что такое уровни мышления

УРОВНЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Эйнштейн однажды сказал: «Вы не можете решить проблему, оставаясь на том уровне мышления, на котором она возникла».

Как «копать» глубже и думать лучше

Эйнштейн однажды сказал: «Вы не можете решить проблему, оставаясь на том уровне мышления, на котором она возникла».

Процесс мышления включает в себя несколько уровней, но лишь немногие люди мыслят за рамками первого уровня.

что такое уровни мышления. Смотреть фото что такое уровни мышления. Смотреть картинку что такое уровни мышления. Картинка про что такое уровни мышления. Фото что такое уровни мышления

Многоуровневое мышление распространено среди игроков в покер. Это концепция, которая стала популярной благодаря книге Дэвида Склански «Никаких рамок и ограничений: теория и практика».

В ней автор рассматривает несколько уровней мышления, которые могут задействовать игроки в покер во время игры:

Уровень 0: отсутствие мышления
Уровень 1: что у меня есть?
Уровень 2: что есть у них?
Уровень 3: что, по их мнению, есть у меня?
Уровень 4: что, по их мнению, я думаю насчёт того, что есть у них?
Уровень 5: что, по их мнению, я думаю насчёт того, что они думают насчёт того, что есть у меня?

Уровневое мышление способно выявить недостатки в процессе принятия решений и помочь вам сделать выбор с небольшим количеством или вовсе без «слепых пятен».

В жизни и бизнесе побеждает человек с наименьшим количеством «слепых пятен».

Когда вы задействуете многоуровневое мышление, вы принимаете решение не в вакууме.

Вы развиваете мыслительный процесс, который избавляет вас от принятия плохих решений.

Вы собираете информацию, анализируете знания, которые вы получили, постигаете смысл и устраиваете проверку, прежде чем сделать какие-либо выводы.

Многоуровневые мыслители анализируют информацию, разбивая её на части, после чего объединяют их в единое целое.

Роберт Штернберг, профессор психологии и образования из Йельского университета, говорит, что успешные люди одновременно используют три вида интеллекта: аналитический, творческий и практический.

На большинство решений, которые мы принимаем в жизни, влияют наш жизненный опыт и ментальные модели, которые мы копили на протяжении многих лет – то, чему нас учили дома и в школе, что мы читали, что мы видели, что мы слышали, и так далее.

Вот как вы понимаете мир.

Вы можете сказать, что люди понимают мир, выстраивая его «модель» в своей голове.

Когда мы пытаемся понять, как нужно действовать, мы можем смоделировать ситуацию и пропустить её через модель.

Это похоже на симуляцию мира внутри вашего мозга.

Вместо того чтобы думать на ходу, вы используете ментальные модели для анализа каждой ситуации, прежде чем сделать выбор.

что такое уровни мышления. Смотреть фото что такое уровни мышления. Смотреть картинку что такое уровни мышления. Картинка про что такое уровни мышления. Фото что такое уровни мышления

Три уровня мышления

«Разум, растянутый новым опытом, никогда не сможет вернуться к прежним размерам». – Оливер Уэнделл Холмс-младший

Уровень 1

Мыслители первого уровня наблюдают, однако редко интерпретируют и анализируют то, что видят.

Они принимают информацию за чистую монету.

В своей книге «Самая важная вещь» Говард Маркс пишет:

«Мышление первого уровня упрощённое и поверхностное, оно доступно практически каждому (плохой знак для всего, что связано с попыткой обрести превосходство). Всё, что нужно мыслителю первого уровня – мнение о будущем, как, например: “Прогноз для компании благоприятный, а это значит, что акции будут расти”. Мышление второго уровня более глубокое и сложное».

На первом уровне нет никаких рассуждений, адаптации или анализа.

Большинство людей застревают на первом уровне. Они принимают на веру факты, статистику и информацию, никогда не подвергая их сомнению, и не прилагают усилий, чтобы проанализировать то, что они увидели, прочитали или чему научились.

Они с одержимостью ищут то, что подтверждает их точку зрения, и цепляются за это, не оставляя пространства для метапознания (размышлений о мышлении).

Уровень 2

На этом уровне вы позволяете себе интерпретировать, создавать связи и смысл.

Стив Джобс однажды сказал:

«Вы не можете соединить точки, глядя вперёд; вы можете соединить их, только оглядываясь назад. Следовательно, вы должны верить, что точки каким-то образом соединятся в вашем будущем».

Мышление второго уровня требует много работы.

На втором уровне люди, принимающие решения, начинают интерпретировать и анализировать фрагменты того, что они наблюдают, объединяя их впоследствии для формирования смысла.

Это уровень, на котором мы начинаем искать соответствия, контраст, повторения или улучшения.

Многие современные новаторы, которые совершенствуют прошлые изобретения вместо того, чтобы трансформировать отрасли, используют мышление второго уровня.

Приложения, которые позволяют нам всегда оставаться на связи или лучше работать. Самолёты, которые летают дальше и быстрее. Телефоны, которые функционируют лучше. Автомобили, которые обладают отличным дизайном или же экологически безвредны.

Мыслители второго уровня способны объединять различные фрагменты информации, чтобы создать целостную картину.

У них хорошо получается реорганизовывать или перестраивать идеи, чтобы получить более полное представление об «общей картине».

Они могут разобрать идеи и обнаружить связь между частями и целым.

Уровень 3

Это альфа-стадия мышления.

Мыслители третьего уровня обладают способностью применять одну и ту же концепцию в разных контекстах.

После того как Стив Джобс бросил школу, он записался на курсы каллиграфии. В то время навыки, которые он получил, были невостребованными и неактуальными, однако позднее он применил их при создании первых Mac.

Вывод: вы не можете знать, что вам пригодится в жизни. Вам просто нужно пробовать новые вещи и наблюдать за тем, как они впоследствии сливаются с вашим опытом.

Мыслители третьего уровня могут рассматривать проблему или идею с разных точек зрения, чтобы получить полноценное понимание.

Они генерируют творческие идеи, уникальные перспективы, инновационные стратегии или новые (альтернативные) подходы к традиционной практике.

Именно это позволяет менять ход истории.

Это то, что происходит, когда высокопроизводительные люди и новаторы задают вопросы, выходящие за рамки простого «Почему?».

Это источник абстрактного мышления – научной и художественной креативности.

Глобальные трансформационные идеи рождаются в сознании творческих, изобретательных людей, которые используют мышление третьего уровня.

Общество развивается благодаря работе альфа-мыслителей, потому что они представляют новые варианты и исследуют возможности и другие территории.

Они выходят за рамки нормального, очевидного и привычного для установления связей.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Мышление

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

что такое уровни мышления. Смотреть фото что такое уровни мышления. Смотреть картинку что такое уровни мышления. Картинка про что такое уровни мышления. Фото что такое уровни мышления

Что такое мышление

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

что такое уровни мышления. Смотреть фото что такое уровни мышления. Смотреть картинку что такое уровни мышления. Картинка про что такое уровни мышления. Фото что такое уровни мышления

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

что такое уровни мышления. Смотреть фото что такое уровни мышления. Смотреть картинку что такое уровни мышления. Картинка про что такое уровни мышления. Фото что такое уровни мышления

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Источник

Шкала уровней мышления

Хочу поделиться инструментом, который я для себя выработал. Опыт работы в консалтинге и директором по развитию привёл меня к убеждению, что важно понимать, какие изменения, преобразования возможны в данной организации, а какие неуместны, преждевременны или напротив, регрессивны. То есть в первую очередь нужно понять, чего делать точно не следует, чтобы избежать потери времени, денег, мотивации к изменениям и развитию.

С годами и опытом приходит понимание, что для качественного, результативного внедрения изменений необходима качественная предпроектная диагностика. Что я в первую очередь обычно хочу диагностировать? Так как управленческая деятельность – это не физический труд, а умственная работа, я хочу разобраться с образом мышления владельцев и менеджмента организации.

Мыслительная деятельность – это система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Это основная работа владельцев бизнеса и менеджеров всех уровней. Изучая вопрос, я увидел, что при всем обилии подходов к вопросу мышления общепринятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует.

Факультативно, несколько лет, помимо основой работы консультантом и директором по развитию, я занимался разработкой для себя простого и практичного инструмента диагностики уровня мышления владельцев и менеджмента – от микро- до крупного бизнеса.

Не претендуя на научную строгость, хочу поделится простым (где-то даже намеренно упрощённым), но практичным инструментом, который выработал для себя и которым пользуюсь на этапе диагностики и при разработке решений в консалтинговых проектах по развитию и трансформации бизнеса.

Я исходил из постулатов, что всё есть шкала и всё эволюционирует, либо деградирует. В моём варианте эволюционная шкала мышления выглядит так:

Сразу оговорюсь, что восьмой уровень, на мой взгляд, скорее всего существует, но я лично с ним не сталкивался. Считаю, что если вы и соприкоснётесь с просветлением, то уже где-то далеко от бизнеса.  Поэтому в этой статье я его касаться не буду.

Пройдемся по уровням?

что такое уровни мышления. Смотреть фото что такое уровни мышления. Смотреть картинку что такое уровни мышления. Картинка про что такое уровни мышления. Фото что такое уровни мышления

Медиапособие Виктора Вальчука «Личная дилемма»

Личная дилемма — это ситуация выбора конкретного человека. Можно сказать, это конфликт между двумя «Я». Я1 — это собственно Я, и если бы не Я2, я бы поступал так, как мне хочется. Я2 — это моя вторая натура, которая больше склонна прислушиваться к мнению окружающих (друзей, знакомых, сотрудников, начальства). Они ждут от меня другого решения и действий. Поэтому мне приходится выбирать. Или есть возможность найти решение, которое устроит и меня, и их?

Медиапособие для тех, кто хочет развить свои управленческие навыки и вывести карьеру на новый уровень, но не хватает времени. Включает полный разбор инструмента ТОС «Грозовая туча» для верного решения личной дилеммы (в т.ч. 3 часа видеолекций курса «Директор по трансформации»).

1. Действенное мышление

Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.

Совершая новые действия мы постепенно и всё больше осваиваем реальность, переводим её в нашу действительность (корень этого слова – «действие»). При этом мы учимся, мыслим даже на довербальном уровне, понимаем телом, через ощущения. Это уровень мышления с нами на всю жизнь. Делая что-либо, мы мыслим, и часто без слов.

При диагностике я выясняю, стремятся ли люди в компании пробовать делать что-то новое или образ их действий шаблонный и «застывший».

2. Вербальное мышление

Один из видов мышления с использованием понятий. Функционирует на базе языковых средств. Взрослея, мы осваиваем язык, понятия и смыслы. Слушаем, читаем, пишем, общаемся, обсуждаем, спорим, аргументируем, договариваемся об операциональных определениях, осваиваем профессиональный сленг и т.д, и т.п.

Насколько владеют люди языком? Насколько богат их понятийный аппарат вообще и в их профессиональной предметной области? Умеют ли ясно излагать свои мысли? Понимают ли они смысл таких употребляемых ими, вроде обычных слов как «цель», «ценность», «эффективность», «результативность», «рентабельность», «координация», «проект», «процесс», «технология», «развитие» и т.п. – могут ли дать ясное определение?

Часто бывает, что каналы коммуникации хоть и существуют, но по ним транслируется шум, а не смыслы. Значит, то же самое будет и со мной, как с человеком, который говорит о развитии, трансформации бизнеса, но по сути для людей со слабо развитым вербальным мышлением транслирует непонятный шум.

3. Логическое мышление

Начинается со способности составлять элементарные списки дел и расставлять в этих списках приоритеты. На заре инфобизнеса в РФ только ленивый инфоцыган не продавал жаждущим «пошаговые инструкции» к богатству и счастью. Потому что, да. Есть люди, и их немало, для которых составить список дел, задач и расставить в нём приоритеты – высшая математика.

Но для руководителя проекта в бизнесе, любого, даже самого маленького, это навык, способность первого уровня необходимости. Создавать диаграммы Гантта, водопады, критические пути и критические цепи без способности мыслить уже чуть выше на этом уровне – не получится.

Мудрёные схемы обналички и «оптимизации» налогообложения, нарисованные пусть и от руки на бумажке, реинжиниринг бизнес-процессов, их описание с помощью блок-схем, логистические схемы – всё это уровень мышления вполне развитой линейной логики.

Следующий этап на этом уровне, на мой взгляд – инструменты мыслительных процессов Теории ограничений с «тучами» и «деревьями», целый набор, взаимосвязанный комплекс нетривиальной логики. Причём эта причинно-следственная логика как минимум уже двухмерная.

Простроенные и работающие цепочки создания ценности, выходящие за рамки одной организации – уже высший пилотаж на этом уровне.

Что из уровня логического мышления есть в нашем бизнесе? Кто конкретно владеет этим уровнем в компании, с кем можно работать в этой парадигме? Я сталкивался с ситуациями, когда в компании с полусотней сотрудников нет ни одного, кто способен работать на уровне хотя бы начальной логики. Включая владельца-директора. Всё хаотично. Видел компанию численностью в 700 человек, в которой нет, или почти нет людей, с которыми можно было бы внятно описать бизнес-процессы. Не за них описать, а им показать, как делается, и чтобы они САМИ описали. Ведь по-другому – работать не будет.

4. Абстрактное мышление

Основоположник Общей семантики, Альфред Коржибский говорил: «Единственно возможное содержание знания – это структура». В своей книге «Наука и душевное здоровье» он описал методику абстрагирования.

Абстрактное (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Работа над Качеством во всех смыслах уже требует абстрактного мышления. Например, разработка технологических карт – это уже работа на уровне абстрактного мышления. Что включать в описание технологии, а что несущественно? Что существенно для этого технологического процесса, технологической операции, а что оставить за рамками?

Да и разработка карты бизнес-процессов в системе менеджмента качества – это уже мыслительная работа на уровне абстрагирования. Картирование и совершенствование потока создания ценности в Бережливом производстве требует, как линейной логики, так и начального уровня абстрактного мышления.

Мыслительные процессы ТОС хоть и основаны на так называемых логических инструментах, но и навыки абстрагирования тоже требуются. Например, из всего вороха нежелательных явлений всё-таки следует выбрать разумное небольшое количество для анализа и последующего синтеза решения.

Профессия бизнес-архитектора основана на способности создавать абстрактные модели бизнеса и наполнять их конкретным содержанием.

Например, для представления результатов диагностики я могу как консультант построить и продемонстрировать владельцам и руководителям 3D-модель их бизнеса. По осям покажу их текущее и идеальное состояние. По вертикали – владельцы, менеджеры, специалисты-исполнители. По горизонтали их бизнес-функции, выстроенные в сквозной бизнес-процесс. А в глубину – количество и пропорциональность сотрудников в необходимых бизнес-функциях и процессах. Покажу связи и каналы коммуникации, проблемы, если такие есть. Эта абстрактная модель позволяет наглядно визуализировать и продемонстрировать – организация «инвалид без рук, без ног», «шизофреник» или более-менее в порядке.

Но можно пойти и дальше, если уровень мышления собеседников-руководителей позволяет. 8D-модель уже включает шкалы времени, ценностей и другие. 3D-модель – это больше про hard, 8D – и hard, и soft skills.

5. Контекстное мышление

Как ни странно, доступно даже обезьяне. Вольфганг Кёллер, немецко-американский психолог, в своей книге «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» описал свой знаменитый эксперимент с обезьяной, бананом и ящиком. Всё вроде бы просто: с потолка свисает банан, обезьяна прыгает, чтобы его достать, но не может. Затем она некоторое время думает, смотрит по сторонам, находит ящик, встает на него и достает банан.

Что тут важно? Что произошло с обезьяной? Она не стала прыгать дальше – она поняла, что надо делать. У нее сложилась целостная картинка ситуации, она поняла контекст. Люди, не понимающие контекст, продолжают прыгать за своим «бананом», пока не сдуются.

И Кёллер сделал свое главное открытие: инсайт – это мгновенное усмотрение структуры. Со стороны кажется, что снизошло озарение, но все сложнее (или проще?): в какой-то момент приходит осознание, что пазл сложился. Другой психолог Макс Вернгеймер в своей книге «Продуктивное мышление» описал подобные эксперименты с людьми и подтвердил выводы Кёллера. Мышление человека — это мгновенное усмотрение структуры, а не метод проб и ошибок, как считалось ранее.

Контекстное (холистическое, целостное) мышление даёт нам понимание, что не свойства целого определяются свойствами частей, а свойства частей зависят от свойств целого. Проще говоря, надо понять, что есть целое, тогда мы поймем свойства его частей.

Поняв это, мы приходим к выводу, что сначала надо уловить структуру, целое, а потом уже смотреть, как поведут себя разные свойства этого целого в этой конкретной структуре. Ведь нам важно понять не отдельные части, а взаимоотношения между ними.

Простые вещи мы всегда видим целостными образами. Например, я смотрю на белую собаку и вижу именно белую собаку, а не просто что-то белое. Мы сразу видим образ предмета, а не его отдельные части. С бизнесом, даже небольшим, такой фокус не проходит. Как увидеть бизнес целостно, во всей полноте его контекста? Для мгновенного усмотрения структуры бизнеса сначала стоит пройти этап абстрагирования, потренировать своё мышление видеть структуры, системы, надсистемы и подсистемы. Видеть фрактальность этих систем. И hard, и soft. И многое другое.

Если всё это перенести на мышление человека, то мы увидим следующую картину: человек с развитым контекстным мышлением реагирует не на отдельные стимулы, а на целостную структуру. И эта реакция обычно уже мудрая, спокойная, проактивная.

По своему опыту могу сказать, что когда удаётся ухватить суть на уровне контекстного мышления, то понимание возникает сначала невербальное и ощущается оно где-то внутри тебя, не в голове, в области груди. Уже затем приходят слова, описывающие это понимание, но эти слова не всегда точны и не всегда их хватает. Но это и не так уж важно. Появляется ясное понимание, что следует делать, а чего делать не следует – бесполезно, а чаще просто вредно.

В целях диагностики я всегда обращаю внимание, как описывают бизнес и ситуацию владельцы и руководители. Просматривается ли в их сообщениях попытки дать системную, целостную оценку, или они зациклены на частностях. Описывают контекст, или их мышление фрагментарно? Что их больше волнует – hard или soft, или и то, и другое? Речь о глобальном, или о локальном?

Затем пробую аккуратные заходы – а себя они включают в систему, которая требует улучшения и развития? Когда я слышу, если грубо выразиться, – «ты ко мне не лезь, иди на производство и помоги там навести порядок» – становится ясно, контекст скорее всего «я – начальник, ты – дурак» и работать не стоит. И совсем другое дело, когда человек хочет искренне и по-настоящему глубоко понять то, чем он занимается. Когда его волнуют суть и смысл его бизнеса, его работы.

6. Образное мышление

Образное мышление – это мышление, в котором используются образы и сила воображения. Это способность создавать и транслировать яркие, отчетливые и детализированные образы будущего, желаемого, идеального состояния. Сильные, успешные, масштабные предприниматели обычно хорошо владеют образным мышлением – они видят цель.

Такие собственники и руководители предприятия хотят иметь будущее, которое они должны сначала придумать. Их привлекает придумывание будущего – разработка Vision, метод форсайт, методика делфи и тому подобные вещи.

Но чтобы это не было пустым фантазированием, маниловщиной, плюсом к этому у них должна быть развита сила намерения и воля. Также необходимы желание выделять, инвестировать имеющиеся ресурсы, и мощная способность привлекать недостающие ресурсы для реализации этого видения.

Они формируют образ в своем сознании и начинают движение в выбранном направлении. Причем, что замечательно, движение в сторону осознанного будущего подкрепляется бессознательными действиями и инстинктами. Как говорится, «наше тело умнее нашей головы». Если голова видит что-то впереди, тело уже само по себе без лишних подсказок и напоминаний несет голову туда, куда нужно или куда не нужно, но очень хочется. И, кроме инстинктов, в работу включается следующий уровень мышления – интуиция.

Когда организация разрабатывает свой Vision, мгновенно включается психологический механизм вытягивания из прошлого, ибо, как гласит восточная мудрость, «не мы движемся к будущему, отталкиваясь от прошлого, а будущее вытаскивает нас из прошлого и притягивает к себе».

Чем дальше мы движемся по шкале, тем реже встречаются в реальности эти уровни мышления. И если пересечься с таким владельцем или ТОПом, то нужно понимать, что им абсолютно не интересно вникать в рисование блок-схем или самостоятельно заниматься project management. Их мышление уже не линейно, а объёмно. Даже со стратегических трансформационных сессий с использованием инструментов мыслительных процессов они скорее всего будут сбегать (и сбегают) – скучно. Они моментально схватывают суть, контекстное мышление у них работает отлично. Но они его не нарабатывали годами, они с ним родились.

Если в результате диагностики организации и разработанного на её основе решения такой владелец или генеральный директор увидит нужный ему смысл-картинку, он вряд ли сам засучит рукава. Обычно они говорят: «Ясно – мне нужны люди, которые способны всё это делать и довести до нужного мне результата». И найдёт, замотивирует, вдохновит, обеспечит ресурсами и возглавит этот поход в светлое будущее.

Но важно отличать истинных визионеров-лидеров от прожектёров-пустобрёхов, с которыми не стоит связываться.

7. Интуитивное мышление

Еще более редко наблюдаемое явление в бизнесе. В забитой проблемами голове интуиция не живёт. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Не стоит путать с рефлекторно-инстинктивным поведением, которое обычно свойственно действенному и вербальному уровням мышления. Это быстрое принятие решений по принципу «бей – замри – беги», проявление познавательного инстинкта, интереса и прочих продуктов рептильного ума и лимбической (эмоциональной) системы по МакЛину. Что тоже вещь весьма полезная. Но здесь не об этом.

Третья часть триединого мозга по МакЛину – неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет не только лингвистическими и интеллектуально-логическими, но и телепатическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить амбициозные прорывы.

На этом уровне мышления люди не занимаются постоянно управленческой, а тем более операционной деятельностью. Они давно освободили себя от рутинного труда. Имеют возможность и обычно любят заниматься рефлексией и медитативными практиками. Понимают, что пустота является источником всего и спокойно могут останавливать свой внутренний диалог, пребывая в гармонии и получая интуитивные подсказки о лучшей траектории своей жизни. Чем более развита интуиция – тем меньше человек парится о будущем, он не строит планов. Он просто живет в моменте здесь и сейчас. И ему всегда предельно ясно, что делать в следующий момент.

Такой человек – мудрец. И учитель, если хочет быть таковым. И если он как-то ещё вовлечён в бизнес, то это совсем не главное в его жизни.

Вот так, если вкратце, я описал для себя шкалу уровней мышления.

Чем больше уровней мышления эволюционно освоено человеком, тем меньше таких людей встречается в общей массе населения. Примерный график распределения, на мой взгляд, выглядит так:

что такое уровни мышления. Смотреть фото что такое уровни мышления. Смотреть картинку что такое уровни мышления. Картинка про что такое уровни мышления. Фото что такое уровни мышления
Рис. 1

С чем чаще всего приходится иметь дело? Бывает нужен ликбез на вербальном уровне, семинары, консультации. На логическом уровне пахать и пахать – постановка регулярного менеджмента, управления проектами и переход на процессную модель деятельности и её совершенствование, разработка стратегий и тактик. Абстрактный уровень необходим для оргпроектирования и построения организаций, для координации работы сотрудников (задания им координат в пространстве и времени). Контекстный уровень удаётся задействовать не часто. Это обычно в длительном процессе сотрудничества, консалтингового сопровождения.

Онлайн-курс «Прорывное мышление в менеджменте» (135 часов). Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца Школы бизнеса «Управляй будущим».

На работе с воображением не специализируюсь. Просто понимаю, что визионерам нужна команда с развитым мышлением предыдущих уровней и помогаю разобраться, кто и зачем нужен, какими способностями и компетенциями должны обладать и что конкретно уметь и хотеть делать.

В начале статьи я упоминал, что создать этот инструмент меня заставила работа директором по развитию и бизнес-консультантом. Но работать сложно, потому, что часто не с кем внутри организации реализовывать решения и проекты по трансформации и развитию бизнеса.

Нужны люди с определённым уровнем мышления выше второго, особенно третьего-пятого. А их катастрофически не хватает. Не готовит сегодня целенаправленно таких людей система высшего и бизнес-образования. Если мы хотим совершить прорыв в экономике – необходимо образовывать, прокачивать мышление, создавать таких людей, собирать в сообщество. Над чем и работаем сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *