что такое упражнение власти

«Выживает сильнейший»: что такое комплекс власти

Быть сильным, главным, уметь управлять другими — вроде бы неплохие качества. Но где проходит граница между целеустремленностью и диктаторством, желанием удержать лидерство любой ценой? Психологи Станислав Раевский и Анна Скавитина рассказывают о комплексе власти. Эта статья — продолжение цикла материалов про комплексы: почитайте про комплекс неполноценности, комплекс отшельника, комплекс брошенности, и комплекс зависимости.

что такое упражнение власти. Смотреть фото что такое упражнение власти. Смотреть картинку что такое упражнение власти. Картинка про что такое упражнение власти. Фото что такое упражнение власти

что такое упражнение власти. Смотреть фото что такое упражнение власти. Смотреть картинку что такое упражнение власти. Картинка про что такое упражнение власти. Фото что такое упражнение власти

что такое упражнение власти. Смотреть фото что такое упражнение власти. Смотреть картинку что такое упражнение власти. Картинка про что такое упражнение власти. Фото что такое упражнение власти

Лидер или диктатор?

Комплекс власти у людей связан с желанием быть сильным, стать победителем и управлять другими людьми. Главная мотивация — жажда власти. Можно провести простой тест: вам предлагают новую должность с максимально престижной позицией, но без подчинённых, или должность, где под вашим руководством будет много людей. Какую предпочтёте вы? Человек с преобладанием комплекса неполноценности выбирает престижную, с комплексом власти — ту, где много подчиненых.
Но так как эти комплексы часто коррелирует, то люди с такими комплексами часто стремятся занять и престижную и властную должность и готовы активно за это бороться.

Комплекс власти обычно проявляется в людях такими идеями и принципами: «Выживает сильнейший. Будь всегда сильным, покажи другим, кто тут главный. Подчиняй других, иначе скоро сам окажешь подчинённым. Никто не смеет тебе указывать. Ты сам себе закон. Бери, что хочешь, все правила для слабых. Цель оправдывает средство. Контролируй других, чтобы никто не ушёл из-под твоей власти. Достичь чего-то можно, лишь управляя окружающими».

Негативная составляющая комплекса в том, что он часто опьяняет человека своими возможностями, и тогда мы видим уже не подлинных лидеров, но диктаторов, для которых сама идея власти становится важней любых других идей и ценностей, ради которых такая власть была дана этому человеку. В такой ситуации жизнь превращается в бесконечную борьбу за выживание и доказательство другим, кто тут главный, из страха утратить свою лидирующую роль, и в этой постоянной борьбе часто теряется человечность.

Как формируется такой комплекс?

Комплекс власти может формироваться в очень небезопасном детстве, где ребенок сам рос в атмосфере постоянных манипуляций. А может быть и генетически врожденным. До конца исследователи не определились с однозначной причиной склонности к манипуляциям и полного отсутствия эмпатии. Как и любой комплекс, он может быть выражен сильнее и слабее. Скорее всего, у людей, приближенных к максимально возможному полюсу комплекса власти, это врожденные особенности психики.

В крайних проявлениях комплекс власти переходит в диагноз социопата или психопата, и тогда на максимальном полюсе проявляются бессердечие к окружающим, лживость, воровство, уничтожение чужих вещей из мести, поверхностность эмоциональных реакций. Психопаты не испытывают стыда, сострадания, их не мучает совесть. Они не могут иметь привязанностей и чувства любви. Люди с этой патологией не знают, что такое честность и ради достижения собственного успеха сознательно причиняют вред другим. Они никогда не раскаиваются в совершенных поступках и не сочувствуют другим.

что такое упражнение власти. Смотреть фото что такое упражнение власти. Смотреть картинку что такое упражнение власти. Картинка про что такое упражнение власти. Фото что такое упражнение власти

Отличить психопатию от других психических нарушений можно по разбалансированности эмоциональной и волевой сферы с сохранением интеллектуальных способностей. Диагностикой занимается врач-психиатр. Патология чаще всего развивается в детском и окончательно закрепляется в подростковом возрасте. Она наблюдается примерно у 1−2% людей. Психопаты — бесчувственные мучители других, только так они могут сами что-то почувствовать. Только мучая другого, они могут прикоснуться к собственной душе, что никак не оправдывает их действий. Как ни странно психопаты — яркие и привлекательные для других людей, возможно потому, что в современном западном обществе агрессия на уровне законов и этических принципов подавляется, а людям интересно сталкиваться с чем-то, что они не могут себе позволить сами. Кроме того, психопаты — любимые многими герои экрана: не только Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят», но и Шерлок Холмс из популярного сериала, и даже Доктор Хаус. Для них характерны нарушение правил и этических принципов. Они обаятельны, но оказаться в руках самого психопата, особенно не скованного социальными рамками, очень страшно.

«Ген воина»

Не так сильно выраженные психопатические черты у человека и ранняя диагностика позволяют социализировать ребёнка. Они могут найти себя в будущем в экстремальных профессиях, там, где нужно спасать жизни людей, в спецслужбах, полиции и военных, там, где точными движениями нужно отрезать лишнее в хирургических кабинетах. Среди них можно встретить очень успешных бизнесменов и ответственных руководителей. Такие люди часто отличаются высоким интеллектом, и хорошим умением зарабатывать деньги. Они могут иметь прекрасные манеры, что создает иллюзию полной нормальности. Женщины с психопатией артистичные и яркие, часто пользуются успехом у мужчин, быстро умеют подниматься по карьерной лестнице, достигают успеха в любом деле.

Людей с психопатией отличает от других отсутствие высших моральных чувств. Например, в психологическом исследовании в обычной выборке мужчин — 15% считают, что бить женщин — нормально, а из тех, кто поступает в полицейскую академию, таких 40%. Психопатия может быть выявлена у вполне добропорядочных людей. Определить таких людей можно по резким и беспричинным сменам настроения и необычному поведению.

Как развивать ребёнка, чтобы сбалансировать слишком сильные проявления комплекса власти?

Ребёнку очень важно показать, что проявление слабости не приводит к унижению и уничтожению. Что там, где есть власть, нет любви и понимания. Что жажда власти разрушает любые отношения, оставляя тебя наедине с собственными страхами.
Главная задача психологической работы с этим комплексом — уменьшить эгоцентризм и научиться взаимным, не манипулятивным отношениям.

что такое упражнение власти. Смотреть фото что такое упражнение власти. Смотреть картинку что такое упражнение власти. Картинка про что такое упражнение власти. Фото что такое упражнение власти

К сожалению, психопатия плохо поддаётся терапии, так как такие люди понимают только язык силы и не интересуются причинами своего собственного поведения. Большие этические сложности появляются у самих специалистов, которые могут увидеть с раннего возраста, что у ребёнка есть психопатические черты, но не всегда находят слова, которыми можно сообщить об этом родителям, потому что далеко не всегда и самим специалистам понятно, что с этим можно делать дальше. Например, одна мама привела в кабинет 8-летнего парня, который каждое утро требовал у нее денег, и если она пыталась отказать ему, то бил ее кулаками, бил бабушку на глазах матери, грозил разбить окна, посуду. Мать сдавалась и отдавала ему деньги, которые мальчик тратил на свои развлечения. В школе мальчик был на хорошем счету, получал хорошие оценки, учился играть на флейте, был вежлив, так что никто не догадывался о том, что происходит дома. Его отец был в разводе с матерью, но до развода избивал жену регулярно в присутствии сына, и сейчас иногда заходит и приносит деньги, требуя ужин, и замахивается кулаком на бывшую жену за промедление. Психиатр назначил ребёнку медикаментозное лечение, но мать отказалась давать сыну таблетки, так как она «не сможет его уговорить лечиться». Как видим, здесь трудно разобраться о врожденном или приобретённом характере специфического поведения мальчика.

Не все психопаты — это чистая генетика. Агрессия порождает агрессию, и агрессивные психопатические родители с комплексом власти, а может и «геном воина», могут провоцировать развитие психопатии ребенка, который учится тем методам, которые видит и которые применяют к нему. Для будущей социализации такому ребёнку необходимо организовывать жёсткие рамки обучения в специализированных классах и училищах, например, военно-патриотического, спортивного направления, а не отдавать детей учиться в музыкальную школу и на танцы. Мягкая, не выдерживающая нарушения границ мать оказывается жертвой не только мужа, но и ребёнка. Такие дети впоследствии легко совершают асоциальные поступки и могут нарушать закон. Очень часто они оказываются на учете в полиции, так как родители не хотят обращаться за помощью к врачам-психиатрам или им не хватает воли для начала корректирующего лечения. Наличие патологии откладывает отпечаток на всю жизнь и при отсутствии лечения может привести к печальным последствиям.

Чаще всего именно дети с психопатическими чертами становятся зачинщиками буллинга в классе. Не надо думать, что дети с ситуацией травли в школе справятся сами. На психопатического ребёнка влияет только прямая сила. Если ваш ребёнок физически сильнее и готов отстаивать себя кулаками, то булли (ребёнок, который задирает и травит) может и остановиться, если не успел привлечь на свою сторону подчинённых. Но далеко не все дети обладают физическим перевесом и поэтому только серьёзное вмешательство взрослых с позиции власти может остановить такую ситуацию в классе и детском саду.

Конечно, бывает много ситуаций, когда человек оказывается при власти, не имея вообще комплекса власти. И ему как раз необходимо получить доступ к этой части личности.

Что хорошего в комплексе власти?

Он рождает в нас желание конкурировать, учит отстаивать себя, стремиться к победе, показывает ценность силы — и порой учит игнорировать ненужные правила, стремясь к заданной цели. Сильная сторона таких людей — лидерство, умение брать ответственность за других, направлять их на свершения. Родители, которые сами часто оказывались в ситуациях бессилия, мечтают о том, чтобы их дети заняли властную должность, связывая понятия власть=деньги=счастливая жизнь, и забывая про повышенную ответственность и не безопасность жизни людей при власти. Вероятно, поэтому так популярны, начиная с детского сада, курсы юных лидеров, менеджеров и других «достигаторов». Но совершенствование и развитие сознательной способности пользоваться властью может являться, среди прочего, и целью развития личности и психотерапии. «Обратным образом, когда потерянный комплекс вновь становится сознаваемым, например в результате психотерапевтического лечения, индивид переживает возрастание мощи и силы — читай, власти.» Во всем, как известно, важен баланс.

Читайте также:

Фото: STUDIO GRAND WEB, txking, Volurol/Shutterstock

Источник

Упражнение «Социограмма власти»

Цель.Участники смогут прояснить проявления власти в группе, и понять, о каких типах власти идет речь. Анализ вла­стных отношений, как правило, приводит к тому, что жесткие взаимоотношения становятся более гибкими, а власть и влияние распределяются более равномерно. Материалы.Плакатные листы и мелки. Время. 60-120минут.

Структура работы. Сначала обсудите с участниками различные типы власти. За счет чего мы получаем власть над другими? Дает ли нам ее красота, депрессивное поведение, болезнь, хроничес­кие неудачи, «эротичность»?

Затем участники разбиваются на «тройки» и рисуют социо-грамму разделения власти в группе. На рисунке должен быть представлен каждый участник в виде определенной геометричес­кой фигуры: круга, квадрата, треугольника и т. п. Для каждого нужно найти такую фигуру, которая поясняет, как этот человек оказывает влияние на группу. Размер геометрического «симво­ла» отражает степень влияния участника. Кроме того, распреде­ление символов на листе может продемонстрировать, кто на кого оказывает влияние, кто кому помогает или мешает, какие суще­ствуют коалиции, кто находится в центре, а кто — на периферии. Участники «тройки» должны подумать, каким типом власти об­ладает каждый член группы. В заключение проводится обсужде­ние в кругу.

• Вместо работы в «тройках» можно работать по одному.

• Каждый участник делает две социограммы — диаграмму какой-нибудь группы, в которой он состоит вне воркшопа (для «разогрева»), и диаграмму распределения власти на воркшопе.

Все мы хотим хорошо себя чувствовать. Нам это удается, если мы уверены в своих способностях, считаем себя достойными любви, верим, что мы единственные в своем роде, что нас уважают и ценят другие. Тот, кто считает себя способным и достойным люб­ви, обладает чувством собственного достоинства.

Как правило, мы начинаем свою жизнь, обладая этим чув­ством. Согласно психологическим исследованиям, 80% детей приходит в школу с высоким уровнем самоуважения, но только 5% абитуриентов удается сохранить его. В этот временной про­межуток дети и молодые люди переживают серьезные проблемы, оказывающие сильное отрицательное влияние на их здоровье.

Чувству собственного достоинства взрослых людей сегодня уг­рожает сложная ситуация на рынке труда. Те, кто потерял рабо-

ту из-за реструктуризации предприятия, часто переживают глу­бокую обиду и потерю доверия. Они утрачивают свое место в груп­пе, к которой чувствовали свою принадлежность, и становятся недоверчивыми, даже если им повезет и они найдут новую рабо­ту. Неуверенность в завтрашнем дне и страх потери работы несут в себе латентную угрозу самоуважению. Для большинства людей работа является важной частью их идентичности и значимым источником чувства собственного достоинства.

Ведущему необходимо считаться с тем, что в наши дни встре­чается все больше людей с достаточно хрупким чувством собствен­ного достоинства. Но к счастью, можно многое сделать для того, чтобы каждый нашел свое место в сплоченной и дружелюбной группе, в которой возможно интенсивное обучение.

Мы не можем сформировать чувство собственного достоинства, но можем создать предпосылки для его укрепления. И если есть для этого секретная формула, то она звучит так: сначала мы долж­ны «культивировать» собственное самоуважение. Однако веду­щий не всегда является хорошим примером в том, что касается чувства собственного достоинства. Нам нужно постоянно работать над собой, чтобы быть в состоянии стимулировать развитие са­моуважения участников.

Существует ряд принципов и качеств, которым ведущие и тре­неры должны придавать большое значение:

▼ Личностная целостность— говорите правду, сдерживай­те обещания и выполняйте договоренности. Если вы «лавиру­ете» или действуете, руководствуясь «скрытым планом», то участники это заметят и будут меньше вам доверять. А вы сами заплатите за свои «дипломатические» уловки внутренним страхом.

Поддержка — поддерживайте цели и идеи тех людей, с которыми вам приходится иметь дело в личной и профессио­нальной жизни. Это принесет успех и вашей работе. Нужно по­стоянно спрашивать себя: «Чем я могу помочь?» (Если вы принимаете во внимание и другие пункты из этого списка, то у вас не разовьется «синдром помощника», а появится уверен­ность, что ваша жизнь естественным образом связана с жизнью других людей.)

что такое упражнение власти. Смотреть фото что такое упражнение власти. Смотреть картинку что такое упражнение власти. Картинка про что такое упражнение власти. Фото что такое упражнение власти

▼ Ответственность— принимайте на себя ответственность за все, что вы говорите, думаете, ощущаете, чего опасаетесь,

проговаривая это четко и ясно. При этом самое важное сло­во — это местоимение «я». Практикуйте высказывания «от себя», не выражайте упреков или желания изменить других. Единственное, что вы точно можете изменить, — это ваше соб­ственное поведение. Если вы будете учитывать этот факт, то почувствуете себя намного увереннее и ваши действия станут более эффективными.

Самодисциплина — берите на себя задачи, которые дру­гие выполняют неохотно. Доводите трудные проекты до конца. Уделяйте внимание деталям. Ставьте себе цели, и старайтесь достичь как можно большего. Избегайте «почивать на лаврах». Самодисциплина — важный источник нашего самоуважения. Жизнь сама позаботится о неожиданностях.

▼ Умение поддерживать отношения— проявляйте интерес к личности тех людей, с которыми вы встречаетесь, к их судь­бе. Запишите даты их рождения, особые события в их жизни.

Самопознание— старайтесь признавать свои сильные и
слабые стороны. Пытайтесь постоянно узнавать новое и не бой­
тесь время от времени просить о помощи. Позаботьтесь о соб­
ственной супервизии и терапии.

▼ Жизненные цели— попробуйте определить, в чем состо­ит ваша главная мечта. В чем смысл вашей жизни? В какой точке своего жизненного пути вы находитесь? Ставьте перед собой промежуточные цели, которые вас вдохновят и позво­лят вам с радостью вставать по утрам и удивляться каждому новому дню.

▼ Жизненное пространство— где бы вы ни работали, ста­райтесь придать окружающему пространству атмосферу, со­ответствующую вашей жизненной философии. Используйте предметы, которые символизируют для вас идею творчества.

▼ Качество работы— старайтесь всегда добиваться макси­мальных результатов, даже при выполнении небольших по­вседневных задач. Находите удовольствие в любой работе. Воспринимайте качество не столько как задачу, но и как по­даренную вам возможность.

▼ Здоровье — будьте благодарны вашему телу, которое под­
держивает вас каждый день, позволяя вам осуществлять ваши
мечты. Ведите постоянный диалог со своим телом и позволяй­
те себе отдых и физическую активность.

ВОРКШОПЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Чувство собственного достоинства нельзя создать с помощью не­скольких упражнений. Важный источник этого чувства — со­циальные отношения, которые возникают между участниками, между ведущим и участниками. Есть несколько способов вос­становления чувства собственного достоинства участников на воркшопе:

▼ Ставьте осмысленные цели: поговорите с участниками о том, какой смысл они видят в своей работе, какие надежды и перспективы с ней связывают. Побуждайте участников гово­рить о важных жизненных целях и находить их взаимосвязь с учебными целями на воркшопе.

▼ Дайте участникам почувствовать, что они могут влиять на ход работы:важно, чтобы участники как можно раньше заметили, что у них больше возможностей выбора, чем они ду­мают. Помогите им по-новому увидеть свои чувства, мысли, представления о работе, межличностные отношения, цели обу­чения. Дайте им возможность принимать участие в планиро­вании встречи и позаботьтесь о том, чтобы они принимали как можно больше решений во время воркшопа. Отведите доста­точно времени на то, чтобы вместе с участниками разрабаты­вать цели обучения.

Создайте безопасную атмосферу: позаботьтесь об атмо­сфере спокойствия. Развивайте доверие и близость, вводите правила, которых вы все будете придерживаться. Создайте четкие пространственные и временные границы. Используй­те ритуалы в начале и в конце встречи. Будьте надежны — никого не обижайте, не давайте участникам почувствовать себя аутсайдерами. Чувство безопасности — необходимая предпосылка для экспериментирования и импровизации участников.

▼ Создайте демократическую атмосферу: это не означает, что надо по любому поводу проводить голосования. Решающее преимущество демократии заключается не в выполнении воли большинства, а в защите меньшинства. На воркшопе некото­рые участники легко становятся аутсайдерами. Делайте все, чтобы не допустить этого. Пусть вся группа принимает учас­тие в принятии решений и разрешении проблем. Позаботьтесь

о том, чтобы все могли высказать свое мнение, интересуйтесь желаниями участников. Покажите им возможность реально­го согласия.

▼ Создайте чувство принадлежности:помогите участникам почувствовать себя на воркшопе в « учебном сообществе ». Будь­те сами примером сердечного, принимающего и толерантного поведения. Поощряйте такую позицию у членов группы. Чув­ство принадлежности дает базисную уверенность, которая по­зволяет быть заинтересованным и готовым к риску в процессе обучения.

Создайте чувство идентичности:показывайте своим пове­дением, что каждый участник является для вас уникальным и единственным. Этим вы избежите попыток членов группы получить «негативное» внимание. Тот, кто чувствует уваже­ние к себе, не демонстрирует деструктивное поведение. Пре­доставляйте возможность «проявлять себя», предлагая физические упражнения и задания, требующие артистических способностей. Обращайтесь к членам группы по именам. От­мечайте радостные события, например, дни рождения. Выде­лите время, чтобы отпраздновать успехи участников.

Развивайте чувство компетентности:участники чувству­ют себя компетентными, когда им удается справиться со сложными задачами, усвоить новый материал. Этому также способствует осознание того, что их ценят за личные каче­ства и индивидуальность. Позаботьтесь о том, чтобы внутри группы существовала возможность давать позитивную обрат­ную связь. Простой и часто недооцененный способ выражения признания — благодарность. Благодарите участников за доб­ровольное согласие принять участие в эксперименте, за инициативы и исправления. Дайте им возможность хотя бы раз в ходе воркшопа поблагодарить друг друга за инициати­ву и помощь.

РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ

На четвертой стадии развития группы (стадии конфрон­тации) конфликты между участниками случаются особенно часто. Участники сблизились, более эмоционально реагируют друг на друга; но их близость еще не достаточна, чтобы выражать

свои желания конструктивно, ясно и, главное, вовремя. Задача ведущего — заботиться о «проявлении» межличностных конф­ликтов и высвобождении связанной с ними энергии. Конфликты, которые «тянутся» длительное время, мешают работе над груп­повыми задачами. Вот несколько типичных комментариев, характерных для конфликтов на четвертой стадии:

• Я чувствую, что от него исходит неприятие.

• Мне не нравится эта агрессивность.

• Почему мы все время концентрируемся на негативных ас­пектах?

• Некоторые люди в группе все время «тянут одеяло на себя».

• Мне кажется, здесь очень много теоретизирования.

• Я не знаю, что я здесь делаю. У меня нет этих проблем.

• Мы не говорим о действительно важных вещах.

• Некоторые люди делают вид, что знают ответы на все воп­росы.

• Мне трудно открыться, когда я общаюсь с Чарли. Он напо­минает мне моего бывшего друга.

• Катарина замыкается в себе и скучает.
Большинство этих замечаний представляют собой косвенные

сообщения, перекладывающие вину за собственное поведение на других, и задача ведущего — перевести скрытую конфронтацию в прямую. Побуждайте участников персонифицировать свои жа­лобы. Вместо того чтобы говорить: «Я чувствую, что от него ис­ходит неприятие», участник может сказать: «Я чувствую себя в присутствии Отто неуверенно. Мне кажется, что он смотрит на меня свысока». Вместо фразы «Некоторые участники группы все время «тянут одеяло на себя»» можно сказать «Карл, я злюсь, что ты так много говоришь, я сам хотел бы сказать больше».

На этой стадии группа легко находит «козла отпущения» или «забрасывает» друг друга негативной обратной связью. Если вы замечаете, что существует такая опасность, то долж­ны вмешаться.

Дайте группе обратную связь и опишите, что происходит. Укажите на то, что возможна еще большая неудовлетворенность и злость и что для работы полезно высказывать эти чувства пря­мо. Разнообразие характеров делает группу интересной, но иног­да различия некомфортны для нас, и мы хотели бы, чтобы

«И волки были сыты, и овцы целы». Вы можете использовать следующие вопросы и техники интервенции для прояснения конфликтов:

• Когда вы скучаете, чего вам не хватает?

• О чем вы подумали и что почувствовали, прежде чем сооб­щили нам, что вам скучно?

• Пожалуйста, встаньте прямо перед Чарли. Скажите ему, как вы себя чувствуете в его присутствии. Готовы ли вы сказать Чарли о вашем опыте общения с людьми, которых он вам напоминает?

• Вы готовы на некоторое время почувствовать себя Катари­ной? Походите и скажите, что бы вы думали или чувство­вали, если бы были Катариной?

• Как вы чувствуете себя, Отто, когда слышите, что от вас исходит неприятие?

• Тилли, вы сказали, что не чувствуете свою принадлежность к группе, потому что у вас нет всех этих проблем. Не хотите ли вы сказать некоторым членам группы, чем вы отличае­тесь от них? В конце участники могут сообщить вам, что они думают об этом.

Ведущий должен спросить о том, как участник реагирует на критику. Но в первую очередь нужно работать с тем, кто крити­кует. Не очень разумно говорить другим, какие они, какой у них характер и т. д. Лучше сказать, как мы чувствуем себя с другим участником. Мы никого не способны изменить, но можем сооб­щить, что нам нравится, и чувствуем себя лучше, если четко и ясно говорим о наших трудностях.

Упражнение «Я желаю тебе долгой и прекрасной жизни»

Это упражнение помогает проявить простые конфликты. Получатель обратной связи защищен, поскольку ритуальный ответ подтверждает его право относиться к ней по своему усмот­рению.

Участники сидят в кругу. Один из них начинает: «Фред, я желаю тебе долгой и прекрасной жизни, но меня злит, что ты ча­сто опаздываешь на встречи группы».

Фред отвечает: «Спасибо, Эдвин, что ты сказал мне это, я по-ДУмаю над твоими словами, но я в этом мире не для того, чтобы быть таким, каким ты меня хочешь видеть».

Следите за тем, чтобы структура этих «ритуальных» выска­зываний соблюдалась. Если упражнение выполняется правиль­но, происходит маленькое чудо: критикуемые участники не защищаются и «критикам» становится легче сообщать о своих претензиях и пожеланиях.

Иногда на воркшопе ощущается некое подспудное недо­вольство — невыраженные жалобы и проблемы. Кажется, что все происходит «неправильно».

В этом случае ведущему следует позаботиться о том, чтобы лю­бое недовольство было выражено прямо. Возможно, в комнате мало солнечного света или обед был невкусным, а может быть, участни­ки пропускают важный футбольный матч. Я предлагаю вам не­сколько вариантов реагирования ведущего на плохое настроение членов группы и связанную с этим депрессивную атмосферу.

Участники разбиваются на пары и рассказывают друг дру­гу, что вызывает их неудовлетворенность. Они размышляют, как можно улучшить ситуацию. Затем вся группа собирается вместе. Каждая пара высказывает свои «жалобы» и возмож­ные пути решения.

▼ Группа проводит «мозговой штурм». Все неприятные пе­реживания высказываются и записываются без дискуссии. За­тем группа пытается найти решения проблем.

▼ Каждый записывает свои жалобы на карточках, которые кладут в коробку. Ведущий вслепую вытягивает две карточки и передает их двум членам группы. Они пытаются найти ре­шение. Затем группа может высказать свои предложения. По­добным же образом поступают и с остальными карточками.

Участники анонимно записывают свои жалобы на малень­ких самоклеящихся листочках и прикрепляют их на доску. Затем два участника «сортируют» записки по темам. Группа может обсудить отдельные тематические блоки и попытаться найти решение.

После того как все опасения и жалобы будут высказаны откры­то, вы вместе с группой должны позаботиться о том, чтобы по­мочь разрешить проблемы.

Вопросы членов группы — вызов для ведущего. Одни воп­росы просто содержат завуалированную критику, другие могут быть достаточно серьезными и важными, но тоже вызывать не­приятные чувства.

Вопрос может быть неприятен, если ведущий:

— боится, что не знает ответа;

— опасается, увлекшись, неправильно сформулировать ответ;

— боится, что выявится недостаток специальных знаний или знаний об организации, с которой он работает;

— опасается, что задающий вопрос знает больше, чем сам ве­дущий;

— испытывает после вопроса сильные чувства, которых ему не хотелось бы касаться в настоящий момент;

— думает, что ответ на вопрос может нарушить намеченный план.

В некоторых группах имеет смысл обсудить тему вопросов. Ведь многим участникам приходится в повседневной жизни иметь дело с вопросами своих коллег:

Сначала обсудите вопросы, которые просто скрывают за собой критику, и объясните, что для группы полезнее, если участники будут выражать критику открыто и по существу (не пытаясь этим наказать того, кому она адресована).

Объясните, что вы цените вопросы, потому что они озна­чают интерес к теме.

Укажите на то, что в начале работы группы вопросы чаще всего задают ведущему, так как участники считают его экс­пертом, который может сказать что-то особо важное. Если уча­стники начинают задавать серьезные вопросы друг другу, значит, группа развивается нормально.

▼ Скажите, что вы готовы отвечать на спонтанно возникаю­щие вопросы, они помогают вам оценивать учебный процесс в группе.

▼ Объясните, что вы можете не знать ответы на некоторые вопросы, и оставьте за собой право поразмышлять над такими вопросами вместе со всей группой.

▼ Вы можете отложить ответ на вопрос до лучшего момен­та.

Если вы таким образом выразите свою отношение к вопросам, участники будут довольны, потому что это даст им возможность свободно прояснять недоразумения и трудности и высказывать свои пожелания. Вы также можете специально предоставлять время для вопросов в ходе воркшопа. Я предлагаю вашему вни­манию несколько упражнений на тему вопросов и ответов.

Упражнение 1. Вопросы и ответы

(для начальной стадии работы) Цель.Эта техника помогает участникам и ведущему осознать ре­зультаты работы. Время. 10минут.

Структура работы.Каждый участник говорит о том, что он по­нял из прошедшей встречи, и задает вопрос, который у него воз­ник. При этом ответы давать не надо. Просто покажите, что вы благодарны за каждый вопрос, и скажите, что вопросы дают груп­пе и ведущему ориентиры для дальнейшей работы и будут учи­тываться впоследствии.

Упражнение 2. Вопросы и ответы

(для средней стадии работы) Цели.Чем больше участники учатся, тем больше у них возника­ет вопросов и тем более они значимы. Глубокие вопросы обяза­тельно должны прозвучать, и на них должны быть получены ответы от участников и ведущего. Это упражнение активизирует взаимодействие в группе и пробуждает внутреннюю заинтересо­ванность.

Материалы.Бумага и карандаш. Время. 45минут.

Структура работы.Вначале скажите, что у каждого есть возмож­ность записать важный вопрос, который, возможно, занимает его уже в течение некоторого времени. На этот вопрос ответит кто-нибудь из участников.

После этого каждый пишет свой вопрос (анонимно) и склады­вает лист бумаги. Ведущий тоже участвует в работе. Вопрос дол­жен быть сформулирован так, чтобы нельзя было понять, кто его задает. Сложенные записки перемешиваются, каждый участник вытягивает одну из них и проверяет, не достался ли ему его соб­ственный вопрос. Затем все просматривают полученные вопросы

и размышляют над ними в течение 2 минут. После этого наступа­ет время ответов. Тот, кто готов поделиться своими мыслями по поводу заданного вопроса, встает и подходит к участнику, кото­рый, по его мнению, задал вопрос. В течение 2 минут он пытается датьответ потенциальному автору. Получивший ответ не дает понять, его ли это вопрос или нет.

После того как будут получены ответы на все вопросы, участ­ники признаются в авторстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *