что такое утреня славословие

Славословие

Славосло́вие (греч. Доксоло́гия; от δόξα — «слава» и λόγος — «слово»)– высшая форма молитвы и соот­вет­ству­ю­щие ей молит­во­сло­вия.

Входит в состав бого­слу­же­ния утрени и пове­че­рия. В празд­нич­ные и вос­крес­ные дни вели­кое сла­во­сло­вие на утрене поется, в будние – чита­ется.

В бого­слу­жеб­ной прак­тике уко­ре­нился обычай на Вели­ком сла­во­сло­вии откры­вать Цар­ские врата, а свя­щен­нику обла­чаться в фелонь.

2. Высшая форма молитвы, когда чело­век всем серд­цем и умом погру­жен в любовь к Богу.

пре­по­доб­ный Паисий Свя­то­го­рец:
Пусть «слава Тебе, Боже» нико­гда не сходит у вас с уст. Для меня, когда что-то болит, лекар­ством служит «слава Тебе, Боже»; ничто другое не помо­гает. «Слава Тебе, Боже» даже выше, чем «Гос­поди Иисусе Христе, поми­луй мя». Старец Тихон гово­рил: «“Гос­поди Иисусе Христе” стоит сто драхм, а “слава Тебе, Боже” стоит тысячу драхм, то есть гораздо больше». Этим он хотел ска­зать, что чело­век испра­ши­вает милость Божию по необ­хо­ди­мо­сти, а сла­во­сло­вит Бога по любо­че­стию, и это имеет боль­шую цен­ность. Он сове­то­вал гово­рить «слава Тебе, Боже» не только, когда у нас всё хорошо, но и когда терпим невзгоды, потому что и испы­та­ния попус­кает Бог для пользы души.

Текст вели­кого сла­во­сло­вия

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя вели­кия ради славы Твоея.
Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй* грех мира, поми­луй нас.
Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века. Спо­доби, Гос­поди, в день сей без греха сохра­ни­тися нам!
Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди Боже отец наших, и хвально и про­слав­лено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя.
Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим (трижды).
Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе.
Гос­поди, к Тебе при­бе­гох: научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави* милость Твою веду­щим Тя!
Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас. Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас!

Взем­ляй — подъ­ем­лю­щий.
Про­бави — про­стри.

Вели­кое сла­во­сло­вие

про­то­и­е­рей Димит­рий Кувыр­та­лов

«Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» – этим воз­гла­сом в конце все­нощ­ного бдения древ­няя Цер­ковь при­вет­ство­вала начало нового дня. Вели­кое сла­во­сло­вие – одно из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви – про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца. В этом воз­вы­шен­ном и тор­же­ствен­ном пес­но­пе­нии мы хвалим, бла­го­сло­вим, покла­ня­емся, сла­во­сло­вим и бла­го­да­рим Бога. Здесь мы испо­ве­дуем Боже­ствен­ные Имена, через кото­рые, как через сол­неч­ные лучи, нас каса­ется Боже­ствен­ная теп­лота, радость и сила.

Цен­траль­ная часть Сла­во­сло­вия – это исто­рия нашего спа­се­ния, совер­шен­ного Иису­сом Хри­стом не за наши заслуги, а по неиз­ре­чен­ной и непо­сти­жи­мой мило­сти Божией к нам.

«Во свете Твоем узрим свет». Закан­чи­ва­ется Сла­во­сло­вие вели­ким лико­ва­нием. Чело­век, испол­нен­ный гре­хов­ного мрака, про­све­ща­ется чув­ством Боже­ствен­ного при­сут­ствия. Ста­но­вясь светом, он видит себя рядом с Богом непро­све­щен­ным мраком; оси­ян­ный бла­го­да­тью Божией, ста­но­вится спо­соб­ным лице­зреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Гос­поди, милость Твою зна­ю­щим Тебя».

Цер­ковь знает три вида моле­ния – про­ше­ние, бла­го­да­ре­ние и сла­во­сло­вие. Когда душа испол­нена мило­стей Божиих, когда она бла­го­да­рит Бога за все, нис­по­сы­ла­е­мое ей, тогда она в бла­го­го­вей­ном вос­торге сла­во­сло­вит, поет и пре­воз­но­сит Живо­на­чаль­ную Троицу. Поэтому Вели­кое Сла­во­сло­вие закан­чи­ва­ется пением Три­свя­того.

Чело­век не может жить без Бога, чело­век сроден Богу. Бог соде­лал нас Собой… Чело­век сла­во­сло­вит Бога, навы­кая рай­скому состо­я­нию души.

Содер­жа­ние вели­кого сла­во­сло­вия

Самое сла­во­сло­вие начи­на­ется ангель­скою песнью при рож­де­нии Спа­си­теля, – чем утреня, уже бли­зя­ща­яся к концу, воз­вра­ща­ется к своему началу (люби­мый прием в цер­ков­ных песнях). Такая высо­кая, небес­ная песнь освя­щает наши уста (как и пред утре­ней) для нашей соб­ствен­ной песни, кото­рая и начи­на­ется со слов: «хвалим (соб­ственно: «поем») Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся» (ср. с заклю­че­нием к недав­ней 8‑й песни канона), напо­ми­на­ю­щих своею крат­ко­стью и общ­но­стью вели­чай­шую песнь литур­гии («Тебе поем»): как там не ука­зы­ва­ется, за что поем, бла­го­сло­вим и бла­го­да­рим Гос­пода и о чем молимся Ему, потому что бла­го­да­рим тогда за все и молимся о всем и пере­чень вышел бы бес­ко­неч­ным, так не ука­зы­ва­ется это и здесь, а ука­зы­ва­ется вер­хов­ная при­чина нашей хвалы, покло­не­ния и бла­го­да­ре­ния – вели­кая слава Божия.

За этим про­слав­ле­нием Бога в песни сле­дует молитва к Нему, пере­хо­дом к кото­рой служит молит­вен­ное обра­ще­ние ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св. Троицы молитва направ­ля­ется глав­ным обра­зом к Хода­таю нашему на небе, Агнцу Божию (люби­мое назва­ние Спа­си­теля у древ­них хри­стиан), у Кото­рого мы просим поми­ло­ва­ния (основ­ное про­ше­ние всех молитв бдения – екте­ний), обу­слов­ли­ва­е­мого между прочим при­ня­тием насто­я­щих наших (долгих и уже бли­зя­щихся к концу) молитв.

Для уве­рен­но­сти в успехе этого про­ше­ния оно заклю­ча­ется тем тор­же­ствен­ным испо­ве­да­нием Христа, какое воз­гла­ша­ется на литур­гии пред самым при­об­ще­нием Св. Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца» (неиз­ме­ри­мую славу Божию налич­ность такого Сына еще уве­ли­чи­вает, хотя уве­ли­чить ее как бы некуда). Этим закан­чи­ва­ется первая часть вели­кого сла­во­сло­вия, заклю­ча­ю­ща­яся первым «аминь» в нем.

Третья часть уже исклю­чи­тельно молит­вен­ная. Пока­ян­ная скорбь здесь уже настолько уси­ли­ва­ется, что радост­ное про­слав­ле­ние Бога, кото­рым нача­лось вели­кое сла­во­сло­вие и кото­рое должно быть глав­ным пред­ме­том его, едва про­ры­ва­ется кое-где в отдель­ных выра­же­ниях («Бла­го­сло­вен еси Гос­поди» – Пс.118:12 ). Эта часть и начи­на­ется молит­вою, а не хвалою, в про­ти­во­по­лож­ность первым двум, молит­вою общего харак­тера о мило­сти Божией, однако рас­тво­ря­е­мою надеж­дою на Бога («Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя» – Пс.32:22 ).

Эта общая молитва при­ни­мает затем более опре­де­лен­ный харак­тер и сво­дится к просьбе у Бога – научить нас Его оправ­да­ниям, просьбе, выра­жен­ной сло­вами 118 пс: «Бла­гословен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим» и повто­ря­е­мой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повто­ре­ние это дела­ется не с изме­не­нием в тексте, как на вечерне в «Спо­доби Гос­поди», а с бук­валь­ною точ­но­стью, чем эффект уси­ли­ва­ется).

Далее эта еще довольно общая просьба раз­ви­ва­ется и разъ­яс­ня­ется: для осу­ществ­ле­ния в жизни оправ­да­ний Божиих нужно очи­ще­ние от грехов и умение тво­рить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Кото­рому и нужно при­бег­нуть за помо­щью, как при­бе­гали к Нему всегда и все («Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род» – Пс.89:1 ); у Него и испра­ши­ва­ется сна­чала очи­ще­ние от грехов (сло­вами Пс.40:5: «Аз рех» – уси­лен­ная просьба: «Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе»); а затем еще уси­лен­нее («Гос­поди, к Тебе при­бе­гох…») – науче­ние воле Его ( Пс.142:9 ).

Молитва заклю­ча­ется твер­дою уве­рен­но­стью в испол­не­нии ее, обос­но­вы­ва­е­мой (как в воз­гла­сах после екте­нии: «Яко Ты еси») на осо­бен­ной бли­зо­сти к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10 ), источ­ника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утрен­ний – воз­вра­ще­ние к начально­му воз­гласу вели­кого сла­во­сло­вия при конце его). Послед­ними сло­вами своими: «про­бави (продли) милость Твою веду­щим Тя», вместе с преды­ду­щими: «яко у Тебе…» ( Пс.35:10,11 ) третья часть вели­кого сла­во­сло­вия воз­вра­ща­ется к своему началу, причем началь­ное ее про­ше­ние о мило­сти Божией к нам («буди») здесь уси­ли­ва­ется («про­бави»).

Нельзя не заме­тить, что ука­зан­ная связь между отдель­ными пред­ло­же­ни­ями насто­я­щей длин­ной песни не очень тесная; пере­ходы в ней от одной мысли к другой довольно неожи­данны. Песнь состоит, соб­ственно, из отры­воч­ных молит­вен­ных и хва­леб­ных вос­кли­ца­ний, из кото­рых каждое слиш­ком полно, закон­ченно само в себе, чтобы еще нужно было про­дол­же­ние или вос­пол­не­ние его. Все выра­же­ния взяты из Св. Писа­ния, и оттуда выбраны самые силь­ные.

На буд­нич­ных (несла­во­слов­ных) и вели­ко­пост­ных празд­нич­ных утре­нях, а также на пове­че­риях Вели­кое сла­во­сло­вие заме­ня­ется чте­нием все­днев­ного сла­во­сло­вия.

Текст все­днев­ного сла­во­сло­вия:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя, вели­кия ради славы Твоея. Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй грех мира, поми­луй нас. Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяку нощь бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века.

Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе. Гос­поди, к Тебе при­бе­гох, научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави милость Твою веду­щим Тя.

Источник

Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху.

Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового.

Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная.

По окончании вечерни на бдении утреня начинается чтением шестопсалмия (шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102:142), иначе называемого в богослужебных книгах словом греческим: екзапсалмы. Шестопсалмие начинается словами: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Таким образом, утром, когда с явлением света обновляется и оживляется вся природа, святая Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который во тьме светится и Который тьмой не объят, Который обновил нашу жизнь. Церковь славит Господа тою хвалебною песнею, которая была воспета ангелами при рождении Сына Божия пред рассветом дня. Троекратно повторив эту песнь, Церковь затем молит Господа отверзть уста наши, чтобы они могли возвестить хвалу, по подобию ангелов. Шестопсалмие есть как бы размышление с самим собою человека, услышавшего о рождении Спасителя, в псалмах выражается сознание своего греховного состояния, изображается множество врагов, ищущих погубить душу и тело, и надежда на милосердие Господа Бога, на Его избавление. «Читается шестопсалмие тихим гласом и легким, косно и во услышание всех».

Во время чтения остальных 3-х псалмов священник пред царскими дверьми читает тайно и с откровенною главою «утренние молитвы». Как на вечерне, во время чтения светильничных молитв, так и теперь священник стоит с откровенною главою пред затворенными царскими вратами. Он изображает Христа Ходатая, обещанного Адаму и всему человеческому роду.

После того как присутствующие при утрени услышали песнь ангельскую о рождении Спасителя и осознали в глубине души греховное свое состояние, и при этом мысль их осветилась надеждою на милосердного Спасителя, – на утрени произносится то же моление, какое и в начале вечерни, именно – великая ектения: «Миром Господу помолимся». В ней выражаются прошения о благах телесных и духовных и главным образом о тех, которых лишились люди с изгнанием Адама из рая.

После ектении следует славословие Господу, пришедшему на землю для спасения мира: «Бог Господь и явися нам ( Пс. 117:27 ), благословен грядый во имя Господне» ( Пс. 117:26 ), т.е. Господь есть Бог, и Он явился нам, и благословен тот, кто идет во имя Господне. Это славословие составляет как бы продолжение ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу».

В дни сокрушения и печали – в дни поста, а также и в дни, назначенные Церковью для поминовения умерших, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», что означает «Хвалите Господа», «Господь грядет» и напоминает о будущем пришествии Господа.

За пением «Бог Господь» и «Аллилуиа» следует пение тропарей.

Пение тропарей находится в связи, по своему содержанию, с пением «Бог Господь» и «Аллилуиа». Именно пример, доказательство, свидетельство того, как благословен грядущий во имя Господне, представляется в песнопениях, тропарях каждого дня, в коих прославляется или святой, воспоминаемый в тот день, или празднуемое событие в истории веры и Церкви.

На «Слава и ныне» поется Богородичен или тропарь предпразднства или попразднства, в дни предпразднства и попразднства, в седмичные дни, не исключая и субботы, Богородичны не поются.

За пением «Аллилуиа» в дни поста и сокрушения о грехах – в дни Великой Четыредесятницы – поются тропари не во славу святых угодников Божиих, а в прославление Св. Троицы – «троичны гласа», т.е. того гласа, из которого поются вообще песнопения Октоиха этого дня.

После пения «Бог Господь» и «Аллилуиа» и после тропарей стихословятся кафизмы Псалтири. Этим стихословием стоящие при богослужении понуждаются обратить внимание на всю свою жизнь, на свои поступки и осознать свои согрешения.

После кафизм бывают ектении и за ними седальны.

За кафизмами, после ектении и возгласа «Яко благ» и чтения седальна Минеи, певцы поют полиелей. Полиелей есть славословие в честь Бога, единого по существу и троичного в лицах. Полиелей состоит из пения стихов 134 и 135 псалмов, именно: «Хвалите имя Господне. Аллилуиа. Хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко век милость Его. Аллилуиа». Такое пение бывает перед чтением Евангелия для того, чтобы приготовить дух молящихся к слышанию евангельского благовестия о величайшей милости Божией к роду человеческому, о сошествии Сына Божия на землю. При пении полиелея, как при пении 17 кафизмы – «Непорочны», бывает каждение.

Во время полиелея бывает каждение всего храма.

Пение полиелея имеет тесную связь с чтением Евангелия на утрени, в дни, в которые не положено Евангелия на утрени, не бывает полиелея.

В дни воскресные (исключая те, в которые случится праздник Господень), после полиелея поются тропари: «Ангельский собор», прославляющие праздник воскресения и приготовляющие к слушанию воскресного Евангелия. Каждый из этих тропарей имеет перед собою умилительный припев, взятый из 117 псалма: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием (уставам) Твоим». Кроме воскресений, поется «Ангельский собор» в субботу Лазаря.

В приготовительные недели к посту: блудного сына, мясопустную, сырную – после полиелея поется 136 псалом «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною, т.е. с пением «Аллилуиа» на особый распев, с особенным умилением, сладкогласием. Затем поется «Ангельский собор» (Тип., гл. 17).

В дни великих праздников: Господних, Богородичных и святых и в дни храмовые – после пения полиелейных стихов, перед чтением Евангелия, поется величание виновнику праздника.

После пения всех тропарей предстоящие призываются поклониться Триипостасному Богу вместе с серафимами; поется: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» и затем троичен: «Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во единем существе, с серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи». Потом поется на «и ныне» песнь в честь Матери Божией: «Жизнодавца рождши, греха Дево Адама избавила еси, радость же Еве печали вместо подала еси, падшия же от жизни к сей направи, из тебе воплотивыйся Бог и человек. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже». Обыкновенно после сего поется однажды величание (священнослужителями на средине храма перед аналоем с иконою).

После полиелея или, если есть после полиелея величание, то после величания, а в воскресение после тропарей «Благословен еси Господи», бывает малая ектения и возглас, соответствующий пению полиелея: «Яко благословися имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа. ». А так как затем полагается Уставом так называемое «чтение», то перед чтением поется краткое песнопение – седален или ипакои.

За седальнами поются степенны антифоны, в степенных антифонах, как бы в ответ на призвание полиелейных стихов: «Хвалите имя Господне», «Исповедайтеся Господеви», – мы исповедуем Господу свои согрешения и славим Отца, и Сына, и Св. Духа. Чаще других антифонов поется 1 антифон 4 гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти». За антифоном следуют молитвы и воззвания, которые всегда бывают на службах перед чтением Евангелия и, собственно, приготовляют предстоящих к достойному слушанию Евангелия. Диакон говорит: «Вонмем, премудрость».

По совершении прокимна диакон говорит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей: «Яко свят еси Боже наш». И как бы заключением пения полиелея бывает песнопение: «Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Бога во святых Его, хвалите Бога во утверждении силы Его».

После сего диакон возбуждает молиться Господу о том, чтобы нам сподобиться слышать святое Евангелие, «И о сподобитеся нам слышанию святого Евангелия, Господа Бога молим», и лик поет трижды: «Господи, помилуй». Затем диакон возвещает, что мы услышим премудрость, ибо услышим слово Божие, и потому говорит: «Прости (стоя прямо), услышим святаго Евангелия». Священник возглашает: «Мир всем», ибо мир возвещается Евангелием. При пришествии Господа на землю ангелы возвещали «на земли мир, в человецех благоволение». Лик и народ отвечают иерею: «и духови твоему», и священник произносит, из какого евангелиста будет чтение. Лик перед самым чтением славит Господа: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон как бы водворяет тишину в храме словами: «Вонмем». И затем читается Евангелие – в дни воскресные в алтаре, из которого, как бы из гроба Господня, раздается весть о воскресении Христовом, а в другие праздники читается среди народа в храме, где выставляется икона праздника на аналогии, и Евангелие возвещает о событии праздника.

В воскресенья всегда читаются воскресные Евангелия, кроме дванадесятых Господских и Богородичных праздников. В этих случаях читается Евангелие праздничное.

Воскресных утренних Евангелий 11. Все они составляют столп Евангелий утренних. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех святых. По прочтении 11-го Евангелия, в следующую неделю снова начинается столп Евангелий утренних, опять читается 1-е Евангелие, и т.д. во весь год.

В дни воскресные за чтением Евангелия, которое сообщает весть о воскресении Господа, поется торжественное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, кресту Твоему поклоняемся, Христе». Эта песнь, кроме недель, поется и в некоторые праздники, именно: а) в Воздвижение Креста, так как тогда читается Евангелие о Кресте, поклоняться которому призывает эта песнь; б) в день Вознесения, когда читается следующее Евангелие: «Воскрес Иисус заутра в первую субботу. » (Мк., зачало 71); в) в субботу Лазаря, так как тогда воспоминается событие, уверяющее общее воскресение. В недели (воскресения) и в те праздники, когда бывает бдение, полиелей, за 50 псалмом поем «Слава» и просим: «Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множества согрешений наших»; затем, после «И ныне, и присно», поем: Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших». Затем снова поются, на 6 глас, слова псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», – и тем как бы заключается покаянное моление к Господу, в недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную и сыропустную и в недели Великого поста – до недели ваий, после 50 псалма поется на «Слава», вместо «Молитвами Апостолов» – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», на «И ныне» – «На спасения стези настави мя, Богородице»; затем: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный».

Если на утрени было читано Евангелие, то диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя», которую читал на литии. После пения «Господи, помилуй», 12 раз, священник произносит возглас: «Милостию и щедротами».

В те дни, в которые было на бдении освящение хлебов, вина и елея, подходящие к целованию Евангелия или иконы обыкновенно помазываются от иерея освященным елеем. Это совершается вместо того помазания, которое в Типиконе указано после утрени. Помазуются святым елеем во освящение души и тела, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

После молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя» Устав назначает петь песни Св. Писания и с ними песни канонов, и эта часть утрени есть собственно праздничная, торжественная.

Песни Священного Писания поются перед песнями канонов. Но так как каноны имеют только девять песней, а песней Священного Писания десять, то по девятой песни канона поются две песни Священного Писания, девятая и десятая. Песнь Богоматери поется сряду после 8-й песни канона; затем поется песнь пророка Захарии.

Песни Священного Писания в полном составе, т.е. так, как они изложены в Библии, Устав назначает петь или читать только в седмичные дни Великой Четыредесятницы, в прочие же седмичные дни, непраздничные, эти песни указано петь с опущением некоторых стихов. Большей частью стихи ветхозаветных песней (т.е. кроме 8 и 9 песни) заменяются перед тропарями канона припевами: «Слава, Господи, Святому воскресению Твоему; пресвятая Богородице, спаси нас; святителю отче, или преподобный отче (имя рек), моли Бога о нас», и т.п. Канон состоит из девяти песней, а каждая песнь – из ирмоса и тропарей, ирмос, по-русски – «связь», служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канонов на утрени. После песней Священного Писания почти всегда поется сперва ирмос, а потом за ним следуют тропари.

Ирмосы в одни дни поются по однажды, а в другие – по дважды.

На утрени ирмосы поются не только в начале песней канонов, но и в конце их. Когда ирмосы поются в конце песней канона, тогда они называются катавасиею («схождение»), потому что для пения их, большей частью, Уставом положено сходиться певцам обоих ликов (клиросов) на средину храма. Иногда и обозначается так: «На сходе поем».

Каждая часть канона, заключаемая ектениею, сопровождается еще одною небольшою или несколькими песнями. Эти краткие песнопения суть следующие: по 3-й песни канона поются ипакои и седальны, по 6-й песне – кондаки и икосы, по 9-й песни – светильны и ексапостиларии. Хотя кондаки и икосы печатаются в богослужебных книгах по 6-й песни канона, но иногда они поются по 3-й песни.

После восьмой песни канона поется 9-я песнь Свящ. Писания: «Величит душа моя Господа», с припевом: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» и т.д. При пенни этой песни бывает каждение.

Когда не поется «Честнейшая», тогда на ее месте в одни дни поются припевы и ирмос 9-й песни канона, в другие дни – один ирмос 9-й песни. Затем следует малая ектения.

В дни недельные (воскресные), если в них не случится праздника Господнего, например, Воздвижения Креста Господня, после малой ектений и возгласа иерея диакон возглашает в глас Октоиха: «Свят Господь Бог наш», и стих 1: «Яко свят Господь Бог наш», стих 2: «Над всеми людьми Бог наш». Возглашается «Свят Господь Бог наш» в дни, в которые затем поется светилен воскресен (а не праздника).

После «Свят Господь» в недели (воскресения) или после малой ектении поется светилен.

Песнопения, поемые на утрени после канона, называются светильнами, потому что в них большей частью говорится о просвещении души свыше и потому что пение их на утрени предшествует рассвету дня и славословию: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу».

Светильны также называются и ексапостилариями (от «предпосылаемый»).

Ексапостилариями они называются, потому что в древности для их пения певец был высылаем на средину храма. В Типиконе сказано, что светилен «Чертог Твой» поется посреди церкви первее канонархом единожды.

После пения светильное поются, в прилунившийся глас, псалмы, в коих хвалится Господь. Эти псалмы называются «хвалитными». Они суть: «Хвалите Господа с небес» ( Пс. 148 ), «Воспойте Господеви» ( Пс. 149 ), «Хвалите Бога» ( Пс. 150 ). Эти псалмы положено петь тому и другому лику по стихам. В Ирмологионе перед стихами этих псалмов печатаются по-переменно буквы: а, б – для означения, которому лику следует петь стих. Хвалитные псалмы в праздники начинаются и оканчиваются пением «Всякое дыхание да хвалит Господа». Такое пение называется «Всякое дыхание».

Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которые от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, а именно – за последним стихом 149 псалма: «Сотворити в них суд написан», – и со всеми стихами 150 псалма.

После хвалитных псалмов и стихир следует великое славословие. Когда поется «Всякое дыхание», тогда после пения стихиры на «Слава и ныне» настоятель говорит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу». Когда же не поется «Всякое дыхание», тогда после хвалитных псалмов, вместо пения стихир на «Слава и ныне», чтец произносит: «Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет», – и читает «Слава в вышних Богу». Итак, на всякой утрени (кроме седмицы пасхальной) положено славословие «Слава в вышних Богу». В дни непраздничные «Слава в вышних Богу» читается, а в праздники оно поется, и славословие, которое поется в праздники, именуется великим славословием.

Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрени. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В этом славословии, которое читается, молитва «Сподоби, Господи» находится в конце его. В славословии же, которое поется, эта молитва находится в середине его. Притом в славословии, которое поется, в молитве «Сподоби Господи» поется: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», трижды. В славословии же, которое читается, вместо пения сего трижды, читается так: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими».

Славословие, которое поется, есть молитвословие торжественное. Уставом положено петь его в праздничные дни в году.

Когда поется великое славословие, тогда, после пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», как бы для утверждения надежды на милость Господа, поется тропарь праздника однажды.

В неделю (воскресенье), хотя бы случился святой с бдением или праздник святого храма, поется тропарь воскресен; точно также, если случатся в неделю (воскресение) предпразднство или попразднство, отдание праздника и дванадесятый праздник Богородицы, – поется тропарь воскресен. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

В дни воскресные попеременно поются два воскресные тропаря: «Днесь спасение миру» и «Воскрес из гроба», именно: первый из сих тропарей поется при 1, 3, 5 и 7 гласах Октоиха (в нечет), а последний – при 2, 4, 6 и 8 гласах Октоиха (в чет).

Когда на утрени поется великое славословие, оканчивающееся молитвою «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», тогда после славословия и тропаря произносится сугубая ектения. В ней как бы объясняется, кого мы разумеем, когда говорим: «Помилуй нас». Сугубая ектения и начинается почти теми же словами, которыми оканчивается великое славословие, именно: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися услыши и помилуй».

За этою ектениею сразу следует ектения «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». В ней подробнее излагаются прошения о том же, о чем в великом славословии возносится моление вообще.

Когда на утрени не поется великое славословие, тогда на ней не бывает и отпуста, а сразу после указанных молитвословий правится служба первого часа. Когда же на утрени поется великое славословие, тогда на ней бывает отпуст. Ему предшествуют те же молитвословия, какие бывают перед отпустом на вечерне, а именно: после пения «Утверди, Боже», священник говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик оканчивает эту молитву славословием Пресвятой Богородице: «Честнейшую херувим». Затем священник славит Господа: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Лик продолжает славословить: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь», просит помилования у Господа, произнося трижды: «Господи, помилуй», и, наконец, просит благословения у священника на выход из церкви, произнося: «Благослови». Священник произносит отпуст.

Первая, воспетая Мариамною, сестрою Моисея, по переходе евреев чрез Чермное море, начинается так: «Поем Господеви, славно бо прославися» ( Исх. 15:1–19 ); вторая песнь – Моисея, во время шествия евреев в пустыне: «Вонми небо и возглаголю» ( Втор. 32:1–41 ); третья песнь – Анны, матери пророка Самуила, благодарственная: «Утвердися сердце мое в Господе» ( 1Цар. 2:1 ); четвертая песнь – пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененной: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» ( Аввак. 3:2–20 ); пятая песнь – пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» ( Ис. 26:9–20 ); шестая песнь – пророка Ионы, бывшего три дня во чреве кита и потом выброшенного на сушу: «Возопих в скорби моей к Господу Богу» ( Ион. 2:1–7 ); седьмая песнь – трех отроков в пещи: «Благословен еси Господи, Боже Отец наших» ( Дан. 3:26–56 ); восьмая песнь – тех же отроков: «Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки» ( Дан. 3:57–72 ); девятая песнь – Матери Божией: «Величит душа моя Господа», и десятая песнь – пророка Захарии о рождении сына его, Предтечи и Крестителя Господня: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим» ( Лк. 1:46–55 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *