что такое упк в школе

Учебно-производственный комбинат

Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Учебно-производственный комбинат» в других словарях:

Межшкольный учебно-производственный комбинат — учебное учреждение для удовлетворения потребностей учащихся общеобразовательных учебных учреждений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ … Официальная терминология

Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа — Учебно курсовой комбинат (пункт), учебно производственный центр, техническая школа (горно механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию… … Официальная терминология

Список заслуженных работников бытового обслуживания населения Российской Федерации — Приложение к статье Заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации Содержание 1 Респу … Википедия

Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

УПК — Уголовно процессуальный кодекс указатель положения конуса универсальный пушечный контейнер Управление пластиковых карт (в банке) Управление пластиковых кар управление подготовки кадров управление промысловой кооперации управление процессом… … Словарь сокращений русского языка

УПК — указатель положения конуса УПК установка для передвижения космонавта установка для перемещения космонавта косм. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. УПК усреднительно погрузочный… … Словарь сокращений и аббревиатур

Макинск-2 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия

Целиноград-25 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия

Источник

Какое образование давали советские УПК?

что такое упк в школе. Смотреть фото что такое упк в школе. Смотреть картинку что такое упк в школе. Картинка про что такое упк в школе. Фото что такое упк в школе

Из советских школьников делали пролетариев

Впервые учебно-производственные комбинаты для школьников появились в 70-х годах XX века. Постановление об их организации было принято Советом Министров СССР в 1974 году. Цель их создания была следующей: учащиеся школ должны были на личном опыте познакомиться с трудовым процессом, почувствовать себя частью рабочего коллектива, а главное, подготовиться к сознательному выбору профессии. С одной стороны, при этом «ненавязчиво» делался акцент на выборе рабочей специальности, что являлось своего рода госзаказом. С другой — каждый из проходящих практику знал, что «в случае чего» без работы не останется и заработать себе на кусок хлеба всегда сможет.
Занятия состояли из практической и теоретической части, где в общих чертах давалось представление и о специальности, и об отрасли промышленности, к которой она относилась, о её месте в общей системе народного хозяйства. По окончании курса учащиеся сдавали квалификационные экзамены и получали «корочки» — вполне официальный документ, дающий возможность чувствовать себя взрослее и преимущество при устройстве на работу.

Труд и его парадоксы

За работу в рамках учебно-производственной практики школьники получали зарплату — скромную, но официальную. Чтобы получить её, надо было вместе с остальными работниками отстоять очередь у окошечка кассы и расписаться в общей ведомости.
В то же время труд несовершеннолетних был строжайше запрещён. В учебниках и детских книгах тех лет изображение советского школьника за партой соседствовало с картинкой, где его ровесник, выбиваясь из сил, тащит тяжёлый груз или чистит ботинки отвратительного вида буржую. В журнале «Семья и школа» 1970-х годов с осуждением говорилось о подростке, который «вкалывал» все лето, чтобы заработать на мотоцикл.
Чтобы заработать на карманные расходы или осуществление мечты, подросткам приходилось идти на всевозможные хитрости, которые быстро раскрывались. С неизбежным финалом — увольнением. Уже перед самой перестройкой исключение было сделано для подростков из неблагополучных семей и состоящих на учёте в детской комнате милиции.
Вне зависимости от специальности и того, насколько она впоследствии пригодилась, роль учебно-производственной практики в воспитании подрастающих личностей была существенной и чаще всего со знаком плюс.
Выходя во взрослую жизнь, выпускник школы уже умел что-то делать руками. Первое рабочее место подросшему гражданину гарантировалось государством. Нередко старшеклассникам, попавшим в учебно-производственный цех, нравилась именно атмосфера завода, работа в большом коллективе, ощущение сопричастности к чему-то масштабному. Кроме того, работа на учебно-производственном комбинате помогала привести мысли в порядок, справиться с неизбежным хаосом, царящим в голове завтрашнего выпускника, которому вот-вот предстоит шагнуть во взрослую жизнь.
Предприятия же заботились о том, чтобы обеспечить себе приток молодых кадров, обеспечить преемственность.

На любой вкус

Набор специальностей, по которым проводилось обучение, определялся органами местного самоуправления и районными организациями народного образования. На практике это означало, что учащимся некой школы предстояло выбирать из имеющегося перечня специальностей, как правило, небольшого.
Не все профессии считались у подрастающего поколения одинаково престижными. Несмотря на настойчивую романтизацию «трудного счастья», наибольшим успехом пользовались те специальности, которые могли в будущем обеспечить хорошо оплачиваемую и желательно «непыльную» работу. А так как количество мест в каждой группе было ограниченным, распределение зависело от классного руководителя.
Среди юношей больше всего желающих было стать автослесарями, часовщиками, программистами, в крайнем случае — обувщиками. Также очень быстро набирались группы по специальности «бармен-официант». А вот записанные на курс «плиточник-облицовщик» относились к этому с куда меньшим восторгом.
Девушки стремились овладеть профессиями «закройщица», «парикмахер», «секретарь офиса». В программу последней входила машинопись — специальность сама по себе престижная и «хлебная». Обучение на специальность кондитера бывшие ученики вспоминают по-разному. Одни — как новое умение, увлекательное занятие, после которого и другая работа выполняется с куда большей ловкостью, другие рассказывают, что после такой практики долгое время на торты и пирожные не могли даже смотреть.
Девочки могли не только научиться шить, но и попробовать себя в роли дизайнера. Пусть даже одежды для своих кукол.
Даже если дальнейшая жизнь вчерашнего школьника не имела ничего общего со специальностью, полученной на УПК, знания и навыки так или иначе пригождались. Даже в перестроечную и постперестроечную эпоху.
Владение машинописью существенно помогало при наборе текстов на компьютере, бывший юный автомеханик мог при необходимости починить личный автотранспорт. Один из учеников, которого, не интересуясь его мнением, записали на специальность «плиточник», не раз с благодарностью вспоминал эти занятия во время домашних ремонтов. Другие много лет после окончания школы не могли расстаться с конспектами таких, казалось бы, прозаических специальностей, как технолог и продавец продовольственных товаров. Были случаи, когда именно эти знания оказывались бесценными для будущих владельцев малых частных предприятий. Конечно, во многом это была заслуга преподавателей, с которыми могло повезти или не очень.

Как это было

По четвергам на старейшем комбинате текстильной промышленности «Красная нить» проходили практику ученицы девятых и десятых классов школы №124. Коридоры, цеха, шум и запах уксуса — все было необычным, как и производственные отношения. В цеху практиканткам выдали косынки бледно-голубого цвета, у инструкторов они были красными. Первое правило общения в цеху: чтобы привлечь чьё-то внимание сквозь шум, надо выкрикнуть короткое «У!». На теоретических занятиях рассказывали о многоступенчатом производственном процессе и разновидностях нитей. Перед началом работы в обязательном порядке у каждой практикантки принимали зачёт по технике безопасности.
На «школьном участке» нить с трёх катушек перематывалась на большую бобину. Требовалось вовремя менять катушки и специальным инструментом, похожим на крючок для поднятия петель на колготках, связывать концы нитей.
После распада СССР начальное профессиональное образование исключили из обязательной программы общей средней школы. Обучение на учебно-производственном комбинате стало добровольным.
Одним из учебных предприятий, доживших до начала 2000-х, был школьный завод «Максим» — дочернее предприятие от завода «Позитрон». Помимо обычной учебно-производственной практики желающие могли устроиться на каникулы и летние месяцы. Летом работали, как правило, подростки из неблагополучных семей и те, чьи родители не хотели, чтобы ребёнок бездельничал в городе без присмотра.
Коллектив «Максима» был небольшим: директор, мастера и ответственная за питание, которое юным работникам предоставлялось бесплатно. Основное обучение проходило по специальности «сборщик радиоэлектронной аппаратуры».
Мальчишки обучались не только работе с паяльником и основам радиоэлектроники — само вовлечение в трудовой процесс помогало им почувствовать себя взрослыми самостоятельными людьми. Некоторые, с разрешения руководства взяв домой комплектующие, устраивали для домашних показательную сборку сетевого фильтра. В конце лета выпускники гордо демонстрировали родителям свидетельство о присвоении квалификации «сборщик РЭА».
Впоследствии завод перешёл на изготовление запчастей для различных приборов, и учебно-производственный процесс стал «менее увлекательным. Затем, в 2005 году, по экономическим причинам завод окончательно прекратил существование.

Журнал: Загадки истории №37, сентябрь 2019 года
Рубрика: Назад в СССР
Автор: Анна Цынбальская

Источник

Альтернатива УПК. Как работают отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки

Где вы учились на официанта? В школе

Теория – в классе, практика – в поле

В Минске работают семь отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки, они открыты в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Одно из них находится в Минском государственном профессиональном лицее № 5 транспортного строительства. Заниматься со школьниками в учреждении образования начали первыми в городе. Вначале набирали около 600 ребят, а сейчас здесь обучают более 900 старшеклассников из школ Октябрьского и частично Московского районов. На выбор предлагаются девять рабочих профессий, перечисляет директор Инесса Кузьмина:

– Готовим официантов, комплектовщиков и приемщиков товаров, помощников воспитателей, продавцов, медицинских регистраторов, столяров, цветоводов и цветочниц, элетромонтеров по эксплуатации электросчетчиков. Чтобы ребятам было проще определиться, проводим в школах встречи, на которых подробно рассказываем о каждой профессии. Объясняем, что не нужно обладать специальными навыками, всему научим с нуля, главное – желание. Поясняем, что все направления, по которым мы ведем подготовку, востребованы на рынке труда, и если после школы не удастся поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение, то вчерашний выпускник без труда найдет работу, а параллельно сможет готовиться к новой вступительной кампании.

На один день в неделю школьники освобождаются от уроков и приезжают в лицей на занятия по избранной профессии. Весь теоретический блок ученики осваивают в классах, а для оттачивания практических навыков отправляются «в поле», рассказывает Инесса Леонидовна:

– Курс обучения предусматривает практику на предприятиях города, с которыми у нас заключены договоры о сотрудничестве. Так, будущие повара трудятся при комбинатах школьного питания, помощники воспитателей – в детских садах Октябрьского района, официантов направляем в кафе, столовые и рестораны.

По окончании обучения выпускники сдают экзамен, оценка за который идет в аттестат, а также получают свидетельство установленного образца. Но «корочка» – это далеко не самое важное, рассуждает директор лицея:

– Мы помогаем абитуриентам определиться с выбором будущей профессии. Например, девочка всю жизнь мечтала стать поваром. Пришла на занятия, а оказалось, что повар не только ходит по кухне в белом фартуке и колпаке. Он еще часами стоит у плиты, дегустирует, управляет разными процессами. Пусть она лучше в 10-м или 11-м классе узнает, что это не ее, чем разочаруется после поступления. Есть еще один плюс отделения профподготовки. Большинство ребят после школы планируют подавать документы в университеты, аргументируя тем, что только в вузе им смогут дать качественное образование. Когда ученик приходит к нам, видит хорошую материальную базу, квалифицированных преподавателей, его мнение меняется. Он понимает, что уровень лицея ничуть не уступает вузовскому. В нашей практике есть много примеров, когда ребята, окончившие курс, возвращались осенью уже в статусе учащихся.

За знаниями и оценкой в аттестат

В регионах система получения допрофессио­нальной и профессиональной подготовки налажена иначе. В отличие от Минска здесь площадками для обучения выступают не только учреждения ПТО и ССО, но и школы, учреждения дополнительного образования взрослых и вузы, поясняет начальник отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования главного управления образования Гомельского областного исполнительного комитета Наталья Сапрыко:

– В этом учебном году в области отделения допрофессиональной и про­фессиональной подготовки работают в 172 школах, 22 ПТО, 13 ССО. Обучение проводят и на базе Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации.

Первичные профессиональные навыки получают 6200 школьников Гомельской области. Обучаются они по четырем десяткам профессий, добавляет специалист:

– Их перечень зависит от материальной базы учреждения образования, также влияет потребность конкретного района в определенных кадрах.

База для всех

Многие ребята уже ощутили преимущества обучения в отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки, в их числе и учащиеся Молотковичской вспомогательной школы-интерната Пинского района. На базе их учреждения работает отделение по подготовке швей. На занятия приезжают старшеклассницы пяти школ Пинского района. В начале недели здесь открыли собственное швейное производство. В цеху кроме промышленной зоны имеется оборудованный учебный класс, рассказывает директор Вячеслав Изотов:

– Для наших воспитанников важно общаться со сверстниками, вместе трудиться и осваивать профессию. На нашем швейном производстве есть возможность обучать школьниц как теории, так и практике, а это очень удобно.

Источник

Воронежский исторический форум

История, Архитектура, Краеведение

Учебно-производственные комбинаты (УПК)

что такое упк в школе. Смотреть фото что такое упк в школе. Смотреть картинку что такое упк в школе. Картинка про что такое упк в школе. Фото что такое упк в школе

Учебно-производственные комбинаты (УПК)

Сообщение Red Cat » 02 авг 2017, 00:20

Наверное многие у кого старшешкольные годы пришлись на 80е застали УПК Учебно-производственные комбинаты (или комплексы). Один день в неделю ученик не ходил в школу, а посещал, это самое УПК, где получал профессиональные навыки. Навыки были разные от мало желанных крутить гайки, до новомодных оператор ЭВМ, часто было, что учили автоделу с получением прав. Как правило эти УПК организовывали при заводах, но не обязательно на самой территории завода, ПТУ, техникумах. Автодело могли организовать и при школе в помещение, где были труды. Как правило эти школы при строительстве уже имели отдельно стоящие труды с боксами под автомобили, в 00 во многих этих помещениях открылись чисто коммерческие автошколы.

Как правило, имхо, с кем я общался к УПК относились положительно. Во первых один день можно было не посещать школу, во вторых обстановка на УПК была более демократическая, взять хотя бы отсутствие обязательного ношения школьной формы, плюс общались со школьниками из других школ. Особенно если был разнополый коллектив, пубертатный возраст сказывался, межшкольные заигрывания процветали. Крайне отрицательное отношение к УПК я встречал либо у идейных противников «рабского» труда. Либо что чаще, если домашние ребята попадали в какое-нибудь явно хулиганско-гопнический коллектив, где их обижали, а мастер, руководство УПК смотрело на это сквозь пальцы. Хотя в принципе руководство школ старалось так сказать проводить сегрегацию.

У себя в школе помню, самым минусом было попасть на истинные рабочие специальности токарь, слесарь и т.п., не из за специальности, а из за того, что, туда отсеивали двоишников и хулиганье. По крайней мере был такой слух, кстати не всегда подтверждающийся потом. «Элитная» профессия были оператор ЭВМ, там скорее больше было делопроизводство на ЭВМ, но и что то из программирования видать преподавали. Но туда брали только с пятерками по математике, да и вообще отличников. А основная масса попадала в радиопромышленность, ведь тогда Воронеж был крупным центром радио и микро электроники. По этому направлению у нас направляли на завод Полюс и Электросигнал. Полюс считался более престижным, хотя, имхо, по факту учили одному и тому же. У меня УПК было на Дружинников 4, воспоминания остались только положительные и учеба, и работа нравилась, и общение в коллективе.
УПК как правило было по четвергам или средам.

Источник

Что такое упк в школе

указатель положения конуса

установка для передвижения космонавта
установка для перемещения космонавта

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

в угольной промышленности

универсальный пушечный контейнер

училище повышения квалификации

образование и наука

угол передней камеры

Университетский педагогический колледж

образование и наука

Углический педагогический колледж

ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

образование и наука

управление пластиковых карт

управление подготовки кадров

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

образование и наука

Удмуртская производственная компания

управление промысловой кооперации

управление процессом создания и поддержания конфигурации

установка продольной компенсации;
установка продольной ёмкостной компенсации

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

Уголовный процессуальный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

указатель положения крана

Универсальный перегрузочный комплекс

указатель повреждения кабеля

устройство продольной компенсации

устройство для прокола коммуникаций

Уральский политехнический колледж

г. Екатеринбург, образование и наука, техн.

универсальный перегрузочный комплекс

«Управление промышленной комплектации»

г. Екатеринбург, организация

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

Полезное

Смотреть что такое «УПК» в других словарях:

УПК- — указатель положения крана в маркировке УПК Источник: http://www.kga.ru/about/index.html УПК Пример использования УПК П 01 УПК устройство приёма купюр см. также МПД; МПВД … Словарь сокращений и аббревиатур

УПК — см. Уголовно процессуальный кодекс. * * * УПК УПК, см. Уголовно процессуальный кодекс (см. УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС (УПК)) … Энциклопедический словарь

упк — уголовно процессуальный кодекс; школьный цех, учебно производственный комплекс Словарь русских синонимов. упк сущ., кол во синонимов: 2 • кодекс (11) • … Словарь синонимов

УПК — см. Уголовно процессуальный кодекс … Большой Энциклопедический словарь

УПК — м. Уголовно процессуальный кодекс. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

УПК — УПК: Уголовно процессуальный кодекс Учебно производственный комбинат Универсально предметный код … Википедия

УПК РФ — федеральный закон «Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации» Номер: 174 ФЗ Принят: Государственной думой 22 ноября 2001 Одобрен: Советом федерации 5 декабря 2001 Подписан: Президентом 18 декабря 200 … Википедия

УПК — см. Уголовно процессуальный кодекс … Большая советская энциклопедия

УПК — [у пэ ка] «Уголовно процессуальный кодекс» … Малый академический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *