что такое узбекский айван
айван
айван, эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната.
Смотреть что такое «айван» в других словарях:
Айван — эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания… … Художественная энциклопедия
айван — ливан, терраса, эйван, навес, храм, галерея Словарь русских синонимов. айван сущ., кол во синонимов: 6 • галерея (40) • ливан … Словарь синонимов
АЙВАН — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Современная энциклопедия
АЙВАН — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь
Айван — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Айван — Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия
айван — эйван (перс.), иван, ливан, 1) в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях … Энциклопедический словарь
Айван — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь
Айван — эйван, иван, ливан, 1) терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Обширное сводчатое помещение, открытое с одной стороны во внутренний двор. В… … Большая советская энциклопедия
Айван — м. 1. Терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах (в среднеазиатских жилищах, мечетях и т.п.). 2. Просторный сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (в мечетях и дворцах Средней Азии в эпоху Средневековья, а также Ирана,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Айван
Смотреть что такое «Айван» в других словарях:
Айван — эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания… … Художественная энциклопедия
айван — ливан, терраса, эйван, навес, храм, галерея Словарь русских синонимов. айван сущ., кол во синонимов: 6 • галерея (40) • ливан … Словарь синонимов
АЙВАН — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Современная энциклопедия
АЙВАН — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь
Айван — [эйван (персидское), иван, ливан], 1) в средне азиатских жилищах, мечетях и др. терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый на фасад или во двор здания (во дворцах, мечетях средневекового… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
айван — айван, эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Айван — Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия
айван — эйван (перс.), иван, ливан, 1) в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах. 2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях … Энциклопедический словарь
Айван — эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар девичья комната … Этнографический словарь
Айван — м. 1. Терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах (в среднеазиатских жилищах, мечетях и т.п.). 2. Просторный сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (в мечетях и дворцах Средней Азии в эпоху Средневековья, а также Ирана,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Традиции строительства айванов
В зодчестве Центральной Азии большое внимание уделялось тому, чтобы максимально приблизить помещение к природе двора, композиционно связать его с ландшафтной средой. В решении этой задачи айван стал самым оптимальным выходом. Он выполнял роль связующего звена между помещением и внешней средой. Айван, открытый во двор, будто вносил живую природу в помещение или, наоборот, будто выносил пространство помещения на природу. Так, основным элементом резного орнамента декоративного панно на одной из стен Варахшского дворца V-VII вв. является веточка, верхний конец которой раздвоен и устремлен в разные стороны. В результате наложения таких веток одна на другую по вертикальным линиям возник причудливый сетчатый узор, напоминающий густую рощицу.
В зодчестве Центральной Азии айваны сооружались еще в эпоху бронзового века. К примеру, дом в Алтынтепа в Бактрии, известный в науке под № 10, имел два двора, которые с трех сторон были застроены айванами. В доме Кызылча под № 6, относящемуся к четвертому строительному периоду, двор со всех сторон застроен помещениями, а с одной стороны построен айван. План застройки двора с четырех сторон одним рядом помещений, а затем айванами, характерен также для жилого здания названного “Квадратный дом” в Нисе ( II в. до н.э.) (3, с. 356). План, в котором в композицию жилого дома прямой прямоугольной формы включен айван, мы видим также во дворце Халчаян I в. до н.э.. Айван этого дворца окружает в плане зал и другие помещения, выстроенные с трех сторон двора, так что этот важнейший элемент жилищной архитектуры в плане данного памятника зодчества одинаково служит всем помещениям, являясь их связующим звеном. Во дворце Афрасиаб в Самарканде поддерживаемый колоннами айван присоединен к середине здания в виде портала. В обоих указанных зданиях айван усиливал величие сооружений, а также обеспечивал композиционную взаимосвязь их с жилым ансамблем древнего города.
В настенных монументальных росписях раннего средневековья можно встретить изображения зданий, на втором этаже которых имеются маленькие айванчики, похожие на балконы. Фасад замка, свойственный зодчеству Центральной Азии, изображен на медном блюде VI – VII вв., обнаруженном в деревне Анниково Пермской губернии, где на уровне двух верхних этажей видны по два айвана-балкона, немного выступающие из стены. В настенных росписях Пянджикента также встречаются балкончики, которые можно видеть и на миниатюрах XV – XVI вв.
Айван издавна применялся также в культовых и общественных зданиях. Известны памятники, которые целиком построены в виде глубоких айванов. Примером таких застроек могут служить мечеть Чорустун в Термезе (IX – XI вв.) и мечеть Мох в Бухаре. Чорустун оставлен открытым с двух сторон. Такую же композицию мы встречаем и в загородном дворце Термезских шахов XI – XII вв. Более узкий айван-проход галерейного типа применен в караван-сарае Дая-хатун, построенном в XI в. В монументальных соборных мечетях XIV – XV вв. двор со всех сторон обнесен глубоким айваном в виде галереи поддерживаемой рядом колонн. Такую же планировочную структуру имеют Соборная мечеть Биби-ханым в Самарканде и мечеть Калян в Бухаре. В махаллинских мечетях и соборных мечетях меньших размеров, построенных в XVIII-XIX вв., широко применен план, в котором ханаки с одной, двух, трех сторон ограничены айванами. С четырех сторон дворов медресе были предусмотрены айваны, расположенные по центральной оси напротив друг друга. В медресе Улугбека в Самарканде, а также во многих медресе XVI-XVII вв. айваны имеют именно такое расположение. Во дворце Таш-Хаули, построенном в Хиве в первой половине XIX в., каждый отсек имеет глубокий и высокий айван.
Айваны широко применялись также в жилищном строительстве средних веков и позже. Здесь встречаются планы, где айваны могут быть расположены между двумя, тремя, четырьмя помещениями, занимая всю переднюю часть застройки (пешайваны), могут располагаться также перед или по бокам жилой застройки в виде галереи (далон), иметь вид балкончиков, консольно выступающих из поверхности стены, или же занимать открытую часть второго этажа (шийпан), а также иметь вид отдельно стоящей застройки, открытой с четырех или трех сторон.
Структура айванов в жилищном строительстве и их место в плане здания зависели от климатических условий конкретной местности и порядка расположения жилых помещений. К примеру, в Хиве летом жарко, поэтому айваны здесь должны были служить также для вентиляции воздуха в помещениях и во дворе. Здесь применялись айваны двух типов. Первый тип айвана (улу айван) занимал переднюю часть жилого помещения и был значительно приподнят над домом. Напротив него располагался айван поменьше. Улу айван имел одну центральную колонну и внешне напоминал минарет. Он был построен по направлению движения ветра и направлял его во двор. Здесь оба айвана как бы выполняли роль кровли для маленького дворика.
В Бухаре айван с множеством колонн в большинстве случаев был соединен с летними помещениями продольно. В жилом строительстве Бухары широко применяются полуайваны – ним айван, которые располагались на втором этаже и были уже обычного айвана, занимая одну сторону дома целиком. Ним айван служил местом отдыха семьи в летнее время.
В жилой архитектуре Самарканда айваны располагались поперек углов жилых помещений, а в Фергане айван обычно занимал дворовую сторону дома. Поэтому такой айван назывался пешайваном.
Еще один вид айванов составляют шийпаны, располагавшиеся в основном на втором этаже. Наиболее часто шийпаны встречаются в народном жилище Ташкента, Карши, Шахрисабза. В домах шийпанам отводилось важное место, как связующему звену между помещениями второго этажа и двором. Они позволяли максимально приблизить помещения второго этажа к природе и ландшафту местности, создать между ними нечто вроде крытого дворика.
В народном зодчестве иногда небольшие дворы перекрывались наподобие айванов. Примером этому может служить двор дома, построенного в Маргилане в середине XIX в. (4, с. 43). Двор-айван освещался из отверстия в центре потолка и с помощью передвижной решетчатой ставни – кашкарча.
Рассматривая материалы, относящиеся к жилой и монументальной архитектуре на территории Узбекистана, в том числе к жилищному строительству, мы становимся свидетелями того, что здесь издавна по композиционной структуре применялись несколько видов айванов. В частности, наиболее широкое применение в жилище и монументальных сооружениях получили обычные глубокие айваны (Рис. “Нурата. Жилой дом с глубоким айваном в горном селе Синтаб”). Айваны галерейного типа чаще применялись в зданиях мечетей, караван-сараев и др. Еще один вид айванов – шийпан наиболее широко применялся в жилищном строительстве. Широкое применение как в жилище, так и кешках раннего средневековья, получили небольшие айваны-балкончики. Кроме того, в композиционной структуре средневековых культовых зданий можно встретить отдельно стоящие айваны. Открытые с трех или четырех сторон отдельно стоящие шийпаны широко применялись в загородных садовых участках и во дворах.
Кроме выполнения своей основной утилитарной функции айваны обогащали художественную композицию, планировочную структуру здания. Например, улу айван в композиции дворца Таш-хаули и жилых домов Хивы обладает вертикальной компактной композицией и походит на минарет. А его единственная колонна, расположенная в центре, своим богатым резным орнаментом украшает не только айван, но и всю композицию двора. Почти во всех регионах Узбекистана в большинстве случаев в мечетях, а в Ферганской долине и в жилых постройках центральная часть айвана – кайван – несколько приподнята, что также сообщает своеобразный колорит декору здания.
Айван весьма подходил и для композиционной связи здания с городской средой. В частности, в кишлаках, особенно в горных, мечеть возводилась на естественном возвышении и с двух или трех сторон застраивались айванами, которые выходили на улицы. В таких случаях айван, кроме своей основной функции, подчеркивал истинную сущность здания и обеспечивал еще связь здания мечети с жилой панорамой всего кишлака. В городах айван также подчеркивал доминирующее положение здания мечети в ансамбле жилой застройки. В городах при строительстве мечетей платформы или возвышенности не применялись. Путник, идущий по пересекающей махаллю узкой улице, внезапно оказывался перед высоким айваном мечети. В таких случаях айван, во-первых, демонстрировал открытость мечети для всех, во-вторых, обеспечивал доминирующее положение здания мечети, в-третьих, композиционно связывал комплекс мечети с жилым ансамблем махалли. Здесь уместно вспомнить высказывание И. И. Ноткина о том, что в основе обеспечения всех закрытых помещений открытыми и полуоткрытыми рекреациями лежит идея интерьеризации открытой среды. И вообще это предусматривает обеспечение возможности свободного движения во всех частях многофункциональной среды, установление в каждой отдельной короткой части строительного комплекса необходимого взаимоотношения между обитателями этой замкнутого пространства и внешней средой, получать эстетическое удовольствие от всяческих действий в этой микросреде и видеть психологическое содержание этих действий.
Таким образом, айваны и другие их разновидности способствовали взаимодействию замкнутого пространства помещений с природой, лучшему проветриванию помещений, предохранению их от влаги, созданию между помещениями крытого дворика. Они также усиливали торжественность и художественную композицию здания, а кроме того, служили важным элементом декора и, наконец, связывали сооружение с двором, улицей, площадью махалли и внешним миром.
Литература
1. Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М., 1977.
2. Сагдуллаев В.С. Архитектура древнебактрийских усадеб // САУ, 1981, №6.
3. Всеобщая история архитектуры. (ВИА). Т.1. М., 1970.
4. Воронина В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., 1951.
5. Ноткин И.И. Структурно-генетическая концепция архитектурного пространства //САУ,1981, №10.
Что такое узбекский айван
1 behi
См. также в других словарях:
айва́н — айван … Русское словесное ударение
Айва — ароматный фрукт с желтой кожурой, круглой или грушевидной формы, в свежем виде обычно твердый и кислый, но вареный имеет мягкую розовую сладковатую мякоть с гранулированной текстурой, напоминающей вареную грушу. Принадлежит к тому же семейству,… … Кулинарный словарь
айва — ы; мн. нет; ж. [тюрк. ajva]. Южное плодовое дерево сем. розоцветных с ароматными жёлтыми, кисловато терпкими плодами, похожими по форме на яблоко или грушу; плод такого дерева. □ собир. Плоды этого дерева. Варенье из айвы. ◁ Айвовый, ая, ое. А ое … Энциклопедический словарь
АЙВА — (от тур. aiva). Дерево и плоды, известные еще под названием квитов; из твердых и вкусных плодов айвы приготовляют желе. В диком виде растет у нас на Кавказе и в Крыму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
айва — айва, айвы, айвы, айв, айве, айвам, айву, айвы, айвой, айвою, айвами, айве, айвах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
АЙВА — плод одноимённого дерева; в СССР выращивается гл. обр. в южных районах, где широко распространена и в диком виде. Ранние сорта айвы собирают обычно в сентябре, а позднезимние в октябре и позже до заморозков. Неповреждённые, непобитые плоды хорошо … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
АЙВА — (Cydonia), род растений сем. розовых. Единственный вид А. обыкновенная,или продолговатая (С. oblonga), дерево или кустарник вые. 1,5 7 м с густой кроной. Цветки крупные, одиночные. Растёт на востоке М. Азии, в Иране, в СССР на Кавказе и в Ср.… … Биологический энциклопедический словарь
айва — квитовое яблоко, хеномелес Словарь русских синонимов. айва квитовое яблоко (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
айва — обыкновенная: 1 ветвь с цветками; 23 плод и его разрез. айва (Cydonia), род растений семейства розовых, плодовая культура. 1 вид А. обыкновенная, или продолговатая (C. oblonga). В диком виде распространена в Закавказье… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
АЙВА — АЙВА, род древесных растений (семейство розоцветные). Один вид айва обыкновенная. Растет на Кавказе, в Средней Азии, Иране, где в культуре не менее 4 тыс. лет. Выращивают также в Западной Европе; в России на юге Европейской части. Дерево высотой… … Современная энциклопедия
АЙВА — род деревьев и кустарников семейства розовых, плодовая культура. 1 вид айва обыкновенная. Выращивают в Европе, Сев. Америке, Сев. Африке, Вост. и Ср. Азии. Из плодов (40 100 кг с дерева) варенье и др … Большой Энциклопедический словарь
Ташкентские дворы — колыбель мира и добра
ТАШКЕНТ, 26 окт — Sputnik. Одна из достопримечательностей сегодняшнего Ташкента — это, бесспорно, общие дворы, где проживают сразу по нескольку семей как бы маленькими общинами. В этих дворах всегда царит своя особая аура, и всех встречают по-восточному — с радушием, гостеприимством. Корреспондент Sputnik, которому очень полюбились эти места, решил рассказать о них читателям.
Именно этот художественный образ старого одноэтажного Ташкента ярко обрисован в романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Кажется, что писательница, которая сама воспитывалась в атмосфере послевоенного Ташкента, главным героем своего нашумевшего произведения сделала сам город. А ташкентским дворам в своем романе Рубина буквально поет гимн. С тех пор в них так ничего и не изменилось, и та самая жизнь и уклад сохраняются здесь по сей день.
«Что такое узбекский двор?— задается вопросом автор. Это комплекс полного жизнеобеспечения. Сам дом, наверху — балхана… Это… нечто вроде пристройки наверху… так что дом тогда казался двухэтажным… А крыши… они земляными были, поэтому весной на них прорастала трава, трепетали нежным пламенем первые маки под еще свежим ветерком…», — пишет Рубина.
Коммунальные дворы узбекской столицы — это колыбель мира, добра и дружелюбия. Испокон веков люди здесь жили одной большой и дружной семьей: вместе варили обед, вместе собирались за одним столом, вместе воспитывали детей, вместе радовались и вместе горевали. Такое впечатление, что здесь люди учились жить вместе всегда.
По мнению одного из видных столичных краеведов, эксперта-историка Бориса Голендера, Узбекистан уникален в этом смысле, он как государство, стоящее на Великом шелковом пути, научил за тысячелетия своего существования разных людей понимать друг друга, независимо от их религии, характера, уклада жизни, национальности, возраста и так далее.
«Люди умели находить что-то общее в своей жизни, общий язык всегда: и в доисламское время, и в исламский период. Здесь жили и христиане, и мусульмане, и буддисты, и язычники, и все они могли совместно сосуществовать, работать, потому что иначе не было бы никакого Шелкового пути. Вот это самое главное!» — пояснил специалист.
И этот ташкентский характер, да и вообще характер людей, живших на территории Великого шелкового пути, сохранился до наших дней. Может быть, причина того, что в Ташкенте люди чрезвычайно дружно жили и живут в коммунальных дворах, и в этом.
В таком дворе жила и Анна Ахматова, где по соседству с ней квартировался Абдулла Каххар. Перед войной он получил дом, потом уплотнился, и там стали жить другие писатели. Все они жили в одном дворе по улице Жуковского.
«Это был одноэтажный дом с балханой, и там комнатки выходили во двор, двор был весь такой с пристройками — айваном, кухней», — вспоминает один из старожилов столицы.
Сейчас в Ташкенте общих или коммунальных дворов осталось не так уж много, в основном в районе Алайского базара, вокруг парка Тельмана, на Госпитальном, по улице Шота Руставели, около Ирригационного.
Виной тому и ташкентское землетрясение 1966 года, когда полгорода было практически разрушено. По словам старожилов, тогда большая часть исторического Ташкента почти была потеряна. Однако, несмотря на это, дореволюционные дворы сохранились еще и в старой части столицы, например, в Шайхантохурском районе. Там и сегодня все так, как описано у Рубиной:
«По двору протекал арык, над ним строили такой квадратный деревянный помост — айван, или супу… бросали на него множество курпачей — небольших, простеганных вручную, ватных одеял. От них всегда попахивало прелым человеческим душком, стирать их не стирали, а вывешивали на солнце — сушили, проветривали… От арыка шла прохлада в жаркий день, и звук бегущей воды успокаивал, расслаблял…», — повествует автор романа.
Одна из жительниц такого двора в Шайхантохуре поделилась, что уже много поколений ее род живет в этом доме. Все живут мирно, дружно с соседями, которые их окружают, одной большой семьей, рассказывает Марьям-апа.
«Я сегодня не представляю своей жизни без этого своего дома. Здесь умер мой прадед, дед и отец. Для нас узбеков очень дороги родные стены, и мы редко покидаем их, только в случае крайней необходимости. Но и легко приютим того, кто нуждается в этом», — добавила старушка.
Кстати, в каждой такой махалле обязательно есть своя чайхана, потому что узбекский мужчина без чайханы все равно что англичанин без его клуба. Или как это поется в знаменитой песне легендарной «Яллы» — «На Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы». В выходные многие узбеки сидят в чайхане в чапанах, тюбетейках, и весь день гоняют чаи. Вековые народные традиции.
Сегодня по общим коммунальным дворам Ташкента организовывают экскурсии для туристов, показывают быт и уклад узбекских семей. Подобные туры набирают все большую популярность не только у иностранцев, но и наших граждан. Ведь всем интересно посмотреть, как там, на этой солнечной стороне улицы!