что такое устный журнал
Устный журнал
Еще одной из форм проведения массового внеклассного мероприятия является – устный журнал.
Устный журнал – это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц». Он может быть тематическим и комбинированным.
Название тематического журнала в образной форме отражает его содержание, например, «Загадки железа», «Здравствуй, робот!» и т.п. В этом случае названия страниц раскрывают различные аспекты темы. Так, устный журнал «Здравствуй, робот!» состоит из следующих страниц:
«Детство автоматов» (рассказ об автоматических устройствах древнего мира),
«На пороге зрелости» (ознакомление учащихся с началом промышленного применения автоматических устройств),
«Вездесущая автоматика» (примеры внедрения автоматики в сферу производства, обслуживания, быта),
«От андроида к роботу» (история и перспективы развития манипуляторов).
Для того чтобы пробудить у учащихся интерес к чтению, желательно проводить тематические устные журналы, посвященные какому-либо периодическому изданию. В этом случае название устного журнала может повторять название данного издания, например «Юный техник», «Техника – молодежи» и т.п., а страницы устного журнала должны раскрывать его содержание.
Комбинированный устный журнал включает в себя разноплановую информацию – поэтому его название тоже носит общий характер: «В мире техники и труда», «Знай и умей», «Технический вестник» и т.п. В этом случае названия страниц в образной форме отражает характер заложенной в них информации:
«Музы и труд» (стихи и песни о труде, профессиях, рассказ о картинах, скульптурах, кинофильмах на тему труда и т.п.);
«Передний край» (новости техники и технологии);
«Технический калейдоскоп» (занимательные факты из разных областей техники);
«Наш телетайп» (короткие сообщения о самых последних новостях техники);
«Доблесть предков» (рассказы о знаменитых отечественных мастерах, инженерах, изобретателях);
«Гости из будущего» (демонстрация моделей машин, построенных на необычных принципах действия с объяснением);
«Записки следопыта» (различные факты из истории технического развития родного села, города, базовых предприятий, об участниках этого процесса);
«Наш труд» (сообщение о трудовых успехах какого либо класса);
«Компас» (знакомство с новой научно-популярной технической литературой);
«Приобщение к творчеству» (рассказ о работе кружков технического творчества, их успехах, демонстрация моделей).
При проведении устного журнала используются различные варианты его оформления. Например, на сцене устанавливают макет журнала большого размера. На обложке – название журнала и его эмблема. Затем ассистенты ведущих переворачивают листы, открывая новые страницы журнала, на которых написаны их названия и нарисованы эмблемы. Можно на сцене укрепить лишь обложку журнала, а отдельные его страницы по мере надобности выносить на сцену.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Е.С. Тычкина статья на тему: «Устный журнал – эффективная форма образовательной деятельности в школе».
Устный журнал – эффективная форма образовательной деятельности в школе.
Автор: Елена Сергеевна Тычкина, учитель МБОУ «СОШ №13» с. Мариинск, Г.О. Ревда, Свердловская область.
Воспитание, одна из самых сложных задач для педагога. Как увидеть достиг ли он цели? Это большой вопрос.
В арсенале учителей школы много разных методов и форм, направленных на помощь в становлении нравственных ориентиров личности. Устный журнал интересная форма воспитательной работы которая позволяет вызвать у детей эмпатию к событиям прошлых лет. Пережитые эмоции закрепляют в памяти подвиги предков и навсегда делают их неотъемлемой частью воспоминаний о людях и судьбах страны в которой мы живём, нашей общей истории.
Возможности, которые раскрывает форма устного журнала видны уже на первом подготовительном этапе работы. Материалы необходимо подбирать вместе с детьми, распределить роли в сценарии тем ученикам, которые ощутили близкие темы. В процессе подготовки и прочитывания текстов дети проникаются смыслом и содержанием событий о которых они хотят рассказать.
Часть журнала, которая освещает одну под тему, принято называть «страничкой» журнала. Общий объем обычно — 3-5 «страниц».
Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости от содержания, может быть проиллюстрировано экспонатами, слайдами, короткометражными фильмами, музыкой и т.п.
«Странички» размещают по степени их значимости: первая освещает наиболее важный вопрос, остальные конкретизируют его или освещают какие-то другие самостоятельные вопросы.
то определенным событиям.
На отдельных страничках устного журнала может быть представлено творчество самих учащихся: чтение собственных стихов, исполнение песен, демонстрация рисунков.
Когда журнал готов, приглашаются слушатели: учащиеся школы, родители, педагоги, гости.
На оформленной сцене, под музыку в сопровождении фотографий на экране, идёт информация к зрителю.
Всё что представлено в журнале даёт новые знания, вызывает эмоции, несёт образы, вызывает мысли и воспоминания, оставляет незабываемое впечатление.
После представления, можно собрать отзывы и пожелания, которые станут оценкой и одновременно позволят улучшить работу, помогут детям и учителям сделать выводы о результатах.
Устный журнал можно отнести к активной форме работы учащихся во взаимодействии с педагогом и в сотрудничестве с родителями.
Данная форма работы позволяет передать информацию в художественно- творческом оформлении, проявить самостоятельность учащихся, организовать их общение и пережить яркое событие в процессе образования.
Думаю, что устный журнал может быть использован не только во внеурочной деятельности, но и на уроках истории, литературы, искусства и других.
Устный журнал как форма внеклассной работы в школе.
Материал «Устный журнал как форма внеклассной работы в школе» дает представление об этой информационно-аналитической форме работы.Может быть полезен как классному руководителю, так и любому учителю- предметнику, ведущему внеклассную работу по своему предмету.
Просмотр содержимого документа
«Устный журнал как форма внеклассной работы в школе.»
Устный журнал как форма проведения воспитательной работы.
Яцкина Г.В. МБОУ «Топкановская ООШ».
Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер. Тематические устные журналы могут посвящаться жизни и деятельности общественных: деятелей, творчеству писателей, композиторов, ученых, каким-то определенным событиям.
Проведение устного журнала требует организаторских умений со стороны учителя или классного руководителя. Он должен вызвать у учащихся интерес к этой работе, желание подготовить и провести журнал. Особенно большая помощь со стороны учителя необходима вначале. Учащимся следует помочь подобрать редакционную коллегию, посоветовать, как лучше отобрать, расположить и преподнести собранный материал. Характер помощи учителя (классного руководителя) меняется по мере того, как учащиеся овладевают методикой проведения устного журнала: она больше относится к определению его содержания, чем к технике ведения. Работа учащихся постепенно становится более самостоятельной.
Удачи и недостатки устного журнала необходимо обсудить с учащимися, поддерживая в них стремление к проявлению инициативы и активности, желание подготовить и провести новый номер журнала.
Статья»Урок – устный журнал как одна из форм развития познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы)»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УРОК – УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»,
На смену традиционным урокам уверенно и настойчиво приходят новаторские или нетрадиционные учебные занятия, отражающие попытку выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия [1, с. 13].
Главное, что даёт использование нетрадиционных уроков в педагогической деятельности, – выработка позитивного отношения к учебному процессу у обучающихся, развитие интереса к изучаемому предмету, развитие творческой самостоятельности студентов.
Использование нетрадиционных уроков способствует достижению не только практических целей, но и содержит большие возможности для дальнейшего поддержания мотивации к учебной деятельности у студентов.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Среди них уроки «погружения», деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, театрализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы, диалоги и многие другие [4, с. 233].
Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на занятиях по русскому языку является урок – устный журнал.
Устный журнал – своеобразная форма проведения учебного занятия, которая позволяет ярко, эмоционально донести до обучающихся необходимую информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.д. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу она строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу.
Методика подготовки урока – устного журнала достаточно проста, и её можно свести к нескольким этапам.
1. Выбор названия . Название определяется целевым назначением и служит визитной карточкой журнала. Название должно быть коротким и запоминающимся, ярким, привлекательным для аудитории. В нём отражаются проблематика, направленность, содержание и даже концепция журнала.
2. Определение состава редакционной коллегии. В неё входят редактор, журналисты, художники-оформители, корректоры, верстальщики.
3. Разработка основных рубрик (страниц). Устный журнал состоит из нескольких разделов – «страниц» – раскрывающих какую-либо проблему (проблемы), подтемы. Их совокупность представляет определенное направление, тему.
4. Разработка оформления. Данный этап предполагает разработку обложки журнала и его страниц, подбор иллюстративного материала.
5. Подготовка конкретного номера. Осуществляется работа по выпуску конкретного номера журнала.
Данный вид нетрадиционного урока был использован при проведении открытого учебного занятия по русскому языку «Жанры публицистического стиля (устный журнал «Командор полярных морей)» в рамках реализуемого в техникуме долгосрочного проекта «Мост через время: любопытная старина, интересные современники. От реального училища к Курскому электромеханическому техникуму».
Проект посвящен изучению истории Курского реального училища, в здании которого в настоящее время размещен один из учебных корпусов ОБПОУ «КЭМТ». В числе выпускников Курского реального училища выдающийся русский ученый-гидрограф, исследователь полярных морей Н.В. Морозов.
Изучение одной из главных тем русского языка – жанры публицистического стиля – осуществляется на основе сбора, изучения, анализа, систематизации краеведческих научных и научно-популярных источников, освещающих жизнь и научную деятельность Н.В. Морозова, а также отбора необходимых сведений для выполнения заданий, направленных на изучение жанров публицистического стиля.
На подготовительном этапе к учебному занятию группе студентов было предложено выполнить творческую исследовательскую работу о жизненном пути и научном наследии полярного исследователя, выпускника Курского реального училища Н.В. Морозова. Созданные студентами тексты публицистического стиля – заметка «Географическая карта рассказывает», публицистического статья «Знаток полярных морей», путевой очерк «По следам забытой экспедиции», а также перечень вопросов для интервью с приглашенной на урок действительным членом Русского географического общества, правнучкой Н.В. Морозова, участником и консультантом проекта «История техникума» О.В. Максимовой, по ходу учебного занятия становятся страницами коллективно создаваемого устного журнала «Командор полярных морей».
Группа студентов («редакторы», «дизайнеры», «верстальщики»), используя информационно-коммуникационные технологии и ресурсы сети Интернет, подготовила оригинал-макет журнала «Командор полярных морей». Один из экземпляров журнала был передан в дар О.В. Максимовой, правнучки ученого.
На уроке были использованы различные методы и формы работы: прием «Верные – неверные утверждения» (повторение основных сведений о публицистическом стиле), словарная работа (определение значения слов «заметка», «статья», «очерк», «интервью» и подбор к ним однокоренных слов), прием «ПОПС – формула» (составление по заданному началу предложений (рефлексия урока)) и др.
В качестве домашнего задания обучающимся было предложено написать открытое письмо-эссе, адресованное Н.В. Морозову. Эссе – один из самых сложных видов творческих письменных работ обучающихся. Этот вид деятельности студентов привлекает педагога тем, что в ходе написания эссе развивается речевая культура обучающихся.
Таким образом, использование такого вида нетрадиционного урока, как урок – устный журнал, позволяет на конкретном краеведческом материале расширить представление обучающихся о жанрах публицистического стиля речи, сформировать у студентов интерес к истории своего учебного заведения, а также привлечь обучающихся к участию в исследовательской деятельности, способствующей их личностному развитию.
1. Богосвятская А.И. Современный урок: гармония, вдохновение, фантазия (биоадекватные уроки литературы). Методическое пособие. – Севастополь: КАНОН, 2013. – 124 с.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 288 с.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 278 с.
5. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 87 с.
Как провести «устный журнал»
Устный журнал – одна из форм как классной, так и внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.
Цель его проведения – повышение интереса к предмету, воспитание языковой культуры, развитие речи и творческих способностей учащихся.
Выделяются устные журналы двух типов:
1) тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос;
2) обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке и др.
Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того эта форма работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной. В устный журнал включаются доклады и сообщения учащихся, которые могут быть подготовлены самостоятельно, разумеется, при соответствующей помощи учителя. При подготовке этих сообщений учащиеся могут использовать научно-популярную и научную литературу, справочники и словари.
Устный журнал отличается от других внеклассных занятий широтой информации, и, как правило, включает в себя несколько страниц, обычно 4-6. Привлекательность его сказывается в том, что форма проведения может включать многое элементы занимательности: наглядность (в оформлении зала, заставки к страницам, иллюстрации к выступлениям), драматизацию (некоторые страницы могут представлять собой инсценировки).
Занимательность журнала выдвигает особые требования к названию журнала и его страниц: они должны выполнять рекламную функцию. Обычно последняя страница содержит развлекательный материал. При ее проведении в действие активно вовлекаются зрители: проводятся конкурсы, викторины, аукционы, предлагаются загадки, кроссворды.
Проведение устного журнала требует от учителя хороших организаторских умений. Учитель должен ввести учеников в работу: рассказать, что такое устный журнал, зажечь школьников идеей его проведения, назвать источники, в которых можно найти материал, дать советы, как его лучше подать, выделить ответственных за каждую страницу (при сменной редколлегии назначается редактор, заместитель редактора, заведующие отделами, художник, фотокорреспондент). В процессе подготовки журнала учитель должен помочь учащимся подобрать материал, оформить его в виде сообщения, найти выразительные иллюстрации, подготовить ведущих, которые открывают каждую страницу небольшим выступлением, продумать начало и конец журнала, провести несколько репетиций. По страницам устного журнала можно выпустить бюллетень, отражающий его содержание.