что такое умк по фгос

Учебно-методический комплекс

Определение

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

По степени профессионального качества:

По степени обязательности предметов:

Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения – программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

что такое умк по фгос. Смотреть фото что такое умк по фгос. Смотреть картинку что такое умк по фгос. Картинка про что такое умк по фгос. Фото что такое умк по фгос

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения – это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Источник

Понятие учебно-методического комплекса

В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.

Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.

УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.

В УМК выделяют четыре основных компонента:

Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.

Основные этапы разработки учебно-методического комплекса

Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.

Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.

На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.

Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.

Правила разработки учебно-методического комплекса

В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.

Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.

Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.

Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:

После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.

Источник

Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы

Учебно-методический комплекс «Школа 2100». В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.
Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты работы с текстом. Для формирования коммуникативных общеучебных умений используется технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательных системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа». Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.
При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.
Возраст школьника. Первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет. И это не проблема понижения возраста первоклассника, но проблема одновременного присутствия на урокеразновозрастных детей,что потребовало сочетания игровых и учебных видов деятельности на протяжении всего первого года обучения.
Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период обучения.
Топографическая принадлежность школьника. Отбор материала учитывает опыт школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности.
Разный уровень владения русским языком. При разработке УМК«Перспективная начальная школа»учитывалось, что не для всех учащихся русский язык является родным языком и что сегодняшний школьник имеет большое количество логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.
В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки. Овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего,первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе четырехлетнего обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.

Система учебников «Перспективная начальная школа»
1. Русский язык – Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р.

Система учебников «Классическая начальная школа»:
1. Русский язык – Т.Г. Рамзаева.

Источник

Общая характеристика компонентов учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) является совокупностью материалов учебно-методического характера, программных и технических средств, основная задача которых состоит в том, чтобы способствовать процессу освоения учащимися материала, изучаемого в рамках общеобразовательной дисциплины (такой, например, как иностранный язык). УМК представляет собой одно из средств, благодаря которым представляется возможным достижение необходимого уровня усвоения материала учебного характера. Использование УМК повышает эффективность процессов организации и поддержания самостоятельной деятельности учащихся, сохранение преемственности процесса преподавания изучаемых на базе образовательного учреждения дисциплин. Содержание утвержденной рабочей программы по той или иной дисциплине определяет состав УМК [35].

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины является стандартным названием, используемым для обозначения совокупности документации учебно-методического характера, средств обучения, его контроля, которые разрабатываются Высшей Школой Российской Федерации для каждой из образовательной дисциплин. УМК содержит полную информацию, которая является достаточной в рамках изучения той или иной дисциплины. УМК предназначаются в целях обеспечения открытости процессов образования и обучения, являются открытыми и доступными для рассмотрения всеми желающими.

В литературе научного и методического характера есть большое количество определений понятия «учебно-методический комплекс».

Учебно-методический комплекс, на данной ступени образовательного процесса, осуществляемого в современном обществе, предполагает наличие нескольких компонентов в структуре УМК на электронных и бумажных носителях. В их основу положено единство методического, информационного и дизайнерского подходов с учетом физиологических и психических особенностей учащихся той или иной возрастной группы [8, 53].

По своему составу учебно-методический комплекс выступает в качестве средства создания иноязычной среды информационно-образовательного характера. В структуре современных (новых) УМК, рассматриваемых с точки зрения процесса формирования иноязычной информационно-образовательной среды, выделяют такие компоненты как:

Учебник занимает центральное место в структуре УМК [32].

Учебник является учебным изданием, где системно, соответственно учебной программе, изложено содержание той или иной учебной дисциплины или какого-либо ее раздела (части); данное издание является официально утвержденным в качестве учебника. Учебник представляет собой основную учебную книгу по любой образовательной дисциплине. Основным требованиям, предъявляемым к содержанию учебника, является наличие базового материала, целью которого выступает формирование у учащихся соответствующих знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой (ФГОС ООО). Данные знания определяются дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта и определяют основные направления, а также аспекты изучения образовательной дисциплины, последовательность изложения материала [7, 42].

Учебник является составной частью активного образовательного процесса, в котором отражены также основы социологических знаний. Одной из характеристик учебника является его ориентированность на формирование аналитического мышления учащихся, развитие навыков построения логического суждения, ведение аргументированного спора, формирование собственной позиции касательно предмета высказывания, самостоятельность изложения собственных мыслей [35, 62].

Учебник на современном этапе развития процесса образования является не единственной книгой, но основным звеном, «навигатором» учебно-методического комплекса, который строится с целью обеспечения и сопровождения материала, изложенного в учебнике. Содержание учебника, которое разработано в соответствии с ФГОС, в обязательном порядке должно быть дополнено за счет использования других информационных ресурсов. Только в данном случае учебник является инструментом процесса обучения, помогающим учащимся в процессе формирования компетенций по самостоятельному приобретению знаний путем использования различных источников информации.

Путем использования аудиоматериалов обеспечивается знакомство учащихся со звучанием аутентичного текста на иностранном языке. Данные материалы способствую обеспечению необходимого и достаточного уровня звукового сопровождения изучаемого курса [7, 75].

Рабочие тетради (на печатной основе) рассчитаны на использование учащимися как во время работы в классе, так и при самостоятельной работе и предназначены для выполнения работ письменного характера. Могут быть использованы в условиях как индивидуальной, так и групповой видов работ.

В рамках реализации современных требований к процессу оценивания деятельности учащихся, одним из оптимальных способов осуществления данного вида деятельности является способ организации накопительной системы оценки путем создания портфолио учащегося [3, 264]

Портфолио школьника является своеобразным способом накопления и последующего оценивания успехов и достижений того или иного учащегося во время их обучения. В большинстве случаев этот документ является подборкой работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его потенциал, стремление и результаты, которые был им достигнуты в различных областях (как в освоении учебной программы, так и за пределами образовательного учреждения).

Различные вариативные формы портфолио выступают в качестве компонентов современных УМК по предмету «иностранный язык». С точки зрения степени достижения планируемых результатов обучения, а также учитывая основные результаты начального общего образования (в соответствии с ФГОС) производится анализ, интерпретация и оценивание отдельных компонентов портфолио учащегося [17, 85].

Книга для учителя содержит объяснения авторской концепции, а также ряд практических рекомендаций для учителей в плане организации и проведения занятий в рамках преподавания курса. Данное методическое пособие включает пояснительную записку, краткое описание основных аспектов работы по учебным четвертям, поурочное планирование. Каждый план-конспект урока содержит перечень задач, которые предстоит решить. Кроме того, книга для учителя также содержит тематическое планирование разделов и уроков, в котором выделено языковой, речевой и социокультурный материал, оборудование, представлены тестовые и контрольные работы, ключи (ответы) к некоторым упражнениям, тестам и заданиям, текстовые материалы заданий по аудированию.

Таким образом, учебно-методический комплекс (УМК) выступает в качестве одного из средств, способствующих достижению требуемого качества обученности учащихся. Использование УМК дает возможность рациональной организации учебного процесса в соответствии с тенденциями современного образовательного процесса в плане его содержания, методикой преподавания образовательного учреждения. Процесс разработки любого УМК предполагает соответствие его закону РФ «Об образовании» [32]. Так, в новом Федеральном законе «Об образовании» в РФ, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, в статье 18 сказано:

«Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы»

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебник и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам( модулям).

2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общества, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают учебники и учебные пособия, рекомендованные Министерством Образования и науки РФ.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектовРоссийской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

6. Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющейобразовательную деятельность.[32]

Современный рынок книг предлагает широкий выбор УМК, рассчитанных на различные модели обучения. Таким образом, учителя иностранного языка могут выбирать УМК в соответствии с уровнем способностей учащихся, учитывая особенности условий обучения, собственных методических взглядов, творческого подхода в работе.

Выбирая базовый курс, учителю стоит руководствоваться рядом различных критериев, в число которых входят также его собственные приоритеты. Тем не менее, в качестве ведущих критериев могут выступать степень соответствия базового курса таким показателям как:

Состав современных УМК допускает внесение незначительных изменений, что обуславливает существование установленных требований, предусматривающих степеньнеобходимости определения инвариантной части комплекса.

При условии наличия определенной степени вариативности, а также расширения свобод академического характера, существованию разнообразных концепций, теорий, подходов, технологий обучения и воспитания актуальной является проблема оценивания качества УМК по иностранным языкам, его эффективности: УМК должен соответствовать ряду требований, предъявляемых к процессу их разработки, использования в практической деятельности (обучении).

Задачами единых требований, предъявляемых к процессу разработки и использования УМК в осуществлении образовательного процесса, являются:

Несмотря на возросший за последнее время интерес к иностранным языкам, на наш взгляд, наиболее значимым остается вопрос поддержания мотивации учащихся, изучающих иностранный язык. Все мы знаем, что научить можно лишь того, кто сам желает учиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *