что такое умная школа

Марк Сартан: «Идеальная школа — та, откуда не хочется уходить»

Поговорили с Марком Сартаном, руководителем образовательного проекта «Умная школа» — о реконструкции школ, учителях-наставниках и ответственном отношении к своей жизни.

Спросите у любого российского человека, вне зависимости от возраста и географического положения, что он представляет при слове «школа», и вы получите вполне ожидаемые ответы. Кирпичное или бетонное здание в 2—4 этажа, длинные коридоры, окна в ряд, спортзал в подвале или пристроечкой, куцые занавесочки, туалеты для мальчиков на чётных этажах, для девочек на нечётных. Что-то такое:

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

Даже если вы учились в школе с колоннами и чугунным литьём, такой образ прочно засел у вас в голове.

Такое образовательное пространство — результат полувековой советской культуры застройки новых районов в стремительно растущих городах. Города обросли районами, обжились, сменилась эпоха и темп жизни, изменились запросы общества, а школы остались прежними. В кабинетах стоят проекторы, окна меняются на новые, стены избавились от ужасающей масляной краски, но суть пространства не изменилась: это всё ещё типовая советская школа, дающая стандартный набор знаний для жизни в предсказуемом мире с плановой экономикой. Необходимость сломить такое положение дел назрела давно, а сейчас накоплено достаточно мирового опыта, чтобы осуществить попытку создать новую школу с нуля. Хотя бы одну. Конечно, для того, чтобы начать воплощать смелый замысел, помимо желания нужен значительный энтузиазм и ресурсы. Вот когда вместе встретились энтузиасты из сфер образования и архитектуры, и получился амбициозный проект «Умная школа».

Обширное образовательное пространство «Умной школы» в Иркутске ещё даже не вошло в первый этап строительства, но уже стало нашумевшим брендом, о котором пишут, говорят и показывают федеральные СМИ — не только благодаря маркетинговым стараниям инициатора проекта Тины Канделаки, но и по причине пристального внимания общественности к развитию образования как социального тренда. На реализацию проекта благотворительный фонд «Новый дом» выделяет чуть больше 3,5 миллиардов рублей, а открытие школы на берегу реки Ангара ожидается в 2018 году. Планируется, что образовательный комплекс будет состоять из детского сада на 200 детей, здания начальной школы на 360 учеников, здания старшей школы на 480 учеников, поселковой зоны для 30 приёмных семей, центра социально-психологической поддержки, культурного центра с мастерскими и театром, а также оздоровительного, медицинского и хозяйственного центра.

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

Архитектурная концепция «Умной школы», общий вид.

«Умная школа» станет для всех, кто переживает за развитие российского школьного образования, этакой лакмусовой бумажкой: проект региональный, инвестиции масштаба вполне себе федерального (ну, к примеру, задолженность по зарплате по России в этом году составила примерно ту же сумму), концепция российская и авторская, а опыт привлекается вообще международный. И это настоящая проверка: а сдюжим ли? А что получим в итоге? А сможем ли перенести положительный опыт и в другие регионы?

На конференции EdCrunch 2015 на беседу с руководителем проекта «Умная школа» Марком Сартаном выстроилась целая очередь — всем интересна судьба настолько масштабного и пока что единичного проекта на российских просторах. Мы свою очередь отстояли и поговорили с Марком о реализации проекта, его перспективах, о старой, новой и идеальной школе. Делимся с вами записью этого разговора.

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

Марк Сартан, руководитель проекта «Умная школа»

Сформулируйте основную идею «Умной школы» буквально в одном предложении.

В «Умной школе» воспитывают людей, умеющих ответственно распоряжаться собственной жизнью.

И именно для этого вы строите специальное образовательное пространство?

Конечно. Ответственно распоряжаться своей жизнью нужно учиться. Те десять лет, что человек проводит в школе, он должен иметь возможность распоряжаться своим образованием и пространством вокруг себя. На этом постепенном росте способности самостоятельно распоряжаться и построена вся концепция «Умной школы».

Это некоммерческий проект, заказанный частным благотворительным фондом «Новый дом». Большой частью его работы является работа с детьми-сиротами через приёмные семьи. Была задача выбрать показательный регион с крупным мегаполисом, где подобная проблема остра. Выбор пал на Иркутскую область; администрация пошла навстречу, поэтому мы начали там. А уж «почему не Москва» — это как раз лёгкий вопрос, в Москве и так много всего. Невозможно постоянно делать всё в Москве, нужно идти и в регионы. Иркутск — прекрасный отзывчивый регион с огромным и недооценённым потенциалом, где можно получить хороший отклик.

Мы недавно брали интервью у ректора Новосибирского государственного университета, и на вопрос о специфике этого вуза он ответил: «Вы знаете, все реформы в России всегда заканчивались где-то “до Урала”. Поэтому нам так хорошо — они до нас просто не доходят». Может, и вы этим же принципом руководствовались?

Нам хорошо, потому что нам ничего не меняют?

Имеется в виду, что реформы не насаждаются сверху, а дают развиваться региону самостоятельно.

О, с таким принципом я абсолютно согласен. Наш проект — это не десант из Москвы, а проект для Иркутска. Мы активно сотрудничаем с местными органами образования и опеки, с местным архитектурным сообществом, работаем с учителями. Конечно, мы не хотим быть инопланетянами-захватчиками.

Насколько я знаю, конкурс архитектурных проектов уже прошёл. Какая концепция пространства в итоге сформировалась?

Победил в результате концепт датской компании CEBRA, который они готовили в сотрудничестве с датскими ландшафтными архитекторами Vega landskab. Вообще настоящая архитектура — это та, что рассказывает историю. Датский проект рассказывает историю, и это история объединения. Архитекторы расположили основные здания образовательного комплекса по кругу большого пространства — как люди сидят вокруг костра — и объединили их одним кольцом-крышей; центральное пространство осталось открытым. Вот и история: мы здесь все вместе делаем одно общее дело.

Вот обзор победившей архитектурной концепции «Умной школы»

А когда вы приступаете к реализации?

Смотря что считать реализацией. Конкурс — это тоже этап воплощения. Дальше последовательность простая: сначала проектная документация, потом рабочая документация, потом начало строительства, потом введение в эксплуатацию. Проектная документация уже в работе. Рабочую документацию будет выполнять российский партнёр, компания UNK project. Начало строительных работ мы планируем на 2016 год.

Понятно и естественно, что вы учитывали опыт финских школ. А какие страны помимо Финляндии попадали в фокус вашего внимания, когда вы думали о концепции «Умной школы»?

Мы видели также школы Великобритании, Дании, Германии, Финляндии, Сингапура и знаменитую школу в Армении. Из печатных источников мы знакомы с гораздо большим количеством проектов. Но вообще наш проект задумывался как прорывный, поэтому мы старались учитывать опыт других, не для того чтобы его повторить, а чтобы от него оттолкнуться и пойти дальше. «Умная школа» будет интереснее и современнее.

Когда я читала про проект «Умной школы», у меня сложилось впечатление, что её идея перекликается с идеями школы из романа «Полдень. XXI век» Стругацких…

Нет-нет, погодите, там интернат. У нас же совершенно семейный подход к образованию. Только если дух прогресса совпадает. Конечно, мы все любим Стругацких, но, надо сказать, и сами братья немного иронично относились к идее прогресса, и чем старше они становились, тем более эта ирония переходила в скепсис.

Идея нашей школы — не научить ребёнка тому, как правильно жить, а научить его самого распоряжаться тем, что ему дано. В этом смысле мы с идеей Стругацких не очень перекликаемся.

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

Отрывок из книги «Полдень. XXI век»

На самом деле я несколько к другому этот вопрос задала. В том романе они отводили очень значимую роль учителю, наставнику. Каким вы видите учителя в вашей школе?

Прежде всего нужно сказать, что для детей разного возраста учителя выполняют разные роли — роль учителя начальной школы отличается от учителя старших классов. Поэтому сейчас я буду говорить о той роли, к которой ученики и учителя должны прийти к старшим классам. Я вижу учителя как помощника, организатора и проводника, а не как транслятора знаний. Роль передатчика знаний уже осталась в прошлом: информация есть, она вся оцифрована, её остаётся только организовать, верифицировать, помочь с проектной деятельностью.

А как вы планируете готовить учителей к работе в новом формате?

Мы сейчас разрабатываем целую программу подготовки учителей. Основана она на некоторых базовых вещах: например, учителя «Умной школы» должны будут понимать, что акцент ставится не на предметы, а на метапредметные навыки и универсальные учебные действия. Эти понятия стали очень общим местом в разговорах, и существующие школы даже научились отчитываться об этом, что совсем не значит, что это делается. Просто учителям традиционных школ ещё никто толком не объяснял, как это сделать. Мы объясним.

Когда закончите, поделитесь с широкой общественностью деталями такой педагогической подготовки?

Думаю, что мы её никогда не закончим 🙂
А вообще, понимаете, есть амбиции, а есть скромность. И это два противоположных полюса. Скромность не даёт мне очень много рассказывать о том, что будет потом, а амбиции говорят, что мы хотим нашу школу сделать модельной, показательной и вполне себе дальше масштабируемой.

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

Из архитектурной концепции

Вот, кстати, я как раз хотела спросить, насколько это будет в итоге типовой проект?

Слово «типовой» мне совсем не нравится. Вот «модельный» больше здесь подходит. Если у нас есть идея о самостоятельном распоряжении собственной жизнью, мы не имеем морального права кому-то запретить воплотить её в другом регионе. Ответственно распоряжаться — это как раз оглянуться на другого, учесть опыт, принять подходящее тебе, соблюсти основную идею и сделать что-то своё.

А вы опрашивали школьников при разработке концепции «Умной школы»? Спрашивали ли у них, что им хотелось бы в ней видеть?

В разработке концепции участвует такое количество реальных школьных практиков — педагогов, директоров, психологов, что общее мнение школьников известно. К тому же мы учитывали уже опубликованные результаты исследований и опросов.

Вот такой вопрос: что первично — форма или содержание?

Вообще сам вопрос — это такой змей-уроборос. Я бы задал его так: «Что первично — цель или средство?». Тогда цель первична, а средство вторично. Например, когда мы говорим о развитии креативности, сразу нужно думать, зачем. Если мы поставим цель, то и развитие креативности найдёт своё место. А если мы утверждаем, что сначала цель, потом средство, а потом результат, а потом оценка и рефлексия, мы получаем проект. Поэтому проектная деятельность и есть основа школьного уклада.

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

Из архитектурной концепции

Допустим, что на основе модельного проекта будут построены новые школы. А что делать со старыми, с теми, что как школа-завод?

Типовое здание современной российской школы — это здание школы-завода. К счастью, это не означает, что у них внутри тоже школа-завод, потому что есть огромное количество креативных коллективов, которые реализуют современные гуманистические концепции с выбором, индивидуальными образовательными маршрутами и прочими прелестями.

Просто здание им мешает, или, по крайней мере, не помогает. Здесь есть два пути: либо продолжать линию по трансформации мешающего здания, либо реконструировать эти здания. Вообще такую реконструкцию так или иначе надо будет произвести, поскольку планируется отменить вторую смену, нужно много мест, а участков нет.

То есть в принципе есть какие-то наработки о том, как реконструировать?

В России — не знаю. Но я видел примеры реконструкции в Дании. Там мне встретилась даже не школа-завод, там «школа-тюрьма» 30-х годов. И она реконструирована так, что в итоге мы получаем замечательные пристройки, спортзал и совершенно другое пространство. То есть мировой опыт есть, российского нет, но волей-неволей его придётся приобрести.

Последний вопрос, очень тезисно: идеальная школа в вашем понимании?

Для меня это критерий. Мы знаем, что такие школы существуют. Ещё, если говорить о концепциях, то одна из таких концепций — та, где ландшафт играет такую же роль, как и здание. Где нет коридоров, но есть общественные пространства; где само пространство отзывчиво. Оно откликается на потребности и меняется в соответствии с этими потребностями, давая и детям, и взрослым это пространство сформировать и настроить. Именно это и выводит нас зачастую на улицу, потому что ландшафтом гораздо легче управлять, чем бетонными перегородками. И поэтому нужно придумать, как в нашем климате сделать так, чтобы дети проводили больше времени на улице.

Благодарим Марка за насыщенный разговор. Об «Умной школе» мы ещё услышим не раз, и надеемся на то, что коллективная работа такого количества экспертов не пройдёт даром для отечественного образования, которое, может статься, именно благодаря ей получит свою модель новой школы.

Источник

Проект «Умная школа» – инструмент создания комфортной образовательной среды

Комплексная система интеллектуального управления освещением и отоплением, разработанная в школе №1474, уже сейчас позволяет существенно сокращать расходы на эксплуатацию зданий образовательной организации.

Сегодня «умные» устройства, использующие механизмы энергоэффективного освещения, поддержания оптимальных показателей микроклимата и другие современные технологические решения, активно применяются для создания комфортной среды в офисах, квартирах и загородных домах.

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школаВнедрение подобных инноваций в практику административно-хозяйственной деятельности школ не только делает более комфортным пребывание учащихся в кабинетах и рекреациях, но и позволяет при рациональном, даже экономном, использовании ресурсов соблюдать все нормативные требования эксплуатации зданий.

В школе №1474 первыми шагами в реализации «дорожной карты» проекта «Умная школа» стало локальное обновление электроприборов в здании, расположенном по адресу: Зеленоградская ул., 33Б. В нескольких кабинетах 3‑го этажа была произведена замена люминесцентных ламп в светильниках на светодиодные, также были установлены интеллектуальные выключатели с управлением датчиками присутствия и освещенности. Эти решения позволили сократить расходы электроэнергии, однако в общей структуре энергопотребления всего здания экономия оказалась не столь значительной.

Зато на следующем этапе, когда образовательная организация подключилась к программе «Школа старшеклассников» и стала внедрять новые технологические решения согласно рекомендациям Стандарта общих принципов организации среды, проект «умного» освещения в классах был не только доработан, но и принципиально перестроен с учетом возможностей комплексного интеллектуального управления освещением всего здания. При таком подходе показатели экономии электроэнергии существенно возросли.

Планируется, что в дальнейшем новая централизованная система энергоэффективного управления охватит другие здания образовательного комплекса, также планируется ее интегрировать с системой интеллектуального управления отоплением, такая система сейчас действует в соседнем здании, где расположено дошкольное подразделение комплекса.

В результате школа в Ховрино получит современный инструмент централизованного мониторинга и контроля за работой инженерных систем, который в конечном счете сделает более комфортным пребывание учащихся, учителей и персонала в помещениях образовательной организации, а также послужит снижению затрат на эксплуатацию этих систем.

Интеллектуальная система мониторинга и управления не только оптимизирует систему энергопотребления, но и наглядно показывает увеличение энергоэффективности каждого помещения здания в виде графика или таблицы. Полученные данные могут использоваться для проведения практических занятий в инженерном классе, также они могут послужить интересным метапредметным учебным материалом, мотивирующим учащихся среднего и старшего школьного возраста на освоение технических дисциплин и компетенций.

Анализ административно-хозяйственных технологических решений в практико-ориентированном обучении учителя школы №1474 используют и для профориентирования обучающихся. Школа активно сотрудничает с колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26. Специалисты колледжа не только помогают проектировать и настраивать вышеназванные системы интеллектуального управления освещением и отоплением, но и создают своеобразную лабораторную среду для развития в школе профильной компетенции WorldSkills «Технология энергоаудита». Освоение школьниками этой компетенции позволит им в будущем самостоятельно участвовать в энергообследовании зданий школ и готовить экономические обоснования новых перспективных проектов модернизации инженерных систем.

Ирина КУРЧАТКИНА, директор школы №1474, председатель межрайонного совета директоров №34

Источник

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

В московской школе №2116 в рамках проекта «Умная школа» проведена модернизация теплового пункта. Финансирование проекта обеспечивал Департамент образования г. Москвы. Программа обучения, созданная на базе системы управления отоплением и вентиляцией, служит для формирования у школьников старших классов первичных профессиональных навыков в области автоматизации технологических процессов.

В московской школе №2116 в рамках проекта «Умная школа» по программе «Умное тепло» модернизирован тепловой узел для создания оптимального температурного режима в учебных классах при одновременном сокращении энергопотребления. На базе созданной системы управления разработана программа обучения школьников для получения первичных навыков автоматизации производства, технического проектирования, управления и эксплуатации инженерных систем с применением SCADA-системы и облачного сервиса.

Система управления отоплением и вентиляцией

В рамках программы «Умное тепло» разработана система диспетчеризации (рис.1), которая обеспечивает:

Для поддержания микроклимата в школьных кабинетах применяется оборудование ОВЕН:

Программируемый контроллер ПЛК110 получает и обрабатывает данные, поступающие от систем вентиляции и отопления в реальном времени, и одновременно служит шлюзом между нижним и верхним уровнями АСУ. Данные на нижнем уровне передаются по интерфейсу RS-485 (протокол Modbus RTU), на верхнем – по интерфейсу Ethernet (протоколу Modbus TCP).

Для круглосуточной регистрации параметров применяется сервер со SCADA-системой. На мнемосхемах SCADA-системы отображаются температурные режимы в реальном времени.

Облачный сервис OwenCloud

Помимо SCADA-системы, для удаленной диспетчеризации и мониторинга, управления и хранения архивов данных применяется облачный сервис OwenCloud. Доступ к сервису осуществляется в web-браузере или мобильном приложении.

Сервис предоставляет базовый функционал:

Инженер, обслуживающий учебные объекты, отмечает несомненное удобство удаленного управления тепловым узлом – оно интуитивно понятно и не требует специальных навыков. На мобильном устройстве в облачном сервисе OwenCloud можно наблюдать реальные показания температуры и влажности в помещениях школы, корректировать уставки контроллеров в системе вентиляции и секционных нагревателей, менять график отопления. В нештатных ситуациях на электронную почту оперативно приходят аварийные сообщения и push-уведомления в мобильном приложении.

Программа «Умное тепло»

Программа «Умное тепло» основывается на базовых понятиях электротехники, машиностроения, физики и информационных технологий. Программа разработана для учащихся старших классов с целью формирования профессиональных навыков. Теоретические занятия по физическим основам работы датчиков, реле и логическим операциям в совокупности с практическими проходят в инженерном классе. На экран ПК выводятся параметры работы систем отопления и вентиляции, в том числе в графическом виде.

Для изучения работы оборудования в SCADA-системе создано несколько экранов. На плане нанесено оборудование приточных систем и отопления. В контрольных помещениях отображается температура, мнемосимволы меняют цвет в зависимости от текущей температуры (рис. 2).

На мнемосхемах, относящихся к системе отопления, показана температура воды в подающем и обратном трубопроводах и температура наружного воздуха (рис. 3). В системе управления вентиляцией контролируется наружная температура, приточного воздуха и теплоносителя в контуре (рис. 4). На экран выводятся данные расхода горячей и холодной воды. Графическая информация отображается в реальном времени.

Развитие системы управления

Созданная система предусматривает дальнейшую модернизацию с наращиванием функций. На начальном этапе используется 30 дискретных и 20 аналоговых сигналов. Установка дополнительных модулей ввода/вывода (до 30 шт.) позволит увеличить количество подключенных устройств и организовать систему автоматизации с расширенным функционалом.

Например, можно добавить систему независимого управления температурой в классах посредством регулирования индивидуальным клапаном КЗР, жалюзи или воздушной заслонкой, а также систему звуковой сигнализации, систему управления освещением.

В рамках проекта «Умная школа» разрабатываются новые стандарты преподавания технических дисциплин для понимания учащимися современной инженерной деятельности. Применение промышленных элементов автоматики со специализированными программными продуктами обеспечивает высокий уровень подготовки школьников с формированием профессиональных навыков, востребованных на современном рынке труда.

Связаться с автором проекта можно по адресу: plc@owenkomplekt.ru или по тел.: 8 800 600 49 09 (доб. 213)

© Автоматизация и Производство, 2021. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. За достоверность сведений, представленных в журнале, ответственность несут авторы статей.

Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № ФС77-68720.

Источник

«Здание школы должно подстраиваться под образование и его результат, а не наоборот»

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

30 июня в институте «Стрелка» прошла дискуссия на тему «Как архитектура школы влияет на образование». Спикеры обсудили, как создать современное образовательное пространство и сделать школьную среду гармоничной и дружелюбной.

В России происходит довольно значительный демографический рост, количество детей с каждым годом увеличивается. В ближайшие несколько лет все школы России перейдут на работу в первую смену. Это означает, что количество школ будет увеличено — подсчитано, что придется создать 25 миллионов учебных мест. В связи с этим вопрос «Как архитектура школы влияет на образование?» становится особенно актуальным.

«Основная цель „Умной школы“ — подготовить человека, который сможет ответственно распоряжаться своей жизнью»

В прошлом году мы начали сотрудничать с «Умной школой». Нас очень порадовало, что создатели проекта понимают, как они хотят учить детей, так как, как правило, заказчики просто говорят: «Я хочу школу». Но нельзя спроектировать школу без четкого понимания того, как в ней будут учить детей. Основная цель «Умной школы» — подготовить человека, который сможет ответственно распоряжаться своей жизнью. Мы подумали, что способность ребенка ответственно относиться к своей жизни начинается с ответственного отношения к окружающей среде. Раньше мы говорили о школе-городе. Однако современные индустриальные школы далеки от утопии: территория является лишь приложением к зданию, которое одиноко стоит, окруженное никак не используемыми тремя гектарами земли. Эта среда является пустым приложением к школе, она заброшена.

Мы подумали: «А что, если здание и территория вокруг него будут абсолютно равнозначны?». В каком типологическом аналоге можно найти такое равноправие ландшафта и архитектуры? В голову пришла аналогия с парком. Парк — это способ нового понимания школьного пространства, в котором дети могут выучиться этому ответственному отношению к окружающей среде. Ежедневно у них перед глазами будет образец, транслирующий принципы качественной среды. Эти принципы последовательны, вот они:

«В современной школе мы говорим об индивидуализации образования»

В нашей стране, если вы из окна поезда или автомобиля мельком увидите школу, какой бы они ни была — городская, сельская, старая, новая — вы все равно поймете, что это школа. Это относится не только к советским школам, но и другим школам индустриальной эпохи. Школа похожа на любое здание этой эпохи — на завод и на казарму. Почему? Как мы это считываем, даже не зная этого? Есть некоторые характерные особенности этих зданий. У них промышленный безликий вид типового здания, равномерное (если не сказать — скучное) распределение одинаковых окон по фасаду, единый вход-портал, одинаковый размер классных комнат, прямые пустые коридоры, неизменность планов всех этажей, монотонные цветовые решения. Все это — признаки производства.

школа индустриальной эпохи — это завод по производству человеческого материала методом конвейерно-групповой обработки.

Эта метафора школьного конвейера — не новая. Она использована в книгах Майкла Гриндера «Исправление школьного конвейера» и Джона Гатто — «Фабрика марионеток».

В школе индустриальной эпохи присутствовали определенные феномены из области производства и военного дела — мастерские, станции, цеха, бригады, отряды, командиры, дружины, походы. Если взять планы типовых школ, заводская конвейерная эстетика будет там присутствовать. Чему учит школа-завод? Она учит простой вещи: ты — заготовка. Тебя обрабатывают, взрослые лучше знают, что тебе нужно, куда тебе идти, что слушать и что отвечать. Здание школы-завода, соответственно, учит тому же самому.

Современное школьное здание, как мы можем убедиться, выглядит не так. Если говорить о плане здания, у него появились крылья, коридоры, улицы, центральные площади, на которых происходят разные события. У него есть совершенно противоположные школе-заводу характерные особенности: визуальное своеобразие, пространство разнообразно и трансформируемо, много входов, школа прозрачна. И феномены у нее другие: в современной школе мы говорим о вариативности, то есть о выборе, об образовательном маршруте, индивидуализации образования, выборе профиля, об общественном пространстве.

Школа-город учит тебя тому, что ты — гражданин, ты живешь в городе, ты принимаешь участие в жизни, которая вокруг тебя, тебя не обрабатывают, у тебя есть собственная воля. Каким должно быть школьное здание будущего? Оно должно соответствовать желаемым образовательным результатам. А желаемый результат — это человек, который может распоряжаться собственной жизнью. Здание школы должно подстраиваться под образование и его результат, а не наоборот. Поэтому сейчас мы пойдем обратным путем: будем говорить не о том, чему учит школьное здание, а о том, чему оно должно учить. Характер учебы меняется: он становится преобразующим, ученик перестает пассивно впитывать знания. Для школы будущего характерна личная вовлеченность, появляется деятельность, у которой должен быть результат. Особенно для такой школы важна тема проектирования собственной жизни. А архитектура должна быть образовательным инструментом.

Чему учит школа-парк? тому, что ты — автор своей жизни.

Парк — это место, где ты можешь формировать пространство, формировать маршруты, формировать собственную жизнь. Почему мы, выпускники школы-завода, не стали заготовками? Ведь такая школа учит тому, что ты — заготовка, а учитель — тому, что ты — человек. И, кто победит, — это еще вопрос. Я не люблю рассуждения на тему: «Нечего ругать старую школу. Все мы вышли из нее и, вроде бы, получилось ничего». Мы и в советских магазинах умудрялись питаться и, вроде бы, было ничего, но это совсем не значит, что они были хороши. Повторю за уважаемым мною Александром Асмоловым: сегодня основная линия развития образования — вариативность.

«Только современный преподаватель сможет полноценно использовать созданное нами пространство»

Основное столкновение европейского и российского проектирования заключается в том, что у европейцев нет четкой программы на государственном уровне, которую должны соблюдать архитекторы. Поэтому там архитекторы более свободны, создаваемые ими пространства красивее и функциональнее. Акцент в архитектуре делается прежде всего на ребенка, на развитие личности конкретного ученика, что отличает европейцев от нас. Отсюда мы видим различные тенденции, которые появляются в европейской архитектуре.

В первую очередь, это функционализм. Каждая деталь, каждое пространство не только эстетично, но и функционально. Европейской архитектуре свойственны разнообразие типов помещений, объем зон, приватность ребенка прежде всего: как в школах, так и в детских садах есть пространство, где ребенок может уединиться. Вся мебель складируема, в помещении есть своеобразные «норки» — места, где ребенок может уединиться. Стены мы также предлагаем делать мобильными, чтобы ребенок мог на них рисовать или что-нибудь наклеивать.

изучая современные детские сады, мы заметили, что часто ребенок не может дотянуться до окна. Он в принципе не знает, что находится вне его группы.

Чаще всего перед окном находится батарея, а перед ней — стеллажи с игрушками, и получается, что ребенок находится в замкнутом круге. Поэтому в нашем варианте ребенок может подойти или подползти к окну, чтобы посмотреть в него. Еще один проект мы создали для Московского педагогического университета, придумав концепцию «тетрис». Это пространство предназначалось для кружков и различных секций, могло использоваться как библиотека или детский досуговый центр. Мы создали из полиуретана модуль, с помощью которого ребенок может самостоятельно зонировать пространство. Этот модуль — достаточно крупный, поэтому он может заменять как мебель, так и перегородки. Посередине пространства мы поместили большой стеклянный куб, в котором могли бы храниться все эти модули. Этот куб — своеобразный арт-объект, который виден со всех сторон. Оттуда можно взять любой модуль тогда, когда вам это необходимо.

В помещении также есть сцена, которую можно задвинуть, когда она не нужна, и другая складируемая мебель. С потолка спускаются шторы, которые нужны для зонирования, например, если необходима индивидуальная работа ученика и учителя. Конечно, все зависит от преподавателей и воспитателей, но мы можем создавать пространства, которые говорят: «Вы — преподаватель (воспитатель), вы можете изменить это пространство для себя, а не использовать готовые типовые решения». Да, мы можем создать пространство, но использовать его полноценно сможет только достаточно современный преподаватель. Когда ребенок из стандартного детского сала попадает в школу, у него происходит изменение всех понятий. Он совершенно не понимает, что происходит вокруг него: он привык, что все происходит по накатанной. А когда ребенок растет в правильно спроектированном детском саду, он свободнее, он сам может создавать. Если это будет заложено в детстве, то он не испытает стресса при переходе в школу.

«Открытые пространства — это не только стекла, но еще и возможность наладить отношения с другим человеком»

что такое умная школа. Смотреть фото что такое умная школа. Смотреть картинку что такое умная школа. Картинка про что такое умная школа. Фото что такое умная школа

Ребенок, который попадает в травматичную ситуацию — теряет близкого человека по тем или иным причинам — чувствует растерянность, делает постоянные попытки его найти, зациклен на своих мыслях, погружен в эту проблему и свои переживания. Такой ребенок, попав в новую семью или школу, всегда испытывает недостаток энергии для того, чтобы исследовать то, что его окружает. Он тревожен: «Как меня воспринимают? Сейчас безопасно или нет? Со мной сейчас хороший взрослый? Вообще взрослые плохие, им лучше не доверять. Меня покормят или нет? Раньше могли и не кормить. Куда мне идти? Кто меня поддержит? Может, лучше вообще ничего не трогать?». Весь отрицательный опыт находится внутри ребенка. Попытка помочь ему адаптироваться может быть в том числе и в символах, которые окружают его, в том числе, в архитектуре.

Для того, чтобы снизить уровень тревожности и ощущение дискомфорта, необходимы вещи, которые говорили бы ему: «Это — постоянно. Это надолго. Это хорошо. Это тепло». В «Китеже» всё это реализуется с помощью деревянной архитектуры: ты входишь в помещение, видишь большие бревна и понимаешь, что это — настоящий дом. В нем нет бетона или линолеума, которые ассоциируются у ребенка с детским домом, в котором он был, — той казармой, из которой его забрали.

Поэтому первым решением, которое было принято в нашей школе, был отказ от специального здания, которое будет демонстрировать предыдущий опыт железобетонных классов. Это попытка «затянуть» ребенка в семейную атмосферу. Классы мы сделали в своих домах — деревянных коттеджах, сделанных нашими руками из дерева. В каждом доме есть класс — специальное место, в котором больше ничего не происходит во время учебных занятий.

возможность общаться с пространством, выстраивать его по собственному плану, договариваясь со взрослыми и другими детьми, тоже признак того, что архитектура дает знаки ребенку.

Например, для травмированных детей очень важно видеть процесс приготовления и раздачи еды. Мы сделали открытую столовую, где есть повар и нет традиционной шторки, из-под которой «высовывается» еда. В детских домах процесс раздачи еды организуется именно таким нечеловеческим образом. Еда для детей-сирот, которые часто имели опыт голода и скитаний, — это ценно, поэтому им нужно ее контролировать. Им важно, чтобы повар был дружелюбен и приветлив, чтобы ему можно было сказать: «Я хочу это. Я хочу потрогать, почувствовать запах, пройти в то пространство».

Открытые пространства — это не только стекла, но еще и возможность сказать слово и проконтролировать другого человека, наладить с ним отношения. Это тоже снижает ощущение тревожности у наших детей, дает некий знак, символ, означающий, что все в порядке, что они получат то, что хотят. Массивная мебель, сделанная из дерева своими руками взрослыми вместе с детьми, дает детям ощущение постоянства. Они понимают, что это место устойчиво, несмотря на годы, ситуации, изменения. Чем более маленьким, локальным является пространство, тем лучше оно заполняется детьми. Они учатся вести себя по-разному в разных ситуациях. Для нашего небольшого сообщества важны не большие здания с огромными отсеками, секторами, а небольшие помещения с зонами, в которых дети могут учиться разной деятельности, разным ценностям общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *