроенные с трех сторон двора, так что этот важнейший элемент жилищной архитектуры в плане данного памятника зодчества одинаково служит всем помещениям, являясь их связующим звеном. Во дворце Афрасиаб в Самарканде поддерживаемый колоннами айван присоединен к середине здания в виде портала. В обоих указанных зданиях айван усиливал величие сооружений, а также обеспечивал композиционную взаимосвязь их с жилым ансамблем древнего города.

В настенных монументальных росписях раннего средневековья можно встретить изображения зданий, на втором этаже которых имеются маленькие айванчики, похожие на балконы. Фасад замка, свойственный зодчеству Центральной Азии, изображен на медном блюде VI – VII вв., обнаруженном в деревне Анниково Пермской губернии, где на уровне двух верхних этажей видны по два айвана-балкона, немного выступающие из стены. В настенных росписях Пянджикента также встречаются балкончики, которые можно видеть и на миниатюрах XV – XVI вв.

Айван издавна применялся также в культовых и общественных зданиях. Известны памятники, которые целиком построены в виде глубоких айванов. Примером таких застроек могут служить мечеть Чорустун в Термезе (IX – XI вв.) и мечеть Мох в Бухаре. Чорустун оставлен открытым с двух сторон. Такую же композицию мы встречаем и в загородном дворце Термезских шахов XI – XII вв. Более узкий айван-проход галерейного типа применен в караван-сарае Дая-хатун, построенном в XI в. В монументальных соборных мечетях XIV – XV вв. двор со всех сторон обнесен глубоким айваном в виде галереи поддерживаемой рядом колонн. Такую же планировочную структуру имеют Соборная мечеть Биби-ханым в Самарканде и мечеть Калян в Бухаре. В махаллинских мечетях и соборных мечетях меньших размеров, построенных в XVIII-XIX вв., широко применен план, в котором ханаки с одной, двух, трех сторон ограничены айванами. С четырех сторон дворов медресе были предусмотрены айваны, расположенные по центральной оси напротив друг друга. В медресе Улугбека в Самарканде, а также во многих медресе XVI-XVII вв. айваны имеют именно такое расположение. Во дворце Таш-Хаули, построенном в Хиве в первой половине XIX в., каждый отсек имеет глубокий и высокий айван.

Айваны широко применялись также в жилищном строительстве средних веков и позже. Здесь встречаются планы, где айваны могут быть расположены между двумя, тремя, четырьмя помещениями, занимая всю переднюю часть застройки (пешайваны), могут располагаться также перед или по бокам жилой застройки в виде галереи (далон), иметь вид балкончиков, консольно выступающих из поверхности стены, или же занимать открытую часть второго этажа (шийпан), а также иметь вид отдельно стоящей застройки, открытой с четырех или трех сторон.

Структура айванов в жилищном строительстве и их место в плане здания зависели от климатических условий конкретной местности и порядка расположения жилых помещений. К примеру, в Хиве летом жарко, поэтому айваны здесь должны были служить также для вентиляции воздуха в помещениях и во дворе. Здесь применялись айваны двух типов. Первый тип айвана (улу айван) занимал переднюю часть жилого помещения и был значительно приподнят над домом. Напротив него располагался айван поменьше. Улу айван имел одну центральную колонну и внешне напоминал минарет. Он был построен по направлению движения ветра и направлял его во двор. Здесь оба айвана как бы выполняли роль кровли для маленького дворика.

В Бухаре айван с множеством колонн в большинстве случаев был соединен с летними помещениями продольно. В жилом строительстве Бухары широко применяются полуайваны – ним айван, которые располагались на втором этаже и были уже обычного айвана, занимая одну сторону дома целиком. Ним айван служил местом отдыха семьи в летнее время.

В жилой архитектуре Самарканда айваны располагались поперек углов жилых помещений, а в Фергане айван обычно занимал дворовую сторону дома. Поэтому такой айван назывался пешайваном.

Еще один вид айванов составляют шийпаны, располагавшиеся в основном на втором этаже. Наиболее часто шийпаны встречаются в народном жилище Ташкента, Карши, Шахрисабза. В домах шийпанам отводилось важное место, как связующему звену между помещениями второго этажа и двором. Они позволяли максимально приблизить помещения второго этажа к природе и ландшафту местности, создать между ними нечто вроде крытого дворика.

В народном зодчестве иногда небольшие дворы перекрывались наподобие айванов. Примером этому может служить двор дома, построенного в Маргилане в середине XIX в. (4, с. 43). Двор-айван освещался из отверстия в центре потолка и с помощью передвижной решетчатой ставни – кашкарча.

Рассматривая материалы, относящиеся к жилой и монументальной архитектуре на территории Узбекистана, в том числе к жилищному строительству, мы становимся свидетелями того, что здесь издавна по композиционной структуре применялись несколько видов айванов. В частности, наиболее широкое применение в жилище и монументальных сооружениях получили обычные глубокие айваны (Рис. “Нурата. Жилой дом с глубоким айваном в горном селе Синтаб”). Айваны галерейного типа чаще применялись в зданиях мечетей, караван-сараев и др. Еще один вид айванов – шийпан наиболее широко применялся в жилищном строительстве. Широкое применение как в жилище, так и кешках раннего средневековья, получили небольшие айваны-балкончики. Кроме того, в композиционной структуре средневековых культовых зданий можно встретить отдельно стоящие айваны. Открытые с трех или четырех сторон отдельно стоящие шийпаны широко применялись в загородных садовых участках и во дворах.

Кроме выполнения своей основной утилитарной функции айваны обогащали художественную композицию, планировочную структуру здания. Например, улу айван в композиции дворца Таш-хаули и жилых домов Хивы обладает вертикальной компактной композицией и походит на минарет. А его единственная колонна, расположенная в центре, своим богатым резным орнаментом украшает не только айван, но и всю композицию двора. Почти во всех регионах Узбекистана в большинстве случаев в мечетях, а в Ферганской долине и в жилых постройках центральная часть айвана – кайван – несколько приподнята, что также сообщает своеобразный колорит декору здания.

Айван весьма подходил и для композиционной связи здания с городской средой. В частности, в кишлаках, особенно в горных, мечеть возводилась на естественном возвышении и с двух или трех сторон застраивались айванами, которые выходили на улицы. В таких случаях айван, кроме своей основной функции, подчеркивал истинную сущность здания и обеспечивал еще связь здания мечети с жилой панорамой всего кишлака. В городах айван также подчеркивал доминирующее положение здания мечети в ансамбле жилой застройки. В городах при строительстве мечетей платформы или возвышенности не применялись. Путник, идущий по пересекающей махаллю узкой улице, внезапно оказывался перед высоким айваном мечети. В таких случаях айван, во-первых, демонстрировал открытость мечети для всех, во-вторых, обеспечивал доминирующее положение здания мечети, в-третьих, композиционно связывал комплекс мечети с жилым ансамблем махалли. Здесь уместно вспомнить высказывание И. И. Ноткина о том, что в основе обеспечения всех закрытых помещений открытыми и полуоткрытыми рекреациями лежит идея интерьеризации открытой среды. И вообще это предусматривает обеспечение возможности свободного движения во всех частях многофункциональной среды, установление в каждой отдельной короткой части строительного комплекса необходимого взаимоотношения между обитателями этой замкнутого пространства и внешней средой, получать эстетическое удовольствие от всяческих действий в этой микросреде и видеть психологическое содержание этих действий.

Таким образом, айваны и другие их разновидности способствовали взаимодействию замкнутого пространства помещений с природой, лучшему проветриванию помещений, предохранению их от влаги, созданию между помещениями крытого дворика. Они также усиливали торжественность и художественную композицию здания, а кроме того, служили важным элементом декора и, наконец, связывали сооружение с двором, улицей, площадью махалли и внешним миром.

Литература
1. Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М., 1977.
2. Сагдуллаев В.С. Архитектура древнебактрийских усадеб // САУ, 1981, №6.
3. Всеобщая история архитектуры. (ВИА). Т.1. М., 1970.
4. Воронина В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., 1951.
5. Ноткин И.И. Структурно-генетическая концепция архитектурного пространства //САУ,1981, №10.

Источник

Что такое узбекский айван

1 behi

См. также в других словарях:

айва́н — айван … Русское словесное ударение

Айва — ароматный фрукт с желтой кожурой, круглой или грушевидной формы, в свежем виде обычно твердый и кислый, но вареный имеет мягкую розовую сладковатую мякоть с гранулированной текстурой, напоминающей вареную грушу. Принадлежит к тому же семейству,… … Кулинарный словарь

айва — ы; мн. нет; ж. [тюрк. ajva]. Южное плодовое дерево сем. розоцветных с ароматными жёлтыми, кисловато терпкими плодами, похожими по форме на яблоко или грушу; плод такого дерева. □ собир. Плоды этого дерева. Варенье из айвы. ◁ Айвовый, ая, ое. А ое … Энциклопедический словарь

АЙВА — (от тур. aiva). Дерево и плоды, известные еще под названием квитов; из твердых и вкусных плодов айвы приготовляют желе. В диком виде растет у нас на Кавказе и в Крыму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

айва — айва, айвы, айвы, айв, айве, айвам, айву, айвы, айвой, айвою, айвами, айве, айвах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

АЙВА — плод одноимённого дерева; в СССР выращивается гл. обр. в южных районах, где широко распространена и в диком виде. Ранние сорта айвы собирают обычно в сентябре, а позднезимние в октябре и позже до заморозков. Неповреждённые, непобитые плоды хорошо … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

АЙВА — (Cydonia), род растений сем. розовых. Единственный вид А. обыкновенная,или продолговатая (С. oblonga), дерево или кустарник вые. 1,5 7 м с густой кроной. Цветки крупные, одиночные. Растёт на востоке М. Азии, в Иране, в СССР на Кавказе и в Ср.… … Биологический энциклопедический словарь

айва — квитовое яблоко, хеномелес Словарь русских синонимов. айва квитовое яблоко (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

айва — обыкновенная: 1 — ветвь с цветками; 2—3 — плод и его разрез. айва (Cydonia), род растений семейства розовых, плодовая культура. 1 вид — А. обыкновенная, или продолговатая (C. oblonga). В диком виде распространена в Закавказье… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

АЙВА — АЙВА, род древесных растений (семейство розоцветные). Один вид айва обыкновенная. Растет на Кавказе, в Средней Азии, Иране, где в культуре не менее 4 тыс. лет. Выращивают также в Западной Европе; в России на юге Европейской части. Дерево высотой… … Современная энциклопедия

АЙВА — род деревьев и кустарников семейства розовых, плодовая культура. 1 вид айва обыкновенная. Выращивают в Европе, Сев. Америке, Сев. Африке, Вост. и Ср. Азии. Из плодов (40 100 кг с дерева) варенье и др … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Ташкентские дворы — колыбель мира и добра

что такое узбекский айван. Смотреть фото что такое узбекский айван. Смотреть картинку что такое узбекский айван. Картинка про что такое узбекский айван. Фото что такое узбекский айван

ТАШКЕНТ, 26 окт — Sputnik. Одна из достопримечательностей сегодняшнего Ташкента — это, бесспорно, общие дворы, где проживают сразу по нескольку семей как бы маленькими общинами. В этих дворах всегда царит своя особая аура, и всех встречают по-восточному — с радушием, гостеприимством. Корреспондент Sputnik, которому очень полюбились эти места, решил рассказать о них читателям.

Именно этот художественный образ старого одноэтажного Ташкента ярко обрисован в романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Кажется, что писательница, которая сама воспитывалась в атмосфере послевоенного Ташкента, главным героем своего нашумевшего произведения сделала сам город. А ташкентским дворам в своем романе Рубина буквально поет гимн. С тех пор в них так ничего и не изменилось, и та самая жизнь и уклад сохраняются здесь по сей день.

«Что такое узбекский двор?— задается вопросом автор. Это комплекс полного жизнеобеспечения. Сам дом, наверху — балхана… Это… нечто вроде пристройки наверху… так что дом тогда казался двухэтажным… А крыши… они земляными были, поэтому весной на них прорастала трава, трепетали нежным пламенем первые маки под еще свежим ветерком…», — пишет Рубина.

что такое узбекский айван. Смотреть фото что такое узбекский айван. Смотреть картинку что такое узбекский айван. Картинка про что такое узбекский айван. Фото что такое узбекский айван

Коммунальные дворы узбекской столицы — это колыбель мира, добра и дружелюбия. Испокон веков люди здесь жили одной большой и дружной семьей: вместе варили обед, вместе собирались за одним столом, вместе воспитывали детей, вместе радовались и вместе горевали. Такое впечатление, что здесь люди учились жить вместе всегда.

что такое узбекский айван. Смотреть фото что такое узбекский айван. Смотреть картинку что такое узбекский айван. Картинка про что такое узбекский айван. Фото что такое узбекский айван

По мнению одного из видных столичных краеведов, эксперта-историка Бориса Голендера, Узбекистан уникален в этом смысле, он как государство, стоящее на Великом шелковом пути, научил за тысячелетия своего существования разных людей понимать друг друга, независимо от их религии, характера, уклада жизни, национальности, возраста и так далее.

«Люди умели находить что-то общее в своей жизни, общий язык всегда: и в доисламское время, и в исламский период. Здесь жили и христиане, и мусульмане, и буддисты, и язычники, и все они могли совместно сосуществовать, работать, потому что иначе не было бы никакого Шелкового пути. Вот это самое главное!» — пояснил специалист.

И этот ташкентский характер, да и вообще характер людей, живших на территории Великого шелкового пути, сохранился до наших дней. Может быть, причина того, что в Ташкенте люди чрезвычайно дружно жили и живут в коммунальных дворах, и в этом.

что такое узбекский айван. Смотреть фото что такое узбекский айван. Смотреть картинку что такое узбекский айван. Картинка про что такое узбекский айван. Фото что такое узбекский айван

В таком дворе жила и Анна Ахматова, где по соседству с ней квартировался Абдулла Каххар. Перед войной он получил дом, потом уплотнился, и там стали жить другие писатели. Все они жили в одном дворе по улице Жуковского.

«Это был одноэтажный дом с балханой, и там комнатки выходили во двор, двор был весь такой с пристройками — айваном, кухней», — вспоминает один из старожилов столицы.

Сейчас в Ташкенте общих или коммунальных дворов осталось не так уж много, в основном в районе Алайского базара, вокруг парка Тельмана, на Госпитальном, по улице Шота Руставели, около Ирригационного.

что такое узбекский айван. Смотреть фото что такое узбекский айван. Смотреть картинку что такое узбекский айван. Картинка про что такое узбекский айван. Фото что такое узбекский айван

Виной тому и ташкентское землетрясение 1966 года, когда полгорода было практически разрушено. По словам старожилов, тогда большая часть исторического Ташкента почти была потеряна. Однако, несмотря на это, дореволюционные дворы сохранились еще и в старой части столицы, например, в Шайхантохурском районе. Там и сегодня все так, как описано у Рубиной:

«По двору протекал арык, над ним строили такой квадратный деревянный помост — айван, или супу… бросали на него множество курпачей — небольших, простеганных вручную, ватных одеял. От них всегда попахивало прелым человеческим душком, стирать их не стирали, а вывешивали на солнце — сушили, проветривали… От арыка шла прохлада в жаркий день, и звук бегущей воды успокаивал, расслаблял…», — повествует автор романа.

что такое узбекский айван. Смотреть фото что такое узбекский айван. Смотреть картинку что такое узбекский айван. Картинка про что такое узбекский айван. Фото что такое узбекский айван

Одна из жительниц такого двора в Шайхантохуре поделилась, что уже много поколений ее род живет в этом доме. Все живут мирно, дружно с соседями, которые их окружают, одной большой семьей, рассказывает Марьям-апа.

«Я сегодня не представляю своей жизни без этого своего дома. Здесь умер мой прадед, дед и отец. Для нас узбеков очень дороги родные стены, и мы редко покидаем их, только в случае крайней необходимости. Но и легко приютим того, кто нуждается в этом», — добавила старушка.

Кстати, в каждой такой махалле обязательно есть своя чайхана, потому что узбекский мужчина без чайханы все равно что англичанин без его клуба. Или как это поется в знаменитой песне легендарной «Яллы» — «На Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы». В выходные многие узбеки сидят в чайхане в чапанах, тюбетейках, и весь день гоняют чаи. Вековые народные традиции.

Сегодня по общим коммунальным дворам Ташкента организовывают экскурсии для туристов, показывают быт и уклад узбекских семей. Подобные туры набирают все большую популярность не только у иностранцев, но и наших граждан. Ведь всем интересно посмотреть, как там, на этой солнечной стороне улицы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *