что такое устав редакции сми

Статья 20. Устав редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ в статью 20 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 10 ноября 2011 г.

Статья 20. Устав редакции

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

ГАРАНТ:

Об учредительных документах юридического лица см. Гражданский кодекс РФ

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 настоящего Закона

Источник

Устав СМИ

Устав СМИ – устав редакции СМИ

Законодательство о СМИ устанавливает обязанность каждого средства массовой информации иметь устав редакции. Его называют по-разному: устав газеты, устав журнала, устав телекомпании. Однако если устава редакции нет, свидетельство о регистрации СМИ может быть недействительным. То есть само существование вашего СМИ может оказаться под угрозой.

Создание устава редакции

Создание устава редакции СМИ – непростой процесс. В уставе редакции определяются:

Таким образом, устав редакции СМИ, как и устав юридического лица, ООО или ЗАО, сложный документ, кажущийся простым. Однако позднее, при возникновении тех или иных ситуаций, оказывается, что их можно и нужно было предусмотреть в уставе, однако этого не было сделано, так как использовались выдуманные, типовые уставы.

Устав редакции и устав организации

Устав редакции СМИ может быть одновременно уставом предприятия. Однако в этом случае он должен соответствовать требованиям как законодательства о СМИ, так и законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Типовой устав редакции (модельный устав редакции)

Типовой устав газеты, модельный устав телекомпании – это верный путь для возникновения больших конфликтов в будущем: при смене собственника, при реорганизации, при значительном увеличении количества журналистов. Однако, если Вам все же хочется сэкономить деньги сейчас, чтобы в будущем иметь проблемы – получайте тот самый “типовой устав редакции”, и вопросы возникнут в самых неподходящий момент.

Источник

Статья 20. Устав редакции

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Комментарий к ст. 20 Закона о СМИ

В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, журналисты редакции, то есть лица, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанные с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающиеся такой деятельностью по ее уполномочию. В принятии участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции. Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.

Учитывая принцип свободы договора, учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание предусмотренные законодательством последствия непринятия или неутверждения устава в трехмесячный срок с момента первого выхода в эфир (ч. 3 ст. 15 комментируемого Закона) и непредставления в тот же срок копии устава в регистрирующий орган. Учредитель не имеет правовых «рычагов» для внесения изменений в предлагаемый ему на утверждение устав редакции, однако на практике статус учредительства зачастую понимается несколько превратно.

Отдельно стоит провести параллели с уставом как учредительным документом хозяйственных обществ, производственных кооперативов, общественных, религиозных и некоторых иных организаций (см. ст. 89 ГК РФ об уставе общества с ограниченной ответственностью, ст. 106.2 ГК РФ об уставе производственного кооператива, ст. 123.5 ГК РФ об уставе общественной организации, ст. 123.9 ГК РФ об уставе ассоциации, союза, ст. 123.20 ГК РФ об уставе фонда, ст. 123.27 ГК РФ об уставе религиозной организации).

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное комментируемой статьей, не является процедурой государственной регистрации устава.

ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 25 ноября 2013 г. N А21-10380/2012 указал, что комментируемый Закон не предусматривает процедуру государственной регистрации устава редакции средства массовой информации и такого документа, как устав газеты, а направление копии устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган, что предусмотрено ст. 20 комментируемого Закона, не является процедурой государственной регистрации устава, вступление в действие которого непосредственно связано с моментом такой регистрации.

Подведем итог. Исходя из содержания комментируемой статьи и судебной практики, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным на регистрацию в Роскомнадзор (его территориальные органы).

Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет содержание устава. Перечень предложенных к урегулированию в уставе вопросов не является исчерпывающим. Возможно закрепление в уставе и иных аспектов деятельности редакции СМИ.

Часть третья комментируемой статьи допускает в некоторых случаях регламентацию взаимоотношений между учредителем и редакцией не уставом, а договором. Подобный договор может быть заключен учредителем либо с редакцией, либо с главным редактором. Заключение такого договора возможно всего в двух ситуациях:

— коллектив редакции состоит менее чем из десяти человек. В этом случае договор вообще будет действовать вместо устава;

— договор заключается только до принятия устава и с момента утверждения устава учредителем прекращает свое действие.

Если редакция средства массовой информации регистрируется в качестве юридического лица, то устав редакции может также быть и уставом юридического лица, если соответствует всем требованиям, предъявляемым к уставам предприятий ГК РФ и иным законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности.

3. Комментируемой статьей закреплена также обязанность редакции представлять копию устава (или договора) в трехмесячный срок в регистрирующий орган. В противном случае возможно наложение административной ответственности в виде штрафа на основании ст. 13.23 КоАП РФ. Штраф налагается в следующих размерах:

В силу подп. 5.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций регистрирует средства массовой информации. Статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регулирующая содержание государственных реестров, не указывает на устав редакции, не являющийся учредительным документом. Соответственно, в Федеральную налоговую службу устав редакции (как иной документ, нежели учредительный) представлять не требуется.

При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушения порядка представления в регистрирующий орган копии устава редакции или заменяющего его договора Роскомнадзор или его территориальный орган составляют протокол об административном правонарушении в отношении учредителя (учредителей) средства массовой информации. Срок привлечения к административной ответственности по ст. 13.23 КоАП РФ исчисляется со следующего дня после истечения срока направления в регистрирующий орган копии устава редакции или заменяющего его договора в соответствии с требованиями комментируемой статьи, т.е со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации «прибавляется» три месяца и один день.

См.: распоряжение Роскомнадзора от 29 июня 2012 г. N 21 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».

В случае обнаружения нарушения порядка утверждения и изменения устава редакции, а также отсутствия в нем обязательных сведений, названных в ч. 2 комментируемой статьи, должностное лицо вправе выдать предписание учредителю (учредителям) средства массовой информации с требованием об устранении нарушения, установив при этом срок исполнения данного требования. В случае неисполнения данного требования составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства).

При представлении копии устава (или, если вместо устава действует договор, то данного документа) в регистрирующий орган редакция может специально отметить в нем элементы, составляющие коммерческую тайну, и, соответственно, требовать сохранения конфиденциальности данных сведений. Если сотрудниками регистрирующего органа разглашена ставшая известной им по работе информация, представляющая коммерческую тайну, они обязаны возместить пострадавшей редакции убытки (включая упущенную выгоду), причиненные таким разглашением (ч. 2 п. 2 ст. 139 ГК РФ).

Источник

«Рекомендации по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций для редакций сетевых изданий»

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МАССОВЫХ

КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ РЕДАКЦИЙ СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЙ

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере средств массовой информации направляем в Ваш адрес разъяснения по отдельным актуальным вопросам.

В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.

Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.

Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное статьей 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.

Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор. В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции (ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.

Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ, не требуется.

Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.

Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.

В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.

Необходимо при этом учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.

Если в составе медиа-холдинга объединены редакции различных средств массовой информации, которыми руководят редакторы, необходимо создавать такой орган управления как главный редактор и указывать в уставах редакций и выходных данных сведения о главном редакторе.

2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ.

Каждый выпуск сетевого издания должен содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;

5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Все вышеперечисленные сведения являются обязательными для указания в выходных данных.

При подготовке выходных данных необходимо особое внимание обратить на то, что:

— наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в записи о государственной регистрации средства массовой информации;

— необходимо указывать всех соучредителей СМИ;

— в случае временного отсутствия главного редактора допускается указание фамилии и инициалов и.о. главного редактора или врио главного редактора;

— знак информационной продукции должен соответствовать содержанию распространяемой информации и классификации, установленной Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Кроме того, в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ, зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер государственной регистрации СМИ.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо требования к месту размещения выходных данных.

Размещение на страницах сетевого издания web-ссылки на выходные данные средства массовой информации, при переходе по которой открывается файл копии свидетельства о регистрации средства массовой информации, и указанные в копии данные совпадают с информацией, имеющейся в регистрационном деле средства массовой информации, свидетельствует об указании неполных выходных данных сетевым изданием и, как следствие, не является соблюдением требований ст. 27 Закона о СМИ, поскольку не отображают сведения об адресе электронной почты и номера телефона редакции, даже при наличии знака информационной продукции.

Дополнительно сообщаем, что в случае размещения сетевым изданием материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).

Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», понимающем под информационным агентством «организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации». Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.

Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.

Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.

Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.

Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа:

— на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;

3. Соблюдение требований статьи 11 Закона о СМИ.

— изменение состава соучредителей;

— изменение наименования (названия);

— изменение языка (языков);

— изменение примерной тематики и (или) специализации СМИ;

— изменение территории распространения продукции СМИ;

— изменение формы и (или) вида периодического распространения массовой информации

допускается лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации.

Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация средства массовой информации.

Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа:

— на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

В ч. 2 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, обязывающие учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

— изменении местонахождения (адреса) учредителя и (или) редакции;

— изменение периодичности выпуска средства массовой информации;

— изменение максимального объема средства массовой информации;

— принятии решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности СМИ.

Уведомление представляется в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений в письменной форме непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление может быть представлено в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. В случае, если уведомление подано неуполномоченным лицом или сведения, содержащиеся в нем, не соответствуют действительности, такое уведомление подлежит возврату.

Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.

Необходимо учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.

Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.

Отдельно отмечаем, что Законом о СМИ не предусмотрено, что средства массовой информации с определенной периодичностью распространения («ежеквартально», «один раз в месяц», «два раза в неделю») и так далее должны выходить в свет в определенный день. Конкретная дата выхода в свет очередного выпуска издания определяется редакцией средства массовой информации.

Максимальный объем сетевых изданий указывается в соответствующих единицах измерения информации (например, в байтах).

При изменении максимального объема СМИ учредитель обязан письменно уведомить Роскомнадзор.

Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в реестре зарегистрированных СМИ, в случае изменения наименования учредителя (соучредителей) учредитель может воспользоваться правом на внесение изменений в запись о регистрации СМИ и обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме, утвержденной приказом Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации», с приложением необходимого комплекта документов и уплатой государственной пошлины по реквизитам, указанным на официальном сайте соответствующего регистрирующего органа.

Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента поступления заявления в Роскомнадзор.

Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *