что такое утреня славословие
Славословие
Славосло́вие (греч. Доксоло́гия; от δόξα — «слава» и λόγος — «слово»)– высшая форма молитвы и соответствующие ей молитвословия.
Входит в состав богослужения утрени и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние – читается.
В богослужебной практике укоренился обычай на Великом славословии открывать Царские врата, а священнику облачаться в фелонь.
2. Высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умом погружен в любовь к Богу.
преподобный Паисий Святогорец:
Пусть «слава Тебе, Боже» никогда не сходит у вас с уст. Для меня, когда что-то болит, лекарством служит «слава Тебе, Боже»; ничто другое не помогает. «Слава Тебе, Боже» даже выше, чем «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Старец Тихон говорил: «“Господи Иисусе Христе” стоит сто драхм, а “слава Тебе, Боже” стоит тысячу драхм, то есть гораздо больше». Этим он хотел сказать, что человек испрашивает милость Божию по необходимости, а славословит Бога по любочестию, и это имеет большую ценность. Он советовал говорить «слава Тебе, Боже» не только, когда у нас всё хорошо, но и когда терпим невзгоды, потому что и испытания попускает Бог для пользы души.
Текст великого славословия
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.
Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй* грех мира, помилуй нас.
Вземляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави* милость Твою ведущим Тя!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!
Вземляй — подъемлющий.
Пробави — простри.
Великое славословие
протоиерей Димитрий Кувырталов
«Слава Тебе, показавшему нам свет» – этим возгласом в конце всенощного бдения древняя Церковь приветствовала начало нового дня. Великое славословие – одно из древнейших песнопений Церкви – прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, покланяемся, славословим и благодарим Бога. Здесь мы исповедуем Божественные Имена, через которые, как через солнечные лучи, нас касается Божественная теплота, радость и сила.
Центральная часть Славословия – это история нашего спасения, совершенного Иисусом Христом не за наши заслуги, а по неизреченной и непостижимой милости Божией к нам.
«Во свете Твоем узрим свет». Заканчивается Славословие великим ликованием. Человек, исполненный греховного мрака, просвещается чувством Божественного присутствия. Становясь светом, он видит себя рядом с Богом непросвещенным мраком; осиянный благодатью Божией, становится способным лицезреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Господи, милость Твою знающим Тебя».
Церковь знает три вида моления – прошение, благодарение и славословие. Когда душа исполнена милостей Божиих, когда она благодарит Бога за все, ниспосылаемое ей, тогда она в благоговейном восторге славословит, поет и превозносит Живоначальную Троицу. Поэтому Великое Славословие заканчивается пением Трисвятого.
Человек не может жить без Бога, человек сроден Богу. Бог соделал нас Собой… Человек славословит Бога, навыкая райскому состоянию души.
Содержание великого славословия
Самое славословие начинается ангельскою песнью при рождении Спасителя, – чем утреня, уже близящаяся к концу, возвращается к своему началу (любимый прием в церковных песнях). Такая высокая, небесная песнь освящает наши уста (как и пред утреней) для нашей собственной песни, которая и начинается со слов: «хвалим (собственно: «поем») Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся» (ср. с заключением к недавней 8‑й песни канона), напоминающих своею краткостью и общностью величайшую песнь литургии («Тебе поем»): как там не указывается, за что поем, благословим и благодарим Господа и о чем молимся Ему, потому что благодарим тогда за все и молимся о всем и перечень вышел бы бесконечным, так не указывается это и здесь, а указывается верховная причина нашей хвалы, поклонения и благодарения – великая слава Божия.
За этим прославлением Бога в песни следует молитва к Нему, переходом к которой служит молитвенное обращение ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св. Троицы молитва направляется главным образом к Ходатаю нашему на небе, Агнцу Божию (любимое название Спасителя у древних христиан), у Которого мы просим помилования (основное прошение всех молитв бдения – ектений), обусловливаемого между прочим принятием настоящих наших (долгих и уже близящихся к концу) молитв.
Для уверенности в успехе этого прошения оно заключается тем торжественным исповеданием Христа, какое возглашается на литургии пред самым приобщением Св. Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца» (неизмеримую славу Божию наличность такого Сына еще увеличивает, хотя увеличить ее как бы некуда). Этим заканчивается первая часть великого славословия, заключающаяся первым «аминь» в нем.
Третья часть уже исключительно молитвенная. Покаянная скорбь здесь уже настолько усиливается, что радостное прославление Бога, которым началось великое славословие и которое должно быть главным предметом его, едва прорывается кое-где в отдельных выражениях («Благословен еси Господи» – Пс.118:12 ). Эта часть и начинается молитвою, а не хвалою, в противоположность первым двум, молитвою общего характера о милости Божией, однако растворяемою надеждою на Бога («Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» – Пс.32:22 ).
Эта общая молитва принимает затем более определенный характер и сводится к просьбе у Бога – научить нас Его оправданиям, просьбе, выраженной словами 118 пс: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и повторяемой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повторение это делается не с изменением в тексте, как на вечерне в «Сподоби Господи», а с буквальною точностью, чем эффект усиливается).
Далее эта еще довольно общая просьба развивается и разъясняется: для осуществления в жизни оправданий Божиих нужно очищение от грехов и умение творить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Которому и нужно прибегнуть за помощью, как прибегали к Нему всегда и все («Господи, прибежище был еси нам в род и род» – Пс.89:1 ); у Него и испрашивается сначала очищение от грехов (словами Пс.40:5: «Аз рех» – усиленная просьба: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе»); а затем еще усиленнее («Господи, к Тебе прибегох…») – научение воле Его ( Пс.142:9 ).
Молитва заключается твердою уверенностью в исполнении ее, обосновываемой (как в возгласах после ектении: «Яко Ты еси») на особенной близости к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10 ), источника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утренний – возвращение к начальному возгласу великого славословия при конце его). Последними словами своими: «пробави (продли) милость Твою ведущим Тя», вместе с предыдущими: «яко у Тебе…» ( Пс.35:10,11 ) третья часть великого славословия возвращается к своему началу, причем начальное ее прошение о милости Божией к нам («буди») здесь усиливается («пробави»).
Нельзя не заметить, что указанная связь между отдельными предложениями настоящей длинной песни не очень тесная; переходы в ней от одной мысли к другой довольно неожиданны. Песнь состоит, собственно, из отрывочных молитвенных и хвалебных восклицаний, из которых каждое слишком полно, законченно само в себе, чтобы еще нужно было продолжение или восполнение его. Все выражения взяты из Св. Писания, и оттуда выбраны самые сильные.
На будничных (неславословных) и великопостных праздничных утренях, а также на повечериях Великое славословие заменяется чтением вседневного славословия.
Текст вседневного славословия:
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяку нощь благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.
Руководство к изучению богослужения православной Церкви
Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху.
Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового.
Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная.
По окончании вечерни на бдении утреня начинается чтением шестопсалмия (шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102:142), иначе называемого в богослужебных книгах словом греческим: екзапсалмы. Шестопсалмие начинается словами: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Таким образом, утром, когда с явлением света обновляется и оживляется вся природа, святая Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который во тьме светится и Который тьмой не объят, Который обновил нашу жизнь. Церковь славит Господа тою хвалебною песнею, которая была воспета ангелами при рождении Сына Божия пред рассветом дня. Троекратно повторив эту песнь, Церковь затем молит Господа отверзть уста наши, чтобы они могли возвестить хвалу, по подобию ангелов. Шестопсалмие есть как бы размышление с самим собою человека, услышавшего о рождении Спасителя, в псалмах выражается сознание своего греховного состояния, изображается множество врагов, ищущих погубить душу и тело, и надежда на милосердие Господа Бога, на Его избавление. «Читается шестопсалмие тихим гласом и легким, косно и во услышание всех».
Во время чтения остальных 3-х псалмов священник пред царскими дверьми читает тайно и с откровенною главою «утренние молитвы». Как на вечерне, во время чтения светильничных молитв, так и теперь священник стоит с откровенною главою пред затворенными царскими вратами. Он изображает Христа Ходатая, обещанного Адаму и всему человеческому роду.
После того как присутствующие при утрени услышали песнь ангельскую о рождении Спасителя и осознали в глубине души греховное свое состояние, и при этом мысль их осветилась надеждою на милосердного Спасителя, – на утрени произносится то же моление, какое и в начале вечерни, именно – великая ектения: «Миром Господу помолимся». В ней выражаются прошения о благах телесных и духовных и главным образом о тех, которых лишились люди с изгнанием Адама из рая.
После ектении следует славословие Господу, пришедшему на землю для спасения мира: «Бог Господь и явися нам ( Пс. 117:27 ), благословен грядый во имя Господне» ( Пс. 117:26 ), т.е. Господь есть Бог, и Он явился нам, и благословен тот, кто идет во имя Господне. Это славословие составляет как бы продолжение ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу».
В дни сокрушения и печали – в дни поста, а также и в дни, назначенные Церковью для поминовения умерших, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», что означает «Хвалите Господа», «Господь грядет» и напоминает о будущем пришествии Господа.
За пением «Бог Господь» и «Аллилуиа» следует пение тропарей.
Пение тропарей находится в связи, по своему содержанию, с пением «Бог Господь» и «Аллилуиа». Именно пример, доказательство, свидетельство того, как благословен грядущий во имя Господне, представляется в песнопениях, тропарях каждого дня, в коих прославляется или святой, воспоминаемый в тот день, или празднуемое событие в истории веры и Церкви.
На «Слава и ныне» поется Богородичен или тропарь предпразднства или попразднства, в дни предпразднства и попразднства, в седмичные дни, не исключая и субботы, Богородичны не поются.
За пением «Аллилуиа» в дни поста и сокрушения о грехах – в дни Великой Четыредесятницы – поются тропари не во славу святых угодников Божиих, а в прославление Св. Троицы – «троичны гласа», т.е. того гласа, из которого поются вообще песнопения Октоиха этого дня.
После пения «Бог Господь» и «Аллилуиа» и после тропарей стихословятся кафизмы Псалтири. Этим стихословием стоящие при богослужении понуждаются обратить внимание на всю свою жизнь, на свои поступки и осознать свои согрешения.
После кафизм бывают ектении и за ними седальны.
За кафизмами, после ектении и возгласа «Яко благ» и чтения седальна Минеи, певцы поют полиелей. Полиелей есть славословие в честь Бога, единого по существу и троичного в лицах. Полиелей состоит из пения стихов 134 и 135 псалмов, именно: «Хвалите имя Господне. Аллилуиа. Хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко век милость Его. Аллилуиа». Такое пение бывает перед чтением Евангелия для того, чтобы приготовить дух молящихся к слышанию евангельского благовестия о величайшей милости Божией к роду человеческому, о сошествии Сына Божия на землю. При пении полиелея, как при пении 17 кафизмы – «Непорочны», бывает каждение.
Во время полиелея бывает каждение всего храма.
Пение полиелея имеет тесную связь с чтением Евангелия на утрени, в дни, в которые не положено Евангелия на утрени, не бывает полиелея.
В дни воскресные (исключая те, в которые случится праздник Господень), после полиелея поются тропари: «Ангельский собор», прославляющие праздник воскресения и приготовляющие к слушанию воскресного Евангелия. Каждый из этих тропарей имеет перед собою умилительный припев, взятый из 117 псалма: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием (уставам) Твоим». Кроме воскресений, поется «Ангельский собор» в субботу Лазаря.
В приготовительные недели к посту: блудного сына, мясопустную, сырную – после полиелея поется 136 псалом «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною, т.е. с пением «Аллилуиа» на особый распев, с особенным умилением, сладкогласием. Затем поется «Ангельский собор» (Тип., гл. 17).
В дни великих праздников: Господних, Богородичных и святых и в дни храмовые – после пения полиелейных стихов, перед чтением Евангелия, поется величание виновнику праздника.
После пения всех тропарей предстоящие призываются поклониться Триипостасному Богу вместе с серафимами; поется: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» и затем троичен: «Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во единем существе, с серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи». Потом поется на «и ныне» песнь в честь Матери Божией: «Жизнодавца рождши, греха Дево Адама избавила еси, радость же Еве печали вместо подала еси, падшия же от жизни к сей направи, из тебе воплотивыйся Бог и человек. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже». Обыкновенно после сего поется однажды величание (священнослужителями на средине храма перед аналоем с иконою).
После полиелея или, если есть после полиелея величание, то после величания, а в воскресение после тропарей «Благословен еси Господи», бывает малая ектения и возглас, соответствующий пению полиелея: «Яко благословися имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа. ». А так как затем полагается Уставом так называемое «чтение», то перед чтением поется краткое песнопение – седален или ипакои.
За седальнами поются степенны антифоны, в степенных антифонах, как бы в ответ на призвание полиелейных стихов: «Хвалите имя Господне», «Исповедайтеся Господеви», – мы исповедуем Господу свои согрешения и славим Отца, и Сына, и Св. Духа. Чаще других антифонов поется 1 антифон 4 гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти». За антифоном следуют молитвы и воззвания, которые всегда бывают на службах перед чтением Евангелия и, собственно, приготовляют предстоящих к достойному слушанию Евангелия. Диакон говорит: «Вонмем, премудрость».
По совершении прокимна диакон говорит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей: «Яко свят еси Боже наш». И как бы заключением пения полиелея бывает песнопение: «Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Бога во святых Его, хвалите Бога во утверждении силы Его».
После сего диакон возбуждает молиться Господу о том, чтобы нам сподобиться слышать святое Евангелие, «И о сподобитеся нам слышанию святого Евангелия, Господа Бога молим», и лик поет трижды: «Господи, помилуй». Затем диакон возвещает, что мы услышим премудрость, ибо услышим слово Божие, и потому говорит: «Прости (стоя прямо), услышим святаго Евангелия». Священник возглашает: «Мир всем», ибо мир возвещается Евангелием. При пришествии Господа на землю ангелы возвещали «на земли мир, в человецех благоволение». Лик и народ отвечают иерею: «и духови твоему», и священник произносит, из какого евангелиста будет чтение. Лик перед самым чтением славит Господа: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон как бы водворяет тишину в храме словами: «Вонмем». И затем читается Евангелие – в дни воскресные в алтаре, из которого, как бы из гроба Господня, раздается весть о воскресении Христовом, а в другие праздники читается среди народа в храме, где выставляется икона праздника на аналогии, и Евангелие возвещает о событии праздника.
В воскресенья всегда читаются воскресные Евангелия, кроме дванадесятых Господских и Богородичных праздников. В этих случаях читается Евангелие праздничное.
Воскресных утренних Евангелий 11. Все они составляют столп Евангелий утренних. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех святых. По прочтении 11-го Евангелия, в следующую неделю снова начинается столп Евангелий утренних, опять читается 1-е Евангелие, и т.д. во весь год.
В дни воскресные за чтением Евангелия, которое сообщает весть о воскресении Господа, поется торжественное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, кресту Твоему поклоняемся, Христе». Эта песнь, кроме недель, поется и в некоторые праздники, именно: а) в Воздвижение Креста, так как тогда читается Евангелие о Кресте, поклоняться которому призывает эта песнь; б) в день Вознесения, когда читается следующее Евангелие: «Воскрес Иисус заутра в первую субботу. » (Мк., зачало 71); в) в субботу Лазаря, так как тогда воспоминается событие, уверяющее общее воскресение. В недели (воскресения) и в те праздники, когда бывает бдение, полиелей, за 50 псалмом поем «Слава» и просим: «Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множества согрешений наших»; затем, после «И ныне, и присно», поем: Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших». Затем снова поются, на 6 глас, слова псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», – и тем как бы заключается покаянное моление к Господу, в недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную и сыропустную и в недели Великого поста – до недели ваий, после 50 псалма поется на «Слава», вместо «Молитвами Апостолов» – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», на «И ныне» – «На спасения стези настави мя, Богородице»; затем: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный».
Если на утрени было читано Евангелие, то диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя», которую читал на литии. После пения «Господи, помилуй», 12 раз, священник произносит возглас: «Милостию и щедротами».
В те дни, в которые было на бдении освящение хлебов, вина и елея, подходящие к целованию Евангелия или иконы обыкновенно помазываются от иерея освященным елеем. Это совершается вместо того помазания, которое в Типиконе указано после утрени. Помазуются святым елеем во освящение души и тела, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
После молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя» Устав назначает петь песни Св. Писания и с ними песни канонов, и эта часть утрени есть собственно праздничная, торжественная.
Песни Священного Писания поются перед песнями канонов. Но так как каноны имеют только девять песней, а песней Священного Писания десять, то по девятой песни канона поются две песни Священного Писания, девятая и десятая. Песнь Богоматери поется сряду после 8-й песни канона; затем поется песнь пророка Захарии.
Песни Священного Писания в полном составе, т.е. так, как они изложены в Библии, Устав назначает петь или читать только в седмичные дни Великой Четыредесятницы, в прочие же седмичные дни, непраздничные, эти песни указано петь с опущением некоторых стихов. Большей частью стихи ветхозаветных песней (т.е. кроме 8 и 9 песни) заменяются перед тропарями канона припевами: «Слава, Господи, Святому воскресению Твоему; пресвятая Богородице, спаси нас; святителю отче, или преподобный отче (имя рек), моли Бога о нас», и т.п. Канон состоит из девяти песней, а каждая песнь – из ирмоса и тропарей, ирмос, по-русски – «связь», служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канонов на утрени. После песней Священного Писания почти всегда поется сперва ирмос, а потом за ним следуют тропари.
Ирмосы в одни дни поются по однажды, а в другие – по дважды.
На утрени ирмосы поются не только в начале песней канонов, но и в конце их. Когда ирмосы поются в конце песней канона, тогда они называются катавасиею («схождение»), потому что для пения их, большей частью, Уставом положено сходиться певцам обоих ликов (клиросов) на средину храма. Иногда и обозначается так: «На сходе поем».
Каждая часть канона, заключаемая ектениею, сопровождается еще одною небольшою или несколькими песнями. Эти краткие песнопения суть следующие: по 3-й песни канона поются ипакои и седальны, по 6-й песне – кондаки и икосы, по 9-й песни – светильны и ексапостиларии. Хотя кондаки и икосы печатаются в богослужебных книгах по 6-й песни канона, но иногда они поются по 3-й песни.
После восьмой песни канона поется 9-я песнь Свящ. Писания: «Величит душа моя Господа», с припевом: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» и т.д. При пенни этой песни бывает каждение.
Когда не поется «Честнейшая», тогда на ее месте в одни дни поются припевы и ирмос 9-й песни канона, в другие дни – один ирмос 9-й песни. Затем следует малая ектения.
В дни недельные (воскресные), если в них не случится праздника Господнего, например, Воздвижения Креста Господня, после малой ектений и возгласа иерея диакон возглашает в глас Октоиха: «Свят Господь Бог наш», и стих 1: «Яко свят Господь Бог наш», стих 2: «Над всеми людьми Бог наш». Возглашается «Свят Господь Бог наш» в дни, в которые затем поется светилен воскресен (а не праздника).
После «Свят Господь» в недели (воскресения) или после малой ектении поется светилен.
Песнопения, поемые на утрени после канона, называются светильнами, потому что в них большей частью говорится о просвещении души свыше и потому что пение их на утрени предшествует рассвету дня и славословию: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу».
Светильны также называются и ексапостилариями (от «предпосылаемый»).
Ексапостилариями они называются, потому что в древности для их пения певец был высылаем на средину храма. В Типиконе сказано, что светилен «Чертог Твой» поется посреди церкви первее канонархом единожды.
После пения светильное поются, в прилунившийся глас, псалмы, в коих хвалится Господь. Эти псалмы называются «хвалитными». Они суть: «Хвалите Господа с небес» ( Пс. 148 ), «Воспойте Господеви» ( Пс. 149 ), «Хвалите Бога» ( Пс. 150 ). Эти псалмы положено петь тому и другому лику по стихам. В Ирмологионе перед стихами этих псалмов печатаются по-переменно буквы: а, б – для означения, которому лику следует петь стих. Хвалитные псалмы в праздники начинаются и оканчиваются пением «Всякое дыхание да хвалит Господа». Такое пение называется «Всякое дыхание».
Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которые от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, а именно – за последним стихом 149 псалма: «Сотворити в них суд написан», – и со всеми стихами 150 псалма.
После хвалитных псалмов и стихир следует великое славословие. Когда поется «Всякое дыхание», тогда после пения стихиры на «Слава и ныне» настоятель говорит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу». Когда же не поется «Всякое дыхание», тогда после хвалитных псалмов, вместо пения стихир на «Слава и ныне», чтец произносит: «Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет», – и читает «Слава в вышних Богу». Итак, на всякой утрени (кроме седмицы пасхальной) положено славословие «Слава в вышних Богу». В дни непраздничные «Слава в вышних Богу» читается, а в праздники оно поется, и славословие, которое поется в праздники, именуется великим славословием.
Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрени. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В этом славословии, которое читается, молитва «Сподоби, Господи» находится в конце его. В славословии же, которое поется, эта молитва находится в середине его. Притом в славословии, которое поется, в молитве «Сподоби Господи» поется: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», трижды. В славословии же, которое читается, вместо пения сего трижды, читается так: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими».
Славословие, которое поется, есть молитвословие торжественное. Уставом положено петь его в праздничные дни в году.
Когда поется великое славословие, тогда, после пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», как бы для утверждения надежды на милость Господа, поется тропарь праздника однажды.
В неделю (воскресенье), хотя бы случился святой с бдением или праздник святого храма, поется тропарь воскресен; точно также, если случатся в неделю (воскресение) предпразднство или попразднство, отдание праздника и дванадесятый праздник Богородицы, – поется тропарь воскресен. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.
В дни воскресные попеременно поются два воскресные тропаря: «Днесь спасение миру» и «Воскрес из гроба», именно: первый из сих тропарей поется при 1, 3, 5 и 7 гласах Октоиха (в нечет), а последний – при 2, 4, 6 и 8 гласах Октоиха (в чет).
Когда на утрени поется великое славословие, оканчивающееся молитвою «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», тогда после славословия и тропаря произносится сугубая ектения. В ней как бы объясняется, кого мы разумеем, когда говорим: «Помилуй нас». Сугубая ектения и начинается почти теми же словами, которыми оканчивается великое славословие, именно: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися услыши и помилуй».
За этою ектениею сразу следует ектения «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». В ней подробнее излагаются прошения о том же, о чем в великом славословии возносится моление вообще.
Когда на утрени не поется великое славословие, тогда на ней не бывает и отпуста, а сразу после указанных молитвословий правится служба первого часа. Когда же на утрени поется великое славословие, тогда на ней бывает отпуст. Ему предшествуют те же молитвословия, какие бывают перед отпустом на вечерне, а именно: после пения «Утверди, Боже», священник говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик оканчивает эту молитву славословием Пресвятой Богородице: «Честнейшую херувим». Затем священник славит Господа: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Лик продолжает славословить: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь», просит помилования у Господа, произнося трижды: «Господи, помилуй», и, наконец, просит благословения у священника на выход из церкви, произнося: «Благослови». Священник произносит отпуст.
Первая, воспетая Мариамною, сестрою Моисея, по переходе евреев чрез Чермное море, начинается так: «Поем Господеви, славно бо прославися» ( Исх. 15:1–19 ); вторая песнь – Моисея, во время шествия евреев в пустыне: «Вонми небо и возглаголю» ( Втор. 32:1–41 ); третья песнь – Анны, матери пророка Самуила, благодарственная: «Утвердися сердце мое в Господе» ( 1Цар. 2:1 ); четвертая песнь – пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененной: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» ( Аввак. 3:2–20 ); пятая песнь – пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» ( Ис. 26:9–20 ); шестая песнь – пророка Ионы, бывшего три дня во чреве кита и потом выброшенного на сушу: «Возопих в скорби моей к Господу Богу» ( Ион. 2:1–7 ); седьмая песнь – трех отроков в пещи: «Благословен еси Господи, Боже Отец наших» ( Дан. 3:26–56 ); восьмая песнь – тех же отроков: «Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки» ( Дан. 3:57–72 ); девятая песнь – Матери Божией: «Величит душа моя Господа», и десятая песнь – пророка Захарии о рождении сына его, Предтечи и Крестителя Господня: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим» ( Лк. 1:46–55 ).