что такое упакованная вода
Требования безопасности к упакованной питьевой воде, включая природную минеральную воду
«…Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое…»
(Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель).
Не имея никакой питательной ценности, вода обеспечивает все жизненные процессы в организме. Пищеварение, обмен веществ, синтез тканей и т.п. совершаются при активном участии воды.
Рынок воды в упаковке активно развивается, появляются новые бренды, внедряются новые упаковочные решения. Росту отрасли способствуют и мировые тренды на ведение здорового образа жизни, соблюдение принципов правильного питания.
А поскольку вода — это один из самых необходимых элементов для жизни и здоровья человека, контроль за соблюдением параметров ее качества и безопасности при производстве и реализации должен осуществляться со всей строгостью и ответственностью. С 1 января 2019 года вступит в силу новый технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).
Упакованная питьевая вода, относящаяся к пищевой продукции, выпускаемая в обращение на таможенной территории Союза и предназначенная для реализации потребителям, подразделяется на:
— природную минеральную воду (в том числе столовую природную минеральную воду, лечебно-столовую природную минеральную воду и лечебную природную минеральную воду);
— искусственно минерализованную питьевую воду;
— купажированную питьевую воду;
— обработанную питьевую воду;
— природную питьевую воду;
— питьевую воду для детского питания;
В вышеуказанном техническом регламенте используются следующие понятия:
Предусмотренные способы обеззараживания природной минеральной и природной питьевой воды – УФ обеззараживание и озонирование. Не допускается применение для обработки воды, предназначенной для розлива, препаратов хлора.
Упакованная питьевая вода, выпущенная в обращение на таможенной территории Союза, при использовании по назначению в течение срока ее годности и при соблюдении условий хранения не должна причинять вред жизни или здоровью человека, должна быть безопасной по микробиологическим, радиологическим показателям, химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. В связи с этим регламентированы определенные требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, упаковки и маркировки.
Подтверждение соответствия упакованной питьевой воды проводится в форме декларирования соответствия и в форме государственной регистрации (для детской питьевой, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды).
Нормируемые группы исследуемых показателей:
— содержание биологически активных компонентов (бор, бром, йод, фтор и др.) в природной минеральной воде для отнесения ее к лечебно-столовой или лечебной природной минеральной воде
— показатели химической, микробиологической, радиационной безопасности для природной минеральной и купажированной питьевой воды, а так же для обработанной и природной питьевой воды, питьевой воды для детского питания и других видов воды, на которые распространяются требования настоящего технического регламента.
Что нужно знать участникам оборота маркированной воды
1 сентября 2021 года стартовала обязательная регистрация участников оборота упакованной воды в системе маркировки «Честный ЗНАК». С 1 декабря 2021 года производителям будет запрещено выпускать товар без кодов маркировки. Маркировка призвана минимизировать количество нелегально произведенной воды. В данной статье мы рассмотрим актуальные темы по маркировке упакованной воды.
Какая вода подлежит маркировке
— Вода природная или искусственно минерализованная, газированная, без добавок, в том числе и улучшающих вкус.
— Вода минеральная и газированная, природная минеральная вода.
— Негазированная бутилированная вода.
— Прочая бутилированная питьевая вода.
Не подлежат маркировке лед и снег, вода, предназначенная для детского питания, вода, содержащая вкусовые и ароматические добавки, а также различные напитки: квас, лимонады, соки
Кто является участником оборота
Участниками оборота являются производители, импортеры, оптовики, розничные магазины и предприниматели. Не являются участниками оборота юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие воду для личного пользования, в том числе для производственных целей, а также физические лица.
Схема движения маркированного товара
— Производитель/импортер наносит цифровой код на товар как самостоятельно, так и силами контрактного производителя или типографии, а также передает информацию о нанесении кода на товар и о вводе товара в оборот.
— Весь путь товара фиксируется на каждом этапе смены собственника с момента первой отгрузки — такая фиксация обеспечивается инструментами ЭДО.
— При продаже товара на кассе в системе маркировки «Честный ЗНАК» подаются сведения о выводе товара из оборота — подать такие сведения можно через ККТ с использованием ФФД 1.2.
— Потребитель проверяет информацию о товаре путем сканирования кода маркировки через мобильное приложение «Честный ЗНАК».
Маркировка упакованной воды — пошаговая инструкция
Для маркировки воды в обязательном порядке потребуется:
Этапы и даты маркировки упакованной воды
1 сентября 2021 года: старт обязательной регистрации в системе маркировки «Честный ЗНАК».
1. С 1 декабря 2021 года: маркировка становится обязательной для категории «Минеральная вода».
2. С 1 марта 2022 года: маркировка становится обязательной для прочих категорий питьевой воды.
3. С 1 сентября 2022 года: продавцы должны подавать в «Честный ЗНАК» сведения о розничной продаже воды.
4. С 1 ноября 2022 года по 28 февраля 2025 года: все участники оборота упакованной воды начинают вести учет. Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли с этой даты должны использовать электронный документооборот в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции.
5. С 1 марта 2025 года: все участники оборота упакованной воды должны вести поэкземплярный учет. Код каждой единицы товара нужно будет указывать в УПД, передавать эти сведения в «Честный ЗНАК» и контрагентам.
Как получить код маркировки?
Для того чтобы зарегистрировать товар в системе маркировки, участникам оборота необходимо:
— Описать товары в национальном каталоге. Для этого нужно заполнить все необходимые атрибуты: полное наименование упакованной воды, тип продукции, состав — полный перечень представлен на сайте «Честного ЗНАКА».
— Пополнить денежный счет. Код стоит 50 коп. без НДС, но до начала обязательной маркировки коды предоставляются бесплатно.
— Перейти на «Станцию управления заказами» (СУЗ), заказать необходимое количество кодов маркировки и при необходимости распечатать коды.
— Нанести коды маркировки на товар.
Маркировка воды 2021: как подготовиться к работе по новым правилам
С 1 сентября 2021 года производители маркируют бутилированную воду — сначала минеральную, потом остальную. Если магазин или кафе ее продает, придется принимать бутылки через систему электронного документооборота, а при продаже — сканировать новый код и выводить из оборота на кассе. Рассказываем, зачем это нужно, как работает система и как подготовиться к торговле по новым правилам.
Главное о маркировке воды:
Зачем нужна обязательная маркировка воды
Что это. Маркировка — это нанесение на крышку или упаковку бутылки нового двумерного кода Data Matrix. Такой код уже печатают на сигаретных пачках, этикетках обуви, одежды, белья и других товаров. С 2021 года начинается маркировка бутилированной воды.
Зачем нужна. Воду в России подделывают чаще другой продукции. По данным «Ростеха», 25-30% воды на полках магазинов фальсифицируют, а в отдельных регионах это число достигает 80%. Чаще всего подделывают бутилированную воду известных брендов. Особенно много подделок в теплые месяцы — с апреля по октябрь.
По коду Data Matrix можно отследить путь бутылки от производителя до магазина. Продавец имеет право не принимать воду с сомнительным происхождением, а покупатель — считать код через приложение и убедиться в подлинности продукции, если что не так — пожаловаться. Так с рынка вытесняют нелегальную продукцию и недобросовестных производителей.
Как устроена маркировка упакованной воды
Государство отслеживает движение воды на всех этапах — цепочка начинается от производителя и заканчивается только на кассе.
Производитель маркирует воду. Завод покупает коды у «Честного знака» по 50 копеек за штуку и наносит их на бутылки. Для этого можно обратиться в типографию или напечатать код прямо на производственной линии. Как правило, код размещают на крышке.
Производитель агрегирует отдельные коды на бутылках в единый код на транспортной упаковке, например на паллете. Заносит коды в электронную накладную — универсальный передаточный документ (УПД).
Дистрибьютор принимает бутылки по ЭДО. Он получает УПД через систему электронного документооборота. После считывает коды с транспортной упаковки и принимает товар — подписывает накладную. Так бутылки меняют собственника в системе маркировки.
Магазин или кафе считывают коды при приемке. Сотрудники торговой точки или общепита тоже принимают товар через УПД и считывают коды, чтобы проверить поставку. Если партия пришла полностью, подписывают документ, если нет — принимают частично и ожидают скорректированных документов от поставщика. После того как вода попадает в магазин, ее собственник в системе снова меняется.
Кассир считывает код при продаже. Касса передает информацию о продаже оператору фискальных данных (ОФД), оттуда она уходит в «Честный знак». Так маркированная вода выходит из оборота.
Продажи в общепите и автоматах. Воду продают не только в магазинах, но и в общепите и вендинговых автоматах. Для них схема работы отличается:
Какая вода подлежит маркировке
Производители маркируют бутилированную воду без сахара, красителей и вкусовых добавок. Код ТН ВЭД — 2201. В категорию входит природная и искусственная минеральная, а также газированная вода. Маркируемая вода в постановлении
Также в эту категорию входят лед и снег, но их маркировать не нужно.
Маркировка воды: сроки
Сейчас маркировка воды на этапе эксперимента, но уже осенью 2021 года производители должны будут наносить коды на бутылки, а еще через год магазины будут считывать коды на кассе. Вот дорожная карта маркировки воды.
1 апреля 2020 — 1 июня 2021 — эксперимент. В этот период отдельные производители и магазины тестировали систему и обсуждали ее с «Честным знаком».
1 сентября 2021 — начало маркировки. С этой даты все участники оборота регистрируются в «Честном знаке», покупают и настраивают оборудование для маркировки воды. Заводы могут по желанию вводить товар в оборот, а магазины — сканировать коды и выводить из оборота на кассе.
1 декабря 2021 — маркировка минеральной воды. Бутылки будут выходить с линии и импортироваться только с кодами маркировки.
1 марта 2022 — маркировка остальной воды. На этом этапе коды наносят на всю бутилированную воду.
1 сентября 2022 — сканирование бутылок на кассе. Магазины будут обязаны выводить товар из оборота, сканируя его на кассе. Им потребуется зарегистрироваться в «Честном знаке», купить сканер, если его нет, и обновить прошивку онлайн-кассы.
1 ноября 2022 — приемка воды через ЭДО. С этой даты магазины принимают товар через электронный документооборот. Пока по упрощенной процедуре: в УПД указывают только код продукции и ее количество.
1 марта 2025 — поэкземплярный учет. В электронной накладной будут коды для каждой бутылки.
Штрафы за работу без маркировки
Когда система маркировки воды заработает, за продажу бутылки без считывания кода будут штрафы: Штрафы в КоАП
За продажу продукции без маркировки есть и уголовная ответственность с вариантами наказания — от штрафа 300 тыс. рублей до лишения свободы на три года. Наказание в УК
Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому будут штрафовать за ввод в оборот немаркированных товаров, недостоверную информацию в системе, поддельные коды и не переданные данные. Размеры штрафов — до 100 тыс. рублей, при следующем нарушении — до полумиллиона. Новые наказания за работу без маркировки
Проверить магазин может Роспотребнадзор по жалобе любого покупателя. Право проверять импортную воду также есть у таможни.
Работа с маркировкой без штрафов
Помогаем принимать накладные от поставщиков, вести учет остатков и следить за продажами.
Для маркировки воды и других товарных категорий есть все необходимое — от приемки до списания.
Что нужно для маркировки
Купить электронную подпись. Она потребуется, чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подписывать УПД.
Зарегистрироваться в «Честном знаке». Это можно сделать на сайте оператора, предварительно указав свою товарную категорию.
Обновить прошивку онлайн-кассы. Касса должна будет поддерживать новый формат фискальных документов — ФФД 1.2. Он вступил в силу с 6 августа 2021 года.
Подключиться к ЭДО. Это потребуется магазину с 1 ноября 2022 года, но лучше подготовиться заранее: выбрать оператора электронного документооборота, зарегистрировать личный кабинет. Если вы используете «Кабинет Дримкас», это можно сделать прямо оттуда.
Купить сканер. Потребуется 2D-сканер, который умеет считывать коды Data Matrix.
Что нужно знать о маркировке воды с 2021 года
Все для работы с маркированной водой
Помогаем принимать накладные от поставщиков, вести учет остатков и следить за продажами.
Для маркировки воды и других товарных категорий есть все необходимое — от приемки до списания.
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
С 1 июля 2020 года вступил в полную силу ТР ЕАЭС 044/2017 – Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Роскачество разобралось, на какие виды теперь делится вода, которая продается в магазинах, и что должно быть указано в маркировке этого прозрачного продукта.
Основное деление, согласно ТР ЕАЭС 044/2017, связано с происхождением и способами очистки воды. На этикетке одной воды вы увидите слово «природная» и указание источника, а у другой такого слова не будет, зато будут перечислены способы обработки. У третьего же вида не будет ни слова «природная», ни способов обработки.
Сначала разберемся подробнее, что такое природная вода, и в чем ее отличие от прочих.
ПРИРОДНАЯ ВОДА: ПИТЬЕВАЯ, МИНЕРАЛЬНАЯ, ДЕТСКАЯ
Если вы видите на этикетке слово «природная», значит, вода добыта из конкретного источника/скважины и обработана/очищена такими способами, которые не изменяют в составе такой воды содержание и соотношение катионов, анионов и биологически активных компонентов (БАК). Обычно это механические фильтры. Состав воды остается неизменным.
Природная вода в зависимости от содержания солей может быть питьевой или минеральной.
Природная минеральная, в свою очередь, делится на три типа в зависимости от назначения:
ТОЛЬКО ИЗ ПРИРОДНОЙ ВОДЫ ДЕЛАЮТ ВОДУ ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
Природная питьевая вода или столовая минеральная природная вода используются не только по прямому назначению, но и для производства воды для детского питания, которая тоже уже по определению природная.
Если на этикетке слова «природная» нет, то такая вода получена из различных водозаборов, не привязанных к географическому объекту. Водозабор может быть любым, хоть из родника, хоть из системы центрального водоснабжения. Очищена такая вода может быть любыми способами, в том числе теми, которые меняют микрофлору, состав воды и соотношение в ней катионов, анионов и БАК. Очистка может производиться с помощью излучения или реагентов.
КУПАЖИРОВАННАЯ И ИСКУССТВЕННО МИНЕРАЛИЗОВАННАЯ ВОДА
Есть еще воды, тип обработки которых может быть любым, разрешенным ТР ЕАЭС. Это:
Подробности о том, что должно быть указано на этикетке воды того или иного вида, читайте далее.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА МАРКИРОВКИ УПАКОВАННОЙ ВОДЫ
На этикетке любой питьевой воды должны быть указаны:
Указываются при определенных условиях
ПРИРОДНАЯ ПИТЬЕВАЯ ВОДА: ЧИТАЕМ ЭТИКЕТКУ
Это вода из поверхностных вод или из подземных водоносных горизонтов. Если состав и микрофлора воды из природного источника не претерпели в процессе водоподготовки никаких изменений, то на этикетке можно писать слово «природная». Допускается использовать слова, характеризующие ее происхождение из природных источников, например: «родниковая», «из источника» и др.
И конечно, в этом случае на этикетке должны быть сведения о месте водозабора (наименование реки, озера или другого водного объекта).
Придуманное название природной питьевой воды может представлять собой или содержать современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, природные условия которых исключительно или главным образом определяют свойства природной питьевой воды, при условии, что такая природная питьевая вода добывается в пределах такого географического объекта.
ОБРАБОТАННАЯ ВОДА – НИ СЛОВА ПРЯМО
Производитель может, например, использовать фильтрацию, антимикробную обработку, озонирование, деионизацию, обратный осмос, охлаждение. В случае их применения на этикетке должно быть указано, что вода, например, «обработана УФ-облучением», «обработана озоном», «обработана с применением обратного осмоса» и др.
ГЛАВНАЯ ПРИМЕТА ОБРАБОТАННОЙ ВОДЫ
Не ищите слово «обработанная» на этикетке. Ищите информацию о способе обработки и методе обеззараживания. Если она есть, это признак того, что вода обработанная.
Эксперты Роскачества считают, что на лицевой стороне этикетки размещать слово «обработанная» – необходимо. Роскачество выйдет с инициативой установки дополнительных требований к маркировке воды в техническом регламенте. Ранее подобная инициатива была успешно реализована в молочной индустрии.
О МИНЕРАЛЬНОЙ И ИСКУССТВЕННО МИНЕРАЛИЗОВАННОЙ ВОДЕ
На этикетке минеральных вод обязательно должно быть указано не только содержание минеральных солей (общая минерализация), но и перечислены биологически активные компоненты, если таковые имеются. К обычной питьевой воде требований по перечислению БАК нет.
В минеральных водах может быть повышенное содержание отдельных биологически активных компонентов: бора, брома, мышьяка, железа суммарного, йода, кремния, органических веществ, свободного диоксида углерода. Какие именно элементы из перечисленных имеются в той или иной «минералке» – должна рассказать этикетка. Наименования химических элементов могут быть написаны полностью, например: кремний, бор, мышьяк. А могут быть указаны в виде общепринятых символов, например: Si, B, As.
Раз уж мы говорим о минеральных водах, давайте посмотрим, какие разновидности их вы можете встретить на полке магазина. Сравним природную минеральную и искусственно минерализованную воду.
Создать аналог, идентичный по составу природной минеральной воде, нельзя.
Думаете, что минеральный состав обработанной воды можно искусственно «подогнать» под состав минеральной воды конкретного источника (Ессентуки, Нарзан и др.)? Очистить водопроводную воду, смешать соли и прочие компоненты в нужных пропорциях и выпускать под «фирменным» названием? Однако производители знают, что сделать подобное невозможно, уж очень тонкие «настройки», включая микрофлору, задала природа. Именно поэтому так ценятся минеральные воды природного происхождения.
На заметку. Придуманное название относится к географическому объекту, возле которого добывается вода.
Придуманное название минеральной воды может представлять собой или содержать современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, природные условия которых исключительно или главным образом определяют свойства природной минеральной воды (месторождения природной минеральной воды, участка месторождения, источника или скважины и другого элемента месторождения, иного географического объекта в границах месторождения), при условии, что такая природная минеральная вода добывается в пределах такого географического объекта.
Примеры: «Ессентуки», «Боржоми», «Нарзан», «Обуховская».
КУПАЖИРОВАННАЯ ПИТЬЕВАЯ ВОДА
Что касается купажированной воды, она может быть сделана из смеси двух и более природных минеральных вод либо из смеси минеральной и питьевой природных вод.
Вода уже не является природной, однако на этикетке нужно обязательно указывать номер скважины (номера скважин), месторождение либо участок месторождения или наименование источника (родника, ключа и др.) природной минеральной воды и (или) сведения о месте водозабора (наименование реки, озера или другого водного объекта) природной питьевой воды, используемой для изготовления купажированной питьевой воды.
Напомним, эта вода может содержать фторид. Если фторида более 1 мг/дм3, то на этикетке должна быть предупреждающая надпись: «Содержит фторид»; если более 1,5 мг/дм3, то должна быть надпись: «Не рекомендуется для систематического потребления детьми дошкольного возраста».
ВОДА ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
Она предназначена для употребления детьми, приготовления пищи и восстановления сухих продуктов для питания детей. Эта вода производится только из природной питьевой или природной столовой минеральной воды, и по сути является природной, хоть в маркировке может не содержаться сведений о водозаборе.
На упаковке обязательно должна иметься надпись «Для детского питания» или иное указание предназначения питьевой воды для детского питания.
Маркировка упакованной воды: как это будет
С 1 сентября 2021 года началась добровольная маркировка питьевой воды. Со временем это станет обязательно, а затем всем участникам оборота бутилированной воды придется также подавать сведения о маркированной продукции в УПД. Но это касается не любой питьевой воды в бутылках.
Из статьи вы узнаете:
Какую воду нужно маркировать
Понять, маркировать ли воду, можно по коду ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 № 348.
Наименование | Код ОКПД 2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|---|
Природная минеральная вода в упаковке | 11.07.11.110 | 2201 |
Природная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок | 11.07.11.120 | |
Купажированная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок | 11.07.11.130 | |
Искусственно минерализованная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок | 11.07.11.140 |
Маркировка коснется только упакованной воды. Но добычу питьевой воды тоже планируют начать контролировать. Для этого Минпромторг, Роснедра и ЦРПТ запланировали создать систему — аналог ЕГАИС. Новая система поможет контролировать недобросовестных производителей, которые показывают не весь объем добычи из скважин.
От маркировки освобождается упакованная вода, которая соответствует одному из условий:
Основные этапы маркировки
Маркировка воды пройдет в несколько этапов. Первый начался уже 1 сентября, он предполагает добровольную регистрацию в системе «Честный знак».
Далее маркировка будет постепенно становиться обязательной:
Как работать по новым правилам производителям и импортерам
Маркировать воду в бутылках обязан производитель и импортер. Чтобы получать коды маркировки, понадобятся:
Для маркировки нужно обеспечить возможность отправлять запросы на сервер эмиссии ГИС МТ и получать коды маркировки, а также приобрести оборудование для нанесения, верификации и агрегации кодов. Для этого понадобятся:
Регистратор эмиссии и станцию управления заказами — это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения кодов маркировки. Без них работать не получится.
Есть несколько способов взаимодействовать с ГИС МТ:
Оборудование для нанесения, верификации, агрегации — выбирайте его, опираясь на свой уровень автоматизации и объем производств. Чтобы тратить на это меньше времени и сократить издержки, приобретайте оборудование, которое позволяет автоматически передавать информацию о кодах маркировки на производственные линии для нанесения и с производственных линий в программу для отчетов в ГИС МТ.
Как оплатить коды маркировки
Оплачивать коды требуется, только когда маркировка становится обязательной. Это значит, что после 1 декабря 2021 года оплачивать нужно коды для упакованной природной минеральной воды, а после 1 марта 2022 года — для остальной воды, подлежащей маркировке.
От способа оплаты кода маркировки зависит срок его жизни — период, в течение которого он может храниться без нанесения на упаковку. Есть два варианта оплаты:
1. Оплата по эмиссии (предоплата). Деньги на балансе в «Честном ЗНАКЕ» резервируются после заказа кодов. Их спишут со счета, когда заказ получит статус «Готов», то есть завершится эмиссия кодов.
Срок жизни кода, оплаченного по эмиссии, не ограничен: вы сможете хранить этикетки с ними бессрочно. Это удобно, когда вы заказываете этикетки в типографии большими партиями. Но помните, что после нанесения на упаковку срок действия кода приравнивается к сроку годности воды.
2. Оплата по отчету о нанесении (постоплата). Деньги списываются с лицевого счета после успешной обработки отчета о нанесении. Это значит, что вы будете платить только за фактически использованные коды, которые прошли валидацию и были нанесены на упаковку. Срок жизни кода при оплате по отчету о нанесении:
Какие сведения нужно направлять в систему
Добровольно подавать сведения можно уже с 1 сентября 2021 года, обязательным это станет позже. Направлять в ГИС МТ следует:
Подробные правила маркировки Правительство утвердило Постановлением от 31.05.2021 № 841. В нем разъясняются все требования к участникам оборота воды, порядок информационного обмена с системой, порядок и сроки направления сведений оператору и многое другое.
Как будут контролировать маркировку воды
Следить за тем, как участники оборота упакованной воды соблюдают новые правила, будет Роспотребнадзор. С этим будут помогать и граждане: через приложение «Честный ЗНАК» они смогут проверить оригинальность воды. Если на производителя или торговую точку поступит жалоба, сотрудники ведомства придут с внеплановой проверкой. Это грозит штрафом до 300 тыс. рублей.
Вопрос-ответ по маркировке воды
Надо ли маркировать воду, которую произвели до начала обязательной маркировки?
Нет, это не требуется. Оборот и вывод из оборота такой упакованной воды допускается до истечения срока годности.
Нужно ли маркировать рекламный товар?
Нет, рекламные образцы упакованной воды, которая произведена в РФ или импортирована на ее территорию, освобождены от маркировки при условии, что они не предназначены для продажи.
Как быть с бутилированной водой, которую продают через вендинговый автомат?
Воду нужно вывести из оборота еще до того, как она будем помещена а автомат. Сделать это должен тот, кто заправляет автомат водой. Причина вывода — «Прочее».
Как вывести из оборота маркированную воду, у которой истек срок годности?
Когда срок годности упакованной воды истекает, код маркировки сгорает. Оборот такой продукции запрещен.
Чтобы вывести ее из оборота, нужно подать уведомление в ГИС МТ в течение 3 рабочих дней. Причина вывода — «Истек срок годности».
Что нужно делать импортерам упакованной воды?
После введения обязательной маркировки каждая бутылка минеральной или питьевой воды должна быть промаркирована до пересечения границы РФ. Сделать это можно на производстве, таможенных либо консолидационных складах. Отчет о нанесении должен быть подан до таможенных процедур.
После прохождения таможенных процедур, участник оборота вводит воду в оборот.
Нужно ли переоснащать производство для маркировки воды?
Ответ на этот вопрос зависит от объема производства и уровня автоматизации. 80 % производителей воды наклеивают этикетки вручную. Они вполне смогут обойтись простым принтером и ручным аппликатором.
Крупным производствам с автоматизацией для нанесения кодов понадобится:
Универсальный вариант для всех — обратиться к сервис-провайдерам (типографиям). Это тем более удобно, что этикетки для бутылок и так печатают типографии. Тогда приобретать дополнительное оборудование не придется.
Обычно макет этикеток меняют раз в 3-5 лет. Это позволяет заказывать их большим тиражом на год (сезон) вперед.
К каким сервис-провайдерам обращаться?
Сервис-провайдеры — это типографии, которые наносят код маркировки на упаковку или этикетку. У них должен быть заключен договор с ЦРПТ.
Актуальный список сервис-провайдеров размещен на официальном сайте системы «Честный ЗНАК». Они уже готовы к работе с кодами маркировки. По всем нанесенным кодам сервис-провайдер предоставит вам отчет о том, что они прошли валидацию.
Как маркировать воду в оборотной таре? Есть какие то требования или рекомендации от ЦРПТ?
В Постановлении Правительства ничего не говорится об оборотной таре, так как маркируется сама вода, а не тара. Со стороны ЦРПТ рекомендации есть — они основаны на опыте, появившемся за время проведения эксперимента. Так, к бутылям на 19 литров применяется рекомендация по нанесению кода маркировки на этикетку, располагающуюся на горлышке бутылки.
Эксперт: Гульнара Бурханова, эксперт Контура по маркировке
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.