что такое утешение в православии

Утешение

Утеше́ние – 1) воз­дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа на подвиж­ника, резуль­та­том кото­рого явля­ется неиз­ре­чен­ный мир и радость в его душе; 2) в мона­стыр­ской жизни под уте­ше­нием может также пони­маться устав­ной и раз­го­вор­ный термин, озна­ча­ю­щий празд­нич­ную тра­пезу, более бога­тую и раз­но­об­раз­ную, чем обычно.

Духов­ное уте­ше­ние хри­сти­а­нина сви­де­тель­ствует о его при­част­но­сти Цар­ству Божьему, кото­рое не при­хо­дит внеш­ним обра­зом, а пре­бы­вает внутри чело­века, есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). По слову апо­сто­лов, хри­сти­а­нин раду­ется особой духов­ной радо­стью – «радо­стью неиз­ре­чен­ной и пре­слав­ной» ( 1Пет. 1:8 ), ибо Сам Святой Дух, третье Лицо Пре­свя­той Троицы, откры­вает хри­сти­а­нину позна­ние Бога, хода­тай­ствует за него воз­ды­ха­ни­ями неиз­ре­чен­ными ( Рим. 8:26 ). Воз­рас­та­ние бла­го­дат­ного уте­ше­ния свя­зано с воз­рас­та­нием духов­ного подвига хри­стиан. «Чем боль­шие напа­сти нано­сит им диавол: тем боль­шую славу они полу­чат в буду­щем веке от Бога, тем боль­шего уте­ше­ния они спо­до­бятся от Свя­того Духа здесь, во время зем­ного стран­ство­ва­ния среди самых стра­да­ний своих, – учит св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – …Каким бы ни под­вер­га­лись мы скор­бям во время земной жизни, они никак не могут быть срав­нены с бла­гами, обе­щан­ными нам в веч­но­сти, или с уте­ше­нием, кото­рое дарует Дух Святой еще здесь».

Св. Исаак Сирин гово­рит: «Бла­го­дать нис­хо­дит и творит себе оби­тель в душе не раз и навсе­гда, но посте­пенно. За бла­го­да­тью вновь при­хо­дит испы­та­ние. Время испы­та­нию, и время уте­ше­нию». Все­ля­ю­ща­яся в хри­сти­а­нина Боже­ствен­ная бла­го­дать иско­ре­няет чело­ве­че­ские стра­сти. Вку­сив­ший Боже­ствен­ной бла­го­дати чело­век не допус­кает гре­хов­ный помы­сел в сердце, потому что вместо низких стра­стей «воз­об­ла­дало в нем другое, лучшее их вожде­ле­ние» (св. Исаак Сирин). По учению святых отцов, он мертв для стра­стей не в силу отсут­ствия самих иску­ше­ний и помыс­лов, не из-за успо­ко­е­ния по при­чине рас­су­ди­тель­но­сти и соб­ствен­ных дел, а в силу дей­ствия услаж­да­ю­щей и насы­ща­ю­щей его душу бла­го­дати. Пре­есте­ствен­ная сла­дость бла­го­дати Свя­того Духа дает чело­веку ощу­тимо познать Боже­ствен­ную любовь. Ста­но­вясь сопри­част­ни­ком Боже­ствен­ной любви, чело­век полу­чает силы для испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей любви к Богу и ближ­нему. В силу дару­е­мого бла­го­дат­ного уте­ше­ния Святой Дух назван Спа­си­те­лем Уте­ши­те­лем.

“Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, Отец мило­сер­дия и Бог вся­кого уте­ше­ния, уте­ша­ю­щий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли уте­шать нахо­дя­щихся во всякой скорби тем уте­ше­нием, кото­рым Бог уте­шает нас самих!” ( 2Кор.1:3-4 )

Источник

Утешение Божие – это дар силы к жизни

Проповедь митрополита Псковского Тихона в празднование перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в храме Николая Чудотворца со Усохи

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Как же мало мы знаем о наших храмах! Я впервые совершаю здесь Божественную литургию, и отчетливо осознаю, что этот храм гениально создан! Какая акустика! Никаких микрофонов, никаких усилителей здесь не нужно. А какая красота, какая гармония! А какое имя этого храма – Никола со Усохи!

Скажу честно: никогда в жизни я не служил в храме столь поразительно созданном с инженерной точки зрения, с такой удивительной акустикой. Для этого надо было пригласить наш архиерейский хор, чтобы по-настоящему почувствовать, как могли молиться наши предки во Пскове. Хочу поблагодарить прихожан Троицкого собора, этого храма и других храмов, которые благоукрашали соборный храм для архиерейского богослужения.

Святитель Николай – любимый святой : правило веры, образ кротости на все времена. «Бог гордым противится, а кротким и смиренным даёт благодать» (1 Пет.5:5). Почему его молитва так слышна и исполняема Богом? Потому что « на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:2). Именно таким был и остаётся святитель Николай – помощник и покровитель каждого из нас.

В Евангелии сегодня мы слышали бессмертные слова Нагорной проповеди. Это слова утешения и обетования Бога каждому из верующих в Него. Что такое утешение и обетование?

Вот, перед амвоном сейчас стоят дети, им предстоит неведомая пока жизнь – открытие мира, познание добра и зла, освоение множества навыков, учеба, радости, скорби, которые будут формировать их душу, волю, мудрость и опыт. И они ещё не знают, что для того, чтобы стать настоящим человеком, им надо пройти через испытания, трудности, обиды, радости и скорби.

Кода у них произойдет нечто горькое, тяжкое, с их детской точки зрения, родители скажут им,: не плачь; ты ещё утешишься. Будь кротким и незлобливым и за это воздастся тебе наследием мудрости и познания духовно мира. Будь милостив, чист, не отвечай злом на зло, твори мир среди людей вокруг себя и Господь увидит чистоту и красоту твоей души, ты будешь помилован и сам обретешь мир души, дороже которого ничего нет на свете, ты будешь извещен, что Бог видит в тебе Своего Сына.

Тебя оскорбляют за правду; тебя гонят за веру. Будь непоколебим, и радостен: и в этой жизни, и в жизни будущей тебе будет дано ясное и непоколебимое познание Промысла Божиего, того, что на самом деле все в этом мире не случайно, все ведет к Высшему Благу!

То же самое Господь говорит в Нагорной проповеди Своим детям: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:3) Он, как Отец, уготовавший все самое лучшее для своих детей, знает это.

Всему этому учил святой Николай, учил словом, делом и молитвой. В этом обучении Христовой вере своею молитвой святитель Николай занимает особое место в Церкви. Недаром в акафисте ему поется: «Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование». Вселенская Церковь называет его упованием, нашей надеждой – следующим после Бога и Пресвятой Богородицы.

Источник

«Поведай Господу печаль твою, и Он силен утешить тебя». Часть 3

Преодоление печали

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии

Утешение в печали – пример святых и Господа

Господь знает, что делает: налагая тяготу, дает и силу, и утешение для несения ее. Твоя тягота еще не такова, какую несли святые Варвара, Екатерина и другие святые девы. Тебя не позорят, тебя не терзают, как их; Спаситель с тобой, как и с ними, и бдит над тобой, как и над ними.

Сам Господь совершал Свое дело с воплем великим и потом кровавым; и апостолы Его почти все шли путем Учителя своего – а нам, малейшим, тем более подобает орошать слезами ниву свою. Итак – прочь всякое уныние! Всё с Божией помощью устроится, но всё должно пройти чрез огнь очищения, дабы виднее была рука Божия, всё созидающая, и смирилось всякое самомнение человеческое.

Авраам, Иосиф, Давид хотя и получили от Бога великие обетования, однако же, посмотри, сколько от них требовалось терпения, ожидания, скорбей, неудач, быть в отчаянных обстоятельствах, прежде чем они получили обещанное. Обитающая в душе благодать Господня направляет жизнь человека, ведет его стропотным путем, но действует в нем скрытно, и настолько скрытно, что он иногда предается унынию, сомнению, печали, опасению, не сбился ли он с Божиего пути, не оставил ли его Бог, что он никуда не годен, что он только портит дело, мешает другим и проч., проч. Но в то же время он чувствует в себе какую-то внутреннюю силу, поддерживающую его, утешающую его среди скорбных, недоуменных обстоятельств, устрояющую его внутреннюю жизнь, в то время как его жалят, колют шипами; ходящие около его якобы не любят его, другие, вдали стоящие, ласкают, поддерживают, утешают его, выражают разными знаками самую нежную любовь.

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии

Итак, не только не унывай, но и радуйся и веселись. Вот и Христос воскресе! И ты воскреснешь. Посмотри, как все изменяется; посмотри, как украсились горы и скалы, в какую прекрасную одежду облек их роскошнейший моральник. Потерпи, всё изменится.

С нами Бог! Тот, Кто за нас, сильнее тех, кто против нас. «Увижу вас, – говорит Господь, – и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отымет».

Упование на Бога

За всё слава Богу. За бывшую скорбь вознаграждены утешением с преизбытком; благословен Господь, утешая нас во всякой скорби. Опять урок: никогда не предавайся отчаянию в самых даже отчаянных обстоятельствах.

Сравнивая твое прежнее состояние с настоящим, нахожу, что ныне, кажется, враг нападал сильнее, чем прежде. Мрак помыслов ныне сильнее сгущался, чем прежде. Но, слава Богу, все прошло, за сугубую скорбь дано и сугубое утешение. Прежде было у тебя много «почему», а теперь редко бывает: вижу в этом преуспеяние.

Буди во всём воля Божия. Мы не знаем, что для нас полезнее, а Он всё знает, заботится и устраивает, как лучше. Любящим Бога всё поспешествует во благое. Не унывайте, если будет приходить горе за горем. Покажи веру твою не днем, а ночью – когда тьма помышлений сумнительных будет облегать твою душу и повергать в уныние. Твердо верь, что Господь определил не на погибель, а на спасение.

Ты плачешь, но не радуешься, унываешь!

Что-то будет дальше? Но ты научилась предаваться в волю Божию, бывала и на Фаворе. Научилась при помощи Божией уразумевать козни диавола, познавать стала и Иисуса Сладчайшего, но уже не холодного и праведного, а доброго, милостивого, снисходительного, тихо сдувающего пыль с грешной, но ищущей Его души.

Говоришь: «Как же всегда радоваться, когда видишь кругом неудачи?» Говорят, можно и в скорбях, и даже среди мученья радоваться – чрез упование, что эти скорби соделывают терпение, терпение же искусство, искусство – упование; упование не посрамит, потому что сердцу дано разуметь волю Божию, которая всё устраивает (и скорби, и мученья) для нашего спасения, и уверенность, что мы идем скорбным путем за Христом.

Можно и в скорбях, и даже среди мученья радоваться – чрез упование, что эти скорби соделывают терпение

Во время бурного плавания по морю капитану непременно нужно иметь бодрый, спокойный вид, равно как и командиру военного отряда, чтобы поддержать бодрость на корабле в пловцах и матросах и в воинах в походе. Это пример для тебя. Берегись возбуждать своим унынием в других уныние. Крепко держись за якорь упования на милость Божию и Покров Пречистой Богоматери.

Иногда у причащающихся на душе чувствуется особенно легко; они со всеми в душе примирятся, а потом опять и опять жалоба на свои немощи, чуть не до отчаяния.

Совет отцов для таких переживаний следующий. Если враг подымает тебя в рай, как Богу угодившего, то ты устремляй взоры на свои немощи и ко аду; а когда тебе представляется множество грехов и тянет в ад, то ты помышляй о рае и крепко держись за милосердие Божие.

И радость, и горе будем отдавать Господу. Буди благословен Господь огорчающий, но сугубо обвеселяющий работающих Ему.

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии

Ты пишешь, что всё тебе нравится: и лишения, и скорбь сердца, и ожидание утешения, одним словом – всё славно.

Слава Богу! Милые слова! Молю Господа и Радость всех скорбящих, да дарует тебе утешение. Да, чуется, что это утешение от Господа, чтобы ты могла понести крест свой. Итак, не скорби, не унывай, отгоняй всякую мрачную мысль о приюте. Я уже писал, кажется, и еще пишу и прошу: потерпи, присмотрись и сама, быть может, увидишь, что тут нельзя было завести того, что не скоро завелось и в Т. приюте; здесь были совсем другие условия. N была одна, а один в поле не воин. Она начало полагала, а вы продолжайте, усовершенствуйте. Помните цель приюта: приготовить будущих учительниц, благовоспитанных жен для учителей, дьяконов и священников. Конечно, это не теперь, не сразу, а постепенно. Скачков и природа не допускает.

Молитва. Говорить с Господом

Поведай Господу печаль твою, и Он силен утешить тебя. Старайся всем сердцем прилепляться к Господу, все Ему говори – и то, что скучно тебе. Он знает сердце человеческое; взглянет на него ласково, и оно растает от радости. Спаситель наш да утешит тебя. То, что ты называешь пустяками, я не считаю таковыми.

Господь знает сердце человеческое; взглянет на него ласково – и оно растает от радости

Помни, что скорбь чрезмерная опасна, убийственна. Скорбь же небольшая бывает спасительна. Помни только в дни печали твоей, что Господь определил тебя не на погибель, а на спасение. Скорби бывают пред радостию. Да пошлет Господь эту радость.

Молись чаще, хотя понемногу. Ставь сердце твое пред Богом, говори Ему, жалуйся Ему на бессилие твое, и Он поможет тебе ради твоей веры, за то, что ты прибегаешь к Нему.

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии Не смею звать тебя на труднейший подвиг, где первый крест состоит в лишениях, скуке от одиночества – там многие скучали, а иные и плакали; может быть, и тебе приведется то же испытать. Напомню слова народной мудрости: красны бубны за горами. Но когда будет воля Божия, то все преграды рухнут; избранная душа говорит: «Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и умираю за Тя, да и живу с Тобою».

Господь да управит путь твой, как Ему угодно.

Не отчаиваюсь за тебя, потому что и ты не приходишь в отчаяние при всем твоем бессилии. Не отчаивайся, борись крепко: сколько раз уронит тебя враг, столько раз и встань, прибегай ко Господу с покаянием.

Только не охай, молись и делай, делай и молись. Пишешь: если уж здесь начато мирскими, так и надо было продолжать, а то получилась кутерьма. Это писал кто-то, но не богопреданная дочь послушания. Разве можно так говорить? Но ничего: свои люди – сосчитаемся. Бог простит.

Только не охай, молись и делай, делай и молись

Исповедь, совет с духовником

Говоришь: «Нет здесь ни одного, с кем бы можно поговорить с полным доверием». А Писание говорит: да будут мирствующии с тобою мнози, советницы же от тысячи един.

Хорошо сделала, что не изорвала страницу, исписанную печалями.

Не бумагу нужно рвать, а помышления уничтожать самопреданием в волю Божию, о чем писано мною тебе много раз.

Приятно мне читать ваши письма; пишите в свободные минуты, хотя понемногу, но почаще.

Как понимать совет: «Писать всё с плеча и не писать сгоряча». Писать всё с плеча – значит не заботясь о грамматической складности, но только со смыслом, конечно, и в порядке нарождения мыслей; так ты и писала большею частью. А не писать сгоряча – значит то же, что не говорить и не делать сгоряча, например: сердце кипит от обиды, от несправедливости, от неисправности подчиненных; в это время не говори и не делай распоряжений, а дай сердцу успокоиться; когда наступит такое успокоение, тогда говори, делай. То же самое в отношении письма: когда почему-либо волнуется, дрожит, кипит сердце, тогда не пиши, а когда волнение уляжется, тогда пиши.

«Душа должна бороться, должна преодолевать препятствия,
чтобы сделаться сильной»

Возможно, что она [окружающая среда] действительно наносит нашему сердцу удары, обиды, унижения, что вызывает в нас гнев, слезы, возмущение, уязвляет наше самолюбие, нашу гордость. Но может быть, всё это недаром и не без причины? Душа должна бороться, должна преодолевать препятствия, чтобы сделаться сильной! Лежа на пуховой перине, не укрепить своих мускулов.

Если мы вместо внимания к среде, чтобы найти в ней все доброе, вместо борьбы с находящим на нас, борьбы чрез терпение, будем разливаться в жалобах на своих близких, на свое село, своих родных, свою семью, свое положение, это будет бесполезной и бесцельной тратой жизненных сил. Лучше скажем себе: Бог поставил меня именно в эту обстановку, среди этих лиц и этих обязанностей. Стало быть, это и есть именно то место, в котором Он желает меня видеть делающей то дело, которое я способна выполнить.

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии

Что касается приятных и неприятных обстоятельств, то всегда можно вести борьбу упорную совершенно независимо от того, что делается подле нас.

«Возлюбленный брат! Вера в Бога состоит в том, что если кто предает себя Богу, то уже не имеет своей воли над собой, но подчиняет себя Его владычеству до последнего издыхания, а потому, что бывает с ним, принимает от Бога с благодарением. Это и значит: О всем благодарите (1 Сол. 5: 18). Ибо когда человек уклонится от того, что посылается ему от Бога (всякая скорбь, клевета, поношение, лишение и проч.), то преслушает Бога, желая исполнить волю свою. Итак, отвергни ту печаль, которая соделывает смерть». До зде старец.

Сколько возможно, при помощи Божией, сохраняй хладнокровие при встрече с разными нестроениями, заботами, ошибками. Помни, что Господом дано тебе послушание это для твоей же пользы, чтобы дать тебе арену для гимнастических духовных упражнений, борьбы с препятствиями для обучения сохранять хладнокровие во время битвы или мореплавания.

Не давай места смущениям, разным сомнениям: будь проста душой, храни мир, не будь сумрачна. Вполне предайся Божию водительству. Пора бы уже научиться доверяться Пекущемуся о сем Промыслу и Помогающей вам Небесной Попечительнице.

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии

Выписываю из биографии отца Амвросия Оптинского. Он убеждал искавших его советов: ни при каких жизненных затруднениях и неприятностях не надо унывать, а надо надеяться на Промысл Божий. В другом письме отец Амвросий пишет: «Получил от вас два письмеца отчаянных. Пишете мне: я погибла, потому что лошадей украли на хуторе. Опомнитесь, что вы говорите… Знаю, что у вас много скорбей и домашних неприятностей; но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аде хуже и томительнее и безотраднее. А если человек терпит скорби с покорностию воле Божией, исповедаясь в грехах своих, то чрез это избавляется от тягот вечных мучений». До зде старец.

Очевидно, враг навеял страх там, где нет ничего страшного для души, предавшей себя Господу и верующей, что без Его воли и влас главы нашей не погибнет. Ты слишком много воли даешь своей фантазии.

Прочитал твое письмо унылое, пожалел тебя, но в глубине души лежит другое чувство, противоположное: там как бы радость. О чем? О том, что это уныние есть плод диавольской зависти, а завидует диавол добру, а не злу; значит, он видит что-то доброе. Как же этому не порадоваться.

Пишешь между прочим: «Что же я поделаю, если Господь мне не дал таланта миссионерского».

Отвечаю: стяжи его послушанием и терпением. Трудись и получишь. Если не сделаешься образцовой миссионеркой, то во всяком случае получишь по мере труда твоего. Если же вознерадишь, то бояться нужно, чтобы не было отнято и то, что имеешь от Господа.

Напрасно и говоришь ты, что тебе не дано таланта; он дан тебе – и ты помаленьку умножаешь его, только маловерие твое или излишнее недоверие к себе говорит, отрицая данное тебе.

Источник

Кого утешит Утешитель

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии

Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением наказал апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 49). И еще задолго до этого Он говорил им:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 15–17).

Это обетование вполне исполнилось в День Пятидесятницы, когда Дух Святой преисполнил апостолов благодати и силы. И мы в этот день тоже с надеждой молимся, ожидая и к нам милости Божией, ожидая, что Дух Святой и нас исполнит благодати. Об этом – и молитва «Царю Небесный». Об этом и многие другие молитвы этого дня. В частности, на Великой ектенье в начале вечерни добавляются особые прошения: «О предстоящих людях и ожидающих благодати Святаго Духа», «О еже укрепитися нам к совершению богоугодне», «О еже ниспослатися богатым милостем Его на ны» и прочие.

Мы любовно вслед за Спасителем называем Святого Духа Утешителем. Какое это имя! Утешитель.

Кого же Он утешает в день Святой Троицы, да и во все остальные дни? И как нам удостоиться этого утешения?

Очевидно, что утешение необходимо лишь тем, кто в чем-то испытывает тяготу и недостаток. Кто нуждается в утешении, мы можем легко понять из контекста Святого Евангелия. Например, в Нагорной проповеди Господь Иисус называет «блаженными» плачущих, алчущих, гонимых и обижаемых. И обещает им, что они получат воздаяние на Небесах за свои скорби на земле (см.: Мф. 5: 3–12). И в то же время Он предупреждает других: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6: 25).

Еще выразительнее эта тема затронута в притче о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16: 19–31). Когда богач после роскошной жизни на земле оказался в адских муках, он возопил Аврааму, прося его послать Лазаря прохладить водой его разгоряченные уста. На это Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

Вот мы и дошли до ключевого слова: Лазарь утешался на небесах после земных мучений.

что такое утешение в православии. Смотреть фото что такое утешение в православии. Смотреть картинку что такое утешение в православии. Картинка про что такое утешение в православии. Фото что такое утешение в православии И. Айвазовский. Девятый вал. 1850

Нуждается в утешении тот, кто жестоко страдает, кто проливает кровь, пот и слезы за Христа

Так кто же нуждается в утешении? Тот, кто жестоко страдает. Не просто там насморк подхватил и «страдает». В утешении нуждаются мученики и исповедники, те, кто проливает кровь, пот и слезы за Христа. Великомученика Георгия Победоносца и многих других мучеников Господь утешал явлениями. Преподобный Антоний Великий после свирепых боев с бесами был утешен явлением Христа. Преподобный Антоний в своих подвигах встал на одну ступень с мучениками, или как, например, святой Андрей Юродивый, хотя формально их и нельзя назвать мучениками.

И вот приходим в храм мы, выспавшиеся, сытые и довольные, и просим Духа Святого сойти на нас, и ищем какого-то утешения…

Снова вернемся к словам Спасителя, чтобы уж все стало совершенно ясно: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». В этих словах заложена правильная последовательность действий. Сначала мы из любви ко Христу выполняем Его заповеди. А это чревато, братья и сестры, не иначе как мучением. Это ведь только у протестантов все легко: «просто» полюби ближнего. А в реальности, чтобы осуществить эту любовь, нужно себя распять. Ни больше, ни меньше.

Когда христианин старается исполнить заповеди Христовы, он неизбежно приходит к пониманию невыполнимости этой затеи человеческими силами. И чем больше усилий прикладывает подвижник, тем дальше видит себя от финиша. Это не я сказал, а святые отцы. «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской», – вторит ему преподобный Петр Дамаскин.

В этой битве с самим собой и диаволом проигравший известен заранее, если бы не помощь Божия. Когда ты уже использовал всё, на что способен, и больше уже ничего не можешь противопоставить падшей греховной природе, – то в сиянии и славе является Сам Владыка природы и извлекает тебя на твердую почву. Как оказывается, Богу нужны не наши победы, а наше смирение, которое становится залогом «непадательного» жития. Поэтому Господь в брани ждет от нас не проявления силы воли и плоти, а крайнего проявления смирения. Хоть удивительным образом последнее не появится без первого. Так и преподобный Антоний, побитый бесами, удостоился явления Божия, когда уже совершенно изнемог.

Господь в брани ждет от нас не проявления силы воли и плоти, а крайнего проявления смирения

Итак, ты подвизаешься исполнить заповеди и, очевидно, не можешь достичь этого в полноте. От этих браней внутри (а бывает, и снаружи) – ад адский. Грехи жгут, сил нет выносить свое безобразие, сил нет отмыться от него, потому что оно уже въелось в душу, как краска въедается в кожу. И когда всё внутри натягивается и разрывается, тогда приходит Господь и утешает. Является благодать Святого Духа, которая затягивает раны, окутывает сердце миром и покоем.

Господь Иисус говорит апостолом, что пошлет им другого Утешителя. Этим Он подразумевает, что их первым Утешителем был Он Сам – Сын Божий. И действительно, в Евангелии мы видим, что Он исцелял страдальцев плоти и духа. Он благодетельствовал и инвалидам, и бесноватым, и грешникам. Значит, грешники, которых он очищал от грехов, страдали одинаково со слепорожденным, или кровоточивой, или гадаринским бесноватым. Только страдали от своей греховности.

Значит, чтобы удостоиться этого утешения, нам, в какой-то мере здоровым плотью, нужно испытывать мучения по другому поводу.

Так кого же утешит Дух Святой?

Страшно стать таким христианином.

Страшно не только мне. Вся Церковь в день Пятидесятницы соборно молится, как я уже сказал, «о еже укрепитися нам к совершению богоугодне». То есть мы просим, чтобы Сам Господь укрепил нас достичь совершенства богоугождения. Достичь того совершенства, в котором нет даже порошинки плотоугодия и формализма.

Мы собственно молимся о том, чтобы быть достойными Божественной благодати. И парадокс духовной жизни заключается в том, что достойными этой благодати становятся те, кто почитает себя недостойными ее.

Утешитель утешит христианина, которого совесть разгрызает на части. Того блаженного делателя заповедей Божиих, который не может спокойно есть и спать, потому что невозможно пленнику пребывать в покое. Невозможно пребывать в мире осужденному на смертную казнь или внезапно узнавшему о своей смертельной болезни. Так и мы находимся в плену страстей и осуждены на казнь по грехам нашим.

Утешитель утешит того, кто вопит к Нему день и ночь в скорби от своей незарастающей греховной язвы. Кто несет в себе непрестанное покаяние и от этого непрестанного покаяния восходит к непрестанной молитве.

Утешитель утешит того, для кого человеческие слова утешения уже ничего не значат, потому что скорбь его относится к другому миру, для кого все земные утешения утратили свою красоту и привлекательность. Так Адам, когда горько плакал по утраченному раю, не мог утешиться ничем, пока Господь Иисус, сойдя в Великую субботу в преисподнюю, Сам не протянул ему руку и не утешил.

Утешитель Сам ищет готовое сердце, чтобы вселиться в него и очистить его от всякой скверны. Так умоем же наше сердце слезами покаяния и очистим горячими молитвами, чтобы утешение Утешающего коснулось и нас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *