что такое управление культурой

Органы управления сферой культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сфера культуры и понятие управления ею

Управление сферой культуры – это деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, направленная на обеспечение развития сферы культуры по приоритетным направлениям, предусмотренным государственной политикой.

Сферу культуры можно рассматривать в нескольких смыслах. Изначально культура трактовалась как первоначальная обработка и способ ухода за землей с целью обеспечения ее пригодности для службы человеком. В дальнейшем понятие культуры трактовалось как сфера развития способностей и душевных склонностей человека. В настоящее время культуру трактуют как совокупность жизненных проявлений, достижений творчества отдельных народов или их групп.

Как и любая сфера современного функционирования общества, культура нуждаются в государственном управлении. Суть этого управления состоит в том, что органы власти определяют перечень приоритетных направлений развития данной сферы и осуществляют финансирование этого развития.

Основным органом, ответственным за управление сферой культуры является Министерство культуры России. Данное Министерство функционирует за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

Министерство культуры выступает в качестве юридического лица, наделенного собственной гербовой печатью, иными печатями и штампами, а также счетами.

Министерство культуры России находится в городе Москве.

Роль Министерства культуры в управлении сферой культуры

Министерство культуры России выступает в качестве федерального органа исполнительного характера, в задачу которого входит осуществление функций выработки и реализации политики государства и формирование нормативно-правовой базы для сферы искусства, культуры и культурного наследия, кинематографии, авторских прав, иных смежных прав, управления имуществом государства в сфере культуры, контрольно-надзорной деятельности в указанной сфере.

Готовые работы на аналогичную тему

Минкульт России осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями:

Министерство культуры осуществляет свою деятельность в сфере управления культурой в двух формах: либо непосредственно, либо через систему территориальных органов, взаимодействующих с иными органами федерального и регионального уровней исполнительного характера.

Состав полномочий Министерства культуры в сфере управления культурой

В соответствии с требованиями российского законодательства Министерство культуры в сфере управления культурой наделено следующими полномочиями:

Порядок функционирования Министерства культуры при управлении сферой культуры

Осуществление деятельности Министерства культуры регламентируется перспективными и текущими планами работы, федеральными целевыми программами, планами международных и всероссийских мероприятий данного органа государственного управления.

перспективный план работы министерства культуры разрабатывается исходя из периода, равного календарному году в соответствии с программами социально-экономического развития государства и планами действий по реализации этих программ. Текущий план работы Министерства культуры составляется исходя из периода, равного кварталу, в соответствии с перспективным планом работы Министерства.

Отдельные органы Министерства осуществляют планирование своей деятельности согласно плану работы всего Министерства и положениям об этих органах.

Текущее управление сферой культуры осуществляется действующим совещательным органом в лице коллегии, в состав которой включается министр культуры, заместители министра, руководящие работники аппарата министерства, а также руководители Ростуризма.

Источник

Региональные и муниципальные государственные органы управления культурой

В Российской Федерации в настоящее время действует три уровня органов исполнительной власти: федеральная, региональная и местная (муниципальная). На региональном уровне деятельность в сфере культуры регламентируется и координируется не только нормативными актами и положениями, принятыми на федеральном уровне, но также и региональными органами власти.

Деятельность исполнительных региональных органов власти дополняется законодательными органами, которые разрабатывают стратегию и создают правовую основу для развития культурной деятельности в регионе. Так, в Новгородской области органами управления сферой культуры являются высшее должностное лицо – Губернатор области, законодательное собрание – Новгородская областная Дума и исполнительная власть региона – Администрация Новгородской области и Правительство Новгородской области.

Эти должностные лица и органы власти осуществляют функции государственного управления в соответствии с теми полномочиями, которые определены нормативно-правовым полем России. В частности, органы региональной власти принимают и контролируют исполнение законов в сфере культуры, формируют бюджет и выполняют прочие функции.

Непосредственное управление культуры в российских регионах осуществляется специальными органами исполнительной власти: департаменты, управления, комитеты, отделы культуры. Так, Департамент культуры Новгородской области (до 2013 года Комитет культуры Новгородской области) осуществляет свою деятельность согласно Положению о Комитете культуры Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 16 июля 2010 г. № 339.

Департамент культуры Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере культуры, туризма, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления области, общественными и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры, архивного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Целью деятельности Департамента культуры является сохранение культурного наследия области, обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и получение информации в сфере культуры и архивного дела, реализация государственной политики в сфере туризма на территории области, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни области. Основными за-дачами Департамента являются:

Среди полномочий Департамента:

осуществление учета, охраны и популяризации объектов культурного наследия, организация проведения историко-культурной экспертизы, осуществление государственной политики в сфере библиотечного, архивного дела, туризма, содействие сохранению и развитию библиотек, поддержка развития государственных музеев, народных промыслов, библиотек, управление музейными предметами и музейными коллекциями, ведение государственного учета документов Архивного фонда РФ, проведение мониторинга состояния туристских ресурсов области и прилегающих территорий, создание условий для развития любительского искусства, осуществление покровительства по отношению к юным талантам, творческой молодежи, ко всем видам культурной деятельности.

Кроме того, Департамент обеспечивает организацию и проведение между-народных, межрегиональных, областных фестивалей, праздников самодеятельного и профессионального творчества, конкурсов, выставок, конференций и иных мероприятий в сфере культуры;

организует предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения в сфере культуры;

оформляет заявки на участие в федеральных целевых программах в сфере культуры, архивного дела, туризма;

разрабатывает проекты областных нормативных правовых актов по вопросам культуры, архивного дела, туризма

На муниципальном уровне также действует сеть органов управления культуры, включая комитеты, комиссии. При этом следует заметить, что структура органов управления культурой в регионах и муниципалитетах находится в компетенции руководителей регионов и муниципалитетов.

В связи с этим в России нет единообразия в структуре этих органов, их названиях и выполняемых функциях. На муниципальном уровне органом управления культурой являются комитеты или отделы культуры при администрациях городов или районов.

Так, в Великом Новгороде функционирует Комитет культуры и молодежной политики, функции которого весьма широки и многогранны. Действует комитет культуры и молодежной политики на основании Положения о комитете, принятом Постановлением Администрации Великого Новгорода 02.11.2010 года (№ 4741). Во главе Комитета культуры Новгородской области стоит Председатель, который обеспечивает осуществление полномочий и функций исполнительного органа.

В процессе своей деятельности Комитет культуры взаимодействует и согласовывает свою деятельность с федеральными органами исполни-тельной власти, аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, территориальными органами федеральных органов власти, исполнительными органами власти других субъектов РФ, области, органами местного самоуправления.

Кроме того, Комитет культуры области взаимодействует с подведомственными Комитету учреждениями, с гражданами и организациями по кругу вопросов, входящих в компетенцию Комитета.

При разработке областных правовых актов, касающихся сферы культуры, Комитет согласовывает проекты правовых актов, обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов нормативных правовых актов.

Комитет исполняет государственные функции и предоставляет государственные услуги в соответствии с административными регламентами исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление полномочий и функций Комитета, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.

Комитет культуры планирует свою деятельность на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, в соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития области.

Важной частью децентрализации и привлечения общественных структур к процессу управлению сферой культуры в регионах и муниципалитетах России является создание различных институтов: советов, ассоциаций, фондов. Так, в Новгородской области в 2012 году создан Общественный совет при Комитете Новгородской области (ныне – Департаменте культуры и туризма Новгородской области).

Действие Общественного Совета регламентируется Положением, утвержденным Комитетом культуры 4 декабря 2012 года.

Согласно Положению, Общественный Совет области является постоянно действующим коллегиальным консультативным органом, образованным в целях привлечения представителей общественности, экспертных сообществ и граждан к организации и проведению экспертизы ключевых управленческих решений комитета культуры области, рассмотрения перечня вопросов со стороны общества, обеспечения взаимодействия комитета с общественными объединениями, движениями повышения качества государственного управления, привлечения социально и профессионально активных слоев населения области к принятию управленческих решений.

Решения, которые принимает Общественный совет носят рекомендательный характер. Основными задачами деятельности Общественного совета являются:

Государственное управление культурой осуществляется на всех трех уровнях с привлечением и дополнительным участием различных институтов и структур. Между тем по мнению некоторых специалистов, стратегия и принципы государственного управления культурой требуют пересмотра.

В частности, отмечается, что «государство в лице органов управления культурой не отошло от прежних схем культурной политики, основанной на утопических цифрах и других аналогичных показателях планирования культуры, от ведомственной парадигмы, представляющей культуру как «отраслевую» систему».

В наши дни государство является «единоличным надзорным органом за деятельностью учреждений культуры и не стремится делить свои полномочия с какими-либо другими лицами».

Однако существующие институциональные и идейные принци-пы управления сферой культуры в России требует изменений. Наиболее оптимальная модель управления культурой должна включать следующие аспекты:

На современном этапе существует потребность в смене пара-дигм государственного управления культурой. Сложные условия функционирования организаций культуры, которые осуществляют свою деятельность в период развития рынка, глобализации и инфор-матизации, требуют пересмотра традиционных принципов управления многогранной сферы культуры.

Существует необходимость расширения принципов принятия решения, принципов организации, финансирования и пр. Современные учреждения сегодня постепенно обретают новый статус, который адекватен рыночным условиям.

В связи с этим требуются обновленные технологии, чтобы организации культуры стали «центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношений, конструктивного диалога, новых деловых связей».

Учреждения культуры должны преодолевать узко-отраслевые рамки и развиваться, используя все имеющиеся ресурсы. Современные экономические условия требуют наличия гибкой структуры организаций культуры, которые были бы способны реализовывать социокультурные проекты, реагировать на рыночные колебания, потребности, внедрять инновационные формы работы, использовать интерактивные технологии и т.д.

Источник

Управление в сфере культуры, искусства и досуга (федеральный, региональный, муниципальный уровни)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и значение управления в сфере культуры, искусства и досуга, его уровни

Управление в сфере культуры, искусства и досуга – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию условий осуществления культурно-досуговой деятельности и деятельности в сфере искусства для обеспечения населения страны результатами этой деятельности.

Политика страны в сфере культуры, искусства и досуга выступает в качестве важнейшей задачи любого государства, обеспечивающей жизнеспособность этого государства и его место в цивилизации.

Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что между уровнем культурного развития страны и уровнем развития общество в нем существует прямая взаимосвязь.

Государство несет ответственность за развитие культуры, искусства и организации досуговой деятельности населения, но в условиях рынка эта ответственность выражается в основном в формировании нормативной базы и обеспечении финансирования приоритетных проектов.

Политика государства в сфере культуры, досуга и искусства подразумевает совокупность норм и принципов, определяющих действия руководства страны, направленные на сохранение, развитие, распространение культуры, искусства и организацию досуговой деятельности.

Важнейшей задачей государства в сфере управления культурой, досугом и искусством является формирование условий для осуществления деятельности в сфере культуры, искусства и досуга. Государство должны использовать совокупность финансовых и правовых рычагов, обеспечивающих облечение культурных интересов масс в подлинную форму культуры и искусства, повышение уровня культурного предложения, перевода потребителей на новый культурный уровень.

В системе управления культурой, искусством и досугом можно выделить два уровня:

Готовые работы на аналогичную тему

Уровень государственного управления, который включает в себя 2 подуровня:

Уровень муниципального управления, призванный осуществлять реализацию полномочий в сфере управления культурой, искусством и досуговой деятельности на территории конкретного муниципального образования.

Содержание федерального и регионального управления культурой, искусством и досугом

Федеральные органы государственного управления определяют общую направленность политики государства в сфере культуры, досуга и искусства. Федеральные органы власти разрабатывают и утверждают федеральные программы в сфере развития культуры и искусства, а также организации досуговой деятельности, обеспечивают условия для существования и развития национальных культур на территории Российской Федерации, ведут статистический учет объектов искусства и культурного наследия, стремятся к преодолению монополии в сфере культуры.

Приоритетным направлением государственной политики в этой сфере является сохранение культурного наследия, которое включает в себя накопленный духовный и нравственный опыт, выступающий в качестве важнейшего фактора поддержки национальной идентичности.

При управлении сферой культуры, искусства и досуга государство использует следующие инструменты: административное регулирование в виде лицензий, контроля цен, квотирования; правовое регулирование в виде норм, определяющих порядок оказания услуг культуры, искусства и организации досуга; экономическое регулирование прямой направленности, подразумевающее адресное финансирование определенных проектов или культурных учреждений; экономическое регулирование косвенной направленности и так далее.

В настоящее время региональные власти активно привлекаются к реализации государственной политики в сфере культуры, досуга и искусства. В ведение региональных властей включены вопросы охраны и обеспечения сохранности культурного наследия регионального уровня, организации библиотечного обслуживания граждан региона, создания государственных музеев, учреждений культуры и искусства, поддержки культурных автономий и художественных промыслов.

Содержание муниципального управления культурой, искусством и досугом

В соответствии с законодательством органы муниципального управления призваны обеспечивать решение вопросов, имеющих местную значимость, в сфере культуры по следующим направлениям:

Финансовую основу функционирования учреждений культуры, искусства и досуга на муниципальном уровне составляют средства бюджетных организаций и доходы от оказания платных услуг. Законодательством допускается добровольное создание фондов, средства которых направляется на финансирование культуры и искусства. Правом на создание таких фондов наделены общественные объединения, граждане, хозяйствующие субъекты.

Органы муниципального управления при осуществлении управления культурой, искусством и досугом должны признавать равенство различных культур, свобод и прав граждан в отношении их культурных предпочтений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *