что такое уровни власти
Уровни власти в РФ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Уровни власти в РФ
Уровни власти – это упорядоченные, вертикально расположенные ранги исполнительской деятельности, которые разделены в соответствии с порядком делегирования полномочий от высших звеньев управления низшим.
Уровни власти определяют управление на уровне территориальных образований. Количество уровней власти указывает на иерархию в принятии решений в сфере управления и в порядке передачи информации.
Уровни власти определяют способ разделения административной ответственности в организационной структуре между разными должностными функциями. Количество уровней тем больше, чем больше функций и выше степень их специализации.
В Российской Федерации выделяют следующие уровни власти:
Характеристика отдельных уровней власти
Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная или судебная) имеет свои органы управления на каждом уровне.
На федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет высший законодательный орган: Федеральное Собрание, включающее Верхнюю палату Государственную Думу и Нижнюю – Совет Федерации. Федеральный Совет осуществляет властные полномочия через принятие законов и законодательных актов, обязательных на территории всей России.
Исполнительная власть на федеральном уровне представляет собой систему федеральных органов – Правительство России и Федеральные органы исполнительной власти (федеральные агентства и территориальные органы, федеральные службы, министерства). Взаимодействие и функционирование органов государственной власти обеспечивает Президент РФ, который является гарантом Конституции и главой государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Судебная власть на федеральном уровне – это система судов федерального значения (Конституционный, Верховный и другие федеральные).
В федеративное устройство РФ входит 85 региональных парламентов, являющихся законодательными органами власти республик. Представительные органы избираются на принципах всеобщего равного и прямого избирательного права сроком на 4 или 5 лет (при тайном голосовании).
В компетенции парламентов республик входят следующие группы полномочий:
Муниципальный уровень власти представлен органами местного самоуправления, специфической формы представительного и прямого осуществления власти народом, которое происходит в муниципальных образованиях (поселения городского или сельского типа, села, города, отдельные части крупных городов).
Местное самоуправление осуществляется гражданами через референдумы, выборы или иные формы прямого волеизъявления посредством органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления регулируют и контролируют следующие вопросы:
Представительным органом на местном уровне управления является выборный орган местного самоуправления, который представляет интересы населения, принимает от его имени решения, имеющие силу на территории муниципального образования.
Что такое уровни власти
пВЭЕУФЧП СЧМСЕФУС УМПЦОППТЗБОЙЪПЧБООЩН Й НОПЗПХТПЧОЕЧЩН ПВТБЪПЧБОЙЕН. дМС ФПЗП ЮФПВЩ Ч РПМОПК НЕТЕ ХДПЧМЕФЧПТСФШ ЙОФЕТЕУЩ УЧПЙИ ЮМЕОПЧ Й ЙНЕФШ ЧПЪНПЦОПУФЙ ДМС ТБЪЧЙФЙС, ПОП ДПМЦОП ЧЩТБВПФБФШ ТЕЦЙН УБНПТЕЗХМЙТПЧБОЙС Й БДБРФБГЙЙ Л ЧОЕЫОЕК УТЕДЕ. чЩТБВПФЛБ ФБЛПК УРПУПВОПУФЙ ПЪОБЮБЕФ ХРПТСДПЮЙЧБОЙЕ ЬМЕНЕОФПЧ, РТПГЕУУПЧ, ЙОУФЙФХФПЧ Ч ТБНЛБИ ЕДЙОПК УЙУФЕНЩ, ЖПТНБ ЛПФПТПК РТЙЪЧБОБ УДЕМБФШ ЬФХ УРПУПВОПУФШ ЗМБЧОЩН ХУМПЧЙЕН ФБЛПЗП УБНПТЕЗХМЙТПЧБОЙС.
хУМПЧЙЕН ПВТБЪПЧБОЙС Й ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ФБЛПК УЙУФЕНЩ СЧМСЕФУС ПВЭЕУФЧЕООПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП, ПУОПЧОПК ГЕМША ЛПФПТПЗП ДПМЦОП УФБФШ НБЛУЙНБМШОП РПМОПЕ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ РПФТЕВОПУФЕК МАДЕК, ЧПЪНПЦОПЕ МЙЫШ РТЙ РТБЧЙМШОПК Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЬФПЗП ПВЭЕУФЧБ У ХЮЕФПН УЖПТНЙТПЧБООЩИ Ч ОЕН ВБЪПЧЩИ ГЕООПУФЕК. пУОПЧХ ЬФПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ УПУФБЧМСЕФ УПЧПЛХРОПУФШ УПГЙБМШОЩИ УЙУФЕН, ПВТБЪПЧБООЩИ ЧПЛТХЗ ЖХОЛГЙПОБМШОП ЪОБЮЙНЩИ УЖЕТ ПВЭЕУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ: ЬЛПОПНЙЛЙ, РПМЙФЙЛЙ, ТЕМЙЗЙЙ, НПТБМЙ, ОБХЛЙ, ЛХМШФХТЩ Й РТ. зМБЧОЩН ЛППТДЙОБФПТПН ЬФПЗП РТПГЕУУБ НПЦЕФ ЧЩУФХРБФШ ЗПУХДБТУФЧП, ПФЧЕФУФЧЕООПЕ ЪБ ДПУФЙЦЕОЙЕ ЛПОЛТЕФОЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ, РПМХЮЕООЩИ Ч ИПДЕ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ЬФЙИ УЙУФЕН.
хРТБЧМЕОЙЕ УПГЙБМШОПК УЙУФЕНПК ПЪОБЮБЕФ УРПУПВОПУФШ УХВЯЕЛФБ УДЕМБФШ ЕЕ ДЙОБНЙЛХ РТПЗОПЪЙТХЕНПК Й ОБРТБЧМСЕНПК. рПЬФПНХ ОБХЮОПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ ДПМЦОП ЙУИПДЙФШ ЙЪ БОБМЙЪБ ХРТБЧМСЕНПЗП ПВЯЕЛФБ Й ЧЩСЧМЕОЙС ЖБЛФПТПЧ, ПРТЕДЕМСАЭЙИ ТЕЦЙН ЕЗП ЧОХФТЕООЕК УБНПТЕЗХМСГЙЙ Й ХУФПКЮЙЧПУФЙ Л ЧОЕЫОЙН ЧПЪДЕКУФЧЙСН.
чУСЛБС УЙУФЕНБ ХРТБЧМЕОЙС ЙНЕЕФ ЛБЛ УХВЯЕЛФОХА, ФБЛ Й ПВЯЕЛФОХА РТЙТПДХ Й НПЦЕФ ВЩФШ ТБУУНПФТЕОБ ФПМШЛП У ХЮЕФПН НОПЗПХТПЧОЕЧЩИ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙК УП УТЕДПК. еУФШ УХВЯЕЛФ, ЛПФПТЩК ПРТЕДЕМСЕФ ИБТБЛФЕТ ХРТБЧМЕОЮЕУЛПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС. й ЕУФШ ПВЯЕЛФ, Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЛПФПТПЗП ЬФП ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС. уРЕГЙЖЙЛБ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС ЪБЛМАЮЕОБ Ч ФПН, ЮФП УХВЯЕЛФПН ЬФПЗП ХРТБЧМЕОЙС ЧЩУФХРБЕФ УРЕГЙБМШОП ХРПМОПНПЮЕООЩК РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩК БРРБТБФ, ПУХЭЕУФЧМСАЭЙК УЧПЙ ЖХОЛГЙЙ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ОБ РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ПУОПЧЕ.
рТЙ ЬФПН Ч УЖЕТЕ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ УРПУПВЩ ЧПЪДЕКУФЧЙС УХВЯЕЛФБ ОБ ПВЯЕЛФ: РПУФПСООПЕ Й ЬРЙЪПДЙЮЕУЛПЕ, УЙМПЧПЕ Й НСЗЛПЕ, ТБДЙЛБМШОПЕ Й РПУФЕРЕООПЕ, РТСНПЕ Й ПРПУТЕДПЧБООПЕ.
ч УПУФБЧ ПВЯЕЛФПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС УМЕДХЕФ ПФОЕУФЙ УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ РТПГЕУУЩ, ПВЭЕУФЧЕООЩЕ ЙОУФЙФХФЩ, Б ФБЛЦЕ ТБЪМЙЮОЩЕ УПГЙБМШОЩЕ ЗТХРРЩ, ДЕКУФЧХАЭЙЕ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ ДБООПЗП ЗПУХДБТУФЧБ. юФПВЩ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ УХВЯЕЛФБ ОБ ПВЯЕЛФ ВЩМП НБЛУЙНБМШОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН, ОЕПВИПДЙНП УЧПЕЧТЕНЕООПЕ Й ФПЮОПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П РПЧЕДЕОЙЙ ПВЯЕЛФБ, ЛПФПТПЕ НПЦЕФ ДБФШ ПТЗБОЙЪБГЙС РТСНЩИ Й ПВТБФОЩИ УЧСЪЕК НЕЦДХ УФПТПОБНЙ ЬФПЗП ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС.
уЙУФЕНБ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП Й НХОЙГЙРБМШОПЗП ХРТБЧМЕОЙС СЧМСЕФУС ПДОПК ЙЪ ЛМАЮЕЧЩИ ДЙУГЙРМЙО ХРТБЧМЕОЮЕУЛПЗП ГЙЛМБ. пУПВЕООПУФША ЬФПК ДЙУГЙРМЙОЩ СЧМСЕФУС БОБМЙЪ Й ПВПВЭЕОЙЕ РТБЛФЙЛЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХУФТПКУФЧБ Ч ТБЪЧЙФЩИ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙИ УФТБОБИ, ПРЙТБАЭЙИУС ОБ ЙОУФЙФХФЩ ЗТБЦДБОУЛПЗП ПВЭЕУФЧБ. рТЕДНЕФПН УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС СЧМСЕФУС ФЕТТЙФПТЙБМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ. фЕТТЙФПТЙБМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ НПЦЕФ ЧЩУФХРБФШ Ч ТПМЙ ЗПУХДБТУФЧБ, ТЕЗЙПОБ ЙМЙ МАВПЗП ДТХЗПЗП ФЕТТЙФПТЙБМШОПЗП РПУЕМЕОЙС, ТБУРПМБЗБАЭЕЗП БДНЙОЙУФТБФЙЧОЩНЙ ЗТБОЙГБНЙ, СЧМСАЭЕЗПУС УПУФБЧОПК ЮБУФША ТЕЗЙПОБ, Б ФБЛЦЕ ОБДЕМЕООПЗП ЖПТНБМШОПК УРПУПВОПУФША Л УБНПХРТБЧМЕОЙА. пУОПЧХ УЙУФЕНЩ ХРТБЧМЕОЙС ФЕТТЙФПТЙБМШОЩНЙ ПВТБЪПЧБОЙСНЙ УПУФБЧМСАФ ЧЕТФЙЛБМШОЩЕ Й ЗПТЙЪПОФБМШОЩЕ УЧСЪЙ, УПЪДБАЭЙЕ ХУФПКЮЙЧЩЕ ДМС ЛБЦДПЗП ПВТБЪПЧБОЙС УФТХЛФХТЩ ХРТБЧМЕОЙС. пРТЕДЕМСАЭЙЕ ИБТБЛФЕТ ТБВПФЩ УПУФБЧМСАЭЙИ ЬФЙ УФТХЛФХТЩ УПГЙБМШОЩИ ЙОУФЙФХФПЧ.
хТПЧОЙ ЧМБУФЙ ЪБДБАФ УРПУПВ ТБЪДЕМЕОЙС БДНЙОЙУФТБФЙЧОПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ НЕЦДХ ДПМЦОПУФОЩНЙ ЖХОЛГЙСНЙ Ч ПТЗБОЙЪБГЙПООПК УФТХЛФХТЕ. рТЙЮЕН ЮЙУМП ХТПЧОЕК ФЕН ВПМШЫЕ, ЮЕН ВПМЕЕ ПВЫЙТОЩН УФБОПЧЙФУС ЛПМЙЮЕУФЧП ЬФЙИ ЖХОЛГЙК Й ЮЕН ЧЩЫЕ УФЕРЕОШ ЙИ УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ.
зПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ УФБОПЧЙФУС ЧПЪНПЦОЩН ВМБЗПДБТС УХЭЕУФЧПЧБОЙА ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ. зПУХДБТУФЧЕООБС ЧМБУФШ СЧМСЕФУС ПТЗБОПН МЕЗЙФЙНОПЗП РТЙОХЦДЕОЙС Ч ЙОФЕТЕУБИ ВПМШЫЙОУФЧБ ОБУЕМЕОЙС РТЙ ХУМПЧЙЙ УПВМАДЕОЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ЙОФЕТЕУБ. зМБЧОЩН РТЙЪОБЛПН ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ СЧМСЕФУС ЕЕ ГЕМПУФОПУФШ, ОЕДЕМЙНПУФШ Й УХЧЕТЕООПУФШ.
уЙУФЕНОЩК ИБТБЛФЕТ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ПО ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЕДЙОУФЧП ТБУРПТСДЙФЕМШОПЗП (ЛПНБОДОП-БДНЙОЙУФТБФЙЧОПЗП) Й РБТФОЕТУЛПЗП (УПГЙБМШОП-ЛПОУПМЙДЙТПЧБООПЗП) ОБЮБМ Ч РТБЛФЙЛЕ ТЕЗХМЙТПЧБОЙС УПГЙБМШОЩИ ПФОПЫЕОЙК Й РТПГЕУУПЧ. ч ЛБЮЕУФЧЕ УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ ТЕБМЙЪХЕФ ОЕУЛПМШЛП ЖХОЛГЙК.
рТЙ ТБЪДЕМЕОЙЙ ЧМБУФЙ ОБ ЗПУХДБТУФЧЕООХА Й НХОЙГЙРБМШОХА ОЕПВИПДЙНП ХЮЙФЩЧБФШ ЗМХВПЛПЕ ЧОХФТЕООЕЕ ТБЪМЙЮЙЕ НЕЦДХ РХВМЙЮОПК Й УПГЙБМШОПК (ПВЭЕУФЧЕООПК) ЧМБУФСНЙ. пУПВЕООПУФША РХВМЙЮОПК ЧМБУФЙ СЧМСЕФУС ОЕРТЕНЕООПЕ ОБМЙЮЙЕ УБОЛГЙПООЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК, ДЕМЕЗЙТХЕНЩИ ХЮТЕДЙФЕМСНЙ ЕЕ ГЕОФТБМШОПЗП БРРБТБФБ РТЕДУФБЧЙФЕМШОПНХ ПТЗБОХ ХРТБЧМЕОЙС. рХВМЙЮОБС ЧМБУФШ ПВМБДБЕФ ЧЕТИПЧЕОУФЧПН Ч ТЕЫЕОЙЙ ЧПРТПУПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ЪОБЮЕОЙС, РХВМЙЛХС ТБУРПТСЦЕОЙС, ПВСЪБФЕМШОЩЕ ДМС ЙУРПМОЕОЙС.
чЕЛФПТ НХОЙГЙРБМШОПЗП ХРТБЧМЕОЙС ЙНЕЕФ ОБРТБЧМЕОЙЕ «УОЙЪХ-ЧЧЕТИ», ВХДХЮЙ РТЙЪЧБООЩН БДБРФЙТПЧБФШ НЕУФОЩК ФЕТТЙФПТЙБМШОЩК ЙОФЕТЕУ Л ЗПУХДБТУФЧЕООПНХ. уНЩУМ ЬФПК БДБРФБГЙЙ УПУФПЙФ Ч ПВХУФТПКУФЧЕ УТЕДЩ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЗП ПВЙФБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ, ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЙ ЕЗП РЕТЧППЮЕТЕДОЩИ РПФТЕВОПУФЕК Й ОБМБЦЙЧБОЙЙ НЕЦИПЪСКУФЧЕООЩИ УЧСЪЕК НЕЦДХ ФЕТТЙФПТЙСНЙ. пВЯЕЛФПН НХОЙГЙРБМШОПЗП ЙОФЕТЕУБ СЧМСАФУС ЧПРТПУЩ НЕУФОПЗП ЪОБЮЕОЙС, ИБТБЛФЕТ Й ПУПВЕООПУФЙ ЛПФПТЩИ НПЗХФ ВЩФШ БДЕЛЧБФОП ПУПЪОБОЩ ФПМШЛП МАДШНЙ, ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РТПЦЙЧБАЭЙНЙ ОБ ДБООПК ФЕТТЙФПТЙЙ. хДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ НХОЙГЙРБМШОПЗП ЙОФЕТЕУБ ЕУФШ ПВСЪБФЕМШОПЕ ХУМПЧЙЕ ДМС ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ПВЭЕУФЧЕООПЗП (ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП) ЙОФЕТЕУБ.
пУОПЧОЩНЙ РТЙОГЙРБНЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС СЧМСАФУС:
рТЙОГЙР ТБЪДЕМЕОЙС ЧМБУФЕК, ЧЧЕДЕООЩК Ч 1748 З. жТБОГХЪПН ы. нПОФЕУЛШЕ (1698-1755), РТЕДРПМБЗБЕФ ТБЪДЕМЕОЙЕ ЕДЙОПМЙЮОПК ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ ОБ ФТЙ УЖЕТЩ: ЪБЛПОПДБФЕМШОХА, ЙУРПМОЙФЕМШОХА Й УХДЕВОХА, ЮФП ДПМЦОП УМХЦЙФШ ХУМПЧЙЕН ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП ЛПОФТПМС ЪБ ДЕСФЕМШОПУФША ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП БРРБТБФБ. уЙУФЕНБ УДЕТЦЕЛ Й РТПФЙЧПЧЕУПЧ, РТЕДУФБЧМЕООБС ТЕБМЙЪБГЙЕК РТЙОГЙРБ, УРПУПВУФЧХЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙА УВБМБОУЙТПЧБООПК РПМЙФЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЩ, ПФЧЕЮБАЭЕК РТЙЪОБЛБН УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ Й ГЕМЕУППВТБЪОПУФЙ.
рТЙОГЙР ЛПНРМЕНЕОФБТОПУФЙ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ХУФБОПЧЛПК ОБ ОЕРТЕТЩЧОПУФШ Ч УФТХЛФХТЕ ЧМБУФЙ. рТЙОГЙР ОБГЕМЙЧБЕФ ОБ УПЪДБОЙЕ ХУМПЧЙК ТБЧОПНЕТОПЗП ТБУРТЕДЕМЕОЙС ЧМБУФОЩИ ЖХОЛГЙК Ч ТБЪТЕЪЕ ЧУЕК ЧЕТФЙЛБМЙ ХРТБЧМЕОЙС РП ТБЪМЙЮОЩН ФЕТТЙФПТЙБМШОЩН ХТПЧОСН. иБТБЛФЕТОЩН РТЙЪОБЛПН ТБЧОПНЕТОПЗП ТБУРТЕДЕМЕОЙС ЧМБУФЙ Ч УФТХЛФХТЕ ХРТБЧМЕОЙС СЧМСЕФУС ЧЩДЕМЕОЙЕ ЧМБУФОЩИ РПМОПНПЮЙК ЛБЛ УЧЕТИХ, ФБЛ Й УОЙЪХ.
рТЙОГЙР УХВУЙДЙБТОПУФЙ ПРТЕДЕМСЕФ РТПГЕДХТХ ТБУРТЕДЕМЕОЙС Й РЕТЕТБУРТЕДЕМЕОЙС РПМОПНПЮЙК НЕЦДХ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙНЙ ХТПЧОСНЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ. дЕКУФЧЙЕ РТЙОГЙРБ ПРТЕДЕМСЕФ ХУФПКЮЙЧХА РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ЙУРПМОЕОЙС ЧМБУФОЩИ РПМОПНПЮЙК ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙНЙ ПТЗБОБНЙ Й РПТСДПЛ ТБУРТЕДЕМЕОЙС ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЬФЙИ ПТЗБОПЧ РЕТЕД ОБУЕМЕОЙЕН. рЕТЕДБЮБ РПМОПНПЮЙК ОБ ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙК ХТПЧЕОШ ХРТБЧМЕОЙС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЬФЙН РТЙОГЙРПН НПЦЕФ ВЩФШ ПУХЭЕУФЧМЕОБ ФПМШЛП РТЙ ХУМПЧЙЙ ОЕЧПЪНПЦОПУФЙ ЙИ ЙУРПМОЕОЙС ОБ ОЙЪЫЕН ХТПЧОЕ.
рТЙОГЙР УХВУЙДЙБТОПУФЙ ЙНЕЕФ ДЧБ ЙЪНЕТЕОЙС: ЧЕТФЙЛБМШОПЕ Й ЗПТЙЪПОФБМШОПЕ. чЕТФЙЛБМШОПЕ ЙЪНЕТЕОЙЕ ЧЛМАЮБЕФ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ ЧМБУФОЩИ РПМОПНПЮЙК НЕЦДХ ХТПЧОСНЙ ЧМБУФЙ Ч ОБРТБЧМЕОЙЙ ПФ НЕУФОПК ЧМБУФЙ Л ЗПУХДБТУФЧЕООПК. зПТЙЪПОФБМШОПЕ ЙЪНЕТЕОЙЕ ПИЧБФЩЧБЕФ РТПГЕДХТХ ТБУРТЕДЕМЕОЙС РПМОПНПЮЙК НЕЦДХ ЧЕФЧСНЙ ЧМБУФЙ ОБ ЖЕДЕТБМШОПН, ТЕЗЙПОБМШОПН ЙМЙ НЕУФОПН ХТПЧОСИ.
рТЙОГЙР УХЧЕТЕООПУФЙ РТЕДРПМБЗБЕФ ОБМЙЮЙЕ ЖБЛФЙЮЕУЛПК ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ ЛБЛ УХЭЕУФЧЕООПЗП РТЙЪОБЛБ ЗПУХДБТУФЧБ. зПУХДБТУФЧЕООЩК УХЧЕТЕОЙФЕФ ПЪОБЮБЕФ «ЧЕТИПЧЕОУФЧП Й ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ ЧМБУФЙ, РПДЮЙОЕООПК РТБЧХ, НПОПРПМЙА ОБ РТЙОХЦДЕОЙЕ Ч ТБНЛБИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТБЧПНПЮЙК Й ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ Ч ТБНЛБИ НЕЦДХОБТПДОПЗП РТБЧПРПТСДЛБ».
рТЙОГЙР ДЕНПЛТБФЙЪНБ ОБГЕМЙЧБЕФ ОБ ОЕПВИПДЙНПУФШ БЛФЙЧОПЗП ХЮБУФЙС ЗПТПДУЛПЗП ОБУЕМЕОЙС Ч РТЙОСФЙЙ ТЕЫЕОЙК ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП Й НХОЙГЙРБМШОПЗП ЪОБЮЕОЙС.
рТЙОГЙР ЗПНПЗЕООПУФЙ ПФПВТБЦБЕФ РТЕЙНХЭЕУФЧП ЖЕДЕТБМШОПЗП РТБЧБ РЕТЕД ТЕЗЙПОБМШОЩН.
зПУХДБТУФЧЕООПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УМПЦОЩК РТПГЕУУ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙИ ЬМЕНЕОФПЧ, ТЕЪХМШФБФПН ЛПФПТПЗП УФБОПЧЙФУС ПУПВБС УЙУФЕНБ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС, ПВХУМБЧМЙЧБАЭБС УРПУПВ Й ИБТБЛФЕТ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС УПУФБЧМСАЭЙИ ЕЕ УПГЙБМШОЩИ ЙОУФЙФХФПЧ. пУОПЧХ УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС УПУФБЧМСАФ ЮЕФЩТЕ ЬМЕНЕОФБ.
ч НЙТПЧПК РТБЛФЙЛЕ УМПЦЙМЙУШ ФТЙ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ НПДЕМЙ:
лМАЮЕЧЩНЙ РПМПЦЕОЙСНЙ ФЕПТЙЙ дЦ.н. лЕКОУБ (1883-1946), УПУФБЧЙЧЫЙНЙ ПУОПЧХ ЛЕКОУЙБОУЛПК НПДЕМЙ, СЧМСАФУС:
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
Основные понятия: орган государственной власти, государственное устройство РФ, уровни государственной власти, ветви государственной власти, Федеральное собрание, функции Федерального собрания, палаты Федерального собрания, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, полномочия Правительства РФ, судебная власть в Российской Федерации, Президент РФ, полномочия Президента РФ, функции Президента РФ
Орган государственной власти (государственный орган) — часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции (полномочий) между органами, относящимися к этим трём ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.
Государственное устройство РФ
Глава государства — Президент РФ
Уровни государственной власти
Ветви государственной власти
Законодательная (представительная)
Исполнительная
Судебная
Система федеральных органов государственной власти
Федеральное собрание — парламент РФ
— Федеральные министерства и ведомства
— Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
— Конституционный суд РФ
— Другие федеральные суды
Система региональных органов государственной власти (субъектов РФ)
Государственные собрания, законодательные собрания, думы и т. д.
— Правительства (в республиках)
— Администрации, мэрии (в других субъектах РФ)
— Региональные министерства, управления, департаменты, комитеты и т.д.
— Конституционные суды (в республиках)
— Уставные суды (в других субъектах РФ)
Высшая законодательная власть в Российской Федерации
Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих свободных выборов.
Функции Федерального собрания
Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование
Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный, переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим
Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета
Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, даёт согласие на введение чрезвычайного положения
Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия
Государственная Дума (Нижняя палата)
Совет Федерации (Верхняя палата)
Особенности формирования
Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах
Состоит из 170 членов (исходя из 85 субъектов РФ): по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством
Предмет ведения
Высшая исполнительная власть в Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ — высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Процедура формирования Правительства РФ
Полномочия Правительства РФ
Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.
Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, другие структуры
Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты, другие структуры
Управление осуществляют министерства, государственные корпорации
Обеспечивают министерства: обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, другие структуры
Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения
Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплён перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счёт образования новых федеральных органов исполнительной власти.
Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.
Судебная власть в Российской Федерации
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Институт президентства в Российской Федерации
Потребность обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами
Политическая необходимость поста президента
Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей государственной власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти
Правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ
Правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ
Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ
Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Сфера деятельности
Основные полномочия
Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Подписывает федеральные законы
Правовой статус личности
Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осуждённых за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания
Федеративное устройство государства
Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ
Отношения с парламентом
Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке
Отношения с органами исполнительной власти
Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Формирует Администрацию Президента РФ
Отношения с органами судебной власти и прокуратурой
Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложения об освобождении его от должности
Оборона и безопасность страны
Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ. Формирует и возглавляет Совет безопасности. Вводит в случае необходимости и в порядке, определённом Конституцией РФ, на территории России или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение
Осуществляет руководство внешней политикой РФ. Ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Подписывает верительные и отзывные грамоты
Срок полномочий Президента РФ составляет 6 лет.
Основные функции Президента РФ
Органы власти в РФ: структура и полномочия
В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся:
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.