что такое умный магазин
Интернет вещей и ритейл: на что будет похож умный магазин?
IoT (интернет вещей) – основа концепции «умного магазина», главная задача которого — максимально автоматизировать все процессы. Мы изучили причины внедрения систем IoT, посмотрели, как обстоят дела с умными магазинами на Западе и выяснили, почему в ближайшем будущем они будут актуальны и для России.
1. IoT сможет бороться с кражами
Основой умного магазина стала RFID-маркировка товаров (от англ. Radio Frequency IDentification – определение радиочастоты) – это способ автоматической идентификации объектов через радиосигнал. RFID-система состоит из считывающего устройства (антенна) и транспондера (RFID-метка на товаре). По сути это самоклеющаяся этикетка с чипом. Если антенна перестанет видеть RFID-метку (и при этом в системе не будет зафиксирована покупка), то сразу сработает уведомление о краже или включится звуковое оповещение для охраны.
2. IoT навсегда избавит магазины от очередей на кассе
Установленные в магазине камеры помогут в онлайн-режиме фиксировать число посетителей, очереди и места скопления людей. Работник магазина сможет несколько раз за день посмотреть информацию о количестве клиентов, отследить самый популярный маршрут передвижения по залу — это поможет создать удобную планировку магазина, основанную на привычках клиента. Благодаря этому можно выбрать более удачные места для плохо продаваемых вещей, точки для рекламы или дегустаций.
А очередей не будет ещё и потому, что автоматический расчёт чека на все товары в корзине покупателя происходит без участия кассиров – по RFID-меткам.
3. Больше не придется менять сотни ценников вручную
“Умный” электронный ценник внешне напоминает экран смартфона, который крепится к любой поверхности. Теперь, если надо срочно поменять цену на все марки молока в магазине, достаточно просто ввести нужное значение в графу программы, и она отобразится на полках товаров. Это позволит экономить не только бумагу, но и время обслуживающего персонала, который вынужден заменять все ценники вручную. В конце концов, исчезнут вечные препирательства у касс “а почему это так пробилось, если там была другая цена!”.
4. RFID-технологии решают проблемы пустых полок
Если на всех продуктах будет соответствующая электронная метка, то RFID-антенна зафиксирует объем товара и передаст все данные на склад. Если, например, в холодильнике заканчивается молоко, обслуживающий персонал получит уведомление и пополнит запасы.
5. Обеспечение идеальных климатических условий
IoT поможет максимально правильно разбить магазин на зоны микроклимата под условия хранения товаров, что поможет увеличить срок хранения продуктов. Делать это вручную дорого и долго, а система датчиков будет самостоятельно контролировать температуру и влажность для разных категорий товаров, используя заранее подготовленные шаблонные настройки.
6. Сокращение штата сотрудников
IoT-решения позволят значительно сэкономить на работе кассиров, охранников, контролёров и мерчендайзеров. Это отразится на стоимости товаров, так как цены на них формируются с учетом оплаты труда персонала магазина. Полностью исключить человеческий фактор не получится: кто-то должен следить за статистикой, проводить обслуживание оборудования. Но IoT решения позволят значительно минимизировать человеческий фактор, а значит снизить число ошибок.
1. Одними из первых были магазины сети Amazon. В «Amazon Go» покупатели просто заходят, берут нужную вещь и сразу уходят. Перед началом покупок клиент прикладывает свой смартфон к турникету со считывателем QR-кода. Далее система Just Walk Out с помощью датчиков на товарах и видеокамер определит, какой продукт положил в корзину покупатель. Даже если клиент передумает покупать продукт и положит его обратно на полку, система учтет решение и отредактирует чек. Оплата производится автоматически — нужная сумма снимается с кредитной карты, которая подключается к пользовательскому аккаунту Amazon.
2. В 2015 году магазин Levi San Francisco решил мониторить запасы товаров в режиме реального времени. Для этого Intel создала сенсорную платформу для розничной торговли. Пробы прошли удачно, и теперь технология продается как «Intel Retail Sensor Platform». Принцип действия довольно прост: RFID-антенны сканируют торговую площадь и передают данные о товарах (RFID-метки установлены на всех предметах в магазине). Если условные батончики Snickers на полке заканчиваются, работникам склада сразу же приходит оповещение.
3. В Германии винный магазин BASF разместил для клиентов на входе настенный планшет. Покупатель отмечает в нём свои предпочтения, и на их основе система подбирает бутылки, которые подсвечиваются неоновыми лампами прямо на полке. Так клиенту больше не придется тратить время на исследование каждой отдельной бутылки вина, магазин сделает выбор за него.
4. Сеть Walmart доказала, что применение IoT пригодится и на складах интернет-магазинов.
Согласно отчету Forbes, в 2013 году Walmart потеряла 3 миллиарда долларов в из-за отсутствия на складе товаров, которые хотели заказать клиенты.
Тогда команда MIT Media Lab разработала целый парк беспилотников, способных отслеживать объем инвентаря на складских площадях на расстоянии десятков метров. Так что замена традиционного штрих-кода на RFID-метку и запуск дронов помог Walmart контролировать наличие товаров и вовремя пополнять запасы, минимизировав альтернативные издержки.
В России пока что не так активно используют IoT-решения, как в Западной Европе. Сейчас это выгодно и доступно только таким большим компаниям, как «Магнит», «Окей».
Многие отечественные компании (например, некоторые филиалы «Ашана») отслеживают поведение покупателей через Bluetooth-маячки. Одна из таких технологий называется iBeacon. Её принцип заключается в передаче Bluetooth-сигнала с маячков в помещении на устройства клиентов (смартфоны, планшеты), находящиеся в радиусе действия, через равные промежутки времени. iBeacon помогает отслеживать траекторию движения потребителя, а также может активировать совместимые устройства при приближении сигнала, и запустить, например, приветствие на экране.
Однако, в скором времени IoT в России станет востребованней. С 2019 года начал действовать Федеральный закон, обязующий маркировать сигареты, обувь, духи, шины, белье и фотокамеры.
К 2024 году должна быть создана «сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками». Это значит, что большая часть потребительских товаров должна будет промаркирована в единой системе. Делается это для защиты от контрабанды: так легко выявить поддельные товары.Так что внедрение IoT решений неизбежно, и дело не только в техническом прогрессе: аспекты безопасности становятся триггером для их появления.
IoT для бизнеса: как умные устройства снижают затраты в ритейле, медицине и на производстве
Расскажем, как можно использовать интернет вещей в разных сферах и покажем реальные кейсы компаний, которые уже оптимизировали бизнес-задачи с помощью умных устройств.
Примеры IoT в ритейле: контроль остатков на складе, защита от воров и магазины без продавцов
Контроль товарных остатков на полках и складах. Есть три основных способа контролировать наличие товаров с помощью IoT:
Например, в магазинах Levi’s Plaza в Сан-Франциско работает IoT-система. К каждому товару крепятся RFID-метки, данные с них передаются в облако — там они обрабатываются, чтобы было понятно, сколько осталось товара, что и когда покупают, какие позиции нужно докупить, а каких еще много в наличии.
Умные ценники. Это небольшие цифровые дисплеи вместо обычного ценника. Цена на них меняется автоматически, если изменилась цена в базе — больше никаких проблем с неправильными ценниками и волокиты с их постоянной сменой и распечаткой.
Так, X5 Retail Group давно внедряет технологии IoT — умное освещение, кассы самообслуживания, умные холодильники. Недавно компания начала тестировать магазин без персонала, который объединяет сразу несколько умных устройств:
Так выглядят кассы самообслуживания в магазине без персонала. Источник
Борьба с воровством. Магазины серьезно страдают от шоплифтеров — профессиональных воров, которые регулярно выносят товары. Если их поймают, они платят штраф — а потом снова приходят воровать. Магазин может вести базу лиц таких шоплифтеров и внедрить систему распознавания лиц. Как только шоплифтер войдет в магазин, камера оповестит охранника, чтобы он внимательно следил за неблагонадежным покупателем.
Интернет вещей в промышленности: предотвращение поломок и контроль брака
Предиктивная аналитика для предотвращения поломок и сбоев. На оборудование устанавливают датчики, которые следят за разными физическими показателями: давлением, силой тока, перепадами напряжения, частотой движений и так далее.
Например, для каждого станка устанавливается норма — предположим, что это 200 движений в минуту. Если станок не соблюдает норму, то есть делает 190 движений или меньше — датчик отправляет сигнал, что с ним что-то не так. Он еще не сломался, но стал работать хуже, значит, его пора чинить. Это помогает предотвратить сложные поломки и простои.
Потом собранные данные можно проанализировать, чтобы понять, когда ломается станок, как часто нужно заменять детали. С этими данными можно работать — например, заранее планировать ремонт и расходы.
Быстрая реакция на поломки. Эта схема тоже основана на отслеживании физических показателей, но она фиксирует критические значения. Например, если сила тока на станке слишком высокая, это может прямо сейчас вызвать поломку, привести к браку или даже спровоцировать аварию. В таком случае датчик подает сигнал, чтобы станок отключили или скорректировали его работу. Можно настроить даже автоматическое отключение — что-то вроде предохранителей, но с множеством сложных условий.
Анализ работы оборудования. Это сложная схема с использованием машинного обучения. Сначала IoT-систему учат — станок выпускает детали, а человек сортирует их — «говорит» станку, что брак, а что нет. После этого станок учится распознавать бракованные детали, и отправляет их в утиль или на доработку.
Кроме того, после обнаружения брака система смотрит на работу станка — анализирует показатели датчиков, чтобы понять, где именно произошла ошибка, какую деталь станка или контролирующий датчик нужно заменить.
Контроль и проверки оборудования. IoT также помогает контролировать работу оборудования. Например, на Смоленской АЭС инженеры каждый день обходят рабочее оборудование и проверяют каждую деталь. Раньше это занимало почти весь рабочий день.
Чтобы сократить затраты, сотрудникам стали выдавать специальные устройства. Они рассчитывают оптимальный маршрут осмотра и сразу передают данные об оборудовании в дата-центр. Там данные автоматически анализируют и отправляют операторам, чтобы они решили, нужно ли что-то ремонтировать. Это помогло компании сэкономить 45 миллионов рублей в год.
Данные от осмотрщиков попадают сразу к специалистам в такой дата-центр. Источник
Умные перевозки и логистика: построение оптимальных маршрутов, беспилотный транспорт и контроль за водителями
Оптимизация маршрутов. В автомобиль устанавливают датчик GPS. Он фиксирует маршрут водителя и передает эти данные на сервер. Там данные можно проанализировать, оценить, насколько маршрут оптимальный и составить новый, с меньшими затратами бензина и износом транспорта.
Отслеживание грузов. Груз снабжают специальной меткой, например GPS-маячком, а потом в режиме реального времени отслеживают его перемещение. Так можно вовремя обнаружить, если груз потерялся, или понять, на какой части маршрута он движется медленнее или быстрее всего.
Немецкие исследователи Alethia разработали систему датчиков для грузовых поддонов и складов. Она помогает контролировать расположение грузов и отслеживать температуру и влажность в транспорте и на складе, чтобы грузы не испортились в пути.
Контроль водителей и транспорта. В автомобиль устанавливают датчики давления, температуры, скорости и положения. После этого можно отслеживать несколько параметров, например:
Например, компания Raxel Telematics разработала систему из датчиков и мобильного приложения. Она умеет отслеживать манеру вождения: разгон и торможение, скоростной режим, использование телефона за рулем. Датчики ставят в машину при покупке полиса КАСКО, потом стоимость полиса рассчитывается в зависимости от поведения водителя: снижают цену для аккуратных и повышают для лихачей.
Предотвращение аварий. В транспорт устанавливают датчики, которые следят за составными частями автомобиля, например, износом двигателя или давлением в колесах. Если показатели становятся слишком низкими, можно отремонтировать деталь еще до поломки, избежать дорогостоящей замены или простоя.
Американская компания Union Pacific занимается железнодорожными перевозками. Из-за разных поломок вагоны иногда сходят с рельсов — это портит товар, задерживает доставку и грозит убытками в десятки миллионов долларов. Чтобы это предотвратить, компания ставит на вагоны датчики контроля целостности колес. Такой датчик предупреждает о дефекте, колесо заменяют и аварии не происходит.
Беспилотный транспорт. Сложная система датчиков, автоматических устройств и искусственного интеллекта позволяет транспорту обойтись без водителя. Транспортное средство может двигаться полностью самостоятельно либо под удаленным контролем, что позволяет экономить на персонале.
Amazon запустил доставку мелких пакетов с помощью дронов. Дроны летают по заранее проложенным маршрутам на определенной территории и доставляют пакет всего за полчаса. При этом сама такая доставка стоит компании всего доллар — дешевле, чем работа курьера. Также Amazon использует дронов и роботов на складах, чтобы быстро разгружать товары и доставлять их в зону выдачи.
Дрон Amazon с контейнером для доставки. Источник
В логистическом центре КамАЗа начали тестировать самоуправляемые тягачи, чтобы доставлять комплектующие со склада на производство. Тягачи можно отслеживать в реальном времени, чтобы узнать точное время прибытия на производство и приготовиться к приему комплектующих. Пока тягачи ездят только по стандартным отработанным маршрутам, но это уже помогает избежать простоев и упростить логистические процессы.
Примеры IoT в медицине: сбор данных для постановки диагноза и контроль за работой врачей
Контроль за здоровьем пациентов. Пациентам выдают специальные браслеты, которые регистрируют пульс, давление и температуру. Эти данные браслет отправляет врачу — на их основе он может оценить состояние пациента, поставить диагноз, понять эффективность лечения. Можно настроить тревожный сигнал — автоматически вызвать врача, если показатели упали слишком сильно.
Проверка персонала. В больницах устанавливают камеры, которые умеют распознавать действия. Эти камеры могут следить, надел ли врач халат или насколько тщательно он помыл руки. Если врач нарушает режим, камера оповещает начальство. Есть схемы и без камер — например, можно снабдить датчиком сам халат и следить, надет ли он на врача и как перемещается по больнице.
Предотвращение поломок оборудования. В больнице много устройств, от которых зависит человеческая жизнь, например, аппараты искусственной вентиляции легких. На них можно установить датчики — они еще до поломки оповестят, что аппарат работает ненормально и его нужно починить или заменить.
Удаленная медицина. Больницу можно оснастить специальными оборудованием: мониторами, камерами и роботами. Тогда какой-нибудь опытный хирург из Москвы сможет удаленно принимать пациентов из Магадана — осматривать их, назначать лечение, проводить операции, консультировать местных врачей.
В хирургии используют робототехнику — специальные сверхточные манипуляторы, которые позволяют проводить операции, где нужна особая точность. При этом хирург стоит рядом и контролирует процесс. Но можно настроить удаленное управление: один хирург сидит у пульта в одном городе, а робот и другой хирург находятся в другом. Такие технологии уже используют в некоторых российских больницах, например, Боткинской в Москве или Мариинской в Санкт-Петербурге.
Так выглядит робот-хирург да Винчи. Источник
Распределение и обслуживание пациентов. Интернет вещей может оптимизировать работу клиник. Так, медицинский центр Mount Sinai в Нью-Йорке принимает до 50 тысяч пациентов в год. Когда там стало больше 1000 коек, персонал перестал справляться с обработкой информации о пациентах. Из-за это возникали простои — койки стояли пустые, но информации об этом не было, и больница не могла никого принимать.
Тогда в центре внедрили систему IoT, с помощью которой медперсонал смог эффективнее распределять пациентов и контролировать их количество.Это позволило вдвое сократить время ожидания госпитализации для тех, кто нуждался в срочной помощи.
Улучшить обслуживание можно и с помощью камер. Например, в VK Cloud Solutions (бывш. MCS) помогли «Инвитро» разработать решение для распознавания лиц пациентов. Это упростило и ускорило регистрацию — пациент только подходит к стойке, а администратор уже видит его карту. Очереди в часы пик почти пропали, регистратура стала обслуживать клиентов гораздо быстрее.
Умный магазин – будущее розничной торговли
В условиях высокой конкуренции на рынке розничной торговли ритейлерам необходимо искать способы автоматизации бизнес-процессов и повышения качества обслуживания покупателей. Решить данные задачи позволяют умные магазины. iot.ru рассказывает, чем умные магазины могут быть полезны в розничной торговле, кто занимается производством специализированных IT-решений для умных магазинов и где подобные решения уже внедрены.
Что надо знать об умных магазинах
Умный магазин (англ. Smartstore) – это концепция, описывающая принцип автоматизации розничных торговых площадок с помощью технологий Интернета Вещей (IoT). Для автоматизации могут использоваться RFID-метки, POS-терминалы, умные тележки, видеокамеры, технология Big Data и многое другое. В результате, ритейлеры получают широкие возможности по оптимизации бизнес процессов и повышения качества обслуживания своих клиентов. Например, с помощью RFID-меток и специализированного ПО можно в режиме реального времени контролировать: какие товары были сняты с полки, какие из них были погружены в тележки, какие были оплачены на кассе, когда заканчивается срок годности товаров и т.д.
С полным перечнем функциональных возможностей умного магазина можно ознакомиться, изучив картинку ниже из нашего предыдущего обзора.
Умные магазины дают розничным торговым сетям следующие преимущества:
Возможность значительно сократить штат сотрудников;
Уменьшить расходы на заработную плату;
Уменьшить размеры очередей на кассах за счет более быстрого обслуживания клиентов;
Повысить лояльность покупателей за счет высокого качества обслуживания и подготовки персональных скидочных предложений;
Оптимизировать затраты на логистику в торговых залах – ритейлеры получают возможность точно знать, в каких точках торгового зала и в каком количестве выкладывать тот или иной товар;
Снизить вероятность ошибок и злоупотреблений персонала.
Среди основных недостатков концепции можно выделить следующее:
Существенные расходы на переоборудование торговых залов;
Сложность разработки эффективных методов защиты товаров от воровства и вандализма;
Большие затраты на техническое обслуживание умных решений;
Невозможность полностью обезопасить умные решения от внешнего вмешательства (проблема киберугроз);
Высокая зависимость от электроники, которая в любой момент может выйти из строя.
Обзор рынка
Ключевым рынком IoT-решений для розничной торговли является Латинская Америка. К 2025 году доля доходов Латинской Америки составит более 12% в структуре общемировых продаж. Высокие темпы роста покажет также и Азиатско-Тихоокеанского регион. APAC продемонстрирует огромный рост благодаря экономической стабильности, увеличению количества смартфонов среди пользователей и высоким темпам распространения сети Интернет.
По мнению Grand View Research, взаимоотношения между разработчиками умных решений и ритейлерами будут в основном строятся по следующим принципам: программное обеспечение как услуга (SaaS) и платформа как услуга (PaaS). При этом эксперты выделяют следующие факторы, которые могут негативно повлиять на развитие отрасли:
Отсутствие единых технологических стандартов;
Невозможность полностью обезопасить умные решения от внешнего вмешательства.
Отметим, что потенциальная уязвимость умного магазина для кибератак может стать реальным препятствием для интенсивного развития отрасли. Умные IoT-устройства, их аппаратные компоненты и программные приложения могут быть в любой момент атакованы киберпреступниками и нарушить работу всех магазинов, что вызывает озабоченность у руководителей розничных торговых сетей.
Кто занимается производством?
Ключевыми игроками рынка сейчас являются такие компании, как Intel Corporation, Impinj Inc., RetailNext Inc., Allerin Tech Pvt. Ltd., and Losant IoT Inc.
Однако в последние годы на рынке появилось большое количество профильных стартапов, продукция которых зачастую ничуть не уступает IT-гигантам по качеству.
В октябре 2016 года CB Insights выпустила карту, где представлены ведущие стартапы на рынке IoT-решений для розничной торговли.
Карта разделена на следующие разделы:
Внутренняя аналитика на основе датчиков и сенсоров. Поставщики этой группы разрабатывают аппаратно-программные решения, нацеленные на отслеживание товаров, оптимизацию рабочего времени персонала, контроль скидок/акций и т.д. Так, решение стартапа Euclid Analytics следит за посетителями и определяет, как рекламные скидки/акции влияют на посещаемость магазина.
Маркетинговые исследования на основе датчиков. Решения данной группы также отслеживают перемещения клиентов, однако используют эти данные в более маркетинговых целя. Например, Estimote отправляют на телефоны покупателей, находящихся недалеко от магазина, уведомления о продуктах или рекламных акциях. Датчики Kimetric визуально отслеживают возраст покупателей, их пол и стиль одежды, чтобы сформировать индивидуальное маркетинговое предложение
Аналитика и маркетинговые исследования на основе датчиков. Решения данной группы нацелены на корреляцию внутренней аналитики и маркетинговых исследований.
Внутреннее картографирование. Эти стартапы создают подробные карты магазинов и торговых центров. Это позволяет помочь пользователям найти нужные товары и получить информацию о действующих скидках/акциях
Слежение за товарами. Относящийся к данной группе стартап QueueHop разрабатывает специальные датчики, которые призваны защитить товары от краж. Датчики автоматически отлепляются от товаров после их покупки. Другой стартап, Cosy, разрабатывает роботов, которые следят за товарами, используя специализированное программное обеспечение со встроенным картографированием.
Предотвращение потерь. Относящийся к данной группе стартап Gatekeeper разрабатывает RFID-метки с функцией автоматической блокировки колес, чтобы не выпустить из магазина тележки без оплаченных покупок.
Сервисные роботы. Стартапы Simbe Robotics и Fellow Robots разрабатывают роботов, которые помогут клиентам быстро находить товары и обеспечат постоянную наполненность полок. Fellow Robots планирует уже к осени запустить робота LoweBot в 11 магазинах.
Умные гардеробные комнаты. Oak Labs создали интерактивное зеркало с сенсорным экраном, которое позволяет покупателям запрашивать у персонала новые вещи и настраивать освещение в примерочных. С помощью RFID-меток зеркало может определить, какие товары покупатель принес в комнату и порекомендовать ему похожие товары. Стартап уже успешно работает с торговой сетью Polo Ralph Lauren.
Высокая производительность при обработке больших объемов данных без замедления скорости работы платформы дает возможность клиентам Rightech IoT Cloud воплотить в жизнь самые амбициозные проекты, связанные с автоматизацией бизнес-процессов в области ритейла.
Применение на практике
В настоящий момент наиболее известные умные магазины внедрены в компаниях WalMart, «Metro Group Future Store» и BGN (Boekhandels Groep Nederland). Магазины Walmart уже используют технологии, позволяющие сразу сканировать все коды товаров покупателя и выдавать конечную стоимость покупки. Расплатиться на выходе можно через приложение, а не дожидаться своей очереди перед кассой.
Крупнейший интернет-ритейлер Amazon собирается в ближайшее время запустить умный магазин Amazon Go, который будет полностью построен на принципах самообслуживания. В полки магазина будут встроены датчики компьютерного зрения и глубокого обучения. Таким образом, система будет понимать, когда товары берут с полки, а когда – ставят обратно. По мере сбора покупок все они будут отмечаться в виртуальной корзине. Как только покупатель выйдет из магазина – деньги автоматически спишутся с его счета.
Специалисты всего мира уже всерьез заговорили о том, что Amazon Go станет прототипом умных магазинов ближайшего будущего. Для обслуживания торговой зоны площадью от 10 до 40 тысяч квадратных футов ритейлерам понадобится не более 6 человек. В начале февраля о возможном запуске в России умного магазина по примеру Amazon упомянул директор по информационным технологиям Х5 Retail Group Фабриcио Гранжа.
«Я обсуждаю это с одной междугородной компанией, чтоб сделать подобный пилот в России, но это пока фаза обсуждения. Мы изучаем технологии, продемонстрированные в проекте Amazon Go, но говорить о планах внедрения идентичных решений сейчас преждевременно», — рассказал он.
Как мы уже сообщали в нашем предыдущем обзоре отечественные ритейлеры постепенно перенимают успешный опыт западных компаний по части внедрения умных решения в розничную торговлю. Так «Техносила» уже успешно опробовала использование электронных ценников.
Около года назад компания Philips «Световые решения» внедрила в магазине «Виктория» в г. Москва интеллектуальную систему управления освещением. По словам участников проекта, данная система позволила магазину сократить затраты на освещение почти на 38%. В период с 16-00 до 22-00, когда наблюдается большой наплыв посетителей, яркость освещенности стеллажей с товарами автоматически повышается на 25%. С 22-00 до 16-00 яркость света понижается в соответствии с заданными стандартами розничной сети. Во время низкой покупательской активности автоматически включается режим «Отслеживание», когда датчики присутствия реагируют на посетителей и плавно повышают уровень освещенности в той зоне, куда направляется покупатель. В отделе с алкогольной продукцией предусмотрено автоматическое приглушение света в часы, когда вступает в силу запрет на ее продажу.
Интеллектуальное освещение в магазине «Виктория», г. Москва. Источник: philips.ru
«Мы решили реализовать уникальный световой проект в супермаркете «Виктория» на Балаклавском проспекте. Магазин открыт круглосуточно, поэтому было необходимо создать максимально комфортные условия для покупателей в любое время дня и ночи, когда они совершают покупки, обеспечив максимальную экономию при использовании энергоресурсов» – комментирует ситуацию Олег Жуников, руководитель дивизиона «Виктория» ГК «ДИКСИ».
«Освещение супермаркета «Виктория» на Балаклавском проспекте – уникальный для нас проект. Появление «умных» магазинов – закономерный этап в развитии городов будущего. Мы рады констатировать факт, что отечественные ритейл-компании не только следят за последними разработками в мире торговли, но и активно внедряют инновационные решения», – говорит Марина Тыщенко, генеральный директор Philips «Световые решения» в России и СНГ.