что такое условие отгрузки
При этом продавец не обязан загружать товарную партию на транспортное средство, предоставленное получателем, а также производить действия, связанные с таможенным оформлением (но содействовать в его осуществлении) и страхованием.
Поэтому покупателю необходимо с осторожностью выбирать условия поставки EXW Incoterms 2020, ведь только он будет нести все возможные риски при загрузке и перевозке продукции, а также самостоятельно заниматься таможенным оформлением товарной партии. Тогда как на продавце лежат минимальные обязанности – уведомить о готовности продукции и открыть двери своего склада.
Этот термин не может использоваться в случае, если покупатель не имеет возможности самостоятельно выполнить экспортное таможенное оформление продукции, в этом случае целесообразно использовать условия FCA.
Стороны внешнеторгового договора при использовании условий поставки EXW Incoterms 2020 только с помощью дополнительных соглашений могут поручить продавцу погрузку товара, её экспортное оформление и оплату вывозных таможенных пошлин и сборов.
Термин может применяться при перемещении товара любым типом транспорта, включая смешанные перевозки и использование собственного транспорта покупателя без привлечения сторонних перевозчиков и заключения договора на перевозку.
Цена EXW означает, что договорная (прописанная в инвойсе) цена включает в себя лишь конечную стоимость продукции без учёта расходов по экспортному оформлению и доставке.
На практике использование базиса поставки EXW Incoterms 2020 в классическом варианте без дополнительных услуг, не включённых в цену и оплачиваемых дополнительно, практически невозможно.
Как правило, загрузка на складе отправителя силами покупателя технически трудна из-за невозможности использовать последним собственной погрузочной техники и персонала. Экспортное таможенное оформление во многих странах, в том числе и в ЕАЭС предполагает, что только лицо, зарегистрированное в этой стране, может подавать декларацию и оплачивать платежи. Именно поэтому покупателю-нерезиденту приходится прибегать к помощи посредников и агентов.
Базис поставки EXW Incoterms 2020 очень удобно использовать, когда несколько товарных партий покупатель забирает у разных производителей и аккумулирует для дальнейшей перевозки и растаможки.
Правила представляют собой сокращенные по первым трем буквам внешнеторговые термины, отражающие сложившуюся в мире коммерческую практику.
Первая редакция была опубликована в 1936 году, затем она подвергалась изменениям и правкам в 1953, 1967, 1976 годах. С 1980 года Инкотермс стал периодически редактироваться каждые десять лет, и обновлялся в 1990, 2000, 2010 и 2020 годах соответственно.
Инкотермс 2020 вступил в силу с первого января 2020 года, однако использование старых редакций также возможно в настоящее время. Именно поэтому при упоминании условий поставки необходимо указывать редакцию Правил с указанием конкретного года.
Правила Инкотермс не заменяют внешнеторговый контракт, а только позволяют значительно сократить и упростить его. Унифицированные условия не регламентируют переход права собственности на товарную партию, не указывают стоимость единицы продукции или способы оплаты. Они лишь фиксируют распределение между сторонами сделки купли-продажи обязательств и финансовых расходов, таких как: оплата перевозки, разгрузки товарной партии, таможенное оформление, уплата налогов и пошлин, страховка, а также передача рисков в случае потери и возможных повреждений продукции.
В новых правилах Инкотермс ожидались большие изменения по сравнению с предыдущими версиями (исключение некоторых терминов, унификация по видам транспорта и т.д.), однако эти ожидания не оправдались.
Ни одного термина не было удалено или добавлено в новой редакции. Лишь один базис поставки сменил своё название: DAT переименован в DPU. При этом переименование носит скорее технический характер. Как и в предыдущей версии некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам и не стали универсальными.
Изменилось одно из самых распространённых базисов поставки (FCA), теперь его применение позволяет сторонам сделки договориться, что покупатель может указать перевозчику выдать морской коносамент с бортовой записью продавцу. Это позволит последнему в короткие сроки выполнить условия аккредитива.
Также нововведения коснулись условий CIP, размер страховой суммы возрос и должен превышать 110 процентов от стоимости страхуемой товарной партии.
В новой редакции также даны разъяснения по поводу таможенного оформления продукции на границе и введено новое понятие «безопасность транспорта».
Как продавцу, так и покупателю в новой редакции Правил разрешено пользоваться для перевозки своим собственным транспортом, а не заключать договор с третьим лицом, передавая эту услугу на аутсорсинг.
В Инкотермс 2020 существует 4 группы базисных условий поставок продукции (E, F, C и D). Они делятся согласно распределению обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.
Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)
Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)
При этом транспортировка до назначенного пункта, возможные расходы, связанные с транзитом по территории иностранного государства и оплатой таможенных складов в случае задержек оформления, оплачивается продавцом, а импортное таможенное оформление и разгрузка при прибытии остаётся обязанностью покупателя. При необходимости переложить и таможенное оформление в стране прибытия на продавца используют термин DDP Incoterms 2020.
Условие поставки DAP появилось в унифицированных правилах только в 2010 году. После принятия новой редакции в 2020 году в них не было внесено никаких изменений.
Термин может применяться при перемещении товара любым типом транспорта, включая комбинированные перевозки и использование собственного транспорта без привлечения сторонних перевозчиков и заключения договора на транспортировку продукции.
Все риски до момента передачи товара для выгрузки покупателю в назначенном пункте несёт продавец. Важно отметить и оговорить во внешнеторговом договоре ситуацию, при которой товарная партия не может быть передана из-за задержек в импортном таможенном оформлении, лежащем в зоне ответственности покупателя. Соответственно при невозможности провести таможенную очистку в установленный в договоре предельный срок, риск утери и повреждения продукции должен переходить на покупателя.
Цена DAP означает, что договорная (прописанная в счёте-фактуре) цена включает в себя конечную стоимость продукции с учётом экспортного оформления с уплатой вывозных пошлин, а также затраты на доставку продукции в назначенный пункт. Стоимость разгрузки не входят в цену.
Недостатком этих условий поставки можно назвать неудобства при использовании банковского аккредитива, так как передача продукции происходит в самом конце транспортной цепочки.
Инкотермс для чайников. Руководство по грузоперевозкам
Подпишитесь на наш канал на YouTube!
Несмотря на то, что международные грузоперевозки являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, большинство людей мало, что знают о них, тем более когда речь заходит о специальных терминах из области международной торговли.
Поэтому мы в учебном центре РУНО разработали это небольшое руководство для чайников. Почему для чайников, спросите вы?
Да всё очень просто, потому, что это руководство написано на простом обычном языке. Оно будет понятно, как начинающему предпринимателю, который хочет заняться международным логистическим бизнесом, так и человеку, которому просто интересно, что же такое Инкотермс.
Вот, что вы узнаете из данного руководства:
Что такое Инкотермс?
Когда вы должны вспоминать об Инкотермс?
Изучайте таможенные особенности стран.
Когда не стоит слушать экспедиторов?
Что не покрывают Инкотермс?
Более точно указывайте место поставки в договоре на поставку
Как Инкотермс влияют на стоимость доставки?
Как аккредитивы ограничивают выбор Инкотермс?
Какие Инкотермс сегодня используются?
Что такое Инкотермс?
Инкотермс – это транслитерация английского термина Incoterms, который расшифровывается как, International Commercial Terms, что в свою очередь переводится на русский язык, как Международные коммерческие условия.
Инкотермс – это стандартный термин, используемый во всех международных договорах, связанных с импортными или экспортными поставками товаров из одной страны в другую.
Главное назначение этого термина определить ответственность продавца и покупателя за доставку товара.
FOB (Free On Board), EXW (Ex Works) и FCA (Free Carrier) – это наиболее распространённые условия Инкотермс, которые встречаются в деловой практике международной торговли.
Поскольку по сути своей, данные условия представляют собой условия поставки, написанные с юридической точки зрения, то многие новички в мире международного бизнеса, часто попадают впросак. Они просто не понимают до конца реальный смысл каждого из условий Инкотермс. А неправильный выбор условий поставок в международной торговле, моментально превратит ваш договор в дорогой кошмар.
Когда вы должны вспоминать об Инкотермс?
Каждый раз, когда покупатель собирается подписать договор на поставку, он сначала, должен вспомнить об Инкотермс. Покупатель должен обсудить все условия поставки с продавцом, до момента подписания договора. В противном случае обычно поставщик выбирает удобные для него условия поставки, в результате чего, в процессе исполнения договора часто возникают споры между покупателем и продавцом.
Изучайте таможенные особенности стран.
Этот совет подойдёт новым импортёрам и экспортёрам в большинстве случаев. Не смотря на единые правила Инкотермс, во многих странах, существуют свои особенности при импорте или экспорте, которые необходимо учитывать при выборе условий Инкотермс.
К примеру, страны Евросоюза могут похвастаться наиболее комфортными таможенными процедурами. А вот, США – это единственная страна, которая применяет таможенные гарантии при импорте. Великобритания предоставляет своим импортёрам отсрочку по уплате таможенных пошлин, а в экспорт в Индии входит подоходный налог.
Когда не стоит слушать экспедиторов?
Некоторые экспедиторы предпочитают использовать только определённый набор условий Инкотермс в своей работе, потому, что они так привыкли и у них этот механизм отработан до автоматизма. Поэтому не удивляйтесь, если некоторые экспедиторы откажутся с вами работать из-за неподходящих для них условий Инкотермс, несмотря на то, что для вашей поставки эти условия наиболее оптимальны. В этой ситуации просто выберите себе другого экспедитора, вот и всё!
Что не покрывают Инкотермс?
Инкотермс не распространяются на права собственности, возможные форс-мажорные ситуации и нарушение договора. Поэтому эти условия обязательно включите в договор купли-продажи. Точно так же все Инкотермс, за исключением условий категории C, не отражают и не разделяют ответственность за организацию страхования между продавцом и покупателем. Поэтому за страхование груза покупателю придётся платить отдельно.
Более точно указывайте место поставки в договоре на поставку
Когда в договоре на поставку мы используем условия Инкотермс, то по правилам заполнения сразу после трехбуквенной аббревиатуры Инкотермс, должно быть указано место поставки. Например, «FCA Shenzhen Yantian CFS». Будьте точны при определении местоположения, особенно в крупных городах, где может быть несколько таможенных или транспортных терминалов, да и в самих крупных терминалах может быть несколько мест, предназначенных для поставки. Для вашего удобства вы можете воспользоваться справочником международных портов, где вы найдёте сокращённую аббревиатуру каждого порта.
Как Инкотермс влияют на стоимость доставки?
При выборе условий Инкотермс не забывайте, что разные условия поставки стоят разных денег. Например, если вы выбираете условия EXW, при доставке, то вы, как покупатель, будете нести дополнительные расходы по доставке ваших товаров от вашего поставщика в морской порт или аэропорт.
Чтобы на этапе предварительного планирования и выборе условий поставки можно было сделать правильный выбор, следует проверить стоимость транспортных расходов при всех условиях, и сопоставить с другими выгодами, которые предоставляют условия Инкотермс.
Как аккредитивы ограничивают выбор Инкотермс?
Когда в вашей международной торговой деятельности, для расчётов с поставщиками вы используете аккредитивы, то это означает, что скорее всего у вас недостаточно доверия в отношениях с вашим поставщиком. С другой стороны, на западе сегодня – это наиболее распространённый финансовый расчётный инструмент, применяемый в международной торговле.
Суть коносамента заключается в том, что продавцу необходимо предоставить в банк большое количество экспортных, транспортных документов, подтверждающих поставку, включая коносамент или авианакладную, чтобы получить свои деньги.
Наличие таких документов однозначно исключают возможность использования условий EXW.
Условия F дают определённый риск для продавца, потому, что если покупатель вдруг отменит международную доставку, то покупателю будет проблематично получить свои деньги от банка.
Использование условий поставки D возможно при наличии определённого доверия между продавцом и покупателем, потому, что при этих условиях покупатель должен оплатить стоимость транспорта, за свой счёт, до того, как получит свои деньги.
В итоге самыми благоприятными условиями поставки, которые выберут покупатель и продавец будут условия С.
Однако нужно понимать, что какие условия вы согласуете со своим банком (особенно, когда вы пользуетесь кредитными деньгами) и потом со своим покупателем и пропишите их в Аккредитив, такие условия поставщику и придётся исполнять.
Какие Инкотермс сегодня используются?
В международной торговле сегодня используются 11 вариантов условий Инкотермс.
Чтобы вам было легче понять, как происходит поставка при тех или иных условиях Инкотермс, взгляните на рисунок-схему ниже.
Если, для вас это кажется тёмным лесом, а вы хотите начать свой импортный или экспортный бизнес.
Если, вы хотите получить практический навык применения условий Инкотермс при заключении эффективных международных торговых договоров.
Если вы хотите лучше разбираться в логистике и ВЭД, где без глубокого понимания условий Инкотермс никак не обойтись.