что такое устойчивость внимания
устойчивость внимания
свойство внимания; способность личности длительное время быть сосредоточенным на определенном предмете, явлении или виде деятельности. У.в. составляет 15 минут. Длительность У.в. различают по видам: непроизвольное – до 15 минут, произвольное – до 45 минут, послепроизвольное – до 9 минут.
Устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение сравнительно длительного времени оставаться непрерывно сосредоточенным на том или ином объекте. Это свойство внимания выступает как одно из наиболее существенных и основных, так как создает человеку возможность детально исследовать те или иные объекты.
Состоянием, противоположным устойчивости, является колебание внимания, т. е. его периодические отвлечения или ослабление.
* * *
свойство внимания, определяемое временем, в течение которого концентрация внимания сохраняется на относительно высоком уровне. У. в. зависит от осмысленности деятельности, ее трудности, интереса к ней со стороны субъекта, а также его индивидуальных особенностей, включая особенности волевой сферы личности, силу нервной системы и др. У. в. не означает его неподвижности.
Полезное
Смотреть что такое «устойчивость внимания» в других словарях:
Устойчивость внимания (attention span) — У. в. это продолжительность времени, в течение к рого испытуемый способен концентрироваться на определенном объекте или теме. Иначе говоря, это время, в течение к рого тема или объект могут удерживаться «в фокусе» сознания. Новизна или изменения … Психологическая энциклопедия
УСТОЙЧИВОСТЬ — (англ. tolerance, stability). 1. У. внимания. См. Внимание. 2. Помехоустойчивость. См. Помехоустойчивость оператора. 3. Нравственная У. личности способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных им нравственных … Большая психологическая энциклопедия
ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость … Психомоторика: cловарь-справочник
ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком л. объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание … Психомоторика: cловарь-справочник
ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ — совокупность приемов и методов, направленных на психологическое изучение и измерение качеств внимания (его распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости). Исследование внимания имеет большое значение в операторской деятельности, в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Концентрация внимания — удержание внимания на каком либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона. Концентрация внимания является одним из свойств внимания. Другие свойства внимания: устойчивость … Википедия
Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… … Википедия
Внимательность — ВНИМАНИЕ избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме… … Википедия
Ум — Гравюра из книги Роберта Фладда Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysic … Википедия
Ум — I. В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений: 1) восприятия и их интеллектуальную переработку, 2) изменения эмоционального равновесия; 3) волевые импульсы. Различение это имеет характер абстракции в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
длительное удержание внимания на предмете или к.-л. деятельности. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, степени подвижности и изменчивости объекта, характера деятельности, отношения к делу, от сложившихся привычек и т.д. Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, к-рый не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей В.у. чаще всего определяется сочетанием этих факторов, вместе взятых.
На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 с, после чего начинает отвлекаться. Если человек активно действует с объектом (напр., не просто пассивно смотрит в одну точку географической карты, а изучает рельеф и ландшафт к.-л. района на карте), то устойчивое внимание может
сохраняться 15-20 мин. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения (на несколько секунд), дающие возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает В.у., но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 мин и более. Чем младше школьник и чем труднее учебный материал, тем чаще должны быть кратковременные перерывы. Но злоупотреблять ими не следует, т.к. при частых и длительных перерывах все труднее будет вновь втягиваться в работу.
Поддержание устойчивого произвольного внимания у уч-ся зависит от ряда условий.
1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, личной и общественной значимости цели деятельности.
2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределенную задачу слушать ответ вызванного к доске товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит конкретную задачу следить, как отвечает урок вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом случае школьник внимательно относится к ответу товарища, необходимость быть внимательным вполне осознана.
3. Привычные условия работы. Если школьник готовит уроки в строго определенное время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создает установку на произвольное внимание.
4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, к-рую выполняет ученик, может и не вызвать у него непосредственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели. Ежедневные однообразные и утомительные упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, поскольку он осознает их роль в достижении заветной цели стать перворазрядником по фигурному катанию.
5. Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Многие уч-ся вообще могут поддерживать произвольное внимание только в спокойной обстановке, тишине. Но если даже ученик и привык работать в неблагоприятной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значительно снижается качество (возрастает число ошибок, поправок) и кол-во (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы уч-ся.
Сами уч-ся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния нек-рых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно занимаются и им не мешает радио или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим внимание уч-ся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен. Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, к-рый доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимание, но иногда даже усиливают его. Абсолютная, «мертвая» тишина не повышает, а снижает эффективность умственной работы, т.к. сосредоточить внимание на работе становится очень трудно: постепенно возникает сонливое состояние.
Экспериментально доказано, что дети, обучающиеся в классе с совершенно гладкими белыми стенами, без к.-л. рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах усваивают предмет хуже, чем школьники, размещенные в классной комнате с окрашенными стенами, картинами, рисунками и таблицами на стенах, цветами на подоконниках и приятным видом за окнами.
Согласно физиологическим данным, при устойчивом внимании очаг оптимальной возбудимости достаточно устойчив или колеблется в пределах только тех участков коры; к-рые регулируют одну и ту же деятельность.
Что такое устойчивость внимания
Исследованием проблемы внимания занимались выдающиеся ученые: нейрофизиолог Николай Александрович Бернштейн, психологи Роберт Сессионс Вудвортс, Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, Александр Романович Лурия, Сергей Леонидович Рубинштейн, Евгения Давыдовна Хомская, психиатр Борис Дмитриевич Карвасарский.
Внимание включено в другие познавательные процессы и отделить его от них, изучать внимание в чистом виде практически невозможно. Вместе с тем, внимание является самостоятельным познавательным процессом, так как:
1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.
3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.
4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.
5. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Природным называется такое внимание, которое дано с рождения (от природы) и которое включается в работу автоматически, по мере созревания мозга и совершенствования происходящих в нем физиологических процессов. Такое внимание направлено на биологически значимые объекты (воду, предметы питания, физические, химические и другие факторы, благоприятствующие самосохранению, развитию организма и снятию угрозы его физическому благополучию). Оно практически не зависит от жизненного опыта, обучения и воспитания.
Социально обусловленным называется внимание, которым человек с рождения не располагает и которое он приобретает и совершенствует в процессе жизни. Например, особое внимание человека к предметам и явлениям, связанным с его культурой (книгам, музыке, инструментам, приборам, машинам и так далее).
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает стихийно, для его возникновения не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности.
Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями :
В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное. Понятие послепроизвольного внимания было введено в психологию Николаем Федоровичем Добрыниным. Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается высшей формой профессионального внимания (Константин Константинович Платонов).
Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание человека, и самим процессом внимания нет ничего, что участвовало бы в регуляции внимания.
Опосредствованным называют внимание, процессы которого регулируются с помощью различного рода дополнительных средств. К таким средствам можно отнести речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определенную сторону, указательный жест и тому прочее.
Сенсорное внимание, в свою очередь, подразделяется на тактильное, слуховое, зрительное и так далее.
Двигательное внимание обеспечивает осознание и регуляцию движений.
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
---|---|---|---|
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. | Непроизвольность, легкость возникновения и переключения. | Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности. |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи. | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. | Ведущая роль 2-й сигнальной системы (слова, речь). |
Послепроизвольное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. | Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес. |
Основные свойства внимания. Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качествами, или свойствами. Различные качества внимания связаны друг с другом, внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
На устойчивость внимания оказывают влияние следующие : увеличение сложности объекта, активность личности, эмоциональное состояние человека, отношение к деятельности, темп деятельности.
В зависимости от того, насколько значимы объекты деятельности для человека увеличивается интенсивность внимания. Интенсивность внимания в процессе выполнения в той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.
Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить свое внимание на чем-либо одном (предмете, явлении и тому прочему), отвлекаясь от остального. Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности.
Направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий называется распределенностью внимания. Возможность распределения внимания зависит от следующих условий : трудность представляет совмещение двух умственных деятельностей, легче выполнять одну двигательную и одну умственную деятельность, для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности необходимо один вид деятельности довести до автоматизма.
Возрастные особенности. Согласно Льву Семеновичу Выготскому, развитие внимания в дошкольном возрасте проходит через следующие шесть стадий. Вначале, сразу после рождения у ребенка имеется лишь непосредственное внимание по отношению к сильно действующим раздражителям, которое основано на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Такой рефлекс обнаруживается уже у младенцев в конце первого месяца жизни.
Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребенком его телодвижений и произносимых им звуков для управления вниманием взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого человека к чему-либо такому, что в данный момент времени интересует самого ребенка, он или произносит какие-либо звуки, или поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или же просто протягивает к нему руки, тем самым управляя вниманием рядом находящегося взрослого человека.
На четвертой стадии развития внимания (от 1-1,5 до 3-4 лет) постепенно с возрастанием способности понимания обращенной к ребенку речи окружающих появляется возможность произвольного управления переключением внимания ребенка. Он может по предложению взрослого перенести внимание на тот предмет, который называется старшим членом семьи.
Период сосредоточения у детей младшего дошкольного возраста не более 3—5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как внимание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности. Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга. Таким образом, на четвертой стадии развития внимания ребенок, активно осваивая речь, начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления вниманием окружающих людей.
Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребенок (от 3-4 до 5-6 лет) начинает использовать речь для управления собственным вниманием. На этот период развития внимания приходится появление у ребенка особой формы речи, которую Ж. Пиаже назвал эгоцентрической речью, и на этот же период жизни приходится начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и внимания не только ребенка, но и взрослого человека.
Такую же картину мы видим и в условиях деятельности, мало привлекательной для детей. В одном из экспериментов им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробки разного цвета. Оказалось, что дети 5,5-6,5 лет не только более длительное время (оно было примерно в 4 раза больше) могут заниматься малоинтересным для них делом, но и гораздо реже (почти в 5 раз) отвлекаться на посторонние объекты по сравнению с детьми 2,5-3,5 лет.
Отмечены также значительные индивидуальные различия в устойчивости внимания. Так, у уравновешенных детей она в 1,5-2 раза выше, чем у возбудимых. Однако, несмотря на очевидный рост устойчивости внимания к старшему дошкольному возрасту, она развита у детей еще слабо. В частности, установлено, что шестилетние дошкольники способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Увеличивается к 6 годам и внимания, составляя в этом возрасте примерно 3 объекта. Внимание ребенка постепенно начинают привлекать не только яркие предметы, но и содержание детских книг, интеллектуальные задачи, деятельность и личность взрослого человека, сверстников.
Специфика развития внимания при речевых нарушениях. Изучением особенностей внимания у детей с различными нарушениями речи занимались такие ученые, как Юлия Федоровна Гаркуши, Виктор Александрович Калягин, Наталия Львовна Карпова, Роза Евгеньевна Левина, Татьяна Сергеевна Овчинникова, Ольга Николаевна Усанова, Елена Аркадьевна Шумилова.
Сведения о характере внимания у заикающихся немногочисленны (В. А. Калягин, Э.М. Кулиев, М.И. Мерлис). В результате использования методики Мюнстерберга, которая заключалась в поиске и подчеркивании слов среди беспорядочного набора букв в максимальном темпе, В.А. Калягиным было выявлено снижение темпа выполнения задания заикающимися по сравнению с лицами без речевой патологии в 1,3 раза. Было отмечено, что лица со средней и высокой степенью заикания в среднем делали на одну ошибку больше. На основании проведенного исследования ученый делает вывод о достоверном ухудшении избирательности внимания у заикающихся.
Применение методики Шульте в модификации К.К. Платонова, направленной на оценивание объема внимания, показало, что у лиц с заиканием скорость выполнения задания зависит от пространственного расположения цифр в таблице и от времени произнесения отыскиваемых цифр. Методика Шульте-Платонова позволила получить данные о недостаточной устойчивости внимания заикающихся по сравнению со здоровыми. Анализ динамики выполнения заданий по минутам выявил склонность заикающихся выполнять задание более монотонно. Большинство ученых отмечает, что нарушение внимания у лиц с заиканием связано с восприятием речевого материала. В какой-то мере это можно объяснить различной степенью нарушения собственно речемоторного компонента, так как прослеживается связь между степенью нарушения внимания и тяжестью речевого расстройства. При этом существенно, что в наибольшей степени у заикающихся страдает именно произвольное внимание. В этом случае нарушение неречевого внимания у них может быть рассмотрено как проявление своеобразной генерализации процесса наподобие генерализации судорог.
Таким образом, внимание детей с различными речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, трудностями в сосредоточении внимания на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач на базе словесной инструкции, трудностями распределения внимания между речью и практическими действиями, ошибками внимания на протяжении всей работы, нарушениями упреждающего, связанного с анализом условий задания, и текущего (в процессе выполнения задания) видами контроля за деятельностью, проявлениями неспецифических отвлечений (например, «посмотрел в окно, по сторонам), низким уровнем произвольного внимания, которое в свою очередь приводит к несформирвоанности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Внимание
Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека в большей или меньшей степени.
Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.
К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
Концентрация внимания
Означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.
Распределение внимания
Нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.
Объем внимания
При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.
Переключение внимания
Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.
При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.
Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.
Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».
Устойчивость внимания
Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.
Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.
Другими факторами устойчивости внимания являются:
интерес к материалу
связь изучаемого материала с потребностями личности
содержательность и сложность выполняемой работы
комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа
особенности личности (например, темперамент и волевые качества).