что такое уполномоченный представитель
Что такое уполномоченный представитель
НК РФ Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:
1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.
(п. 4 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
(п. 5 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
(п. 6 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
Горячая линия
Наши Рассылки
Обучающие мероприятия
(347) 291 20 70
Кто такой уполномоченный представитель?
Кто такой уполномоченный представитель?
Вопрос
Согласно положениям Налогового кодекса РФ, представлять интересы налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговыми органами (а, следовательно, и подписывать налоговую отчетность) имеет право либо законный, либо уполномоченный представитель налогоплательщика.
Законный представитель налогоплательщика (согласно п.1 ст.27 главы 4 НК РФ) — это:
руководитель организации (для налогоплательщиков – юридических лиц);индивидуальный предприниматель.Уполномоченный представитель (согласно п.1 ст.29 главы 4 НК РФ) — это:
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по подготовке и отправке отчетности;сотрудник организации, не являющийся ее законным представителем, т.е. руководителем.Полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены доверенностью документально (согласно п.3 ст.26 главы 4 НК РФ). Доверенность заверяется:
Для юридических лиц — подписью руководителя и печатью организации;Для индивидуальных предпринимателей — печатью индивидуального предпринимателя или нотариусом.Правила оформления, срок действия и основания для прекращения доверенности регулируются статьями 185–189 Гражданского кодекса РФ.
Согласно Приказу ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ меняется порядок предоставления отчетности, подписанной уполномоченным представителем
Всё об оформлении полномочий представителя
Выделяют несколько видов представительства в суде — когда официальный представитель защищает интересы одной из сторон. В этой статье рассмотрим отличия законного от уполномоченного представителя, и какие документы нужны для подтверждения их прав и обязанностей.
Законное представительство
Законный представитель полагается несовершеннолетним, или недееспособным лицам. По закону они не могут представлять сами себя в суде. Такими представителями считаются родители, назначенные законом опекуны или попечители.
Какие нужны документы для подтверждения представительства
Чтобы иметь возможность представлять интересы стороны, которая не может на законных основаниях сделать это самостоятельно, нужно предоставить суду доказательства, что лицо — законный представитель. Понадобится следующее:
Предоставив эти свидетельства, представитель может сам защищать подопечного в суде, или нанять другого человека, например, заказав услуги адвоката в суде. Но он должен передать ему свои полномочия.
Уполномоченные представители
Чтобы защищать права представляемого, уполномоченный представитель обязан предоставить судье доверенность на представительство.
Удостоверить этот документ может нотариус, или лица, которым закон предоставляет такое право, к примеру, работодатель, начальник лишения места свободы, командир воинской части, и т.д. Если представительство требуется организации, то доверенность подписывается руководителем, а также ставится печать компании.
Очень часто в доверенность вписывают лишнюю информацию, к примеру, в правах представителя прописывают, что он может задавать вопросы в суде, знакомиться с материалами дела, и т.д. Достаточно просто указать, что уполномоченному представителю переходят все полномочия, предусмотренные законодательством.
Но есть и такие права, которые надо закрепить в доверенности. Например, возможность подачи заявления, заключение мирового соглашения, и т.д.
Нужно ли указывать номер дела, в котором будет участвовать представитель? Это необязательное условие, более того, специалисты рекомендуют не указывать номер. Если представляемый участвует в более, чем одном судебном процессе, то доверенность без номера дела позволит представителю защищать интересы клиента во всех этих процессах.
Адвокат может участвовать в деле без доверенности, если у него есть специальный ордер, выданный адвокатским образованием. Но указанные выше расширенные полномочия все же потребуют документального оформления в виде доверенности.
Если нашли представителя, который вам подходит, но не успели оформить его полномочия, а судебный процесс уже начался, то можно подать устное или письменное ходатайство о допуске представителя к участию.
Заключение
Из этой статьи читатель узнал, что существует минимум два вида судебного представительства. Эти виды отличаются, как и документы, которые нужно предоставить в суде, чтобы защитить интересы представляемого. Смотрите подробнее в нашем видеоролике.
Статья 29 НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика (действующая редакция)
1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:
1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.
5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Комментарий к ст. 29 НК РФ
Комментируемая статья определяет лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных представителей.
Для уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие доверенности.
Порядок выдачи доверенности определен статьей 185 ГК РФ.
Порядок нотариального удостоверения доверенностей установлен статьей 59 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993, N 4462-1.
Доверенность дает право совершать юридические действия лицу, которому выдана доверенность, в отношении лица, эту доверенность выдавшего.
Закон требует соблюдения формы доверенности в виде ее нотариального заверения, если такая форма необходима в соответствии с законом.
Полномочия представителей физических лиц должны быть подтверждены нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенностью.
Например, совершение действий представителем (в частности, оплата расходов по обучению) от имени представляемого на основании письменной доверенности, заключенной в простой, нотариально не удостоверенной форме, следует понимать как реализацию гражданских прав представляемого.
В связи с этим отказ в подобной ситуации физическому лицу в предоставлении социального налогового вычета при отсутствии нотариально удостоверенной доверенности, выданной им своему представителю для произведения оплаты обучения, не основан на нормах действующего законодательства.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу абзаца первого пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.
В частности, исключение из приведенного общего правила предусмотрено пунктом 4 статьи 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.
В то же время договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.
Однако судам необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (например, статьи 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).
В пункте 2 статьи 185.1 ГК РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.
Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке статьи 185.1 ГК РФ.
Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.
Полномочия представителей юридических лиц должны быть подтверждены письменной доверенностью, заключенной в простой форме.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, при этом печать организации на доверенности ставить не обязательно (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ).
Законодательство РФ не предусматривает нотариальную форму доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами в налоговые органы.
Например, руководитель обособленного подразделения может являться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации (см. письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278).
Согласно пункту 15 Обзора судебной практики ФАС Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 НК РФ (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4), в доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.
НК РФ Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:
1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.
5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.